--PAGE_BREAK--
2.1. Автоматизированные информационно-поисковые системы
В процессе анализа и противодействия наркопреступности самое важное место принадлежит автоматизированным информационно-поисковым системам различного назначения. АИПС помогают правоохранительным органам при накоплении больших объемов информации, и позволяют осуществлять поиск необходимых сведений.
АИПС относятся к фактографическим информационным системам. В их основу положен массив машиноориентированных первичных форм. В отличие от картотечного учета с ручным поиском информации по алфавитному признаку (пофамильные картотеки), по номерным знакам (номерные картотеки) или по какому-либо другому, но тоже одиночному признаку, АИПС существенно расширяют возможности выборки необходимых сведений, значительно сокращая сроки самого процесса поиска и одновременно увеличивая количество поисковых признаков. Таким образом, АИПС позволяют не только ускорить процесс поиска информации, но и организовать поиск по любому непротиворечивому набору поисковых признаков.
Широкие возможности АИПС реализуются только при тщательной подготовке системы к эксплуатации. Надежность функционирования АИПС обеспечивается, прежде всего, внимательностью при заполнении первичных документов, точностью переноса сведений на машинные носители, постоянным и своевременным внесением изменений в массивы накопленной информации.
Информационный фонд автоматизированных систем составляют имеющие значение для предупреждений и раскрытия преступлений данные о лицах, событиях и предметах — объектах учетов правоохранительных органов. АИПС являются средствами обработки данных этих учетов, не изменяя их состава, и функционируют в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение таких учетов.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок функционирования системы учетов и АИПС в системе МВД России, является Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года. Данным приказом утверждено «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ». В соответствии с указанным наставлением все централизованные учеты органов внутренних дел РФ подразделяются на три группы.
В первую группу входят оперативно-справочные учеты. Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Вторую группу составляют криминалистические и розыскные учеты, предназначенные для оперативного информационного обслуживания, раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных преступлений.
Объединение оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов составляет Межгосударственный банк данных.
Третью группу составляют экспертно-криминалистические коллекции и картотеки (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений.
По своему целевому назначению АИПС подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные АИПС являются сложными многоцелевыми системами, которые обеспечивают комплексный характер обработки хранящихся в них сведений. Основным представителем систем этого класса является типовой автоматизированный банк данных (АБД) оперативно-розыскного и профилактического назначения.
В зависимости от уровня централизации сбора сведений и информационного обслуживания абонентов универсальные АИПС делятся на:
· всероссийские — в масштабах всей страны («АБД-Центр»);
· территориальные (региональные) — в масштабах МВД республик, ГУВД и УВД краев и областей («АБД-Область»).
Специализированные системы, в отличие от универсальных, предназначены для обработки информации более узкого класса, отражающей специфику деятельности той или иной службы ОВД. Набор поисковых признаков в таких системах, как правило, ограничен. Специализированные системы отличаются простотой реализации, большой скоростью обработки данных, высокой полнотой и достоверностью выходной информации. К специализированным системам относятся АИПС «Сейф», «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «ФР-Оповещение», «Антиквариат», «Криминал-И» и ряд других. Также к специализированным системам можно отнести пулегильзотеки, картотеки поддельных денег и ценных бумаг, картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Часть специализированных систем не автоматизирована и относится к системам ручного обращения.
Особенный интерес для анализа и предупреждения преступлений наркотической направленности представляют универсальные АИПС, входящие в Межгосударственный банк данных.
Особенностью эксплуатации АИПС является необходимость постоянной корректировки массива данных. Это связано с тем, что определенная категория лиц, представляющих оперативный интерес, очень часто меняет место жительства, фамилии и другие анкетные данные, другая категория лиц перестает представлять оперативный интерес (в случае смерти, снятия с учета и др.). При накоплении массива особая тщательность требуется при описании особых примет разыскиваемых лиц, данные о которых вводятся в систему — веснушки на лице, разрез глаз, редкие (вставные) зубы, шрамы на лице, руках, татуировки (с описанием содержания и точного места нахождения) и т.д.
Основная задача АИПС состоит в том, чтобы в заданное время определить фамилии лица или группы лиц по неполным данным в массиве заранее накопленной информации. АИПС является мощным дополнительным инструментом оперативного работника при прогнозировании преступлений и профилактике наркомании за счет многократного просмотра ЭВМ массивов данных по мере поступления дополнительной информации.
2.2. Автоматизированные информационно-справочные системы АИСС чаще представлены документальными системами. АИСС предназначены для накопления, хранения, корректировки информации справочного содержания в виде документов, например, законов, постановлений, приказов, данных различных предметных областей, а так же АИСС предоставляют пользователю возможность производить поиск информации по запросу и выдачу результатов на принтер или в файл.
Для работы правоохранительных органов, в том числе по профилактике наркомании и наркопреступности, первостепенное значение имеют системы, представляющие юридическую или правовую предметную область. Подобные системы включают в себя массив правовой информации и инструменты работы с ним. Эти инструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборки документов, создавать каталоги документов, производить печать, как самих документов, так и их фрагментов. На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм:
· «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»);
· «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»);
· «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
· «Эталон» (НЦПИ при Минюсте России);
· «ЮСИС» (фирма «Инфатекс»);
· «Юридический мир» (Издательство «Дело и право»);
· «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (Компания «1С»);
· и другие.
На качество справочно-правовых систем существенно влияет:
· периодичность пополнения баз данных;
· достоверность информации;
· поисковые возможности системы;
· средства актуализации информации.
