СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основнаячасть. Экологические права и обязанности граждан РФ
1.Экологические права граждан РФ
2.Экологические обязанности граждан РФ
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с действующимзаконодательством РФ граждане имеют права и обязанности как в рамках природоохранительного,так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составнымичастями экологического права. Права и обязанности граждан в рамкахприродоресурсного законодательства сводятся к правам и обязанностям конкретныхсобственников пользователей, владельцев природных ресурсов.
Отдельно можно выделить права иобязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Главной целью и задачей работыявляется исследование экологических прав и обязанностей граждан РФ.
В ходе исследования, используетсяметод сравнительного анализа, а также результаты изучения специальнойлитературы и законодательства.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ
Комплексным нормативным документом вобласти охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охранеокружающей среды», в котором определено, что каждый гражданин имеет правона благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациямиприродного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянииокружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11).
Поскольку речьидет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ,согласно которой (ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Глава 2 Конституции РФ полностьюпосвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правамчеловека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:
— право на благоприятную окружающуюсреду (ст.42);
— право на достоверную информацию оее состоянии (ст.42);
— право на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42);
— право иметь в частной собственностиземлю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природнымиресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36).
Сокрытие должностными лицами фактов иобстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собойответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41).
Основные права человека и гражданина,установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права исвободы других лиц (ст.17).
Немаловажную роль в развитииэкологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии стой же ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободычеловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа и в соответствии с Конституцией РФ.
Декларация Рио– де — Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила,что люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии сприродой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболееэффективным образом при участии всех заинтересованных граждан насоответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеетсоответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, котораяимеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасныхматериалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессахпринятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участиенаселения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективныйдоступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение исредства судебной защиты (Принцип 10).
Право на жизнь в целом тоже можнорассматривать как естественное экологическое право граждан.
Права граждан в Российской Федерациив рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федеральногозакона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пунктаисчерпывающим не является.
Среди имеющихся прав согласно ст.11Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделитьследующие основные группы прав:
— общественные права граждан вобласти охраны окружающей среды;
— информативные права граждан вобласти охраны окружающей среды;
— права по защите прав граждан вобласти охраны окружающей среды.
Так, согласно п. 2 указанной статьиграждане имеют право:
— создавать общественные объединения,фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в областиохраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений,осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст.12Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
— направлять обращения в органыгосударственной власти Российской Федерации, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иныеорганизации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достовернойинформации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ееохране;
— принимать участие в собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей подпетициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных непротиворечащих законодательству Российской Федерации акциях;
— выдвигать предложения о проведенииобщественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении вустановленном порядке;
— оказывать содействие органамгосударственной власти Российской Федерации, органам государственной властисубъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решениивопросов охраны окружающей среды;
— обращаться в органы государственнойвласти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами,заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды,негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные иобоснованные ответы;
— предъявлять в суд иски о возмещениивреда окружающей среде;
— осуществлять другие предусмотренныезаконодательством права.
В свое время был подготовлен проектзакона о гарантиях прав граждан на экологическую информацию, но до сих порданный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянииокружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовыватьиные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числевозможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическимправонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснованиязапрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается.Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом иинформации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы «Об информации,информатизации и защите информации», «О государственной тайне»).
Право требовать соответствующуюэкологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах «Обэкологической экспертизе», «О санитарно — эпидемиологическомблагополучии населения».
Во исполнениеФедерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера» Правительством РФ былопринято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обменав Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера». Согласно утвержденному Порядку информация должнасодержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуацияхприродного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной,химической, медико — биологической, взрывной, пожарной и экологическойбезопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельностипредприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти вэтой области.
Сбор и обмен информациейосуществляются организациями, органами местного самоуправления, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органамиисполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а такжесвоевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайныхситуациях.
Органы местного самоуправления иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор иобмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления,специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций.
Организации представляют информацию ворган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительнойвласти, к сфере деятельности которого относится организация.
Органы местного самоуправленияосуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территорияхи представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информациейна соответствующих территориях и представляют информацию в МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральные органы исполнительнойвласти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфередеятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий.
Кроме того, федеральные органыисполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состояниемокружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах иприлегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникшихчрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации.
МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий:
— координирует работу по сбору иобмену информацией;
— осуществляет сбор и обработкуинформации, представляемой федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— представляет в ПравительствоРоссийской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных итерриториальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, атакже ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций;
— ведет учет чрезвычайных ситуаций.
Прямым источником полученияэкологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянииприродных ресурсов и об охране окружающей среды.
