--PAGE_BREAK--
Что такое п
редварительное следствие и дознание?
Предварительное расследование — это вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса.
В этой стадии необходиморешить следующиезадачи:
- путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела;
- изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности;
- возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить условно, способствовавшие совершению преступления, приняв меры к их устранению;
- подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству.
Такое расследование называется предварительным потому, что ведется до суда и для суда.
Стадию предварительного расследования обязательно проходят все уголовные дела, кроме дел частного обвинения. Как и любая другая, эта стадия имеет своё специфическое содержание, начало, окончание, особый круг участников и завершается составлением особого уголовно — процессуального документа. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором, а заканчивается, когда будут установлены основания для составления обвинительного заключения (акта) или прекращения уголовного дела. Основное содержание данной стадии заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, т.е. в уголовно — процессуальном доказывании. При этом неизбежны задержания, аресты и применение других мер пресечения, обыски, выемки, наложения ареста на имущество и др. Все это применяется в целях достижения задач, стоящих перед данной стадией и перед уголовным процессом в целом. Круг участников в этой стадии очень широк, именно в этой стадии появляются центральные фигуры — подозреваемый и обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие субъекты.
Согласно ч.1 ст.150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.
Основная форма предварительного расследования — это предварительное следствие. Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем, что является одним из главных признаков данной формы предварительного расследования. В п.41 ст.5 УПК дается определение понятия «следователь» (данное определение также воспроизводится в ч.1 ст.38 УПК РФ): следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Предварительное следствие в России производится следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел.
Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечения лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела, производство следственных действий и многое другое. УПК рассматривает производство следственных действий как основной способ собирания доказательств. Предусмотренные УПК следственные действия соответствуют следующим признакам:
1. производятся в стадии предварительного следствия только по возбужденному уголовному делу (кроме осмотра места происшествия, производство которого в случаях, не терпящих отлагательства, разрешается и, до возбуждения уголовного дела);
2. производятся должностными лицами (следователь, дознаватель и др.), уполномоченными на это законом;
3. в уголовно-процессуальном законе указаны основания и процессуальный порядок их производства;
4. в результате их производства в распоряжении следователя и суда появляются фактические данные, признаваемые доказательствами по делу.
По отношению к органам дознания следователь занимает более высокое положение и обладает определенной властью. Следователь, по расследуемым делам, может давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ).
Статья 5 УПК РФ вводит определение «дознания». Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному деду, по которому производство предварительного следствия необязательно. В этой же статье вводится определение понятия «дознаватель». Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия. Согласно ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся:
1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности;
2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Возбуждение уголовного дела в порядке и выполнение неотложных следственных действии возлагаются также на:
1. капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2. руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных oт мест расположения органов дознания — по уголовным делам о преступлениях, совершенных но месту нахождения данных партий и зимовок;
3. глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Итак, основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Дознание также производится: дознавателями службы судебных приставов и таможенных органов. На органы дознания возлагается:
- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия — необязательно;
- выполнение неотложных следственных действий, по уголовным дедам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст.157 УПК РФ).
По смыслу этой статьи, а также по смыслу п.8 ст.5 УПК РФ,, производство неотложных следственных действий дознанием не является.
Расследование в форме дознания заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и, руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам. Без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях.
Разграничение компетенции между отдельными органами дознания и предварительного следствия производится на основе установленных УПК правил определения подследственности уголовных дел.
Подследственность — это совокупность закрепленных в законе юридических признаков уголовного дела, на основе совокупности которых устанавливается конкретный орган, правомочный и обязанный осуществлять предварительное расследование данного дела.
«Выделяются следующие основные признаки уголовного дела, на основе которых определяется ее подследственность; а) предметный (родовой); б) территориальный (местный); в) персональный (личный); г) альтернативный; д) подследственность по связи дел.[1] Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего путем вынесения специального постановления передать дело прокурору для направления по подследственности. Орган дознания может передать дело непосредственно следователю, и только когда преступление подследственно разным органам предварительного следствия, направляет дело прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
Предварительное следствие и дознание как самостоятельные формы расследования направлены на достижение единой цели — раскрыть преступление, установить преступника и обеспечить рассмотрение уголовного дела в суде, пользуются одними и теми же средствами и единым режимом уголовно-процессуальной деятельности.
