1. ВВЕДЕНИЕ. Ру¬ко¬во¬ди¬тель, ори¬ен¬ти¬ро¬ван¬ный на ре¬зуль¬тат, дей¬ст¬ву¬ет не на ос¬но¬ве сво¬их пред¬по¬ло¬же¬ний и слу¬хов. Он не счи¬та¬ет се¬бя при¬ро¬ж¬ден¬ным зна¬то¬ком че¬ло¬ве¬че¬ских душ и сно¬ва и сно¬ва изу¬ча¬ет фак¬то¬ры по¬ве¬де¬ния лю¬дей, весь¬ма мно¬го¬пла¬но¬во¬го и во мно¬гих слу¬ча¬ях не¬объ¬яс¬ни¬мо¬го. Ру¬ко¬во¬ди¬тель, ори¬ен¬ти¬ро¬ван¬ный на ре¬зуль¬тат, сознательно ос¬но¬вы¬ва¬ет свою дея¬тель¬ность по управ¬ле¬нию ин¬ди¬ви¬да¬ми и груп¬па¬ми на про¬ду¬ман¬ном пред¬став¬ле¬нии о
че¬ло¬ве¬ке, ко¬то¬рое он стре¬мит¬ся по¬сто¬ян¬но развивать. Эффективный ру¬ко¬во¬ди¬тель не¬сет от¬вет¬ст¬вен¬ность за хо¬ро¬шие ре¬зуль¬та¬ты дея¬тель¬но¬сти не толь¬ко в на¬стоя¬щем, но и на бу¬ду¬щее. Это часть его управ¬лен¬че¬ской ра¬бо¬ты. Его за¬да¬чей яв¬ля¬ет¬ся та¬кое раз¬ви¬тие под¬чи¬нен¬ных, что¬бы они мог¬ли луч¬ше, чем рань¬ше, справ¬лять¬ся с те¬ку¬щи¬ми за¬да¬ча¬ми и пре¬ду¬га¬ды¬вать по¬треб¬ность раз¬ви¬тия на бу¬ду¬щее.
Это са¬мым серь¬ез¬ным об¬ра¬зом от¬но¬сит¬ся и к са¬мо¬му ру¬ко¬во¬ди¬те¬лю. От¬став¬ший в сво¬ем раз¬ви¬тии, не имею¬щий мо¬ти¬ва¬ции на¬чаль¬ник не смо¬жет вне¬сти нуж¬ный вклад в ра¬бо¬ту тру¬до¬во¬го кол¬лек¬ти¬ва. Эф¬фек¬тив¬но¬му ру¬ко¬во¬ди¬те¬лю сле¬ду¬ет взять на се¬бя глав¬ную от¬вет¬ст¬вен¬ность за свое раз¬ви¬тие как лич¬но¬сти и ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля. Со¬вре¬мен¬ный тру¬до¬вой кол¬лек¬тив ока¬жет не¬об¬хо¬ди¬мую под¬держ¬ку это¬му ак¬тив¬но¬му стрем¬ле¬нию
к раз¬ви¬тию, ис¬хо¬дя¬ще¬му не¬по¬сред¬ст¬вен¬но от на¬чаль¬ни¬ка. - 4 - 2. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ. Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: - теории содержания; - теории процесса. Пер¬вые де¬ла¬ют упор на ис¬сле¬до¬ва¬нии и объ¬яс¬не¬нии то¬го, что мотивирует и ка¬ко¬вы мо¬ти¬вы оп¬ре¬де¬лен¬но¬го по¬ве¬де¬ния.
Вто¬рые разъ¬яс¬ня¬ют тот про¬цесс, ко¬то¬рый да¬ет про¬дви¬же¬ние происходящему внутри че¬ло¬ве¬ка про¬цес¬су мо¬ти¬ва¬ции. Что¬бы дей¬ст¬ви¬тель¬но мож¬но бы¬ло по¬нять мо¬ти¬ва¬цию как яв¬ле¬ние, нуж¬ны оба по¬ня¬тия, а так¬же пер¬со¬наль¬ный под¬ход к рас¬смот¬ре¬нию. 1) Двух¬фак¬тор¬ная тео¬рия мо¬ти¬ва¬ции Герц¬бер¬га. Эта тео¬рия бы¬ла соз¬да¬на Герц¬бер¬гом на ос¬но¬ве дан¬ных ин¬тер¬вью, взя¬тых на раз¬лич¬ных ра¬бо¬чих
мес¬тах, в раз¬ных про¬фес¬сио¬наль¬ных груп¬пах и в раз¬ных стра¬нах. Ин¬тер¬вьюи¬руе¬мых про¬си¬ли опи¬сать си¬туа¬ции, в ко¬то¬рых они чув¬ст¬во¬ва¬ли пол¬ное удов¬ле¬тво¬ре¬ние или, на¬обо¬рот, не¬удов¬ле¬тво¬ре¬ние от ра¬бо¬ты. От¬ве¬ты бы¬ли клас¬си¬фи¬ци¬ро¬ва¬ны по груп¬пам. Изу¬чая со¬б¬ран¬ный ма¬те¬ри¬ал, Герц¬берг при¬шел к вы¬во¬ду, что удов¬ле¬тво¬рен¬ность и не¬удов¬ле¬тво¬рен¬ность
ра¬бо¬той вы¬зы¬ва¬ют¬ся раз¬лич¬ны¬ми фак¬то¬ра¬ми. На удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той влия¬ют: - дос¬ти¬же¬ния (ква¬ли¬фи¬ка¬ция) и при¬зна¬ние ус¬пе¬ха, - ра¬бо¬та как та¬ко¬вая (ин¬те¬рес к ра¬бо¬те и за¬да¬нию), - ответственность, - продвижение по службе, - 5 - - возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал “мотиваторами”. На неудовлетворенность работой влияют: - способ управления, - политика организации и администрация,
- условия труда, - межличностные отношения на рабочем месте, - заработок, - неуверенность в стабильности работы, - влияние работы на личную жизнь. Эти внеш¬ние фак¬то¬ры по¬лу¬чи¬ли на¬зва¬ние “фак¬то¬ров кон¬тек¬ста”, или “ги¬гие¬ни¬че¬ских” фак¬то¬ров. Мо¬ти¬ва¬то¬ры, вы¬зы¬ваю¬щие удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той, свя¬зы¬ва¬лись с со¬дер¬жа¬ни¬ем ра¬бо¬ты и вы¬зы¬ва¬лись внут¬рен¬ни¬ми по¬треб¬но¬стя¬ми лич¬но¬сти в са¬мо¬вы¬ра¬же¬нии. Фак¬то¬ры, вы¬зы¬ваю¬щие не¬удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той, свя¬зы¬ва¬лись
с не¬дос¬тат¬ка¬ми ра¬бо¬ты и внешними ус¬ло¬вия¬ми. С эти¬ми фак¬то¬ра¬ми лег¬ко свя¬зать не¬при¬ят¬ные ощу¬ще¬ния, ко¬то¬рых не¬об¬хо¬ди¬мо из¬бе¬гать. По мне¬нию Герц¬бер¬га, фак¬то¬ры, вы¬зы¬ваю¬щие удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той, не яв¬ля¬ют¬ся про¬ти¬во¬по¬лож¬но¬стью в од¬ном и том же из¬ме¬ре¬нии. Ка¬ж¬дый из них на¬хо¬дит¬ся как бы в соб¬ст¬вен¬ной шка¬ле из¬ме¬ре¬ний, где один дей¬ст¬ву¬ет в диа¬па¬зо¬не от ми¬ну¬са до ну¬ля, а вто¬рой - от ну¬ля до плю¬са.
Ес¬ли фак¬то¬ры кон¬тек¬ста соз¬да¬ют плохую си¬туа¬цию, то ра¬бот¬ни¬ки ис¬пы¬ты¬ва¬ют не¬удов¬ле¬тво¬рен¬ность, но и в луч¬шем слу¬чае эти фак¬то¬ры не при¬во¬дят к боль¬шой удов¬ле¬тво¬рен¬но¬сти ра¬бо¬той, а да¬ют ско¬рее ней¬траль¬ное от¬но¬ше¬ние. Удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той вы¬зы¬ва¬ют толь¬ко мо¬ти¬ва¬ци¬он¬ные фак¬то¬ры, по¬ло¬жи¬тель¬ное раз¬ви¬тие ко- то¬рых мо¬жет по¬вы¬сить мо¬ти¬ва¬цию и удов¬ле¬тво¬рен¬ность от ней¬траль¬но¬го со¬стоя¬ния до “плю¬са”. - 6 - 2)
Иерархия потребностей ( Маслоу ). По¬ве¬де¬ние лич¬но¬сти обыч¬но на¬прав¬ля¬ет¬ся его наи¬бо¬лее силь¬ной в дан¬ный мо¬мент по¬треб¬но¬стью. Это за¬став¬ля¬ет нас дей¬ст¬во¬вать та¬ким об¬ра¬зом, что¬бы удов¬ле¬тво¬рить по¬треб¬ность. По¬треб¬но¬сти мож¬но груп¬пи¬ро¬вать по-раз¬но¬му. Пя¬ти¬сту¬пен¬ча¬тую ие¬рар¬хи¬че¬скую мо¬дель соз¬дал Аб¬ра¬хам Мас¬лоу и трех¬сту¬пен¬ча¬тую - Ал¬дер¬фер.
