Реферат по предмету "Государство и право"


Яса Чингисхана

План.
 
·         Историявозникновения «Ясы».
·         Содержание
·         Влияние «Ясы» направо государства Чингисхана:
А. Международное право
Б. Государственное и административное право.
1.           Верховная власть(Хан)
2.           Народ.
3.           Крепостной Устав.
4.           Тарханныепривилегии (иммунитет)
5.           Воинский Устав.
6.           Охотничий Устав(Устав о лове).
7.           Управление иадминистративные распоряжения.
8.           Податной Устав.
В. Уголовное право.
Г. Частное право.
Д. Торговое право.
Е. Судебное право.
Ж. Укрепление законов.
·         Заключительныйанализ.
·         Списокиспользуемой литературы.

История возникновения «Ясы»
 
Монголотатары, или, как говорили в христианском мире, «татары», векамивоспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелительЧингизхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворениемслепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Аттилой.
Но вот в конце XXвека стали модные разнообразные «конкурсы» на звание «человека минувшего тысячелетия».И вдруг оказалось, что один из популярнейших кандидатов на эту роль – тот самыйБич Божий. «Вашингтон пост» написала, что никто не сделал превращения мира всовременную «глобальную деревню» столько, сколько этот неграмотный кочевник.Так чем была Монгольская империя и кем был Чингизхан, создавший ее ровно 800лет назад?
В XII в. на территории Монголии не былоединого государства, основой монгольского общества были родоплеменныеотношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы(роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составлялиорду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они полуоседлыйобраз жизни.
В конце XII в. среди монгольских племенвозвышается под Есучая, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение.В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империиТемучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военныеокруга – «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была преданаТемучину.
В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себяправителем и принял титул Денгиз-хан (Чингизхан), что означало «властительокеана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различныевиды правовых отношении монгольском государстве.
Как удачно выразился историк Михаил Геллер: «Кочевое государство собойармию на марше».
«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основеуйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингизхана упобежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил.Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» отвсяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что онаприносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, ноупоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять еесуть.

Содержание Великой Книги Ясы
 
I
В тех указах, что разсылал он по окружным странам,призывая их к повиновению, он не прибегал к запугиванию и не усиливал угроз,хотя правилом для властителей было грозиться множеством земель и мощностью сили приготовлений. Наоборот, в виде крайнего предупреждения, он писалединственно, что если (враги) не смирятся и не подчинятся, то «мы-де чтоможем знать. Древний Бог ведает». В сем случае вспадает на ум размышлениео слове тех, что полагаются на Бога: Рече Господь Всевышний: кто на Богаположится, то ему и довлеет, и всенепременно, что они в сердце своем нивозымели и чего ни просили, — все нашли и всего достигли.
 
