КУРСОВАЯ РАБОТАПоистории государства и права зарубежных стран
Тема:
Эволюция общественного строя в Риме впериод республики. Государственный строй
План:
Введение
1. Переход к Римской республике
2. Основные положения Римского права
3. Борьба сословий и особенностиразвития Римской республики
4. Государственный строй Рима в периодреспублики
5. Общественный строй Рима в периодреспублики
Заключение
Литература
Введение
История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним изважнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение,расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства.
Начало римской историиотносится к той эпохе, когда многие государства Древнего Востока насчитывалиуже не одно тысячелетие от времени своего возникновения. На ранних ступеняхсвоего развития Рим не был связан с мировыми центрами и мировыми событиями тоговремени, но его политическая мощь постоянно росла.
Образование Римскойреспублики способствовало широкому распространению того культурного наследия,которое оставили другие народы древности (греки). Но в некоторых областяхкультуры и сами римляне достигли достойных результатов.
Остатки римскихмонументальных сооружений сохранились до настоящего времени, множествотерминов, выработанных римлянами, вошло во все современные европейские языки. Аизучение латинского языка и римских поэтов долгое время было основой школьногообразования. Даже основы римского права сыграли исключительную роль в историизаконодательства современных европейских государств.[1]
1. Переход к Римскойреспублике
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличнаявласть царя (рекса), рост оппозиций со стороны аристократических семей,обладающих большими богатствами и общественным влиянием, привел к ликвидациимонархии и к победе в Риме республиканского строя, а также к окончательномуутверждению полисной системы организации государства.
Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, которыйприсущ полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии(народные собрания и др.), не получил полного развития. Простой народ вполисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о властииз патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления аристократии.
Вообще термином «республика» характеризуют государственно-политическуюорганизацию Рима IV – I вв. до н. э. Смыслом организации власти в своемгосударстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых,привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целомобладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разнымучреждениям и лицам. Этот принцип стал основной классической Римскойреспублики.
2. Основные положения Римского права
Безусловное следование республиканским законам было для римлян не толькоюридической обязанностью, но и делом чести. Идея правового государства беретсвое начало в республиканском Риме, ведь именно в римском обществе была выработанаправовая система, которая имела целостный и всеобъемлющий характер.
Эволюция общественного строя нашла свое отражение в Римском праве.
Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломалаустаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое исовершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулироватьтончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитогогражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальнойправовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости оттипа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночноехозяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римскаяюриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римскойюриспруденции зародилась юридическая профессия, и с нее, соответственно, беретначало специальное правовое образование.
В период республики действовали «Законы XII таблиц»(первая римская кодификация законов). Они регулировали сферы собственности,семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовымоперациям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственногоправа. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила,но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиесясоблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении «Законы XIIтаблиц» многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.Например, из греческого права, о которых говорила и историческая традиция. Кчислу таких можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о правеубить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации.
По содержанию Таблицы распределялись: 1. О вызове в суд; 2. О завершениисудебных дел; 3. Об ответственности должника; 4-5. О семейных и наследственныхделах; 6. О приобретении вещей; 7. О пользовании земельным участком; 8. Онаказаниях за ущерб; 9. Об общественных делах; 10. О порядке при похоронах; 11.О браке патрициев и плебеев; 12. Об общих судебных делах.
Они были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городскойплощади. Поэтому никто не мог сослаться на не знание закона. Истинный гражданинРима должен был знать их наизусть.[2]
Законы XII Таблиц были построены, с одной стороны, по древнемуказуистическому принципу, с другой – по приемам религиозной заповеди:большинство норм начиналось с повелительного запрета или разрешения.
Таблица III
1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней послепризнания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.[3]
Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации,законы были строго определенны и формальны.
Таблица VIII
15б. Закон XIIтаблиц предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакойодежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.
«Законы XII таблиц» были в своей основе записью обычного права.Их примечательной чертой было четко проведенное разделение вещей на двекатегории: 1. земля, рабы, рабочий скот; 2. все остальные вещи.
