Реферат по предмету "Предпринимательство"


Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

РЕФЕРАТ на тему: “Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом” Минск 1999 Особенности малых предприятий в других странах Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.


В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек.


Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек. Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах


ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.


Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников.


Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек. Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000


триллиона экю оборота. Их общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота. В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных" услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.


Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике. Малые предприятия распространены во всех секторах экономики.


Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service suppliers). Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга,


особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках


дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде. Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей


со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%,


через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице: Таблица 1. Характеристики МП ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПИСАНИЕ


ХАРАКТЕРИСТИК Размер фирмы Мала по размеру. Ассортимент Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента. Финансирование Стеснены недостатком финансовых ресурсов. Ценообразование При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости. Отношения с рынком


Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса. Управление Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств. Поиск информации Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям.


Российское малое предпринимательство в цифрах По состоянию на 1 октября 1997 года на территории Российской Федерации действовало 844 тысячи малых предприятий (МП). Общая численность занятых на малых предприятиях - 8.3 млн. человек. Это составляет 13% от общего числе занятых в российской экономике. Более 43% малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания,


17% в строительстве, 16% в промышленности. В первом полугодии 1997 года ими было произведено продукции и оказано услуг по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, что составило почти 7% выпуска продукции и оказания услуг во всех отраслях экономики России. В среднем по России, на одном малом предприятии работает 10 человек. Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:


Страны Кол-во МСП (тыс) Колич.МПС на 1000 жителей Занято в МПС (млн.чел) Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП (%) Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53 Германия 2290 37 18.5 46 50-52 Италия 3920 68 16.8 73 57-60 Франция 1980 35 15.2 54 55-62 Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67


США 19300 74.2 70.2 54 50-52 Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55 Россия 844 5.65 8.3 13 10-11 Литература [1] Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Отчетность М.:"Ось-89", 1996. – 96 с. [2] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство:


Учебное пособие М.:"СОФИТ", 1994. – 494 с. [3] Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование. Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы М.:Ось-89, 1997. –146 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансы и инфляция. Финансовая политика
Реферат Право собственности. Дисциплинарное взыскание. Трудовой договор и его форма. Понятие, стороны и содержание обязательств. Полная материальная ответственность
Реферат Matrix Organization Structure: Advantages and Disadvantages
Реферат Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»
Реферат Статистическая обработка и анализ показателей экономического развития
Реферат Понятие финансов и место кредитных операций в финансовой системе
Реферат Viі міжнародна науково-методична конференція «духовно-моральне виховання І професіоналізація особистості: виклики ХХІ століття» Мета І завдання конференції
Реферат Развитие химии высокомолекулярных соединений
Реферат Тоталитаризм- понятие, истоки, разновидности
Реферат Поляризація діелектричних матеріалів та їх діелектрична проникність
Реферат Организация предпринимательской деятельности и расчет показателей эффективности бизнес проекта ТО
Реферат Последствия монгольского нашествия
Реферат Анализ рынков спрос и предложение
Реферат Статистические методы анализа динамики объема производства
Реферат § Філософський зміст І обгрунтування прав людини