II
Поелику Чингисхан не повиновался никакой вере и неследовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтенияодной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых иотшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками передГосподом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан иидолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себеодну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошлиза христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторыесоблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, нотаких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверстваудаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за одинсчитать и различия меж ними не делать.
III
И еще у них похвальный обычай, что закрыли они дверичинопочитания, похвальбы званиями и (воспретили) крайности самовозвеличения инедоступности, кои в заводе у счастливцев судьбы и в обычае царей. Кто нивоссядет на ханский престол, одно имя ему добавляют Хан или Каан, и только.Более сего не пишут, а сыновей его и братьев зовут тем именем, что наречено импри рождении, будь то в лицо или за глаза, будь то простые или знатные. Когдапишут обращения в письмах, одно то имя пишут, и между султаном и простолюдиномразницы не делают. Пишут только суть и цель дела, а излишние звания и выраженияотвергают.
IV
Ловитву Чингис Хан строго содержал, говорил, что-делов зверей подобает военачальникам: тем, кто носит оружие и в боях бьется,надлежит ему обучаться и упражняться (дабы знать), когда охотники доспеют дичь,как вести охоту, как строиться, и как окружать дичь, по числу людей глядя.Когда соберутся на охоту, пусть высылают людей на дозор и осведомляются о родеи числе дичи. Когда не заняты военным делом, пусть непременно ревнуют об охотеи войско к тому приучают. Цель не только сама охота, а больше то, чтобы воиныприобвыкали и закалялись, и осваивались со стрелометанием и упражнением. А какдвинется хан на великий лов, — срок ему: едва наступит зимняя пора, — торассылает приказы, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и пососедству с ордами, готовились к лову, чтобы, как указано будет, столько толюдей из десяти садилось на конь, и чтобы сообразно каждому месту, где будетохота, собрали они снасти, оружие и все другое. Тогда определяет (хан) правое илевое крыло и середину, распределяет их между великими эмирами, а (сам)выступает с катунями, наложницами, яствами и питиями. Кольцо для ловаохватывается за месяц, либо за два-три месяца, и зверя сгоняют постепенно иполегоньку и берегутся, чтобы он не вышел за кольцо. А ежели каким разомвыскочит зверь из круга, то станут обсуждать и расследовать причину допоследней мелочи, и бьют на том деле палками тысяцких, сотников и десятников,часто случается, что и до смерти убивают. И ежели к примеру кто не соблюдаетстроя, что зовется у них перге, и выступят из него, либо отступят от него,наказание ему великое и спуску нет. Таким чином два-три месяца денно и нощногонят они дичь, как будто стадо баранов и шлют послов к хану и дают емусведение о звере и о его числе, что-де докуда достиг и откуда спугнут, пока,наконец, не сомкнется кольцо. Тогда на два-три фарсаха понавяжут вервий одно кодному и понабросают (на них) войлок. Войско стоит на местах, плечо к плечу, адичь внутри круга голосит и волнуется, и разные звери мычанием и воем выражают,что де пришло возвещенное время, когда соберутся купно звери; тигры свыкаются сдикими ослятами, гиены содружаются с лисами, и волки собеседуют с зайцами.Когда стеснится кольцо до крайности, так что не станет мочи двигаться дикимзверям, сперва хан с несколькими приближенными въедет в круг и с час временипускает стрелы и разит дичь, а как прискучит ему, сойдет наземь на высокомместе среди нерге, чтобы полюбоваться и тем, как въедут царевичи, а за ними попорядку воины, начальники и простой люд. Таким родом пройдет несколько дней,пока из дичи не останется ничего, кроме одиночек или парочек, раненных иразбитых. Тогда старики и удрученные годами смиренно подступят к хану, вознесутмольбу и заступятся за продление жизни остатков зверья, чтоб выпустили егочерез то место, где ближе до воды и травы. Всю дичь, что побита была, собирают,и коль нельзя счесть, исчислить и перечислить разных пород зверья, считаюттокмо хищных зверей да диких ослов. Друг один сказывал, что во дни царствияКаана (Угедея) таким путем одной зимой охота была, и Каан, для ради любования иразвлечения, сидел на холме. Звери всех родов устремились к его трону и подхолмом подняли крики и вопли словно просили справедливости. Каан приказал всехзверей выпустить и отъять от них руки насилия. Он же приказал, чтобы посреди страныХатайской, в месте зимовий, была построена стена из дерева и земли, и на нейдвери, чтобы из дальних мест собиралось туда зверей множество и чтобы такимпутем на них охотились. Тоже и в пределах Чагатаева Алмалыка да Куяша онустроил такое же место для охоты. (Не) таковы ли суть и обычаи войны, убиения,счета убитых и пощады остающихся; таковы они шаг за шагом, ибо то, чтооставляется в живых в (покоренных) странах, состоит из горсти бедняков,немногих числом и немощных.
V
Что до устройства войска, то от времен Адамовых досего дня, когда большинство климатов находится под владычеством и в повиновениирода Чингисханова, ни в какой истории не вычитано и ни в какой книге ненаписано, чтобы когда либо какому царю, бывшему господином вый народов, удалосьиметь войско, подобное татарскому, что терпеливо в трудностях и благородно вспокойствии, что в радости и несчастии одинаково покорно полководцу, не из зачаяния жалованья и корма, и не из-за ожидания прибытка и дохода, — и сие естьнаилучший порядок для войска. Львы, пока не взалкают, не идут на ловитву и ненападают ни на какого зверя. В пословицах персидских говорится, что «отсытой собаки охоты нет», и сказано есть: неволь гладом пса твоего дапойдет за тобою.
Какое войско в мире может быть как татарское, что(даже) среди (ратного) дела охотится для одоления и презрения диких зверей; вдни покоя и досуга ведет себя как баранье стадо, приносящее молоко, шерсть имногую пользу; а среди трудов и несчастий свободно от разделения исупротивности душ. Войско наподобие крестьян, что несут разные (повинности)поставок, и не выказывают докуки при выполнении того, что приказано, будь этокопчур, аваризы, расходы на проезжих, содержание ямов, представление подвод,заготовка корма для животных. Крестьяне во образе войска, что во время ратныхдел от мала до велика, от знатного до низкого — все рубят саблями, палят излуков и колят копьями и идут на все, что в ту пору потребуется. Коль возникнетопасение войны от врагов или козней от бунтовщиков, они заготовляют все, что втом случае пригождается: разное оружие и другое снаряжение, вплоть до знамен,иголок, веревок, верховых и вьючных животных, ослов и верблюдов. Таким образом,по десяткам и сотням, каждый выполняет свою повинность, а в день смотрапредъявляют они снаряжение, и, если хоть немногого не хватит, то такомучеловеку сильно достается и его крепко наказывают. И хотя бы они находилисьсреди самого сражения, все, что потребуется на разные расходы, через них жедостается. Что до женщин их и людей, оставшихся при грузах или дома, топоставки, что производились, пока сам человек был дома, остаются в силе, дотого, что, если случайно повинностью того одного человека будет его личнаяпомочь, а мужчины не окажется, то женщина (того двора) выйдет лично и выполнитдело.
Место смотра и учет войска так устроены, что через нихуничтожена необходимость смотрового приказа, и служащие такового и их помощникиуволились. Все люди разделены на десятки, и среди каждой один человек назначенначальником других девяти; из среды десяти начальников одному дано имя сотникаи вся сотня ему подчинена. Таким родом дело идет до тысячи и достигает десятитысяч, над которыми поставлен начальник, нарицаемый тысяцким. В семсоответствии и распорядке, какое дело ни возникнет, потребуется ли человек иливещь, дело передается темнику, этим последним — тысяцкому и так далее додесятника
Для равенства: каждый человек трудится как другой,разницы не делают и на богатство и поддержку не смотрят. Если вдруг понадобитсявойско, то приказывается: «столько-то тысяч нужно в такой-то час», ив тот день или вечер они являются в том месте. Не замедляют ни часа, нижеупрежают его, и ни на мгновение ока не случается у них спешки или проволочки.
Повиновение и послушание таковы, что если начальниктьмы, — будь он от хана на расстоянии отделяющем восток от запада, — совершитпромах, (хан) шлет конного чтобы наказать его, как будет приказано; прикажут«голову» — снимут, захотят золота, возьмут. Не то что другие цари,которым приходится говорить с опаскою с рабом, купленным за их же деньги, кактолько в конюшне его окажется десяток коней. Что уже и говорить о том, кольпоставят они под начальство этого раба целое войско и он приобретет богатство иподдержку. Сменить (?) его они не в силах. Чаще всего восстает он мятежам и бунтом.А коль пойдут цари эти на врага, либо враг затеет что против них, нужны месяцыи годы, чтобы собрать войско, и переполненные сокровищницы, чтобы истратить ихна жалованья и кормы начальников. При получке жалованья и прибавок их числопереваливает за сотни и за тысячи, а как дойдет до сражения, ряды их от края идо края пусты и никто из них не вступает на ристалище воительства.
Так раз шел счет с пастухом. «Сколько баранов налицо оказалось?» говорили счетчик, а пастух спрашивает: «Где?»Говорят: «В приказных списках». Пастух отвечает: «Потому я испрашивал; в стаде их нет». Это верная притча для войска (тех царей), ибокаждый начальник, для увеличения отпуска жалованья, «поименно, — говорит — столько то у меня людей», а как дойдет до смотра, подставляет одного задругого, чтобы счет вышел верен.
VI
А еще яса такая: чтобы никто из тысяч, сотен илидесятков, к которым он приписан, не смел уходить в другое место, или укрыватьсяу других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто либо поступитвопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, ктоего укрыл, ввергнут в оковы и накажут. Посему никто чужого к себе допускать неможет. К примеру, если будет царевич, то и наималейшего звания человека к себене пустит и от нарушения ясы воздержится. Всеконечно, никто не может пред своимначальником зазнаваться, а другие не смеют его совращать.
VII
И еще: где в войске найдутся девицы луноподобные, ихсобирают, и передают из десятков в сотни, и всякий делает свой особый выборвплоть до темника. После выбора, девиц ведут к хану или царевичам, и тамсызнова выбирают: которая окажется достойна и на вид прекрасна, тойвозглашается: удержать по законности, а остальным: уволить по хорошему, и онипоступают на службу к катуням; захотят хан и царевичи — дарят их, захотят — спят с ними.
 