Но если эти формы предварительного расследования существуют самостоятельно, то соответственно, должны и отличаться друг от друга. Большинство процессуалистов проводит эти различия по двум основным признакам: органам, осуществляющим эту деятельность, и ее процедуре.
Дознание и предварительное следствие осуществляется разными управомоченными на то органами.
Исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, выступающих в качестве органов дознания, дан в ст.40 УПК РФ, а согласно ст.38 УПК РФ органом предварительного следствия является следователь, для которого производство расследования, в отличие от органа дознания, — единственная функция.
Предварительное следствие и дознание различаются также объемом и сроками уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Согласно ст.162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышают 2 месяцев со дня возбуждения уголовною дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия включается не только время, затраченное на производство следственных действий по собиранию доказательств и принятие следственных решений, но и всё время ознакомления сторонами с материалами уголовного дела.
Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.
В соответствии со ст.223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Дознание производится по общим правилам, установленным для предварительного следствия, разница лишь в том, что производство по делу в данной форме осуществляется в сокращенные сроки (и по другой категории дел).
На органы дознания также возложено производство неотложных следственных действий (ст.157 УПК РФ). Согласно п.19 ст.5 УПК РФ «неотложные следственные действия» — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного деда, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В УПК РФ не содержится конкретного и исчерпывающего перечня неотложных следственных действий. Круг неотложных следственных действий определяется конкретными обстоятельствами совершенного преступления.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах
В постановлении следователя или органа дознания о возбуждении ходатайства о продлении процессуальных сроков указывается следующее:
- дата возбуждения дела, а в случае соединения дел в одном производстве дату возбуждения каждого из них, приостановления и, возобновления производства;
- краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства). В случае совершения многоэпизодных преступлений фабулу излагать сжато;
- основные доказательства виновности обвиняемых;
- даты задержания и избрания меры пресечения в отношении каждого обвиняемого; сущность предъявленного обвинения;
- решение суда по жалобе на арест или продление сроков содержания под стражей; в случае применения повторного ареста обвиняемого — основания и дату его избрания;
- сведения о личности обвиняемых; обоснование необходимости дальнейшего их содержания под стражей;
- сведения о движении дела: назначении экспертиз, ознакомлении с материалами дела, направлении дела в суд, а при возвращении его на дополнительное или новое расследование, даты поступления дела в прокуратуру, к прокурору, осуществляющему надзор за расследованием, и принятия следователем или органом дознания дела к производству, а также иных решений по делу;
- причины, в силу которых следствие или дознание не может быть окончено в установленный срок, и объем предстоящей работы по делу.
Относительно отдельных поручений следователя необходимо отметить, что статья 38 УПК не устанавливает срок, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. Поэтому срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен, следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.
В заключение следует сказать, что различие между этими формами предварительного расследования проходит через, категории уголовных дел о преступлениях, перечень которых дан в ст.151 УПК РФ, определяющей подследственность.
К
омпетенция органов предварительного следствия и дознания
Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК РФ.
При осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора;
6) ) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Из содержания ст.38 УПК РФ следует, что при осуществлении своих функций следователь обладает процессуальной самостоятельностью, без которой он объективно не смог бы выполнять возложенные на него обязанности. Но, несмотря на провозглашаемую независимость, следователи подчинены руководителю следственного органа, которой обладает огромными процессуальными полномочиями (ст.39 УПК РФ).