Клас¬си¬фи¬ка¬ция Мас¬лоу пред¬став¬ля¬ет нам сле¬дую¬щие по¬треб¬но¬сти: - фи¬зио¬ло¬ги¬че¬ские ( жа¬ж¬да, го¬лод, сон, сек¬су¬аль¬ные ), - по¬треб¬ность в безо¬пас¬но¬сти, - со¬ци¬аль¬ные по¬треб¬но¬сти (лю¬бовь, при¬над¬леж¬ность к оп¬ре¬де¬лен¬ной со¬ци¬аль¬ной груп¬пе), - по¬треб¬ность в ува¬же¬нии (са¬мо¬ува¬же¬ние, ус¬пех, ста¬тус), - по¬треб¬ность в са¬мо¬вы¬ра¬же¬нии. Мас¬лоу ут¬вер¬жда¬ет, что наи¬бо¬лее силь¬ная по¬треб¬ность оп¬ре¬де¬ля¬ет по¬ве¬де¬ние до тех пор,
по¬ка она не удов¬ле¬тво¬ре¬на. Удов¬ле¬тво¬рен¬ная по¬треб¬ность боль¬ше не оп¬ре¬де¬ля¬ет по¬ве¬де¬ние, то есть не дей¬ст¬ву¬ет как фак¬тор мо¬ти¬ва¬ции. По¬треб¬но¬сти удов¬ле¬тво¬ря¬ют¬ся в оп¬ре¬де¬лен¬ном по¬ряд¬ке. Фи¬зио¬ло¬ги¬че¬ские по¬треб¬но¬сти и по¬треб¬ность в безо¬пас¬но¬сти - это пер¬вич¬ные по¬треб¬но¬сти, ко¬то¬рые долж¬ны быть удов¬ле¬тво¬ре¬ны пре¬ж¬де, чем по¬треб¬но¬сти бо¬лее вы¬со¬ко¬го уров¬ня смо¬гут
оп¬ре¬де¬лять по¬ве¬де¬ние. На¬при¬мер, уси¬ле¬ние чув¬ст¬ва го¬ло¬да ста¬вит по¬треб¬ность в пи¬ще на цен¬траль¬ное ме¬сто в по¬ве¬де¬нии че¬ло¬ве¬ка, ото¬- дви¬гая в сто¬ро¬ну дру¬гие (на¬при¬мер, удов¬ле¬тво¬ряю¬щие по¬треб¬но¬сти в соб¬ст¬вен¬ном раз¬ви¬тии). По мне¬нию Мас¬ - 7 - лоу, ес¬ли су¬ще¬ст¬ву¬ют две оди¬на¬ко¬во силь¬ные по¬треб¬но¬сти, то до¬ми¬ни¬ру¬ет по¬треб¬ность бо¬лее низ¬ко¬го уров¬ня. Та¬ким об¬ра¬зом, ус¬ло¬вия и си¬туа¬ция со сво¬ей сто¬ро¬ны оп¬ре¬де¬ля¬ют,
ка¬кие по¬треб¬но¬сти бу¬дут до¬ми¬ни¬ро¬вать. По¬треб¬но¬сти, свя¬зан¬ные с ува¬же¬ни¬ем лич¬но¬сти и в этом смыс¬ле яв¬ля¬ют¬ся ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬ны¬ми. Сле¬до¬ва¬тель¬но, в од¬ной и той же си¬туа¬ции у раз¬ных лю¬дей мо¬гут су¬ще¬ст¬во¬вать раз¬ные по¬треб¬но¬сти, а из¬ме¬не¬ние си¬туа¬ции вле¬чет за со¬бой из¬ме¬не¬ние по¬треб¬но¬стей од¬но¬го че¬ло¬ве¬ка. Ра¬бо¬та как та¬ко¬вая мо¬жет дать воз¬мож¬ность для удов¬ле¬тво¬ре¬ния по¬треб¬но¬стей.
В том слу¬чае час¬то речь идет о по¬треб¬но¬стях бо¬лее вы¬со¬ко¬го уров¬ня, свя¬зан¬ных с ува¬же¬ни¬ем и са¬мо¬вы¬ра¬же¬ни¬ем. С дру¬гой сто¬ро¬ны, ра¬бо¬та мо¬жет быть спо¬со¬бом изы¬ски¬вать воз¬мож¬но¬сти для удов¬ле¬тво¬ре¬ния та¬ких по¬треб¬но¬стей вне ра¬бо¬ты, и то¬гда до¬ми¬ни¬ру¬ют по¬треб¬но¬сти бо¬лее вы¬со¬ко¬го уров¬ня, свя¬зан¬ные с ус¬ло¬вия¬ми и фак¬то¬ра¬ми безо¬пас¬но¬сти. 3) Теория ожиданий ( Врум, Портер, Лоулер и др. ).
Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели. Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация)
зависит от - 8 - - ценности вознаграждения ( желательности ) и - его достижимости ( реальности получения вознагра- ждения, “ценности ожиданий” ). То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил. С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют
достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление ( ожидание ) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента. Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт также подкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы
быть получен. Таким образом, успех усиливает мотивацию. Ес¬ли же ожи¬да¬ния не осу¬ще¬ст¬в¬ля¬ют¬ся, пре¬пят¬ст¬вия к дос¬ти¬же¬нию це¬ли по¬ро¬ж¬да¬ют ощу¬ще¬ние тщет¬но¬сти уси¬лий. Чем боль¬ше для че¬ло¬ве¬ка важ¬ность (цен¬ность) не¬дос¬тиг¬ну¬той це¬ли, тем боль¬ше ощу¬ще¬ние тщет¬но¬сти. В сле¬дую¬щий раз, мо¬жет быть, бу¬дет не¬мно¬го сни¬жен и уро¬вень це¬ли и, ес¬ли цель не осу¬ще¬ст¬вит¬ся не¬сколь¬ко раз, сни¬зит¬ся оцен¬ка ре¬аль¬но¬сти ее дос¬ти¬же¬ния
и мо¬ти¬ва¬ция умень¬шит¬ся. “Сто¬ит ли пы¬тать¬ся ” Ощу¬ще¬ние тщет¬но¬сти сни¬жа¬ет мо¬ти¬ва¬цию, а низ¬кая мо¬ти¬ва¬ция умень¬ша¬ет ис¬пол¬ни¬тель¬ский вклад, ос¬ - 9 - лож¬ня¬ет дос¬ти¬же¬ние це¬ли и вы¬зы¬ва¬ет еще боль¬шее ощу¬ще¬ние тщет¬но¬сти. Круг за¬мы¬ка¬ет¬ся. От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.
4) Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию. Спо¬соб управ¬ле¬ния и ор¬га¬ни¬за¬ци¬он¬ный кли¬мат яв¬ля¬ют¬ся фак¬то¬ра¬ми, влияю¬щи¬ми на мо¬ти¬ва¬цию в рам¬ках пред¬при¬ятия. Это так на¬зы¬вае¬мые по¬сред¬ни¬че¬ские пе¬ре¬мен¬ные, то есть их влия¬ние ли¬бо по¬ро¬ж¬да¬ет мо¬ти¬ва¬цию, ли¬бо пре¬пят¬ст¬ву¬ет ей. Дру¬ги¬ми та¬ки¬ми си¬туа¬ци¬он¬ны¬ми фак¬то¬ра¬ми яв¬ля¬ют¬ся меж¬лич¬но¬ст¬ные от¬но¬ше¬ния на ра¬бо¬чем
мес¬те, дав¬ле¬ние на ра¬бо¬те в дан¬ный мо¬мент, ис¬поль¬зо¬вав¬ший¬ся про¬из¬вод¬ст¬вен¬ный ме¬тод, а так¬же су¬ще¬ст¬вую¬щие на пред¬при¬ятии куль¬ту¬ра и груп¬по¬вые нор¬мы. В тео¬рии Герц¬бер¬га эти мо¬мен¬ты от¬но¬сят¬ся к ги¬гие¬ни¬че¬ским фак¬то¬рам, то есть спо¬соб ре¬ше¬ния та¬ких во¬про¬сов ли¬бо вы¬звал не¬удов¬ле¬тво¬рен¬ность, ли¬бо сде¬лал си¬туа¬цию ней¬траль¬ной, но не соз¬дал мо¬ти¬ва¬цию. В тео¬ри¬ях ожи¬да¬ний та¬кие фак¬то¬ры си¬туа¬ции и внеш¬ней сре¬ды яв¬ля¬ют¬ся
те¬ми пе¬ре¬мен¬ны¬ми, ко¬то¬рые оп¬ре¬де¬ля¬ют оцен¬ку же¬ла¬тель¬но¬сти це¬ли и воз¬мож¬но¬сти ее дос¬ти¬же¬ния. К при¬ме¬ру, ис¬поль¬зо¬вав¬ший¬ся про¬из¬вод¬ст¬вен¬ный ме¬тод уже ог¬ра¬ни¬чи¬ва¬ет под¬дер¬жа¬ние удов¬ле¬тво¬ре¬ния по¬треб¬но¬сти в са¬мо¬вы¬ра¬же¬нии как силь¬ной це¬ли. С дру¬гой сто¬ро¬ны, по¬ве¬де¬ние ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля и спо¬соб управ¬ле¬ния в зна¬чи¬тель¬ной сте¬пе¬ни оп¬ре¬де¬ля¬ют мо¬ти¬ва¬цию и дос¬ти¬же¬ния его под¬чи¬нен¬ных.
