Реферат по предмету "Государство и право"


Юрилические лица - общая характеристика

Содержание
 
Введение
Общая характеристика юридических лиц
§1. Понятие и признакиюридического лица
§2. Классификацияюридических лиц
§3. Теории юридическихлиц
Правовые основы деятельностиюридических лиц в современном российском праве
§1.Создание иреорганизация юридического лица
§2. Правосубъектостьюридического лица
§3.Ликвидацияюридических лиц
Заключение

Введение
/>
Жизнь современного общества немыслимабез объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личныхусилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формойтакого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцияюридического лица.
Появление института юридического лица всамом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюцияправа: усложнением социальной организации общества, развитием экономическихотношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапеобщественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишьфизических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалосьнедостаточным для развивающегося экономического оборота.
В настоящее время наша страна идет к построению правовогогосударства, хотя эти шаги не легки и порой ошибочны. Отношения, которыескладываются между людьми в нашем обществе, не всегда основываются надействующем законодательстве Российской Федерации. Правовые знания становятсянасущной необходимостью. Основы гражданского права надо знать каждому, чтобыграмотно формулировать и защищать свои законные интересы, отстаивать их.
В этой работе я постарался раскрыть суть как теоретическогопонимания юридического лица, проследив за его развитием с момента еговозникновения, так и описав современное правовое положение юридического лица вРоссии.
В ракурсе общих теоретических вопросов я рассмотрел понятие ипризнаки юридического леса, классификацию юридических лиц и основныетеоретические подходы к обоснованию их существования.
Анализируя современное правовое положение юридических лиц, явыявил основные законотворческие ошибки и «белые пятна» в правовомрегулировании, на основании чего постараюсь сделать в заключении вывод обадаптации института юридических лиц в современной России, постараюсь предложитьмеры по изменению тупиковых ситуаций.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (шестьабзацев), заключения и списка использованной литературы.

Общая характеристика юридических лиц
§1. Понятие и признаки юридическоголица
 
Как и любое общественноеотношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми, каксуществами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в качестве субъектовгражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенныеколлективы людей. Отдельные индивиды выступают в гражданском законодательствегражданами. Рассматривая коллективные образования, как участники правоотношенийможно отметить возможность и даже необходимость участия их в гражданскомобороте. В юридической науке периодически возникают дискуссии на предметтеоретического осмысления данного правового института.
Некоторые ученые относятсоздание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частногоправа.[1] Отмечая незначительный удельный вес таких субъектов в гражданском обороте Римаи отсутствие самого термина «юридическое лицо». Такие ученые, тем неменее, делают вывод о том, что «основная мысль о юридическом лице, какприеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так илииначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правомотчетливо».[2]Римские юристы отмечали, что:
         1) юридическое существованиекорпорации не прекращается и не нарушается с выходом отдельных членов изсостава объединения;
         2) корпорация можетрассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическоелицо; 
         3) корпорация вступает вправовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц,уполномоченных на то в установленном порядке.
Обозначив, таким образом,ряд принципиальных идей, римские юристы не сделали тех выводов из них, которыемогли бы лечь в основу развития нового института частного права — институтаюридического лица. И тому были объективные причины.
В Гражданском Кодексе,вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского правасодержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого незнали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов.Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должнобазироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц.Соответственно, в определении общих характеристик юридических лиц мы будемопираться на действующее законодательство России – Гражданский Кодекс России.
Согласно статье 48 ГК РФ понятиеюридического лица можно определить так: «Юридическим лицом признаетсяорганизация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде».
Заметим, что даннаядефиниция отражает не все характерные черты данного института. Признакиюридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое изкоторых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация моглапризнаваться субъектом гражданского права. Итак, в науке сложилось следующиеосновополагающие признаки юридического лица:
1.             организационноеединство (наличиечеткой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурныхподразделений для выполнения своих функций);
2.             обособленноеимущество (наличиев собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении»имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам);
3.             наличиесамостоятельной имущественной ответственности;
4.             выступлениев гражданском обороте от своего имени (возможность от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом иответчиком в суде).
Альтернативноеопределение  нам дает Г. Ф. Шершеневич: "… под именем юридического лицапонимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со сторонызакона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права".[3]Из этого определения выделяются два принципиальных вывода, в которых можнообнаружить ряд признаков юридического лица. Во-первых, являясь самостоятельнымсубъектом, юридическое лицо существует независимо от других субъектов, в томчисле от тех которые образовали юридическое лицо и входят в его состав. Поэтомутакое юридическое лицо может вступать с ними в сделки на правах равногопартнера. Во-вторых, так как юридическое лицо — субъект, лишенный личностногоначала, ему должны быть чужды права связанные с физической природой человека.
