Содержание.
Введение……………………………………………………………………..
Глава1.Положение экономики Италии в первые годы после войны ……
Глава 2.Структурные изменения в экономики Италии в послевоенные годы …………………………………………………………………………
1.1 Оказание помощи Италии со стороны США …………………………
1.2 Влияние государственного аппарата на развитие экономики ………
1.3 Решение проблемы отсталости южных районов ……………………..
Глава 3.Динамика развития промышленности в послевоенные годы …..
Глава 4. Итальянская экономика на современном этапе…………………
4.1 Общая характеристика экономики …………………………………….
4.2 Промышленность Италии ……………………………………………...
4.3 Внешняя экономика …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………..
3
5
6
6
8
11
16
23
23
23
26
29
31
32
Введение.
Италия –индустриально-аграрная страна. В формировании национального дохода доляпромышленности составляет (1970) 42%, сельского хозяйства 10,2%, сферыобслуживания 38,42%, в том числе доля торговли 12%, транспорта и связи 6,5%,гостиничного дела 2%. Стоимость промышленной продукции почти в 4 раза превышаетстоимость сельскохозяйственной продукции (1970). В промышленность ежегодновкладывается в 2,5 раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство. Продукцияобрабатывающей промышленности составляет основу экспорта (около 95% в 1970).
В 1970 Италиязанимала 6-е место в капиталистическом мире по объёму промышленной продукции(3,7%) и величине внешнеторгового оборота (доля в экспорте капиталистическихстран 4,8% в 1970), уступая США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции.
После 2-ймировой войны 1939-45 экономика страны развивается сравнительно быстрымитемпами. Ускорился процесс капиталистической централизации и концентрации. В большинствесфер хозяйства господствует крупный монополистический капитал. Свыше 1/2химической промышленности принадлежит монополистической группе«Монт-эдисон» («Монтекатини Эдисон»), свыше 5/6автомобилестроения связано с деятельностью концерна «ФИАТ», значительнаячасть резиновой промышленности монополизированатрестом«Пирелли». Большой удельный вес в экономике Италии имеетгоссобственность. Государственные объединения имеются в нефтегазовойпромышленности («ЭНИ»), металлургии и машиностроении (государственнаягруппа «ИРИ», которая контролирует также воздушный и морской флот,телефонную сеть). Наиболее распространённая форма воздействия государства наэкономику — участие специализированных государственных органов в акционерныхобществах в качестве держателей контрольного пакета акций. В соответствии сразличными экономическими программами создаются госпредприятия, деятельностькоторых в конечном итоге подчинена интересам монополий. Государство финансируетв среднем 35-37% общих капиталовложений в экономику. Наряду с крупными частнымии государственно-монополистическими объединениями существует огромноеколичество мелких и мельчайших фирм и предприятий, более 1/2которых занято в сфере обращения и услуг, а также в рыбной, швейной,деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой промышленности Видное место вэкономике занимает иностранный капитал; за 1956-70 общий объём иностранныхкапиталовложений 652 млрд. лир; 86% этой суммы приходится на США,Великобританию, Швейцарию и ФРГ. Основные отрасли, привлекающие иностранныекапиталовложения, — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая,машиностроительная (особенно электротехническая и электронная) иметаллургическая. В деятельности этих отраслей участвуют американские компании«Галф ойл корпорейшен», «Стандард ойл оф Нью-Джерси»,«Вестингауз», «Дженерал электрик», «Форд» и др.,западно-германские концерны «АЕГ», «Сименс», английский«Бритиш петролеум компани», англо-голландский «Шелл»,голландский концерн «Филлипс». Ряд промышленных компаний Италии имеетсоглашения с иностранными монополиями: например «ФИАТ» ифранцузская фирма «Ситроен» и др.
Цельданной работы- проследить структурные изменения и экономическиепреобразования в Италии в послевоенные годы. В дальнейшем в каждой из главбудут подробно рассмотрены факторы повлиявшие на экономическое развитие страныкоторые привели Италию к статусу одной из развитых стран в Европе.
1. Глава1.Положение экономики в Италии в первые годы после войны.
В послевоенный период в мировомкапиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его движениебольшое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями.Экономика Италии находилась в полном расстройстве: предприятия остановились,связи между городом и деревней нарушились, свирепствовала инфляция и процветаласпекуляция, число безработных превысило 2 миллиона человек.
Необходимость восстановить этиразрушения, обновить сильно изношенный и устаревший во время войны основнойкапитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и обусловилидлительность фазы подъема послевоенного цикла.
Восстановлениюэкономики препятствовали и такие огромные трудности, как историческисложившийся разрыв между Севером и Югом. Такая ситуация способствовалаукреплению господствующего положения полуфеодальных кругов, заинтересованных вэксплуатации земельных латифундий с помощью устаревших методов. Половинаобрабатываемых угодий была занята предприятиями, владевшими землей на основедоговоров. Земля сдавалась в аренду на таких условиях (колонат, испольщина,издольщина), которые были приемлемы только для вконец разорившегося населения.
Разрыв в уровнях развитияпромышленности существовал и между областями, и между отдельными отраслями. Вконце 1945 г. промышленное производство снизилось до ¼ Положение апромышленности не оставляло надежды на то, что она сможет оказать помощь впреодолении трудностей и обеспечить подъем в других отраслях. Потребность ввосстановлении материального производства стала чрезвычайно острой, нопредвоенный уровень был достигнут лишь в 1949 г.
Правительства антифашистскогоединства — Ф. Парри (1945), А. Де Гаспери (1945- 1947), в которые входили такжекоммунисты и социалисты, провели ряд мер, направленных на восстановлениехозяйства. Была введена скользящая шкала зарплаты. Расширены права профсоюзов.На ряде предприятий действовали «советы управления», возникшие впериод войны и выступавшие как органы рабочего контроля (в дальнейшем буржуазииудалось постепенно добиться ограничения их деятельности, а затем их ликвидации).Новые правительства Де Гаспери (1947-53) пользовались также поддержкой США.
Глава2.Структурные изменения в экономике Италии в послевоенные годы.
1.1.Оказаниепомощи Италии со стороны США.
Послевоенная экономика Италииразвивается быстрыми темпами. Темпы роста валового национального продукта равны«1.4 в 1870-1950 годы и 5,6 в 1950-1969 годы.»[1]Такой рост был обусловлен тем, что до 1951 года США предоставили странамЗападной Европы 13 миллиардов долларов согласно плану Маршалла (министраобороны США). План Маршалла ставил своей целью укрепление гегемонии США вЕвропе в противовес влиянию системы социализма во главе с СССР. 17 европейскихстран ради достижения этой цели получили значительную финансовую помощь дляприобретения промышленного оборудования.