На ос¬но¬ве дея¬тель¬но¬сти ру¬ко¬во¬ди - 10 - те¬ля под¬чи¬нен¬ные де¬ла¬ют вы¬во¬ды о том, ка¬кие дос¬ти¬же¬ния воз¬на¬гра¬ж¬да¬ют¬ся, а ка¬кие - нет и что сле¬ду¬ет из ка¬ж¬до¬го спо¬со¬ба дея¬тель¬но¬сти. Си¬туа¬ци¬он¬ные фак¬то¬ры за¬час¬тую пре¬пят¬ст¬ву¬ют ра¬бот¬ни¬ку в вы¬пол¬не¬нии за¬да¬ния же¬лае¬мым спо¬со¬бом (на¬при¬мер, от¬сут¬ст¬вие ин¬ст¬ру¬мен¬та¬рия), и та¬ким об¬ра¬зом по¬яв¬ля¬ют¬ся пре¬пят¬ст¬вия на пу¬ти к дос¬ти¬же¬нию це¬ли. На¬при¬мер, из ме¬то¬дов управ¬ле¬ния ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля или про¬во¬ди¬мой
на пред¬при¬ятии кад¬ро¬вой по¬ли¬ти¬ки де¬ла¬ет¬ся вы¬вод о том, что дос¬ти¬же¬ние це¬ли ни в ко¬ем слу¬чае не по¬вле¬чет за со¬бой же¬лае¬мо¬го воз¬на¬гра¬ж¬де¬ния. Пре¬пят¬ст¬вия, ви¬ди¬мые на пу¬ти к дос¬ти¬же¬нию це¬ли, соз¬да¬ют ощу¬ще¬ние тщет¬но¬сти и сни¬жа¬ют мо¬ти¬ва¬цию. Од¬ним из пре¬пят¬ст¬вий мо¬жет быть так¬же не¬дос¬та¬точ¬ность соб¬ст¬вен¬ных спо¬соб¬но¬стей по от¬но¬ше¬нию к дан¬но¬му за¬да¬нию. По этой при¬чи¬не ис¬пол¬не¬ние не¬удач¬но, и в сле¬дую¬щий раз
мо¬ти¬ва¬ция при та¬ком за¬да¬нии бу¬дет еще ни¬же. Ус¬пех при ис¬пол¬не¬нии за¬да¬ния, на¬про¬тив, сти¬му¬ли¬ру¬ет мо¬ти¬ва¬цию в со¬от¬вет¬ст¬вую¬щей ра¬бо¬те. Сле¬до¬ва¬тель¬но, ка¬че¬ст¬во за¬да¬ний, да¬вае¬мых ра¬бот¬ни¬ку, в со¬от¬но¬ше¬нии с его спо¬соб¬но¬стя¬ми и мас¬тер¬ст¬вом так¬же влия¬ет на мо¬ти¬ва¬цию. С дру¬гой сто¬ро¬ны, лич¬ность ра¬бот¬ни¬ка ока¬зы¬ва¬ет влия¬ние в тех слу¬ча¬ях, ко¬гда вид¬ны при¬чи¬ны
ус¬пе¬ха и не¬удач. Не¬до¬оце¬ни¬ваю¬щий се¬бя че¬ло¬век пе¬ре¬но¬сит на се¬бя да¬же ма¬лень¬кий уп¬рек или не¬уда¬чу, а дру¬гой ищет при¬чи¬ну вне се¬бя - за¬час¬тую у не¬го ви¬но¬ва¬ты на¬чаль¬ни¬ки, ру¬ко¬во¬дство или ус¬ло¬вия тру¬да. Сле¬до¬ва¬тель¬но, “я”, или пред¬став¬ле¬ние о са¬мом се¬бе это та¬кая лич¬но¬ст¬ная чер¬та, ко¬то¬рая влия¬ет на опыт¬ность ра¬бот¬ни¬ка, фор¬ми¬руе¬мые на этой ос¬но¬ве ожи¬да¬ния и, та¬ким об¬ра¬зом, на мо¬ти¬ва¬цию в ра¬бо¬те. Дру¬ги¬ми по¬доб¬ны¬ми фак¬то¬ра¬ми, свя¬зан¬ны¬ми с че¬ло¬ве¬ком,
- 11 - яв¬ля¬ют¬ся лич¬ность, спо¬соб¬но¬сти и уме¬ние, цен¬но¬сти и по¬треб¬но¬сти ра¬бот¬ни¬ка, а так¬же ожи¬да¬ния, сфор¬ми¬ро¬ван¬ные на ос¬но¬ве его бо¬лее ран¬не¬го жиз¬нен¬но¬го опы¬та. По сум¬ме этих фак¬то¬ров ко¬го-то боль¬ше мо¬ти¬ви¬ру¬ют внут¬рен¬ние по¬треб¬но¬сти в са¬мо¬вы¬ра¬же¬нии и ува¬же¬нии, то есть по¬треб¬но¬сти бо¬лее вы¬со¬ко¬го уров¬ня, а ко¬го-то - по¬треб¬но¬сти, иду¬щие из¬вне и на¬прав¬лен¬ные на из¬бе¬жа¬ние не¬при¬ят¬ных пе¬ре¬жи¬ва¬ний и ус¬ло¬вий и на по¬лу¬че¬ние
раз¬лич¬ных воз¬на¬гра¬ж¬де¬ний, удов¬ле¬тво¬ряю¬щих по¬треб¬но¬сти бо¬лее низ¬ко¬го уров¬ня. 5) Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе. С точ¬ки зре¬ния управ¬ле¬ния по ре¬зуль¬та¬там ос¬нов¬ны¬ми яв¬ля¬ют¬ся три ти¬па мо¬ти¬ва¬ции: - По¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли Ра¬бот¬ник, имею¬щий зна¬чи¬тель¬ную по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли, ста¬вит се¬бе вы¬со¬кие, но ре¬аль¬ные це¬ли.
Для не¬го важ¬ны хо¬ро¬шие дос¬ти¬же¬ния. - По¬треб¬ность в при¬сое¬ди¬не¬нии Ра¬бот¬ник, ис¬пы¬ты¬ваю¬щий по¬треб¬ность в при¬сое¬ди¬не¬нии, це¬нит че¬ло¬ве¬че¬ские от¬но¬ше¬ния и друж¬бу и под¬дер¬жи¬ва¬ет их. Та¬кой че¬ло¬век мо¬жет быть весь¬ма эф¬фек¬ти¬вен при вы¬пол¬не¬нии за¬да¬ний, тре¬бую¬щих груп¬по¬вой ра¬бо¬ты. - По¬треб¬ность во вла¬сти Ра¬бот¬ник, имею¬щий по¬треб¬ность во вла¬сти, хо¬чет об¬ла¬дать воз¬мож¬но¬стью вли¬ять на дру¬гих
и по¬это¬му ищет та¬кие за¬да¬ния и долж¬но¬сти, где у не¬го был бы со¬от¬вет¬ст¬вую¬щий ста¬тус, даю¬щий воз¬мож¬ность ис¬поль¬зо¬вать власть и ав¬то¬ри¬тет. - 12 - Что¬бы ис¬поль¬зо¬вать свои ре¬сур¬сы эф¬фек¬тив¬но, пред¬при¬ятия долж¬ны ис¬кать для вы¬пол¬не¬ния ка¬ж¬до¬го за¬да¬ния та¬ко¬го че¬ло¬ве¬ка, чья ос¬нов¬ная мо¬ти¬ва¬ция со¬от¬вет¬ст¬ву¬ет осо¬бен¬но¬стям за¬да¬ния. Ес¬ли ра¬бот¬ник, имею¬щий по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли, мог бы ус¬пеш¬но спра¬вить¬ся
с весь¬ма слож¬ным за¬да¬ни¬ем, за вы¬пол¬не¬ние ко¬то¬ро¬го он один нес бы от¬вет¬ст¬вен¬ность, то, по¬лу¬чив за¬да¬ние, важ¬ное, но с боль¬шой сте¬пе¬нью ру¬тин¬но¬сти и раз¬де¬ле¬ни¬ем от¬вет¬ст¬вен¬но¬сти на мно¬гих ра¬бот¬ни¬ков, он, оче¬вид¬но, это за¬да¬ние не вы¬пол¬нит. Прав¬да, мо¬ти¬ва¬ция не все¬гда со¬хра¬ня¬ет¬ся в не¬из¬мен¬ном ви¬де. На нее ока¬зы¬ва¬ют зна¬чи¬тель¬ное влия¬ние как си¬туа¬ция, так и ра¬бо¬чая об¬ста¬нов¬ка в ор¬га¬ни¬за¬ции.