VIII
И еще: когда удлинилось и расширилось протяжение ихцарства, и стали случаться важные события, невозможно стало без сообщений оположении врагов. Приходилось также перевозить ценности с запада на восток, и сдальняго востока на запад. Посему учреждены ямы чрез всю ширь и длину страны, иопределены припасы и расходы по каждому яму, положено (число) людей и животныхи (количество) яств, питей и прочего снабжения, и произведена раскладка на тьмы:по одному яму на две тьмы, чтобы раскладка была по числу, и чтобы сборы быливзысканы, дабы путь проезда послов не удлиннялся из за (неудобства) посадки наперекладных, и дабы ни войско ни крестьяне не терпели постоянного беспокойства.
И послам он дал строгие приказы беречь животных и вседругое, — говорить об этом будет долго. Ежегодно ямы должны осматриваться: кольбудет какой недостаток или убыль, надо брать замену с крестьян.

IX
А как стали страны и люди под (монгольским)владычеством, по установленному положению введены (среди них) переписи иназначены титла десятков, сотен и тысяч, и определены: набор войска, ямская(повинность), расходы (на проезжих) и корм для скота, не считая денежных(сборов), да сверх всех этих тягот наложили еще копчур.
 
X
А еще такой у них порядок, что коль умрет чиновниклибо простолюдин, что после него останется, много ли, мало ли, — прицепки неделают и никто не вмешивается. Коль не было у покойного наследника, дают(имущество) его ученику либо холопу и ни под каким видом добро умершего неберут в казну, и считают это неподобным.
 Хулагу меня в Багдад послал и назначил. Наследственная часть во всех техокругах была налицо, и я отменил те (старые) порядки, и пошлины, что издревлебыли в Шуштерской да Баятской земле, сложил.
 
Заключение
И много есть еще подобных яс. Каждую описывать долгобудет. На этом и покончим

Влияние «Ясы» на право государства Чингисхана:
А. Международное право.
 
Общей задачей международного права монголов являлось установлениевселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международныхпереговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения –путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международногоправа и международной политики монголов сохранились лишь намеки. Но задачи этидовольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с РимскимПапою и некоторыми европейскими государствами.
«Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов,не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить:если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станетесопротивляться – что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет».
Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и егонарод находятся под покровительством и руководством божественного Провидения.«И в этом (монголы), — замечает Абуль Фарадж, — показали уверенность,возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают».
Нужно иметь в виду, что хотя Чингисхан сам не принадлежал ни к одному изопределенных вероисповеданий, но он несомненно проникнут был глубокимрелигиозным чувством. Он всегда рад был подолгу беседовать с мудрецамиразличных вер относительно коренных вопросов жизни и правления. Кое-что мы знаемо беседах его с даосским монахом Чан-Чуем. Именно вера в свою божественнуюмиссию давала Чингису присущую ему уверенность во всех его предприятиях ивойнах.
Руководимый этой верой Чингис и требовал вселенского признания своейвласти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики».
Итак, одним из основных положений международного права Ясы былаопределенная форма объявления войны с гарантией безопасности населениювраждебной страны в случае добровольного подчинения.
Другим важным началом международного права монголов нужно считатьнеприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничегои не говорится. Но вспомним, что поход на Туркестан в 1219 г. предпринят былЧингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русскиекнязья в 1223 г. навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольскихпослов, результатом чего и была катастрофа на Калке.
О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласноЯсе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.
Б. Государственное  и административное право.
 
