--PAGE_BREAK--
Если на предприятии возможен значительный остаток незавершенной продукции, бюджет производства следует скорректировать следующим образом:
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа бюджетов затрат и закупок, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных расходов затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих изделий в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов, местам их изготовления и в целом по предприятию.
Производственная потребность сырья и материалов в натуральном выражении рассчитывается путем умножения запланированного количества выпуска продукции по каждому наименованию на нормы потребления материальных ресурсов на единицу продукции (табл. 3).
При составлении бюджета потребления сырья важное значение имеет применяемый на предприятии способ оценки материалов при включении их в затраты производства. Для этого используют один из применяемых в управленческом учете способов оценки потребления сырья и материалов:
§ метод средневзвешенной оценки;
§ метод ФИФО (по первым партиям поставки материалов на склад).
Таблица 3. Бюджет прямых материальных затрат
В нашем примере потребление сырья рассчитывается по методу ФИФО.
Бюджет закупок сырья и материаловзависит от производственной потребности в материалах, начальных запасов и норм запасов на конец периода. При составлении бюджета закупок учитываются как потребности производства, так и нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл..4).
Для каждого вида материальных ресурсов потребность в закупках рассчитывается по формуле:
Таблица 4. Бюджет закупок сырья и материалов.
Показатель
Сырье
М-АА
М-АБ
М-АВ
Потребность для производства
216000
360000
288000
продукции, кг
Запасы на начало периода, кг
15000
18000
16000
Запасы на конец периода, кг
12000
16000
15000
Потребность в закупках, кг
213000
358000
287000
Плановая цена, руб.
4
1,8
4,5
Бюджет закупок, руб.
852000
644400
1291500
Итого, руб.
2787900
Структура бюджета закупок может включать не только стоимость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению (стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складированию и хранению, командировочные расходы, затраты на посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, проценты за банковский кредит, затраты служб снабжения).
Бюджет прямых затрат на оплату трудаотражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в плановом периоде (табл.5).
Эти затраты в большинстве случаев зависят от норм времени на изготовление продукции и расценок за 1 час работы. Исходными данными служат результаты расчетов бюджета производства и данные штатного расписания, тарифно-квалификационных справочников и других нормативов.
Таблица 5. Бюджет затрат на оплату труда
Показатель
Основные рабочие
К-1
К-2
К-3
Норма времени, ч
0,25
0,36
0,38
Затрата времени на плановый объем производства, ч
6000
8640
9120
Трудовые расценки за 1 час работы, руб.
40
38
30
Бюджет расходов на оплату труда рабочих
240000
328320
273600
Бюджет заработной платы АУП
310000
Всего затрат на оплату труда
1151920
Бюджет общепроизводственных расходов затратотражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения бюджета производства. Расчет, а также учет фактических издержек рекомендуется осуществлять в постатейном разрезе (табл.6).
Таблица 6. Бюджет общепроизводственных расходов
Показатель
Сумма, руб.
Затраты материалов
120000
Заработная плата вспомогательных рабочих
310000
Электроэнергия
480000
Амортизация
550000
Другие расходы
290000
Итогорасходов, руб.
1750000
Норматив запасов готовой продукции в натуральной величине и денежной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством. Для составления бюджета стоимости остатков готовой продукции необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции (табл 7).
Таблица 7. Плановая калькуляция себестоимости единицы готовой продукции
Показатель
Затраты на производство продукции А, руб.
на единицу продукции
на выпуск
Материалы:
М-АА
861000
М-АБ
644400
М-АВ
1286400
Заработная плата основных произ
водственных рабочих
К-1
240000
К-2
328320
К-3
273600
Общепроизводственные расходы
1750000
Всегозатрат
224,32
5383720
К стоимости запасов готовой продукции обычно прибавляют величину запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл. 8).
Таблица 8. Бюджет остатков готовой продукции
Показатель
Стоимость единицы, руб.
Количество, шт., кг.
Стоимость запасов, руб.
Готовая продукция
224,32
1500
337500
Материалы:
М-АА
4
12000
48000
М-АБ
1,8
16000
28800
М-АВ
4,5
15000
67500
Всегозапасов
481800
Бюджет себестоимости продаж отражает затраты на производство планируемой к продаже продукции (табл. 9). Себестоимость продаж рассчитывается по следующей формуле:
Таблица 9. Бюджет себестоимости продаж
Сложность формирования бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов. Большинство расходов не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж и являются постоянными. Задачу планирования таких затрат можно решить путем построения бюджета по видам внутрихозяйственной деятельности. Агрегированный бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов составляют на основе исходных данных штатных расписаний персонала, расходов на содержание служебных помещений, средств связи, планируемого числа командировок и прочее. В необходимых случаях разрабатывают гибкие бюджеты этих расходов при разных объемах производства и продаж (табл. 10).
Таблица 10. Бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов
Статья расходов
Сумма, руб.
Общехозяйственные расходы
Общие коммерческие расходы
Всего
1025000
625000
1650000
Бюджет прибылей и убытков отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде (табл. 11).
Таблица 11. Бюджет прибылей и убытков.
Показатель
Сумма, руб.
1. Объем продаж
7875000
2. Себестоимость продаж
5583720
3. Валовая прибыль (1-2)
2291280
4. Административные и коммерческие расходы
1650000
5. Операционная прибыль (3-4)
641280
Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в бюджете продаж информации о размере выручки от реализации, расходная — на основании бюджета себестоимости продаж и бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов.При составлении бюджета прибылей и убытков кроме показателей вышеперечисленных операционных бюджетов учитываются данные специальных бюджетов, например, бюджета по налоговым и приравненным к ним платежам.По результатам предварительного анализа финансовых показателей бюджета операционный бюджет должен корректироваться, в частности, при решении задач сокращения расчетной величины финансового дефицита денежных средств и других оборотных активов предприятия.
Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятие предполагает осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования (табл. 12).
Таблица 12. Бюджет инвестиций
Инвестиции
Сумма, руб.
Капитальное строительство
Текущие закупки оборудования
Прочие инвестиции
Всего
660000
120000
780000
Инвестиционные потребности предприятия включают как текущие закупки оборудования для обеспечения производственной программы, так и долгосрочные переходящие программы капитального строительства, по длительности освоения средств и получения эффекта, охватывающие ряд краткосрочных бюджетных периодов. Для составления инвестиционной программы на средних и крупных промышленных предприятиях целесообразно составлять долгосрочный инвестиционный бюджет сроком на один-три года.
Бюджет движения денежных средствпредставляет собой план поступлений денежных средств и платежей на плановый период (табл. 13). Его назначение в обеспечении сбалансированности поступления и списания денежных средств. В бюджете суммируются все притоки и оттоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях бюджетирования.
В целом он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и во многом характеризует финансовое положение предприятия для каждого планируемого периода. Большой уровень сальдо на счете денежных средств, как правило, означает, что средства не будут использованы с наибольшей эффективностью, низкий — что организация, возможно, будет не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.
Таблица 13. Бюджет движения денежных средств
Показатель
Сумма, руб.
1.
Остаток денежных средств на начало периода
155000
2.
Денежные поступления:
7875000
2.1. Поступления от продажи продукции
7875000
3.
Денежные расходы:
6849820
3.1. Закупка сырья и материалов
2787900
3.2. Оплата труда работников и аппарата управления
1151920
3.3. Расходы на инвестиции
7800
3.4. Прочие денежные расходы
2130000
4.
Сальдо денежных поступлений и расходов (2—3)
1025180
5.
Остаток денежных средств на конец планового периода
1180180
(1+4)
Для определения ожидаемых поступлений используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит и за наличные.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Составление прогнозного баланса и корректировка бюджетных показателей
На основе бюджета прибылей и убытков, инвестиционного бюджета и бюджета движения денежных средств, а также баланса на начало бюджетного периода составляется прогнозный баланс на конец бюджетного периода, как показано на рис 1.
Рис. 1. Составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода
Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по следующему принципу:
Величины планового прихода и расхода берутся из соответствующих сводных форм бюджетов прибылей и убытков, инвестиций, движения денежных средств.
Структура прогнозного баланса строится аналогично структуре формы бухгалтерского баланса финансовой отчетности (табл. 14).
Таблица 14. Прогнозный баланс
На нача
На ко
На нача
На ко
Актив
ло пла
нец пла
Пассив
ло пла
нец пла
нового
нового
нового
нового
периода
периода
периода
периода
Основные сред
1560000
1680000
Уставный ка
4680700
4680700
ства (брутто)
питал
Незавершенное
1320000
1980000
Нераспреде
36000
641280
строительство
ленная при
быль
Готовая продукция
537500
337500
Займы и кре
диты
Материалы
148200
144300
Кредиторская
задолженность
Дебиторская
задолженность
Касса, расчетный
155000
1180180
счет
Баланс
4716700
5321980
Баланс
4716700
5321980
Это рационально, поскольку, во-первых, не требуется двойная работа по составлению отдельного бухгалтерского и управленческого балансов и, во-вторых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета.
Предварительный анализ сводного бюджета по прогнозным комплексным показателям.
После того как составлен финансовый бюджет, необходимо провести его предварительный анализ по следующим основным направлениям:
§ оценка прогнозной рентабельности результатов деятельности;
§ оценка ликвидности предприятия.
При этом рассчитываются комплексные показатели деятельности предприятия. Данные для анализа берутся из форм финансового бюджета (бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс).
В пределах оптимальных значений комплексных показателей предприятием устанавливаются их нормативные значения. После определения показателей по прогнозным финансовым отчетам их значения сравниваются с нормативными. В случае если рассчитанные коэффициенты оказались ниже нормативных, определяется уровень возможного финансового дефицита.
Финансовый дефицит свидетельствует об уменьшении показателей платежеспособности предприятия ниже нормативных или минимально допустимых значений. Его величина определяется в виде отрицательных отклонений коэффициентов, рассчитанных по прогнозному балансу, от нормативных значений.
По результатам анализа сводного бюджета по прогнозным финансовым показателям предприятие либо утверждает бюджет, либо корректирует его показатели.
Прикорректировке показателей сводного бюджета должны рассматриваться различные варианты улучшения финансовых показателей. Коэффициент текущей ликвидности, например, может быть увеличен за счет сокращения планового уровня краткосрочных обязательств, увеличения планового остатка оборотных активов либо сочетания первого и второго вариантов. Однако было бы неправильным ставить перед предприятием задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых нормативов на конец бюджетного периода, так как это может быть сопряжено со снижением эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокращением инвестиций. На основе тщательного изучения вариантов следует выбрать тот из них, который наиболее сбалансирован и соответствует основным задачам развития бизнеса предприятия.
Скорректированный сводный бюджет основной деятельности организации должен обеспечивать высокий уровень текущей эффективности, соответствовать долгосрочным планам (стратегии) развития бизнеса, поддерживать приемлемый уровень финансовой устойчивости. [3, 749-759]
продолжение
--PAGE_BREAK--