Реферат по предмету "Государство и право"


Цифровая криминалистическая фотография и видеозапись

Оглавление
Введение
Глава 1 Цифровая криминалистическаяфотография
1. 1 Цифровая фотография вкриминалистике
1.2 Техника криминалистическойцифровой фотографии
1.3 Особенности цифровой фотофиксацииобъектов криминалистических экспертиз
Глава 2 Криминалистическаявидеозапись
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие«криминалистическая техника» в современном его виде складывалось постепенно. Впервых работах наряду с вопросами использования технических средств и приемовпри расследовании преступлений рассматривались и приемы, не носящиетехнического характера (тактические приемы). Развитие криминалистики привело кчеткому разграничению технических и тактических приемов. Сегодня термин«криминалистическая техника» употребляется в двух значениях: как разделкриминалистики и как отрасль общей техники. Криминалистическая техника, являясьсоставной частью науки криминалистики, призвана обеспечивать решение ее задач спомощью различных технических средств и методов.
Главнойзадачей криминалистической техники является возможность обнаруживать и изыматьневидимые и слабовидимые следы, получать розыскную и доказательственнуюинформацию, облегчают отыскание тайников, обеспечивают высокую степеньдокументальности фиксации обстановки, в которой производится следственноедействие, способствуют повышению производительности труда следователя[1].
В криминалистическойпрактике применяются различные средства фиксации: фотоаппараты, видеокамеры,магнитофоны и видеомагнитофоны, липкие пленки, слепочные массы и другие. Вданной работе для нас наиболее важны вопросы, связанные с цифровой фотографиейи видеозаписью.
Глава 1 Цифровая криминалистическая фотография
Криминалистическаяфотография – совокупность научных положений и разработанных на ее основефотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследованиякриминалистических объектов[2].
Фотосъемкадолжна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистическизначимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями.Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветоваягамма объекта, имеющего криминалистическое значение.
Системакриминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной иисследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первойиспользуются в криминалистической практике для запечатления обстановки, вкоторой проводилось следственное действие, а также добытых доказательств,организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенныхвещей и в других направлениях. Исследовательская фотография открывает широкие возможностидля фиксации и анализа, представленных в распоряжение эксперта криминалистическихобъектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявитьслабовидимые и невидимые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостныеразличия, механизм следообразования. Фотографические методы используются такжев целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химическихреактивов при производстве фототехнической экспертизы. Фотоизображенияисследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируя и обосновываясделанные выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важныедля раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятсяк иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве вкачестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которыеполучены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку илисовершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаютсяк материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Снимки, полученныев ходе следственных действий и судебных экспертиз, имеют статус приложений ксоответствующим процессуальным документам (ст. 166 УПК РФ).1.1 Цифровая фотография в криминалистике
Цифроваяфотография — способ фиксации криминалистических объектов, при которомфотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными[3].
Процессцифровой фотографии заключается в получении цифрового изображения, егоредактировании и печати копий на твердом носителе. Для этого разработаныспециальные технические (фотографические) средства. К ним относятся цифровыеустройства ввода, устройства вывода и устройства хранения изображений.Редактирование изображений осуществляется с помощью программных средств — графических редакторов. Наряду с использованием современных технологийполучения изображений, ранее не рассматривавшихся в криминалистическойлитературе, способ цифровой фотографии вместе с тем не исключает применения ужеизвестных методов традиционной криминалистической фотографии.
Как известно,методы в криминалистической фотографии подразделяются на запечатлевающие иисследующие. Первые служат для фиксации объектов, видимых глазом без примененияспециальных устройств. Вторые — в основном для выявления и фиксации деталей,цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Дляэкспертов-криминалистов важны и те и другие методы. С помощью запечатлевающихметодов осуществимы фиксация общего вида объектов криминалистических экспертиз,получение репродукций, получение стереоскопического изображения. К исследующимметодам относятся цветоделительная и контрастирующая фотография,фотографирование в невидимых лучах, микрофотосъемка.