1.        Верховнаявласть (Хан)
Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул естьединственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям изнати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, вособенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титулприличествует – Хан или Каан».
2.        Народ
С первоначальной точки зрения монгольского государственного права толькомонголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только впериод междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере своеправо, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен порождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены егорода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместена Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным долженбыть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом безутверждения на Курултае.
С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи,собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, всущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия ксведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или другихважных дел.
Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовомправе. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренниесоциальные отношения монгольских племен и родов.
3.        КрепостнойУстав
Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения кслужбе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податномучастке, и с этого места он не мог сойти. Этот принцип крепости лицагосударству позже сделался основанием Московского Царства XVI-XVII вв., и конечно московские порядки развились именно наоснованиях, заложенных монгольским владычеством.
«Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан.Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».(Джувейн).
В компиляции Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательнообязательной службы:
«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всемсвоим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну,должны были в известное время года работать определенное количество дней наобщественных постройках или делать иную работу для государства, а один денькаждую неделю работать на Хана».
Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословноподчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшегослужебного ранга.
Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин юрта, неявлявшихся на призыв.
Прикрепление к службе соединятся с другим началом – равенства в несениислужебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но откаждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагатьчрезмерных тягот.
Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то нибыло есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ниодин не должен есть более другого.
4.        Тарханныепривилегии (иммунитет)
Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общегокрепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятияделались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда жепо соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостногоустава групп (врачи, техники, ремесленники).
Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, чтоот них ожидалась служба специального характера, которая не могла бытьсогласована с общим уставом.
О применении этого закона в действительной жизни лучше всегосвидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивалирусскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они быливозобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. Что для нас сейчас особенноважно, в ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.
Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давалисьврачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общегоустава, подлежали трудовой повинности по их специальности.
5.        ВоинскийУстав
Командиры получили награды соответственно заслугам, ане по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам ибыли обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения запорядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшаяслужбу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатныхвоинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысячасамых преданных и сильных воинов- “багатуров”.
 Наказаний было установлено два: смертная казнь и“ссылка в Сибирь”- на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этогоустановления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевомутоварищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) былназначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменномлюдском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегдатребуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболеепроверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несликруглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялисьтолько ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный вышеармейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу вышетысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.
Монгольское войско представляло из себя сплоченныйконный строй. В отличие от других кочевников в тактике монголов присутствовалпринцип тарана — компактные массы в глубоких строях, долженствовавших увеличитьдо возможных пределов силу удара (шока) с целью, например, прорыва центрапротивника, одного из его крыльев и т.п. Но монголы, вдобавок, в высокойстепени обладали маневренной способностью, а их легкая конница исполняла в боювесьма активную и вовсе не второстепенную роль.
Первые конные подразделения не только производилисокрушительный удар в тот или другой участок неприятельского фронта, но моглиотталкивать его во фланг, а также быть брошенными ему в тыл. Благодаря этойспособности к маневру точку для главного удара не было надобности намечатьзаблаговременно: она могла определиться и во время хода боя в зависимости отслагающейся обстановки. Легкая же конница не только разведывала и прикрывала,но исполняла главным образом задачу активной подготовки готовящегосярешительного удара. Это и есть знаменитая «монгольская лава». Снеобычайной подвижностью маневрируя перед фронтом противника, всадникизаскакивали ему во фланги, а при удобном случае и в тыл. Эти ловкие, вооруженныеметательным оружием, наездники, сидящие на своих выдрессированных, как собаки,конях, то размыкаясь, то собираясь в более или менее густые кучки, посылали вряды неприятеля тучи метких стрел и дротиков, грозили ему то в одном, то вдругом месте атакой и, сами, обыкновенно не принимая сомкнутой атакипротивника, обращались в притворное бегство, заманивая его и наводя на засады.
Такими действиями они расстраивали, изматывалипротивника физически и морально настолько, что он иногда сдавал тыл еще довступления в дело монгольской тяжелой кавалерии. Если же враг оказывалсястойким, то действия легкой конницы, во всяком случае, позволяли определить егорасположение, слабые места или наиболее выгодные для нанесения главного удараучастки, куда быстро и скрытно, с искусным применением к местности, подводилисьв глубоких сомкнутых строях тяжелые конные массы, построенные в нескольколиний.
Благодаря своей высокой маневренной способности этимассы имели перевес даже над доблестной рыцарской конницей Европы, славившейсясвоей могучей ударной силой и искусством одиночного боя, но крайненеповоротливой.
Как особенность монгольской тактики можно ещеотметить, что конница на поле сражения маневрировала обыкновенно «внемую», т.е. не по командам, а по условным знакам, подаваемым значком(флагом) начальника. В ночных боях они заменялись цветными фонарями. Барабаныупотреблялись для подачи сигналов только при лагерном расположении.
В соответствии с тактическими приемами монгольскойармии определялось и вооружение ее двух главных «родов оружия» — легкой и тяжелой конницы, иначе называемых лучниками и мечниками. Какпоказывает самое название, главным оружием первых был лук со стрелами; они самии их лошади не имели вовсе или имели лишь самые примитивные и легкие защитныеприспособления; лучники имели по два лука и по два колчана, один расходный,другой запасной. Запасной колчан был устроен так, чтобы предохранять стрелы отсырости. Стрелы отличались необычайной остротой. Монголы были мастерами в ихизготовлении и отточке. Приучаясь к стрельбе из лука с трехлетнего возраста,монгол был превосходным стрелком. Часть лучников была вооружена дополнительнодротиками. В качестве дополнительного оружия для возможного рукопашного бояимелись легкие сабли.
В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаныелаты; головной убор их состоял из легкого кожаного шлема с прочнымназатыльником для предохранения шеи от сабельных ударов. На лошадях тяжелойконницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главнымнаступательным оружием мечников были кривые сабли, которыми они владели всовершенстве, и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железнаяпалица, которые подвешивались к поясу или к седлу.
В рукопашном бою, а также при стычках в составенебольших партий, монголы старались сбрасывать или стаскивать врагов с коней;для этой цели служили прикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканыиз конского волоса, которые накидывались на неприятеля с некоторого расстояния.Захваченный петлей аркана неприятельский всадник стаскивался с коня и волочилсяпо земле; тот же прием применялся и против пешего противника.
Крупные и средние войсковые единицы, например, тысячиили сотни, были посажены на лошадей одной масти. Это достоверно известноотносительно гвардейской «тысячи багатуров», которая вся имелалошадей вороной масти.
Важнейшим моментом в устройстве монгольской армии вотличии от других кочевых народов являлось то, что они широко использовали дляосады городов различные инженерные приспособления: катапульты, тараны, техникаподкопов и т.д. В качестве специалистов использовались пленные китайцы.Например, в среднеазиатском походе мы видим в составе монгольской армиивспомогательную инженерную дивизию, обслуживающую разнообразные тяжелые боевыемашины, употреблявшиеся преимущественно при осадах, в том числе и огнеметы.Последние метали в осажденные города разные горючие вещества: горящую нефть,так называемый «греческий огонь» и др.
Как указывает Э. Хара-Даван, подготовка к той или инойкампании проводилась по одной схеме:
1. Собирался курултай, на котором обсуждался вопрос опредстоящей войне и ее плане. Там же постановляли все, что необходимо было длясоставления армии- сколько с каждого десятка кибиток брать воинов и пр., атакже определяли место и время сбора войск.
Высылались в неприятельскую страну шпионы и добывались«языки».
3. Военные действия начинались обыкновенно раннейвесной, когда вырастает трава, и осенью, когда лошади и верблюды в хорошемтеле, а водные препятствия замерзают. Перед открытием военных действийЧингис-хан собирал всех старших начальников для выслушивания ими егонаставлений.
Верховное командование осуществлялось самимЧингисханом. Вторжение в страну противника производилось несколькими армиями вразных направлениях. От получающих такое отдельное командование полководцевЧингис-хан требовал представления плана действий, который он обсуждал иобыкновенно утверждал, лишь в редких случаях внося в него свои поправки. Послеэтого исполнителю предоставляется в пределах данной ему задачи полная свободадействий при тесной связи со ставкой верховного вождя.
4. При подходе к значительным укрепленным городамосновные армии оставляли для наблюдения за ними обсервационный корпус. Вокрестностях собирались запасы и в случае надобности устраивалась временнаябаза. Обыкновенно главные силы продолжали наступление, а обсервационный корпус,снабженный машинами, приступал к обложению и осаде.
5. Когда предвиделась встреча в поле с неприятельскойармией, монголы обыкновенно придерживались одного из двух способов: либо онистарались напасть на неприятеля врасплох, быстро сосредоточивая к полю сражениясилы нескольких армий, либо, если противник оказывался бдительным и нельзя былорассчитывать на внезапность, они направляли свои силы так, чтобы достигнутьобхода одного из неприятельских флангов.
Но этими способами их военная инициатива неисчерпывалась. Например, производилось притворное бегство, и армия с большимискусством заметала свои следы, исчезнув с глаз противника, пока тот нераздробит свои силы и не ослабит меры охранения. Тогда монголы садились насвежих заводных лошадей, совершали быстрый налет, являясь как будто из-подземли перед ошеломленным врагом. Этим способом были разбиты в 1223 г. на рекеКалке русские князья. Случалось, что при таком демонстративном бегствемонгольские войска рассеивались так, чтобы охватить противника с разных сторон.Если оказывалось, что неприятель держится сосредоточенно и приготовился котпору, они выпускали его из окружения, с тем чтобы потом напасть на него на марше.Таким способом была в 1220 г. уничтожена одна из армий хорезмшаха Мухаммеда,которую монголы намеренно выпустили из Бухары.
Указывают также такой интересный факт: перед боеммонгол надевал шелковое белье (китайская чесуча). Эта ткань имеет особенностьвтягиваться в рану вместе с наконечником, задерживая его проникновение. Остриене может пробить ткань, и операция извлечения наконечника становится проста.
 