Поиск документов в этих системах может осуществляться:
· по реквизитам документов (дата, номер);
· по тексту документа (простой перебор всех текстов документов с целью нахождения среди них тех, которые соответствуют слову, заданному пользователем в запросе);
· по тексту и реквизитам документов.
Автоматизированные системы управления, экспертные системы, информационно-обучающие системы и др.
Несмотря на достаточно широкое распространение все три упомянутых класса информационных систем практически не используются для решения задач по анализу и противодействию наркопреступности.
АСУ используются в основном на производстве или для решения управленческих задач. Экспертные системы используются в военном деле, геологии, инженерном деле, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, управлении, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. Однако в данной предметной области не создано эффективно работающих АСУ или ЭС. Информационно-обучающие системы также недостаточно активно используются для профилактики наркомании.
Рассмотренная классификация позволяет перейти к изучению отдельных АИПС, используемых правоохранительными органами для анализа и противодействия наркопреступности.
2.3. Автоматизированный банк данных Наиболее полным хранилищем оперативной информации является автоматизированный банк данных, являющийся фактографической информационной системой.
Для накопления информации установлены стандартные формы первичных документов, характеризующих лица, вещи и события. При определении реквизитов для первичного документа АИПС за основу берется возможность автоматической выборки из большого массива информации по заданным исходным данным определенного лица или группы лиц, когда отсутствуют их основные признаки: фамилия, имя, отчество и некоторые другие.
При заполнении документов первичного учета возникает естественное стремление указать как можно больше сведений об интересующем лице и его деятельности. Однако следует учитывать особенности хранения и обработки данных в АИПС. Так, при вводе данных в АИПС все сведения переносятся на машинные носители, как правило, вручную, т.е. по существу еще раз переписываются. Кроме того, если о каждом лице вводить подробные сведения, то в АИПС создается массив в сотни и тысячи реквизитов. Если к тому же в первичном документе будет много часто меняющихся данных, то потребуется еще и непрерывное обновление. Наконец, в значительном массиве труднее организовать поиск информации и для этого требуется больше времени.
Необходимо учитывать и то, что заполнение первичного документа с указанием подробных сведений само по себе требует определенных сил и времени. К тому же в развернутых бланках неизбежны ошибки. Заполнение сложных форм отвлекает исполнителей от их непосредственной работы. Следовательно, при разработке первичных документов прежде всего должен быть определен рациональный объем нужной информации.
Особенностью функционирования АИПС оперативно-розыскного назначения является четкая регламентация пользователей на право добавления, изменения и получения информации, а также определение приоритетов пользователей.
В графическом виде можно изобразить технологию функционирования АБД следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Технология эксплуатации АБД
Система может приступить к решению задачи поиска при наличии неполных исходных данных, по отдельным сведениям, которые могут поступить к оперативному работнику в процессе расследования. В одном случае могут быть известны клички, в другом — некоторые сведения о внешности отдельного лица или группы лиц, в третьем — характерные способы совершения преступления и т.д. Всякий раз при этом следует принимать решение о целесообразности машинного поиска. Это делается для того, чтобы избежать получения из системы очень большого объема данных, в которых будет трудно разобраться. Чаще всего такие ситуации возникают, когда поступают сведения с так называемой низкой информативностью, т.е. такие сведения, которые присущи многим лицам, многим событиям или многим предметам. В качестве конкретного примера низкой информативности могут служить сведения о лице по крайне общим характеристикам: рост — средний, телосложение — худощавое, фигура — стройная, плечи — нормальные и т.д. При обработке такого запроса ЭВМ просмотрит значительный массив, хранящийся в ее памяти, и в итоге выдаст очень длинный список.
Такой поиск в АИПС следует осуществлять только в исключительных случаях. Современные АИПС способны сообщить инициатору запроса о возможном количестве лиц, на которые ЭВМ выдает информацию по запросу с низкой информативностью. Здесь же могут быть выданы рекомендации по вероятному сокращению информации, если будут уточнены отдельные данные о лице. То есть, насколько может сократиться круг лиц, если станет известен, например, возраст преступника. Наиболее эффективный результат может быть получен с помощью АИПС при наличии данных, характеризующих особые приметы разыскиваемого лица, а также при наличии других специфических сведений.
С получением, например, клички, ЭВМ практически мгновенно выдает данные обо всех лицах, которые когда-то имели или имеют в настоящее время данную кличку. Даже в тех случаях, когда кличка образуется от фамилии, имени или отчества (например, «КУЗЬМИЧ»), поиск с помощью ЭВМ может быть достаточно результативным. При ручной обработке такие методы неприменимы из-за их большой трудоемкости.
Согласованная работа оперативных работников и информационных служб позволяет многократно осуществлять машинный поиск по многим реквизитам, постепенно сужая масштабы такого поиска. Практика оперативно-розыскной работы показывает, что постепенно данные о разыскиваемом лице или группе лиц конкретизируются. Это позволяет и в ЭВМ соответственно сокращать массив просмотра данных.
Во всех без исключения случаях полученные сведения должны быть внимательно проанализированы с тем, чтобы исключить ненужные, случайные. При появлении новых данных необходим повторный поиск и снова тщательный анализ, и отбор только нужной информации. С сужением масштабов поиска, естественно, происходит его улучшение и ускорение получения результатов.
Машинное «отсечение» информации и исключение оперативным работником ненужных данных предусмотрено в АИПС не случайно. Это связано с тем, что в системе сочетается формальная логика ЭВМ и творческая деятельность квалифицированных специалистов.
продолжение
--PAGE_BREAK--