Задача 1
Условие: Директор лесхоза «Прибрежный» принял решение провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах. А также для расширения лесного поселка (строительство жилья) он распорядился перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.
Правомерны ли действия директора?
Решение: С 1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации, существенно изменивший требования к ведению лесного хозяйства в ряде категорий защитных лесов (ранее — лесов первой группы). В частности, в соответствии со ст. 105, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (в том числе зеленых зонах), запрещаются сплошные рубки. Исключение делается только для случаев, когда насаждения теряют выполняемые ими защитные функции и этот процесс не может быть остановлен путем проведения выборочных рубок, или специально установленных территорий с особыми условиями использования.
Глава 12ЛК РФ определяет ограничения лесопользования и ведения лесного хозяйства в защитных лесах.
Статья 94. Ведение лесного хозяйства в защитных лесах
1. Хозяйственные мероприятия, проводимые в защитных лесах, должны обеспечивать непрерывность существования лесной среды и выполнения лесом защитных и средообразующих функций. Для обеспечения этой цели в защитных лесах проводятся рубки промежуточного пользования, выборочные и постепенные рубки, при которых ширина вырубаемых сплошь участков (включая участки технологической сети лесосек) не превышает высоты господствующего полога древостоя.
2. Иные рубки могут проводиться в защитных лесах в исключительных случаях на основании разрешения федерального органа исполнительной власти по управлению лесным фондом. Основанием для данного разрешения может служить не возможность сохранения биологической устойчивости данного древостоя, или необходимость проведения сплошной рубки для имитации естественной динамики конкретного типа леса.
В разрешении должны определяться технология проведения лесосечных работ и вывозки древесины, сроки примыкания лесосек, сроки и методы проведения лесовосстановительных работ на участках проведенных рубок.
3. В защитных лесах запрещается строительство сооружений и объектов инфраструктуры, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, без осуществления перевода лесных земель в нелесные в порядке, определенном настоящим кодексом и иными федеральными законами.
Что касается строительство жилью, то для этого необходимо перевод земель из лесной в категории в населенные. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Ф.З. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Таким образом, решение директора совхоза неправомерны, т.к. в соответствии с действующим законодательством он не имеет права принимать решение о вырубки защитных лесов, также перевод лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.
Задача 2
Условие: Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло действия Григорьева незаконными и объявило о введении для него водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.
Решите дело.
Решение:
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.
Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции — органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):
— право долгосрочного пользования;
— право краткосрочного пользования;
— право ограниченного пользования (водный сервитут).
В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Водный сервитут — это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).
Водные сервитуты могут быть публичными и частными.
Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.
Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.
Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.
В субъективном смысле право водопользования — это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.
Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.
Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).
Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное — с применением таких сооружений и устройств.
Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.
Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).
Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:
— осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;
— получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
— осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.
Вместе с тем водопользователи обязаны:
— рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
— не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
— не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
— содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения;
— информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;
— выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
— вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;
— своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
— соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
— выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора — на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.
Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.
Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.
Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.
Защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.
Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивое сокращение их объема.
Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод.
Что касается решения конкретно поставленной задачи, следует сказать следующие:
Из задачи видно, правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут — новелла действующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся в собственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданском законодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля, здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченное право пользования водным объектом без получения лицензии. В водном законодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, вне зависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами. Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимое имущество. Частный сервитут возникает на основании договора с «договорным» пользователем водного объекта или на основании судебного решения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно не м. б. и введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водные сервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основании федерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договора пользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждый гражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства, плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяет принцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитут устанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя, как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства (государственных служб), местного самоуправления или местного населения. При установлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора, заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичном водном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлении публичного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю, они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, еще одно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актов федерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ. Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон, судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Таким образом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действия Григорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основании ВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность по ст. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.
При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.
Задача 3
Условие: Городская дума муниципального образования приняла решение ограничить эксплуатацию автотранспортных средств, а также специально регулировать транспортные потоки в черте города. Это решение мотивировалось повышением уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе.