6.        Устав Лова(Охоты)
«Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова – учат сыновей, какгнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость изатем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя).»
Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большаязимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облаваэта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной игосударственной жизни монголов.
Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобыокружать и загонять стада диких животных – хищных зверей, диких ослов, антилопи т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большиеманевры в настоящее время.
Яса содержала подробные наставления касательно охвата и загона дичи.Воины располагались на широком пространстве военным строем — большой полк,правая и левая рука – и все эти части должны были постепенно сближаться,загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичьочутилась в тесном кольце.
Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежностьили нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгомунаказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел правопервенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконецрядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: частьотпускалась на разводку.
 
Внутреннее управление
Аминистративные указы
Общая задача управления, согласно Ясе,- поддержание мира и порядка.
подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как напримерворовство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить своигосударства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободныи открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью испокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золотобез всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».
Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалосьустройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямовбыло распределено между населением страны так, что на каждые две тьмывозлагалось попечение об определенном участке дороги.
В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямскоеи податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особыеуказы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:
·    Указ,предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законномусобственнику.
·    Указы,предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии смонгольскими обычаями
·    Указы,предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одеждыв воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившиеиздание этих указов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказываетсяритуалистический страх перед природой – боязнь осквернения человеком одной изосновных стихий, что могло бы оскорбить Верховное Существо.
С другой стороны, тут действовали весьма практические – можно
сказать, научные – соображения: желание избежать поражения людей молнией,в случаи если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить вводу и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы.
 
Финансово-податное управление.
Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголови турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государствене могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были самиозаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестныхприпасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось засчет врага и военной добычи.
Однако по мере расширения монгольской империи, содержание и ханскогодвора, и административных учреждений потребовало установления более постояннойсистемы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольноразработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку обэтом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов),установлена была перепись и назначены податные титулы (исм) согласно участкамдесятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская службаповинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всегоналожен был еще копчур».
К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которыхговорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образомк войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организованоподатное управление на Руси после монгольского завоевания.
Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна бытьпринята и трудовая повинность населения.
Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особеннов первое время расширения империи.
 
В. Уголовное право.
 
Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядкав обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией втаких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, непрелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем;почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий этизаповеди, таковых предавать смерти».
Таким образом, основной своей идеальной задачи уголовное право Ясыстремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.
 
1.        Типыпреступления
Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие видыпроступков: а) преступления против религии, нравственности и установленныхобычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления противжизни и интересов частных лиц.
А. Преступления против религии, нравственности иустановленных обычаев.
Таковыми признаются:
·          Притеснение любойиз существующих церквей или духовенства.
·          Намеренная ложь
·          Оскорбленияритуалистического характера: осквернение воды и пепла
·          Убой скота внарушение установленного монгольского обычая
·          Прелюбодеяние
·          Содомия
Б. Преступления против хана и государства
Главным видом этих преступлений признается нарушение крепостного устава,в особенности со стороны высших начальников.
К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблятьмонгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажетсяестественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица).На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людямускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинностигосударству.
Другие злоупотребления того же вида:
·          Злоупотреблениевластью со стороны военных и гражданских начальников, в особенности со стороныобластных наместников.
·          Нарушениевоинской дисциплины.
Нарушение Ясы вообще.
В. Преступления против жизни и свободы частных лиц
Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говоритсяоб убийстве по отношению к специальным категориям лиц – мусульман и китайцев.Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениямпротив собственности. Главнейшие виды их следующие:
·         Увод или принятиечужого раба или пленника
·         Конокрадство иувод скота
·         Злостноебанкротство.