Лит¬ви¬нов вы¬де¬лил два ти¬па мо¬ти¬ва¬ции. Один тип про¬яв¬ля¬ет¬ся у ру¬ко¬во¬ди¬те¬лей, на¬хо¬дя¬щих¬ся на та¬ких долж¬но¬стях, ко¬то¬рые тре¬бу¬ют усер¬дия и пред¬при¬им¬чи¬во¬сти, дру¬гой - при долж¬но¬стях, тре¬бую¬щих ко¬ор¬ди¬на¬ции и ин¬те¬гра¬ции. Макк¬ле¬ланд за¬ни¬мал¬ся изу¬че¬ни¬ем мо¬ти¬ва¬ции биз¬нес¬ме¬нов и при¬шел к вы¬во¬ду, что для ра¬бот¬ни¬ков, имею¬щих по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли, ти¬пич¬ным яв¬ля¬ет¬ся сле¬дую¬щее: • им нра¬вят¬ся си¬туа¬ции, в ко¬то¬рых воз¬мож¬но взять на се¬бя от¬вет¬ст¬вен¬ность
за на¬хо¬ж¬де¬ние ре¬ше¬ния про¬бле¬мы. Их не ин¬те¬ре¬су¬ют си¬туа¬ции, в ко¬то¬рых мож¬но до¬би¬вать¬ся ус¬пе¬ха бла¬го¬да¬ря слу¬чай¬но¬стям, они хо¬тят са¬ми вли¬ять на ко¬неч¬ный ре¬зуль¬тат; • од¬на¬ко они не хо¬тят ид¬ти на слиш¬ком боль¬шой риск, а ста¬вят се¬бе уме¬рен¬ные це¬ли, где риск про¬счи¬тан и пред¬ска¬зу¬ем; • имею¬щие по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли хо¬тят кон¬крет¬ной об¬рат¬ной свя¬зи, на¬сколь¬ко хо¬ро¬шо они справ¬ля¬ют¬ся с за¬да¬ни¬ем.
Мо¬жет быть, по¬это¬му - 13 - имею¬щие по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли ве¬ли¬ко¬леп¬но чув¬ст¬ву¬ют се¬бя в де¬ло¬вой жиз¬ни, по¬сколь¬ку она по¬сто¬ян¬но соз¬да¬ет си¬туа¬ции, где це¬нит¬ся ус¬пех. Макк¬ле¬ланд от¬ме¬ча¬ет, что для имею¬щих по¬треб¬ность в дос¬ти¬же¬нии це¬ли пред¬при¬ни¬ма¬те¬лей день¬ги са¬ми посе¬бе ред¬ко зна¬чат очень мно¬гое. Од¬на¬ко они важ¬ны как по¬ка¬за¬тель ус¬пе¬ха. С точ¬ки зре¬ния со¬хра¬не¬ния мо¬ти¬ва¬ции важ¬но
знать ре¬зуль¬та¬ты ис¬сле¬до¬ва¬ния Эд¬га¬ра Шей¬на,ко¬то¬рые по¬ка¬зы¬ва¬ют на¬ли¬чие в мо¬ти¬ва¬ции к ра¬бо¬те 5 - 7 -лет¬них от¬рез¬ков вре¬ме¬ни. Ес¬ли со¬дер¬жа¬ние ра¬бо¬ты не ме¬ня¬ет¬ся пол¬но¬стью или зна¬чи¬тель¬но, то мо¬ти¬ва¬ция яв¬но сни¬жа¬ет¬ся че¬рез 5 лет. 3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ И МОТИВАЦИЮ. Це¬ли соб¬ст¬вен¬но¬го раз¬ви¬тия - убе¬дить¬ся в том, что ру¬ко¬во¬ди¬те¬ли всех звень¬ев
име¬ют ка¬че¬ст¬ва, не¬об¬хо¬ди¬мые в ори¬ен¬ти¬ро¬ван¬ном на ре¬зуль¬тат тру¬до¬вом кол¬ле¬к¬ти¬ве, и мо¬ти¬ва¬цию для де¬я¬тель¬но¬сти в ка¬че¬ст¬ве эф¬фе¬к¬тив¬но¬го ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля. На¬зна¬че¬ние ска¬зан¬но¬го - осо¬бен¬но под¬черк¬нуть зна¬че¬ние мо¬ти¬ва¬ции эф¬фе¬к¬тив¬но¬го ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля. Же¬ла¬ние ру¬ко¬во¬дить ну¬ж¬но со¬хра¬нить тем или иным спо¬со¬бом в те¬че¬ние ря¬да лет, по¬ка ты за¬ни¬ма¬ешь ру¬ко¬во¬дя¬щие дол¬ж¬но¬сти. Пра¬к¬ти¬че¬с¬кие ме¬ры по соб¬ст¬вен¬но¬му раз¬ви¬тию как
ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля в зна¬чи¬тель¬ной сте¬пе¬ни увя¬за¬ны с эта¬пом слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры дан¬но¬го че¬ло¬ве¬ка. От¬ме¬че¬но как факт, что че¬ло¬век в те¬че¬ние сво¬ей тру¬до¬вой де¬я¬тель¬но¬сти про¬хо¬дит раз¬ли¬ч¬ные эта¬пы. По мно¬гим при¬чи¬нам кри¬ти¬че¬с¬кий этап при¬хо¬дит¬ся на се¬ре¬ди¬ну карь¬е¬ры. - 14 - В Мас¬са¬чу¬сет¬ском тех¬но¬ло¬ги¬че¬ском ин¬сти¬ту¬те осу¬ще¬ст¬в¬лен до¬воль¬но об¬шир¬ный ис¬сле¬до¬ва¬тель¬ский про¬ект, свя¬зан¬ный с пла¬ни¬ро¬ва¬ни¬ем слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры.
Эта ра¬бо¬та бы¬ла на¬ча¬та в свя¬зи с та¬ким на¬блю¬де¬ни¬ем: часть ин¬же¬не¬ров по¬те¬ря¬ла ин¬те¬рес к тех¬ни¬ке и вме¬сто это¬го ув¬лек¬лась про¬бле¬ма¬ми че¬ло¬ве¬че¬ско¬го по¬ве¬де¬ния. Вто¬рая груп¬па ин¬же¬не¬ров пол¬но¬стью по¬те¬ря¬ла мо¬ти¬ва¬цию к рабо¬те и об¬ра¬ти¬ла свою ак¬тив¬ность на се¬мью и ув¬ле¬че¬ния. Та¬ким об¬ра¬зом, чис¬ло ин¬же¬не¬ров, ин¬те¬ре¬со¬вав¬ших¬ся тех¬ни¬кой, по¬сто¬ян¬но со¬кра¬ща¬лось. Ис¬сле¬до¬ва¬ни¬ем бы¬ло ох¬ва¬че¬но свы¬ше 3 ты¬сяч че¬ло¬век, ра¬бо¬тав¬ших
на раз¬ных уров¬нях и в раз¬ных дол¬ж¬но¬стях. На ос¬но¬ве ис¬сле¬до¬ва¬ния бы¬ло вы¬де¬ле¬но пять са¬мых ва¬ж¬ных фа¬к¬то¬ров, вли¬я¬ю¬щих на удо¬в¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той и мо¬ти¬ва¬цию, а имен¬но: 1. Мно¬го¬об¬ра¬зие предъ¬я¬в¬ля¬е¬мых ра¬бо¬той тре¬бо¬ва¬ний к ма¬с¬тер¬ст¬ву (са¬мо¬вы¬ра¬же¬ние). На пра¬к¬ти¬ке речь идет о том, на¬сколь¬ко лю¬ди мо¬гут ис¬поль¬зо¬вать на ра¬бо¬те свои силь¬ные ка¬че¬ст¬ва, о со¬от¬вет¬ст¬вии тре¬бо¬ва¬ний, предъ¬я¬в¬ля¬е¬мых ра¬бо¬той, и уров¬ня сво¬его ма¬с¬тер¬ст¬ва.
