--PAGE_BREAK--Административно-правовое отношение имеет свой состав (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений. Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом.
Субъектами административно-правовых отношений являются:
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства:
- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; ю общественные (негосударственные) объединения;
- служащие государственных органов и организации, служащие общественных (негосударственных) объединений;
- представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.[9,19]
При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений: у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения; у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке; у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.[9,25]
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно- правовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Как и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования юридические факты делятся на действия и события. Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки и т. п.). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности, индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.).
Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это, прежде всего, правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административно-правовой нормой. [9,21] События — это явления, независящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т. п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи, с чем и возникают административно-правовые отношения.
ГЛАВА II. АДМИНИСТАРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ И ВНЕШНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ
2.1. Управление внешне экономической деятельностью
Управление в области внешней торговли направлено на обеспечение наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития; благоприятного платежного баланса страны; повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности, благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Законодательный базой РФ по регулированию внешней торговли являются Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. и Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации и осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998. Их целями являются: защита Отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; Обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику; поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров и т. д.[9,23]
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организации, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, Формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Российского фонда федерального имущества. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.[9,34]
Министерство экономического развития и торговли РФ в области торговли и таможенного дела самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- торгово-экономические отношения с иностранными государствами;
- торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации с государствами — участниками СНГ;
- внутренняя торговля;
- развитие электронной торговли;
- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
- нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, попадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;
- государственная поддержка экспорта;
- таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключением определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей и т. п.[9,36]
Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять таможня. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории РФ; участие в реализации торговополитических задач по защите российского рынка; стимулирование развития национальной экономики; содействие структурной перестройке и т. п.
В соответствии с Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.04.2004г. Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу.
Федеральная таможенная служба это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Служба осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию
2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;
4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
5. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику и осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
6. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
7. осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;
8. осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
9. реализует программы развития таможенного дела в РФ;
10. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовым и актами Президента РФ или Правительства РФ.[5,216]
При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Система государственного регулирования ВЭД предприятий включает:
1. законодательно-правовую базу регулирования;
2. институционно-организационную структуру регулирования;
3. государственное программирование ВЭД;
4. квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
5. сертификацию импортных товаров;
6. регистрацию некоторых экспортных контрактов;
7. обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
8. таможенное регулирование;
9. валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Основными целями государственного регулирования ВЭД являются: содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путём приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутренне го рынка; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.[5,219]
Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: единство внешнеэкономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; чёткое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов в области управления ВЭД; обеспечение равенства всех участников ВЭД.[5,238]
Организация управления ВЭД в России осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и на уровне предприятия. В компетенции федеральных органов находится регулирование таких важнейших вопросов как: определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом; разработка соответствующих федеральных программ; защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, её отдельных субъектов и граждан; разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением; организация и контроль деятельности торговых представительств РФ рубежом; определение и реализация валютной политики страны; формирование и использование золотовалютных резервов РФ; контроль за порядком купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.п.); разработка платёжного баланса РФ и др.
Субъекты РФ правомочны:
1. осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы.
2. представлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает).
3. заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках их компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств).
4. иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счёт субъектов Федерации.[5,238]
продолжение
--PAGE_BREAK--