2.        Типынаказаний.
В законе говорится: «Если дети не уважают родителей,младшие старших, жена не послушает мужа, подданный – управляющего, их следуетсерьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины междусобой, их следует наказать казнью».
Чингисхан установил общественный порядок для укреплениягосподства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нациюкочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят издома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о нихследует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы такимобразом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения».Заслуженный юрист О. Лхамсурэн оценил все это так: «В период правленияЧингисхана этот уголовный закон стал еще более конкретным и полноценным» .
Процитируем вкратце те положения закона, по которым следуетнаказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин,распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, ктопогубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двухдерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий разрастратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, чтонашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве.Здесь все сказано четко и твердо. На первый взгляд некоторые положения кажутсяслишком жесткими, однако, если их рассматривать в контексте условий тоговремени, то это совсем не так. В то время для тех, кто растратил имуществодругих третий раз или являлся неисправимым вором, обманщиком или клеветником,не было другого наказания, кроме смертной казни. Эта строгость закона оказалаблагоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени,претворение закона было четким.
Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана неувидел внутри Монголии ссор и борьбы. Один писатель из далекой Аравии писал:«В Монголии не существовало краж лошадей». Посол Италии Плано Карпини,находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы,нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, оченьредко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундукии какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота,нашедший его хранил у себя» .
На таких фактах того времени мы можем понять значение этоговеликого закона. Это все является конкретным фактом, объясняющим, почему законРассмотрим следующий блок преступлений против собственности по монгольскомуобычному праву. Шихи-Хутаг (современник Чингиcхана) был назначен высшим сутягой(судьей), который должен был «наказывать за кражу во всем государстве,применять законы, убивать тех, кого должны были убить, наказывать тех, когонужно было наказывать». Также по этому указу Шихи-Хутаг «должен был наказыватьза кражу по всей стране, ликвидировать ложь». Еще одним заданием, данным ему,было распределение собственности, а также вопросы, связанные с отношениямисобственности между гражданами. Такая правовая потребность в судье, имеющемвысшие полномочные права решать все вопросы, связанные с уголовным игражданским законом, сегодня является общей закономерностью.
Живым подтверждением правового мышления являлся самгосподин Шихи-Хутаг. Процитируем один документ. Когда в 1216 году монгольскиевоины наступали на «Золотое государство» и захватили его столицу, город Жундупопал под монгольское влияние. Министр Дчуржени Хада с особым подарком встретилШихи-Хутага, который прибыл сделать реестр собственности и товаров захваченногогорода Жунду. На это Шихи-Хутаг сделал следующее замечание: «Раньше город Жундупринадлежал “Золотому государству”, сейчас он принадлежит Чингисхану. Однако,министр, вы собираетесь подкупить меня собственностью нашего хана. Что этозначит?» – и не взял подарка.
Говоря о гуманности и справедливости высшего судьиМонгольского государства, приведем следующий пример: «Он при допросекакого-либо человека строго запрещал применять методы угрозы и запугивания, атакже подавления духа. Если показания были получены в таких условиях, торешение такого дела считалось искажением закона». Людей, подозреваемых вкаком-либо преступлении, он особо предупреждал, что «нельзя от страха говорить ложь».Этот документ является монгольским правовым документом, а юридическая практикабыла еще более гуманной и благосклонной по сравнению с идеологизированнойпрактикой таких законов, действовавших в то время, как закон Шариата (исламскаярелигия), законы Христа и религии Даосян. Первые деятели закона и права тоговремени прилагали усилия для формирования системы законов и общественногомышления, пытались применять принцип свободы от какого-либо влияния, которыйтакже впоследствии явился главным содержанием судебной практики. Первый крупныйдеятель монгольского права Шихи-Хутаг с 1206 по 1252 гг. в течение 47 летвыполнял обязанности высшего государственного сутяги.
По данным Рубрука, «больших воров наказывали казнью. Однакоесли “малого” вора, например укравшего овцу, не поймали на месте преступления,то его осуждали и оставляли без наказания». Из этих положений мы видим, что врассматриваемый период серьезно боролись с кражами. Например, в 53-м фрагментеговорится: «Если украденная вещь не является важной, то следует наказатьплеткой». Об этом подробно говорится в заметках Марко Поло: «Если кто-либоукрал какую-то вещь, то он должен оплатить ее цену. Наказание зависело от видакражи. Например: “Можно наказать ударами плеткой семь, семнадцать, двадцатьсемь, тридцать семь, сорок семь или сто семь раз”».
Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзяее переводить в государственный фонд. Все эти положения действительно защищалиправа детей и женщин. Характерной особенностью было то, что это историческоеположение, содержание которого традиционно передавалось во всех законахдинастии Юань и законах, вышедших в ХШ – ХIV веках. Русский ученый П.С. Пальмао наказаниях в законе, назначаемых в монгольской империи в период ХIII – ХIVвеков, писал: «Если женщина сообщит господину, что наказание кого-либо слишкомтяжкое, то следует уважать ее и облегчить тяжелое наказание и заменить еголегким наказанием… Никто не имеет права трогать женщину, сидящую на левом крылерядом с очагом. Однако если она сдвинется оттуда, то потеряет особые права».
Таким образом, новое государство монголов по-особомуподходило к правам детей и женщин и придерживалось идеи не дискриминационногоподхода, а уважительного отношения к ним, в некоторых случаях женщин уважалибольше, чем мужчин.
Посол Рима Плано Карпини, приехавший в Монгольскоегосударство в 1247 году, отмечал: «В Монголии нет ссор, борьбы и убийств, людивзаимно мирны, редко бывают преступления, так как нет разбоя и краж, то сундукии другие вещи хранятся без замков. Если иногда теряют скот, то кто-то хранитего или возвращает хозяину».
Ханы Великого Монгольского государства (Чингис, Угэдэй),особо поддерживая торговлю, строго запрещали торговать несправедливо,эксплуатировать простых граждан и ухудшать их жизнь. Тем более строгонаказывали или выгоняли с родных земель торговцев, пытавшихся, вместо продажинароду и скотоводам товаров широкого потребления, обманом продать роскошныеснаружи товары. Не забывали порядок взимания таможенных пошлин по международнымнормам с богатых торговцев в зависимости от их доходов.
По основному закону развития экономики страны самым главными первоначальным условием такой системы является гарантия правовой защитыстраны и ее граждан.
