--PAGE_BREAK--2. Власть монарха
Древний летописец Китая по имени Сыма Цянь (145 – ок. 90-х гг. до н.э.) называл первым властелином из смертных Ху-анди (Желтого царя), которому вместе с наследниками приписывали все достижения древней цивилизации: организацию домашнего хозяйства и административного управления, изобретение компаса и письменности. Легендарному Юю, основателю династии Ся (2205-1766 гг. до н.э.), приписывали регулирование рек путем использования ирригационных сооружений.
В эпоху позднего Шан-Инь верховная власть сосредоточилась в руках вана и передавалась по наследству старшему сыну[23]. На престол могли претендовать братья и племянники правителя. Складывается практика назначения регента для малолетнего правителя. Персона вана обожествляется, утверждается верховная собственность вана на землю. Складывается дворцовая система управления. Ван опирался на разветвленный чиновничий аппарат: высших администраторов-сановинков, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечающих за военную подготовку и охоту, гадателей, прорицателей, стольников, оружейников, конюших, писарей, надсмотрщиков и т.д.
Период ВосточногоЧжоу в Китае характеризуется сильными центробежными тенденциями в обособляющихся удельных княжествах, ослаблением центральной власти. Единого государства практически не существовало. Этот период ознаменован созданием всевозможных княжеских союзов, которые скреплялись «клятвенными договорами». Страна состояла из множества различных по своим размерам царств, владений, наделов. Государство распалось на ряд самостоятельных единиц.
Происходят существенные изменения в общественном строе, более четко оформляются социальные группы. Выделяются неоднородные по составу сословия «благородных», «простонародья», «подлых». Сословие благородной знати состояло из трех уровней – высший слой (ван, чжухоу), средний слой (дафу), низший слой (ши)[24].
«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыванию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов-издольщиков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольники, крепостные.
В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фудад), а из их среды выбирался староста (дичжей).[25]
В период правления царя Сяо-Гуна был проведен ряд реформ под руководством министра Шан Яна. Например, земельная реформа была сведена к упразднению общинной земли и допускала свободную куплю-продажу земли. Пахотная земля немедленно начала концентрироваться в руках «новой знати», а обезземеливающиеся общинники вынуждены были заняться подъемом целины, что в итоге способствовало введению обширных новых площадей в хозяйственный оборот страны. Вводилась система круговой поруки. В этих целях крупные патриархальные семьи принудительно дробились, и создавалась система соседских общин – пятидворок. За неуплату налога и другие провинности одного крестьянского двора отвечали все пять. За нарушение законов одним из членов семьи следовало рабство для всех ее членов.[26]
Шан Ян сумел, прежде всего, провести в 350 г. до н.э. земельную реформу, окончательно уничтожившую систему «колодезных полей».
Вводился поземельный налог в зависимости от размеров земельной площади. До реформы налог (че) взимался с урожая, в размере одной десятой части, независимо от размеров землевладения. Новая система налогообложения позволила государству получать стабильный ежегодный доход, строго фиксированный по величине и независимый от урожая.
Шан Ян предписал для сельскохозяйственных нужд строить новые каналы и другие ирригационные сооружения.
В военной сфере Шан Ян провел реорганизацию и перевооружение армии, повышая престижность военной службы. В армии вводился принцип круговой поруки, воины объединялись в пятерки и десятки. Перевооружение армии сводилось к замене бронзового оружия железным. Лица, добросовестно исполнявшие воинские обязанности, получали награды и социальные ранги. Чем выше ранг, тем больше льгот и привилегий. Царство Цинь стало привлекать на военную службу и наемную конницу кочевников.
Шан Ян боролся с привилегиями старой родовой аристократии, но вместе с тем поставил под жесткий контроль государства разбогатевших собственников из числа купечества. Под угрозой наказания владельцам ремесленных мастерских и торговцам предлагалось приобретать у правительства социальные ранги за плату. Излишние, по мнению чиновников, накопления экспроприировались в пользу казны.
ШанЯн ввел новое территориально-административное деление. Страна была поделена на 41 уезд во главе с подконтрольными центральной власти начальниками. Основой нового деления, была все та же «пятидворка», связанная круговой порукой. Пять семей составляли общину (линь), 5 общин – деревню (ли), 5 деревень – клан (цзу), 5 кланов – клановую группу (дан), 5 клановых групп – округ (Чжоу), 5 округов – уезд (сян). Государственная. власть стремилась опираться на служилых людей (ши) и войско. Реформой был нанесен ощутимый удар по родовой аристократии.[27]
В середине IIIвека до н.э. молодой правитель Ин Чжэн объединил многочисленные княжества Китая и в 221 г. до н.э. принял титул «хуанди» (владыка император). Перед молодым императором стоял ряд задач по укреплению государства. Реформированию подверглись административная, финансовая, сельскохозяйственная и военная сферы.
Надпись на стеле 219 г. до н.э. гласила: «Он навел порядок в стране, ввелединое законоположение и единую, новую систему управления страной»[28].
Государственный строй в государстве Цинь характеризуется тем, что вруках императора была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная власть. Хуанди являлся верховным главнокомандующим, его персона священна и неприкосновенна. Императорская власть переходила по наследству старшему сыну.
Полному уничтожению подвергались государственные организации мелких царств, были физически истреблены царские семьи в покоренных государственных образованиях, распущены их войска, запрещено употреблять старые наименования царств.Все жители Поднебесной должны были называться «черными головами» и забыть о старых местных обозначениях. Всех свободных разделили на «благородных» и «простонародье», а все титулы были уничтожены. Не родовитое происхождение, а личное богатство и государственные заслуги стали главным мерилом благородства. Около 120 тыс. знатных семей были переселены в столицу[29].
продолжение
--PAGE_BREAK--