Региональный центр переподготовки и повышения квалификациигосударственных служащих акимата Северо-Казахстанской области
Самостоятельная работа
на тему: «Электронное правительство и электронный документооборот ворганах государственного управления»
Выполнил: слушателькурсов
с 6 по 17 октября 2008года
Сансызбаев К.С.
Руководитель:
преподаватель ЛипчанскаяМ.А.
Петропавловск — 2008
Содержание
Введение
1. Этапы становления электронногоправительства
2. Технологии, используемые в работе электронного правительства
2.1 Портал электронногоправительства
2.2 Единая система электронногодокументооборота
3 Обзор сайтов Государственныхучреждений Северо-Казахстанской области
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
/>
«Все свое ношу ссобой» – высшая мудрость древних нашла свою реализацию в наши дниблагодаря тому, что сегодня все документы огромного предприятия могут хранитьсяи переноситься внутри одного персонального компьютера.
Электронноеправительство– система государственного управления на основе электронных средств обработки,передачи и распространения информации. Электронное правительство не является дополнением илианалогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействияна основе активного использования информационно-коммуникационных технологий вцелях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В условиях широкогораспространения информационных технологий в Казахстане, развития электронногоправительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронныхуслуг работа и является актуальной и практически значимой.
Цельюработы являетсяисследование развития электронного правительства и электронногодокументооборота в государственных органах. В связи с формулированной цельюбыли поставлены следующие задачи:
— Рассмотреть историю возникновения, этапы развития, современное состояниеэлектронного правительства.
— Описатьдостоинства и недостатки веб-сайтов Северо-Казахстанской области.
1. Этапы становления электронного правительства
ПрезидентомКазахстана поставлена амбициозная задача вхождения республики в число 50 самыхконкурентоспособных стран мира. Понятно, что эта задача немыслима безосуществления весомых шагов в сторону цифровой экономики и информационногообщества, без формирования информационной инфраструктуры «электронногоправительства». В 2004 г. была принята «Государственная программаформирования „электронного правительства“ в Республике Казахстан на2005–2007 годы», разработанная в соответствии с Посланием Президентанароду Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособнойэкономике, конкурентоспособной нации!». Это один из первых серьезных шаговна пути развития высокотехнологичного государства.
ВРеспублике Казахстан осуществляется серьезная работа по формированиюинформационного общества. Приняты и реализуются «Государственная программаформирования „электронного правительства“ на 2005–2007 годы»,разработана «Программа снижения информационного неравенства на 2007–2009годы».
Овнедрении нового элемента в схеме взаимоотношений «гражданин-правительство»говорил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в Послании народуКазахстана 1 марта 2006 г.: «Специальный акцент хочу сделать нанеобходимости скорейшего внедрения системы „электронного правительства“.Это повысит эффективность деятельности государственных органов, приведет кснижению коррупции и административных барьеров. Ускорить реализацию проектаэлектронного правительства. Для этого в 2007 году будет принять закон »Онациональных реестрах идентификационных номеров". В практическойреализации это выражается в том, что каждый гражданин обладает универсальнымперсональным кодом, вместо множества требуемых сейчас РНН, СИК, № паспорта ит.д.".
Сутьэлектронного правительства заключается не в информационных технологиях, кактаковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшниймир очень широко использует эти технологии.
Создание«электронного правительства» в Казахстане имеет долгосрочнуюперспективу, и его реализация может быть осуществлена только в несколькоэтапов. Государственная программа по формированию «электронногоправительства» в основном ориентирована на формирование базовойинфраструктуры е-правительства. Реализация концепции «электронногоправительства» требует наличия, по крайней мере, следующих стартовыхусловий:
•соответствующего уровня компьютеризации государственных органов;
• определенногоуровня развития рынка информационно-коммуникационных технологий в стране;
•наличия или присутствия профессионалов IT как у заказчиков в лице госорганов,так и у поставщиков товаров и услуг способных реализовать поставленные задачи;
•приемлемой нормативно-правовой базы;
•достаточного уровня финансирования;
•политической воли не только у главы государства, но и у всех участников этогопроцесса.
Врамках создания «электронного правительства» осуществляетсяавтоматизация деятельности государственных органов. Главным здесь являетсясоздание таких информационных систем государственных органов, которые позволятпредоставлять гражданину востребованные и достаточно актуальные для егоповседневной жизни и работы электронные сервисы. И в этом заложена основнаяидея «электронного правительства» в Казахстане – это «обеспечениеграждан быстрым и качественным доступом к электронным услугам государственныхорганов».
