Содержание
Введение
§ 1. Причины и условиязарождения прав человека
§ 2. Правачеловека: сущность, понятие, классификация
§ 3. Развитие иобеспечение прав человека в России
Заключение
Список источников
Введение
Права человека – это права, объективные посвоей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку кактаковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Правачеловека представляют собой определенные социальные притязания, меры социальнооправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитиемобщества и социализацией человека.
Менязаинтересовала тема «Эволюции прав человека» в связи с тем, что она являетсяосновополагающей в нашей жизни. С глубокой древности люди стали задумыватьсянад вопросами о причинах и путях возникновения государства и права, и какследствие о правах человека. Права человека являются одной из глобальныхпроблем современности, от решения которой зависит дальнейшая судьба нашейцивилизации. При этом всё больше требуется решение проблемы соответствияположения внутригосударственного права в области прав человека с международнымистандартами. Права человека составляют один из элементов конституционализма,так как обеспечение свободы и безопасности человека играет первостепенную рольпри создании конституций. Проблема прав и свобод человека-индивида-личностикрасной нитью проходит через всю историю и теорию политико-правовой мысли.
Целью даннойкурсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека,их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества игосударства способствуют становлению прав человека и их постепенномуюридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся насоздании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовыхструктур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.
§ 1. Причиныи условия зарождения прав человека
Правачеловека– явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правахчеловека – при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современнымуровнем и характером мировой цивилизации, – опирается на богатый предшествующийопыт человечества, прежде всего в области правовых форм организацииобщественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции ихсоциальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает всебя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права исоответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития правав соответствующем обществе.
Правачеловека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей,повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческойдеятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями,неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеетпритязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных идуховных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объемэтих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида вклассовой структуре общества, в системе материального производства. Эти благаусловно могут быть названы правами человека. Такая условность определяетсярезкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение,феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые недавали возможности правам человека обрести признак универсальности на основепринципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.
На протяжениистолетий в передовых странах Европы в борьбе с королевским абсолютизмомпроисходило отвоевание, иногда с последующими отступлениями и уступками,привилегий, свобод и прав отдельных сословий. Можно, конечно, признавать, чтоВеликая Хартия вольностей 1215 года – историческая предтеча Билля о правах 1689года, североамериканской Декларации Независимости 1776 года, французскойДекларации прав человека и гражданина 1789 года – выражает и закрепляет правачеловека. Более того, можно даже придерживаться мнения, что концепция правчеловека зародилась в V-VI вв. до н.э. в древних полисах Афин и Рима[1]. Однако, важно видеть и то, чтопоявившиеся в процессе естественно-исторического развития обществ наиболееразвитых стран Западной Европы и Северной Америки основные права и свободычеловека и гражданина – это качественно новое явление, имеющее с отдаленнымиэпохами истории, лишь то общее, что и тогда и в канун наступления Новой историичеловечество, применительно к конкретно-историческим условиям своегосуществования, стремилось к свободе, равенству, справедливости. Принципиальноезначение имеет в данном случае то обстоятельство, что появившиеся в процессеестественно-исторического развития обществ наиболее передовых стран мираосновные права и свободы человека и гражданина – имеют уже качественно инуюсоциальную и правовую сущность, обусловленную, складывающимися демократическимгражданским обществом и формирующимся правовым государством.
Основноепревосходство демократических форм государственности любого исторического типасостоит в том, что они в состоянии так или иначе учитывать объективнуюпотребность господствующего способа производства в соответствующем масштабесвободы его участников и официально признавать тот юридический статус своихподданных или граждан, который диктуется правовой природой господствующихобщественных материальных и иных отношений, а потому и качеством личности –субъектом этих отношений [2].Деспотические и тоталитарные режимы, также вовсе не лишены возможностиучитывать «объективную потребность господствующего способа производства», ноделают это не столь эффективно, в результате чего становятся на путьузурпирования социально диктуемых прав личности, присваивают себе«несуществующее» право «одаривать» людей правами и даже ставят весьсуществующий политический строй на грань катастрофы. В государствах сдемократическим строем, существовавших в рабовладельческой или феодальнойэпохах, прав и свобод человека и гражданина, свойственных демократическомугражданскому обществу и правовому государству в их современном общепризнанномсмысле и значении не было и, объективно, не могло существовать.
Понятие правчеловека стало реальностью политической теории и практики в Европе в XVII-XVIIIвеках. Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливостиявились идеи о правах человека как высшей социальной ценности общества игосударства, высказанные философами-просветителями Дж.Локком (1632-1704),Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Вольтером (1694-1778). Онисчитали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право нажизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могутбыть отняты ни государством, ни обществом.