План Маршалла начал осуществляться сапреля 1948, когда в США вошёл в силу закон о 4-летней программе «помощииностранным государствам», предусматривавший предоставление помощизападноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. По этим соглашениямстраны — участницы плана Маршалла обязывались способствовать развитию«свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции,сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторыедефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальныефонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американскойпомощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярныеотчёты об использовании получаемых средств. 30 декабря 1951 план Маршаллаофициально прекратил своё действие и был заменен законом «о взаимномобеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951),предусматривавшим одновременное предоставление военной и экономической помощи.
Возможно, что такой экономический ростпозволил демократическим силам послевоенной Италии осуществить многиегосударственные социальные реформы:
— помощь малоимущим (вдовам, инвалидам, многодетнымсемьям, малообеспеченным гражданам);
— страхование на случай безработицы;
— страхование от несчастных случаев;
— страхование на случай болезни;
— пенсионное обеспечение;
— регулирование трудовых отношений (обеспечениегарантий в области занятости, найма, увольнений);
— реальная заработная плата (зарплата с учетом роста цен).
Как известно, “план Маршалла ” долженбыл действовать в течение четырех лет (с июля 1948 по июнь 1952 г. плюс тримесяца-с апрель п июнь 1948 г.)на деле же действие “плана Маршалла” практическизакончилось а начале 1950 г. Из квартальных и годовых отчетов о ходе поставокпо “плану Маршалла” видно, что на первом его этапе, до июня 1945 г., в Италиюимпортировались на основе плана либо потребительские товары(зерно), либопромышленное сырье: зерно составляло около 40% всего импорта, уголь-24%,хлопок-15%, нефтепродукты-10%, а машинное оборудование-всего лишь 1%.С течениемвремени импорт зерна неуклонно сокращается, но совершенно иные масштабыприобретает импорт машинного оборудования: в период с июля 1950 по июль 1951г. машины составляли 32% общего объема импорта по “плану Маршалла”. Такоеизменение структуры товаров, поставлявшихся по “плану Маршалла”,свидетельствует о том, что если на первых порах “план Маршалла ” использовалсяглавным образом в целях экспорта из США излишков сельскохозяйственной продукциии угля, то на втором этапе получил преобладание экспорт машин.
В 1948 Италиядостигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 — и в сельскомхозяйстве. Ведущие итальянские монополии («ФИАТ», «Фальк» идр.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновилиоборудование; большую активность проявили государственные промышленныеобъединения: «ИРИ» и позже — «ЭНИ» («Национальныенефтегазовое объединение», созданы в 1953). Значительный внутренний и внешнийспрос на промышленную и сельскохозяйственную. продукцию в сочетании с дешёвойрабочей силой и постоянным усилением интенсивности труда способствовал быстромуросту экономики (даже в период послевоенного подъёма экономики в Италиясохранялась самая низкая зарплата по сравнению с др. странами Западной Европы).
1.2 Влияниегосударственного аппарата на развитие экономики.
Государственно-монополистический капитализм в современной Италии находит свое выражение прежде всего в виде такназываемого государственного регулирования хозяйства. Буржуазное государствоактивно вмешивается в экономическую жизнь страны, широко осуществляет функциирегулирования и контроля над общественным производством в интересах обогащениямонополий, в ущерб трудящимся.
В Италиигосударственное регулирование хозяйства проявляется в милитаризации экономики,в росте государственных инвестиций и закупок, в форсировании экспортныхмероприятий и т. д. Оно распространяется на производство, цены, поставки особоважных видов сырья, на заработную плату.
В Италиигосударственное регулирование хозяйства проявляется в милитаризации экономики,в росте государственных инвестиций и закупок, в форсировании экспортныхмероприятий и т. д. Оно распространяется на производство, цены, поставки особоважных видов сырья, на заработную плату.
В 1951 г. быларазработана и начала проводиться в жизнь так называемая «система приоритета».Эта система устанавливала порядок распределения правительством сырьевыхматериалов, которые, по мнению монополистов, в данный период являютсядефицитными. При распределении дефицитных видов сырья должна учитыватьсяпроизводственная программа предприятий, план капиталовложений и экспортныйплан. Для получения дефицитных видов сырья промышленные предприятия должныподавать заявки в соответствующие правительственные организации. Правительствоже в первую очередь удовлетворяет запросы крупных монополий, выполняющихгосударственные военные и иные заказы. Во вторую очередь сырье предоставляетсяпредприятиям, выполняющим военные заказы стран, входящих в НАТО, и в третьюочередь – лишь тем предприятиям, выпускающим гражданскую продукцию, за которымипризнано право преимущественного получения дефицитного сырья, т.е. монополиям.Имеющим тесные связи с правительством.
В том же году былсоздан Междуведомственный комитет по закупке сырья и некоторыхпродовольственных товаров для образования государственных резервов. Была такжевосстановлена Центральная комиссия по промышленности, действовавшая еще прифашистском режиме, созданы Междуведомственный комитет по координированию государственныхзаказов и Комитет по финансированию военных заказов.
Большая роль врегулировании экономики принадлежит так называемому Междуведомственномукомитету по реконструкции. Одной из функций его является составление списковсырьевых товаров, считающихся дефицитными и подлежащих распределению по«системе приоритета». В июне 1951 г. этот список включал следующие дефицитныематериалы: медь, никель, некоторые продукты металлургической промышленности(стальной лист для глубокой штамповки, магнитное листовое железо, белая жесть),бензол, целлюлозу, серу, цинк, свинец, алюминий. «Преимущественное право» наэти дефицитные товары получили монополии «Фиат», «Бреда», «Альфа Ромео» и др.
Вмешательствогосударства в сельское хозяйство в послевоенный период наиболее активноначалось в 1951 – 1952 гг. Крупные землевладельцы уже не могли продолжать вестихозяйство по-старому, а для оживления сельскохозяйственного производстватребовались значительные капитальные вложения, которыми помещики исельскохозяйственные предприниматели не хотели рисковать. На помощь им пришлобуржуазное государство, за спиной которого стояли крупные банки. «Только с 1952по 1954 г. удельный вес государственных капитальных вложений в сельскоехозяйство возрос с 29,6 до 53%. В дальнейшем доля государственныхкапиталовложений продолжала увеличиваться.»[2]
Наиболее крупныекапиталовложения осуществлялись через «Кассу пер иль мессаджиорно» — правительственную организацию по проведению аграрной реформы и осуществлениюирригационных работ.
