1. Дайте понятие трудового права. Укажите нормы права, находящиеся в сфере перечисления трудового и административного права.
Трудовое право— это важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Трудовое право— одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.
С трудовым правом приходится иметь дело работодателям, должностным лицам их администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому кругу лиц, и, конечно, оно касается всех работников.
Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.
Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда, т.е. на любом производстве. Всякий совместный груд требует его организации, управления и основан на определенной форме собственности на орудия в средства труда. Организация труда имеет две стороны: техническую и общественную (социальную).
2. Назовите виды трудовых правоотношений. Укажите нормы права, регулирующие непосредственно трудовые отношения.
Первая группа правоотношений возникает на основе договора между гражданином— будущим работником
и работодателем.
Содержанием этой правовой связи является обязательство работодателя организовать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностьюи выполнить трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.
Вторая
группа правоотношений возникает в связи с повышением квалификации
работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми и дополняют их. Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обязуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей выполнять обучающие функции, с работодателем. Эти правоотношения выступают в качестве дополнительных
к трудовым и носят временный (срочный) характер
(на период обучения).
Таким образом, обучение работников может быть классифицировано следующим образом:
Первоначальное профессиональное обучение
лиц, не имеющих профессии, многие из которых впервые заключили трудовой договор.
Переподготовка
или переобучение
осуществляется для получения работниками новых профессий или специальностей в случаях высвобождения от основной работы, массовых сокращениях, когда они не могут быть в будущем использованы на прежних должностях и изъявили желание поменять профессиональную специализацию в связи с потребностями предприятия, организации, учреждения в соответствующих рабочих кадрах.
Обучение вторым специальностям и профессиям позволяет расширить диапазон возможного применения труда работников в условиях нестабильной экономической ситуации, перепрофилирования производства, подбора другой работы в случаях освобождения от основной, работы по совместительству, совмещения профессий и должностей и в других случаях.
Повышение квалификации
предусматривает обучение, способствующее совершенствованию профессиональных умений и навыков, росту мастерства по имеющейся у работника профессии или специальности. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства выполняют роль гарантий, обеспечивающих создание нормальных и безопасных условий труда.
Систему правоотношений завершают отношения по рассмотрению трудовых споров,
носящие процессуальный характер. Они включают разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров и в зависимости от данной классификации различаются по субъектному составу органов, уполномоченных рассматривать указанные споры. Ядро правоотношений в сфере труда составляют трудовые правоотношения. Их легальное определение дается в ст. 15 Трудового кодекса РФ: «Трудовые отношения
— отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении
работником за плату трудовой функции (работы по определеннойспециальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении
работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым
договором».Трудовые правоотношения отличают следующие характерные признаки. Субъектами трудовых правоотношений всегда выступают строго определенные лица, которыми являются , работник
иработодатель.
Каждому из них принадлежит многообразный комплекс субъективных трудовых прав и обязанностей, в связи с чем каждый из них является и управомоченным
и обязанным
субъектом.
Для работодателя особенностью является разделение де-ликтоспособности между ним самим и органом его управления. Но, несмотря на данную двухэлементную систему ответственности работодателя, единый характер трудового правоотношения сохраняется.
Трудовые правоотношения, как правило, носят длящийся характер, так как исполнение трудовых обязанностей происходит в течение длительного периода. Трудовые правоотношения характеризуют личный характер прав и обязанностей работника, который самостоятельным трудом участвует в производственно-хозяйственной деятельности. При этомработник выполняет строго определенную функцию в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией или должностью. Выполнение трудовой функции осуществляется в условиях коллективного труда, что вызывает необходимость подчинения всех работников правилам внутреннего трудового распорядка и указаниям работодателя, наделенного властными полномочиями по отношению к работнику.
Работник выполняет возложенную на него работу возмезд-н о, поэтому работодатель по отношению к работнику несет обязанность обеспечить ему выдачу заработной платы за живой затраченный труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время в соответствии с его качеством труда. В процессе трудовой деятельности работника работодатель обязан создавать ему здоровые
ибезопасные условия
для работы, соблюдать законодательство о труде, обеспечивать охрану труда итехнику безопасности. Как работник,
так и работодатель имеют возможность инициировать расторжение трудового договора.
Законодательством устанавливаются правила о расторжении договора, учитывающие ряд особенностей (своевременное уведомление второй стороны о предстоящем расторжении договора, выплата выходного пособия и т.д.)
Содержанием трудового правоотношения являются права одной стороны и корреспондирующие обязанности другой. В частности, к обязанностям работника относятся:
-выполнение определенной трудовой функции;
— соблюдение трудовой дисциплины;
-выполнение норм выработки;
-подчинение внутреннему трудовому распорядку;
-режиму рабочего времени и другие.