Таким образом, появлениеи развитие института юридического лица было обусловлено потребностямиразвивающегося экономического оборота, предопределившего появление в качествесамостоятельного участника общественного производства особого феномена — некогоолицетворенного имущества. Возникнув в недрах экономических общественныхотношений этот социальный феномен неизбежно, должен был найти себе юридическоепризнание.
§2. Классификация юридических лиц
 
Законодательствомдостаточно четко определяются все существующие виды юридических лиц. Однако длятого чтобы дать четкое определение, выявить основные моменты, характеризующиекаждый вид, определить его место в системе юридических лиц необходимо в первуюочередь классифицировать юридические лица с учетом определенных критериев:
1.   по цели деятельности юридическиелица квалифицируются: некоммерческие и коммерческие;
2.   по форме собственности: государственные(преследует государственные интересы) и негосударственные юридические лица;
3.   посоставу учредителейюридического лица.
4.   похарактеру прав участников.(обладание правом собственности или иным вещным правом,  обязательственнымиправами, или же отсутствие имущественных прав[4]).
5.   пообъему вещных прав (обладаюниеправом оперативного управления имуществом, либо правом хозяйственного веденияимуществом, либо правом собственности на имущество).
6.   по  учредительным документам (устав,либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор).
Данная классификация проведенана основе общих принципов и не может претендовать на завершенность. Разработкаклассификации юридических лиц и споры ученых по ее поводу продолжаются исейчас.
§3. Теорииюридических лиц
 
Становление исовершенствование столь сложного и важного социального института какюридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных исследований. Они велисьна протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию вXIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.
Первое капитальноенаучное исследование понятия юридического лица было осуществлено Ф.К.Савиньи всередине XIX века и вошло в историю под названием " теория фикции"или «теория олицетворения». Савиньи утверждал, что только человек являетсядействительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может,однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его, засчет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляетсобой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикциисубъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях.Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственновозможные носители правосубъектности — физические лица. Юридическое лицо какпростая фикция недееспособно. Дееспособны лишь его органы, состоящие из людей.[5]
Теория фикции получилаширокое распространение в Англии и США. «Корпорация — это искусственноеобразование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрениязакона» — такое определение корпорации было дано в решении по делу TheTrustees of Dartmouth College V. Woodward председателем Верховного суда СШАД.Маршаллом еще в начале XIX века, и из такого понятия корпорации до настоящеговремени исходят практика и законодательства Англии и США.[6]
Но и взгляд наюридическое лицо как на имущество объяснялся с помощью теории фикции. Тактеория бессубъектного, или целевого имущества Бринца использовалась вчастности, для определения акционерного общества как объединения не лиц, аимуществ или объединения капиталов. Он считал, что важно не кому предназначеноюридическое лицо, а для чего оно используется, а следовательно, имущество,принадлежащее цели, не может принадлежать лицу. Таким образом, Бринц говорил о двухфикциях: фикции бессубъектного имущества и фикции цели. Беккер адаптировалконцепцию целевого имущества к конструкции акционерного общества.
Таким образом, в рамкахфикции Маарбах рассматривал юридическое лицо как форму имущественной общности,Беккер – как бессубъектное целевое имущество, а другие исследователи (Кунтц,Эндманн) – как персонифицированный имущественный фонд.
В соответствии с теориейдолжного и товарищеского имущества юридическое лицо – исключительная правоваяконструкция, которая позволяет руководителям учреждений или товарищам, выступаяот имени юридического лица, управлять конкретным имуществом.
Согласно теорииколлективной собственности юридическое лицо рассматривается как формавоплощения  общей собственности. Планиоль определял юридическое лицо каксредство для упрощения управления коллективной собственностью[7].
Особое место в доктринеюридического лица занимает концепция его существования как реального субъектареальных общественных отношений. Основатель ограниченной теории юридическоголица О.Гирке утверждал, что юридическое лицо — это особый телесно-духовныйорганизм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующийорганизм, на который государство, но не призывает его к жизни. 