Теорияестественных прав впервые была комплексно разработана в работе английскогофилософа (первого философа эпохи Просвещения) Дж. Локка «Второй доклад огосударстве», опубликованной в 1688 г. Теория Локка исходит из того, что нараннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладалиестественными правами на жизнь, свободу и имущество. Но эти права мало что даютв условиях отсутствия государства. Людям почти невозможно защитить свои права водиночку, а споры по поводу прав сами по себе являются мощным источникомконфликтов. Люди создали общество – а общество создало государство – именно длятого, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами. Приведуодну выдержку из работы Дж. Локка«…естественная свобода человека состоит втом, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не бытьподчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться толькозаконам природы. Свобода человека в обществе состоит в том, чтобы неподчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, что установлена ссогласия общества….»[3].
Государство,по мнению Локка, основано на общественном договоре между правителями иуправляемыми. Граждане должны подчиняться только тогда, когда государствозащищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят вышетребований интересов государства и возникли раньше появления на светгосударства. Государство остается легитимным, пока оно систематически защищаетправа человека своих граждан и обеспечивает их осуществление. Каждый человек позакону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е. свою жизнь,свободу и имущество»[4].Обеспечение этих неотчуждаемых прав человека и является главной цельюдоговорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. Кважнейшим способам практического осуществления прав человека относятся, преждевсего, принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый изних, разработанный в первую очередь Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо, означаетподчиненность власти индивидам, добровольно объединившимся в народ (общество) иобладающим правом на расторжение «общественного договора» и свержение власти втом случае, если она посягает на фундаментальные права человека на жизнь,свободу и собственность. Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы,— разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым егосформулировал в современной форме французский юрист Шарль Луи Монтескье в трактате«О духе законов» 1748 г.
Основная цельразделения властей – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такуювозможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой порядок вещей, прикотором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»[5]. Подобное взаимное сдерживаниевластей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционированияв законно очерченных границах. «Казалось бы, – пишет он, – эти три властидолжны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течениевещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действоватьсогласованно». Причем ведущие и определяющие позиции в системе различныхвластей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Этот принцип исегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность отзлоупотреблений и притеснений со стороны власти.
Другой аспектсвободы, на который обращает внимание Монтескье, — это политическая свобода веё отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину.Она заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечениятакой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественностиуголовных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невинность граждан, тоне ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоватьсяпри уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире.Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими»[6].
Теоретическойформулой для французского революционного движения против королевскогодеспотизма и феодально-аристократического строя во имя «прирожденных правчеловека» послужили некоторые мысли и изречения Ж.Ж.Руссо, который довелучение естественной школы до крайних ее последствий. Сопоставляя идеалестественного права с окружающей его действительностью, Руссо пришел к полномуи всестороннему осуждению последней. По природе, учил он, человек рождаетсясвободным; между тем мы видим его повсюду в оковах. По природе все люди равны;между тем контраст богатства и нищеты составляет явление повсеместное; поприроде все люди братья; между тем мы всюду можем наблюдать ожесточенную борьбусословий. Словом, в учении Руссо можно найти все элементы знаменитой формулы «свобода,равенство и братство», послужившей лозунгом Французской революции.
Общепризнаннымлидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним,настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ). Взгляды на политику, государство, право и законвкраплены в самые разные произведения писателя, и соседствуют в них с рассуждениямина иные темы. Он наметил программу французского Просвещения, поставил рядфундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительскойкритики религии. Вольтер как представитель школы естественного права признаетза каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу,собственность, безопасность, равенство. Однако когда Вольтер говорил оравенстве, он имел в виду формальное равенство перед законом, то есть отменуфеодальных привилегий и установление равной для всех гражданскойправоспособности, но отнюдь не равенство общественного положения. «В нашемнесчастном мире, — говорил он, не может быть, чтобы люди, живя в обществе, неразделялись бы на два класса, один класс богатых, другой — бедных».
Заметныйвклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделениявластей внесли американские мыслители Т.Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др.С республиканских и демократических позиций права человека обосновывал Т.Джефферсон (1743-1826). В подготовленной им Декларации независимостиСоединенных Штатов Америки (принята 4 июля 1776 г.) была сформулированаидея неотчуждаемых прав человека. Декларация стала первым официальным документом,закрепившим эти права. Теоретические представления о неотчуждаемых естественныхправах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную рольв процессе формирования конституционализма и заметно повлияли нараннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовуюпрактику.
Этовлияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., в Билле оправах 1789-1791 гг., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., в целом ряде других актов. Примечательна в данной связи ст. 16 французскойДекларации, которая гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользованиеправами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»[7]. Права и свободы человека игражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрелиобщемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественныхи государственных порядков. Эта Декларация оказала огромное воздействие напроцессы борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признаниеи защиту прав человека и гражданина, за практическую реализацию идей правовогогосударства.
Извышеизложенного следует, что становление и развитие прав человека имеет длительнуюисторию, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той илииной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека,подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы,справедливости, формального равенства, признания самоценности человека. Натакой основе стало возможным формирование правовых государств, одним из главныхпризнаков которых является верховенство прав человека. Права человека являютсяодной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центрвсех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. Какписал русский правовед Борис Николаевич Чичерин: «В здравой теории, также как ив практике, свобода только тогда становится правом, когда она признаетсязаконом, а установление закона принадлежит государству»[8].
§2. Права человека: сущность, понятие, классификация
В философии под сущностью любого явления понимаетсясовокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений,выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которымиопределяются все другие свойства и признаки данного явления.
Выявлениесущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющихприроду права. Поскольку право представляет собой сложное многогранноесоциальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различныхточек зрения. Существующие в юридической науке подходы являются выражениемисторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом ихразрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться вразличных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, какзащищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.
Права человека органично вплетены в социальную деятельностьлюдей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативнойформой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации ихпоступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства,конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способыжизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечениянормального функционирования индивида, общества, государства. Эти нормативыоснованы на принципах свободы, равенства, справедливости. Такие права, какправо на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности, свободумнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политическихпроцессах и другие, являются необходимыми условиями устроения жизни человека вцивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемыгосударством.
Идеологическое, доктринальное обоснование прав человека — учениео естественных, прирожденных правах человека, которые независимы отусмотрения и произвола государственной власти; цель последней — обеспечениеправ, изначально данных природой или творцом. Господствовавшие до появленияестественно-правовых идей этатистские (от франц. слова «Etat» — государство) воззрения ориентировали на подчинение индивида государству какверховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своемуусмотрению. Естественно-правовая концепция акцентирует внимание наавтономии личности, ее индивидуальности. Такой подход — революционный поворот вобщественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству изависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государствав сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственнойзащиты в случае нарушения его прав и свобод. Ценность естественно-правовогоучения состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы,справедливости, человеческого достоинства и счастья.
Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическомобосновании буржуазных революций, становлении прав человека, нельзя сказать,что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношенийличности и государства. Ей противостоял и в значительной мере продолжаетпротивостоять позитивистский подход к природе прав человека ивзаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу, правачеловека, их объем и содержание определяются государством, которое«дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистскиефункции(лат. «Paternus» — отцовский, отеческий: во внутригосударственныхотношениях — политика государства в отношении своих граждан, направленная навсестороннее развитие и благополучие всех граждан).
С таких противоположных позиций оценивались и оцениваютсяприрода и сущность прав человека и взаимоотношения индивида и государства.Противостояние этих позиций насчитывает столетия. Различные подходы квзаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государствасохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий инаходят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституцияхСША, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая)концепция прав человека, в Конституции Австрии — позитивистская. Однако такиеразличия в конституционных записях не следует переоценивать,поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципыправового государства, следовательно, на защиту и охрану прав человека.
Вместе с тем различия естественно-правового и позитивистскогоподходов к природе прав человека требуют внесения определенной ясности. Преждевсего, ограничение власти государства правами человека не должно вести кпредельному умалению его роли, которая весома не только в охране прав и свободчеловека, но и в придании им законодательной, т.е. общеобязательной, формы.Поэтому права человека не могут быть противопоставлены государству, котороедолжно брать на себя не только функцию их защиты и обеспечения, но и ихзаконодательного формулирования. Особое значение имеет запись этих прав вконституции.
Практика государств, признающих естественно-правовую доктринупроисхождения прав человека, отнюдь не отвергает их позитивного оформления. Иестественно-правовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире невыступают как антиподы, антагонисты. Естественно-правовая доктрина акцентируетистоки происхождения прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств.Она ставит права человека превыше государства, пафос ее направлен наограничение правами человека тоталитарных притязаний государства. Вместе с тем,не находя закрепления в позитивном законодательстве, права человека выступаютвесьма неопределенно, размыто, и это затрудняет осуществление государствомфункции их обеспечения и защиты.