Занепредоставление гражданину соответствующей информации в Кодексе РФ обадминистративных правонарушениях предусмотрена административная ответственностьв ст. 5.39 (отказ в предоставлении гражданину информации), согласно которойнеправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленномпорядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободыгражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов,непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либопредоставление гражданину неполной или заведомо неверной информации влечетналожение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти додесяти минимальных размеров оплаты труда.
«Иной информацией» в данномслучае может быть экологическая информация.
Протоколы обадминистративных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 5.39КоАП РФ, в соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ составляют должностные лицаорганов внутренних дел.
Дела поданному составу рассматриваются мировыми судьями (ст.23.1 КоАП РФ).
Реализацияправа граждан на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей средеосуществляется в порядке ст.79 Федерального закона «Об охране окружающейсреды». Согласно данной статье вред, причиненный здоровью и имуществуграждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной ииной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полномобъеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью иимуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраныокружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
В Российской Федерации судебнойпрактики по подобного рода делам очень мало, если не сказать, что онаотсутствует вовсе. Хотя оснований для предъявления подобных исков достаточно.
Без надлежащего экологическогообразования граждан реализация данного права не будет иметь широкогораспространения. Кроме того, возникает масса вопросов, к кому предъявлятьисковые требования и из каких источников будут оплачены суммы выплачиваемыхущербов; будут ли это хозяйствующие субъекты, реально причинившие вред какокружающей среде, так и гражданам, либо соответствующие государственные органы,в обязанности которых входят как устранение последствий причиненного окружающейсреде вреда, приостановка соответствующей хозяйственной деятельности, негативновлияющей на экологическую обстановку, так и привлечение виновных лиц кответственности.
Кроме того, определение объема иразмера вреда также задача не из простых, тем более если учесть отсутствиесоответствующих методик по определению объема и размера вреда, причиненногоздоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в областиохраны окружающей среды.
Совершенно справедливо отмечено вУказе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 «О государственнойстратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»,что необходимо предусмотреть основные направления деятельности, а именно:
— создание для людей здоровой средыобитания в городских и сельских поселениях;
— развитие системы природныхкомплексов рекреационного и курортно — оздоровительного назначения;
— улучшение качества продуктовпитания;
— обеспечение населения качественнойпитьевой водой;
— предотвращение загрязненияатмосферного воздуха и водных объектов;
— обеспечение радиационнойбезопасности населения;
— предупреждение и уменьшениеопасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
— экологическое воспитание иобразование населения;
— выведение из кризиснойэкологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;
— преодоление последствийрадиоактивного загрязнения территорий и др.
Эта деятельность должнаосуществляться в целях как реализации конституционных прав граждан на жизнь вблагоприятной окружающей среде, так и в целях преодоления обострившихсяпротиворечий между развитием производительных сил и сохранением экологическогоравновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспеченияестественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальныхприродных комплексов и ландшафтов.
Декларация тысячелетия ОрганизацииОбъединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8сентября 2000 г., определила: «Мы не должны жалеть усилий в делеизбавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозыпроживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностьючеловека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения ихпотребностей».
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНРФ
В соответствии со ст.11 Закона «Обохране окружающей среды» граждане РФ обязаны:
— сохранять природу и окружающуюсреду;
— бережно относиться к природе иприродным богатствам;
— соблюдать иные требованиязаконодательства.
Сохранение среды обитания человекаимеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтомуобязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природнымбогатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление даннойобязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантиейконституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, котороеявляется основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов,проживающих на территории РФ.
Охрана окружающей среды — деятельностьорганов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местногосамоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических ифизических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды,рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращениенегативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду иликвидацию ее последствий.
Объектами охраны окружающей среды отзагрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативноговоздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с законом,являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и инаярастительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферныйвоздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередномпорядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафтыи природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особойохране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия иСписок всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, втом числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы,национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно — оздоровительныеместности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, местатрадиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленныхнародов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное,историко — культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иноеценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зонаРоссийской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновенияпочвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места ихобитания.
В целях охраны природы и окружающейсреды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и инойдеятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятныхэкологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетанииэкологических и экономических интересов; рациональном использовании природныхресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.
Нормы об охране природной среды ирациональном использовании природных ресурсов содержатся и в иныхзаконодательных актах: Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ от21.02.1992 г. N 2395 — 1 «О недрах» (ред. от 29.05.02), Федеральномзаконе от 04.05.1999 г. N 96 — ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89 — ФЗ «Об отходах производства ипотребления» (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 09.01.1996 г. N 3 — ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Федеральном законе от14.03. 1995 г. N 33 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(ред. от 30.12.01); Федеральном законе от 23.02.1995 г. N 26 — ФЗ «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах»;Федеральном законе от 30.03.1999 г. N 52 — ФЗ «О санитарно — эпидемиологическомблагополучии населения» (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от23.11.1995 г. N 174 — ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от15.04.98) и некоторых др.