Соответственно в круг обязанностей работодателя входят:
-предоставление работы; -обеспечение трудозанятости работник -соблюдение безопасности условий труда; -выплата заработной платы; -удовлетворение социально-бытовых нужд работника и другие. Основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор, но в отдельных случаях к этому юридическому факту добавляются проверка, конкурс, выдвижение и выборы, акт назначения и утверждения в должности вышестоящим органом и др. (ст. 16—19 Трудового кодекса РФ). Основанием изменений трудовых правоотношений обычно выступают двусторонние юридические акты, но в отдельных случаях применимы и односторонние, например при временных переводах, осуществляемых в условиях производственной [Необходимости или простоя без согласия работника. Основаниями прекращения трудовых правоотношений могут служить взаимное волеизъявление сторон; волеизъявление работника либо работодателя; волеизъявление органа, не являющегося стороной трудового правоотношения (например приговора или решения суда).
3. Назовите признаки метода трудового права. Укажите нормы права, с которых применено предписание как средство метода.
Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.
Норма права- это общеобязательное, установленное или
санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить[1].
Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она Рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных
отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных
отношениях и в поведении конкретных людей.
Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, — элемент естественного права,
юридическая норма – элемент позитивного права.
Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без
норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих
норме права специфических признаков (свойств).
Норма права представляет собой отвлечение от признаков
индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е.
рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки,
включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к
реализации.
Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения,
свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных
поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому
регулированию.
Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того,
каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом
случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то
предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению.
Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия на
регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи,
как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых
применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой;
взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
Норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение
не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории
людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников
конкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана на
неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому,
что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее
неоднократное действие.
Абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее
содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что
содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ
определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том
числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или
муниципальным образованием[2]. Здесь типичный пример нормы права с полным и
точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай
причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие
этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения
данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид
отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого,
кто причастен к возмещению убытков.
Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных
отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает
все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и
общеобязательное правило поведения.
Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида
общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется
под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой
культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и
других факторов.
Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство
социального опыта общества и государства, многообразие особенного,
индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно
обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей
интересы общества в развитии данного отношения.
Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы.
Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего,
которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных
отношениях данного вида.
В современных условиях совершенствование норм права идет по двум
основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их
«истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению
потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост
эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений.
Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В
рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные
методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов
правовой нормы.
Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм
права, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм права
требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности
(непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в
ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов
регулирования и управления общественными процессами.
В процессе дискуссии о понимании права[3] взгляд на правовые нормы как
на основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права»[4]. Нормативное понимание
критиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от
практики реализации законов, за умаление значения (или недостаточное
признание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права.
Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и
традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, что
закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и
характер пользования правами»[5].
Однако критика взглядов на право как лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве
социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практика
осуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало, или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.
В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное,
«узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права,
законность и правопорядок и другие правовые, а также моральные явления («широкое понимание права»).
Критически анализируя взгляды сторонников «широкого понимания права», О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный вопрос — субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право
— не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав — нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению
закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя»[6].
Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности,
правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от
юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.
4. Укажите структуру стипендии, выплачиваемой безработным за период профессионального обучения.
1.В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:
уволенным из организации в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем ( полной рабочей недели) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации (далее – размер районного коэффициента);
впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного(более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
2. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством РФ о социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы и на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
3.Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия). Стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
4. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
5. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
6. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.
7. В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи со смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
5. Задача.
В трудовых договорах граждан, работающих у работодателя – физического лица, зафиксировано, что им предоставляется ежегодный 20-дневный оплачиваемый отпуск летом и 10-дневный неоплачиваемый зимой. Петров потребовал предоставления 28-дневного оплачиваемого отпуска летом.
Назовите особенности применения труда граждан у работодателей –физических лиц?
Составьте заключение юрисконсульта.
Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
В тех случаях, когда работник имеет право на выбор, при составлении графика отпусков целесообразно предложить ему написать заявление о том, в какое время он хотел бы получить отпуск. При наличии такого заявления и учете пожелания работника при составлении графика изменить впоследствии время использования отпуска можно только по взаимному согласию сторон.
Если работодатель не соблюдает требование законодательства о предоставлении отпуска отдельным категориям работников в удобное для них время либо нарушает утвержденный график отпусков, работники вправе обратиться за защитой в органы по рассмотрению трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд).
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).
2. Трудовое право. Конспект лекций. В.Н. Толкунова. М., 2003.
3. Трудовое право России. Учебник /Под ред. К.Н. Гусова и В.Н. Толкунова. М., 2004.
4. Андреев Ю.Н. Правовое регулирование труда в РФ //Государство и право. 2002. № 10.
5. Российское трудовое право / ред. А.Д. Зайкина. М., 2004.
6. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 2002.
7. Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы М., 2003.
8. Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2002.
9. Трудовое право России учебник под ред. Лившиц Р.В. Орловский Ю.П. М., 2004.
10. Никитский В.И., Орловский Ю.И. Предмет и метод трудового права: изменение в условия перестройки //Государство и право. 2004. № 1.