Конституционная практика развитых государств в известной мереустранила противостояние естественно-правового и позитивистского подходов кправам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод, котороеисключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаиваяее автономию и приоритет человека по отношению к государству. Эта благоприятнаятенденция снимает противостояние и крайность указанных доктрин — незащищенностьестественных прав человека вне государственного закрепления и дистанцированиепозитивистского учения от нравственных, личностных, социальных ценностей.
В этой связи возникает вопрос: что понимать под основнымиправами, можно ли отождествлять их с конституционными правами? Отсутствиестрогости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этотвопрос. Однако, основные права индивида — это прежде всего конституционныеправа. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 со ст.55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прави свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанныхправ и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речьидет только об основных правах человека, что позволяетподчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер(принадлежность каждому от рождения). Основные права являются субъективнымиправами. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе историческогоразвития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX века в результате долгихспоров о понятии субъективного права вообще и основных прав в особенности сложилосьновое понимание основных прав как субъективных, и человек может ссылаться наних перед лицом властных структур.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышладалеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость всоздании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основнымиправами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейшихмеждународно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав иинтересов личности, определяющих ту планку, ниже которой государство не может опускаться.
Принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Первого факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политическихправах (1966 г.), Второго факультативного протокола к этому же пакту (1989 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и, основных свобод и ряда других международныхактов внесло коренные изменения в правосубъектность человека, которыйстановится субъектом не только внутригосударственного, но и международногоправа. Эти международно-правовые акты определили тот универсальный наборосновных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальнуюжизнедеятельность индивида.
Поэтому в современных условиях под основными правамичеловека, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства иважнейших международно-правовых документах по правам человека. Если какое-либоосновное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно бытьпризнано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления.Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в областиправ человека является общепризнанным принципом международного сообщества.
Выделение категории основных правчеловека отнюдь неозначает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым,требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о том, что основныеправа и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятсявозможности возникновения других многочисленных прав, необходимых длянормальной жизнедеятельности человека.
Права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но ипо времени возникновения. Отсюда — появление понятия «поколения правчеловека».
Первым поколением правчеловека признаются те традиционные либеральные ценности, которые былисформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затемконкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократическихгосударств: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданинана ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право нажизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольногоареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всехтребований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судоми ряд других. Эти права, реализующие так называемую «негативнуюсвободу», обязывают государство воздерживаться от вмешательства всферы действия указанных прав.
Второе поколение правчеловека сформировалось в процессе борьбы различных классов и сословий заулучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса,так называемые «позитивные права», для реализации которыхтребуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства пообеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценивнеблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества,выдвинул идею его социального реформирования, которое призвано было смягчитьпротивостояние богатых и бедных в обществе. Такая идея неизбежно была связана свозникновением социальных, экономических и культурных прав — права натруд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг,права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие вкультурной жизни общества и другие. В современном мире эти права выражены воВсеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальныхи культурных правах, Европейской социальной хартии, что явилось огромным шагомвперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, ихобогащении.
Права первого поколения по своей природе отличаются от праввторого поколения. Это связано с позицией по отношению к ним государства. Правапервого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались какгражданские, предполагающие право на защиту от кого-либо вмешательства, втом числе и государственного, в осуществление этих прав (прав членагражданского общества), и политические права (права участникаосуществления политической власти). Речь идет, прежде всего, о защитеиндивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферуобщественной жизни и культуры.
Иная природа у социальных прав. Для их осуществлениягосударству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задачасостоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннююсозидательную работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенныесоциальные, экономические и культурные права. Ряд современных государств неприсоединился к Международному пакту о социальных, экономических и культурныхправах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в пакте права не являютсясубъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого родасоображения не лишены оснований, тем не менее, присоединение к пакту создаетобязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательствои организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX века государствоне может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это — закономерностьразвития современных государств, нашедшая закрепление в ряде конституцийзарубежных государств — ФРГ, Франции, Испании, Италии, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало формироваться третьепоколение прав человека. Природа прав третьего поколения составляет предметдискуссий. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективнымии могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью,ассоциацией. Так, право народов на развитие или их право на самоопределениеявляется коллективным правом, осуществление которого зависит не от отдельногочеловека, а от общности. Разумеется, отдельный человек принимает участие вреализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с егоположением как члена какой-либо общности. Между индивидуальными и коллективнымиправами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласнокоторому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свободиндивида. Коллективные права (право народа, право нации, право общности,ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мерестановления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзярассматривать как сумму индивидуальных прав, входящих в ту или иную общностьили коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями иинтересами коллективного образования.
Любаяклассификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторыеправа с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и дажеохватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются набазовые (неотчуждаемые), основные (конституционные), общепризнанные(закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине поосновной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычноделятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако,в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существеннолишь различие между правами человека и правами гражданина. Ниже приведенанаиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.Личные — являются правами каждого, и хотя часто именуютсягражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства,не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человеканезависимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиознойпринадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. Кличным правам обычно относят:
· Правона жизнь
· Правона свободу и личную неприкосновенность
· Правона достоинство личности
· Правона неприкосновенность частной жизни
· Правона неприкосновенность жилища
· Правона национальную и культурную самоидентификацию
· Свободасовести и свобода мысли
· Свободапередвижения и выбора местожительства;
· Свободавыбора национальности и языка общения
· Правона судебную защиту
· Свободавероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создатьсвою собственную)
· Правособственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франциипризнано одним из основных личных прав со времён Великой французскойреволюции). Политические — политические права и свободы отличаются отличных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесносвязаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной изгрупп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют ихучастие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, какправило, причисляются:
· Свободаслова (свобода информации)
· Правона гражданство
· Правона объединение (свобода союзов)
· Свободасобраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации,шествия)
· Правона участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственнойслужбе
· Правона участие в отправлении правосудия
· Правообращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления)
· Свободасредств массовой информации
· Избирательныеправа (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и бытьизбранным) Ксоциально-экономическим правам относятся:
· Свободапредпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную закономэкономическую деятельность)
· Правона частную собственность
· Трудовыеправа (право на труд и свободу труда)
· Правона охрану семьи, материнства, отцовства и детства
· Правона социальное обеспечение
· Правона жилище
· Правона охрану здоровья и медицинскую помощь
Ккультурным правам относятся:
· Правона образование
· Свободатворчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
· Правона участие в культурной жизни
· Академическиесвободы
· Правона благоприятную окружающую среду
Общиепринципы:
· Праваи свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставленыгосударством;
· Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства;
· Наборзакреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве долженсоответствовать международно-правовым стандартам;
· Всоответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равноймере всем и каждому;
· Правовыенормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, ане декларацией;
· Праваи свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание иприменение законов, деятельность государственной власти и местногосамоуправления;
· Государствоне должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека игражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кромебазовых);
· Праваи свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
· Осуществлениеправ и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы другихлиц.
Рассмотревтеоретический аспект данной темы, мы видим, что права человека имеют сложнуюструктуру. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы ивзаимосвязаны. Термин «права человека» относится к очень широкомуспектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурнойжизни общества.
§ 3. Развитиеи обеспечение прав человека в России
Из того что мыуже рассмотрели выше, мы знаем, что обеспечение прав и свобод человека игражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическомгражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, чтоформирование демократического гражданского общества с его правовымгосударством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделениявластей, народного представительства (парламентаризма) и другое – являетсяосновополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав исвобод.
Статья 1(ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическимправовым государством с республиканской формой правления. Смысл правовогогосударства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ 6 «Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прави свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Высокооценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить,что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права исвободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный,определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, вкоторой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностейформирования правового государства и обеспечения прав человека в России.
Первая иосновная трудность – это сами исторические традиции России, которые былинесовместимы с демократией и свободой. Россия — страна, в которой господствовалсистемоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободыи прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получили широкоераспространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII веках и ставшиеуниверсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мыслиРоссии. Однако возникли они во второй половине XVIII века. К сожалению, этиидеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, безграмотного,задавленного крепостным правом и самодержавием, с безграничной верой в «доброгоцаря».
Предысторияконституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Существенноезначение имеют идеи французских и английских мыслителей, повлиявших наконституционные проекты декабристов. Либеральные конституционные идеи пробивалисебе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правоваямысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон,устанавливающий основные начала государственного устройства страны.
Интересно заметить, чтов этот период государственного строительства Российской империи, принятиеконституции многими государственными деятелями рассматривалась какмеждународно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституциидействовали (даже на территории Российской империи – в Польше), тем самымРоссия как бы отставала от всей Европы, что играло существенное значение в еемеждународном статусе.
Сторонникамиконституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянскойаристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществитьпереход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничениявласти монарха народным представительством, ратовали за установлениедемократической формы правления и режим законности, избавление России отпроизвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов вРоссии можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М.Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н.Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционноймонархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Подконституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальныеправа и отношения всех классов государственных между собой».