При работе сцифровыми изображениями появляются новые возможности обработки изображений, ифотографические исследования могут быть проведены за короткое время, при этомотпадает необходимость в подборе специальных фотоматериалов и методов ихобработки. В то же время отсутствие дополнительных аксессуаров к цифровымкамерам пока не позволяет использовать их для некоторых специальных видовсъемки, традиционно применяемых в криминалистике.
Цифроваякамера (digital camera) относится к цифровым устройствам ввода (digital inputdevice) и предназначена для получения полутоновых или цветных изображенийобъектов съемки. В отличие от традиционной фотографии, где изображениевоспринимается светочувствительным слоем фотопленки, в цифровой фотографии рольсветоприемника выполняет линейка или матрица ПЗС.
ПЗС-матрица — это микросхема, содержащая многочисленные равномерно распределенные рецепторы,преобразующие свет в электрические сигналы. В дальнейшем эти сигналыпреобразуются в цифровое описание изображения для компьютерной обработки ипечати. Производство матриц с безупречно точным расположением каждого рецептораотносится пока к разряду трудоемких и дорогостоящих технологий, поэтомуколичественное увеличение рецепторов, прямо влияющее на разрешающую способностьизображения, пропорционально увеличивает стоимость изделия. Полученное«скрытое» изображение с помощью специальных схем внутри камерысохраняется на носителе. В качестве носителя может использоватьсяполупроводниковая память или магнитный диск.
В настоящеевремя производятся два типа ПЗС-матриц: сканирующие матрицы (называемые такжелинейками) — микросхемы, которые перемещаются параллельно плоскости объекта, истатические матрицы — неподвижные микросхемы, фиксирующие кадр одномоментно.Несомненным преимуществом фотокамер со статическими матрицами являетсявозможность запечатления объектов в динамике и использования импульсныхисточников света. Однако недорогие камеры, использующие малогабаритныеПЗС-матрицы, имеют невысокую разрешающую способность.
К цифровымустройствам ввода помимо цифровых фотокамер можно отнести и сканеры (планшетныеили проекционные). Для ввода плоских объектов (документов, поверхностных следови др.) предпочтительнее использовать планшетные сканеры. Для ввода объемных, втом числе и крупногабаритных, предметов применяются цифровые фотокамеры ипроекционные сканеры.
Принципдействия камер зависит от типа приемного устройства. Камеры на основе линейныхПЗС используют принцип полинейного сканирования изображения горизонтальнымилиниями. Для практической реализации данного принципа необходимо использоватьисточники света с непрерывным излучением в течение всего времени сканирования.Это сопряжено со значительным энергопотреблением и с повышенным тепловым фоном(к примеру, если используются лампы накаливания). Поэтому следует соблюдатьосторожность при съемке объектов, чувствительных к воздействию высокихтемператур. По данной технологии сканирование может занимать несколько минут,что не дает возможности фиксировать движущиеся объекты, но позволяет получитьвысокое разрешение изображения при относительно невысокой стоимости микросхемы.
Такназываемые three-shot камеры, также как и камеры на базе линейных ПЗС, пригоднылишь для фиксации неподвижных объектов, но при этом дают возможность получатьцветные изображения и используют матричные ПЗС. Цветоделение проводят с помощьютрех фильтров — красного, зеленого, синего. Съемка одного объекта производится3 раза подряд с каждым из трех фильтров по отдельности. В результате получаютсятри полутоновых изображения, из которых в последующем формируется цветноеизображение. При данном способе можно использовать импульсные источники света,включая лампу-вспышку, а также монохромные камеры для получения цветоделенныхкартин.
Оn-shotкамеры действуют аналогично традиционным переносным фотокамерам и пригодны дляполучения цветных изображений перемещающихся объектов. Многие производителииспользуют даже корпуса и объективы традиционных камер, изготавливая лишьцифровые приставки. Можно использовать импульсные источники света и короткиеэкспозиции.