2. Яс¬ность со¬дер¬жа¬ния за¬да¬чи и пе¬ре¬да¬ва¬е¬мое ею чув¬ст¬во ото¬жде¬ст¬в¬ле¬ния с ра¬бо¬той (ра¬бо¬та как она есть). Ес¬ли пер¬вое ме¬с¬то мо¬ж¬но счи¬тать стру¬к¬тур¬ным фа¬к¬то¬ром, то ото¬жде¬ст¬в¬ле¬ние пред¬ста¬в¬ля¬ет¬ся ак¬ти¬ви¬зи¬ру¬ю¬щим фа¬к¬то¬ром. 3. Пред¬ста¬в¬ле¬ние о зна¬че¬нии за¬да¬чи для ор¬га¬ни¬за¬ции (цен¬ность, ста¬тус). Соб¬ст¬вен¬ное ощу¬ще¬ние ва¬ж¬но¬сти ра¬бо¬ты и пред¬по¬ло¬же¬ние о том, как дру¬гие пред¬ста¬в¬ля¬ют
се¬бе твою ра¬бо¬ту, об¬ра¬зу¬ют в со¬во¬куп¬но¬сти цен¬т¬раль¬ный фа¬к¬тор мо¬ти¬ва¬ции. 4. Об¬рат¬на¬я с¬вязь. По¬ло¬жи¬тель¬ное или от¬ри¬ца¬тель¬ное под¬кре¬п¬ле¬ние, по¬лу¬чен¬ное от на¬чаль¬ни¬ка, кол¬лег по ра¬бо¬те или под¬чи¬нен¬ных и свя¬зан¬ное с ус¬пеш¬но¬стью - 15 - ра¬бо¬ты, уве¬ли¬чи¬ва¬ет удов¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той. Не¬об¬хо¬ди¬мо от¬ме¬тить, что мне¬ние о ра¬бо¬те дру¬гих са¬мо по се¬бе уве¬ли¬чи¬ва¬ет мо¬ти¬ва¬цию,
в то вре¬мя как “ ни¬че¬го - не - го¬во¬ре¬ние ” сни¬жа¬ет чув¬ст¬во удов¬ле¬тво¬рен¬но¬сти. 5. Са¬мо¬де¬я¬тель¬ность. Воз¬мо¬ж¬ность ра¬бо¬тать са¬мо¬сто¬я¬тель¬но, сба¬лан¬си¬ро¬ван¬ность вла¬сти и от¬вет¬ст¬вен¬но¬сти яв¬ля¬ет¬ся пя¬тым фа¬к¬то¬ром, вли¬я¬ю¬щим на удо¬в¬ле¬тво¬рен¬ность ра¬бо¬той. То же са¬мое мо¬ж¬но вы¬ра¬зить и дру¬ги¬ми сло¬ва¬ми: са¬мо¬ди¬с¬ци¬п¬ли¬на - это це¬на сво¬бо¬ды. Обы¬ч¬но лю¬ди го¬то¬вы за¬пла¬тить эту це¬ну. Дан¬ные фа¬к¬то¬ры мо¬ти¬ви¬ру¬ют по-раз¬но¬му на раз¬ных
ста¬ди¬ях пре¬бы¬ва¬ния в од¬ной и той же дол¬ж¬но¬сти. Ре¬ша¬ю¬щим мо¬мен¬том яв¬ля¬ет¬ся дли¬тель¬ность вы¬пол¬не¬ния че¬ло¬ве¬ком од¬ной и той же, не ме¬няю¬щей¬ся по со¬дер¬жа¬нию ра¬бо¬ты. Во вре¬мя пер¬во¬го го¬да ра¬бо¬ты в оп¬ре¬де¬лен¬ной долж¬но¬сти (будь то пер¬вое или шес¬тое ме¬сто ра¬бо¬ты) пред¬став¬ле¬ние о зна¬че¬нии за¬да¬чи и на¬ли¬чие об¬рат¬ной свя¬зи яв¬ля¬ют¬ся мо¬ти¬ва¬то¬ра¬ми. Са¬мо¬стоя¬тель¬ность не ин¬те¬ре¬су¬ет.
В ин¬тер¬ва¬ле ме¬ж¬ду вто¬рым и пя¬тым го¬дом са¬мо¬стоя¬тель¬ность яв¬ля¬ет¬ся важ¬ней¬шим фак¬то¬ром мо¬ти¬ва¬ции. На¬ли¬чие об¬рат¬ной свя¬зи пред¬став¬ля¬ет ин¬те¬рес в те¬че¬ние пер¬вых лет. Ра¬бот¬ник на¬хо¬дит¬ся “ в рас¬цве¬те сил” по¬сле двух-трех лет ра¬бо¬ты на од¬ном мес¬те. По¬сле пя¬ти лет ра¬бо¬ты на од¬ном и том же мес¬те ни один фак¬тор не обес¬пе¬чи¬ва¬ет удов¬ле¬тво¬рен¬но¬сти ра¬бо¬той и, как след¬ст¬вие это¬го, дос¬ти¬же¬ния в ра¬бо¬те су¬ще¬ст¬вен¬но сни¬жа¬ют¬ся.
Вме¬сто фак¬то¬ров мо¬ти¬ва¬ции, свя¬зан¬ных с ра¬бо¬той, мо¬ти¬ва¬ция ро¬ж¬да¬ет¬ся из эгои¬сти¬че¬ских мо¬ти¬ва¬то¬ров, как-то: пу¬те¬ше¬ст¬вия, пред¬ста¬ви¬тель¬ские ме¬ро¬прия¬тия, хоб¬би в ра¬бо¬чее вре¬мя. - 16 - Важ¬ней¬ши¬ми фак¬то¬ра¬ми для под¬дер¬жа¬ния мо¬ти¬ва¬ции яв¬ля¬ют¬ся сле¬дую¬щие: 1. Сис¬те¬ма¬ти¬че¬ская про¬вер¬ка сро¬ка ра¬бо¬ты пер¬со¬на¬ла на од¬ной долж¬но¬сти и управ¬ляе¬мое го¬ри¬зон¬таль¬ное пе¬ре¬ме¬ще¬ние по служ¬бе с ин¬тер¬ва¬лом при¬мер¬но в пять лет.
Го¬ри¬зон¬таль¬ные под¬виж¬ки нуж¬но сде¬лать пре¬стиж¬ны¬ми. Так¬же не¬об¬хо¬ди¬мо одоб¬рить и сде¬лать пре¬стиж¬ным пе¬ре¬ме¬ще¬ние вниз в слу¬жеб¬ной ие¬рар¬хии на ка¬ких-то эта¬пах слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры. 2. Обо¬га¬ще¬ние со¬дер¬жа¬ния ра¬бо¬ты и рас¬ши¬ре¬ние ее ра¬мок (ока¬зы¬ва¬ют влия¬ние до 5-лет¬не¬го сро¬ка). 3. Ак¬тив¬ное струк¬тур¬ное пла¬ни¬ро¬ва¬ние ор¬га¬ни¬за¬ции и при¬ме¬не¬ние гиб¬ких ор¬га¬ни¬за¬ци¬он¬ных
форм (про¬ект¬ная, мат¬рич¬ная ор¬га¬ни¬за¬ция). 4. Сис¬те¬ма¬ти¬че¬ское раз¬ви¬тие ор¬га¬ни¬за¬ци¬он¬ной дея¬тель¬но¬сти, цен¬ность обу¬че¬ния и твор¬че¬ско¬го под¬хо¬да. 5. Реа¬ли¬за¬ция но¬вых форм взаи¬мо¬дей¬ст¬вия, на¬при¬мер, бе¬се¬ды на¬чаль¬ни¬ка и под¬чи¬нен¬но¬го как со¬став¬ная часть эф¬фек¬тив¬но¬го управ¬ле¬ния, про¬из¬вод¬ст¬вен¬ная де¬мо¬кра¬тия. 4. ПРО¬БЛЕ¬МА¬ТИ¬КА СЕ¬РЕ¬ДИ¬НЫ СЛУ¬ЖЕБ¬НОЙ КАРЬ¬Е¬РЫ.
У мно¬гих лю¬дей в воз¬рас¬те от 35 до 50 лет в ка¬кой-то мо¬мент на¬сту¬па¬ет этап “бро¬же¬ния“, ко¬гда мо¬ти¬ва¬ция рез¬ко па¬да¬ет. По¬яв¬ля¬ет¬ся зна¬чи¬тель¬ное чис¬ло про¬блем, кор¬ни ко¬то¬рых кро¬ют¬ся до¬воль¬но глу¬бо¬ко. В се¬ре¬ди¬не слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры че¬ло¬век осоз¬на¬ет, что смер¬тен. Од¬но¬вре¬мен¬но он ви¬дит ог¬ра¬ни¬чен¬ность и - 17 - по¬сто¬ян¬ное су¬же¬ние соб¬ст¬вен¬ных воз¬мож¬но¬стей. У мно¬гих на пер¬вый план вновь вы¬сту¬па¬ют про¬ти¬во¬ре¬чия и чув¬ст¬ва, при¬су¬щие мо¬ло¬до¬сти.
Уход вы¬рос¬ших де¬тей из до¬ма, кон¬флик¬ты или эмо¬цио¬наль¬ные при¬чи¬ны из¬ме¬ня¬ют в сред¬нем воз¬рас¬те от¬но¬ше¬ние к де¬тям и же¬не или му¬жу. По этим при¬чи¬нам в се¬ре¬ди¬не слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры сни¬жа¬ет¬ся мо¬ти¬ва¬ция к ра¬бо¬те и уве¬ли¬чи¬ва¬ет¬ся чис¬ло про¬блем на ра¬бо¬те и до¬ма. Для их разъ¬яс¬не¬ния ка¬ж¬дый дол¬жен ре¬шить сле¬дую¬щие во¬про¬сы: 1. Уз¬кая/ши¬ро¬кая спе¬циа¬ли¬за¬ция по служ¬бе. 2.
На¬хо¬ж¬де¬ние сво¬его мес¬та в ор¬га¬ни¬за¬ции и по¬зна¬ние соб¬ст¬вен¬ных силь¬ных сто¬рон. 3. Вы¬яс¬не¬ние гра¬ни¬цы ме¬ж¬ду меч¬той и дей¬ст¬ви¬тель¬но¬стью. 4. Одоб¬ре¬ние обя¬зан¬но¬стей, свя¬зан¬ных с ру¬ко¬во¬дством дру¬ги¬ми. 5. Дос¬ти¬же¬ние дей¬ст¬ви¬тель¬но¬го рав¬но¬ве¬сия в обя¬за¬тель¬ст¬вах по от¬но¬ше¬нию к ра¬бо¬те, се¬мье, хоб¬би, соб¬ст¬вен¬но¬му раз¬ви¬тию. 6. Со¬хра¬не¬ние по¬ло¬жи¬тель¬но¬го стрем¬ле¬ния к раз¬ви¬тию.