Правомерно ли такое решение гордумы? Какие правовые меры охраны атмосферного воздуха существуют в Российской Федерации?
Решение:
Правовыми основами законодательства об охране атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «Об охране атмосферного воздуха» и принимаемые в соответствии с ним другие нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, регулирующие нормы допустимого загрязнения атмосферы, определяющие ПДК и ПДВ загрязняющих веществ, а также решающие другие вопросы охраны атмосферного воздуха: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; едеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.
Под атмосферным воздухом понимается «жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений». Иными словами объектом правовой охраны является воздух во внешней, открытой среде, а охрана воздуха в производственных, административных и других помещениях регулируется иными нормами.
Правовая охрана атмосферного воздуха предполагает осуществление комплекса мер, направленных на предотвращение его загрязнения, сохранение атмосферного воздуха в чистоте и улучшение его состояния, благоприятного для здоровья людей и окружающей природной среды.
Источниками вредного воздействия на атмосферный воздух могут быть стационарные (предприятия, электростанции и др.) и передвижные (автомобили, другие виды транспорта и т.п.) объекты.
Исходной позицией для оценки состояния атмосферного воздуха служат в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него (ПДК и ПДУ).
Нарушение установленных нормативными правовыми актами правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу имеет место в случаях прямого запрета производить такие выбросы, а также при несоблюдении требований, регламентирующих основания, порядок, объем, качественный состав и другие условия выброса.
Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»)
Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов может выражаться в различных активных действиях (например, в отключении очистных сооружений, несвоевременной замене фильтров, смене режимов работы установок и сооружений), приводящих к запрещенным, или сверхлимитным, или аварийным выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо к изменению его природных свойств (тепловому, шумовому, радиационному загрязнению и иным изменениям).
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека (см. ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха»).
Экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183 установлено, что экологические нормативы качества атмосферного воздуха, методы определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы и другие экологические нормативы в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды (ныне — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов — нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств, и другие показатели;
предельно допустимые выбросы — нормативы предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данными источниками гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183 (в ред. 14.04.2007 г.) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. № 31 (в ред. от 23.07.2007 г.) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.
Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются с учетом мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.
Исходя из нормативов ПДК и ПДУ, устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов в атмосферу, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам) и санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Эти нормативы должны обеспечивать норматив качества атмосферного воздуха, т.е. допустимое кратковременное или долговременное содержание в нем загрязняющих веществ, не оказывающих неблагоприятного воздействия на здоровье человека, окружающую природную среду.
Руководят работами по нормированию предельно допустимых выбросов по городу, району, промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием соответствующих министерств и ведомств.
Контроль проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполнения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов с целью охраны от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха производственных и других помещений в местах пребывания людей возложен на должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Превышение установленных нормативов выброса загрязняющих веществ определяется только специальными приборами.
В соответствии со ст. 16 Ф.З. « ОБ общих принципах организации местного самоуправления»
К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;.
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством с Российской Федерации;
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в соотвествии с Ф.З. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»
1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что действительно гор. Дума муниципального образования имела право принять решение об ограничении эксплуатации транспортных средств, а также специально регулировать транспортные потоки в черте города, если загрязнение атмосферного воздуха было выявлено соответствующими службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием соответствующих министерств и ведомств и на основании этого было дано заключение.
Литература
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.) — Юристъ, 2002
Научно-практический правовой постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (под ред. Боголюбова С.А.)
Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня 2006 г.)
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.)
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Система ГАРАНТ, 2005
9.редоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (С.В. Беляева, «Законодательство и экономика», N 10, октябрь 2005 г.)
10.именение санитарных норм при использовании земельного участка (А.Е. Фокин, «Законодательство и экономика», N 3, март 2004 г.)
11.деральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)
12.ельный участок: вопросы и ответы (под ред. Боголюбова С.А.) (3-е изд., перераб. и доп.). — Юстицинформ, 2006 г.
13.мьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
14.аев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. — «Статус-Кво 97», 2005 г.
15.кон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования (М.И. Васильева, «Законодательство и экономика», N 11, ноябрь 2005 г.)