Цветоделениеосуществляется двумя способами — расчетно-цветным и трехматричным. Врасчетно-цветном способе используется одна ПЗС-матрица с областями, имеющимиполосковые фильтры (красный, зеленый, синий). На фотоэлементы каждой областипопадает только один цвет. Далее принятое изображение интерполируется, иполучается цветное изображение, в котором RGB-pixel рассчитывается отпервоначальных пикселов с разрешением, равным разрешению матрицы (итоговоезначение определяется сложением первоначальных значений в определенныхпропорциях).
Трехматричныйспособ заключается в получении трех одинаковых полутоновых изображений,полученных цветоделением. В качестве цветоделителя часто используют призму.Свет в призме разделяется на три составляющие и направляется на три соответствующиеПЗС-матрицы. Описанный способ позволяет получать изображения с высокимразрешением, однако высокая стоимость технических средств ограничивает егораспространение. Некоторые производители предлагают использовать матрицы сневысоким разрешением, а затем проводить программную интерполяцию для повышениякачества изображений.
Цифроваяфотография пригодна для фиксации объектов криминалистических экспертиз. Припомощи устройств ввода возможно получение цифрового изображения высокогоразрешения, которое после обработки в графических редакторах можно либопоместить непосредственно в текст заключения эксперта (без использованияфототаблиц) либо вывести на печать отдельно (в форме фототаблиц). Во второмслучае качество печати за счет применения специальных бумажных носителей ипринтеров может быть существенно повышено.
Цифроваятехнология расширяет исследовательские возможности судебной фотографии.Использование компьютерной обработки значительно повышает наглядность привыявлении слабовидимых и невидимых следов, изучении залитых, зачеркнутыхзаписей, установлении способа изменений и восстановлении первоначальногосодержания документов. Для этих целей может использоваться широкий спектркомпьютерных фильтров из графических редакторов. 1 2 Техника криминалистической цифровой фотографии
При съемке скамерами, использующими ПЗС-линейки, необходимо помнить о непрерывностиосвещения во время сканирования изображения. В качестве доступных источниковсвета для фиксации общего вида объектов криминалистических экспертиз можнорекомендовать набор ламп дневного света.
В технологиицифровой фотографии по аналогии с традиционным фотопроцессом можно выделитьследующие основные этапы: подготовка к съемке, экспозиция, обработка иполучение фотоизображения на прозрачной или непрозрачной (бумажной) основе.
На первойстадии, помимо установки освещения и визуального определения интерваловяркостей, следует оценить объект съемки и выбрать необходимое оборудование.Правильный выбор оборудования позволит с наименьшими затратами получитьтребуемое изображение. Например, для получения репродукций таких объектовкриминалистических экспертиз, как документы, целесообразнее использовать нецифровую камеру, а планшетный сканер. Вместе с тем, если в документе требуетсявыявить детали (удаленные записи, вдавленные штрихи), планшетный сканер вряд липригоден вследствие ограниченных возможностей в подборе режимов освещения,спектральной фильтрации. На подготовительном этапе необходимо учестьсогласованность по спектральным характеристикам источника света и ПЗС-матрицыустройства ввода.
На следующейстадии осуществляется собственно фотосъемка объектов: предметов, документов,материалов, веществ, объемных или поверхностных следов.
Послепроведения экспонирования на светочувствительной поверхности приемникаобразуется скрытое электронное изображение, которое может быть сохранено вовстроенной памяти цифровой камеры или введено непосредственно в графическуюстанцию с помощью дополнительного интерфейса. Последний способ используется присъемке студийными камерами, сканировании планшетными и проекционными сканерами.В случае, когда изображения сохранены в формате устройств ввода (во внутреннейпамяти цифровых репортерских и любительских камер), ввод их в графическую станциюможет быть отложен до получения серии кадров.