Таблица VI
2. Давность владения в отношении земельного участкаустанавливается в два года, в отношении всех других вещей – в один год. Землясчиталась общей собственностью. По специальному закону территория римскойобщины должна была оставаться только под ее контролем (сделки с общей землейчастным лицом запрещались), хотя фактически она принадлежала частному лицу.Также запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию вРиме экономически и политически сильного жречества.
Таблица XII
4. Законом XIIтаблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметомсудебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размередвойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиватьсягосударству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.[4]
Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок,владельцем которого они становились после двухлетнего пользования (на иноземцевне распространялось). А все другие вещи передавались из рук в руки совершенносвободно (не нуждались в манципации – определенном обряде передачи их другомулицу).
Долговое рабство, узаконенное Таблицами, было крайне суровым. Оноособенно угрожало плебеям. Но правящая верхушка Рима пошла на уступки. И в 326году до н. э. долговое рабство было уничтожено. С того времени ответственностьдолжника ограничивалась его имуществом.
Семейные отношения характеризуется неограниченной властью домовладыки.Жена также была во власти домовладыки (своего мужа). Живущие под крышей егодома были членами одной фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось егоколлективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства».Если он умирает, то имущество делилось поровну между агнатами. Когда их небыло, все наследовали ближайшие сородичи (братья, их сыновья).
Таблица V
5. Если уумершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут егосородичи.2
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина не ранеесмерти отца.
В Римской республике допускался не узаконенный брак (с помощью покупки).Он устанавливался как простое сожительство, при котором имущество супруговнаходилось в раздельной собственности. Такой брак следовало возобновлятьежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически попадала подего власть – по давности. Чтобы избежать этого она должна была уходить жить кродителям на три дня, чтоб прервать давность.
Также «Законы XII таблиц» разрешали наследование по завещанию. Домовладыкамог лишить наследства любого из агнатов, прямо назвав его. Лишенный могобжаловать это решение, но всякое решение по наследованию должно было бытьутверждено народным собранием.
Уголовно-правовые постановления Таблиц тоже отличались суровостью. Существовалонаказание смертной казнью (поджигатель или взятый на месте преступления соружием), заключением в рабство, заключением в оковы, физическое наказание.
Таблица IX
6. (Сальвиан.Оправлении божьем). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизнибез суда какого бы то ни было человека.[5]
«Законы XII таблиц» рассматривают похищение чужого имущества нетолько как преступление против государства, но и как действие, наносящеечастный имущественный вред.
Преступления раба рассматривались судом. У него не было никаких гарантийи прав на защиту. Приговоренный к смерти сбрасывался с Тарпейской скалы. [6]
Существовали определенные правила разрешения имущественных споров,составляющих гражданский процесс. Он протекал в форме борьбы за спорную вещь.Тот, кто сбивался, автоматически проигрывал дело. А при неявке одной из сторонрешение выносилось в пользу ее противника.
3. Борьба сословий и особенности развития Римскойреспублики
Постепенно сословия превращались в классы крупных землевладельцев,зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическаявласть была сосредоточена в руках господствующего класса. Этот процесссопровождался борьбой плебеев против патрициев. Плебеи требовали, чтобызавоеванные земли делились между ними, патриции же хотели присоединять их кобщественным землям. Плебеи настаивали на уничтожении долговой кабалы идолгового рабства, добивались доступа к магистратурам и жречеству, патриции жеупорно держались за свои привилегии. Плебеи требовали писаных законов, чтобыбороться со злоупотреблениями патрициев. Им удалось добиться избрания комиссиидецимвиров. Записанные и одобренные народным собранием законы («Законы XIIтаблиц») легли в основу дальнейшего развития римского права. В значительноймере они основывались на обычном праве, хотя вносили много нового.
«Законы XII таблиц» под влиянием наиболее консервативныхпатрициев запретили браки между патрициями и плебеями.