Ес¬ли че¬ло¬век мо¬жет с от¬кры¬ты¬ми гла¬за¬ми ре¬шить эти 6 во¬про¬сов и ос¬ме¬лит¬ся дей¬ст¬во¬вать на ос¬но¬ве сво¬его ре¬ше¬ния, он мо¬жет со¬хра¬нить дей¬ст¬ви¬тель¬ное рав¬но¬ве¬сие и мо¬ти¬ва¬цию. На ос¬но¬ве ре¬зуль¬та¬тов ис¬сле¬до¬ва¬ний мож¬но сде¬лать вы¬вод, что твор¬че¬ский под¬ход и мо¬ти¬ва¬ция че¬ло¬ве¬ка ко¬леб¬лют¬ся как в ин¬тер¬ва¬ле пя¬ти лет, так и в со¬от¬вет¬ст¬вии с эта¬па¬ми слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры. Для обес¬пе¬че¬ния эф¬фек¬тив¬ной дея¬тель¬но¬сти и лич¬но¬сти, и ор¬га¬ни¬за¬ции не¬об¬хо¬ди¬мо
по¬знать эти ко¬ле¬ба¬ния, най¬ти от¬ве¬ты на во¬про¬сы и уточ¬нить ме¬ро¬прия¬тия по раз¬ви¬тию. - 18 - На ос¬но¬ве при¬ве¬ден¬ных ре¬зуль¬та¬тов ис¬сле¬до¬ва¬ний мож¬но убе¬дить¬ся в том, на¬сколь¬ко важ¬ной для ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля яв¬ ля¬ет¬ся за¬бо¬та о соб¬ст¬вен¬ном по¬сто¬ян¬ном раз¬ви¬тии в середине служебной карьеры. Необходимые мероприятия зачастую носят совсем иной характер, чем в начале трудовой жизни. Руководителю нужно определять потребность развития собственной мотивации в зависимости от этапа
служебной карьеры. На¬до быть че¬ст¬ным с са¬мим со¬бой, что¬бы во¬вре¬мя при¬сту¬пить к осу¬ще¬ст¬в¬ле¬нию дей¬ст¬ви¬тель¬но важ¬ных ме¬ро¬прия¬тий с це¬лью из¬ме¬не¬ния соб¬ст¬вен¬ной мо¬ти¬ва¬ции. В сво¬ем тру¬до¬вом кол¬лек¬ти¬ве нуж¬но по соб¬ст¬вен¬ной ини¬циа¬ти¬ве вы¬яс¬нить для се¬бя, ка¬кие пер¬спек¬ти¬вы с точ¬ки зре¬ния карье- ры и раз¬ви¬тия пред¬ла¬га¬ет ор¬га¬ни¬за¬ция. Под¬чи¬нен¬ный име¬ет пра¬во на под¬держ¬ку со сто¬ро¬ны на¬чаль¬ни¬ка в этом слу¬чае.
Це¬лью яв¬ля¬ет¬ся раз¬ви¬тие мо¬ти¬ва¬ции ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля, ори¬ен¬ти¬ро¬ван¬но¬го на ре¬зуль¬тат, на ос¬но¬ве по¬треб¬но¬стей и слу¬жеб¬ной карь¬е¬ры. В этом слу¬чае вы¬яс¬ня¬ют, ка¬ким об¬ра¬зом нуж¬но улуч¬шить его мо¬ти¬ва¬цию, что¬бы он смог бо¬лее эф¬фек¬тив¬но вы¬пол¬нять свою ра¬бо¬ту, и про¬гно¬зи¬ру¬ют из¬ме¬не¬ния в со¬дер¬жа¬нии управ¬лен¬че¬ской ра¬бо¬ты в бли¬жай¬шие го¬ды и тре¬бо¬ва¬ни¬ях, предъ¬яв¬ляе¬мых к мо¬ти¬ва¬ции.
5. РАЗВИТИЕ С ПОМОЩЬЮ КРИЗИСОВ. Ор¬га¬ни¬за¬ция раз¬ви¬ва¬ет¬ся и че¬рез пре¬одо¬ле¬ние про¬блем¬ных си¬туа¬ций. Раз¬ви¬ва¬ет¬ся тот тру¬до¬вой кол¬лек¬тив, ко¬то¬рый во¬вре¬мя при¬зна¬ет гря¬ду¬щие про¬бле¬мы и кри¬зи¬сы, от¬но¬сит¬ся к ним от¬кры¬то, на¬стро¬ен встре¬тить их и ре¬шить, а так¬же из¬вле¬ка¬ет из них уро¬ки. В - 19 - свою оче¬редь та ор¬га¬ни¬за¬ция, ко¬то¬рая скры¬ва¬ет про¬бле¬мы, пре¬умень¬ша¬ет труд¬но¬сти, не хо¬чет с ни¬ми встре¬чать¬ся, а толь¬ко объясняет их дей¬ст¬ви¬ем внеш¬них фак¬- то¬ров,
не¬из¬беж¬но столк¬нет¬ся с труд¬но¬стя¬ми. Мы не ос¬ме¬ли¬ва¬ем¬ся во¬вре¬мя фик¬си¬ро¬вать те сигналы тре¬во¬ги, ко¬то¬рые при¬сут¬ст¬ву¬ют в на¬шем не¬по¬сред¬ст¬вен¬ном ок¬ру¬же¬нии. Мы да¬ем воз¬мож¬ность со¬бы¬ти¬ям зай¬ти слиш¬ком да¬ле¬ко, пре¬ж¬де чем на¬чи¬на¬ем дей¬ст¬во¬вать. Мы ждем, что нас спа¬сет чу¬до. Обыч¬но так не слу¬ча¬ет¬ся, по¬сколь¬ку эф¬фек¬тив¬ное и ре¬зуль¬та¬тив¬ное управ¬ле¬ние не стро¬ит¬ся на чу¬де¬сах. Ска¬зан¬ное вы¬ше от¬но¬сит¬ся и к ка¬ж¬до¬му из нас, ра¬бо¬таю¬ще¬му
в тру¬до¬вом кол¬лек¬ти¬ве. Мы то¬же раз¬ви¬ва¬ем¬ся или име¬ем воз¬мож¬ность раз¬ви¬вать¬ся че¬рез кри¬зи¬сы и труд¬но¬сти. Пер¬вые серь¬ез¬ные труд¬но¬сти в мо¬ло¬до¬сти вос¬при¬ни¬ма¬ют¬ся как не¬сча¬ст¬ли¬вая случайность, ко¬то¬рая боль¬ше не по¬вто¬рит¬ся. Поз¬же и в сред¬нем воз¬рас¬те мы за¬ме¬ча¬ем, что на¬ша жизнь со¬сто¬ит как из ве¬ли¬ко¬леп¬ных ус¬пе¬хов и удач, так и из труд¬но¬стей, кри¬зи¬сов и про¬блем. Чем рань¬ше мы по¬зна¬ем это, тем луч¬ше бу¬дут на¬ши воз¬мож¬но¬сти при¬го¬то¬вить¬ся за¬ра¬нее
и спра¬вить¬ся с ни¬ми. Ка¬ж¬до¬му - и то¬му, кто толь¬ко всту¬пил в тру¬до¬вую жизнь, и то¬му, кто ра¬бо¬та¬ет уже дол¬го, хо¬тя бы 10 лет нуж¬но осоз¬нан¬но и во¬вре¬мя за¬бо¬тить¬ся о соб¬ст¬вен¬ной мо¬ти¬ва¬ции к ра¬бо¬те и жиз¬ни, по¬сколь¬ку в те¬че¬ние сле¬дую¬щих 10 - 20 лет су¬ще¬ст¬вен¬ные кри¬зис¬ные эта¬пы бу¬дут че¬ре¬до¬вать¬ся с ус¬пеш¬ны¬ми пе¬рио¬да¬ми. Не¬об¬хо¬ди¬мо стре¬мить¬ся к но¬во¬му твор¬че¬ст¬ву, ощу¬ще¬нию со¬бы¬тий, ко¬то¬рые на¬пол¬ня¬ют
содержанием на¬шу жизнь на ра¬бо¬те. Ведь ра¬бо¬та за¬ни¬ма¬ет зна¬чи¬тель¬ную часть на¬ше¬го вре¬ме¬ни, по¬это¬му сто¬ит сде¬лать ее мак¬си¬маль¬но бо¬га¬той по сво¬ему со¬дер¬жа¬нию. - 20 - 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ К ЖИЗНИ И РАБОТЕ. • Не по¬па¬дать на все¬об¬щее бе¬ли¬чье ко¬ле¬со, по¬сколь¬ку бег в нем ни¬ко¬гда не кон¬ча¬ет¬ся. Не ду¬мать, что при вы¬пол¬не¬нии и той и этой ра¬бо¬ты и дос¬ти¬же¬нии той и этой
це¬ли, есть сво¬бод¬ное вре¬мя для се¬бя. На прак¬ти¬ке так не бы¬ва¬ет, на¬про¬тив, по ме¬ре рос¬та опыт¬но¬сти ра¬бо¬ты бу¬дет все при¬бав¬лять¬ся. Взять в свои ру¬ки ис¬поль¬зо¬ва¬ние соб¬ст¬вен¬но¬го вре¬ме¬ни, най¬ти в этом во¬про¬се пра¬виль¬ный под¬ход и про¬явить на¬стой¬чи¬вость. Это воз¬мож¬но сде¬лать толь¬ко са¬мо¬му. • Ста¬рать¬ся ре¬зер¬ви¬ро¬вать се¬бе дос¬та¬точ¬но вре¬ме¬ни для дос¬ти¬же¬ния клю¬че¬вых ко¬неч¬ных це¬лей. Не нуж¬но пы¬тать¬ся де¬лать все, не нуж¬но де¬лать
са¬мую спеш¬ную ра¬бо¬ту, а толь¬ко са¬мую важ¬ную с точ¬ки зре¬ния ко¬неч¬ных це¬лей. • Под¬дер¬жи¬вать наи¬бо¬лее важ¬ные с точ¬ки зре¬ния свя¬зан¬ных с ра¬бо¬той клю¬че¬вых ре¬зуль¬та¬тов ор¬га¬ни¬за¬ци¬он¬ные и че¬ло¬ве¬че¬ские кон¬так¬ты. За¬ни¬мать¬ся тем, что дей¬ст¬ви¬тель¬но при¬вле¬ка¬ет, что обо¬га¬ща¬ет жизнь, и, по¬ми¬мо то¬го, под¬дер¬жи¬вать те кон¬так¬ты, ко¬то¬рые име¬ют зна¬че¬ние с точ¬ки зре¬ния ко¬неч¬ных це¬лей.