Изучая данные  теорииможно отметить ряд разногласий возникающих между юристами в наше время. Однисчитают что, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а реальныенастоящие потребности живых людей, и субъекты, которым даются права для охраныэтих интересов, существа определенно  реальные, созданные самой жизнью илизаконодателем. Точка зрения других заключается в том, что необходимость объединения,защиты общих интересов участников в экономических отношениях перестали иметьглавенствующее положение при создании юридического лица. Они утверждают, чтоюридическое лицо – это не социальная реальность, а фикция, камуфляж.
Если ранее теорию фикцииразделяли далеко не все исследователи, были популярны другие теории, напримертеория коллектива, теория социальной реальности и др., то  постепенно вконструкции юридического лица все отчетливее стало проявляться фиктивность ихсуществования. В настоящее время основной теорией, объясняющей сущностьюридического лица на Западе, является именно теория фикции.

Правовые основы деятельностиюридических лиц в современном российском праве
§1.Создание и реорганизацияюридического лица
 
От общейтеории юридических лиц мы переходим к применению конкретных норм российскогозаконодательства. Федеральный закон «Огосударственной регистрации юридических лиц» вступил в силу с 1 июля 2002года. Необходимость его принятия прямо предусматрива­лась не только действующим Гражданским кодексомРФ, но и другими федераль­ными законами об отдельных видах юридическихлиц. Данный Закон был при­зван установитьединую процедуру государственной регистрации фактов создания, реорганизациии ликвидации юридических лиц на всей территории России.
Внастоящее время государственная регистрация индивидуальных предприни­мателем июридических лиц возложена на местные администрации либо специ­ально созданныеорганы. Например, в Москве регистрация осуществляется Мос­ковскойрегистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области — Московскойобластной регистрационной палатой и ее территориальными агентства­ми.
В соответствии с нормами п. 3 ст. 23 ист. 51 ГК РФ Закон о регистрации должен был передать эти функции органам юстиции, возложив наних обязанно­сти по ведению государственныхреестров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако Законумалчивает о том, какой конкретно орган и ка­ким образом будет осуществлятьгосударственную регистрацию и вести единый государственный реестр юридическихлиц.
В ст. 2 Закона говорится, чтогосударственная регистрация осуществляется ка­ким-то неизвестным«федеральным органом исполнительной власти», уполномо­ченным впорядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституци­онным законом«О Правительстве Российской Федерации». Ведение государствен­ного реестра,содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лици соответствующие документы, осуществляется также «регист­рирующим органомв порядке, установленном Правительством Российской Феде­рации» (ст 4). Более того,согласно ст. 10 Закона специальный порядок регистра­ции отдельных видов юридических лиц может устанавливаться другими феде­ральнымизаконами. К тому же в Законе ничего не говорится о проведении регистрирующиморганом какой-либо проверки соответствияпредставленных учредителями документов требованиям действующе­гозаконодательства; об ответственности учредителей за представление недосто­верных (неточных или заведомо ложных) сведений. Аведь подобный мировой опыт есть. Например, в соответствии с нормамифинского Закона «О компаниях» 1978 го­да в редакции от 14 февраля1997 года представление в регистрирующий орган ложных сведений об оплате уставного капитала и некоторые другиенарушения порядка создания компанииквалифицируются как преступления в сфере корпоративного права и наказываются штрафом или тюремным заключениемна срок до одного года.
Закон не урегулировал порядокобразования имущественной базы учреждаемого юридического лица. Российскийзаконодатель рассматривает юридическое лицо с позиций теории фикции(олицетворения), то есть как правовое средство, прием юридической тех­ники, искусственный субъект права,существование которого признается только послегосударственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным и прио6ретает правоспособность только с моментагосударственной регистрации (п. 2 с51. п. 3 ст. 49 ГК РФ). Аналогичным образом юридическое лицо считает­ся прекратившим существование (ликвидированным)после внесения записи об этом вединый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Между тем нормы п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 2 ст. 16 ФЗ«Об обществах с ограни­ченнойответственностью», п. 1 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах», п.1 ст. 10 Ф3 от 10 апреля 1996 года«О производственных кооперативах» предпи­сывают учредителямобщества оплатить не менее 50 процентов уставного капита­ла, а членукооператива — не менее 10 процентов его паевого взноса уже к моменту государственной регистрации, то есть тогда,когда, с позиции того же законода­теля, юридическое лицо еще несуществует.
Однако в новомЗаконе о регистрации по-прежнему не сказано, каким образом учредите­ли могут передать деньги или любое другоеимущество еще не созданному юридическомулицу.
Возможныйвариант решения згой проблемы — конструкция предварительного общества,существующая в германском праве.
