Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государство и право древнего Китая 2

--PAGE_BREAK--всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до 
высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую 
работу подчиненных им чиновников.
Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось 
частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности 
завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, 
оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, 
входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и 
лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их 
хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в 
распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались 
по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со 
строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, 
которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную 
службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту 
жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы 
направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, 
потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в 
последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на 
содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, 
охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. 
достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка 
бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник 
императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при 
дворе.
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с 
тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном 
выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, 
проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. 
Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство («ведомство наказаний») строго следило за 
применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких 
преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с 
превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае 
почти все административные органы обладали судебной властью. 
Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на 
представителя верховного цензора в провинциях Низшим судом по 
гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было 
разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его 
сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого 
ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, кото-
рый мог непосредственно разбирать судебные дела.
Право Древнего Китая
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния 
двух противоборствующих философских учений как правовая система 
Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы 
конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали 
определяющими факторами самого поступательного развития права, его 
идейных основ, принципов и институтов а также механизмов 
правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая 
направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на 
«рациональных», «справедливых» началах но понимаемых каждой школой 
по-разному". Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в 
результате компромиссом. 
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа На 
первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании 
общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), 
определяющие отношение членов китайского общества к правителю — вану 
и внутри семейные отношения. Эти нормы строились на почитании 
родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности 
вану.
Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы 
религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. 
Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов 
приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, 
высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.
В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, 
непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. 
Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного 
условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а 
следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между 
людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, 
выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать 
«естественному порядку», т.е. добродетели и морали.
Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является 
не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих 
некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во 
всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, 
компромиссам.
Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на 
основе «веления Небес» — это совокупность групп (объединений людей), 
каждая из которых должна существовать в социальных и правовых 
условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. 
Главной идеей такого объединения является идея «сяо» — сыновней любви, 
почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.
Требование строгого соблюдения «ли», находящего выражение в 
скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально 
отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме 
как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во 
всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского права начиная с периода 
Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным 
комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное 
легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким 
представителем легизма Шан Яном отстаивающим абсолютную власть 
правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего 
обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности 
существования людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из 
обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, 
обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие 
какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного 
преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее 
нарушение приказов государя Проповедуя своеобразное «равенство» перед 
законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты 
стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследст-
венных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не 
случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости 
было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс 
становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, 
относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней 
форме становится официальной идеологией первой китайской империи 
Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь 
свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно 
вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью 
преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских 
книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до 
н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-
конфуцианцев.
С утверждением династии'Хань на последнем этапе формирования 
древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной 
победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в 
новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным 
назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних 
знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-
экономических и политических порядков как разумных, отвечающих 
интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. 
Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея 
неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также 
различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости 
этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения 
людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», 
официально признанного ритуала.
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих 
наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из 
этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль 
задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от 
него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны 
были отныне насаждаться силой, строгой карой закона («фа»), что и нашло 
выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где 
недостает „ли“, следует применять „фа“, или то, что наказуемо по „фа“, не 
может быть дозволено по „ли“, то, что позволено по „ли“, не может быть 
наказуемо по „фа“.
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы 
»ли" приобрели большую обязательность и формализм а в право были 
перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени 
конфуцианских произведений «Чжоу ли», «И ли» Ли цзы, в которых еще в 
начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и 
закреплены нормы конфуцианской морали .
Источники права
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае 
появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал 
Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на 
исключительную давность китайских кодексов — дань традиции, 
конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, 
доверяя древним и любя их».
Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI—V вв. 
до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского 
общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о 
поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший 
ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих 
царств», в V—III вв. до н.э., было связано также с необходимостью 
использования закона в целях стабилизации политической обстановки в 
условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских 
княжеств между собой.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в 
Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом 
«Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого 
стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за преступления: клеймение, 
отрезание носа, отрубание одной или 'обеих ног, кастрация и смертная 
казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V 
— IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов 
царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, 
принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами 
предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении 
в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки 
сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до нэ проводилась 
огромная работа по описанию, переписке, комментированию и 
восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй была в это 
время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном 
деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему 
древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу 
вышестоящего лица, вплоть до правителя или правилам нравственности, 
возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его 
последователями, отводилось главное место в регулировании 
жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко 
распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного 
права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в 
частности поземельных.
Уголовное право
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное 
право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они 
пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального 
рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе ирактике, 
институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо 
значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей 
традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с 
наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между 
конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления 
— моральная норма (ли) или наказание (син).
Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением 
преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как „низкий 
человек“, его „низость“ определялась тем, что он выступал носителем этой 
пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера 
преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в 
той социальной группе, к которой преступник принадлежал.
Из признания примата моральных норм вытекало, что мера 
виновности и суровость наказания должны были соответствовать не 
столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного 
состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, 
сколько интенсивности преступной воли.
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу „если воля 
добрая, человек не нарушает закон“, стали складываться специфическое 
учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении 
меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и 
законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском 
праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, 
преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. 
Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, 
— за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное 
повреждение зависела от того, было оно нанесено со „злодейским 
умыслом“ или в драке.
В древнем праве проводились различия и между оконченным 
преступлением и покушением как проявлением преступной воли, 
наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих 
общих принципов уголовного права, которые деформировались под 
прессом конфуцианских догматов, приводила к тому что часто покушение 
наказывалось как законченное преступление например, в случае 
намерения убить кровного родственника.
Концепция „преступной воли“ определяла и содержание таких 
институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на Рубеже 
новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в 
преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее 
преступление, планировавшее его. Преступление признавалось 
групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в 
противном случае участники преступной группы отвечали каждый за 
отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя 
преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с 
другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев 
над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в 
вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.
Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и 
отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не 
знало) определялось также наставлением Конфуция: „Любить родителей и 
родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать 
почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к 
детям“. В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний 
дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.
Включение тех или иных противоправных действий в список 
преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда 
причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния 
тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот 
список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному 
преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.
Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники были 
известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место 
стали занимать государственные преступления _ измена императору, бунт 
и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений 
считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.
В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие 
примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма кража 
предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. 
Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и 
такие преступления, как непочтение к отцу к старшим в семье. Еще в 
древности была введена ставшая традиционной ответственность 
вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего 
ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и 
ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не 
донесших на него.
Наказания. Термин „бао“ использовался в Древнем Китае в значении 
воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о 
наказании как о воздаянии по принципу талиона берущего свое начало с 
первобытнообщинного строя, определила длительное существование в 
Китае обычая кровной мести, с которым оезуспешно боролись китайские 
правители.
Окончательное утверждение традиционной системы наказании в V—
IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе 
использования сакральной у древних китайцев цифры пять. Шкала 
наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, 
кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — 
битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 
ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), 
обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, 
особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников 
варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, 
уравновешивалась в определенной мере возможностью применения 
символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, 
например, была известна особая система символических наказаний 
(»сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, 
смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым 
пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее 
осуждение и презрение.
Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу. 
Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в 
ханьском Китае, когда в 167. году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом 
отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка 
оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям 
конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе 
нарушения «ли», ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, 
порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась 
борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. 
Своеобразным напоминаем «сян» в праве последующих столетий стало 
сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.
Традиционным институтом китайского права, против которого 
конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт 
коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой 
древности истреблялся весь род преступника. В цинь-ском. Китае за 
государственные преступления казнили не только преступника, но.и три 
поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких 
преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а 
затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, 
оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. 
Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на 
третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания 
невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о 
безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, 
внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно 
отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего. 
Карательная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была 
запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства ча-
стных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.