В области ценконтроль осуществлялся Междуведомственным комитетом по ценам. По существующемузаконодательству Комитет имеет право устанавливать цены на все товары и услугина любой стадии производства и распределения. В настоящее время монополистыустановили через Междуведомственный комитет по ценам высокие тарифы на основныевиды коммуникального обслуживания, на электроэнергию, газ, воду, телефон,телеграф, железнодорожный и городской транспорт.
Путем регулированияцен на сельскохозяйственную продукцию итальянское правительство оказываетвлияние на размер посевных площадей под различными культурами и, следовательно,на объем производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
Подчинениегосударственного аппарата финансовой олигархии дает ей возможность не толькоконтролировать распределение государственных средств в своих интересах, но идушить мелкие и средние предприятия путем лишения их кредитов. «С 1946 по 1952г. все мелкие и средние предприятия Италии получили лишь 15 млрд. лиргосударственных кредитов. В то же время крупные монополии только через Институтфинансирования («ИМИ») получили кредит в 85 млрд. лир. По «плану Маршалла»средства шли крупным монополиям, тогда как мелкие и средние предприятияразорялись из-за недостатка средств. До начала 1952 г. Италии былопредоставлено по «плану Маршалла» для закупки оборудования за границей 154 млн.долл., из которых почти половину (70 млн. долл.) получили 6 компаний – «Фиат»,«Эдисон», «Монтекатини», «Фальк», «Сме», «Саде».
Мелким и среднимкомпаниям недоступен также внутренний денежный рынок. Из 600 млрд. лир,собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций и облигаций, 29 млрд. лирполучены концерном «Монтекатини», 23 млрд. – «Фиат», 9 млрд. – «Пинелли», 45млрд. лир – концерном «Эдисон».»[3]
Итальянские монополиииспользуют государственный аппарат и с целью проведения нужной имвнешнеторговой политики.
В течение последнихлет монополии стремились восстановить утраченные во время второй мировой войныпозиции на мировом рынке. Это в значительной степени и определило направлениевнешнеторговой политики Италии, задачей которой стало обеспечение монополийвнешними рынками.
В 1955-1958 гг.усилилось проникновение итальянских промышленных товаров на рынки ЛатинскойАмерики, Ближнего Востока и ряда других районов. В результате увеличилсявнешнеторговый оборот Италии.
В целях усиленияпроникновения монополий на внешние рынки, правительство расширяетгосударственное страхование экспортных кредитов и связанное с ним среднесрочноекредитование экспорта. Вплоть до 1959 г. экспортерам предоставлялось правостраховать 70% экспортных кредитов, а с 1959 г.-до85%. С 1954 до 1959 г.государство страховало экспортные кредиты на сумму около 500 млрд. лир. Риск отвозможных потерь монополисты перекладывают через государство на широкие массыналогоплательщиков.
Поддержкамонополистам в области внешней торговли предоставляется также путем возвратачасти налогов Мероприятия Министерства внешней торговли по усилениюитальянского проникновения на внешние рынки дали возможность крупным итальянскиммонополиям в условиях острой конкуренции расширить за последние годы экспортнуюэкспансию и заключить ряд контрактов на строительство заводов, дорог и поставкуразличного вида оборудования.
В Италиихарактерным примером попытки «разрешения » экономических проблем путемгосударственного регулирования капиталистического хозяйства является широкоразрекламированный в прессе так называемый «план» или «схема» бывшего министрабюджета Ванони.
«Схема увеличениязанятости и национального дохода в Италии», известная под названием «планаВанони», рассчитана на десятилетие 1955-1964 гг. «План Ванони» намечает путиразвития экономики и регулирования отдельных отраслей промышленности исельского хозяйства и предусматривает крупные капиталовложения в экономику страныс целью ежегодного увеличения национального дохода на 5%. Этот «план» предусматривает также увеличение промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, расширение внешней торговли и на этой базе ликвидациюбезработицыгов и таможенных пошлин.
При рассмотрениипутей осуществления этого «плана » становится очевидным, что он представляетсерию гипотез, оторванных от действительности. Для расширения объемапроизводства необходимы капиталовложения, которые должны делать отдельныекапиталисты, что не может быть «запланировано» никакими «планами » в условияхкапитализма. Сами авторы «плана Ванони» вынуждены признать, что, «если даженам удастся создать средства, которые вначале окажутся достаточными длявыполнения программы, все же при экономике свободного рынка не приходитсяожидать, что все конечные результаты будут получены».И первый же год действия«плана Ванони» подтвердил, что эти результаты не будут получены. Хотя объемпроизводства в 1955 г. увеличился, все же двухмиллионная армия безработных неуменьшилась, несмотря на то, что 200 тыс. челок эмигрировали в другие страны.
Не удалось также иблокирование заработной платы, которое должно было привести к значительномуснижению заработной платы в условиях постоянного роста цен и стоимости платныхуслуг.
Вопреки всемпредначертаниям «плана Ванони» усилились диспропорции в развитии отраслейпервого и второго подразделений. Не оправдались также прогнозы развития южныхрайонов страны. Большие надежды возлагались «планом Ванони» на инвестиции изгосударственного бюджета. Однако государственные расходы с каждым годомстановились все более непроизводительными.
Таким образом,первые же годы действия «плана Ванони» показали его несостоятельность. «План»остался на бумаге, а развитие экономики характеризовалось дальнейшимобострением капиталистических противоречий.
Государственноерегулирование капиталистической экономики не имеет ничего общего спланированием и не только не устраняет, но усугубляет все противоречиякапитализма. Буржуазное государство не может вести планового хозяйства, ибоотдельные отрасли хозяйства и предприятия находится в частной собственностимонополий. И поэтому государственное регулирование экономики Италии, как иэкономики других капиталистических стан, не устраняет капиталистическуюконкуренцию, а наоборот, ведет к усилению анархии производства и конкурентнойборьбы между отдельными монополиями и группами монополий.
1.3. Решениепроблемы отсталости южных районов.
Одной изхарактерных особенностей развития Италии являются резкие территориальныеразличия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми иотсталыми южными районами.
Существованиеслаборазвитых районов свойственны многим капиталистическим странам. Однако всилу ряда причин проблема региональных диспропорций в Италии значительносерьезнее, чем в других капиталистических странах.
Следуетотметить, что все послевоенные годы между Севером и Югом сохранялисьзначительные различия в уровне дохода на душу населения.
В конце70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже, чем в Северной(вначале 50-х годов разница составляла 50%).