Интерес представляютвоззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля иконституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу»Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева,формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательнаявласть передавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху;судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялосьравенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов,вероисповедания, отмена сословных различий. В основу декабристских проектовполитического и социального переустройства России были положены принципыестественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо,Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых, авторы были хорошознакомы. Под «естественными правами» понимались личная свобода человека,равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также созданиепредставительного образа правления при разделении властей на законодательную,исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственностиисполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием былинаправлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой длятого времени революционный заряд. Они декларировали и основыбуржуазно-правового государства.
Стремлениеосмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформациии Просвещении, характерно и для большой плеяды русских юристов и историков.Отсюда идеи естественного права и правового государства, которые исследуются втрудах Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И.Петражицкого и других. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой средепрофессионалов и остались чуждыми общественному сознанию не только народныхмасс, но даже интеллигенции. Как об этом с горечью писал Б.А. Кистяковский:«Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обестороны этого идеала – личность, дисциплинированная правом и устойчивымправопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаясяими, чужды сознанию нашей интеллигенции»[9].
Прогрессивные идеиконституционных преобразований в России того времени остались нереализованными,так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок.Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла быограничение царской власти. Конституции, которую подготовил царь-реформаторАлександр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появитьсяна свет из-за его убийства.
Первым шагом на путиперехода от монархии к республике в России стало оформление конституционноймонархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, которыйучредил Государственную Думу – первый русский парламент с совещательнымифункциями, и провозгласил избирательные права российских подданных.Однако п.п. а), г) ст. 6 гл. 1 Общие положения «Положения о выборах вГосударственную Думу» (1905, августа 6) в избирательных правах были ограничены лицаженского пола и воинские чины армии и флота, состоящие на действительнойвоинской службе, они не участвовали в выборах.
Манифест от17 октября 1905 года “Об усовершенствованиигосударственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделяласьзаконодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права:неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов,избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в Россииправительственный орган — Совет Министров.
Известныйрусский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905- 1906г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основысамодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся вдооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Режим,установленный после Октябрьской революции, стал шагом назад, поскольку онотверг главные демократические ценности – свободу, господство права, правачеловека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индивидуальностии самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора исамоопределения стали универсальными правилами новой жизни. Безраздельноегосподство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мереспособствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматриваяглавное противоречие марксистской доктрины, Н. Бердяев отметил, что «марксизмне хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью иоценкой человека класс с его классовыми интересами»[10]. Исходя из такого подхода общество,провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавлялочеловека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались встереотип «нового советского человека».
В СоветскойРоссии долгое время в политической и правовой теории, партийных программах илозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако наделе на первое место всегда ставились интересы государственно-политическойвласти. Возник культ социалистического государства, в котором те, ктоуправлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Советское социалистическоегосударство было недемократическим, осуществлявшим тотальную диктатуру надобществом, всеми органами и механизмами его жизнедеятельности.
Говоря об этапахразвития института прав и свобод в России, нельзя отрицать, что по мереразвития Советского государства наблюдалось расширение круга и объема правчеловека. Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностяхграждан не выделялись в качестве особого раздела. Они наряду с нормами иногохарактера получали отражение как в Декларации прав трудящегося иэксплуатируемого народа (от 25 января 1918 г.), являвшейся составной частьюКонституции, так и в ее разделе «Общие положения». Её сущностьсостояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителемвласти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских исельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительнойдемократии в лице Советов. Признавались равные права граждан независимо от ихрасовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либопривилегии или преимущества и на этом основании, какое бы то ни было угнетениенациональных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированнаянаправленность Конституции проявлялась в лишении избирательных правнепролетарских слоёв населения — представителей так называемого«эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особогокорпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. Приформировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенныепреимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государствадиктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.
В последующихКонституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г.,лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однакоиспользование прав допускалось только «в соответствии с интересамитрудящихся и в целях укрепления социалистического строя».
КонституцияСССР 1924 г. ознаменовала конституционное закрепление образования СССР иразделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзноегражданство. В отличие от Основного закона 1918 года, «Декларация правтрудящегося и эксплуатируемого народа» в новую конституцию включена не была,при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. В нейнет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностяхграждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все этоотражено в республиканских конституциях.