Приразработке данной Программы был изучен опыт стран, в которых достигнутызначительные успехи в развитии технологий е-правительства: Корея,Сингапур, Эстония и другие. С учетом мирового опыта внедрение «электронногоправительства» в Республике Казахстан осуществляется в четыре этапа.
Информационныйэтап (2005-2006 годы)
Наданном этапе обеспечена единая точка доступа ко всем информационным ресурсамгосударственных органов и ориентация на нужды граждан и организаций, исходя изконцепции жизненных и бизнес-событий.
Врамках данного этапа до конца 2006 года на Портале были размещеныинформационные услуги всех государственных органов.
Интерактивныйэтап (2006 г. – 2008 г.)
Врамках данного этапа реализованы механизмы идентификации и авторизациипользователей с целью предоставления государственными органами интерактивныхуслуг гражданам, реализован сервис приема обращений граждан и запущена вэксплуатацию мобильная версия Портала.
Транзакционныйэтап (2008 г. – 2010 г.)
Наданном этапе будут реализованы механизмы обращения граждан через Портал кплатным государственным услугам с возможностью осуществления финансовыхтранзакций за счет интеграции с платежным шлюзом и банковскими информационнымисистемами.
Четвертыйэтап (2010 г. и далее) – формирование информационного общества, при котором электронные услугибудут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.
Нодля реализации «электронного правительства», недостаточно лишьразработать программу его внедрения. Нужно также готовить людей, которые,владея компьютерной грамотностью и имея доступ к ИКТ, смогут взаимодействоватьс «электронным правительством» в любой географической точке страны.
Перваяступень в формировании информационного общества – это снижение информационногонеравенства. Для реализации этой задачи, Агентством РК по информатизации исвязи разработана «Программа снижения информационного неравенства на2007–2009 годы». Программа направлена на решение задач по снижениюинформационного неравенства, характеризующегося разным уровнем компьютернойграмотности населения и неравными возможностями доступа к современнымкоммуникационным технологиям.
Вкачестве основных действенных рычагов влияния на снижение информационногонеравенства будет использовано:
•введение многоуровневой «Национальной IT-сертификации»;
• введениеобязательности наличия национального IT-сертификата при приеме нагосударственную службу;
• введениетестирования 100% выпускников учебных заведений по информатике;
•введение предмета информатики в курсы повышения квалификации работниковбюджетной сферы.
Напути к снижению информационного неравенства нужно сделать три важных шага.Первый – обучение населения. Второй – понижение тарифов на Интернет. Третий –обеспечение доступа граждан к Интернет-ресурсам.
С 1сентября 2006 г. на 25% уменьшился тариф на услуги Интернета. Но для доступа кновым государственным интерактивным услугам людям потребуется электроннаяидентификационная карта (e-ID), которая должна появиться в скоромвремени в рамках программы создания национальной идентификационной системы(далее НИС). С такой картой гражданин сможет зайти на портал э-правительства иполучить любые справки в электронном виде, избежав утомительного стояния вочередях.
Насегодняшний день все госорганы имеют собственные веб-сайты и предоставляютинформацию населению, что говорит о том, что Интернет-инфраструктура ужесформирована.
Вместес тем, на основе проведенного Агентством анализа имеется ряд проблем включающих:недостаточно актуальное и востребованное информационное содержание веб-сайтовгосорганов. На многих ресурсах дизайн не обновлялся в течение уже несколькихлет, у более чем 40% официальных Интернет-ресурсов госорганов отсутствует режимежедневного обновления информации о текущей деятельности.
Интернет-ресурсыотдельных ведомств имеют устаревшую структуру, затрудняющую оперативный доступграждан к необходимой информации, не развиты ресурсы, информирующие о порядкеработы госоргана и рассмотрении обращений граждан.
2. Технологии,используемые в работе электронного правительства
2.1 Портал электронного правительства
12 апреля 2006 г. состоялся запуск веб-портала «электронного правительства» в Интернете – www.e.gov.kz
рис. 1.
/>
Рис.1 – Веб-Сайт электронного правительства Республики Казахстан.
Веб-портал«электронного правительства» является практическим механизмомреализации концепции предоставления государственных услуг по принципу «одногоокна».