Третья стадиязаключается в обработке (редактировании) изображения. Редактированиеизображения проводится в специальных прикладных программах — графическихредакторах и является ответственным этапом работы эксперта. Редактированиезаключается в коррекции тоновых и цветовых характеристик изображения, улучшениикачества изображения с помощью фильтров и других процедур, подготовкеизображения к печати.
Назаключительной стадии изображение выводится на бумажный или пленочный носительпри помощи принтера. Предназначенные для архивного хранения изображения(архивные копии) могут быть сохранены на электронном носителе большой емкости(CD-диске, магнитооптическом диске), освобождая тем самым жесткий диск графическойстанции.
Выборнеобходимого режима освещения зависит от отражательных свойств объекта съемки ирешаемых криминалистических задач. Основное правило: освещение должно бытьравномерным, рассеянным, без образования плотных теней и бликов на поверхностиисследуемого материала. Даже малозаметная неравномерность в освещении можетпривести к значительной «зашумленности» обработанного изображения. Неменее важным следует считать выделение информационно значимых деталей вобъектах, проводимое до обработки их изображений. Этого можно добитьсяцветоделением, исследованием люминесцентных свойств объектов, использованиемразличий их отражательных свойств в невидимых для человеческого глаза лучах.Такой дифференциации деталей способствует применение на входе системы фильтрованногоизлучения, особых режимов освещения. Например, исследуя дописанные записи,можно добиться пусть незначительного, но различия в плотностях первоначальных идописанных штрихов. Последующей цифровой обработкой эти различия можно сделатьболее наглядными.
Как известно,оптический диапазон спектра состоит из трех областей электромагнитных волн:ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной. Область ультрафиолетовых лучейрасполагается в диапазоне от 100 до 380 nm, инфракрасные лучи имеют интервал сдлинами волн от 760 до 1000 nm. При криминалистических исследованияхиспользуются, как правило, видимая область (400 — 700 nm) и ближайшие к нейучастки невидимой области спектра, расширяющие интервал от 300 до 900 nm.
СовременныеПЗС-матрицы могут достигать светочувствительности 400 — 800 ISO, но большинствоиз них приравнено по значению к 100 — 200 ISO. Поэтому при съемке приходитсяиспользовать дополнительные источники света, включая лампы-вспышки. Вместе стем, при высоких уровнях освещенности и наличии на поверхности объектабликующих деталей светоприемная поверхность матриц или линеек заполняетсяизбыточными зарядами, которые «перетекают» в соседние ячейки, чтоприводит к дефектам изображений в виде светлых полос — «тянучек». Этоявление получило название «блуминг». Для устранения указанногодефекта используется «антиблуминг» — встроенное устройство защитыПЗС-матрицы от локальных световых перегрузок, состоящее из затвора и стока.
Из доступныхвнешних приемов, позволяющих частично устранить явление блуминга, можно назватьследующие:
— применениенесложных средств рассеяния светового потока — размещение перед осветителемполупрозрачного (матового) экрана, направление источника света не на объект, ана белую светоотражающую поверхность, помещение объекта в «световойколодец»;
-ограничениепадающего света изменением значения диафрагмы — данная мера хотя и приводит кполучению темного по тональности исходного изображения, но устраняет«тянучки»; последующей обработкой изображение можно привести кнормальному (по распределению яркостей) виду;
-применениеполяризационных светофильтров — кристаллы поляризатора можно сориентироватьтаким образом, что при прохождении через фильтр часть излучения, приводящая кбликам на изображении, будет поглощаться, а другая часть (в плоскости,перпендикулярной к первой) будет пропущена при некотором ослаблении.
Прирепродукционной фотосъемке, т.е. при съемке плоскостных объектов (документов,рисунков, схем, фотографий, поверхностных следов и др.) освещениеустанавливается, как правило, с двух противоположных сторон под углом 30 — 50°, чтобы основная часть отразившихся лучей не попадала в объектив. Особенностьюцифрового репродуцирования является повышенное требование к равномерностиосвещенности по всему полю изображения, попадающего в кадровое окно. Прицифровом пороге в передаче полутонов, равном или ниже значения «256»,области с неравномерным освещением отображаются в виде закрашенных зон срезкими пограничными переходами, что заметно снижает качество наблюдаемой картины.
