--PAGE_BREAK--Во-вторых, если другой супруг признан недееспособным на основании решения суда. Но данный порядок расторжения брака не распространяется на случаи расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Расторжение брака по искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц производится в общем порядке.
В-третьих, если один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Заявление подается по месту жительства или государственной регистрации брака. К нему прилагаются все необходимые документы, а именно решения суда о признании супруга безвестно отсутствующим или недееспособным, если речь идет про осужденного, то, соответственно, прилагается приговор суда об осуждении. Заинтересованное лицо, желающее расторгнуть брак, обязано указать место жительства опекуна или управляющего имуществом, а так же место нахождение учреждение, исполняющее уголовное наказание.
ЗАГС, принявший заявление о расторжении брака, в трехдневный срок, обязан известить об этом второго супруга с указанием даты назначения проведения государственной регистрации о расторжении брака. Если опекун или управляющий имуществом не назначен, то извещение отправляется на адрес органов Опеки и Попечительства.
Таким образом, брак, расторгаемый в органах ЗАГСа, считается прекращенным с момента внесения записи и выдачи свидетельства о расторжении брака.
1.3 Расторжение брака в судебном порядке: гражданско-процессуальные особенности
Семейный Кодекс распространяет свое действие на порядок расторжения брака в отношении супругов, имеющие общих несовершеннолетних детей, а так же при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Однако, корме этой, существует ряд других, также, не мало важных причин, подталкивающие людей на бракоразводный процесс в судебном порядке. Примером может быть, если один из супругов уклоняется от проведение процедуры регистрации расторжения брака в органах ЗАГСа, то есть, отказывается подавать заявление или не желает появляться на самой регистрации и другое).
Судебный порядок имеет место и в тех случаях, когда установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов невозможна (статья 22 СК РФ). То есть суд выносит решение, основанное на предположении – из установленных обстоятельств, из нынешнего нежелания супругов состоять в браке суд делает вывод о том, как будут развиваться события далее. В делах о расторжении брака закон не указывает факты, подлежащие доказыванию.
В связи с тем, что государство стремится к сохранению семьи, правосудие вправе отложить дело, и назначить срок до трех месяцев для примирения супругов. Меры к примирению могут быть приняты как по инициативе суда, так и по просьбе супругов (или одного из них). Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака, то суд обязан произвести расторжение брака.
При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24СК РФ[6].
При расторжении дел о расторжении брака у судов возникают вопросы, связанные с применением норм Семейного Кодекса Российской Федерации, регулирующих прекращение брака, признание его недействительным, а также имущественные отношения супругов. «Учитывая это, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного и единообразного разрешения дел данной категории постанавливает дать судам следующее разъяснение»[7].
В случаях, когда брак расторгается в судебном порядке, суд базируется на Семейном Кодексе Российской Федерации, в частности, статье 17, согласно которой муж не имеет право возбуждать дело о расторжении брака без согласия его супруги, если в данный период она находится в состоянии беременности или, при рождении ребенка и достижении им одного года. Не является исключением и случаи, когда ребенок родился мертвым, или умер до достижении им того же возраста. В данном случае, суд обязан отказать в принятии заявления, а если дело, все-таки, было принято к производству, оно, в обязательном порядке, должно быть прекращено. Следует иметь ввиду, что отказ суда в данный момент, не влечет за собой прекращения права на подачу нового заявления в будущем, но при условии устранении всех препятствий.
В качестве суда первой инстанции бракоразводные дела рассматривает согласно п. 4 статьи 23 ГПК мировой судья. Требования, вытекающие из осуществления личных неимущественных прав (родительских прав) и затрагивающие права и интересы ребенка, неподсудны мировому судье.
Согласно статье 24 ГПК гражданские дела рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. При этом дела по искам отдельно проживающего родителя об определении порядка общения с ребенком, о восстановлении в родительских правах гражданина, лишенного родительских прав, об отмене усыновления, а также дела по искам об определении места жительства ребенка, о передаче ребенка на воспитание, о порядке осуществления родительских прав, об устранении препятствий в общении с ребенком подлежат рассмотрению в районном суде, поскольку они затрагивают права и интересы детей.
По общему правилу разбирательство гражданских дел во всех судах производится в открытом судебном заседании (ст. 10 ГПК). Однако ч. 2 ст. 10 ГПК предусматривает возможность проведения закрытого судебного разбирательства по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Именно по делам о расторжении брака такая необходимость может реально возникнуть, так как брачно-семейные отношения, прежде всего, носят личностный характер.
