Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Гражданство РФ процедура приобретения и утраты

--PAGE_BREAK--Также закон устанавливает условие непрерывного проживания в РФ, для соблюдения которого лицо не должно покидать территорию России более чем на три месяца в год. Такое условие объясняется тем, что иногда гражданам необходимо уехать за границу для учебы либо укрепления своего здоровья, при этом не желая принимать гражданство этого иностранного государства.
В отличие от ранее действовавшего закона о гражданстве, закон 2002г. закрепил обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ как одно из условий приема в российское гражданство (в приеме в российское гражданство может быть отказано, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживая на территории РФ, совершают противоправные действия, нарушая Конституцию и законодательство РФ). Конституция РФ ч.2 ст.15  закрепляет обязанность российских граждан соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, лица, намеревающиеся стать гражданами РФ также обязаны соблюдать ее законы.
Для приобретения российского гражданство лицу необходимо иметь законный источник средств к существованию. Данное условие приема лиц в российское гражданство также является новым для российского законодательства, так как в ранее действовавшем законе о гражданстве оно не содержалось. Это условие, также как и предыдущее, направлено на пресечение приобретения гражданства РФ лицами, занимающимися незаконной деятельностью либо вообще намеревающимися жить на пособие по безработице.
Условие отказа от иностранного гражданства для приобретения российского также является нововведением в российском законодательстве. Введение данного положения, судя по всему, обусловлено поднятием  престижа России на международной арене. Такое положение уже давно существует в Украине – стране с меньшим экономическим потенциалом,  и в России данное положение ни чуть не менее уместно. Поэтому прежде чем ходатайствовать о приеме в российское гражданство лицо должно отказаться от своего прежнего гражданства. Однако, приветствуя приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, законодатель делает оговорку, что если лицо в силу независящих от него причин не может отказаться от иного гражданства, отказ не требуется.      В качестве документа, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства либо невозможность такого отказа в соответствии с законодательством иностранного государства, принимается документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства (например, справка, извещение и т.п.). При обращении с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации граждан государств, с которыми Российской Федерацией заключен международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства, представление документов, подтверждающих обращение заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства, не требуется.
Еще одним условием приема в российское гражданство является владение русским языком. Данное положение является новым для российского законодательства, так как ранее действовавший закон о гражданстве не предусматривал данного условия. Данная поправка вызвала при обсуждении в Государственной думе РФ множество споров и фактически ее принятие было «притянуто за уши». Основным аргументом против, является то, что нет строго определенной процедуры выявления знаний русского языка иностранными гражданами. За – данное положение существует в ряде зарубежных стран и гражданин государства должен владеть государственным языком своей страны, кроме того, процедура экзаменования лиц на наличие достаточных знаний русского языка вообще не входит в компетенцию данного закона и должно регулироваться отдельными правовыми актами. Определение уровня знаний русского языка осуществляется на основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
Также ныне действующий закон о гражданстве предусматривает условия более льготного приобретения гражданства, в частности, сокращение срока проживания с пяти лет до одного года при наличии следующих факторов:
o   Рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР. Этот факт говорит о существовании правовой связи лица с Россией, так как она является правопреемницей СССР. Поэтому для таких лиц срок проживания на территории РФ сокращен.
o   Состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет. Судя по всему, при принятии данного положения законодатель исходил из того, что состояние в браке в течение трех лет говорит в пользу того, что этот брак был заключен не из преследования личной выгоды. И в международной практике брак является условием, упрощающим порядок приема в гражданство.
o   Еще одним основанием сокращения срока проживания на территории РФ при приеме в российское гражданство является наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство РФ (в том числе и усыновленные (удочеренные)). Часть 3 ст.38 Конституции РФ гласит, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Таким образом, данная норма является по сути продолжением нормы конституционной и не ставит преград для осуществления гражданами своих обязанностей.
o   Если лицо имеет особые достижения в области науки, техники и культуры, а также обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, оно может быть принято в гражданство  без необходимости 5 летнего проживания на территории РФ.  Практика льготного приема в гражданство лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для данного государства, использовались, например, в США, что обеспечило приток в страну квалифицированных специалистов.
o   Предоставление лицу политического убежища на территории РФ также является основанием для сокращения срока проживания на территории РФ для получения российского гражданства. Право на политическое убежище в случае преследования за свои убеждения – одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей древних Афин, находивших свое убежище в других греческих государствах-полисах). Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ч.1 ст.14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем». Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, то есть за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.
Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ и их статус определяется Положением о порядке предоставления политического убежища в РФ, утвержденным Указом Президента от 26 июля 1995г. Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом и международным договором. На этом основании для лицо, которому было предоставлено политическое убежище срок проживания на территории РФ для получения российского гражданства сокращается до одного года.
o   Признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом также является основанием сокращения срока проживания. Законодательство РФ дает определение понятия «беженец»: «Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений» (ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О беженцах»). Лицу, получившему статус беженца, может быть предоставлено гражданство РФ и для него срок проживания на территории РФ сокращается до одного года. В этом случае лицо теряет статус беженца.