Впервыеособая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции. В этойКонституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права иобязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших иместных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправнымиреспубликами в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределовсоюзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала КонституциюРСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не былооткровенных призывов к победе социализма во всем мире. Как отмечают большинствоисследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самойдемократической конституцией в мире, но она не смогла стать заслоном отмассового беззакония и внесудебных расправ 1937 года. На основе принятыхконституционных норм в основном сложилась та система государственных органов иучреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формированиясовременной структуры власти.
Конституция1977г.внесла существенные изменения в структуру закрепления прав и свобод граждан.Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела обосновах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Былозначительно расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязанностейграждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользованиедостижениями культуры, свобода научного творчества, право на участие вуправлении государством и другие. Однако, как отмечается в литературе, в этомпроцессе отчетливо проявлялась следующая закономерность: расширение прав,наполнение их новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтовкак право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т.п. На этом фоне явнонедостаточное внимание уделялось политическим правам и свободам. Послепровозглашения курса на «неуклонное» расширение не последоваларазработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемыпостепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзоруза соблюдением которых, в сущности, и сводилась деятельность правоохранительныхорганов[11].
Права человека,провозглашаемые в Советских Конституциях, не были по существу таковыми попричине их по большей части нереальности, мнимости. Не могли быть онидемократическими правами гражданина по той причине, что не выражали подлинногоправа, а являлись лишь политико-идеологическим прикрытием тех нормативов,которые самовластно устанавливались государством. Всякий протест трудящихся поповоду низкого уровня такого нормирования получал политическую оценку и жестконаказывался. В подтверждение вышесказанного можно привести ещё цитату изстатьи, посвященной Российской Конституции и международному опыту, советскогоученого-правоведа Чиркина В.Е.: «Российские Конституции прошлого отвергализападные модели правового статуса личности и не признавали естественных правчеловека. Права личности были для них, прежде всего, данью государства, котороедаровало их своим гражданам, делая акцент не на личности, а насоциально-экономической сфере».[12]
Перестройкаявилась важным переломным этапом в отношении прав человека и правовогогосударства. Хотя это были первые робкие и непоследовательные шаги по путисвободы, недооценивать их нельзя. Нынешняя Россия оказалась на развалинахтоталитарного режима, где сохранились живучие традиции недооценки человека, егоправ и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства былонеизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым.Необходимо длительное время для того, чтобы государство не на словах, а на делеруководствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, чтобы эти права исвободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Втораятрудностьзаключается в том, что в настоящее время права человека – категория, чуждаяправосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать ихнезыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение ксамой Конституции как некоему «декору», необходимому в обществе,провозгласившем себя демократическим и правовым. Низкая культура и самихграждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формысудебной защиты, обращаясь в государственные органы с петициями и жалобами впорядке административного производства. Приоритет прав человека и правовогогосударства требует усилий всех граждан России, которые должны способствоватьутверждению в своем обществе «идеи права».
12декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была принята на всеобщемреферендуме, страна обрела основной закон. Новая конституция ознаменовала общуюдемократизацию государственной власти. Были узаконены политический плюрализм,множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Всоответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтовгосударственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный СудРФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательнаясистема. В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свободчеловека и гражданина, которая стала органичной частью (гл. 2) КонституцииРоссийской Федерации 1993 г. Назовем сущностные свойства ряда основных(конституционных) прав и свобод человека и гражданина:
· признаниечеловека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
· признаниеправ и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормаммеждународного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 17 КонституцииРФ);
· неисчерпаемостьобщепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и недопустимостьотрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФправ и свобод (ч.1 ст.55 Конституции РФ);
· неотчуждаемостьосновных прав человека (ч.2 ст.17 Конституции РФ);
· неизменяемостьоснов правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
· неограниченностьдействия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 (ч.1Конституции РФ);
· возможностьограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных Федеральнымзаконом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55Конституции РФ);
· непосредственностьдействия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19Конституции РФ);
· государственнаяи личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст.45 КонституцииРФ);
· судебнаявнутригосударственная и международно-правовая защищенность прав и свободчеловека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
· способностьправ и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления (ст. 18 Конституции РФ).
Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственнодействующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права исвободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией,ссылаясь на неё. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданинаобеспечивается правосудием, что является признаком их реальности иэффективности. В соответствии со ст. 118 судебная власть в РФ осуществляетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства, которые выступают различными способами судебной защиты прав исвобод человека. Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждогопроживающего на территории РФ на свободное передвижение и выбор местапребывания и жительства, конкретизирована в Законе РФ от 25 июня 1993 года «Оправе граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах РФ»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РСФСРот 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»; п.4 ст. 32 о праве гражданРФ на равный доступ к государственной службе – в Положении о федеральнойгосударственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993года № 2267.