Роль иместо Юга в национальной экономике в послевоенный период нельзя определитьоднозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике Юга, сохранение в нем дажепосле аграрной реформы 1950 г. феодальных пережитков, низкий уровеньпроизводительности труда во всех сферах хозяйства, социальная и культурнаяотсталость населения создавали серьезные препятствия для органическоговключения южных районов в систему капиталистических отношений, сужаливнутренний рынок.
В некоторыхотношениях социально-экономическая отсталость Юга, обусловившая наличиеогромной армии свободных рук, в течение длительного времени являлась одним изрешающих факторов, позволивших Италии к концу 50- х годов, период такназываемого экономического чуда, достичь небывало высоких в истории странытемпов экономического роста. Постоянный приток дешевой рабочей силы, главнымобразом из южных районов, давал возможность итальянским предпринимателям суспехом конкурировать на международных рынках. Кроме того, переводы отэмигрантов, выехавших с Юга, служили одним из основных источников валютныхпоступлений в Италию
Онииспользовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли немаловажнуюроль в укреплении экономики после войны.
Началомболее или менее широкой и последовательной государственной политики в отношенииюжных районов можно считать 1950 г., когда была создана Касса Юга-государственный фонд долговременного, специального и чрезвычайного финансирования развития этих районов.С 1950 г. значительная часть государственных инвестиций в Южную Италию идетчерез эту организацию. Собственно говоря, в послевоенные годы именно КассаЮга, система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всейдеятельности правительства, пытавшегося приспособить эти инструменты своейполитики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны.
Значительныеинвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и инфраструктуры, а сконца указанного десятилетия увеличились капиталовложения в промышленность.Однако еще в середине 50-х годов ряд буржуазных экономистов и политическихдеятелей начали отдавать себе отчет в несостоятельности концепции “автономногоразвития” южных районов. В 1956 г. появился “план Ванони”, который поставил вкачестве одного из важнейших условий ускорения развития экономики Юга включениеее в общую экономическую систему Италии.
Былоразработано несколько программ, и в каждой из них проблеме Юга отводилось одно из центральных мест. Три программы получили названия по именам своихсоздателей: “план Сарачено”, “план Джолитти” и “план Пьераччини”. Затем“левым центром” было представлено еще два документа: в апреле 1969Г.-“проект80”- предварительный доклад к национальной экономической программе; в январе1970 г.- проект второй национальной программы развития на 1971-1975гг. В нихбыла сделана попытка проанализировать экономическое и социальное развитиестраны в 60-х годах и определить основные тенденции развития на 70-е годы.
Из всехперечисленных документов только один –первая национальная программа развитияэкономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- был утвержден правительством.По мнению авторов этой программы, проблема Юга могла быть решена за счеттерриториального перераспределения производственных мощностей. В указанные годыпредполагалось направить на развитие Юга 40% всех капиталовложений, что должнобыло привести к росту производительности труда и сокращению разрыва междуСевером и Югом по этому показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Югене менее 590 тыс. новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( вцелом по Италии-1400 тыс.). Ни та, ни другая цель достигнуты не были. По уровнюпроизводительности труда разрыв не только сократился, но даже увеличился. Чтокасается занятости, то вместо общего ее увеличения на 240 тыс. она сократиласьна Юге на 144 тыс., а в несельскохозяйственных отраслях выросла в 2 разаменьше, чем предполагалось.»[4]
70-е годы вИталии были насыщены многообразными и порой драматическими событиями:экономические и социально-политические кризисы, бесконечная смена правительств, волна терроризма -вот некоторые из них. Однако указанное десятилетие невнесло практически ничего нового в методы, используемые правительством длярешения проблемы Юга. Так же как и в предыдущие 20 лет, государственнаядеятельность в южных районах осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга, предприятия со смешанным участием и кредитные учреждения.
Естественно,что трудности экономического положения в стране сказались на постановкепроблемы Юга. Во-первых, кризис ставил перед правительством задачу проведениясрочных мер по улучшению экономического положения страны. Это объективно приводило к тому, что проблема Юга, для решения которой краткосрочные меры негодились, оказывалась отодвинутой на второй план.
Во- вторых, в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим трудящихся направительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной платы и сохранениярабочих мест.
Основнаяроль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая опыт двух споловиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса 1974-1975 гг.,руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные направления еедеятельности. В качестве одной из основных задач в программе указывалосьувеличение занятости.С каждым годом эта проблема делается в Италии все болееострой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за счет Юга.
Нофинансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых вгосударственных административных органах, а ведь в прошлом именногосударственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста занятостиво всей сфере услуг.
Что касается промышленности, томедленный прирост занятости в отрасли объясняется просто. Львиная доляпромышленных капиталовложений на Юге идет в металлургическую, химическую инефтеперерабатывающую промышленность, т.е. капиталоемкие отрасли. Для созданияодного рабочего места в них требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многихдругих отраслях, в том числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир.Очевидно, что нельзя отрицать необходимость научно-технического прогресса ипризывать к строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако исреди современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которыхна Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронноемашиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи встаетзадача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы гарантироватьрасширение спроса на рабочую силу на Юге.
Кроме того,новая программа действий Кассы Юга предусматривала ускоренное развитие вюжных районах экспортных отраслей, а также преодоление диспропорций в развитиисамих этих районов. Это может быть достигнуто за счет увеличения интенсивностисельского хозяйства на Юге путем укрепления его связи с отраслями,перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новыхотраслей”.
Важным нововведением был принциппостоянной координации всех типов вмешательства в развитие Юга -чрезвычайногои нечрезвычайного ( предприятия со смешанным участием), а также согласованиедеятельности и местных правительств на основе годовых программ.
Хотяэкономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было весьманеравномерным, антикризисные мероприятия и возобновление промышленного ростапривели к некоторому улучшению общего экономического положения в стране. Этопозволило вернуться к вопросу о разработке программы развития экономики Италии.Летом 1978 г. министр казначейства Ф. М. Пандольфи представил на рассмотрениеобщественности трехлетний план на 1979-1981 гг.
«В “планеПандольфи ”поставлены три основные задачи:
1. постепенноепонижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8% ( т.е. до среднегоуровня страны ЕЭС);
2. увеличение темповэкономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979 г. и 4% в последующие двагода;»[5]
3. достижениеравновесия платежного баланса.
Центральными наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был поиск рациональногоиспользования инвестиций для обеспечения роста занятости и радикального решенияпроблемы Юга. Как и в предыдущих программах, главным инструментом вмешательствав развитие Юга оставалась Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на1979-1981 гг. 12375 млрд. лир.
