--PAGE_BREAK--Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов Государственный банк (Госбанк СССР)
Промышленно-строительный банк (Промстройбанк)
Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР)
Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР)
Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР)
Банк внешнеэкономической деятельности СССР
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спец банков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.
Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки — первый ярус, коммерческие и кооперативные банки — второй ярус.
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.
Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа «500 дней» расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие «кредитная система» понятием «банковская система». Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала».
Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.
Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании «Центрорезерв», «Дальросс»,«Аско» и др.
Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г. Центральный банк РФ
Банковская система
коммерческие банки
сберегательный банк РФ
Специализированные небанковские кредитные институты:
страховые компании
инвестиционные фонды
прочие
Нынешняя структура кредитной системы РФ приближена к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.
Новая банковская система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества. Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличалась от 1991 — 1992 гг.
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г. Центральный банк
Банковская система:
коммерческие банки
сберегательные банки
ипотечные банки
Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты
страховые компании
инвестиционные фонды
пенсионные фонды
финансово-строительные компании
прочие
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды. Это вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты вели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались в иностранную валюту, что обесценило рубль и привело к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждались в дальнейшем совершенствовании.[4]
Современная кредитно-банковская система. Современная кредитная двухуровневая система практически сформирована:
1 уровень – Центральный банк Российской Федерации
2 уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции. [5]
Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а так же Банк реконструкции и развития созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить холдинги, группы и иные объединения банков.
Холдинги создаются путем получения основной кредитной организацией. В силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенном договором возможности предприятия определять принимаемое ими решение.
Группа кредитных организаций образуется для совместного осуществления банковских операций на основе заключения соответствующего договора.
Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят так же специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности модно выделить, как правило одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.
Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. Кризис 1998г. сильно «помог» проблемным банкам выйти из игры. Были отозваны более 50% банковских лицензий, выданных в период становления банковского сектора. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований ЦБ РФ к минимальному размеру уставного капитала.
Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).
Проблемы подобного рода возможны у значительной части уцелевших банков – они прежде всего связано с дефицитом сфер прибыльного размещения банковских ресурсов. Накануне кризиса вложения банков в рублевые федеральные долговые обязательства составляли в среднем 7,5% активов и обеспечивали без малого 15% их доходов. В настоящее время рублевые институты такого уровня фактически отсутствуют. Единственным исключением являются депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, однако они не превышают 3% суммарных банковских активов.
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активах в активах банков продолжает расти. 1 июня 1999-12, 5 млрд. долларов, т. о. кризис не избавил банки от застарелых проблем. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Т.о. банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.[6]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Образование кредитной системы за рубежом. Рассмотрим образование кредитной системы за рубежом на примере Великовбритании. С развитием рыночной экономики возникает потребность в развитии адекватной финансовой инфраструктуры. Великобритания обладает хорошо развитой промышленностью и торговлей, а также известной во всем мире финансовой системой. Лондон является центром как для английской кредитной системы, так и для международного финансового рынка в глобальном масштабе. Однако так было не всегда. Когда в конце средних веков начала развиваться британская торговля, финансовая система страны отставала в своем развитии от других стран Европы.
Банковское дело в Англии зародилось из деятельности золотых дел мастеров, многие из которых были связаны с еврейскими или итальянскими ростовщиками. В начале XVII в. в Лондоне ювелиры начали принимать вклады золотых монет на безопасное хранение. Квитанции, или ноты, которые они выдавали, стали применяться как деньги, и из них возникли банкноты. Когда квитанции ювелиров начали приниматься за деньги с полным правом, ювелиры поняли, что могут увеличивать ссужаемые средства путем выпуска простых векселей, обещающих выплату монет, хотя монеты и не поступали к ним на хранение, при условии, что они сумеют поддерживать безопасное соотношение между выпущенными расписками и фактически имеющимися на хранении монетами. К тому времени, когда была достигнута эта стадия (к концу XVII в.), банковское дело стало основным источником получения прибыли, оттеснив на второй план ремесло ювелиров. Предоставление ссуд стало главной частью этого бизнеса, и появились частные банки.