В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании (ст. 182 ГПК).
Желательно, чтобы дело о расторжении брака рассматривалось при явке в судебное заседание обеих сторон, так как личностный характер брачных отношений обязывает суд заслушать мнение обоих супругов по обстоятельствам дела. Однако не исключается применение по таким делам общих правил о последствиях неявки лиц, участвующих в деле (ст. 167 ГПК), в том числе возможность рассмотрения дела о расторжении брака в порядке заочного производства. Тем более что бывают случаи, когда один из супругов сознательно не является в судебное, так как не желает встречи с другим супругом ни при каких обстоятельствах. В этом случае судье еще в стадии подготовки дела к судебному разбирательству следует разъяснить супругу его право ходатайствовать о рассмотрении дела в его отсутствие[8].
Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака. Суд обязан в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения, направить выписку в органы ЗАГСа, где будет осуществлена запись в книге актов гражданского состояния. Таким образом, если брачный союз расторгается в судебном порядке, то он считается расторгнутым с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Доказывание по отдельным категориям гражданских дел
2.1 Дела о расторжении брака
Особенности доказывания по делам о расторжении брака определяются спецификой семейных отношений, которые, прежде всего, носят личностный и длящийся Основные начала регулирования семейных правоотношений, в том числе и относительно вопросов доказывания, сформулированы в ст. ст. 16 – 26 СК РФ. В случае возникновения спорных ситуаций при рассмотрении дел о расторжении брака.
По делам о расторжении брака судья должен определять предмет доказывания. При этом следует учитывать, что семейное законодательство не содержит даже примерного перечня фактов, наличие которых является основанием для расторжения брака, т.е. им используется так называемая относительно определенная норма.
Данные нормы позволяют сделать вывод, что круг фактов, подлежащих установлению в судебном заседании, зависит от того, имеется ли взаимное согласие, а также имеются ли у супругов общие несовершеннолетние дети. В зависимости от сочетания указанных обстоятельств возможны следующие варианты.
I. Расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, один из которых, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 21 СК РФ).
По данной категории дел в предмет доказывания входят: а) факт заключения брака; б) факт наличия взаимного согласия супругов на расторжение брака; в) факт отсутствия общих несовершеннолетних детей; г) факт уклонения одного из супругов от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.[9]
Общими несовершеннолетними детьми признаются: рожденные в браке; дети одного супруга, усыновленные другим супругом; дети, усыновленные обоими супругами.
II. Расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, один из которых не согласен на расторжение брака.
Предмет доказывания: 1) факт заключения брака; 2) факт отсутствия согласия на расторжение брака одного из супругов; 3) факт отсутствия общих несовершеннолетних детей; 4) факт невозможности дальнейшего совместного проживания супругов и сохранения семьи (п. 1 ст. 22 СК РФ).
Соответственно в предмет доказывания будут включаться те конкретные факты, на которые ссылается истец в своем исковом заявлении как на основании своего требования о расторжении брака.
Примерный перечень обстоятельств, подтверждающих невозможность дальнейшего совместного проживания супругов и сохранения семьи:
1) факт злоупотребления одного из супругов спиртными напитками;
2) факт наличия заболевания хроническим алкоголизмом;
3) факт ограничения;
4) факт отсутствия между супругами близких отношений;
5) факт раздельного проживания супругов в течение длительного периода времени;
6) факт осуждения супруга к лишению свободы на срок до трех лет включительно (если заявление в суд подано другим супругом);
7) факт осуждения супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет (если заявление в суд подано осужденным супругом и другой супруг не согласен на расторжение брака);
8) факт неизвестности места жительства супруга;
9) факт супружеской неверности;
10) факт наличия фактических брачных отношений с другим лицом;
11) факт жестокого обращения с супругом или несовершеннолетними детьми;
12) факт невозможности одного из супругов иметь детей и другие обстоятельства.
III. Расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей и согласных на расторжение брака.
Предмет доказывания: 1) факт заключения брака; 2) факт наличия взаимного согласия супругов на расторжение брака; 3) факт наличия общих несовершеннолетних детей; 4) факт наличия или отсутствия соглашения о содержании и воспитании детей; 5) факт соответствия соглашения о содержании и воспитании детей их интересам.