Однако, несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие принципытрехлетнего плана, вследствие затянувшегося политического кризиса он былположен под сукно.
Подводяитог сказанному, отметим, что в послевоенные годы итальянское правительствовложило в развитие южных районов огромные средства. Это способствовалоопределенному подъему экономики, но далеко не в тех масштабах, на которыерассчитывали буржуазные экономисты и государственные деятели. Безусловно,сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет назад. Здесь развиваетсятяжелая индустрия, выросла численность рабочего класса и, что особенно важно,сформировались его передовые отряды в ключевых отраслях промышленности, преждевсего в металлургии и машиностроении. Но государственное вмешательство усилилонеоднородность социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей деньостается регионом. где с особой остротой проявляются все присущие итальянскомукапитализму противоречия.
Глава3. Динамика развитияпромышленности в послевоенные годы.
В послевоенный период в мировомкапиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его движениебольшое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями. Необходимостьвосстановить эти разрушения, обновить сильно изношенный и устаревший во времявойны основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование иобусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла. В Италиинеобходимость обновления основного капитала была более насущной, чем в другихстранах, так как перед войной он обновлялся очень слабо, а во время войныподвергался значительному разрушению и огромному износу. Однако в первые годыпосле окончания войны в Италии имело место простое восстановление разрушенногооборудования. Рассчитывая на сохранение длительного депрессивного состояниямирового капиталистического рынка, итальянские монополии не считали нужнымидти на большие капитальные затраты, связанные с серьезным обновлением основногокапитала. Однако трудности сбыта, возросшие в связи с усилением конкурентнойборьбы на мировом рынке, происшедшее в условиях технического застоя крайнееобострения ряда социально-экономических противоречий побудили итальянскиемонополии проявить большую активность в области развития техники и методоворганизации производства. Этому способствовал также «план Маршалла»,обеспечивший поступление огромных финансовых средств в сейфе монополий.
За период с 1952 по 1956год валовые капиталовложения в промышленность возросли на 13%; доля этихвложений в общей сумме валовых капиталовложений сократилась с 36,8 до 31,4% и внациональном доходе с 8,4 до 6,7%.Эти данные говорят о том, что за указанныйпериод доля промышленных капиталовложений сократилась как в общей суммекапиталовложений, так и в национальном доходе Италии.
Важнаяособенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том,что процесс обновления основного капитала коснулся в основном узкой группыкрупнейших монополистических предприятий и очень слабо затронул остальную массупредприятий.
«140крупнейших промышленных обществ, составлявших в 1954 году 0,7% их общего числа, осуществили капиталовложения, составившие в общей сумме валовых промышленныхкапиталовложений долю:
1938 г.-15%
1951 г.-65%
1952 г. –68%
1953 г.–70%
1954г.-72%»[6]
Как видноиз приведенных цифр, крупнейшие акционерные общества вкладывают в своипредприятия все возрастающую часть общей суммы промышленных капиталовложений.
Витальянской промышленности происходит интенсивный процесс концентрациикапиталовложений на крупнейших монополистических предприятиях. Данноеобстоятельство имеет исключительные по своему значению последствия для всегопослевоенного развития итальянской промышленности. Увеличение доликапиталовложений в крупнейшие монополистические предприятия означает сокращениекапиталовложений, вкладываемых во всю остальную, немонополизированнуюпромышленность.
При такихусловиях подавляющее большинство мелких и средних предприятий не только необновляет сколько-нибудь значительно своего оборудования, но зачастую вынужденопроедать свой основной капитал.
Процессусиления концентрации промышленных капиталовложений на монополистическихпредприятиях обусловлен тем, что крупнейшие монополии присваивают львиную долюприбылей, являющихся внутренним источником финансирования предприятий, изахватывают в свои руки внешние источники финансирования, которыми являютсякредитная система и государственные субсидии. Например, в 1953 году чистыеприбыли, объявленные всеми промышленными компаниями Италии, составили примерно110 млрд. лир. Из этой суммы около 100 млрд. лир приходилось на общества,входящие в монополистические группы.
Огромные ивсе возрастающие прибыли, извлекаемые крупными монополиями, обеспечивают имширокую возможность создания накоплений, за счет которых они покрываютподавляющую часть осуществляемых капиталовложений.
«Денежныйрынок, являющийся важнейшим источником финансирования капиталовложений вИталии, также контролируется монополиями. Из 192 млрд. лир акций, выпущенных в1953 году всеми 24 тыс. акционерных обществ, 66, 6 млрд. лир приходилось на 6крупнейших обществ, в том числе на:
«Монтекатини» 14 млрд лир.
«ФИАТ» 12
«Эдисон» 25
«СМЭ» 6
«САДЭ» 5,6
«Италчементи» 4,0»[7]
Получениебанковского кредита немонополистическими предприятиями также затруднено: помимоничтожности кредитов мелким и средним предприятиям, он предоставляется побаснословно высокому проценту. Созданные в последние годы специальные институтыкраткосрочного и среднесрочного кредитования-«ИСВЕИМЕР», «ИРФИС», и «ЧИС» невнесли заметных изменений. Наконец, источником финансирования капиталовложенийявляются государственные субсидии и вложения. Они предоставляются исключительнокрупнейшим монополистическим предприятиям, имеющим влияние в государственных органах.
Усилениеконцентрации промышленных капиталовложений на предприятиях лишь крупнейшихмонополистических групп ведет а тому, что обновление производственного аппаратапроисходит в основном на этих же предприятиях: среди общей массы предприятий сустарелым и малопроизводительным оборудованием возникли своеобразные«оазисы»-монополистические предприятия с новым и высокопроизводительным оборудованием, на которых производительность труда несравненно более высокая,чем в итальянской промышленности, взятой в целом.
Росттехники ведет также к повышению интенсивности труда, поскольку он ведет кускорению темпов производственного процесса и вследствие этого к повышениюфизического и нервного напряжения.
Повышениетемпов работы на автоматизированных и высоко механизированных участкахнеизбежно влечет за собой повышение темпов производственного процесса и наостальных участках. В условиях незначительного обновления оборудования онодостигается путем повышения физического и нервного напряжения рабочих, то естьповышением интенсивности их труда.
Значительноеповышение выработки, достигнутое на монополистических предприятиях, обусловилозаметное снижение издержек производства. По данным, подсчитанным внутреннимикомиссиями предприятий, за период с 1948 по 1954 год издержки производстваавтомобилей «ФИАТ» сократились на 25-30%, химических удобрений «Монтекатини»-на30-33% и т.д.