Сначала банки были в частном владении. Они основывались как товарищества, и по Закону 1708 г. им запрещалось иметь больше шести партнеров. Единственным исключением из этого правила был Банк Англии, образованный в 1694 г. как единственный акционерный банк страны. То, что частные банки были так долго ограничены указанными условиями, частично объяснялось стремлением сохранить привилегированное положение Банка Англии.
Большинство первых частных банков находилось в Лондоне, уже ставшим главным торговым центром Англии. В 1750 г. в остальной части страны существовало только двенадцать «провинциальных банков», Однако необходимо иметь ввиду, что это была совершенно иная Англия по сравнению с той, какую мы знаем сегодня. В те времена население Лондона насчитывало около 656 000 чел., что составляло одну десятук часть от всего населения страны. Было еще порядка десяти городов с населением чуть более 10 000 чел., и только 30 городов имели население в 5000 чел. Около двух третей населения занимались сельским хо зяйством, поэтому нет ничего удивительного в том, что провинциальные банки брали свое начало не от ювелиров, а от сельских купцов в городах с рынками. Тем не менее причины их появления были очень похожи на те, которые вызвали рост «столичных» банков.
За период с 1750 по 1850 г. (эпоха Промышленной революции) все изменилось. Население страны испытывало бурный рост, и развивались новые отрасли хозяйства, нуждающиеся в банковских услугах. Многие новые частные банки открывались за пределами Лондона, часто местными промышленниками и предпринимателями, для мобилизации местного капитала. Эти банки основывались с самого начала специально для приема вкладов, выпуска своих собственных банкнот и для выдачи ссуд. К 1821 г. число существовавших частных банков возросло до 781.
В начале XIX в. разорение банков стало уже значительной угрозой для вкладчиков и держателей банкнот частных банков. Многие из вновь возникших частных банков были неосмотрительны либо по части поддержания необходимого соотношения между выпущенными банкнотами и монетами в запасах, либо в отношении объемов кредитования, а иногда и в том и в другом. Если становится известно, что какой-либо банк не в состоянии оплатить свои долги вкладчикам и держателям банкнот, за этим может последовать «нашествие на банк»; результатом «атаки» кредиторов на банк с требованием вернуть их деньги обычно было банкротство. Тот факт, что банки были ограничены максимум шестью партнерами по своему составу, означал, что у них, как правило, не было достаточного собственного капитала для преодоления даже малейшей финансовой бури.
В конце XVIII в. имел место период сравнительно высокой инфляции. Тогда считали, что она была вызвана неконтролируемым выпуском банкнот частными банками, которые увеличивали денежную массу страны. Вследствие этого, а также учитывая участившиеся случаи банкротств, на правительство было оказано давление по реформированию законодательства, с тем чтобы разрешить учреждение коммерческих банков на более прочной основе наряду с ограничением их полномочий по созданию денег. Правительство попыталось это осуществить путем принятия ряда законов начиная с 1826 г.
Закон о банках 1826 г. Это был первый закон, разрешивший образование акционерных банков, помимо, конечно, Банка Англии. Новые банки имели право выпускать банкноты, но в Законе предусматривалось одно существенное ограничение: ни один акционерный банк не должен был открываться в радиусе 65 миль (105 км) от Лондона. Это положение было включено в закон для защиты Банка Англии, который, несмотря на его возрастающую связь с правительством, продолжал выступать также в роли коммерческого банка. Идея заключалась в том, чтобы при фактической монополии в районе Лондона создать условия, позволяющие ему выполнять свою роль правительственного банка, не отвлекаясь на обострение конкуренции в других сферах деятельности. Результатом ограничения деятельности в Лондоне вновь образующихся банков было сдерживание их роста. Лондон, несомненно, являлся финансовым центром страны, и инвесторы думали, что любой новый банк, если он намеревается процветать, должен находиться в столице. Новым банкам трудно было обеспечить себе приток капитала, и соответственно их развитие шло медленно, пока в 1833 г. такое ограничение не было отменено.