Одним из принципов экологическогозаконодательства, установленных в Федеральном законе «Об охране окружающейсреды», является ответственность за нарушение законодательства в областиохраны окружающей среды.
Реализация конституционной нормы обобязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного,гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства.
Важность борьбы с такими нарушениямиобусловила включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (26) об экологическихпреступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видовпреступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды припроизводстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ иотходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота,нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями ивредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение илиповреждение лесов и др.
Соответствующая глава содержится и вКодексе РФ об административных правонарушениях (ст.ст.8.1 — 8.40 КоАП).Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающейприродной среды и природопользования наступает за сокрытие или искажениеэкологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональномуиспользованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правилводопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.
Гражданское законодательствопредусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологическоговреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФутверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природнымобъектам. При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природнымобъектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановлениенарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков,потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнениемдоговорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданскимзаконодательством и условиями договора. Гражданским законодательствомохраняется также право собственности на природные ресурсы.
Материальная ответственность заэкологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает вотношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие,учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда,причиненного экологическим правонарушением.
Дисциплинарная ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охранеокружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсовнаступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанностивозложены на них законом, иным нормативно — правовым актом, коллективным илитрудовым договором.
За экологические правонарушения могутприменяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление праваприродопользования, изъятие нерационально используемого земельного участка,ограничение права природопользования, возложение обязанности восстановлениясвоими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования,можно сделать следующие выводы:
1. Экологические права и обязанностиграждан РФ закреплены в Конституции РФ, а также Законе «Об охранеокружающей среды» и иных законах, касающихся отдельных объектов окружающейсреды (водные ресурсы, земля, атмосферный воздух, недра, леса).
. Основные экологические праваграждан РФ:
— каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациямиприродного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянииокружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;
— создавать общественные объединения, фонды и иныенекоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраныокружающей среды;
— направлять обращения в органыгосударственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации идолжностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации осостоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
— принимать участие в собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей подпетициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных непротиворечащих законодательству Российской Федерации акциях;
— выдвигать предложения о проведенииобщественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении вустановленном порядке;
— оказывать содействие органамгосударственной власти Российской Федерации, органам государственной властисубъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решениивопросов охраны окружающей среды;
— обращаться в органы государственнойвласти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами,заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды,негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные иобоснованные ответы;
— предъявлять в суд иски о возмещениивреда окружающей среде;
— осуществлять другие предусмотренныезаконодательством права.
3. Экологические обязанности гражданРФ:
— сохранять природу и окружающуюсреду;
— бережно относиться к природе иприродным богатствам;
— соблюдать иные требованиязаконодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. – 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195 — ФЗ (с изм. и доп. на2006 г.) // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
3. Уголовныйкодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.
. Земельный кодекс РФ.– М.: Юрайт, 2005 г.
. Водный кодекс РФ. –М.: Юрайт, 2005 г.
6. Федеральный закон от10 января 2002 г. N 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «Гарант»
7. Закон РФот 21.02.1992 г. N 2395 — 1 «О недрах» (ред. от 29.05.02) // СПС «Гарант».
8.Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96 — ФЗ «Об охране атмосферноговоздуха» // СПС «Гарант»
9.Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89 — ФЗ «Об отходах производства ипотребления» (ред. от 10.01.03) // СПС «Гарант»
10.Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3 — ФЗ «О радиационной безопасностинаселения» // СПС «Гарант»
11.Федеральный закон от 14.03. 1995 г. N 33 — ФЗ «Об особо охраняемыхприродных территориях» (ред. от 30.12.01) // СПС «Гарант»
12.Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26 — ФЗ «О природных лечебныхресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» // СПС «Гарант»
13.Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52 — ФЗ «О санитарно — эпидемиологическомблагополучии населения» (ред. от 10.01.03) // СПС «Гарант»
14.Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174 — ФЗ «Об экологической экспертизе»(ред. от 15.04.98) // СПС «Гарант»
15. БринчукМ.М. Экологическое право (право окружающей среды).— М.: Юрид.лит., 2002 г.
16. ЕрофеевБ. В. Экологическое право России.— М.: Юрид.лит., 1996
17. ПетровВ.В. Экологическое право России. – М.: Юрид.лит., 1998.
18.Экологическое право России. Учебник / Под ред. д-ра ю. н., проф. Ермакова В.Д.,д-ра ю. н. Сухарева А.Я. — М., 1997