Стользначительное сокращение издержек производства на монополистических предприятияхведет к тому, что возрастает давление этих монополий на массу мелких и среднихпредприятий. Так как последние не располагают финансовыми средствами, чтобыввести у себя новую технику и тем самым сократить издержки производства, ихборьба за свое существование вызывает к жизни наиболее отсталые формы эксплуатациитрудящихся: удлинение продолжительности рабочего дня, нарушение норм техникибезопасности и гигиены и т.д. Большое число этих мелких и средних предприятийне в состоянии удерживать свои позиции на рынке и погибает в неравнойконкурентной борьбе.
Другаяособенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том,что значительное снижение издержек производства, достигнутое в промышленности,не повлекло за собой соответствующего снижения цен на промышленные изделия.
Важнаяособенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том,что процесс обновления основного капитала промышленности базировался наиностранном импортном оборудовании. Иностранное оборудование составлялозначительную долю имеющихся в стране запасов оборудования. Итальянскиемонополии, закупая капитальное оборудование, заимствуют подчас всю технологиюпроизводства того или иного вида продукции. Это обстоятельство ставиломонополистические предприятия в очень благоприятное положение по сравнению состальными предприятиями, поскольку они сразу приобщались к наиболее передовойтехнике. Однако это нанесло большой ущерб всей итальянской промышленности:подмена значительной части итальянского капитального оборудования иностраннымсузила внутренний рынок Италии и лишила машиностроительные предприятиязначительной части заказов в стране.
Напослевоенное развитие промышленного производства Италии весьма заметноевоздействие оказало военное производство.
Чем большерасширяется военное производство, тем большая часть бюджета идет на егофинансирование. Это неизбежно ведет к росту налогов и снижению доходовтрудящихся, к сокращению их покупательной способности. Сужение внутреннегорынка в свою очередь ведет к сокращению производства.
Этопроисходит потому, что, во-первых, промышленники связаны с потребителями черезторговых капиталистов. Спрос, предъявляемый последними, опирается на кредит,а он скрывает в течение некоторого времени недостаток платежеспособного спросанепосредственных потребителей. Во-вторых, спрос непосредственных потребителейв некоторой своей части также базируются на потребительском кредите, последнийтакже до поры до времени скрывает недостаток платежеспособного спроса.В-третьих, военное производство, вызывая сокращение доходов трудящихся, ведетк росту доходов капиталистов, военнослужащих и пр., то есть вызываетперераспределение доходов.
В связи сэтим производство в мирных отраслях промышленности в течение некоторого временипродолжает расти при сокращении реального платежеспособного спроса трудящихся.До того как выявится это сокращение и начнется падение гражданскогопроизводства, военное производства оказывает взбадривающее влияние напромышленность: оно предъявляет спрос на машины, сырье и другие материалы,вызывая рост их производства. Этот рост производства сопровождается повышениемзанятости, что влечет за собой повышение спроса на предметы личногопотребления. Необходимо отметить, что воздействие военного производства напромышленное производство в Италии было более значительным, чем в ряде другихстран. Это связано со следующими обстоятельствами.
1. В Италии до 1950года военное производство практически равнялось нулю. Оно начало быстро раститолько в 1950 году в связи с войной в Корее. Крутой подъем военногопроизводства в Италии предъявил большой спрос ряду отраслей, вызвав оживления.
2. В итальянскойпромышленности имелись весьма значительные неиспользованные мощности военнойпромышленности
3. В Италии,получившей от американского правительства большие военные заказы, значительнаячасть военного производства финансируется за счет американского бюджета.
Военноепроизводство, вызывая временное, искусственное оживление итальянскойпромышленности, вместе с тем уродует ее структуру. С этой точки зренияисключительно важное значение для Италии имеет следующее обстоятельство: ввидутого что военное производство имеет в лице государства гарантированногопотребителя, пользуется большими льготами в области налогообложения,кредитования и т.д. и поэтому является наиболее прибыльным, это обусловливаетприток капиталов в военную промышленность из гражданских отраслей. В беднойкапиталами Италии это вызывает их отлив из важнейших гражданских отраслей,ослабляет их и усугубляет диспропорции в структуре итальянской промышленности.
Глава4.Итальянская экономика на современном этапе.
4.1. Общаяхарактеристика экономики.
За последниегоды Италия стала одной из ведущих экономически развитых стран мира. Пообъему произведенного ВВП она занимает пятое место (после США, Японии, ФРГ иФранции). У нее отмечен рекордный за последнее десятилетие ростпромышленного производства +5,3%. В мировой торговле она занимает шестоеместо. Ее доля составляет 6,3%. Золото-валютные резервы Италии достигают 59млрд.долл., из которых 27млрд.долл. в конвертируемой валюте, остальные взолоте. В то же время высоким остается государственный долг страны, которыйпревышает в стоимостном выражении ВВП и составляет 125,1% при норме ЕС 60%.
В 1995 году ВВП Италии составил 1771 трлн. лир. Для структурыВВП Италии характерным является рост доли услуг за счет сокращения удельноговеса сельского хозяйства и промышленного производства. Если в 1960 году долясельского хозяйства равнялась 12,3%, промышленности — 41,3%, сферы услуг — 46,4%, то в 1995 году эти показатели составили, соответственно, 3,3%, 32,9% и63,8%.
Существенные изменения происходят также в структуреэкономически активного населения страны. В 1995 году его доля в сфере услугсоставила 63,4%, против 47,3% в 1979 году; в промышленности — соответственно28,4 и 37,8%; в сельском хозяйстве — 8,2 и 14,9%. С 70-х годов имеет местоабсолютное сокращение рабочей силы в промышленности: с 7,7 млн. в1979 году до6,3 млн. человек в 1995 году и в сельском хозяйстве: соответственно, с 2,8 млн.до 1,8 млн, человек. В 1995 году в экономике страны работало 22,2 млн. человек(на 1,3 млн. человек меньше, чем в 1991 году), из которых 69% являлись наемнымиработниками.
4.2. Промышленность Италии
Наиболее важную роль в развитии народного хозяйства Италиииграет промышленность. Ее первостепенная значимость определяется динамизмом,качественными изменениями в производстве и активным воздействием на весь ходобщественной жизни. Традиционная классификация промышленного производстваИталии, в котором выделялись горнодобывающая, обрабатывающая и электроэнергетическаяотрасли, была заменена в 70-е годах и в связи с обострением энергетическойпроблемы стала выделяться топливно-энергетическая отрасль. В 1995 г.промышленность страны выпустила продукцию на 560 трлн.лир (по добавленнойстоимости), из которых 66% приходилось на обрабатывающую промышленность, 18% — на топливно-энергетическую и 16% — на строительство.