Закон о банковских привилегиях 1833 г. Согласно этому закону акционерные банки получали разрешение на ведение операций в пределах радиуса в 65 миль от Лондона, однако им запрещалось выпускать собственные банкноты, а это полномочие считалось жизненно важным для развития кредитного бизнеса в широком масштабе. Несмотря на это ограничение, новые банки вскоре стали появляться в больших количествах. Многие коммерческие банки, известные нам сегодня, зарождались именно в тот период, характерной чертой которого было постепенное поглощение мелких частных банков новыми, более крупными, акционерными банками, что и легло в основу их отраслевых сетей.
Попытка ограничить темпы роста новых банков, отказав им в праве на выпуск банкнот, не удалась по причине нового явления — депозит ых банковских операций. Даже частным банкам было известно, что для расширения общей суммы редств, идущих на ссуды, не обязательно выпускать банкноты: та же самая цель может быть достигнута путем создания кредита, давая возможность клиентам совершать овердрафт по их текущим счетам. Однако в то время правительство этого еще не понимало.
Закон о банковских привилегиях 1844 г. Этим Законом делалась попытка ограничения роста денежной массы. Как мы уже говорили, он положил конец дальнейшему увеличению выпуска банкнот акционерными и частными банками. Кроме того, по мере слияний или поглощений существующих банков они теряли право на выпуск банкнот. Вновь образуемые банки уже не могли выпускать банкноты. В качестве меры по контролю надденежной массой здесь правительство потерпело неудачу по причинам, о которых мы уже говорили. Закон не снизил темпы роста денежной массы, обусловленные депозитными банковскими операциями, и не сдержал развития деятельности коммерческих банков.
Закон о компаниях 1862 г. Понятие ограниченной ответственности появилось в Британии еще 1662 г., хотя в течение долгого времени его применение было доступно только для очень небольшого числа организаций. Преимуществом компании с ограниченной ответственностью является ограничение ответственности инвесторов за долги компании только на установленную умму, обычно на сумму подписки для участия в долевом капитале. Закон о компаниях 1862 г. подтвердил предыдущие законодательные акты, впервые компании с ограниченной ответственностью получили возможность осуществлять кредитную деятельность. Тем самым был устранен последний барьер для создания очень крупных кредитных организаций.
Знакомая нам сеть филиалов кредитных организаций является следствием целого ряда слияний и поглощений, имевших место за последние 50 лет.
Преимущества слияний небольших кредитных организаций в более крупные организации не вызывают сомнений. В результате слияний расширяется доступ к капитальным вкладам, а также повышается устойчивость к преодолению трудностей. Крупные организации могут осуществлять экономию, связанную с масштабом операций. Они имеют доступ к большему числу клиентов и, следовательно, менее уязвимы как к отдельным безвозвратным долгам, так и к потере важных клиентов. Они могут диверсифицировать кредитование по разным секторам экономики. Они могут проводить операции в разных местах, перемещать средства, предназначенные для выдачи ссуд, по всей стране за счет принятия вкладов в одном районе, а выдачи ссуд — в другом. Например, Северная Англия, в частности Шотландия, — это традиционные районы сбережений, тогда как Юг известен как область заимствований. Именно это послужило созданию национальных сетей и установлению связей между английскими и шотландскими кредитными организациями.
Процесс объединения пошел особенно активно после принятия Закона 1833 г. В 1841 г. в Англии было 115 акционерных банков. Некоторые из них были образованы путем поглощения старых частных кредитных организаций. Они расширяли свои сети, открывая новые филиалы и сливаясь друг с другом. К 1914 г. большая часть деятельности коммерческих банков Англии и Уэльса контролировалась шестнадцатью клиринговыми банками. В 1918г. для исследования этих объединений был учрежден Комитет казначейства. Комитет рекомендовал осуществлять законодательный контроль за дальнейшим слиянием, с тем чтобы избежать ситуации, когда управление кредитной системой окажется в одних руках, и не допустить злоупотреблений властью. На самом деле законодательные меры не были приняты, но Казначейство получило заверения от банков, что дальнейшие слияния будут осуществляться только после согласования с правительством.