На стадии между учреждением и регистрацией общества существуетбудущее, или предварительное, общество, котороепредставляет собой переходный этап на пути к окончательному возникно­вениюобщества как юридического лица.
Законодательное регулирование конструкциипредварительного общества от­сутствует. Правовая наука и судебная практикарассматривают предварительное общество как объединение особого вида, которое неявляется юридическим лицом, но при этом обладает некоторыми правомочиями,свойственными лишь субъекту права.
Никакой критики не выдерживают формулировки нормЗакона о регистрации, посвященные процедуре реорганизации (ст. 14-16).По-прежнему не определен правовоймеханизм реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования),отсутствие которого порождает множе­ство споров на практике. Между тем данныйЗакон должен был устранить пробе­лы,имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах (ст. 15-20 ФЗ«Об акционерных обществах»; ст. 51-56 ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью»; ст. 16ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.).
По действующему законодательству в случае преобразования юридическоголица одного вида в юридическое лицо другоговида к вновь возникшему юридиче­скомулицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 ФЗ об АО, ст. 56 ФЗ обООО, ст. 17 ФЗ «О некоммер­ческихорганизациях» и др.).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из нихпереходят к вновь возникшему юридическомулицу, а сами сливающиеся юридические лица прекращаются (п. I ст. 58 ГК РФ, п.1 ст. 16 ФЗ об АО, п. 1 ст. 52 ФЗ об ООО и др.).
В случае присоединения даногоюридического лица к другому, к последнему переходят права и обязанностиприсоединенного юридического лица с прекраще­нием присоединяющегосяюридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ФЗ об АО, п. 1 ст. 53ФЗ об ООО и др.).
При разделении юридического лицаего права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам спрекращением разделяющегосяюридиче­ского лица (п. 3 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 18 ФЗ об АО, п. 1 ст. 54 ФЗ обООО идр).
В ходе выделения из составаюридического лица одного или нескольких юри­дических лиц к каждому из них переходятправа и обязанности реорганизованного юридического лица без прекращения егодеятельности (п. 4 ст. 58 ГК РФ, П. 1 ст. 19 ФЗ об АО, п. 1 ст. 55 ФЗ об ООО идр.).
В процессе реорганизации юридического лица возникаетуниверсальное право­преемство (ст. 129. 337 ГК РФ).
Как подчеркивают цивилисты, правовое регулированиеуниверсального правоприемства при реорганизации юридических лиц должно увязатьпереход прав и обязанностейс переходом деятельности преобразованного юридического лица к его правопреемнику; распределить эти обязанности иответственность за их нару­шениемежду несколькими правопреемниками в соответствии с распределением междуними его деятельности: защитить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Положения Закона о регистрации не отвечают этимтребования ни с точки зрения их теоретической проработки, ни с позицийюридической практики.
Во-первых, нужно учитывать, что юридическое лицо,как любой субъект права, обладает целым комплексом вещных, обязательственных,исключительных и кор­поративныхправ и обязанностей как имущественного, так и неимущественного характера. Приобрести конкретное имущество, праваи обязанности в порядке правопреемства или иным способом (п. 1 ст. 129,ст. 382 ГК РФ) может только субъект права,то есть уже созданное (зарегистрированное) юридическое лицо, обладающее правоспособностью (п. 2 ст. 51, п. 3ст. 49 ГК РФ).
Думается, что и передавать весь этот комплекс прави обязанностей от право-предшественника к правопреемнику следует до того, какреорганизуемое юриди­ческоелицо прекратит свое существование (будет исключено из государственно­го реестра).
Во-вторых, согласно пп. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФпереход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе слияния,присоединения или преобразования осуществляется в соответствии спередаточным актом.
Возникает вопрос о правовой природе передаточногоакта. Судебная практика не считает акты приема-передачи гражданско-правовымисделками, полагая, что они являются документами, оформляющими последствиясделок, их исполнение, фактическую передачу имущества, прав и обязанностей.
В-третьих, следует учитывать, чтоюридическому лицу могут принадлежать следующие объекты гражданского права:ценные бумаги; недвижимое имущество; авторские права; патенты; права натоварные знаки и знаки обслуживания; нема­териальные блага (фирменноенаименование, деловая репутация), иное имущество и права (ст. 129 ГК РФ). Поэтомудаже если рассматривать передаточный акт как двустороннюю сделку (в смыслест. 153 ГК РФ), совершаемую, в простей пись­менной форме, следует учесть, что сделкипо передаче некоторых видов имущества либо прав, требуют соблюдения особыхправил, установленных законом (ст. 163-165 ГК РФ).