Прифотосъемке объемных предметов также используется двустороннее освещение, но приэтом один источник света, получивший название рисующего, является основой всегоосвещения, выявляет форму и детали объекта, а другой источник — в 2-3 разаменьшей освещенности — несколько высветляет затемненные участки изображения(выравнивающий свет). Для выравнивания теней вместо дополнительных источниковсвета могут использоваться белые отражательные экраны. При цифровой фиксацииследует учитывать, что в глубоких тенях изображения вместо равномерных темныхобластей может появляться «шум» в виде мелких окрашенных точек, чащесинего оттенка, существенно снижающих качество изображения. Можно устранитьуказанный дефект, увеличив мощность выравнивающего света или используя для освещенияпрямой (фронтальный) свет. Иными словами, цифровая фотосъемка, особенноцветная, требует сильного равномерного освещения всех частей объекта; наличиерезких контрастов и теней является нежелательным.
Дляустранения общей тени, отбрасываемой объектом съемки, рекомендуется размещатьего на расстоянии от фона, поместив, например, на прозрачное стекло. Дляпридания наглядности форме объекта, можно использовать фоновое освещение.
Схемуосвещения, которая включает взаимное расположение объекта съемки и осветителей,выбирают в зависимости от вида объекта и задач исследования. Например, объектсо слабовыраженным рельефом (вдавленный штрих на бумаге, рельефный оттискштампа) можно сфотографировать при косо направленном одностороннем освещении, аобъект со сложным рельефом и множеством деталей (оружие, замки, взрывныеустройства) — при равномерном двухстороннем освещении и, при необходимости, сдополнительной подсветкой.
По общемуправилу, непрозрачные объекты фотографируют в отраженном свете, прозрачные и полупрозрачные- в проходящем, объекты с деталями из прозрачных и непрозрачных материаловфотографируют при комбинированном освещении. Схемы освещения объектов притрадиционной и цифровой фотографии практически не различаются, поэтому описаныздесь в самом общем виде.
На точностьцифрового изображения влияют размеры элементов приемного устройства(ПЗС-матрицы) и их взаимное расположение, а также количество градаций яркости.Чем меньше размеры светочувствительных элементов и расстояние между ними и чембольше градаций яркости, тем точнее передается изображение.
Элементарнаяячейка изображения называется пикселом (pixel). Каждый пиксел имеет собственноезначение яркости. Для полутонового изображения эти значения могут изменяться впределах от 0 до 255. Количество информации, требуемое для записи 256 градацийполутонов, равно 8 bit (1 byte). Если увеличить количество информации (16, 24,32 bit), то соответственно увеличится число полутонов или оттенков (дляцветного изображения). 1. 3 Особенности цифровой фотофиксации объектовкриминалистических экспертиз
Средства иметоды цифровой фотографии, по аналогии с традиционными, используются вкриминалистической экспертизе для запечатления общего вида объектов и длярешения исследовательских задач. С их помощью можно выявлять слабовидимые иневидимые признаки, повышать наглядность цветовых и яркостных различий висследуемых объектах; изучать механизм следообразования, получать изображениядля проведения сравнительных исследований. Цифровые изображения могутприобщаться к заключениям эксперта для иллюстрации его выводов. Исходя изэкспертных задач, фотографические методы принято делить на запечатлевающие иисследующие. Остановимся на некоторых особенностях использования этих методовприменительно к цифровой фотосъемке.
Средствасъемки выбираются в зависимости от вида и размера фотографируемых объектов.Цифровые фотокопии плоских объектов проще всего получить на планшетном сканере.Съемка объемных предметов производится с использованием переносных цифровыхкамер (крупногабаритные объекты — одежда, длинноствольное огнестрельное оружие)или проекционных сканеров (мелкие объекты — пули, гильзы, пломбы, деталивзрывных устройств; объекты средних размеров — орудия взлома, пистолеты, ножи,замки и др.). Цифровые камеры и сканирующие головки можно укреплять на штативахили стойках распространенных фотографических установок «УЛАРУС»,«МРКА».