Государство обязано признавать, соблюдатьи защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного праваимеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г.официально опубликован и вступил в силу Федеральный закон «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации».
Высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ.Согласно ст.80 и ст.82 Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав исвобод человека и гражданина. Он обязан уважать и охранять права и свободычеловека и гражданина, о чем присягает при вступлении в должность. ПрезидентРФ, подписывая законы страны, оценивает их с точки зрения соблюдения прав исвобод человека, и в случае их нарушения возвращает в Государственную Думу. ПриПрезиденте РФ образована Комиссия по правам человека с широким кругом полномочий.
Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируютэффективные формы демократии, действует совершенная система законов ипроцедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности. Припомощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Цельправового государства состоит в защите прав и свобод человека, поэтому наформирование такого государства должны направляться усилия всего российскогообщества.
Заключение
Рассматриваяэволюцию прав человека, мы увидели, что все сложнейшие государственно-правовыеявления основываются на правах человека, которые являются центральным звеномгосударственной и правовой жизни. Политико-правовая мысль, возникшая в условияхтех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовнаякультура (Афины, Рим), и объявившая человека «мерилом всех вещей», дала толчокевропейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: отчеловека к государству. Универсальный характер права человека приобрели в развитыхстранах европейского региона, в которых в XVII-XVIII вв. произошли буржуазныереволюции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в такихстранах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждыйпериод общественного развития создает свои проблемы и человечеству ещёнеизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты правчеловека. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащихчеловеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяетему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
В настоящее время в России идет активный процесс становлениякак гражданского общества, так и правового государства. Мы видим, что правачеловека в их системной связи с государством – это важнейшие составляющиетакого процесса. Однако, в России до сих пор ещё нет в полном смысле нидемократического гражданского общества, ни правового государства. Несмотря нато, что в России законодательно закреплены права и свободы человека игражданина, имеется структура правовой защиты граждан, но в целом в страненаселение не так часто обращается за защитой от противоправных действий всудебные органы.
По моему мнению, это связано с тем, что наши граждане имеютнизкую культуру в знании своих конституционных прав. В связи с чем, они нежелают и не умеют сами активно осуществлять и защищать свои права и свободы врамках Конституции РФ. Кроме того, граждане уверены вмалоэффективности суда и органов правопорядка. Конечно, в последнее времяситуация в России стабилизировалась, все мы видим волю и действия государстванаправленные на обеспечение достойного существования человека, уже нет задержеквыплаты пенсии, зарплаты бюджетникам, военнослужащим, разработана системамиграционного контроля и регистрации беженцев и переселенцев. Однако для построения подлинно демократического государстванеобходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.
Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – нетолько теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а созданиенеобходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно такжеустранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу законана пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан, упрочить их защиту, ееорганизационное обеспечение.
Эффективностьи результативность действия механизма защиты прав человека, в первую очередьзависит от того, насколько энергично и умело пользуются им самизаинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качествагражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своейстраны.
Списокисточников
1. Правачеловека. Учебникдля вузов / Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА—ИНФРА • М), 2001.
2. Проблемы общей теории права и государства: Учебникдля вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца.—М.: Норма, 2004.
3. Шевцов В.С. Права человека игосударство в Российской Федерации / ООО «Профобразование», 2002.
4. Человек, право, цивилизации:нормативно-ценностное измерение / Лукашева Е.А. – М: Издательство НОРМА-ИНФРА,2009
5. АграновскаяЕ.В. Правоваякультура и обеспечение прав личности. М., 1998.
6. Теориягосударства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:Эксмо, 2010.
7. Хрестоматияпо всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М.Черниловского. – М.1996.
8. Хрестоматияпо истории государства и права СССР / под. ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. –М., 1990.
9. И.Б.Михайловская, Е.Ф. Кузьминский, Ю.Н. Мазаев «Права человека в массовомсознании» // Институт прав человека// Internet: www.hrights.ru/text/mih/3/index.htm
10. Историястановления конституционализма в России // Право России// Internet: www.allpravo.ru/diploma/doc29p/instrum5044/item5048.html
11. Правачеловека как философско-правовая проблема. // Юридический портал правопорядок//http://www.oprave.ru/Philosofia/pilosof-01.html
12. Этапыразвития Конституции РФ. // Юридический портал правопорядок// www.oprave.ru/Constit/Constitucionnoe2.html