 Анализ названных обычно-правовых норм свидетельствует о том,что уголовные преступления делились на следующие основные виды: государственныепреступления, преступления против религии и ее представителей, должностныепреступления, преступления против общества, преступления против личности,имущественные преступления.
К государственным преступлениям относились следующиекатегории: оскорбление человека ханского происхождения, несообщение о появлениизначительного неприятельского войска, оставление князя во время сражения,неявка на войну в полном снаряжении, разорение нойоном своего отока, опозданиена военные сборы более чем на трое суток. Некоторые статьи степных законовустанавливали уголовную ответственность за дезертирство. Так, если «человекханского происхождения, табунанг или борджигин во время сражения сбежит, взятьс них тысячу лошадей, сто верблюдов и сто панцирей. Если сбежит простолюдин спанцирем, взять с него панцирь и четыре лошади».
Запрещалось убивать пленного врага. За это преступлениебыла установлена уголовная ответственность в виде лишения одного верблюда.Спасший во время сражения человека ханского происхождения объявлялся дарханом.А бросившему хана грозила смертная казнь.
Преступления против религии и ее представителей былизакреплены в «Монашеском законе» 1617 года и «Религиозном законе» 20-х годовХVII века. Эти нормативные акты свидетельствовали о распространении желтой веры(ламаизма) и укреплении ее позиций. Например, лицо ханского происхождения,оскорбившее действием храм, привлекалось к уголовной ответственности по «ЗаконуСеми хошунов», а простолюдин за это же преступление приговаривался к смертнойказни. За оскорбление высших ламаистских деятелей полагалось заплатить крупныйштраф.
Если путнику отказывали в ночлеге, то назначался штраф ввиде одной овцы, если страдающему от жажды не давали воды, чтобы напитьсясамому или напоить оседланную лошадь, если загрязняли воду, то назначалсякрупный штраф в виде конфискации лошади и коровы, – все это считалосьпреступлениями против общества. В числе преступлений против личностивыделялись, прежде всего, умышленные убийства. Степные законы не даютдифференциации наказаний по разным сословиям. Например, закреплено положение,что, «если кто убьет человека, взять с того триста тридцать андзу». По мнениюЕ.И. Кычанова, в традиционном китайском праве «при рассмотрении дел об убийствеважнейшее место отводилось выяснению вопроса о том, кто были убийца и жертва,их отношения друг с другом в системе кровнородственных связей и системсоциально-сословного деления общества. Никакой единой (абстрактно понимаемой)цены человеческой жизни не существовало».
К преступлениям против личности относилось причинениеувечья в виде лишения глаза, перелом костей руки. Более четкое определение этихдеяний закреплено в «Великом законе 1620 года»: «Если кто сломает кому-либоруку и если пострадавший останется дееспособным, взять с виновного три девятка.Если станет недееспособным, взять с виновного андзу как за глаза. За каждыйвыбитый зуб брался девяток. За сломанный указательный и безымянный пальцы –штраф три девятка, за другие пальцы – один девяток».
Оскорбление словом и действием объяснялось, видимо, широкимраспространением указанных деяний среди всего населения Монголии. Каксправедливо отмечал исследователь права, в том числе и обычного, Л.С. Мамут,«феодальное право охотно пренебрегает индивидуальными чертами члена общества,но зато скрупулезно учитывает его положение на сословно-иерархической лестнице».
За оскорбление табунанга налагался штраф в виде одногодевятка, за оскорбление алчи – один девяток и лошадь, за оскорбление болеезнатного лица полагалось более суровое наказание. Так, за оскорбление учителяпредусматривался штраф в три девятка, что, по мнению ученых-монголоведов,явилось следствием влияния ламаизма с его почитанием «учителя».
В обычно-правовых и указных нормах была хорошо разработанасистема наказания в зависимости не только от личности потерпевшего, но и оттого, каким орудием причинен вред. Например, за удар человека острием (колющимпредметом) наказание следовало в виде трех девятков. Удар камнем или палкойвлек за собой уголовную ответственность в виде одного девятка, удар кулаком иликнутом – пятком.
В исследуемых обычно-правовых нормах уголовнаяответственность за оскорбления возлагалась и на лиц высших сословий. Так, если«хан оскорбит своего младшего, то взять с него девяток: восемь лошадей и одноговерблюда. Если младший нойон оскорбит своего старшего, взять с него три девяткаи три верблюда».
Уголовно-наказуемая клевета являлась тяжким преступлением ивлекла за собой смертную казнь с конфискацией имущества человека, поссорившегодвух нойонов. За оскорбление тушимола наступала уголовная ответственность ввиде штрафа в один девяток и одного верблюда. Если один простолюдин оскорблялдругого простолюдина, то виновный обязан был заплатить штраф в размере трехдевятков и одного верблюда
Как отмечалось, в Монголии распространенный характер носилиимущественные преступления. Смертной казни подвергались участники групповойкражи, в первую очередь главарь и зачинщик преступления. Предметом хищений былв большинстве случаев скот – главное богатство кочевников-скотоводов. Запохищение жеребца или верблюда взимался штраф в десять девятков. За кражукормящей верблюдицы – двенадцать девятков. Тому, кто только прокрадется встадо, надлежало выплатить штраф в шесть девятков. Наказанию подвергался и тот,кто не препятствовал угону скота. За попустительство он обязан был заплатитьштраф за угнанный скот, поскольку он рассматривался как сообщник преступника.
 Анализ правовых источников показывает, что наказание заворовство могло зависеть не от занимаемой должности виновного, а от его пола.Отмечалось, что «если шигэчин, полководцы, шибинары или телохранители совершаткражу, то наказание для всех одно: женщина штрафуется десятью девятками,мужчина – восемью».
Уголовную ответственность за сокрытие вора неслипредставители всех без исключения слоев населения. Если таковым оказывалсянойон, его полагалось задержать, если мелкий чиновник – его лишали должности.За содействие в поимке вора назначалось вознаграждение в виде одной овцы.
В системе преступлений и наказаний имело местомошенничество – «обманное присвоение звания элчи, пользование подводами идовольствием». За указанные действия лицо наказывалось штрафом в виде трехдевятков.
В условиях степной жизни монголов пожар был страшнымбедствием. Поэтому в нормативно-правовых актах статьи, касавшиеся поджога,определяли виновному суровое наказание: виновник пожара должен был заплатить засгоревшее и штраф в пяток.
Сказанное свидетельствует о том, что уголовное правомонгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носилоконкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временемстатей послужили в будущем основой для более поздних законодательств.
Итак, отметим, что закон Чингисхана карали смертью заубийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого,сокрытие беглого раба, чародейство, направленное во вред ближнему, троекратноебанкротство, т. е. невозвращение долга и оружия, случайно утерянного владельцемв походе или в бою. Оставление без помощи боевого товарища приравнивалось ксамым тяжким преступлениям. Наказанием за тяжкие преступления была, какправило, смертная казнь.
Г. Частное право.
 
Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно,объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством,что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, ипотому Яса их касалась лишь отчасти.
а. Семейное право
В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал законо браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и чтоникто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второйстепени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство былопозволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».
Рязановский приводит фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сынраспоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться наних или выдать их за другого».
Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Онипокупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войноюи более ни во что не входят».
«Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденныеот жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетому отца».
б. Наследственное право.
В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормыобычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьямитак, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшемусыну.
Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей всемье отца. Как было уже сказано в предыдущем подразделе, дети, рожденные отналожниц, считались законными и получали по распоряжению отца долю внаследстве. В ссылке на распоряжение отца можно видеть уже начало наследованияпо завещанию, выдвигающегося на место простого распределения имущества согласнонормам обычного права.
Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случаеесли у умершего не было родственников.
«Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет,но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)».
 
Д. Торговое право.
 
Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли.Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговыхпутей.
Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе болееили менее разработанный торговый устав.
«Кто возьмет товар и обанкрутится, потом опять возьмет товар и опятьобанкрутится, того предать смерти после третьего раза».
 
Е. Судебное право.
 
Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленномуиз родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должныбыли увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, топодлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, егозаключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставалсянеукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.
В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один изсуществующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесногоутверждения три свидетеля.
При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.
 
Ж. Укрепление закона. Вспомогательное законодательство.
 
По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закрепленнавек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибелигосударства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сынаДжагатая.
Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом,должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисханадолжны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса длятого, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за этовремя не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Ктонарушит Ясу, лишится головы» — таков был указ первого хана Золотой Орды.
Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможностидальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательствоимело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждогоулуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издалидовольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именемярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямоссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособностиханов.
Мы должны, таким образом, отличать Великую Ясу от местных яс (судебников)улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихсясудебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признаваласьв качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в составэтой империи.

Заключительный анализ
До сих пор на Ясу смотрели лишь как на кодификацию норм обычного правамонгольских племен. Но рассмотренные выше приводит совершенно иным выводам.
Из всего сказанного выше ясно, что задачей Ясы было не кодифицироватьнормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждаминовой Империи, для постройки которой прежнее родовое государство было лишьисходным пунктом.
Большинства вопросов так называемого обычного права – родового иплеменного – Яса даже не касается. Не в этом было ее назначение. В жизни рода исемьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не кодифицирует, а лишьподтверждает – большей частью молчаливо – существующие нормы. В ряде другихслучаев, как например по отношению к уголовному праву, Яса, наоборот, явнымобразом отменяет действие прежних норм, и здесь опять-таки нельзя говорить опростой кодификации действовавших ранее норм.
Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, ято былонеобходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшимзапросам и нуждам расширявшейся империи.
Основной задачей Чингизхана при издании Сяы таким образом создать новуюсистему права – право ханское или имперское, которое должно было утвердитьсякак надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое ханскоеправо во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий оХане-Императоре с прежними понятиями о Хане-вотчиннике и племенном старейшине.Государство и в Ясе продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханскийулус, вотчина.
С другой стороны, однако, в Ясе проявляется отчетливо и новая имперскаяидея. И сам Чингизхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому,чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремлениеясно видно во всем замысле Ясы.
Каковы источники Чингизовых идей императорского государства иимператорского права? Весьма вероятно, что одним из этих источников быликитайские государственно-правовые понятия.
С другой стороны, можно думать, что не без влияния на Ясу осталась ихристианская идея Вселенской Империи. Следует вспомнить, что в первой редакцииЯса была утверждена Чингизханом вскоре после победы его над найманами икереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство – несторианскоготолка – было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов икереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало игратьнемаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые извлиятельных сановников молодой империи были христианами по вере.
Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи,покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.
Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны,нельзя забывать о личности самого Чингизхана как творца Ясы. Следует признать,что Чингизхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятелькрупного размаха, творец нового имперского права.

Список используемой литературы.
 
1.    Вернадский Г.В.История права Санкт Петербург: «Лань», 1999
2.    Журнал дляпрокуроров и следователей 1999-2007 статья Б. МОЛЧАНОВ, М. ЖАНЧИВДОРЖ«УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ МОНГОЛИИ»
3.    Республиканскаяеженедельная газета «Начнем с понедельника» статья РафаэльБЕЗЕРТИНОВ, г. Казань, № 41 (703), 19 — 25 октября 2007 «Тюркскоеобычное право»./>4.    А.М. Джувейни. О порядках, заведенных Чингисханомпосле его появления, и о Ясах, кои он повелел
5.    Владимирцов Б.Я.Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л, 1934. С.7
6.    Сокровенноесказание монголов. Перевод С.А. Козина. Улан-Удэ, 1990. С.102
7.    Журнал«Вокруг света» № 1 2001 Монгольское иго за Китайскойстеной
8.    Журнал «Вопросы истории» № 5 статья Ф.Ф. Мухаметова«Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империиЧингизхана».
9.    Гумилев Л.Н. Впоисках вымышленного царства. Трилистник кургана. / gumilevica.kulichki.net
10.  Хара-Даван Э. Чингисханкак полководец и его наследие. / gumilevica.kulichki.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические мыслители России
Реферат Умственное развитие и воспитание школьников
Реферат Проект совершенствования технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в строительной
Реферат Краткое содержание Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков
Реферат Короткий огляд методів навчання іноземних мов
Реферат Нейтрон-нейтронный метод и его применение
Реферат Сучасна податкова система розвинутих країн
Реферат Классификация валютных операций
Реферат Садоводство и виноградарство в Украине
Реферат C 27. 03. 2011 – 31. 10. 2011
Реферат Тунгусский метеор
Реферат Принципы организации и проведения банковских операций на примере АКБ "Индустриалбанк"
Реферат Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования
Реферат Серебряный век русской поэзии 2
Реферат «нам года не беда»