Основнаяособенность цифровой съемки объектов — выбор оптимального разрешения ввода(сканирования) и печати. Остальные параметры — яркость, контраст, цветовойбаланс — могут быть скорректированы в графических редакторах. Преимуществомцифровой съемки общего вида объектов является то, что программно можно выделитьнаиболее существенные их детали, поместить предметы на любой фон, убратьмешающие тени.
Цифровыекамеры, исполненные конструктивно в корпусах малоформатных фотоаппаратов,позволяют получать при съемке с предельно близких расстояний увеличениеизображения по сравнению с оригиналом не более, чем 1:10. К тому же у рядакамер полезная площадь изображения ограничивается не кадровым окном, аразмерами матрицы, что еще более ограничивает порог увеличения. Вместе с тем,объектами криминалистических экспертиз нередко выступают небольшие по своимразмерам предметы и следы или фрагменты следов (пули, гильзы, следы рук, следывзлома, фрагменты измененных штрихов записей). Цифровой ввод изображений внедостаточно крупном масштабе приводит к утрате мелких деталей объектов,нечеткому отображению признаков в следах.
Съемка объектовс увеличением 1:5 и выше, при которой используются специальные устройства иливстроенные оптико-механические функции фотокамер, получила названиемакросъемки. Масштаб макросъемки определяется исходя из физических размеровматрицы или окна сканирования. Например, при размере матрицы 14x9 mm снимаемоеполе изображения в масштабе 1:2 составит 28x18 mm. Таким образом, зная размерыснимаемого объекта и размеры кадрового окна, можно выбрать оптимальный размеркадра.
Примакросъемке рельефных объектов необходимо учитывать, что увеличение масштабафотографирования приводит, в свою очередь, к снижению глубины резкости. Ееможно повысить диафрагмированием объектива. Еще одно ограничение накладываетзначительное снижение количества света, попадающего на матрицу (линейку) присъемке в крупных масштабах. При изменении увеличения с 1:5 до 5:1 засветкасоставит около 5 % от исходной.
Данныеособенности не позволяют, как правило, использовать цифровые камерылюбительского класса для съемки в крупном масштабе. Макросъемка проводитсяпортативными и студийными камерами, имеющими возможность использования сменнойоптики, удлинительных колец или макромеха. Некоторые камеры оснащаютсяобъективами с переменным фокусным расстоянием и имеющими режим«Макро».
Цифровуюмакросъемку предпочтительнее проводить со штатива, что позволяет использоватьрежим длительных экспозиций. Наводка на резкость осуществляется при полностьюоткрытой диафрагме, а затем проводится диафрагмирование объектива до значения,обеспечивающего необходимую глубину резкости. Во избежание возможной нерезкостиизображения, управление экспозицией при макросъемке следует осуществлятьдистанционно, с помощью клавиатуры компьютера, сразу же просматривая на экранеполученные результаты.
Цифровымвводом или сканированием объектов следует добиваться оптимально высокой степениразрешения, чтобы впоследствии избежать изменения разрешения или размераизображений в графических редакторах. Физический размер определяетсяколичеством пикселов оцифрованного изображения. При постоянном количествепикселов программное увеличение размера изображения ведет к снижению егографического разрешения, что проявляется сначала в смазанности, нерезкостинаблюдаемой картины, а при дальнейшем укрупнении — в проявлении пиксельнойструктуры и мозаичности изображения.
Глава 2 Криминалистическая видеозапись
Криминалистическаявидеозапись – это система научных положений, технических средств, методов иприемов, используемых при изготовлении, демонстрации и хранении видеофильмов сцелью предупреждения, выявления раскрытия, расследования преступлений иразрешения уголовных дел в суде[4].