Не со¬гла¬шать¬ся из веж¬ли¬во¬сти или по друж¬бе на все, о чем хо¬ро¬шо по¬про¬сят. • Се¬мья - это глав¬ная еди¬ни¬ца об¬ще¬ст¬ва. Нель¬зя то¬ро¬пить¬ся при об¬ще¬нии с чле¬на¬ми се¬мьи. Не¬об¬хо¬ди¬мо по¬нять это уже вна¬ча¬ле тру¬до¬вой жиз¬ни, а не в сред¬нем воз¬рас¬те, ко¬гда за¬час¬тую это уже слиш¬ком позд¬но. Мы по¬лу¬ча¬ем зна¬чи¬тель¬ную часть мо¬ти¬ва¬ции к жиз¬ни от се¬мьи, со¬от¬вет¬ст¬вен¬но, смо¬жем от¬дать боль¬ше в ра¬бо¬те. - 21 - • Нуж¬но иметь дру¬зей как на ра¬бо¬те, так и вне ее.
За¬бо¬ты тре¬бу¬ет не толь¬ко ма¬ши¬на, но и дру¬же¬ские от¬но¬ше¬ния, и они го¬раз¬до важ¬нее. Че¬ло¬ве¬че¬ские взаи¬мо¬от¬но¬ше¬ния нуж¬но обе¬ре¬гать, по¬сколь¬ку ав¬то¬ма¬ти¬че¬ски они не со¬хра¬ня¬ют¬ся. Хо¬ро¬шие че¬ло¬ве¬че¬ские взаи¬мо¬от¬но¬ше¬ния вне¬сут мно¬гое в со¬дер¬жа¬ние и мо¬ти¬ви¬ро¬ван¬ность жиз¬ни. Все¬гда най¬дет¬ся вре¬мя для дру¬зей, ес¬ли пра¬виль¬но оце¬нить зна¬че¬ние дру¬же¬ских от¬но¬ше¬ний. • Нуж¬но во¬вре¬мя за¬нять чет¬кую, об¬ду¬ман¬ную по¬зи¬цию по глав¬ным жиз¬нен¬ным про¬бле¬мам и цен¬но¬стям.
Мно¬гие из нас толь¬ко в сред¬нем воз¬рас¬те ос¬та¬нав¬ли¬ва¬ют¬ся, что¬бы вы¬яс¬нить, что же мы дей¬ст¬ви¬тель¬но це¬ним и че¬го хо¬тим от жиз¬ни. Ка¬ко¬во на¬ше от¬но¬ше¬ние к ре¬ли¬гии, по¬ли¬ти¬ке? Ка¬кое зна¬че¬ние име¬ет на¬ше от¬но¬ше¬ние к глав¬ным во¬про¬сам на¬шей жиз¬нен¬ной по¬зи¬ции? Не¬ко¬то¬рые прак¬ти¬че¬ские воз¬мож¬но¬сти обес¬пе¬че¬ния соб¬ст¬вен¬ной мо¬ти¬ва¬ции к ра¬бо¬те: • Нуж¬но по¬за¬бо¬тить¬ся о том, что¬бы быть хо¬ро¬шо от¬дох¬нув¬шим, бод¬рым и дея¬тель¬ным. •
От¬но¬сить¬ся по¬ло¬жи¬тель¬но к ра¬бо¬те и жиз¬ни. Ор¬га¬ни¬зо¬вать на ра¬бо¬чем мес¬те кру¬жок “лю¬би по¬не¬дель¬ник”, по¬сколь¬ку по¬не¬дель¬ник - это очень тя¬же¬лый день не¬де¬ли. • С по¬мо¬щью хо¬ро¬ших ув¬ле¬че¬ний мож¬но сде¬лать соб¬ст¬вен¬ную мо¬ти¬ва¬цию бо¬лее мно¬го¬сто¬рон¬ней и под¬дер¬жи¬вать ду¬шев¬ную бод¬рость. Ак¬тив¬но раз¬ви¬вать се¬бя, ук¬ре¬п¬ляя и ис¬поль¬зуя свои силь¬ные сто¬ро¬ны и ис¬прав¬ляя свои не¬дос¬тат¬ки,
с ко¬то¬ры¬ми дей¬ст¬ви¬тель¬но нуж¬но что-то делать. По¬за¬бо¬тить¬ся о том, что¬бы был лич¬ный план раз¬ви¬тия на год и на 2 - 3 го¬да. • Сде¬лать бо¬лее при¬ят¬ным свое ок¬ру¬же¬ние на ра¬бо¬те. - 22 - • По¬за¬бо¬тить¬ся о том, что¬бы не де¬лать од¬ну и ту же, по¬вто¬ряю¬щую¬ся ра¬бо¬ту слиш¬ком дол¬го. Постараться, чтобы ра¬бо¬та су¬ще¬ст¬вен¬но ме¬ня¬лась с ин¬тер¬ва¬лом в 5-7 лет.
Это возможно, если за¬нять в этом во¬про¬се пра¬виль¬ную по¬зи¬цию. • Оп¬ре¬де¬лить для се¬бя на бли¬жай¬шие го¬ды на ос¬но¬ве соб¬ст¬вен¬ных по¬треб¬но¬стей раз¬лич¬ные аль¬тер¬на¬тив¬ные ва¬ри¬ан¬ты про¬дви¬же¬ния по служ¬бе как в своем тру¬до¬вом кол¬лек¬ти¬ве, так и вне его. Оп¬ре¬де¬лить мероприятия, с по¬мо¬щью ко¬то¬рых осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ние аль¬тер¬на¬тив¬но¬го ва¬ри¬ан¬та карь¬е¬ры бу¬дет наи¬бо¬лее ве¬ро¬ят¬ным, и со¬ста¬вить вре¬мен¬ной план осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ния ме¬ро¬прия¬тий.
Ес¬ли это воз¬мож¬но, об¬су¬дить во¬прос с на¬чаль¬ни¬ком и кол¬ле¬га¬ми. Од¬на¬ко глав¬ную от¬вет¬ст¬вен¬ность за раз¬ви¬тие карь¬е¬ры в це¬лях со¬хра¬не¬ния мо¬ти¬ва¬ции к ра¬бо¬те нуж¬но не¬сти са¬мо¬му. • Быть от¬кро¬вен¬ным с кол¬ле¬га¬ми и осу¬ще¬ст¬в¬лять бе¬зо¬го¬во¬роч¬ную, не¬по¬сред¬ст¬вен¬ную об¬рат¬ную связь по их тру¬до¬вым дос¬ти¬же¬ни¬ям и от¬но¬ше¬нию к Вам. Тре¬бо вать от них ес¬те¬ст¬вен¬ной, дос¬та¬точ¬но ка¬че¬ст¬вен¬ной об¬рат¬ной свя¬зи в це¬лях
раз¬ви¬тия соб¬ст¬вен¬ной ра¬бо¬ты и мо¬ти¬ва¬ции. Не за¬мы¬кать¬ся в се¬бе, ид¬ти к дру¬гим. • Воз¬на¬гра¬ж¬дать се¬бя за хо¬ро¬шие дос¬ти¬же¬ния в ра¬бо¬те и тре¬бо¬вать воз¬на¬гра¬ж¬де¬ния со сто¬ро¬ны тру¬до¬во¬го кол¬лек¬ти¬ва. Воз¬на¬гра¬ж¬де¬ние не все¬гда долж¬но вы¬ра¬жать¬ся в день¬гах. Зна¬чи¬тель¬ным мо¬ти¬ви¬рую¬щим воз¬на¬гра¬ж¬де¬ни¬ем мо¬жет быть воз¬мож¬ность са¬мо¬стоя¬тель¬но
рас¬пре¬де¬лять вре¬мя, соз¬на¬тель¬но из¬бе¬гать стрес¬со¬вых си¬туа¬ций, чет¬кая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность о воз¬мож¬но¬стях ус¬пе¬ха. - 23 - 7. ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МОРАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ. Все¬мир¬ная ор¬га¬ни¬за¬ция здра¬во¬охра¬не¬ния (ВОЗ) уже в опуб¬ли¬ко¬ван¬ном в 1946 г. оп¬ре¬де¬ле¬нии здо¬ро¬вья тес¬но увя¬за¬ла фи¬зи¬че¬ское и пси¬хи¬че¬ское со¬стоя¬ние че¬ло¬ве¬ка.