Внастоящее время на портале реализовано более 1500 информационных услуг,охватывающих деятельность министерства образования и науки, труда и социальнойзащиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения,энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы иНациональный банк, свои услуги оказывают как государственные органы Генеральнаяпрокуратура, Конституционный совет, Налоговый комитет МФ РК, Комитетнациональной безопасности и другие, так и частные предприятия АО «Казпочта»,АО «НК „КазМунайГаз“, ТОО „КаР-Тел“ (Beeline), ТОО»GSM Казахстан АО «Казахтелеком» (Kcell) и другие.
Воснову дизайна и структуры веб-портала положена идея «электронногоправительства», которая заключается в сервисном подходе к обслуживаниюграждан.
Информационныеуслуги сгруппированы на веб-портале в соответствии с основными жизненнымициклами человека: детство, учеба, юность, семья, работа, старость, ибизнес-циклами предприятия: планирование, открытие, ликвидация. Построениеструктуры предоставления электронных услуг вокруг жизненных циклов человека ибизнеса, направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимойинформационной услуги.
Помимоинформационных услуг на портале реализован ряд сервисов: «Электроннаяпочта», «Сервис контактов», «Сервис календарногопланирования», «Сервис подписки».
Веб-порталподдерживает три языка (казахский, русский, английский). На веб-портала «электронногоправительства» реализован новостной блок.
Еслипортал «электронного правительства», является лицом внешнего контура,то основным достижением внутреннего контура G2G «правительство дляправительства» – будет перевод на электронное взаимодействие междугосслужащими.
ЗадачейКазахстана на современном этапе является концентрация усилий для перехода к информационномуобществу через Информационные Технологии.
2.2 Единая система электронного документооборота
Электронныйдокументооборот – это первый опыт по внедрению электронного управления. Электронныйдокументооборот позволит открыть оперативный доступ к информации, необходимойдля принятия управленческих решений государственными органами, а такжесократить почтовые расходы по пересылке и время доставки документов адресату.
Электронный документ —документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации,подписанный электронной цифровой подписью и сохранённый на машинном носителе ввиде файла соответствующего формата.
Электронная цифроваяподпись — аналог собственноручной подписи, являющийся средством защитыинформации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтвержденияподлинности электронных документов.
Основные принципыэлектронного документооборота
Однократная регистрациядокумента, позволяющая однозначно идентифицировать документ в любойинсталляции, данной системы.
Возможность параллельноговыполнения операций, позволяющая сократить время движения документов иповышения оперативности их исполнения
Непрерывность движениядокумента, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа(задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса).
Единая (или согласованнаяраспределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможностьдублирования документов.
Эффективно организованнаясистема поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальнойинформацией о нём.
Развитая системаотчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролироватьдвижение документов по процессам документооборота и принимать управленческиерешения, основываясь на данных из отчётов.
За2005-2007 в Республике Казахстан была создана и внедрена в центральныхгосударственных органах система единой системы электронного документооборотагосударственных органов (ЕСЭДО), позволившая упорядочить документарнуюинформацию, структурировать существующие бизнес-процессы и повысить уровеньисполнительской дисциплины.
Единаясистема электронного документооборота государственных органов РеспубликиКазахстан предназначена для автоматизации технологических процессов поподготовке, регистрации, структурировании, хранении, архивации, поиска иобработке документов, контролю их исполнения, авторизации доступа к ним,выпуску и рассылке документов.
Целямисоздания проекта ЕСЭДО являются повышение эффективности и прозрачностипроцессов делопроизводства государственных органов, а также повышениеэффективности государственного управления в целом за счет переводагосударственных органов на использование безбумажных технологийделопроизводства электронного документооборота, механизмов коллективногоиспользования документов.
Результатамиреализации ЕСЭДО должны стать: построенная единая система юридически значимогооперативного электронного документооборота государственного масштаба сприменением электронной цифровой подписи; четкая структуризация процессовделопроизводства в государственных органах, приведение их к единому порядку;оптимизация работы государственных служащих путем организации бесперебойного иэффективного доступа к документам, автоматизации рутинных операций поотслеживанию и поиску необходимой информации, формированию отчетовдокументооборота; создание механизма диалога гражданина и органовгосударственной власти посредством веб-портала «электронного правительства»,ЕСЭДО и Национального удостоверяющего центра.