Согласно ч.2 ст.40 УПК РФ на органы дознания возлагаются:
1. дознание по уголовным дедам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
В целом, органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:
1) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений;
2) производство неотложных следственных действий, производство следственных и оперативно-разыскных мероприятий по поручениям следователей;
3) производство дознания;
4) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий;
В соответствии со ст.144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству должностного лица, проводящего доследственную проверку — следователя или дознавателя — руководитель следственного органа, начальник органа дознания, которому подчинен следователь или дознаватель, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает согласно ст.145 УПК РФ одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Орган дознания обязан по поручению прокурора провести проверку по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации,а следователь - по поручению руководителя следственного органа. (ч.2 ст.144 УПК РФ).Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в его распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио – и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.
Лицо, производящее дознание, — это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Лицо, производящее дознание, принимает дело к своему производству. Дознаватель, также как и следователь, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания не касались. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч.4 ст.41 УПК РФ). Но обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Следователь как субъект уголовного процесса — это по должности следователь (старший следователь, следователь по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, ФСБ.
«В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в, закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте»[2].
Следователь наделенправами возбуждения уголовных дел, а также задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. По расследуемым им делам следователь вправе давать органам дознания в пределах их компетенции обязательные для исполнения письменные поручения и указания о производстве разыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий.
Следователь по находящимся в ею производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК, следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих установить необходимые по делу фактические данные; требовать производства ревизий.
Термин «руководитель следственного органа» охватываетначальников следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, и их заместителей, действующих в пределах компетенции. Руководитель следственных подразделений органов внутренних дел осуществляют ведомственный процессуальный контроль за производством предварительного следствия подчиненнымиим следователями. Деятельность руководителей следственных подразделений поднадзорна прокурорам.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь, в соответствии с ч.3 ст. 38 УПК РФобязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания
при расследовании уголовных дел
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Укрепление их взаимодействия является необходимым условием повышения эффективности и результативности их деятельности.
Инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он в пределах своей компетенции, закрепленной в ст.38 УПК РФ, руководит осмотром места происшествия, с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, когда и в каких пределах надо привлечь орган дознания к участию в раскрытии и расследовании конкретного преступления (дать то или иное поручение либо потребовать оказать ему содействие при производстве тех или иных следственных действий и т.д.). Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.
Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ). Следственно-оперативные группы призваны обеспечить комплексное использование сил и средств подразделений следствия, оперативных работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя. Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-разыскным материалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления соучастников и обстоятельств дела оперативно-разыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений. Следователь-руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом на следователя возлагается определение линии деятельности группы, согласование совместно с ее членами плана следственных действий, распределение работы между членами группы. Следователь, получив от оперативных работников оперативно-разыскную информацию, намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы. При возвращении с места происшествия члены дежурной следственно-оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления, изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования[3].
Планирование признано одной из эффективных организационных форм взаимодействия. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе расследования преступления. Сущность совместного планирования заключается в том, что органы следствия и дознания разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. При этом стороны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководителем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого находится дело. Выполнение плана должно контролироваться следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником органа внутренних дел, становится управленческим распоряжением. Однако на деле запланированные мероприятия зачастую выполняются не в полном объеме из-за недостаточно налаженного взаимодействия между службами; организационная работа руководителей служб по контролю за исполнением совместных планов не обеспечивает должных результатов, практика применения дисциплинарного воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения плановых мероприятий, отсутствует.
Одной из неотъемлемых форм взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела является взаимодействие в ходе проверки материала о преступлении до возбуждения уголовного дела. Передача материалов проверки заявлений (сообщений) следователю через начальника отдела (органа) дознания происходит в том случае, когда оперативный работник убедится в том, что собранных материалов достаточно для возбуждения уголовного дела. Как показывает практика, именно при передаче материалов проверки по заявлениям (сообщениям) о преступлениях наиболее часто возникают конфликты при взаимодействии органов предварительного расследования и криминальной милиции. Дело в том, что в случае недостаточных данных для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела следователь может возвратить материалы органу дознания через начальника горрайоргана для проведения дополнительной проверки. При этом в мотивированной справке он должен указать, что конкретно препятствует решению вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, работник органа дознания в силу своей квалификации может добросовестно заблуждаться о достаточности собранных данных. Поэтому следователь вынужден направить материалы на дополнительную проверку. Сроки же возбуждения уголовного дела к этому моменту, как правило, уже проходят.