Таким образом, юридический состав универсальногоправопреемства в процессе присоединения (поглощения) включает в себясовокупность следующих юридических факторов:
1.  принятие присоединившегося юридическим лицом решения о реорганизации и формеприсоединения к другому юридическому лицу;
2.   принятие«принимающим» юридическим лицом решения о поглощении дру­гогоюридического лица (присоединяющегося);
3.   получениесогласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);
4.   заключение между«принимающим» и «присоединяющимся» юридическим лицом договора оприсоединении (поглощении); составление передаточного бух­галтерского баланса,отражающего состав и стоимость передаваемого имущества;
5.    заключениедоговоров, опосредующих передачу комплекса прав и обязанно­стей (авторских, обуступке патента, о передаче исключительного права на фир­менное наименование идр.);
6.    фактическаяпередача имущества, прав и обязанностей присоединяющегося юридического лица«принимающему» юридическому лицу, оформляемая переда­точным актом;составление сводного бухгалтерского баланса;
7.   прекращениеприсоединяющегося (поглощенного) юридического липа (ис­ключение изгосударственного реестра юридических лиц).
Сложный юридический состав универсальногоправопреемства в процессе слияния (присоединения) юридических лиц состоит изследующих юридических фактов.
1.принятие каждым из сливающихся юридических лицрешения о реорганиза­ции в форме слияния; олучение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);
2.   заключениедоговора о слиянии; составление передаточных бухгалтерских ба­лансов,отражающих состав и стоимость передаваемого имущества;
3.   государственнаярегистрация юридического лица, создаваемого путем слия­ния;
4.   заключение междукаждым из сливающихся юридических лиц и созданным в процессе слиянияюридическим лицом соответствующих договоров, опосредующих передачуотдельных видов имущества, имущественных либо неимущественных прав иобязанностей;
5.   фактическаяпередача имущества, прав и обязанностей сливающихся юриди­ческих лицсозданному в процессе слияния юридическому лицу   оформляемая передаточнымактом; составление сводного бухгалтерского баланса,
6.   прекращениеюридических лиц, принявших решение о слиянии (исключение из государственногорезерва).
Аналогичным образом при выделении одногоюридического лица из другого сначала регистрируется новое юридическое лицо, апотом ему передается часть имущества, имущественных и неимущественных прав иобязанностей реорганизо­ванного, но сохраняющего свое бытие юридического лица. Впроцессе разделения сначала создаются новые юридические лица, а потомпрекращается (исключается из государственного реестра юридических лиц)разделяющееся юридическое лицо.
Здесь представляется необходимым уточнить нормы действующего законода­тельства,согласно которым в случае выделения или разделения переход имущест­ва, прав иобязанностей от одного юридического лица к другому осуществляется в соответствии сразделительным балансом.
Представляется, что юридический составуниверсального правопреемства при выделении (разделении) включает совокупностьследующих юридических фактов:
1.  принятие юридическим лицом (либо иным субъектом в случае принудительнойреорганизации) решения о реорганизации в форме выделения (разделения), определениеимущества, прав и обязанностей, подлежащих передача выделяющемусяюридическому лицу (создаваемым юридическим лицам); составление разделительногобаланса;
2.  государственная регистрация выделяющегося юридического лица (создавае­мых юридическихлиц);
3.  заключение договоров, опосредующих передачу выделившемуся юридиче­скому лицу(создаваемым юридическим лицам) конкретного имущества, прав и обязанностей;
4.   фактическая передача реорганизуемым юридическим лицом части имущест­ва,прав и обязанностей выделившемуся юридическому лицу (создаваемым юридическим лицам), оформляемаяпередаточным актом (актами).
Кроме того, при реорганизации в форме разделенияразделившееся юридическое лицо исключается из единого государственного реестраюридических лиц.
С учетом изложенного становится очевиднойнеточность отдельных положений действующего законодательства, устанавливающихмомент завершения государственнойрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Между тем,Закон о регистрации должен был закрепить, что реорганизация юридического лица вформе разделения считается завершенной смомента исключения из единого государственногореестра разделяющегося юридического, ареорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с моментаисключения из государственного реестра сливающихся юридических лиц.