Таблица XI
1. (Цицерон. О республике). Децемвиры второго призываприбавили две таблицы несправедливых законов, между прочим, санкционировалисамым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.[7]
Чтобы ослабить борьбу плебеев за землю, Рим стал основывать назавоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в.до н. э. было основано 10 колоний, в IV в. до н. э. – 15. Колонииподчинялись законам римского или латинского права, но жители их могли получитьримское гражданство, переселившись в Рим. Колонии становились проводникамиримского влияния.
Вся вторая половина IV в до н. э. была занята войнами римлян с луканскими исамнитскими племенами, захватившими Капую.
В результате долгих и ущербных войн Рим стал бесспорным главой федерациииталийских городов и племен. Постепенно италийские города перенимали римскоеустройство, осваивали язык, следовали новым культам. Но и римляне воспринималикульты побежденных, следуя старинному обычаю (приглашать божество враждебногогорода перейти на сторону римлян, обещая за это выстроить ему храм).[8]
Римская республика была новым этапом в истории античного государства. Ееразличные институты были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа:законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственныйаристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народногосуверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массынарода, и с коллегиально единоличным управлением создавало особый укладвзаимной политической уравновешенности, которая уже в древние временапредставлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений.
Такое смешение типов организации власти служило еще одной гарантией –против повреждения его основ, и, тем самым, лучше других служило делугражданской свободы.
Идеал государственного равновесия стал важнейшим вкладом республиканскойгосударственности в мировую политическую культуру.
4. Государственный строй Рима в период республики
Верховенство народа как коллективного правителя государства былозакреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народныхсобраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний.
Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере:
· контроль за усыновлением;
· контроль за осуществлениемотцовской власти в роде и семье;
· контроль за утверждением в этойсвязи завещаний.
Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы,преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочиявоенного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходилоутверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народногособрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении гражданподлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненныйимел право апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отменене подлежало. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним извысших магистратов.
Правом участия в таких собраниях обладали самостоятельные граждане Рима,прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий.Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободногопроисхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем цензисчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самымрасписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усиленыбыли и позиции вообще богатых слоев.
В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а такжевольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициямпринадлежала:
1. Судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскимимагистратами;
2. Выборы плебейских магистратур (народных трибунов иэдилов);
3. Законодательство.
Главным органом государственной власти в республике был Сенат –древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римскогонарода. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения– консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей,отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики правасенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторовколебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, послечего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.
Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, таккак их решения имели опору в согласии народа.
В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа,став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторымизаконодательными полномочиями.
Функции сената:
1. Общее попечение над культами, надзором за храмами исвященными местами и т.д.;
2. Общее финансовое управление (он выделял деньги наведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);
3. Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами вгороде;
4. Военно-организационное управления;
5. Дипломатические и международные отношения Рима;
6. Право управлять подвластными Риму провинциями(назначение туда магистратов, определять их полномочия);
7. Рассматривание законодательных предложениймагистратов, которые они вносили в народные собрания. После полногоустановления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до ихпредложения народным собраниям;
8. Возможность вынести собственное заключение(сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;
9. Возможность продлевать властные полномочия магистратовв зависимости от их деятельности.
Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате иголосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.
Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.
Вообще появление магистратур в Риме было связано со свержением властицаря. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решенийнародных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной иправовой деятельности.
Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским.Этот орган власти был выборным, обычно это делали народные собрания. Следуяпринципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов,преторов, а плебеи избирали несколько народных трибунов. Консулы обладалидолжностной властью (могли сами наказать неприемлемые действия любогогражданина), правом обращаться к богам; их действия были безотчетными. Онизанимались всеми второстепенными делами по гражданской, военной части и следилиза внутренней и внешней безопасностью города. Если начиналась война, онинабирали войска, назначали командиров и осуществляли высшее военноеруководство. Консулы издавали указы по вопросам управления и толкования права.
Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебномпроцессе, он стал формулярным.