В исключительных случаях уголовные дела о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, оперативные работники возбуждают и проводят по ним неотложные следственные действия. В этих случаях орган дознания несет ответственность за обоснованность принятых им решений и объективность собранных доказательств. Следователь вправе в любой момент принять к производству подследственное ему уголовное дело, возбужденное органом дознания.
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Процессуальным основанием для выполнения органом дознания задания следователя согласно п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ является письменное поручение. Письменное поручение объясняет участие работников органа дознания в предварительном следствии, производство которого поручается следователю. С другой стороны, оно позволяет организовать контроль за выполнением задания. Имея официальный характер, письменная форма поручений дисциплинирует участников правоотношений. При поручении следователя, сделанном устно, может в последующем возникнуть множество спорных вопросов о характере и содержании поручения. Это не ведет к улучшению взаимодействия. Однако на деле наличие письменного поручения не гарантирует его исполнение органом дознания. В ряде случаев устное поручение, данное следователем оперативному работнику, с которым установлен личный контакт, приносит более эффективные результаты.
Ст. 38 УПК РФ не предусматривают ограничения сроков исполнения поручения ихотя согласно инструкции о взаимодействии указано: «Срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток», как показывает практика, исполнение поручений следователя производится в срок, превышающий 15 суток. Затягивание сроков отрицательно сказывается на ходе расследования, а в ряде случаев необходимость в выполнении поручения следователя вовсе отпадает. Уголовно-процессуальное законодательство не содержит указания, какие именно действия могут быть поручены органу дознания. Это ведет к тому, что имеют место случаи, когда следователи злоупотребляют своим правом и поручают органам дознания большое количество следственных действий, имеющих подчас весьма существенное доказательственное значение. Такие задания часто выполняются некомпетентно, со многими процессуальными нарушениями, что не только не приносит реальной пользы, но и может затруднить последующее собирание доказательств. Поручать органу дознания также истребование различного рода документов, справок, характеристик, копий приговоров и т.д. тоже недопустимо.
Важной составляющей взаимодействия в ходе предварительного расследования является предоставление следователями и оперативными работниками друг другу информации, полученной в процессе оперативно-разыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Используя информацию, полученную оперативно-разыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно-разыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения.
Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования. В условиях, когда правоохранительные органы сталкиваются со все более изощренными приемами и методами сокрытия преступлений, с активным противодействием преступников неизмеримо возрастает роль и значение оперативной работы подразделений криминальной милиции, которая дает возможность с помощью технических средств обнаружить и документально зафиксировать информацию, имеющую доказательственное значение. Задача следователя применить в своей деятельности данные, полученные оперативным путем. Однако практика свидетельствует, что многие следователи, к сожалению, не имеют четкого представления о возможностях и способах такого применения и не требуют их от оперативных работников и, более того, иногда отказываются использовать такие материалы.
Одной из форм взаимодействия является содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий в виде помощи, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания. Такая помощь необходима, например, при производстве обыска, опознания и др.
К положительным примерам взаимодействия можно отнести раскрытие преступления по факту мошенничества при обмене валюты, когда купюры, переданные преступником потерпевшему, были заменены на купюры меньшего достоинства, в то время как второй преступник отвлекал внимание потерпевшего. В ходе расследования уголовного дела следователем было поручено органу дознания в порядке п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ опросить всех лиц, которые могли оказаться очевидцами совершения преступления. Оперуполномоченным уголовного розыска в ходе исполнения поручения была установлена женщина, торговавшая рядом с местом совершения преступления у пункта обмена валюты, которая показала, что лица, сходные по приметам с преступниками, регулярно появляются у обменного пункта. На основании полученной информации органу дознания было дано поручение задержать преступников, используя содействие свидетеля, что и было сделано. Таким образом, успешное раскрытие преступления стало возможным ввиду четко налаженного, делового и рационального взаимодействия следователя и оперативного работника.
продолжение
--PAGE_BREAK--