IV. Расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, один из которых не согласен на расторжение брака.
Предмет доказывания: 1) факт заключения брака; 2) факт отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака; 3) факт наличия общих несовершеннолетних детей; 4) факт невозможности дальнейшего совместного проживания супругов и сохранения семьи; 5) факт наличия или отсутствия соглашения о содержании и воспитании детей; 6) факт соответствия соглашения о содержании и воспитании детей их интересам.
V. Расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей при наличии взаимного согласия. Согласно ст. 23 СК РФ при наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Фактически в этом случае роль суда такая же, как роль органов загса. Суд не должен выяснять причины расторжения брака, соответственно не может применять меры примирения, так как, не зная поводов разлада, трудно определить возможность их устранения. Расторжение брака производится в суде только потому, что этого требует защита интересов общих несовершеннолетних детей.
Задача суда в таких случаях – выяснить, достигли ли супруги соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере будут на них уплачиваться алименты родителем, собирающимся проживать раздельно. Если супруги представили такое соглашение, то суд должен проверить его соответствие интересам детей. Если соглашение отвечает интересам несовершеннолетних детей, то суд утверждает его своим решением. Если соглашение не достигнуто или если представленное соглашение противоречит интересам детей, то суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы в стадии судебного разбирательства и вынести по ним решение (ст. 24 СК РФ). [10]
С этой целью в судебном заседании исследуются следующие письменные доказательства: свидетельство о регистрации брака, свидетельства о рождении детей, письменные соглашения о содержании и воспитании детей, справки о материальном положении сторон, справки о месте проживания ребенка, акты обследования условий проживания ребенка и родителей, заключение органа опеки и попечительства по существу спора, документы, характеризующие личности родителей, и другие письменные доказательства, представленные сторонами. Указанные документы могут быть исследованы по всем делам о расторжении брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей.
Таким образом, общими фактами, входящими в предмет доказывания по всем делам о расторжении брака, являются:
1) факт заключения брака;
2) факт наличия или отсутствия взаимного согласия супругов на расторжение брака;
3) факт наличия или отсутствия общих несовершеннолетних детей.
Другие факты включаются в предмет доказывания в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Кроме того, предмет доказывания усложняется, если кем-либо из супругов заявлены требования, которые могут быть рассмотрены совместно с иском о расторжении брака.
Если исковое заявление предъявляется опекуном супруга, признанного судом недееспособным (п. 2 ст. 16 СК РФ), то в предмет доказывания наряду с другими фактами должны быть включены: факт вступления в законную силу решения суда о признании супруга недееспособным; факт назначения лица, предъявившего заявление опекуном недееспособного супруга в установленном законом порядке.
Анализируя семейное законодательство, можно сделать вывод, что основная проблема при определении предмета доказывания у судьи возникает в случае, когда один из супругов не согласен на расторжение брака. Если оба супруга согласны на расторжение брака, то суд не вправе выяснять мотивы разлада в семье (ст. 23 СК РФ) и они и не должны включаться в предмет доказывания.
Согласно ст. 56 ГПК судья, определив, какие обстоятельства имеют значение для дела, должен разъяснить супругам, что каждый из них должен доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. С этой целью следует разъяснить сторонам, какими доказательствами они могут подтвердить указанные ими обстоятельства.
Таким образом, следует сделать вывод, что по делам о расторжении брака действует общее правило о распределении бремени доказывания.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №15 указывается примерный перечень необходимых доказательств, которые должны быть представлены в суд:
– свидетельство о регистрации брака;
– свидетельства о рождении общих несовершеннолетних детей.
Здесь особенностью является то обстоятельство, что в Постановлении указывается фактически об обязанности истца представить данные документы. Это требование вполне целесообразно, так как влияет прежде всего на определение подведомственности дела суду общей юрисдикции и соответствует требованиям ст. 132 ГПК. Отсутствие указанных документов на момент обращения в суд является основанием для оставления заявления без движения (ст. 136 ГПК)[11].
Другими необходимыми доказательствами в зависимости от оснований исковых требований могут быть:
1) в подтверждение факта наличия или отсутствия общих несовершеннолетних детей:
– паспорта супругов;
– свидетельства о регистрации усыновления, если оно имело место до 1 марта 1996 г.;
продолжение
--PAGE_BREAK--