--PAGE_BREAK--2. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции 2.1 Понятие и юридические свойства конституции
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установление
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Рассмотрим эти черты.
1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.
Характерно, что возникновение в XVIIв. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.
Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающего волю всей нации, всего народа. Так, в не осуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и французским философом Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года. Так, в преамбуле Конституции 1978 года было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики… принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившемся в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванном «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 года.
В Конституции РФ 1993 года наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими отражена рассматриваемая черта. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РФ 1993 года.
Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.
В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и властью учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: «… Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.
На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя
общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе;
в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
в особой охране конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения
в нее поправок.
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 года.
1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип
верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций
России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и в Конституции СССР.
Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским, конституциям идея подчинения государства конституции, праву.
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик, уставов других субъектов Федерации, Конституции России.
2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет
высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, нежели принцип ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. Конституция РФ 1993 года является ядром правовой системы государства. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая
охрана, в которой задействована вся система органов государственной
власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
В ст. 80 Конституции закреплено, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию (ст. 82). В случае противоречия Конституции Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.
5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.
Конституция отличается от федеральных законов и тем, что она единственный акт с таким особым наименованием; порядок ее принятия иной, нежели федеральных законов; она в отличие от последних не требует подписания Президентом РФ. Лишь образно Конституцию принято называть основным законом. Сама Конституция во всех случаях говорит о «Конституции и федеральных законах» (ст. 4, 15), т. е. не отождествляет эти термины.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.
Данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, свойственные не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т. Е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.
Различают также конституции гибкие и жесткие — в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.
продолжение
--PAGE_BREAK--