К 1920 г., после поглощений нескольких небольших банков, количество клиринговых банков уменьшилось до одиннадцати, попавших в категории «большой пятерки» и «маленькой шестерки». В пределах этих групп в течение почти 50 лет не было дальнейших слияний, хотя нужно отметить, что Martins Bank был единственным полностью независимым членом маленькой шестерки.
В период между двумя войнами и в послевоенный период до конца 60-х гг. одиннадцать клиринговых банков, особенно «большая пятерка», концентрировали внимание на расширении сети новых филиалов в областях, в которых они были слабо представлены. «Маленькая шестерка», наоборот, сохраняла локализованный характер деятельности, например, Martins и Williams Deacons оставались преимущественно северными банками. «Большая пятерка» совместно контролировала около 80% депозитов клиринговых банков.
Банковский закон 1987 г. был принят в результате необходимости «спасти» банковскую группу Johnson Matthey в 1984 г. Он пришел на смену Банковскому закону 1979 г., который, в свою очередь, был реакцией на банковский кризис 1973-74 гг., вызванный тем, что ряд банков попал в затруднительное положение, беря взаймы на короткий срок и выдавая долгосрочные ссуды. Закон 1987 г. отменил ранее существовавшее деление банков на две категории — признанные банки и имеющие лицензию депозитные учреждения — и ввел единую категорию уполномоченного учреждения.
Главная цель Закона — обеспечение надзора за соблюдением принципа осмотрительности. Закон устанавливает юридическое право Банка Англии на надзор за банками и депозитными учреждениями и подкрепляет эти полномочия введением программы по защите вкладов, которая будет служить резервом на случай возможных банковских крахов. Однако Банк Англии не может непосредственно диктовать банкам способ ведения их дел.[7]
Современная кредитная система Великобритании Что касается современной кредитной системы, то можно сказать следующее:
Кредитная система Великобритании представляет собой классический вариант двухуровневой системы, принадлежит к числу старейших и наиболее развитых систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в Лондонском Сити, имеющем тесные связи с главными финансовыми центрами мира.
Система Центрального Банка
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:
группа — прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
группа — контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
Все множество функций призвано к достижению трех главных целей. Среди них:
Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, — другими словами, осуществление денежной политики;
Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра
Вторым уровнем Британской кредитной системы являются коммерческие банки и финансовые компании. Система коммерческих банков сильно дифференцирована. В ней действует принцип специальных банков. При этом наблюдается 2 тенденции. С одной стороны, специализация является попыткой приспособления банков к изменениям денежного спроса и предложения. С другой стороны, существует тенденция к расширению операций крупнейших коммерческих банков и сберегательных касс за рубежом. Сгруппировать британские банки не так просто. Банк Англии делит оперирующие в Англии коммерческие банки на 3 группы:
депозитные банки (розничные ) или «банки главной улицы ;
учетные дома;
акцептные дома, иностранные банки, прочие банки.
Депозитные банки
К депозитным банкам относятся так называемые финансовые дома, к которым принадлежат, прежде всего, специальные банки потребительского кредита. Около 2/3 их активных операций приходится на потребительские кредиты в рассрочку, в свою очередь более 60% этих кредитов составляет финансирование покупок автомобилей. Все большее значение приобретают лизинговые операции. Финансовые дома являются, как правило, дочерними предприятиями крупнейших банков или страховых компаний, поддерживающих кредит этих банков своими средствами. Крупнейшие финансовые дома пытаются максимально расширить кредитные операции, чтобы иметь возможность привлекать сберегательные вклады и развиваться в универсальные банки. К финансовым домам следует отнести и специальные кредитные точки в торговых центрах (MoneyShops).
Следующей группой депозитных банков являются торговые банки (Merchant Banks). Они возникли на торговых предприятиях, которые постепенно освоили кредитные операции. Некоторые современные торговые банки наряду с банковскими операциями выполняют еще промышленные и торговые функции. Торговые банки » Н. М. Ротшильд и сыновья", «Дж. Генри Шредер Вагг энд К», «Бэрринг Бразерз», «С. Г. Варбург энд К», или «Лазард Бразерз энд К» существуют уже более 100 лет. Отличием торговых банков от клиринговых и одновременно их привилегией является то, что они не обязаны публиковать подробные сведения о финансовом состоянии и о своих операциях. Благодаря этой привилегии торговые банки могли на протяжении многих лет свободно развиваться. Торговые банки заняты главным образом в 3-х основных областях:
Истинно кредитные операции ( акцептно-кредитные операции, прием и выдача займов в фунтах стерлингов, финансирование экспорта.
Оказание услуг предпринимателям (советы при слиянии предприятий, выявление для них наиболее благоприятных возможностей финансирования; о целесообразности приобретения акций, выведение новых форм на рынок ценных бумаг.
Управление ценными бумагами (хранение ценных бумаг, контроль акционерных обществ промышленности и торговли, инвестиционных компании, частных фондов. Чтобы сохранять исключительность в управлении средствами, крупнейшие торговые банки не принимают в свои портфели ценности стоимостью ниже 100 тыс. ф. ст.
продолжение
--PAGE_BREAK--Торговые банки участвуют в этих трех областях бизнеса в неодинаковой степени. Между крупнейшими банками существует специализация.
Учетные дома
Следующим типом банков в Англии являются учетные дома. В настоящее время в Лондоне оперируют 8 учетных домов и отдельные малые специализированные фирмы-маклеры, которые все вместе образуют учетный рынок Лондона. Учетные дома обеспечивают выгодный сбыт для банков ликвидных фондов путем гарантированных депозитов по требованию. Эти фонды используются для покупки различных активов, включая краткосрочные казначейские облигации, коммерческие векселя и первоклассные фондовые бумаги. Кроме того, учетные дома — это рынок реализации и покупки векселей.Они действуют как буфер между Банком Англии и остальной кредитной системой, посредством У.Д. Банк Англии снабжает банковскую систему финансовыми ресурсами, изымает их. Для британских компаний главными функциями учетных домов являются предоставление заемных средств через дисконтирование (переучет) векселей, а также предложение различных форм краткосрочного вложения в портфельные инвестиции.
Прочие организации
Иностранные банки (Foreign Banks) в Англии по балансовой сумме относятся к крупным банковским группам. В Лондоне сконцентрировано в 2 раза больше иностранных филиалов, чем в Нью-Йорке. К иностранным банкам в Лондоне относится Московский Народный Банк (Moscow Narodny Bank).
Следующей кредитной группой в Англии являются консорциальные банки. Это институты, где участвуют банки по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета. Поскольку они создавались на основе долевого участия банками ведущих капиталистических стран, они в состоянии мобилизовать на еврорынке огромные средства и на самые продолжительные сроки, что недоступно никакому другому типу банков. Возникновение консорциальных банков особенно хорошо свидетельствует о развитии процесса интернационализации капитала. К крупнейшим консорциальным банкам относятся «Мидленд энд интернэшнл бэнк лтд» с британскими, канадскими и австралийскими партнерами, «Вестерн Америкен бэнк юроп лтд.» с британскими, американскими и японскими партнерами, «Индастриел коммершиэл бэрл» с партнерами из США, Японии и Великобритании.
B Великобритании имеется множество банкоподобных специальных кредитно-финансовых институтов. Cреди них:
Сберегательные институты
Доверительные сберегательные банки — в прошлом в основном играли роль местных сберкасс. Затем они были реорганизованы и 16 крупных региональных учреждений, но их правовой статус остался неясным. В конце 1986 года они превратились в единый акционерный Доверительно-сберегательный банк, который по масштабам деятельности и капиталу уступает лишь «большой четверке» и выполняет все основные функции коммерческих банков.
Национальный сберегательный банк (бывший почтово-сберегательный банк) аккумулирует сбережения населения через сеть почтовых отделений, число которых превышает 20 тысяч. Объем вкладов в Национальном сберегательном банке в конце 1986 года составлял около 8 млрд. фунтов стерлингов.