Восполнить все указанные пробелы был призван именно Федеральный закон «О государственнойрегистрации юридических лиц». Будучи специальным законом, регулирующимотношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, только он могизменить правила, содержащиеся в Гражданском Кодексе РФ и других федеральныхзаконах об отдельных видах юридических лиц. Подзаконные правовые акты несмогут устранить имеющиеся противоречия, поскольку согласно п. 3 ст. 5 ГК РФ указы Президента РФ ипостановления Правительства РФ не могутпротиворечить федеральным законам, а в ст. 1 ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц» указано, что Гражданский кодекс РФ является составной частью законодательства РФ огосударственной регистрации. С учетом сказанного представляется совершеннонеобходимым доработать столь поспешнопринятый ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и внести в него соответствующие изменения идополнения.
§2. Правосубъектость юридическоголица
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие унего качеств субъекта права, т. с. правоспособности и дееспособности.
В науке гражданскогоправа принято различать общую (универсальную) и специальнуюправоспособность.Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые, гражданскиеправа и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособностьпредполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей,которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в егоучредительных документах.
До недавнего времениюридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью,что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодексРФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью.Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридическихлиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГКпоказывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остаетсяспециальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характерисключения из общего правила (которое, как известно, не может толковатьсярасширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственныхюридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такиеорганизации составляют численное большинство в стране.
Сохранение специальнойправоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но инеобходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные,культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любыхуставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы кигнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство,закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в егоиспользовании по определенному назначению в соответствии с тем предметомдеятельности, который определен уставом предприятия.
Правоспособностьюридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к егогосударственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается вмомент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8ст. 63 ГК).
Объем правоспособностиюридического лица определяется не только ее общим или специальным характером.Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своейспецифики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видовдеятельности требует получения от государства специальных разрешений(лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограниченияправоспособности для отдельных видов юридических лиц.
Применительно кюридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предметих уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этойдеятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельностирелигиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (кпримеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если этонеобходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сферегражданского оборота конкретные правомочия организации со специальнойправоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.
Для участия в гражданском обороте юридическому лицунеобходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие отграждан у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаютсяодновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оносвоими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять иисполнять гражданские права и обязанности.
Деятельность юридическоголица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, иботолько люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль восуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиямиприобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другиеспособствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.
Приобретение и, отчасти,осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органаюридического лица. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающийлицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющихинтересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права безспециальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГКименно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права ипринимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органарассматриваются как действия самого юридического лица.
Юридическое лицо можетиметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно(например, директор и Дирекция, правление и председатель правления), причем онимогут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если уюридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников(учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случайсовершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий,установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаватьсянедействительными только в том случае, если другая сторона знала или ведомодолжна была знать о таком превышении.
Гражданские права иобязанности для юридического лица могут приобретать его представители,действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
Осуществлениеприобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнениеобязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило,невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работниковорганизации. В той мере, в какой действия работников организации охватываютсяих служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действиясамого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402ГК).
В завершении рассмотренияправоспособности юридического лица я хотел бы обратить внимание на некоторыефакторы, которые образуют правоспособность юридического лица как таковую.Многие из них из-за ошибок законодателя являются лишними, порой и абсурдными.
Сходство и различия учредительногодоговора и устава.
Общиепризнаки:
1.  Учредительныйдоговор и устав являются корпоративными сделками, в результате их совершенияпоявляется новый субъект права – юридическое лицо.
2.  Учредительныйдоговор и устав являются учредительными документами и регламентируюткорпоративные отношения, существующие между любым юридическим лицом, егоучредителями и  управляющими.
Различия:
1.  Учредительныйдоговор – гражданско-правовой корпоративный договор, тогда как уставпредставляет собой гражданско-правовую корпоративную сделку, одностороннюю илимногостороннюю, но не является договором.
2.  После созданияюридического лица учредительный договор регламентирует корпоративные отношенияс участием указанного юридического лица. Устав определяет только корпоративныеотношения с участием юридического лица и его учредителей.
Учитывая функции, которые выполняет учредительный договор в процессесоздания и деятельности юридического лица, его существование представляетсяизлишним, поскольку он может быть заменен договором о совместной деятельности,а с другой – уставом.
Избрание органов юридического лица является результатом совершения учредителем(учредителями) – гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом(юридическими лицами) юридически значимых действий.
Решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица оформляется в виде документа- решенияединственного учредителя либо протокола учредительного собрания.
Порядок принятия решения о создании юридического лица подчиняется императивным нормамзаконодательства, прежде всего регламентирующего правовое положениесоздаваемого субъекта права, а также общим правилам о порядке совершениясделки.