Также льготный порядок приобретения российского гражданства существует  для лиц, имеющих особые заслуги перед РФ.  Данное положение – это скорее исключение, чем правило, каждый из них рассматривается отдельно и они не подлежат какому-то общему правилу.        
Заявление о приобретении гражданства подается лицом, проживающим на территории Российской Федерации, — в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются — органы внутренних дел). Заявление подается по месту жительства. Местом жительства является место, где лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме. Заявление подается лично заявителем. Однако Закон предусматривает, в порядке исключения, возможность подачи заявления через представителя или по почте. Исключительность обстоятельств, по которыми лицо не может лично обратиться в полномочный орган, должна быть подтверждена соответствующими документами (состояние здоровья, семейные обстоятельства и пр.). подлинность подписи на заявлении и соответствующие документы должны быть нотариально удостоверены. Если данные документы не будут надлежащим образом оформлены, они возвращаются заявителю с указанием причин возврата.
Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.
Вместе с заявлением о приеме в гражданство в общем порядке  представляются:
o   вид на жительство;
o   один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
o   документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранного государства. В случае если отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации представить документ о выходе из иного гражданства. В случае если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации. Представления документа об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор, предусматривающий возможность сохранения имеющегося гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
o   Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:
     а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):
     до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР;
     после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации;
     б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательной организацией (учреждением) на территории Российской Федерации или за рубежом, которой (которому) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
     в) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.
     От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:
     мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;
     недееспособные лица;
     инвалиды I группы.
При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 13 Федерального закона, согласно которому срок проживания на территории РФ сокращается до одного года, вместе с перечисленными документами,  представляются:
o   лицом, родившимся на территории РСФСР и имевшим гражданство СССР, — свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения;
o   лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;
o   нетрудоспособным лицом, имеющим дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, — свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин — 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);
o   лицом, имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, — ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации;
o   лицом, которому предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, — свидетельство о предоставлении ему политического убежища;
o   лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательством Российской Федерации, — документ, подтверждающий признание его беженцем.
Прием в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 13 Федерального закона осуществляется на основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность его принятия в гражданство Российской Федерации. Особыми заслугами перед Российской Федерацией являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России. Для объективной оценки заслуг при решении вопроса о приеме такого лица в гражданство Российской Федерации могут быть запрошены дополнительные сведения и заключения от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о предоставлении гражданства Российской Федерации лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается Президентом Российской Федерации при наличии волеизъявления этого лица.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При подаче заявления о приеме в гражданство РФ взимается государственная пошлина. В соответствии с п.6 ст.4 ФЗ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995г. с заявлений о приобретении гражданства РФ государственная пошлина составляет 100 рублей (аналогично – с заявлений о восстановлении в гражданстве и о выходе из гражданства РФ). В случае отклонения заявления пошлина  заявителю не возвращается.
Процедура рассмотрения заявлений и принятия по нему решения осуществляется в пределах годичного срока, течение которого начинается с момента подачи заявления и всех документов, оформленных надлежащим образом.



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Прием в гражданство: упрощенный порядок.
Ныне действующий закон о гражданстве предусматривает так называемый упрощенный порядок приобретения российского гражданства. В российском законодательстве это новое понятие, хотя его положения использовались и ранее.
Упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ. Данное положение имеет прямое отношение к конституционной обязанности граждан РФ, закрепленной в ч.3 ст.38: «Трудоспособные дети, достигшие 18 бет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Таким образом, лицу, имеющему гражданство РФ легче осуществлять данную свою обязанность, нежели иностранцу либо лицу без гражданства. Основываясь, судя по всему, на этом, законодатель внес данное положение в статью об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ.
Также в упрощенном порядке в российское гражданство принимаются лица, которые ранее имели гражданство СССР и проживали или проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.  После распада Советского Союза и выделения из его состава ряда государств многие граждане, проживающие на территории этих государств, оказались лишенными не только российского гражданства, но и гражданства страны, в которой они проживают.
Также упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается для недееспособных лиц, т.к. ребенок тоже лицо недееспособное. В частности, в упрощенном порядке в российское гражданство принимается ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство РФ, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Один из родителей в случае отсутствия сведений о месте нахождения другого родителя представляет заявление, составленное в произвольной форме, удостоверенное личной подписью, сделанной в присутствии должностного лица, принявшего заявление, в котором заявитель отражает факт своего ознакомления со статьями 22 и 41 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в которых говорится, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений и споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица. Если же ребенка опекает только один родитель, то соответственно, необходимо только его заявление для приема ребенка в гражданство РФ. Другой родитель не имеет права каким-либо образом влиять на его судьбу. Не выполняются для этих лиц условия, предусмотренные 13 статьей, так как было бы абсурдным требовать от ребенка наличия законных средств к существованию либо сдавать экзамен по русскому языку.  Являясь недееспособным лицом, ребенок не может самостоятельно принимать решения, за него это делают его родители. Поэтому законодательством определена необходимость заявления одного из родителей о приеме ребенка в гражданство РФ и согласие второго. Для детей не устанавливается каких-то дополнительных условий, так как они едва ли могут преследовать корыстные цели при приобретении гражданства. Законодатель не требует согласие второго родителя при приеме ребенка в гражданство РФ если он проживает на территории России, судя по всему, на том основании, что ребенок должен посещать школу, детский сад, наконец состоять на учете в детской поликлинике, имея, таким образом, правовую связь с государством. Во всех случаях изменения гражданства ребенка, достигшего 14-летнего возраста, требуется его согласие.
Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Для этого устанавливается строгая процедура, гарантирующая всесторонне продуманное, объективное и обоснованное решение. Над недееспособным устанавливается опека. Его права в его интересах осуществляет опекун. Для приобретения таким лицом российского гражданства необходимо заявление опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
 Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации и имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации, вместе с заявлением  представляют:
o   вид на жительство;
o   один из перечисленных документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
o   один из перечисленных документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;
o   свидетельство о рождении заявителя;
o   паспорт нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
o   один документов, подтверждающих нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации — удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин — 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы

Иностранные граждане также представляют документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копию данного обращения, заверенную соответствующим полномочным органом иностранного государства, и дают обязательства, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, если на основании этого пункта они не освобождаются от представления указанных в нем документов и дачи соответствующих обязательств.
Лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, если они не получили и не получали гражданства этих государств, вместе с заявлением представляют:
o   вид на жительство (для лиц, проживающих на территории Российской Федерации);
o   один из перечисленных документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
o   один из перечисленных документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;
o   свидетельство о рождении заявителя, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. Если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, подтверждением того, что заявитель состоял в прошлом в гражданстве СССР, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР
Восстановление в гражданстве.
Институт гражданства еще в первых декретах советской власти предусматривал возможность восстановления гражданства у лиц, ранее его утративших. Так, после войны 1914г. и гражданской войны солдаты русского экспедиционного корпуса во Франции, военнопленные оказались за рубежом, причем значительная их часть стремилась на Родину и выражала желание приобрести советское гражданство. Такая возможность была им предоставлена. Вновь проблема восстановления в советское гражданство потребовала к себе большого внимания в 1939-1940гг. и после II Мировой Войны, поскольку в этот период усилилось стремление находившихся еще со времен революции и гражданской войны на чужбине соотечественников восстановиться в гражданстве и вернуться в Россию. В качестве актов, регулирующих порядок восстановления советского гражданства в данный период, можно назвать: указы Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении в гражданстве СССР и подданных бывшей Российской Империи, проживающих на территории Манчжурии от 10 ноября 1945г., Франции, Югославии, Болгарии от 14 июня 1946г.                                                                                                                                                                                                                                                   
Основным положением восстановления гражданства является правило о том, что лицу, которое состояло в гражданстве, может быть по его заявлению (или ходатайству) восстановлено гражданство в соответствии с требованиями  закона.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации как основание его приобретения может осуществляться иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Ныне действующий закон о гражданстве от 2002г. приравнивает порядок восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявших в российском гражданстве, к общему порядку приема в гражданство, исключая требования относительно срока проживания на территории РФ. При этом срок проживания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства сокращается до 3 лет. Например, в законе о гражданстве Таджикистана (и в некоторых республиках и государствах) прямо предусмотрено, что восстановление в гражданстве происходит с соблюдением порядка приема в гражданство.
При подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании статьи 15 Федерального закона  представляются документы, аналогичные документам, подаваемым с заявлением о приеме в гражданство, а также справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.
Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
Таким образом гражданство РФ может быть приобретено путем выбора – оптации, при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международным договором РФ. Оптация как форма приобретения гражданства давно известна нашему законодательству. Она может выступать основанием и приобретения и утраты гражданства, поскольку лицу предоставляется право беспрепятственного выхода из одного гражданства и приобретения другого. Оптация регулируется как внутренним законодательством, так и международными договорами и соглашениями, т.е. сама возможность выбора гражданства одного из двух государств вытекает из международно-правовой договоренности государств. Следует отметить, что при приобретении гражданства по данному основанию решающее слово принадлежит самому заинтересованному лицу, а не государству. Закон о гражданстве предусматривает оптацию только при изменении Государственной границы РФ. В этом случае лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства – оптацию. При включении территории в состав РФ по общему правилу проживающие на ней лица приобретают гражданство РФ без ходатайства путем получения документа, подтверждающего гражданство РФ. При нежелании приобретать гражданство РФ лицо обращается с ходатайством в соответствующие государственные органы о прекращении гражданства РФ. Аналогичный порядок предусмотрен в случае, если территория исключается из состава РФ. При этом проживающие на ней лица выходят из гражданства РФ. Лица, желающие остаться гражданином РФ, заявляют об этом в установленный срок. Оптация  происходит в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ.
Как пример можно привести Советско-Чехославатский Договор от 29 июня 1945г., которым предусматривалось воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной и вхождение ее в состав Украинской ССР. Лица украинской и русской национальности проживающие в районах Словакии, имели право добровольной оптации гражданства одного из подписавших договор государств. Аналогичное право приобретали лица словацкой национальности проживающие в Закарпатской Украине.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.