Понятием криминалистическаявидеозапись охватывается видеоаппаратура, но и приемы и методы ее применения, атакже демонстрационные устройства. Эти средства применяются, во — первых, дляфиксации условий, хода, участников и результатов различных действий и мероприятий;во — вторых, в целях исследования обнаруженных и зафиксированных объектов(предметов, процессов и т.д.).
Чаще всеговидеозапись применяется при производстве следственных действий в тех случаях,когда необходимо зафиксировать сложную и разнообразную обстановку местаисследуемого события, показать взаимосвязь ее отдельных предметов и следов, атакже для запечатления какого-либо следственного действия полностью, отдельныхдействий, дополнительных процессов — движения, хода развития определенногособытия или явления, например с целью познания способа совершения преступления,механизма события и т.п. Видеозапись имеет свои достоинства и некоторыенедостатки. Она позволяет одновременно синхронно фиксировать звук и изображениена магнитной ленте и визуально контролировать качество записи. Видеозапись нетребует лабораторной обработки. Однако она далеко не всегда может бытьиспользована в неблагоприятных световых условиях и не позволяет осуществитьускоренную съемку[5].
В последниегоды особенно интенсивно совершенствуются электронные методы фиксацииинформации. Их сущность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объектатрансформируется в электрический сигнал, который записывается на магнитномносителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а для воспроизведения,чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь электронно-оптическоепреобразование. Подчеркнем одну важную особенность современных электронныхметодов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все ониобеспечивают не только вывод изображения на телеэкран либо монитор, но и егофиксацию на чувствительном фотоматериале. Кроме того, электронным путем можнополучить такое же качество передачи мелких деталей, как у цветныхфотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основесформировалась криминалистическая видеозапись, отличающаяся оперативностью,технологической гибкостью и высокой информационной емкостью.
Прежде чемперейти непосредственно к видеосредствам фиксации криминалистическойинформации, отметим все более широкое распространение цифровых аппаратов, реализующихпокадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы онина базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляютпользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе соптическим совершенством сменных объективов.
В этой связинельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистаминовые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащихисточниками наглядной доказательственной информации, в особенности, если ониполучены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится наболее высоком, электронном уровне. В настоящее время в следственной практике используетсяобычная и цифровая видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства,которая дает возможность получить качественное цветное изображение даже вусловиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивностьи разрешающую способность (передачу мелких деталей). Улучшенная видеоаппаратурамаркируется знаком HQ, а кассеты с лентами, обеспечивающими повышенное качествозаписи, – знаком S (супер). Видеокамера может работать как от сети переменноготока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечивающего додвух часов съемки при температуре окружающей среды до 25 градусов по Цельсию.При отрицательных значениях температуры время работы без подзарядкиаккумулятора заметно сокращается вследствие загустения смазки в лентопротяжноммеханизме. Видеокамеры просты в работе, но представляют собой сложныеэлектронно-механические устройства, требующие соблюдения предписаний инструкциипо эксплуатации и уходу. Отдельные модели видеокамер оснащены лампамиподсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемыхобъектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличиеэлектронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниямикамеры при съемке «с рук». Немаловажным для криминалистической практикиявляется и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться повертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когдадоступ к фиксируемому объекту затруднен. Практически все современныевидеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием, варьирующим вшироком интервале от 4 до 400 крат. Это дает возможность получать с одной точкисъемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автоматическойфокусировки объектива. Важно и то, что в электронном видоискателе (лучше, еслион цветной) воспроизводятся показатели времени производства записи: день,месяц, год, часы и минуты. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важноекриминалистическое и доказательственное значение. Следует отметить также, что спомощью специального принтера можно получить фотоизображение с того или иного кадравидеоленты в черно-белом или цветном варианте. Для записи в основномприменяются 8-миллиметровые ленты, на кассетах с которыми указывается формат ипродолжительность записи, качество ленты и фирма-изготовитель. Видеозапись напредварительном следствии необходима, чтобы в динамике фиксировать образную извуковую криминалистическую информацию, получаемую при производствеследственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далееприемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе стем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производстваследственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание накриминалистически существенном. Документальный видеофильм, в полной мереотражающий произведенное следственное действие, можно снять, лишь правильноприменяя операторские приемы видеозаписи. Съемку фильма нужно проводить так,чтобы были доброкачественно зафиксированы не только изображение, но и звук. Из основныхоператорских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд.Панорамирование – это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бываетстатическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотомкамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получаюткруговую видеопанораму, а во втором – вертикальную. При динамическомпанорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве.Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большиеплощади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамическихпанорам – линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещаютпараллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорамаследования, когда с камерой движутся за объектом, фиксируя его динамику.Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуютсяс соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутрипанорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов.Здесь следует применять наезд, т. е. плавный переход от общего плана к среднемуи крупному. Отъезд – прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживатьориентацию в обстановке производства следственного действия после серииэпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лицпосле показа основного персонажа съемки. По аналогии с криминалистической оперативнойфотографией, которая использует ориентирующий, обзорный, узловой и детальныйвиды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупныйи детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорнойфиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещениеглавного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизодысудебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план,укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенныйобъект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделенияхарактерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный планнеобходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какойони будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно ведут суровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращатьвнимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи,затрудняющие восприятие звукового ряда. Для производства видеозаписи в ходеследственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора,объяснив ему, что и как требуется заснять. В соответствии со ст. 6 Федеральногозакона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»видеозапись допустима и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Вдальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут бытьлегализованы в материалах уголовного дела в качестве доказательств виныконкретного субъекта. На видеоленте могут быть отражены обстоятельствасовершения преступления, доказательства причастности к нему определенногогражданина, следы содеянного и др. Такие видеоматериалы по своей природе обычноприравниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числелюбительские, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующихследствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, нахожденияв дружеских взаимоотношениях, пребывания в определенное время в конкретномместе и др. К материалам расследуемого дела в качестве документа следуетприобщать видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея,пикник, застолье в ресторане, сауне и т. п. с участием лиц, интересующихследствие. Опровергнуть такие доказательства в силу их наглядности иубедительности весьма трудно.
Заключение
Развитие техническихсредств фиксации, идет по тому же пути, что и развитие техники целом, ипроисходит по следующим основным направлениям: совершенствование техническихсредств; совершенствование методов, видов и приемов.
Применение цифровойфотографии в расследовании преступлений позволяет существенно расширитьвозможности следователя, так как с ее помощью можно «остановить» объект,изучить динамический процесс на различных стадиях его развития, зафиксироватьобъект, невидимый глазу. Трудно переоценить роль фотографии в предупреждениипреступлений.
Применение видеозаписиспособствует: получению наглядного иллюстративного, доказательственного иориентирующего материала; выявлению таких объектов, следов и фактов, которые,находясь за пределами порога чувствительности органов зрения и слуха, невоспринимаются обычным способом. Кроме того, эти средства являются еще надежнымсредством «памяти». Они запечатлевают на будущее то, что может не сохраниться внатуре. Видеозапись, примененная в ходе опроса, допроса не только передаетсодержание сообщаемых сведений, но и особенности их передачи, состояниеисточника информации в этот момент, окружающую обстановку.
Список литературы
1.        Чернышов В.Н., СысоевЭ.В., Селезнев А.В., Терехов А.В. Технико-криминалистическое обеспечениеследствия: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005;
2.        Криминалистика.Учебник / под ред. Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. – М.: изд-во «Проспект», 2007;
3.        Криминалистическаявидеозапись: Учебное пособие (курс лекций) / под ред. Трубицина Р.Ю. – М.:изд-во «Щит и меч», 2004;
4.        Криминалистика:Учебник / под ред. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. — М.: ИНФРА-М, 2005;
5.        Криминалистика:Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ,2005;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.