Италия покрывает свои энергетические потребности в основномза счет импорта. В 1996 г. национальное производство первичных энергоносителейсоставило 32,9 млн.т нефтяного эквивалента (н.э.) в то время как импорт достиг139,6 млн. т н.э. В 1995 г. доля природного газа в общем производстве первичныхэнергоносителей составила 49,8%, электроэнергии (гидро- и геотермо) — 30,4,нефти — 15,8, твердого топлива — 4,0%.
Строительная промышленность включает в себя жилищноестроительство, сооружение промышленных и административных зданий и объектов, атакже общественные работы — строительство дорог, коммуникаций и других объектовобщественного характера. Деловая активность в строительстве тесно связана сфинансированием различных правительственных программ по укреплению и развитиюинфраструктуры. В Италии около половины валовых инвестиций в основной капиталприходится на строительство, которое в первой половине 90-х годов переживалобольшие трудности в связи с волной разоблачений в коррупции и взятках лиц,действующих в этой отрасли. В целом в 1995 г. инвестиции в строительство внеизменных ценах уменьшились по сравнению с 1991г. на 13,4%, в том числе в возведениизданий жилого назначения — на 4,0%, а в строительство нежилых помещений иобщественные работы — на 23,4%, что в определенной степени обусловлено такжеполитикой правительства по уменьшению государственных расходов и дефицитабюджета с целью оздоровления финансовой системы страны.
В структуре итальянской промышленности преобладающую рольиграет обрабатывающая промышленность, которая является основой итальянской индустрии. Именно в ееотраслях сосредоточены наиболее квалифицированные трудовые ресурсы, основнаячасть расходов на НИОКР также падает на обрабатывающую промышленность.
В течение трех первых лет текущего десятилетия в этой отраслинаблюдался спад.
В 1994-1995 гг. кризисное состояние экономики сменилось
оживлением, ростом капиталовложений и активизациейвнутреннего и внешнего спроса. В 1995 г. объем производства обрабатывающейпромышленности достиг 309,5 трлн.лир (в ценах 1990 г.), что превысило уровеньпредкризисного 1990 г. на 6,9%. В частности, прирост производства в 1995 г. посравнению с 1990 г. составил в черной и цветной металлургии 17,8%, в химическойи фармацевтической — 6,4%, в машиностроении (включая транспортное) — 10,2%, втекстильной, швейной и обувной — 13,8%, деревообрабатывающей и мебельной — 6,8,пищевой — 8,9%.
Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимаетмашиностроение, доля которого в общем выпуске продукции обрабатывающих отраслейпревышает 35%.
Италия в силу некоторого отставания от других стран по уровнюнаучного потенциала специализируется на производстве машин и оборудованиясредней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гаммумашиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейшихпроизводителей сельскохозяйственной техники, занимая среди стран ЗападнойЕвропы второе место после ФРГ по выпуску и экспорту машин для сельскогохозяйства.
Высокая конкурентоспособность характерна дляитальянского электробытового, упаковочного и пищевого оборудования.Прочные позиции на мировом рынке занимают итальянские производители таких видовтехнологического оборудования, как химическое, металлургическое, текстильное,горнодобывающее, а также ряда электротехнических товаров.
Важную роль в экономике Италии играют отрасли легкой промышленности,продукция которых пользуется значительным спросом на мировом рынке. Чтокасается сельского хозяйства Италии, то следует отметить негативное влияние,которое оказало на ее развитие участие страны в ЕС.
Создание единого сельскохозяйственного рынка в рамкахСообщества поставило итальянских производителей в неравное положение споставщиками из других стран, имеющих более развитое сельское хозяйство.Расчеты на широкое использование созданного при ЕС специального Фонда поориентации и гарантированию сельского хозяйства не оправдались. Для структурныхпреобразований, в которых остро нуждалось сельское хозяйство Италии, выделялосьтолько 3,7% Фонда, в то время как остальная часть средств расходовалась наподдержку доходов фермеров в северных регионах ЕС. Взносы Италии в Фондзначительно превышали суммы ассигнований, выделяемых ее сельскому хозяйству.
Аграрная политика Сообщества не способствовала решению ниодной из серьезных проблем итальянского сельского хозяйства, а скорее усугубилатрудности, которые привели к тому, что с конца 70-х годов Италия сводит балансвнешней торговли сельскохозяйственной продукцией со значительным отрицательнымсальдо.
Не располагая каким-либо существенным влиянием в руководящихорганах ЕС, определяющих направления аграрной политики, представители Италиидлительное время не выдвигали своих предложений, а ограничивались одобрениеммероприятий, разрабатываемых партнерами с более развитым сельским хозяйством, вчастности Францией и Нидерландами. Только во второй половине 70-х годов — вобстановке острого кризиса, охватившего сельскохозяйственный Юг, итальянскоеправительство потребовало провести срочную реорганизацию Фонда по ориентации игарантированию сельского хозяйства и распространить практику обеспечениятвердых доходов на фермеров южных областей. В мае 1978 г. компетентные органыЕС одобрили так называемый Средиземноморский пакет, в соответствии с которым ЮгИталии получил от Сообщества финансовую поддержку.
Вступление в ЕС Греции, а затем Испании и Португалии, с однойстороны, обострило конкуренцию на рынках средиземноморской продукции иосложнило экономические проблемы Италии, а с другой — способствовалообъединению этих стран для отставания их общих интересов в Сообществе.
Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладающей ориентации его напроизводство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции“средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производствамногих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупатьна внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных ипродовольственных товаров, главных образом продукцию животноводства и корма. Вто же время Италия выступает нетто-экспортером по фруктам, овощам и напиткам.
4.3. Внешняя экономика
Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение дляэкономики Италии.Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, чтоосновные отрасли итальянской промышленности используют главным образомпривозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой — относительной узостьювнутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежомзначительной части национального продукта.
Укрепление экономического потенциала Италии неразрывносвязано суглублением ее участия в международном разделении труда, с растущей специализациейотдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективностьпроизводства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Этоставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику назарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.
Италия относится к числу наиболее бедных полезнымиископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство непоспевает за ростом потребления населением структуре. По имеющимся подсчетам,среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (болееЯпонии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственногосырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душунаселения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытиивнутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти — 95%,твердого топлива — 935, природного газа — 69%, электроэнергии — 42%.