Со¬глас¬но оп¬ре¬де¬ле¬нию ВОЗ, здо¬ро¬вье - это со¬стоя¬ние хо¬ро¬ше¬го фи¬зи¬че¬ско¬го, пси¬хи¬че¬ско¬го и со¬ци¬аль¬но¬го са¬мо¬чув¬ст¬вия, то есть здо¬ро¬вье - это не толь¬ко от¬сут¬ст¬вие бо¬ лез¬ни или трав¬мы. Урав¬но¬ве¬шен¬ная и зре¬лая лич¬ность стро¬ет¬ся на этих трех ос¬нов¬ных эле¬мен¬тах. От¬вет¬ст¬вен¬ность за соз¬да¬ние хо¬ро¬ше¬го са¬мо¬чув¬ст¬вия ле¬жит в пер¬вую оче¬редь на са¬мом че¬ло¬ве¬ке. Це¬ле¬на¬прав¬лен¬ная за¬бо¬та о здо¬ро¬вье от¬ра¬жа¬ет спо¬соб¬ность и же¬ла¬ние лич¬но¬сти
от¬ве¬чать за се¬бя. Ру¬ко¬во¬ди¬тель дол¬жен за¬бо¬тить¬ся о том, что¬бы не под¬вер¬гать опас¬но¬сти здо¬ро¬вье вве¬рен¬ных ему со¬труд¬ни¬ков. Он от¬вет¬ст¬ве¬нен за то, что¬бы в их сфе¬ре дея¬тель¬но¬сти бы¬ли всем из¬вест¬ны и вы¬пол¬ня¬лись пред¬пи¬са¬ния по тех¬ни¬ке безо¬пас¬но¬сти. Ру¬ко¬во¬ди¬тель не дол¬жен по¬ру¬чать сво¬им со¬труд¬ни¬кам ра¬бо¬ту, ко¬то¬рая не со¬от¬вет¬ст¬ву¬ет со¬стоя¬нию их здо¬ро¬вья. 1) За¬бо¬та о фи¬зи¬че¬ском со¬стоя¬нии.
Раз¬ви¬тие фи¬зи¬че¬ской фор¬мы ока¬зы¬ва¬ет ук¬ре¬п¬ляю¬щее влия¬ние на пси¬хи¬че¬скую струк¬ту¬ру. Фи¬зи¬че¬ская ак¬тив¬ность пред¬ла¬га¬ет хо¬ро¬ший путь для сня¬тия пси¬хи¬че¬ско¬го дав¬ле¬ния. Ак¬тив¬но за¬ни¬маю¬щие¬ся оз¬до¬ро¬ви¬тель¬ным спор¬том обос¬но¬вы¬ва¬ют свой эн¬ту¬зи¬азм тем, что они чув¬ст¬ву¬ют, как фи¬зи¬че¬ское утом¬ле¬ние де¬ла¬ет бо¬лее яр¬кой и чет¬кой ум¬ст¬вен¬ную дея¬тель¬ность. Пси¬хи¬че¬ский - 24 - на¬строй воз¬рас¬та¬ет, и на¬хо¬дит¬ся но¬вый угол зре¬ния для труд¬ных и не
даю¬щих по¬коя во¬про¬сов. Не нуж¬но де¬лать так, что¬бы за¬ня¬тия спор¬том ста¬но¬ви¬лись но¬вым по¬во¬дом для стрес¬са. За¬бо¬та о фи¬зи¬че¬ском со¬стоя¬нии не толь¬ко да¬ет ду¬шев¬ное здо¬ро¬вье, но и за¬щи¬ща¬ет от бо¬лез¬ней. Про¬бле¬мой се¬го¬дняш¬не¬го че¬ло¬ве¬ка яв¬ля¬ет¬ся имен¬но не¬дос¬та¬точ¬ное ис¬поль¬зо¬ва¬ние воз¬мож¬но¬стей соб¬ст¬вен¬но¬го те¬ла. Ор¬га¬низм из¬на¬ши¬ва¬ет¬ся рань¬ше вре¬ме¬ни, по¬сколь¬ку его не тре¬ни¬ру¬ют и не да¬ют дос¬та¬точ¬ной на¬груз¬ки.
То же са¬мое от¬но¬сит¬ся и к моз¬гу. Ес¬ли не ис¬поль¬зо¬вать мозг, то есть ду¬шев¬ные ре¬сур¬сы, он ат¬ро¬фи¬ру¬ет¬ся. 2) Забота о психическом состоянии. За¬бо¬та о ду¬шев¬ном здо¬ро¬вье пред¬по¬ла¬га¬ет не¬об¬хо¬ди¬мую за¬бо¬ту и о пси¬хи¬че¬ском со¬стоя¬нии. Ухуд¬ше¬ние пси¬хи¬че¬ско¬го со¬стоя¬ния про¬яв¬ля¬ет¬ся наи¬бо¬лее на¬гляд¬но в ду¬шев¬ном дис¬ком¬фор¬те. Жизнь гне¬тет, в мыс¬лях - пус¬то¬та, бес¬цель¬ность и ир¬ра¬цио¬наль¬ность.
Ус¬тав¬ший и апа¬тич¬ный че¬ло¬век ухо¬дит в се¬бя и боль¬ше не мо¬жет ин¬те¬ре¬со¬вать¬ся дру¬ги¬ми. Ес¬ли та¬кая си¬туа¬ция про¬дол¬жа¬ет¬ся дол¬го, есть опас¬ность, что пси¬хи¬че¬ское рав¬но¬ве¬сие бу¬дет пол¬но¬стью по¬те¬ря¬но. По¬это¬му важ¬но, что¬бы рас¬строй¬ства в пси¬хи¬ке бы¬ли вы¬яв¬ле¬ны уже на ран¬ней ста¬дии, то¬гда не по¬тре¬бу¬ет¬ся дли¬тель¬но¬го ле¬че¬ния. Цен¬траль¬ным в ду¬шев¬ном здо¬ро¬вье яв¬ля¬ет¬ся рав¬но¬ве¬сие.
Ду¬шев¬но здо¬ро¬вый че¬ло¬век спо¬со¬бен на¬ла¬жи¬вать от¬но¬ше¬ния об¬рат¬ной свя¬зи: пе¬ре¬да¬вать и вос¬при¬ни¬мать чув¬ст¬ва и пе¬ре¬жи¬ва¬ния. Он мо¬жет де¬лать ра¬бо¬ту и ра¬до¬вать¬ся дос¬тиг¬ну¬то¬му. Кро¬ме то¬го, ду¬шев¬ное здо¬ро¬вье вклю¬ча¬ет в се¬бя и спо¬соб¬ность пе¬ре¬но¬сить по¬те¬ри, - 25 - по¬сколь¬ку от¬каз от че¬го-ли¬бо то¬же вхо¬дит в по¬ня¬тие че¬ло¬ве¬че¬ской жиз¬ни. От¬каз со¬дер¬жит боль и го¬ре, осо¬бен¬но то¬гда, ко¬гда по¬те¬ря свя¬за¬на с че¬ло¬ве¬че¬ски¬ми взаи¬мо¬от¬но¬ше¬ния¬ми.
В це¬лом ду¬шев¬ное здо¬ро¬вье оз¬на¬ча¬ет не бес¬про¬блем¬ность, а спо¬соб¬ность со¬хра¬нить рав¬но¬ве¬сие не¬за¬ви¬си¬мо от из¬ме¬не¬ний. Ни¬кто не мо¬жет быть урав¬но¬ве¬шен¬ным во всех жиз¬нен¬ных си¬туа¬ци¬ях. Ре¬шаю¬щее влия¬ние на пси¬хи¬че¬ское са¬мо¬чув¬ст¬вие ока¬зы¬ва¬ют че¬ло¬ве¬че¬ские от¬но¬ше¬ния. Че¬ло¬век ис¬пы¬ты¬ва¬ет и про¬ве¬ря¬ет се¬бя в от¬но¬ше¬нии к дру¬гим. Ес¬ли че¬ло¬ве¬че¬ские взаи¬мо¬от¬но¬ше¬ния, на¬при¬мер из-за веч¬ной спеш¬ки, по¬сто¬ян¬но ос¬та¬ют¬ся
по¬верх¬но¬ст¬ны¬ми и ско¬ро¬теч¬ны¬ми, то че¬ло¬ве¬че¬ское взаи¬мо¬влия¬ние обед¬ня¬ет¬ся. Дру¬же¬ские и се¬мей¬ные от¬но¬ше¬ния тре¬бу¬ют вре¬ме¬ни и пол¬но¬цен¬но¬го об¬ще¬ния. От¬кро¬вен¬ные и тес¬ные че¬ло¬ве¬че¬ские взаи¬мо¬от¬но¬ше¬ния соз¬да¬ют ощу¬ще¬ние безо¬пас¬но¬сти и да¬ют сме¬лость при¬сту¬пать к лю¬бым, да¬же про¬бле¬ма¬тич¬ным пла¬нам и осу¬ще¬ст¬в¬лять их. От¬дых и дос¬та¬точ¬ный сон влия¬ют не толь¬ко на на¬строе¬ние, но и на ду¬шев¬ное здо¬ро¬вье.
Дос¬та¬точ¬но дол¬гий и не¬пре¬рыв¬ный ноч¬ной сон яв¬ля¬ет¬ся од¬ной из глав¬ных пред¬по¬сы¬лок ду¬шев¬ной бод¬ро¬сти.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |