--PAGE_BREAK--
Комментарий к таблице:
oI. При монархии власть передается по наследству. В абсолютной монархии вся власть у монарха (Саудовская Аравия, ОАНЭ, Бруней). В ограниченной — монарх делит власть с другим органом (с парламентом), (Великобритания, Испания, Япония, Дания, Швеция).
В республике высшие органы власти формируются на определенный срок и ответственны перед народом.
В президентской — больше власти у президента, который избирается всенародно, а так же формирует и возглавляет правительство (США, Мексика).
В парламентской – больше власти у парламента, который назначает президента и формирует правительство. У президента такой республики полномочия формальны. Реальным главой государства является премьер-министр (канцлер, председатель правительства) который, как правило, является лидером победившей на выборах партии (Германия, Италия).
Смешанная республика сочетает в себе черты, как президентской, так и парламентской (Россия, Франция).
II. Унитарное государство – это простое, единое, неделимое государство, составные части которого (административно-территориальные единицы) обладают низкой степенью самостоятельности (Украина, Литва, Польша, Япония).
Федерация – это сложное союзное государство, составные части которого (субъекты федерации) обладают некоторыми признаками отдельного государства (кроме суверенитета).
В федерации два уровня государственной власти:
3.1. федеральные органы государственной власти (например, Правительство РФ)
4.2. органы государственной власти субъектов федерации (например, Правительство Нижегородской области)
Россия состоит из 88 субъектов:
21 республика
7 краев
48 областей
2 города федерального значения
9 автономных округов
1 автономная область
III. Признаки тоталитарного режима.
· Государство стремится контролировать все сферы общественной жизни.
· Нарушаются естественные права человека.
· Единая политика и идеология.
· Отсутствие легальной оппозиции
(Сталинский режим, гитлеровский режим, Северная Корея).
Авторитарный режим – это промежуточная стадия между тоталитарным режимом и демократическим (Китай, Куба).
Признаки демократического режима.
· Высшие органы государственной власти избираются на основе всеобщего, равного избирательного права.
· Соблюдение прав человека.
· Подчинение меньшинства большинству.
5. Механизм государства– совокупность органов и организаций, с помощью которых государство осуществляет свои функции.
Виды государственных органов (по принципу разделения властей):
Законодательные
Исполнительные
Судебные
Иные
Функция
Основныефункции:
Законотворчество
Исполнение законов
Судопроизводство
Пример
Федеральное собрание
Совет Федерации
ПравительствоРФ
Верховный СудРФ
Высший аАрбитражный сСуд РФ
Конституционный судРФ
Президент
Прокуратура
Счетная палата
Избирательнаяыекомиссиия
6. Признаки правового государства.
· Господство права и верховенство законов.
· Реальное соблюдение и защита прав и свобод человека.
· Равенство всех перед законом и независимым судом.
· Взаимная ответственность государства и личности.
· Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
· Легитимность власти, т.е. ее признанностьвсеми.
· Правовое государство должно быть светским, т.е. государственная власть должна быть отделена от религии.
· Наличие развитого гражданского общества
7. Право: понятие, признаки, функции.
«
Право» можно понимать в двух значениях:
· В субъективном значении – право – это личная возможность (право на жизнь).
· (!) В объективном значении – право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его силой.
Признаки права.
· Нормативность, т.е. право состоит из норм.
· Системность, т.е. нормы права должны быть согласованы и непротиворечивы.
· Общеобязательность.
· Формальная определенность, т.е. нормы права выражены в строго установленных формах (например, в форме закона).
· Конкретность, т.е. смысл норм права должен быть однозначен.
· Стабильность, т.е. право должно быть устойчиво во времени.
· Динамизм, т.е. в случае необходимости нормы права можно изменить.
· Право исходит от государства и им защищается.
· В праве всегда выражена чья-то воля.
Функции права:
· Регулятивная, т.е. устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.
· Охранительная, т.е. право защищает нарушенные законные интересы.
· Воспитательная.
8.Форма и источники права.
Источник права – это внешняя форма выражения нормы права.
Виды источников:
· Правовой обычай – (обычай становится правовым, если на него есть ссылка в законе).
· Общепризнанные нормы и принципы международного права (например, вВсеобщая декларация прав человека).
· Нормативный договор – это двух или многостороннее соглашение, содержащее нормы права (например,- международный договор России, федеративный договор, коллективный договор).
· Правовой прецедент – это решение, принятое по конкретному юридическому делу, которое становится образцом для решения аналогичных дел в будущем (в России не действует. Характерно для англо-саксонской системы права).
· Основным источником права в России является нормативный правовой акт (НПА) – это юридический документ устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Виды НПА:
· Закон.
· Подзаконный акт.
Закон – это НПА принятый законодательным органом (или на референдуме) и обладающий высшей юридической силой. Высшая юридическая сила законазаключается в том, что ему не могут противоречить подзаконные акты.
Виды законов:(в порядке уменьшения юридической силы)
· Конституция РФ (основной закон государства).
· Закон о поправке к кКонституции.
· Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – дополняет конституцию.
· Федеральный закон (ФЗ) – обычный закон.
· Закон субъекта РФ (например,- Устав Нижегородской области).
Подзаконный акт– это НПА принятый на основании законов и им не противоречащий (указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции).Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой, чем закон.
9. Действия НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.
I
.Действия во времени.
НПАможет вступаетить в силу:
· С момента подписания
· С момента опубликования
· Через определенное время после опубликования
· С момента, специально указанного в самом НПА.
НПА прекращает свое действие:
· С момента специальной отмены.
· С момента, специально указанного в самом НПА.
(!) НПА бывают с обратной силой и без обратной силы. Обратная сила НПА предполагает, что он своим действием распространяется на те события, которые совершились до вступления данного НПА в силу.
НПА не имеет обратной силы, если он устанавливает или увеличивает ответственность.
НПА имеет обратную силу, если он отменяет или уменьшает ответственность.
II
. Действия в пространстве.
НПА бывают:
· Общефедеральные
· Субъектов РФ (напр.- законодательство Нижегородской области)
· Местные (напр. -Городецкого районав каком-либо районе)
· Для определенных территорий (напр. – для районыов крайнего севера) продолжение
--PAGE_BREAK--
III
. Действия по кругу лиц.
НПА бывают:
· Для всех лиц
· Для определенного круга лиц
10. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Стадии законотворческого процесса в России.
Правотворчество – это деятельность по созданию норм и права.
Принципы правотворчества:
· Законность – т.е. нормы права создаются специально уполномоченными на то субъектами и в строго установленном порядке.
· Демократизм – т.е. народ должен участвовать в правотворчестве или оказывать на него воздействие.
· Профессионализм.
· Своевременность.
· Исполнимость — т.е. при создании норм права необходимо учитывать возможность их реализации.
Виды правотворчества:
· Народное (на референдуме)
· Должностныхе лица и органовы власти
Стадии законотворческого процесса в России.
1. Законодательная инициатива (кто-то предлагает законопроект).
Субъектами законодательной инициативы являются:
· Президент
· Правительство
· Депутаты государственной думы
· Члены совета федерации
· Конституционный, вВерховный и вВысший аАрбитражный сСуды
· Законодательные органы субъектов России
· РФ
2.Рассмотрение и принятие законопроектов в гГосударственной дДуме (в 3-х чтениях)
· 1 чтение – принятие идеи законопроекта
· 2 чтение – принятие поправок и дополнений
· 3 чтение – принятие закона в целом
Чтобы закон был принят, необходимо в каждом чтении набрать 50% + 1 голос от общего числа депутатов.
3. Одобрение закона в сСовете фФедерации.
Чтобы закон был одобрен, надо набрать 50% + 1 голос от общего числа. Если закон отклоняется, т.е. сСовет фФедерации накладывает на него вето, то закон возвращается в государственную думу на доработку. Однако если депутаты не хотят изменять первоначальный текст, то они могут преодолеть вето, набрав при повторном голосовании 2/3 голосов.
Закон так же считается автоматически одобренным, если не был рассмотрен советом Советом федерации Федерации за 14 дней.
4. Подписание и обнародование закона пПрезидентомРФ.
Если президент накладывает вето, то его можно преодолеть, набрав
2/3х*(ГД + СФ) голосов от общего числа депутатов гГосударственной Ддумы и членов Ссовета Ффедерации.
Особенности принятия федерального конституционного закона.
· В гГосударственной дДуме надо набрать 2/3 голосов.
· В сСовете Ффедерации – 3/4 голосов
· Президент не обладает правом ветоо.
11. Системыа и отрасли права.
1. Система права – это его внутреннее строение. Минимальным элементом системы права является норма. Нормы объединяются в институты права, институты в отрасли, а отрасли образуют одну единую систему.
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечивающееенное его силой. Одним из важнейших отличительных признаков нормы права является ее безличность, т.е. она обращена не к конкретному лицу.
Пример: правилоа приема в ВУЗ содержиат норму права, а приказ о зачислении в ВУЗ студента ИвановаИ.И. норму права не содержит.
Виды нормы права:
· Разрешающая
· Запрещающая
· Обязывающая
· Рекомендующая
· Поощряющая
Структура нормы права состоит из 3-х элементов.
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Отвечает на вопрос кто, когда и при каких условиях должен исполнять данную норму
Отвечает:
в чем конкретно состоит исполнение нормы
Отвечает: какие последствия ждут нарушителя данной нормы
Например
Человек вошел в автобус
Если…
Обязан оплатить проезд
То…
Штраф
Иначе…
2. Институт права – это совокупность норм права регулирующих какой-либо узкий вопрос в жизни общества.
Пример: институт собственности, институт пПрезидента и т.д.
3. Отрасль права – это совокупность норм права регулирующих какую-либо группу однородных общественных отношений.
Нормы распределяются по отраслям исходя из 2-х критериев:
· Предмет правового регулирования – это общественноеые отношениея, подлежащее регулированию
·1. Метод правового регулирования – это способы, с помощью которымих осуществляется регулирование
d.- императивный (при его использовании указание дается в безальтернативной форме) — «делай так и никак иначе».
e.- диспозитивный диспозитивный (при его использовании участникам правоотношения предоставляется право выбора одного из нескольких возможных вариантов поведения).
Все отрасли делятся на публичные и частные. Отличие в том, что в публичных правоотношениях всегда участвует государство.
Существует деление отраслей на материальные и процессуальные. Материальные непосредственно регулируют общественные отношения, а процессуальные устанавливают порядок реализации норм материальных отраслей.
Краткая характеристика основных отраслей Российского права.
Материальные:
Конституционное право– определяет и регулирует:
· основы государственного и общественного строя
· правовой статус личности (права и обязанности)
· форму государственного устройства
· систему органов публичной власти
Гражданское право– регулирует имущественные и некоторые связанные с ними неимущественные отношения.
Пример: купля-продажа, аренда, договор и т.д.
Уголовное право – определяет, какие деяния являются преступлением и какое за них наказание.
Административное право– регулирует деятельность органов исполнительной власти и вопросы административной ответственности.
Муниципальное пправо – регулирует деятельность органов местного самоуправления.
Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем.
Финансовое право– регулирует порядок формирования и расходования государственных и муниципальных средств.
Налоговое право — регулирует отношения в сфере налогов и сборов.
Семейное.
Земельное.
Экологическое и .
Космическое и т.д.
Процессуальные:
· уУголовно-процессуальное право.
· Гражданско-процессуальное право.
· Арбитражно-процессуальное право.
12. Правоотношения -
Это общественные отношения, урегулированные нормами права.
Состав правоотношения:
· Субъект правоотношения.
· Объект правоотношения.
· Содержание правоотношения.
· Юридический факт.
Субъект– это участник правоотношения (физические, юридические лица, государство, муниципальные образования).
Чтобы быть субъектом необходимо обладать рядом юридических качеств:
· Правоспособность – это способность иметь субъективноеые правоа и юридические обязанности.
· Дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять свои субъективные права и юридические обязанности.
У юридических лиц правоспособность и дееспособность это одно и тоже. Они возникают с момента регистрации и прекращаются с момента ликвидации.
У физических лиц правоспособность с рождения и до смерти, а полная дееспособность с 18 лет.
Исключения:
бывает раньше:
· Если привлекается к уголовной ответственности
· Если вступает в брак
· Если человек работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью
бывает позже или никогда:
в случае психического расстройства или отставания в развитии.
Дееспособность можно ограничить только по судебному решению.
Пример: в случае психического заболевания или злоупотребления алкоголем или наркотиками.
· Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственностьза совершенное правонарушение.
продолжение
--PAGE_BREAK--