Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Контрольная работа
по Правовым основам государственной службы РФ
тема: Юридическая ответственность государственных служащих за ихдеятельность
План
Введение
1. Уголовная ответственность
2. Административная ответственность
3. Дисциплинарная ответственность
4. Гражданско-правовая ответственность
Заключение
Литература
Введение
Правонарушения государственныхслужащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властнымиполномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагиваютнепосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, апотому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основаниемдля применения таких мер является нарушение государственным служащим своихслужебных обязанностей.
Юридическая ответственностьгосударственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскомуправу, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальнуюформу рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному видуответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.
Нарушение государственными служащимисвоих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовыепоследствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины иобстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, кгосударственным служащим могут применяться следующие виды юридическойответственности: уголовная, административная, дисциплинарная,гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
1. Уголовная ответственность
Уголовные преступлениягосударственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властьюс целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется незаконодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексомРФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лицили по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяниепо службе одновременно признается нарушением обязанностей государственногослужащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретногопреступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. Приэтом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений ионо не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления,не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни издоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131- 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию задеяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебныхобязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составовпреступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные,так и не должностные лица. Основные из них:
1) злоупотребление должностнымиполномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебныхполномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной илиличной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законныхинтересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов обществаили государства;
2) превышение должностныхполномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явновыходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав изаконных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересовобщества или государства;
3) незаконное участие впредпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконногоучастия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвуетдолжностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудьпокровительство в другой форме;
4) получение взятки (ст.290 УКРФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в видеденег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера задействия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дачавзятки должностному лицу лично или через посредника;
6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностейвследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иныхпредметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебногоположения и др.
2. Административная ответственность
Административным правонарушениемпризнается посягающее на государственный или общественный порядок,собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управленияпротивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие илибездействие, за которое законодательством предусмотрена административнаяответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременнопризнается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составыдублируются, например, в отношении военнослужащих.
От вида и тяжестиадминистративного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всехслучаях вина признается необходимым элементом административного проступкадолжностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередкодолжностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий(бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо непредвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожнаявина также признается элементом состава административного правонарушения. Когдадолжностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своихдействий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]
Административная ответственностьгосслужащих выражается в применении к ним государственными органами,должностными лицами и представителями административной власти административноговзыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лицаподлежат административной ответственности за административные правонарушения,связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которыхвходит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственногои общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лицнаступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и заправонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущениямогут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующихобщеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правилподчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностныхобязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Особенно выделен вопрос обадминистративной ответственности военнослужащих и государственных служащих, накоторых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категориигосслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако занарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режимав пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения,охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также законтрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственностьна общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действиедисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямопредусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушенийдисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административнуюответственность на общих основаниях.3. Дисциплинарная ответственность
Под дисциплинарнойответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарныхвзысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарнаяответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностныеобязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности являетсяпризнание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностейдолжностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут бытьпризнаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или инымиюридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностныеинструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействиегосслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могутквалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностнымпроступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на негообязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено илинеумышленно. Перед применением дисциплинарного взысканияпроводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взысканияучитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степеньего вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, ипредшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.[2]
Под дисциплинарным взысканиемпонимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия,применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностнойпроступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия являетсяпрекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольненияс государственной службы.4. Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правоваяответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществугосударственного органа или третьего лица вследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинившийимущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается отобязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственнойслужбы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственностигосслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяниягосслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением ипричиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместитьпричиненный материальный ущерб существует только в отношении государственногооргана. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по винегосслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещениипредъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться ивзять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действияили бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб,непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическимлицом не несут. [3] В отношении пострадавшихгосударственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетнымисредствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственностьнесут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующийгосударственный орган. [4] Ответственность государстваявляется объективной ответственностью, которая не определяется винойсотрудников или должностных лиц.
Вред, причиненный имуществуфизического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, приэтом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. [5]
ГК РФ (ст.1099) признаетнеобходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правоваяответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимостиот наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественнойответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежнойкомпенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих,нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащиегражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вредаопределяется судом.
Хотя гражданско-правоваяответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, темне менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правоваяответственность представляет собой самостоятельный вид юридическойответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерамидисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому видуответственности не освобождает его от обязанности возместить государствупричиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной илиуголовной ответственности является необходимым условием привлечения и кматериальной ответственности.
Отдельные категории госслужащих,виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении имидолжностных обязанностей, несут материальную ответственность на основеспециальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материальногоущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальнуюответственность в общегражданском порядке. [6] Причинение государственномуоргану вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставитьгосслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и егосемью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинствеслучаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещениематериального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следуетсчитать определенную часть месячного содержания госслужащего. Размер возмещаемогоущерба, причиненного по вине нескольких госслужащих, определяется для каждогоиз них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Руководительгосударственного органа при обнаружении ущерба обязан назначитьадминистративное расследование для установления причин ущерба, его размера ивиновных лиц. Административное расследование может, не проводится, если причинаущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии,проверки, дознания или следствия. Госслужащий вправе обжаловать применение кнему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд втечение двух недель со дня объявления взыскания.
Заключение
Необходимо введениеответственности не только по принципу вины в деятельности государственныхслужащих (доказанность коррумпированности, взяточничество и т.д.), но и зарезультат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либоприносящий общественный вред, и за последствия действий, нарушающих состояниегосударственной и общественной безопасности.
Литература
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30декабря 2001 г. №195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Российскаягазета» от 18, 19, 20, 25 июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118
3. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // «Российская газета» от 31 июля 2004 г. №162
4. ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ // «Российская газета» от 31 мая 2003 г. № 104
5. Ноздрачев А.Ф.Государственная служба. Учебник. — М.; «Статут»,1999.