Насегодня 7 000 госслужащих работают в системе, 65 центральных госорганизацийиспользуют электронный документооборот.
Орезультатах внедрения ЕСЭДО, по словам заместителя председателя правления АО «Национальныеинформационные технологии» Азиза Копбосынова, говорят такие цифры: если в2006 году госорганами сформировано и направлено около 7 000 документов, то в2007 количество документов достигло 36 574, а за первое полугодие этого года –61 937 документов.
3. Обзорсайтов Государственных учреждений/>Северо-Казахстанской области
На сегодняшний день вСеверо-Казахстанской области все государственные учреждения имеют собственные веб-сайты.Головным является официальный сайт Северо-Казахстанской области www.sko.kz
рис.2
/>
Рис. 2 – официальный сайтСеверо-Казахстанской области
От официального сайтаСеверо-Казахстанской области берут свое начало сайты аппаратов Акимов районов(Напр. Аппарат акима г. Петропавловска petropavl.sko.kz, Аппарат акимаКызылжарского района kzh.sko.kz), и областные исполнительные управления(Напр. Департамент экономики и бюджетного планирования debp.sko.kz,Управление по развитию языков tilbas.sko.kz). Все сайты построены посхожей структуре имеется информация об учреждении, ссылки нанормативно-правовые акты, отчеты по проделанным мероприятиям, размещеныинформации по региональным Программам развития отраслей. Стоит отметить, что навсех web-сайтах имеется информация освободных вакансиях в данном государственном учреждении. Абсолютно всегосударственные учреждения производят государственные закупки через своиофициальные сайты, размещают объявления, принимают заявки, подводят итоги, ивсе это можно увидеть у них на сайте. А также любой желающий имеет возможностьпосредством сайтов отправлять письма государственным учреждениям. Для этого накаждом сайте государственного учреждения есть раздел «Виртуальная приемная».В будущем хотелось, чтобы государственные учреждения имели возможность черезофициальные сайты принимать заявки на занятие вакантной должности, подводилиитоги государственных закупок автоматически, осуществление переписки междуучреждениями через электронную почту, оплату государственных пошлин, уплатаналогов, посредством электронных денег. Существенным недостатком всех сайтовгосударственных учреждений является слабая наполняемость, отсутствиесвоевременной информации. В том числе имеются технические недостатки это –однотипный дизайн, двухуровневый домен, большое количество лишней информации. Ядумаю эти вопросы в будущем, несомненно, решаться.
Заключение
Внедрение электронного правительства – это важный элементадминистративной реформы, направленный на повышение эффективностигосударственного управления. Во-первых, оно обеспечивает прозрачностьгосударственных процедур, способствует снижению уровня коррупции. Во-вторых,сокращает государственные расходы по содержанию государственного аппарата иодновременно повышает социальный уровень государственных служащих. И, втретьих, улучшается профессионализм и КПД деятельности служащих. В-четвертых,позволяет не тратить много времени на такие процедуры, как уплата налогов,оформление и получение различных документов. Создан web-портал, предлагается более тысячи информационныхуслуг государственных органов. Эти услуги с каждым годом растут. Внедряетсяэлектронный документооборот в Аппарате Президента, Правительстве, Парламенте,некоторых министерствах и ведомствах. Уже сейчас есть возможность отправлятьдекларации налоговой отчетности через Интернет, подавать заявки нагосударственные закупки электронным способом, функционируют виртуальныеприемные. Для того, чтобы программа электронного правительства приобреладостаточную общественную значимость, необходимо: 1) правительство должнопредпринимать дальнейшие усилия по повышению уровня развития информационнойинфраструктуры; и 2) для того, чтобы инициативы строились на реалистичнойоснове, правительству необходимо учитывать сложившиеся условия, в частностиуровень развития информационной инфраструктуры.
Список использованных источников
1. «Государственнаяпрограмма формирования „электронного правительства“ в РеспубликеКазахстан на 2005–2007 годы». Указ Президента Республики Казахстан от 10ноября 2004 г. № 1471.
2. План мероприятийпо реализации «Государственной программы формирования „электронногоправительства“ в Республике Казахстан на 2005–2007 годы».Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2004 г. № 1286.
3. «Программаснижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы».Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 г. № 995.
4. Интернет сайтАгентства РК по информатизации и связи – www.aic.gov.kz.
5. Интернет порталэлектронного правительства Республики Казахстан – www.e.gov.kz.