Тема: «Цели,задачи и практика выполнения государственной программы „Электронная Россия“
Предмет:Автоматизированные системы в бюджетных организациях
Содержание
Введение
1. Характеристика проблемы, на решение которой направленапрограмма „Электронная Россия“, обоснование необходимости ее решенияпрограммными методами
2. Основные цели и задачи программы „Электронная Россия“,сроки, этапы реализации
3. Система мероприятий программы „Электронная Россия“
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы „ЭлектроннаяРоссия“
5. Механизм реализации программы „ЭлектроннаяРоссия“
Заключение
Литература
Введение
По мере развития и проникновенияинформационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизниорганы государственной власти все чаще используют их для организацииэффективного управления своей деятельностью и повышения качествапредоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современноминформационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствиягосударственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Госкоординатором программы „Электронная Россия“ является: Министерствосвязи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Госзаказчиками программы „Электронная Россия“ являются: Федеральнаяслужба охраны Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральноеагентство по информационным технологиям, Министерство экономического развитияРоссийской Федерации.
1. Характеристика проблемы, нарешение которой направлена программа „Электронная Россия“,обоснование необходимости ее решения программными методами
Сегодня в Российской Федерациисозданы все необходимые предпосылки для совершенствования работыгосударственного аппарата на основе широкого использования информационных икоммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием ворганах государственной власти современной базовойинформационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетвореныпотребности органов государственной власти в вычислительной технике,формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Вомногих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места,обеспечивающие доступ к сети Интернет. Некоторыми федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственныхинформационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку ихранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнениявозложенных на них функций. Существуют успешные прецеденты организации обменаданными в электронном виде между ведомствами, а также между государственнымиорганами, населением и организациями. Многими органами государственной властисозданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая,справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамкахреализации административной реформы ведется системная работа по описаниюфункций и процессов государственного управления, анализу возможностей ихоптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. Нафедеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующиевопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Вместе с тем, несмотря настремительный рост спроса на информационные и коммуникационные технологии состороны органов государственной власти, их внедрение не всегда приводит кулучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастуюусиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческихпроцессов.
Сохраняются значительные различиямежду органами государственной власти по использованию информационных икоммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения такихтехнологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существуетсерьезное отставание органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации от федеральных органов государственной власти по уровнюинформационно-технологического обеспечения административно-управленческихпроцессов, а также по уровню развития информационно-технологическойинфраструктуры и государственных информационных систем. Многие федеральныеорганы государственной власти не имеют комплексных программ внедренияинформационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основесвоей деятельности, что приводит к несистемным расходам на такие технологии.Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установкукомпьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует онедостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем,а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации.При этом органы государственной власти в большинстве случаев зачастую дублируютразработку типовых программных решений поддержки выполнения возложенных на нихфункций. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся безиспользования открытых стандартов, что приводит к несовместимостипрограммно-технических решений, невозможности обмена данными между различнымисозданными государственными информационными системами.
На начальной стадии развитиянаходятся основные государственные информационные системы, содержащие учетнуюинформацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь внезначительном количестве органов государственной власти развернуты и используютсякомплексные системы электронного документооборота. В единичных случаяхвнедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторингадеятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедурысбора и обработки информации, необходимой для планирования и определенияцелевых показателей результативности деятельности органов государственнойвласти, а также единая информационная система контроля их достижения.Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализациигосударственных программ и проектов.
Созданные в сети Интернет сайтыорганов государственной власти практически не поддерживают оперативноеинформационное обновление и не содержат сведений о необходимых условияхполучения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан сорганами власти. При этом недостаточными темпами развивается инфраструктурапубличного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственнойвласти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживаниянаселения.
Получение населением иорганизациями государственных услуг, а также информации, связанной сдеятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует ихличного обращения в органы государственной власти, а также предоставлениязапросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит кбольшим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
Отсутствует необходимая нормативнаяправовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органамигосударственной власти населению, организациям и другим органам государственнойвласти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающаяинформационную безопасность электронных форм взаимодействия органовгосударственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуютдоступные механизмы обеспечения „цифрового доверия“ (системаудостоверяющих центров). Созданные удостоверяющие центры не объединены в доменывзаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций.Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие необходимыеинфраструктурные услуги, как нотариат, официальность публикаций и другиесервисы, аналогичные институтам традиционных „бумажных“ формвзаимодействия.
Используемые государственныеинформационные системы формировались отдельными органами государственной властив условиях отсутствия единой нормативной правовой базы и общей координации.Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной властидля оперативного использования, что на практике приводит к значительнымвременным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, еемногократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате этиинформационные системы содержат сведения разной степени актуальности идостоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, чтоприводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в нихданных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности примененияавтоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации,содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовкиуправленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемыхнаселению.
Неконтролируемый рост объемовинформации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота,содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствияэффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушенияправ граждан.
Проблема отсутствия инфраструктуры,решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде намежведомственном уровне, а также с населением и организациями становитсяособенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и коммуникационныхтехнологий в социально-экономическую сферу и развития государственныхинформационных систем.
Отсутствие единых требований ксовершенствованию административных процессов на основе примененияинформационных и коммуникационных технологий, единых подходов к формированиюведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контролякачества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрениятаких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетныхсредств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроляэффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и коммуникационныхтехнологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти иневозможности обеспечения согласованного развития государственныхинформационных систем в соответствии с приоритетами модернизациигосударственного управления.
Отсутствие общих требований куправлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных икоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижаетрезультативность и качество их выполнения, приводит к значительному числунеудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков илипревышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органахгосударственной власти информационных систем, а также базовых стандартов ирекомендаций по их реализации на практике приводит к использованиюнеэффективных технологий.
Общий уровень профессиональнойподготовки работников органов государственной власти по владению современнымиинформационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, чтоявляется особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органовгосударственной власти все более сложных и комплексных решений.
Сложившаяся ситуация не позволяетобеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставлениягосударственных услуг населению и организациям на основе информационных икоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходованиябюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышениюэффективности использования информационных и коммуникационных технологий вдеятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственныйхарактер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственнойвласти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированногопроведения организационных изменений и обеспечения согласованности действийорганов государственной власти.
Это возможно реализовать только врамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке наобеспечение развития и совместимости государственных информационных систем,разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формированиемежведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевогометода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политикив сфере использования информационных и коммуникационных технологий вгосударственном управлении.
Существующий уровень концептуальнойи технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешнуюреализацию такой политики при условии адекватного организационного и ресурсногообеспечения. При этом результатом выполнения федеральной целевой программы»Электронная Россия (2002 – 2010 годы)" (далее – Программа) будетзначительное повышение результативности расходования бюджетных средств,выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий вдеятельность органов государственной власти.
Возможная альтернативаиспользованию программного метода для решения вышеуказанных задач предполагаетреализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти.Однако применение подобного подхода потребует организации постоянногосогласования решений на межведомственном уровне, принятия ПравительствомРоссийской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развитияи организацией взаимодействия государственных информационных систем, а такжефинансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер,и внедрения технологий в каждом отдельном случае.
Реализация такого подхода напрактике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке научаствующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность,эффективность и комплексность решения данных задач.
Использование программно-целевогометода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизироватьвозможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватныхмеханизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболеесущественные риски, связанные с реализацией Программы:
-риск отсутствия повышения качествагосударственного управления от внедрения информационных и коммуникационныхтехнологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаютсямероприятия по формированию требований к информационным и коммуникационнымтехнологиям, используемым в органах государственной власти и направленным надостижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;
-риск пассивного сопротивленияраспространению и использованию органами государственной власти результатоввыполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целяхминимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельныхмероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участиемзаинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и коммуникационныетехнологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимотакже предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программынормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативнымиправовыми актами отдельных федеральных органов государственной власти;
-риск низкой эффективностиреализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов еевыполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управленияреализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмовнезависимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытиядля общества результатов реализации Программы и организации их широкогообщественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудниковорганов государственной власти за достижение запланированных результатов ихвыполнения;
-риск недостаточной гибкости иадаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органовгосударственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятийПрограммы предполагается включить создание системы мониторинга использованияинформационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти иконтроля достижения запланированных результатов ее реализации, организоватьсистему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствиивыполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органовгосударственной власти в области повышения эффективности и качества ихдеятельности;
-риск дублирования инесогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственныхпрограмм и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий вдеятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в рамкахвыполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки иреализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов,имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные наудовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти винформационных и коммуникационных технологиях, будут выполняться в рамкахреализации ведомственных программ внедрения таких технологий.
2. Основные цели изадачи программы «Электронная Россия», сроки, этапы реализации
Основными целями Программыявляются:
-повышение качества и эффективностигосударственного управления на основе организации межведомственногоинформационного обмена и обеспечения эффективного использования органамигосударственной власти информационных и коммуникационных технологий;
-расширение возможности доступаграждан к информации для реализации своих конституционных прав, в том числе ксведениям о деятельности органов государственной власти, обеспечениенепосредственного участия институтов гражданского общества в процедурахформирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственногоуправления;
-обеспечение защиты и безопасностиданных, используемых для целей государственного управления, прав граждан назащиту персональных данных и реализацию их законных интересов приинформационном взаимодействии с органами государственной власти; устранениедублирования сбора данных органами государственной власти, снижение издержекдля населения и организаций, связанных с их предоставлением; повышениеоперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственноговзаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органыгосударственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания, внедрениеединых стандартов обслуживания населения, создание условий для предоставлениягосударственных услуг на принципе «одного окна»;
-совершенствование системыинформационно-аналитического обеспечения государственного управления,обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельностиорганов государственной власти, повышение уровня подотчетности органовгосударственной власти гражданам;
-придание официального статусаэлектронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверностиинформации в процессах электронного взаимодействия органов государственнойвласти между собой, а также с населением и организациями путем использованияэлектронной цифровой подписи;
-повышение эффективности управлениявнедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органовгосударственной власти;
-повышение уровня квалификации ипрофессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфереиспользования информационных и коммуникационных технологий.
Для достижения целей Программынеобходимо обеспечить решение следующих задач: -формирование системы стандартови методических рекомендаций по управлению внедрением информационных икоммуникационных технологий в государственное управление, разработке ивнедрению государственных информационных систем;
-разработка стандартов,регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений,содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией вэлектронном виде между органами государственной власти и населением, а такжеконтроля за использованием государственных информационных систем; обеспечениеэффективного межведомственного информационного взаимодействия на основевнедрения системы межведомственного электронного документооборота, интеграциигосударственных информационных систем, предоставление регламентированногодоступа к содержащимся в них данным и автоматизация процедур информационногообмена;
-развитие системинформационно-справочной поддержки населения по вопросам получениягосударственных услуг, внедрение электронных форм коммуникаций в процедурыпредоставления государственных услуг населению и организациям;
-создание единой информационнойсистемы планирования и контроля результативности деятельности органовгосударственной власти по обеспечению социально-экономического развитияРоссийской Федерации;
-внедрение информационных систем,обеспечивающих поддержку деятельности Администрации Президента РоссийскойФедерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального СобранияРоссийской Федерации;
-разработка и тиражированиетипового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления;
-разработка единых требований ипрограмм повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовкиработников органов государственной власти в сфере использования информационныхи коммуникационных технологий.
Выполнение Программы в 2007 – 2010годах осуществляется в 2 стадии:
первая стадия – 2007 – 2008 годы;
вторая стадия – 2009 – 2010 годы.
В период 2007 – 2008 годовпланируется завершить формирование методологии повышения качествагосударственного управления на основе использования информационных икоммуникационных технологий. В этих целях планируется дальнейшее развитиесистемы стандартов в области создания и взаимодействия государственныхинформационных систем, использования информационных и коммуникационныхтехнологий в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебнойвласти, в том числе для организации автоматизированного сбора и храненияинформации, обеспечения доступа к ней граждан. На данной стадии предполагаетсязавершить разработку методики и механизмов проведения аудита государственныхинформационных систем. На этой стадии также осуществляются дальнейшаяпроработка и апробирование на примере отдельных задач в сфере государственногоуправления решений по обеспечению информационного обмена между государственнымиинформационными системами. В рамках данной стадии завершается такжеформирование инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия наоснове создания федерального информационного центра и федеральногоудостоверяющего центра, а также осуществляется реализация пилотных проектов врегионах. Осуществляются дальнейшая разработка и апробирование на примереотдельных регионов и муниципальных образований типовых программных решений всфере региональной информатизации.
В период 2009 – 2010 годовосуществляются опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений вобласти информационного взаимодействия органов государственной власти междусобой, с населением и организациями, интеграции государственных информационныхсистем, обеспечивается масштабное распространение разработанных на предыдущихэтапах типовых программных решений поддержки выполнения основных функцийорганов государственной власти и органов местного самоуправления, завершаетсяформирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственногоинформационного обмена.
3. Системамероприятий программы «Электронная Россия»
В Программе предусматриваетсяреализация мероприятий по 6 основным направлениям.
1. Формирование стандартов ирекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологийв государственном управлении
2. Обеспечение эффективногомежведомственного информационного взаимодействия на основе информационных икоммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем
3. Обеспечение эффективностивзаимодействия органов государственной власти с населением и организациями наоснове информационных и коммуникационных технологий
4. Внедрение информационных системуправления деятельностью органов государственной власти
5. Создание типовыхпрограммно-технических решений поддержки деятельности органов государственнойвласти
6. Управление реализациеймероприятий Программы
4. Обоснованиересурсного обеспечения программы «Электронная Россия»
Ресурсное обеспечение Программырассчитано на основе анализа затрат и длительности выполнения каждогомероприятия Программы. Стоимость человеко-дня принимается исходя из среднейзаработной платы специалиста (эксперта) в штате организации-исполнителя сучетом необходимых накладных расходов. При этом учитывается характер работ иопределяются соответствующие статьи расходов бюджета.
Одним из направлений реализацииПрограммы является выполнение проектов на региональном уровне. Финансированиетаких проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамкахПрограммы, а также бюджетов субъектов Российской Федерации на условияхсофинансирования. Реализация коммерческих проектов региональной информатизацииосуществляется за счет внебюджетных средств.
Условия участия Российской Федерациии субъектов Российской Федерации в реализации совместных проектов региональнойинформатизации в рамках реализации Программы определяются в зависимости отуровня развития информатизации в регионе по следующим принципам:
-в регионах с низким уровнем развитияинформатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долейсофинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта РоссийскойФедерации, составляющих соответственно 70 и 30 процентов; -в регионах сосредним уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется ссоотношением равных долей софинансирования со стороны федерального бюджета ибюджета субъекта Российской Федерации;
-в регионах с высоким уровнемразвития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долейсофинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта РоссийскойФедерации, составляющих соответственно 30 и 70 процентов.
В рамках реализациисоответствующего мероприятия Программы осуществляется разработка типовыхрешений в сфере информационных технологий в интересах субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований. Апробация типовых решений в сфереинформационных технологий осуществляется за счет средств федерального бюджета врамках реализации Программы, а также средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации на принципах софинансирования. Доработка типовых решений в сфереинформационных технологий осуществляется за счет средств федерального бюджета врамках реализации Программы.
5. Механизмреализации программы «Электронная Россия»
Программа реализуется всоответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ имежгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуетРоссийская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона»О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственным заказчиком –координатором Программы является Министерство информационных технологий и связиРоссийской Федерации.
Государственными заказчиками поотдельным мероприятиям Программы являются Министерство экономического развитияи торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по информационнымтехнологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраныРоссийской Федерации.
Система управления Программойпредназначена для достижения поставленных целей в установленные сроки в рамкахвыделяемых ресурсов. В целях обеспечения эффективной реализации Программыуправление выполнением ее мероприятий осуществляется в соответствии с проектнымподходом, который предполагает реализацию мероприятий в соответствии сразрабатываемым и утверждаемым планом, определяющим цели, задачи, индикаторы иэтапы его выполнения, требования к составу работ и ожидаемым результатам этихработ на каждом этапе, а также объем необходимого ресурсного обеспечения.
Министерство информационныхтехнологий и связи Российской Федерации как государственный заказчик — координатор Программы осуществляет:
-планирование реализации Программы,включая контроль соответствия отдельных проектов формальным требованиямметодологии и содержанию мероприятий Программы, обеспечение согласованности ихвыполнения, анализ представленных государственными заказчикамитехнико-экономических обоснований и заявок, составление и представление вустановленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятийПрограммы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
-общую координацию выполнениямероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд»;
-мониторинг эффективностиреализации мероприятий Программы и расходования государственными заказчикамивыделяемых бюджетных средств, анализ и обобщение результатов выполненияотдельных работ, представляемых государственными заказчиками, подготовкудокладов о ходе реализации Программы и представление их в установленном порядкезаинтересованным федеральным органам государственной власти.
Государственные заказчики поотдельным мероприятиям Программы осуществляют: -планирование реализациизакрепленных за ними направлений и мероприятий Программы в рамках выделяемогоресурсного обеспечения, включая определение состава, сроков и ожидаемыхрезультатов выполнения работ, а также требований к содержанию отчетныхрезультатов на каждом этапе, разработку технико-экономического обоснования ихреализации, составление и предоставление государственному заказчику-координаторубюджетной заявки на получение бюджетного финансирования; управление реализациейконкретных проектов, включая выбор и согласование с государственнымзаказчиком-координатором исполнителей работ, заключение государственныхконтрактов, координацию выполняемых ими работ, контроль своевременностиполучения, качества и соответствия требованиям отчетных результатов ихвыполнения, представление отчетных результатов на согласование государственномузаказчику — координатору Программы;
-анализ и обобщение результатов выполненияработ и эффективности реализации закрепленных за государственным заказчикомнаправлений и мероприятий Программы, подготовку и представлениегосударственному заказчику-координатору отчетов для подготовки докладов о ходереализации Программы.
Для осуществления эффективногоуправления и контроля выполнения Программы государственным заказчиком — координатором Программы и ее государственными заказчиками определяютсядолжностные лица и соответствующие подразделения, ответственные за реализациюПрограммы. Руководители государственного заказчика — координатора Программы иее государственных заказчиков назначают ответственное лицо за реализациюПрограммы, как правило, на уровне заместителя федерального министра(заместителя руководителя (директора) федеральной службы или федеральногоагентства), утверждают внутренний регламент управления реализацией закрепленныхза данным государственным заказчиком направлений и мероприятий Программы.
Для обеспечения эффективнойкоординации выполнения мероприятий, реализуемых государственным заказчиком винтересах других органов государственной власти, между соответствующимиорганами государственной власти заключается соглашение о сотрудничестве,формируется совместная рабочая группа из представителей государственного заказчика,государственного заказчика — координатора Программы и заинтересованного органагосударственной власти, далее обозначаемого как функциональный заказчик.Совместным приказом по этим органам государственной власти утверждается составрабочей группы и план ее деятельности. В этом случае план реализациимероприятий, состав работ и требования к ним, а также промежуточные и отчетныерезультаты их выполнения должны быть рассмотрены на заседании данной рабочейгруппы и согласованы представителями всех заинтересованных органовгосударственной власти, функциональных заказчиков.
В целях эффективной координацииреализации программ и проектов в сфере региональной информатизации в рамкахПрограммы создается совет региональной информатизации при Министерствеинформационных технологий и связи Российской Федерации.
Контроль качества типовых решений всфере информационных технологий и их соответствия потребностям органовгосударственной власти и организаций, находящихся в их ведении, осуществляетсяв рамках деятельности совета региональной информатизации, в том числепосредством проведения независимой экспертизы.
Типовые решения в сфереинформационных технологий, разработанные в рамках реализации Программы,распространяются безвозмездно для использования органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Заключение
Программа носит системообразующийхарактер для повышения эффективности использования информационных икоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти ирезультативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новоекачество государственного управления, как результат реализации Программы,является важным фактором социально-экономического развития страны и повышениякачества жизни населения.
С учетом заявленных целей Программыи основных ее направлений представляется возможным оценить эффект реализациимероприятий Программы в 2007 – 2010 годах по следующим основным направлениям:
-исключение неэффективных расходов,составляющих до 10 процентов всех бюджетных средств и выделяемых на внедрениеинформационных и коммуникационных технологий в деятельность органовгосударственной власти, за счет повышения результативности управленияреализацией проектов создания государственных информационных систем,централизованного создания решений для совместного использования органамигосударственной власти, формирования типовых решений и их последующегосвободного распространения в интересах органов государственной власти, а такжеисключения дублирования соответствующих разработок на уровне отдельныхведомств, что за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере16,65 млрд. рублей;
-снижение затрат органовгосударственной власти на организацию обмена информацией на межведомственномуровне до 25 процентов за счет обеспечения доступности государственныхинформационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти иинтеграции государственных информационных систем, а также за счет развитиямежведомственной системы электронного документооборота, что за годы реализацииПрограммы даст бюджетный эффект в размере 49,61 млрд. рублей;
-снижение административной нагрузкина граждан и организации, связанной с сокращением времени получения имигосударственных услуг и необходимой информации, со снижением количествавынужденных обращений граждан в органы государственной власти и необходимоговремени ожидания, а также снижение стоимости осуществления взаимодействия междуорганами государственной власти, организациями и гражданами в результатеинтеграции государственных информационных систем, что за годы реализацииПрограммы позволит в масштабах страны получить социально-экономический эффект вразмере 7,42 млрд. рублей;
-обеспечение гарантированногоуровня информационной открытости органов государственной власти, повышениеуровня доверия к власти и сокращение затрат времени на обеспечение доступагражданам России к информации о деятельности органов государственной власти засчет создания новых и модернизации действующих ведомственных сайтов сетиИнтернет, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей,а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации черезинформационную систему «Правительственный портал»;
-повышение оперативности и качествапринимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет созданиясоответствующих информационных систем.
Таким образом,социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятийПрограммы в 2007 – 2010 годах, рассчитанная в соответствии с приведенной вприложении № 9 методикой оценки социально-экономической и бюджетнойэффективности реализации мероприятий Программы, составит 73,68 млрд. рублей,или 3,97 млрд. рублей – в 2007 году, 10,9 млрд. рублей – в 2008 году, 21,93млрд. рублей – в 2009 году, 36,88 млрд. рублей – в 2010 году.
Литература
1. Материалыкруглого стола «Социокультурные особенности российской модернизации
2. Российскаяидентичность и вызов модернизации (А.Рубцов)
3. TheArchitecture Of EURO-ATLANTIC Security
4. Местноесамоуправление в России: итоговый доклад
5. Государство ирелигии: взаимодействие на благо развития общества
6. Интернет.руСоциологические контуры
7. Russian-USRelations: towards a new agenda
8. Отношения Россия-США:К новой повестке дня
9. Экономическая ипромышленная политика Баварии: Уроки для российских регионов
10. Архитектураевроатлантической безопасности
11. Стратегиисоциально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 1. Часть 2.
12. Социально-политические последствия кризиса
13. Russiaand the European Union: exploring opportunities for greater cooperation
14. Аналитическийдоклад „Экономический кризис в России: экспертный взгляд“
15. Сводный доклад»Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития"
16. Российскиесредние классы накануне и на пике экономического роста
17. Российскийсредний класс: Анализ структуры и финансового поведения
18. Дискуссияо среднем классе
19. Аналитическийдоклад «Демократия: развитие российской модели»
20. Аналитическийдоклад «Россия–Европейский союз: к новому качеству отношений»
21. К вопросусоздания мирового финансового центра
22. Предложения посовершенствованию пенсионной системы в России