В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты.Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет,претор – 40, консул – 42 года. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам(его имя объявлялось на форуме). Потом он вел предвыборную агитацию(встречались массовые подкупы), но закон предусматривал строгую ответственностьза предвыборную коррупцию.
Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римскаяармия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службыпродлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоконаказуемо, вплоть до продажи в рабство.
В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оносостояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч).Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воиновобучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалосьжестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы измалоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась,становилась самостоятельной деклассированной политической силой и сталапостоянной.
Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым государство сталоплатить жалование и выдавать вооружение. Ветераны же могли получать земли вАфрике, Галлии и в Италии.
Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшимидротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница.После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи,копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себяпанцирь и шлем.
Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся поопределенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случаеотступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях.[9]
Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог бытьприсвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителейобычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальныеворота для прохождения армии).
Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Ужесамо создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов,означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадноерасширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как ороли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьбареспублики оказалась во многом в руках армии.
5. Общественный строй Рима в период республики
Период республики – период интенсивного развития производства, приведшегок значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правовогоположения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыгралии успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римскогогосударства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Классы – это большие группы людей, различающихся по их месту в системеобщественного производства, по их отношению к средствам производства, по ихроли в общественной организации труда, произведенного продукта.
Положение римского гражданина в данный период подразумевало обладаниеполитическими правами (выбирать в народном собрании, избирать магистратов ибыть избранным в эти должности, служить в армии) и личными, частно-гражданскимиправами (носить трехсоставное имя, участвовать в торговом и гражданскомобороте, заключать полноценный брак, пользоваться особыми формами судебнойзащиты, составлять завещания). У полноправного гражданина, несомненно,существовали и определенные обязанности: служба в армии, уплата налога,соблюдение религиозных и моральных устоев. Также гражданин Рима могпретендовать на бесплатное наделение землей, на выдачу хлеба, на доступ к играми зрелищам. Их запрещено было подвергать телесным наказаниям.
Римского гражданства можно было лишиться при утрате свободы (пленение навойне, продажа в рабство), в силу приговора суда (наказание), в силу особообщественно морального осуждения (когда происходило лишение права составитьзавещание, выдвигать иски в суде).
К высшему сословию относят римскую знать – нобилитет. Только они моглизанимать должности консулов. Также нобилитет претендовал на политическоепервенство, имел религиозное влияние на граждан Рима и мог присваиватьжреческие должности. Представители нобилитета возглавляли армию, управлялипровинциями.
Следующими сословиями были политические и правовые сословия сенаторов ивсадников, которые выделялись из-за своих богатств.
Сенаторские полномочия можно было получить вследствие длительногоисполнения обязанностей жреца, а также за счет наследства согласноимущественному цензу. Такое звание давало право присутствовать в Сенате иисполнять судейские обязанности в спорах между гражданами.
Но еще в 218 г. до н. э. сенаторам было запрещено заниматься любымикоммерческими предприятиями, заключать браки с лицами низших категорий. А вовторой половине I в. до н. э. им было запрещено покидать Рим,приобретать земельную собственность в провинциях, служить в армии.
Самым мобильным, многочисленным и экономически влиятельным слоем былосословие всадников. Они в основном занимались внешней торговлей,ростовщическими и финансовыми операциями (откуп налогов). Их привлекали нагосударственную и военную службу.
Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составлялижители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию изаключивших с Римом особые договоры о федерации (справедливый союз). Жителиэтой категории сохраняли собственное гражданство и получали государственноепокровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правамиримских граждан, но имели общенародные права (участие в торговом обороте,заключение брака, возбуждение исков в суде).
Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства(латины). Ими обозначались жители центральной области вокруг Рима – Лациума,которые первыми признали над собой господство Рима и были на положениисоюзников. Это предоставляло им право участвовать в торговом и гражданскомобороте, вступать в законный брак. Если они живут в Риме, то становятсяполноправными гражданами, а также могут участвовать в народных собраниях.