В отличие от других членов Сообщества, в энергетическомбалансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожаниекоторого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общемпотреблении продуктов питания и изменениями в его первичного топлива в Италиидоля отдельных его видов составляет: нефть — 56%, природный газ — 25%, твердоетопливо — 8%, электроэнергия — 11%. За счет импорта покрывается 100%потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% — медной, железной, 90% — свинцовойруды и бокситов, 60% — цинковой руды, 80% — металлолома. Довольно великазависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия илесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности вхлопке, около 89% — в шерсти, почти 45% — в древесине.
Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладании ориентацииего на производство продукции растениеводства, с основном так называемойпродукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращиваниипроизводства многих видов продукции животноводства. В результате странавынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие видысельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукциюживотноводства и корма.
Растут потребности Италии в импорте продукции обрабатывающейпромышленности. С 1981 по 1992 гг. доля импорта в общем потреблении продукцииобрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14 до 25%, в томчисле химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроения с 16 до 36%,электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%, конторских машин иоборудования для автоматической обработки данных с 58 до 66%, автомобилей изапасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной и обувной промышленности с 6до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины и пластмасс с 8 до 19%.
Очень велика зависимость Италии от импорта иностраннойтехнологии (лицензии,патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуетсяхроническим отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговлетехнологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходитсяосновная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерамиИталии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия.Италия, однако, имеет положительное сальдо в торговле ноу-хау с развивающимисястранами и странами Восточной Европы.
Заключение
Италия по своему экономическому потенциалу занимает место вгруппе ведущих промышленно развитых стран мира, в частности, входит в состав“большой семерки”, куда, помимо Италии, входят США, Япония, ФРГ, Франция,Великобритания и Канада. Прежде чем экономика Италии достигла таких результатовн
В период после Второй мировой войны итальянская экономика значительноокрепла и утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италия уступалатолько Японии.
Вместе с тем ряд специфических причин исторического,политического и социального характера замедлял и тормозил процессэкономического роста. Поэтому динамика развития народного хозяйствахарактеризовалась сменой высоких темпов роста производства экономическимиспадами и стагнацией. Так, высокая общехозяйственная конъюнктура 60-х годовбыла прервана спадом и депрессией 70-х годов, а впоследствии затяжным кризисомначала 80-х годов, из которого страна вышла только в середине десятилетия.
При изучении проводившегося в Италии в послевоенныйпериод курса экономической политики необходимо исходить из того положения, чток концу второй мировой войны в итальянской экономике существовал ряд проблем.
Итак,основной вопрос, возникший с окончанием войны, и соответственно задача,стоявшая перед правительствами послевоенного периода, заключалась в том, чтобыразрешить этот комплекс проблем.
К концу Второй мировой войны почтиполовина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-мгодам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительствомдавали уже около 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю,банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельскогохозяйства сократилась до 4%. В период с 1950 по 1964 объем промышленногопроизводства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главныхстатей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья исредств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7%в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самыхразвитых промышленных районов Европы.
Вступление в т.н. Общий рынок(Европейское экономическое сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличенияобъема итальянского экспорта.
Внутренний валовой продукт (ВВП)Италии, т.е. общий объем рыночных товаров и услуг, в 1991 (по данным последнейпереписи) оценивался в 976 млрд. долл. В расчете на душу населения ВВПсоставлял 16 896 долл. (во Франции – 18 227, в Германии – 19 500 долл.). В 1991на долю личного потребления приходилось 62% ВВП, на долю государственного –17%, а на инвестиции – почти 20%.
Еще одна важная структурная проблемабыла связана с углублением разрыва между уровнями объема производства иблагосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошлирадикальные социальные и экономические изменения. Численность сельскогонаселения в 1950–1960-е годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущиепромышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда какдоходы, уровень жизни, уровень образования и занятости повысились.
Другая важная особенность Италии в том что мероприятияитальянского правительства по всей экономике направлены на обеспечение прибылеймонополиям, на сохранение и упрочнение их господствующего положения в экономикестраны.
Список литературы
1. А.А. Веселиций «Совершенно секретно:Заговор против Республики».
2. Н.П. Васильков «Монополистическийкапитал Италии» ,1959
3. Андреев С.С. «Италия», !991
4. Васмльков Н.П. «Италия»
5. Манцокки, Бруцио «Очеркиэкономической политики Италии 1945-
1959», 1961
6. Пезенти А. «Тенденции развитиякапитализма в Италии», 1962
7. Колосов Л.С. «Италия из далека ивблизи»
8. Г.Р. Зафесов «Тайные рычаги власти»
[8]Приложени1
Государственный бюджет Италии (млрд.лир) 1955/56 1956/57 1957/58 1958/59 1959/60
Доходы . . .
В том числе налоги. . . .
В % ко всем доходам . . .
Расходы. . .
В том числе прямые . . .
Военные расходы
В % ко всем расходам . . .
Дефицит. . .
2752
2464
89,5
2901
487
16,7
149
1986
2760
92,2
3204
516
16,1
218
3398
2861
84,0
3696
572
15,5
298
3304
2934
88,5
3558
596
16,5
254
3388
3130
92,5
3734
670
18,0
346
[9]Приложение2
Чистые прибыли, объявленныекрупнейшими компаниями, и чистая продукция промышленности в 1948 и 1956 годах ( в млрд.лир покупательнойспособности 1956 г.)Компании Чистые прибыли, объявленные Увеличение (в %) 1948-1956 г. В 1948 г. В 1956 г.
Эдисон
«ФИАТ
«Монтекатини»
«СИП»
«СМЭ»
«САДЭ»
«Пирелли»
«Италчементи»
«Бастоджи»
«СНИА-Вискоза»
«Чентрале»
Все указанные компании
Чистая продукция итальянской промышленности
1,68
0,82
3,14
0,73
0,31
0,85
1,10
0.5
0,44
1,50
0,17
11,20
2,020
10,19
12,65
10,18
4,82
4,49
4,07
3,41
3,19
2,61
2,02
1,95
58,48
4,699
595
1420
273
570
1350
495
207
470
494
34
1050
412
128
[10]Доля ( в%) иностранного оборудованияв наличных запасах некоторых видов оборудования ( национальное производство +импорт-экспорт)Вид оборудования 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956
Станочное и кузнечное оборудование
Текстильные машины
Тракторы
Торговые суда
59
22,5
27
66,6
50,6
31
36
65
65,5
42
46
57,4
60,7
36
43
33
57,0
30
31
31
62,5
22,2
35
5,1
51,5
29,4
36
31