Строительные общества — существуют свыше 200 лет, ныне аккумулируют наибольшую часть сбережений населения. Их суммарные активы в 80-х годах увеличились и превысили 130 млрд. ф. ст. Крупнейшие — Галифакс, Эбби Нэшнл, Нэйшнвайд и другие.
Все сберегательные институты объединяет то, что основной источник их ресурсов — мелкие вклады населения.
Страховые компании и пенсионные фонды направляют аккумулированный ссудный капитал в долгосрочные инвестиции. Финансово-кредитная деятельность является вторичной по отношению к их профессиональной специализации — страховому делу и частному пенсионному обеспечению. Мобилизуемые ими средства вкладываются в операции на срок 20-25 лет (в основном в акции и другие ценные бумаги). Суммарные активы страховых компаний и пенсионных фондов в конце 1968 года составляли по 150-160 млрд. ф. ст. Английские страховые монополии (Ройал, Коммершл юнион и др.) входят в число крупнейших в мире.
Инвестиционные тресты занимаются исключительно операциями с ценными бумагами. Путем эмиссии собственных акций и облигаций они привлекают капитал, который вкладывают в ценные бумаги других компаний. Особенность этих учреждений, не имеющих регулярных источников поступлений (депозитов, страховых взносов и т.п.), состоит в сильной зависимости от рыночной конъюнктуры. При падении курсов ценных бумаг они сталкиваются с финансовыми трудностями и убытками.
Доверительные паевые фонды по своей специализации сходны с инвестиционными трестами; они аккумулируют денежный капитал и вкладывают его в ценные бумаги. Но поскольку пайщик в любое время может продать свой пай управляющей компании, то капитал этих фондов представляет собой непременную величину: он зависит от преобладания продаж или покупок паев. Структура активов фондов аналогична активам инвестиционных трестов: около 80% составляют акции частных компаний, многие доверительные паевые фонды связаны с банками и страховыми компаниями.
Финансовые корпорации специализируются на кредитовании частных фирм, не имеющих доступа к обычным источникам ссудного капитала. Крупнейшие — финансовая корпорация промышленности, сельскохозяйственная ипотечная корпорация и т.д.
Фирмы венчурного финансирования специализированные учреждения, возникшие преимущественно в 80-х годах. Занимаются главным образом приобретением участий и кредитованием новых и расширяющихся компаний в передовых отраслях, что связано с повышенным риском.[8]
Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций § 1. Нормативно правовая база Основным документом, определяющим требования по организации деятельности кредитных организаций на территории Российской Федерации является Федеральный закон о «Банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 №17-ФЗ, от 31.07.98 №151-ФЗ, от 05.07.99 №126-ФЗ, от 08.07.99 №136-ФЗ) – далее «Закон». В частности ст.1 вышеназванного Закона определяет следующие основные понятия:
«Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.»
Порядок регистрации кредитных организаций регламентирован ст.№№ 12, 14, 15, 16, 17 Закона, а также Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И «О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.05.99 №558-У, от 24.06.99 №586-У, от 28.06.99 №589-У). До введения в действие Инструкции ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И, действующими нормативными документами определяющими процедуру регистрации кредитных организаций, их филиалов и представительств являлись следующие нормативные документы Банка России и разъяснения к ним: Инструкция Банка России «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» № 49 от 27.09.96г., Письмо Банка России № 335 от 07.10.96; Телеграмма Банка России № 504 от 19.08.97; Письмо Банка России «О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций» № 276 от 19.04.96; Разъяснение Банка России «О порядке согласования положений о филиалах кредитных организаций» № 15-3-1/2310 от 15.09.97; Разъяснение Банка России № 012-26-3-1/2418 от 25.09.97; Разъяснение Банка России № 012-26-3/1796 от 13.05.98; Разъяснение Банка России «О печатях кредитных организаций» № 012-26-3-2/3081 от 03.12.97; Разъяснение Банка России «О согласовании на должности руководителей и главного бухгалтера кредитных организаций иностранных граждан» № 012-26-4-3/403 от 31.12.97; Разъяснение Банка России № 05-26-3/311 от 29.01.98. Разъяснение Банка России «О печатях кредитных организаций и их филиалов» № 012-26-3/2645 от 02.07.98г., отмененные Указанием ЦБ РФ от 30.07.1998г. №302-У.
Из ст.12 Закона следует, что «кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета».
Правомочия Банка России по решению вопросов, связанных с регистрацией кредитных организаций, определены Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.1990г. №394-1. – далее «Закон о ЦБ РФ»
В частности п.6, ст.4 одной из функций деятельности Банка России определено осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.[9]
Статья №14 Закона определяет перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Таковыми документами являются:
заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;
устав;
протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
свидетельство об уплате государственной пошлины;
копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости.[10]
§ 2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций При представлении необходиых документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
После принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Кредитная организация обязана сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.
продолжение
--PAGE_BREAK--Иностранное юридическое лицо представляет:
1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
§ 3. Порядок открытия подразделений кредитной организации Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.
Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет право осуществлять банковские операции.
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.
Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.
Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указывается почтовый адрес филиала (представительства), ее полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей (глава 2, статья 22 Федерального закона № 395-1 “О банках и банковской деятельности».
Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению подразделения кредитной организации ведут реестры с учетом информации, содержащейся в уведомлении об открытии подразделения кредитной организации.
Об изменении местонахождения (почтового адреса) подразделения кредитной организации кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальному учреждению Банка России по местонахождению подразделения в течение двух рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Решение о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации, связанных с открытием представительств и филиалов, принимается участниками кредитной организации на очередном (годовом) общем собрании (раздел 2, глава 9 инструкции ЦБ РФ № 75-И “О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации КО и лицензирования банковской деятельности” от 23.07.98г.).
§ 4. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ. Кредитная организация вправе открыть филиал на территории РФ, если в отношении нее, в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, предоставление неполной или неверной информации), не установлен запрет на открытие филиала.
Указанием ЦБ РФ № 421-У от 24.11.98г. установлено, что размер сбора за открытие филиала кредитной организации составляет 100-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на момент уведомления Банка России об открытии филиала.
Кредитные организации, открывающие филиалы, должны:
— соблюдать требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
— являться в течение последних шести месяцев финансово устойчивыми;
— располагать помещением для размещения филиала, отвечающим требованиям, изложенным в подпункте 3.1.1 Инструкции №75-И (помещение кредитной организации должно иметь охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для осуществления кассовых операций — технически укрепленный в соответствии с требованиями Банка России кассовый узел);
— представить для согласования на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым Банком России в соответствии с федеральными законами.
В случае если кандидат на должность руководителя (главного бухгалтера) филиала не в полной мере будет удовлетворять указанным выше требованиям, территориальное учреждение Банка России должно дать развернутое заключение о профессиональном соответствии кандидата по результатам собеседования (тестирования).
Филиал кредитной организации должен иметь печать. В печати филиала кроме фирменного (полного официального) наименования и местонахождения кредитной организации должно быть указано наименование филиала и его местонахождение.
Кредитная организация направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала и территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, либо только в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, если филиал открывается на территории, подведомственной тому же территориальному учреждению Банка России.
Вместе с уведомлением кредитная организация направляет подлинные экземпляры:
— положения о филиале, содержащего полное и сокращенное наименования филиала, а также перечень тех банковских операций и сделок, право на осуществление которых делегировано филиалу (в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, положение представляется в 4 экземплярах, в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала положение не представляется);
— анкет кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) с приложением копий диплома или заменяющего его документа, заверенных кредитной организацией (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала).
В случае если кандидаты на должности руководителей и главного бухгалтера филиала получили образование за границей Российской Федерации или являются иностранными гражданами, в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены документы, указанные в подпункте 3.1.8 Инструкции №75-И (заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежных документов об образовании российским дипломам о высшем юридическом или экономическом образовании и копии документов, полученных в соответствии с Указом Президента РФ № 2146 “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы” от 16.12.93г., подтверждающих право на осуществлении трудовой деятельности на территории РФ);
— автобиографий кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала);
— копии платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.
Территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала в двухнедельный срок с момента получения уведомления рассматривает представленные документы, согласовывает кандидатуры руководителей и главного бухгалтера филиала, дает заключение о соответствии помещения, в котором располагается филиал, требованиям Банка России. По результатам рассмотрения указанных документов территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала направляет свое заключение в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. К положительному заключению прилагаются 1 экземпляр анкет кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала с отметкой о согласовании и по 1 экземпляру их автобиографий.
При выявлении нарушений требований федерального законодательства и (или) нормативных актов Банка России, препятствующих открытию филиала, территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала информирует кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, о необходимости выполнения кредитной организацией требований Банка России для начала осуществления деятельности филиала
После получения положительного заключения от территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, при условии соответствия положения о филиале требованиям федеральных законов, нормативных актов Банка России, уставу и лицензии кредитной организации согласовывает положение о филиале и делает на титульном листе положения соответствующую запись. В течение одного месяца со дня получения уведомления кредитной организации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, направляет в Банк России заключение об открытии кредитной организацией филиала.
К заключению прилагается копия платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.
Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) после получения заключения территориального учреждения Банка России об открытии кредитной организацией филиала в течение десяти рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и сообщает об этом кредитной организации и территориальным учреждениям Банка России.
Филиал кредитной организации вправе начать осуществление деятельности с даты внесения записи о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.
Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, получив указанное сообщение Банка России (Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности), на следующий рабочий день направляет по одному экземпляру согласованного положения о филиале в адрес территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала, в адрес кредитной организации, открывшей филиал, и в адрес филиала.
При не уведомлении кредитной организацией территориальных учреждений Банка России об открытии филиала либо открытии на имя филиала счета до получения сообщения Банка России о присвоении филиалу порядкового номера территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, вправе применить к кредитной организации санкции в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала; потребовать от кредитной организации замены руководителей; изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами) (раздел 2, глава 11 инструкции ЦБ РФ № 75-И.
§ 5. Порядок открытия и регистрации представительства кредитных организации на территории РФ. Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Для осуществления своей деятельности представительству открывается текущий счет.
Кредитная организация в десятидневный срок с даты начала деятельности представительства обязана направить 2 экземпляра уведомления об этом в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия представительства.
К уведомлению прилагается утвержденное органом управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, положение о представительстве (по одному экземпляру для каждого указанного выше территориального учреждения Банка России).
Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, открывающей представительство, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления об открытии представительства ставит на 1 экземпляре данного уведомления штамп, подтверждающий внесение сведений о представительстве в реестр представительств кредитных организаций, и направляет его с сопроводительным письмом в Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности).
Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) на основании полученной информации о представительстве делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций (раздел 2, глава 10 инструкции ЦБ РФ № 75-И.
§ 6. Порядок открытия внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) на территории РФ. Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения кредитной организации. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты (раздел 2, глава 9 инструкции ЦБ РФ № 75-И).
Операционная касса вне кассового узла кредитной организации (филиала) открывается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.
Операционная касса вне кассового узла филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.
Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла (кассового узла филиала) кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия операционной кассы.
Территориальное учреждение Банка России по месту открытия (нахождения) операционной кассы в течение двух недель с даты получения уведомления о ее открытии либо сообщения об изменении ее местонахождения (почтового адреса) проводит проверку оборудования операционной кассы вне кассового узла на соответствие требованиям Банка России к его устройству и технической укрепленности, по результатам которой направляет кредитной организации (филиалу) заключение о возможности начала осуществления операций.
Дополнительные офисы кредитной организации (филиала) открываются по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.
Дополнительный офис филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.
Дополнительный офис кредитной организации (филиала) может осуществлять банковские операции, которые предусмотрены лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или Положением о филиале.
При осуществлении дополнительным офисом кредитной организации (филиала) кассового обслуживания клиентов его кассовый узел оборудуется в соответствии с требованиями Банка России.
Порядок работы с ценностями в дополнительном офисе кредитной организации (филиала) аналогичен порядку, установленному для кредитных организаций (их филиалов) Банком России.
продолжение
--PAGE_BREAK--