Также существовали жители областей или общин, враждебных и покоренныхРиму с ликвидацией у них политических и административных институтов. Они моглипользоваться судебной защитой.
Вообще положение иностранцев в Римском государстве и в период республики,и в период империи было своеобразно. Если они не принадлежали к одной изопределенных правовых категорий (латинов, перегринов и др.), то в мирное времяих рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжениеи личность, и собственность иностранца. В военное время положение ухудшалось:иностранцы становились врагами, и любой мог произвольно расправиться с ними,если они не вступали под покровительство римлянина.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов,то есть на неимущих и малоимущих (пролетарии). Свободных гражданхарактеризовало осуществление коллективной собственности на землю и рабов,принадлежащих государству. Они обладали всеми частными и гражданскими правами,но политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежалоим всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имеливозможности и избираться магистратами. На пролетариев возлагались воинская идругие общественные обязанности.
Свободные в Риме делились на две социально-классовые группы: имущуюверхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей(земледельцев и ремесленников), бедноту (люмпен-пролетарии), которые составлялибольшинство общества.
Люмпен-пролетариат – это люди, обладающие правами римского гражданина, тоесть они могли участвовать в выборах магистратов, в народных собраниях, но неимели собственного хозяйства и не работали. Жило это сословие за счет подачекбогатых людей, становясь их клиентами, поддерживая их кандидатов приголосовании и оказывая различные услуги. Люмпен-пролетариат не имел особых политическихинтересов и убеждений, он требовал «хлеба и зрелищ».
Особое сословие составляли вольноотпущенники (бывшие рабы, отпущенные насвободу своими господами и обладавшие неполноправным гражданством). Им былопредоставлено право участвовать в центуриатных комициях. Конечно, они неизбирались на должность магистратов и не имели прав на заключение законногобрака.
По отношению к своему хозяину вольноотпущенники должны были оказывать емуматериальные услуги, сохранять почтение, не имели права предъявлять иски нанего. За нарушение этих обязанностей вольноотпущенник мог быть снова объявленрабом.
Еще одним неполноправным сословием в Риме считались клиенты (понаследству, вынужденная мера).
С наступлением эпохи христианства в Римском обществе появляются разграниченияв правах граждан с различным вероисповеданием. Язычники и евреи не моглизанимать общественные и государственные должности, обладать рабами и вступать взаконные браки. Еретики и вероотступники подлежали такими же ограничениями всвоих правах.
К несвободному населению относили класс рабов, которые были или захваченыв плен на войне, или родились рабами, или были проданы за долги.
Сначала рабство имело патриархальный характер. Как правило, раб не имелни политических, ни частногражданских, ни имущественных прав, а господинупринадлежало право наказания. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всехправ и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усилениеагрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощениезавоеванного населения. В связи с внедрением рабства менялся и характер войнРима. Таким образом, «классические» рабство в Риме было закономернымрезультатом роста производства и социальной борьбы внутри самого римскогообщества. Войны лишь ускоряли этот процесс.
Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарногопроизводства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов.Остатки человеческих прав, некоторые моральные ограничения эксплуатации рабов,существовавшие при патриархальном рабстве, в новых условиях начинают стеснятьрабовладельца.
Имеющаяся в обществе социальная напряженность перерастала в настоящуюклассовую борьбу. Классовая борьба рабов стала играть большую роль в той общейсистеме социально-классовых противоречий, которые приводили в движение весьсложный механизм римского общества.
Цены рабов колебались. Во время особо удачных войн раба иногда продавализа 4 динария, но обычная стоимость раба была 400-500 динариев.Высококвалифицированные рабы стоили в несколько раз дороже.[10]
Во II – I вв. до н. э. рабы становятся многочисленным классом.Однако численность населения в древности, в том числе рабов, точно не известна.Американский историк У. Уестерман полагал, что соотношение между свободными ирабами 1:2 (33% рабов и 67% свободных).[11]
Рабы делились на публичных (занимавшихся в частном и в общественномхозяйстве) и колонатов.
Раб мог иметь в своем обладании особое имущество – пекулий, данный емугосподином. С помощью этого пекулия раб мог совершать сделки, отвечать пообязательствам, а колонами становились те рабы, которые получили пекулий.Обедневшие свободные переходили на положение это положение из-за долгов, чтопередавалось по наследству.
Характерные черты колоната:
1. колон жил на чужой земле и платил за нее ренту;
2. он не имел права добровольно уйти от хозяина(прикрепление);
3. он имел личную свободу, мог заключать брак, иметь семью,имущество (отдельную от хозяйской);
4. он должен уважать своего хозяина и не подавать противнего иски в суд;
Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волюхозяином.
Из рабского состояния вообще можно было выйти только законным способомили особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносилраба в него как самостоятельную персону, или путем завещания.
В период империи морально и в правовом смысле положение раба улучшается.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами –свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами,имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвоватьв народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве онадавала право вступать в римский брак и участвовать в имущественныхправоотношениях.
Римская община в начале республиканского периода была одним изгосударственных образований Апеннинского полуострова. Это было небольшоегосударство с единственным городом – центром политической и культурной жизни.Город был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость –убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишьместные уроженцы, владевшие земельными участками. Иноземцы и рабы не имелиправа владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны былислужить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительнаявласть осуществлялась выборными магистратами.
Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищалграницы своего небольшого государства, собираясь в ополчение, что формировалочувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.Над гражданином не было давления бюрократии. Гражданин вместе со своимидомочадцами и рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании ивыбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Длягражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательноговыбора своих действий.
Кризис полисно-общинных структур начался с проникновения в средугражданства пришлых элементов, которые состояли внеобщинной политической ивоенной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самогогражданства разлагали полисные порядки и учреждения. Начался отход отколлективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личностиколлективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинныедедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинаютпроникать иные нравы, иноземная идеология и религия.
Сложная социальная структура римского общества II – I вв.до н. э. породила запутанные отношения классовых и социальных противоречий этойэпохи. Общественные противоречия осложнялись борьбой разоряющегося крестьянствас землевладельцами, городского плебеса с магнатами, италиков и провинциалов сримским гражданством. Даже внутри римской знати не было единства. И этимногочисленные противоречия подрывали силу римского общества.
Заключение
В Римской республикесочетались аристократические и демократические черты, где существеннопреобладали первые, обеспечивающие привилегированное положение знатной богатойверхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высшихгосударственных органов.
Во II – I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Римеприводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги вэкономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского трудасопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верховрабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих инеимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море вовнутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европудо Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемыподавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.
В этих условияхстановится все более очевидным, что старое политическое устройство ужебессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступаетв период кризиса, который коснулся, прежде всего, существующих политическихучреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства,аристократического политического режима правления нобилей, замаскированногореспубликанской формой правления, которая создала видимость власти римскогонарода. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новымисторическим условиям.
В период республикиорганизация власти была достаточно проста. Некоторое время она отвечалаусловиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжениипоследующих пяти веков существования республики размеры государства значительноувеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органовгосударства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованноеуправление огромными территориями. Естественно, что такое положение снижалоэффективность управления и стало со временем одной из причин паденияреспубликанского строя.
Литература
1. Виппер Р. Очерки истории Римскойимперии, том 1. Ростов-на-Дону, 1995.
2. История государства и правазарубежных стран. Документы и материалы по истории государства и права Древнегомира и Средневековья, учебное пособие, ч. 2. М., 1994.
3. Древний Рим под. ред. Каллистова Д.П.и Утченко С.Л. М., 1995.
4. Древние Цивилизации под ред.Бонгард-Левина Г.М. М., 1989.
5. История Древнего Рима под ред.Кузищина В.И. М., 1994.
6. Машкин Н.А. История Древнего Рима.М., 1947.
7. Черниловский З.М. Всеобщая историягосударства и права. М., 1996.