Правовые последствия принятия учредителем решения о создании юридическоголица. Анализсовременного российского законодательства и практики создания юридических лицпозволяет сделать вывод, что теоретически с момента принятия учредителямирешения о создании юридического лица, возникает частично правосубъектноеобразование, которое вопреки прямому указанию закона уже обладаетправоспособностью, имеющей узко специальный характер, но еще не являетсядееспособным. Правосубъектность в полном объеме и дееспособность возникают смомента государственной регистрации юридического лица. Учитывая спецификувозникающего субъекта, назовем его предварительным юридическим лицом. Отзарегистрированного юридического лица данный спецсубъект отличается:
1.  у него нетпризнака имущественной обособленности;
2.  предварительноеюридическое лицо не обладает исключительными правами, в том числе на своеназвание;
3.  оно не вправесовершать сделки, заключать договоры;
4.  оно не несетсамостоятельной имущественной общественности.
Совокупностьуказанных юридических фактов приводит к возникновению частичногоправосубъектного образования, которое обладает правоспособностью, но неявляется дееспособным. Дееспособность юридического лица возникает в полномобъеме после наступления всех юридических фактов, опосредующих созданиеюридического лица (наличие сделок с недвижимостью;  государственная регистрация;наличие актов государственных органов, предваряющих создание юридического лицаи др.)
Ликвидацияюридических лиц
 
Ликвидация юридическоголица является формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации сталанаиболее актуальна именно в последнее время. Особенно это связано с таким видомликвидации как банкротство. Ежедневно в прессе можно много слышать об этойзлободневной проблеме, но она в основном обсуждается с критической точкизрения. Целью данной главы является показать ликвидацию как специфический видпрекращения юридических лиц с его особенностями. Так мы разберем детальностадии ликвидации юридического лица и остановимся на такой важнейшей проблемекак банкротство.[8]
Ликвидацияюридического лица –это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц безперехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В такихслучаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемогоюридического лица, без изменения численности его участников и характера ихюридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия вимущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них,то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с егоучастием.
Основаниядля ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:
1.           Добровольнаяликвидация
2.           Принудительнаяликвидация
Кдобровольной ликвидации мы относим:
а)решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на тоучредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительныхдокументах или законе, в частности в связи с истечением срока, на которыйсоздана организация;
б) подостижении цели, ради которой организация создана;
в) припризнании судом недействительной регистрации юридического лица в связи сдопущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, еслиэти нарушения нельзя устранить.
Кпринудительной ликвидации относятся:
а) решениесуда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получениялицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;
б)другое грубое нарушение действующего законодательства;
в) присистематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью,противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);
г)решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенныхпредприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самогоюридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.[9]
Порядокликвидации юридических лиц
Участникиюридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязанынемедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшемуего, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения отом, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (п.2 ст.62 ГК). Лица,принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом,зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливаетпорядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходятполномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершитьвсе юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающимилицами.[10]
Чтобывыявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати,публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление оликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований егокредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления).Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры квыявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должниковликвидируемой организации и получить с них долг.
Поистечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссиясоставляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которогоявляется предварительное определение соотношение имущественных активов ипассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составеимущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, орезультатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.[11]
Порядоксписания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст.855ГК и содержит два варианта: если денежных средств достаточно для оплаты всехдолгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п.1 ст.855 ГК); принехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляетсяв соответствии с очередностью, установленной п.2 ст.855 и включающий в себяшесть очередей. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежнымисредствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационнойкомиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имуществораспродается с публичных торгов.[12]
УказомПрезидента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года утверждено “Временноеположение о порядке обращения взыскания на имущество организаций”, в п.8которого предусмотрено очередность распродажи имущество предприятий-должников.В первую и вторую очереди реализуется имущество, не предназначенное длянепосредственного участия в процессе производства; в третью очередь – имуществопроизводственного назначения; в четвертую очередь – имущество, находящееся назаконных основаниях во временном владении других лиц. После распродажиимущества осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов.
Учитываявозможность того, что и после распродажи имущества ликвидируемого юридическоголица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, п.1 ст.64ГК предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следуетсмешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична тойочередности, которая предусмотрена в п.3 ст.25 ГК, регулирующем порядок выплатыдолгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению судабанкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплатыдолгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение суда опризнании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие отимущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое можетбыть обращено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть обращено на всезакрепленное за юридическим лицом имущество.
Требованиякредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационнойкомиссии, удовлетворяется из имущества юридического лица, оставшегося послеудовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требованиякредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловалиэто в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те требования, которыеоказались не удовлетворенными из-за недостатка имущества юридического лица,считаются погашенными.
Послеокончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательныйликвидационный баланс, содержащий в себе сведения об итоговом имущественномположении ликвидируемой организации. Если при этом у нее осталось какое-либоимущество, то оно по общему правилу передается его учредителям, которые имеютвещные права на это имущество (например,  учредители государственных имуниципальных унитарных предприятий) или обязательные права в отношении этогоюридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное непредусмотрено нормативными актами или учредительными документами юридическоголица (п.7 ст.63 ГК).[13]
Наосновании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидацииюридических лиц:
1.           Учредители илиорган, принявший решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию.
2.           Ликвидационнаякомиссия публикует в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицонаходится в процессе ликвидации.
3.           Ликвидационнаякомиссия выявляет кредиторскую и дебиторскую задолжность.
4.           Ликвидационнаякомиссия составляет промежуточный баланс.
5.           Удовлетворяеттребования кредиторов.
6.           Составляетокончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключенияюридического лица из государственного лица из государственного реестраюридических лиц.
Сэтого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.
 
Заключение
 
Несмотряна большое влияние со стороны органов государственной власти, оказываемоеинституту юридических лиц, данная сфера рассмотрена крайне некачественно. Уже вдефиниции «юридическое лицо» допущены неточности.
Как мытеперь знаем, борьба за теорию развития данного института проходит уженесколько столетий. Тем не менее, на современном этапе развития, когда прогрессв экономике развил новые и видоизменил старые формы юридических лиц иэкономических отношений, на первый план выходит имущество, а следовательно, иметод фикции.
Во второй главе я начинаю говорить о неподготовленностинормативных актов к тому, чтобы придавать им юридическую силу. Так, новый Закон «О государственной регистрацииюридических лиц» совершенно неотвечает указанным целям и задачам. Еще при обсуждении законо­проекта цивилистыотмечали его слабую теоретическую проработку и низкий уро­веньзаконодательной техники; неконкретность большинства норм; ничем не обу­словленную подмену законодательного регулированиягосударственной регистра­цияюридических лиц подзаконным нормотворчеством. Однако проект не был доработани стал законом РФ.  А ведь этот документ регламентирует основные блоки дляюридических лиц: регистрация, реорганизация и т.д.
Помоему мнению, необходимо органы регистрации перевести под юрисдикцию юстиции,добиться единоначалия. Весь закон пропитан правовыми неточностями, чтозатрудняет процесс его реализации, ведет к бюрократизации.
Оченьхотелось, чтобы наш законотворческий орган не просто обозначил для себяпроблему, но и решил ее с использованием зарубежного опыта. В таком случаебезответственность учредителей, приносящих ложные бумаги, и зависший в воздухевопрос предварительного юридического лица фактически были бы сняты.
Ксожалению, приходится соглашаться с тем, что законотворческая техника и культурадепутатов крайне низки. В стране преобладает правовой нигилизм и недоверие, втом числе и к юридическим лицам. Единственный способ решения данной проблемы явижу в повышении культурного уровня законодателя, кодификациигражданско-правовой  практики

Списокиспользованной литературы
Нормативныеакты
1.  КонституцияРФ.- Ростов н/д: Изд-во «Владис», 2001. 48с.
2.  Гражданскийкодекс РФ, принят 21 октября 1994г // Официальный текст.- М.: Проспект, 2003.
3.    Комментарий к Гражданскому кодексуРоссийской Федерации, части первой // Отв. редактор О.Н.Садиков -М.,1995.235с.
4.   Федеральный закон ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г.N 129 // СЗ РФ.2001.№29.
5.   Гражданское право. В 2-хтомах. Том 1. Учебник // Под редакцией Е.А.Суханова. — М.,1998.241с.
6.  Гражданскоеправо. В 2-х томах. Том 1. Учебник // Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева- М., 1995.326с.
7.  Н.В.Козлова- Правосубъектность юридического лица // Законодательство, №1- 2004. с.14-26.
8.  Н.В.Козлова – создание юридических лиц: взгляд в будущее // Хозяйство и право, №1 –2002. с.106-116.
9.  С.В.Артеменков – Имущественная обособленность в теориях юридических лиц и в системепризнаков юридического лица //Юридический мир, №7 – 2001. с.23-30.
10.     Л.Фролова– Ликвидация юридических лиц // Российская юстиция, №12 – 1998. с.15-17.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :