Содержание
Введение
1. Статус короля Испании — главы государства
2. Структура, полномочия и порядок избрания генеральных кортесов
3. Правительство Испании
4. Судебная власть Испании
Заключение
Список использованных источников
Введение
Глубокое и всестороннее познание любой национальной правовойсистемы предполагает изучение ее не только самой по себе, но и в сравнении сдругими существующими или ранее существовавшими правовыми системами. Обиходноеутверждение о том, что ''все познается в сравнении'', в полной мере может бытьраспространено и на право.
Изучение конституционного права зарубежных стран, в томчисле и их системы государственных органов, позволяет лучше понять национальныйгосударственный строй, выявить общие тенденции современного конституционногоразвития, преимущества и недостатки того или иного государственного строя.
Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями.Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами,вынужденными заседать в Кадисе — главном городе одноименной провинции на югеИспании — во время сопротивления французской оккупации. Испанская историябогата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций,порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовойточки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь двереспублики с непродолжительным сроком существования (Первая в 1873 — 1875 гг.,Вторая — в 1931 — 1939 гг.) известны в истории страны. Современнаяконституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую20 ноября 1975 года.
Закрепленная в испанской конституции 1978 года структурагосударственных органов относительно проста: функции главы государства принадлежаткоролю, законодательная власть — Генеральным кортесам, исполнительная — правительству; Конституционный суд — орган конституционной юстиции. Изучениеполномочий, порядка избрания, структуры данных органов, а также системывзаимоотношений их друг с другом представляет определенный интерес.
Вышеуказанные обстоятельства и предопределили актуальностьданной курсовой работы.
Целью контрольной работы является детальная характеристикасистемы государственных органов Испании. Исходя из поставленной цели, задачамикурсовой работы являются:
анализ конституционно-правового статуса короля Испании;
определение структуры, компетенции и порядка избрания парламентаИспании;
изучение места Правительства Испании в системегосударственных органов;
характеристика системы судебных органовИспании.
Исходя из поставленных задач, структура настоящей курсовойработы представляется следующей: введение, четыре главы, заключение и списокиспользованных источников.
В работе использовалась учебная и специальная юридическаялитература, в том числе работы таких ученых как К.В. Аграновский, В.В. Маклаков,А.А. Мишин, Н.Ю. Трещенкова, В.Е. Чиркин, М.Ф. Чудаков, А.В. Шашкова.
При написании работы использовались формально-юридическийметод, сравнительно-правовой метод, метод анализа и синтеза.
1. Статус короля Испании- главы государства
В соответствии со статьей 56 Конституции Испании корольявляется главой государства, символом его единства и преемственности, арбитроми примирителем в постоянной деятельности государственных органов. Оносуществляет высшее представительство испанского государства в международныхотношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческаяобщность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией изаконами[1].
Порядок престолонаследия установлен статьей 57 КонституцииИспании. В Испании действует система наследования трона по закону. Условияпрестолонаследия в Испании являются такими же, как и для большинства другихмонархий в мире. К ним относятся:
1) кровное родство с монархом-наследодателем. Это условиеисключает из числа наследников супругов монарха. Оно распространяется и на тотслучай, когда у монарха есть усыновленные, не находящиеся в кровном родстведети;
2) надлежащий брак. Монарх и члены его фамилии не свободны всвоей личной жизни, их браки становятся делом государства. Поэтому лица,вступившие в мезальянс (неравный брак, брак с лицом низшего достоинства), атакже их потомки, равно как и дети от незаконных браков, в большинстве монархийутрачивают право на трон. В прошлом наследникам королей европейских стран, втом числе и Испании, приходилось вступать в брак не иначе, как с членами другихдинастий. В настоящее время условия смягчились, очевидно, за недостаткомчистокровных членов царствующих домов. В Испании конституция в общем видеустанавливает, что лишаются права участвовать в престолонаследии лица,вступающие в брак вопреки запрету Короля и Генеральных кортесов, а также ихпотомки.
Заступление на трон совершается по процедуре коронации. Запоследние десятилетия во многих монархиях к коронующимся особам стали предъявлятьтребование о принесении присяги в соблюдении конституции, прав и свобод,привилегий и вольностей народа. Это же правило действует и в Испании. Так, прикоронации перед Генеральными кортесами Король приносит присягу в том, что будетчестно выполнять свои обязанности, исполнять и защищать Конституцию и законы иуважать права граждан и автономных Сообществ. Наследный принц, по достижениисовершеннолетия, и регент или регенты, приступая к исполнению обязанностей,приносят такую же присягу.
В практике государственно-правового регулированиязафиксированы три основные системы престолонаследия, каждая из которыхпо-своему распределяет право на замещение трона.
Самой древней и практически вышедшей из употреблениясистемой является наследование по принципу сеньората. По сеньорату наследуетстарший член династии. Иными словами, наследником трона становится лицо,старшее по возрасту среди прочих претендентов[2].
Другой системой является наследование по принципу майората,то есть по ближайшей степени родства к монарху. Степень родства определяется количествомродственных колен, на которые претендент отстоит от наследодателя. Наследованиесовершается в пользу члена династии, отстоящего от наследодателя на наименьшеечисло родственных колен. При одинаковом их количестве преимущество имеет старшийпо возрасту претендент. Таким образом, по началу майората брат исключает отпрестолонаследия внука или правнука.
В Испании действует третья система — наследование по правупервородства (промогенитуры) с правом замещения (представительности). При этойсистеме наследование совершают потомки монарха по прямой нисходящей линии.Сначала наследует лицо, являющееся перворожденным от монарха. В случае егосмерти, отказа от наследования перворожденного замещают (наследуют вместо него)его прямые потомки и так далее. Престолонаследие не переходит в боковыеродственные линии до тех пор, пока у монарха есть дети, внуки, правнуки. Толькопри полном пресечении прямой нисходящей линии наследование переходит в боковыеродственные линии, то есть братьям монарха, а в случае отсутствия таковых — более дальним членам фамилии. Так, испанский престол (Корона) наследуетсяпреемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследникаисторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородстваи представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви передпоследующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той жестепени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему передмладшим.
Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когдаон таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, также, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанскойКороны[3].
Существуют различия в престолонаследии в монархиях и взависимости от степени ограничений на участие женщин в наследовании трона. Различаютсятри типа (системы) распределения права на трон между наследниками инаследницами.
Самой древней и строгой является салическая система, покоторой женщина не наследует корону. Не наследуют также и потомки монарха поженской линии — то есть дети, внуки, правнуки его дочерей. Такая системадействует в настоящее время в Иордании и Японии, где женщины не участвуют впрестолонаследии.
Менее строга к женщинам австрийская система, введенная вАвстрии Леопольдом I в 1703 г. и ныне действующая, например, в Нидерландах. По правилам данной системы женщины могутнаследовать, но только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужскихи женских линиях династии[4].Например, племянник монарха имеет преимущество перед дочерьми или внучкаминаследодателя.
Наибольший шанс стать главой государства дает женщинам действующаяв Испании кастильская система. Они наследуют трон наравне с мужчинами. Однако,при прочих равных условиях, на трон заступает все же мужчина, даже если онмладше по возрасту. Как уже отмечалось, в наследовании трона при одинаковойстепени родства преимущество будет отдано мужчине перед женщиной.
Необходимо отметить, что в отсутствие законных наследниковсудьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. Вслучае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны,Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей дляинтересов Испании форме.
Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлятьконституционных функций, кроме функций регента при несовершеннолетнем Короле.
Если Король окажется неспособным к исполнению своей власти иэта неспособность признается Генеральными Кортесами, то регентом становитсянезамедлительно Наследный Принц, если он достиг совершеннолетия. Если оннесовершеннолетний, то регентом являются его мать или отец.
В случае если нет никого, кто имеет право наследования статьрегентом, Генеральные кортесы назначают регентство в составе одного, трех илипяти человек, которые должными быть испанцами и совершеннолетними.
Полномочия Короля как главы государства закреплены в статье62 Конституции Испании. Король обладает следующими полномочиями:
а) подписывает и обнародует законы,
б) созывает и распускает Генеральные кортесы и назначаетвыборы в порядке, предусмотренном Конституцией,
в) назначает референдум в случаях, предусмотренныхКонституцией,
г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, принеобходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями,предусмотренными в Конституции,
д) по представлению председателя Правительства назначает надолжность членов Правительства и освобождает их от должности,
е) издает согласованные в Совете Министров декреты, жалуетгражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетныезвания в соответствии с законами,
ж) осведомлен о государственные делах и председательствует всилу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, попросьбе председателя Правительства,
з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами,
и) осуществляет право помилования в соответствии с законом,который не предусматривает всеобщих амнистий,
к) оказывает высшее покровительство королевским Академиям.
В сфере международных отношений Король назначает послов идругих дипломатических представителей, принимает вверительные и отзывные грамотыпослов иностранных государств, подписывает международные договоры от именигосударства, а также с предварительного согласия Генеральных кортесов объявляетвойну и заключает мир.
Реальными привилегиями Короля Испании являются его неприкосновенность,безответственность и право на особое содержание.
Личность короля неприкосновенна и не подлежитответственности. Эта прерогатива означает всеобщий запрет посягательства на егожизнь и достоинство. В обеспечение королевской неприкосновенности уголовноезаконодательство устанавливает особые составы преступлений — покушение на особумонарха, оскорбление королевского величества. Естественно, и наказания за такиепреступления предусматриваются особые, более суровые, чем на посягательства наличность и честь подданных. Режим неприкосновенности распространяется и начленов династии, особенно супругов и наследных принцев.
Безответственность — наиболее характерное право Короля. Онаимеет два аспекта: политический и общеправовой. Король не отвечает за решения,принимаемые им как главой государства, — король всегда прав, виноваты всегдатолько министры. Если и возникает вопрос об ответственности за принятыеполитические решения, то ее могут нести только входящие в правительство лица, ккомпетенции которых относится подготовка и исполнение акта, изданного коронованнымглавой государства[5].Политическая безответственность Короля Испании формально обеспеченаконтрассигнатурой — его решения скрепляются подписью Премьер-министра впорядке, установленном Конституцией. Так, в соответствии со статьей 64Конституции решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и,при необходимости, соответствующих министров. Представление кандидата иназначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных Кортесовскрепляются подписью председателя Конгресса. За решения Короля ответственнылица, скрепившие их своей подписью.
Король не несет ответственности и за политические неудачи, иза правонарушения. В законе нет санкций за такие правонарушения. Безответственностьиспанского короля, как и безответственность всех монархов, является не толькоуниверсальной, но и экстерриториальной.
Право на особое содержание включает в себя право на оплату расходовправящей фамилии из государственного бюджета и право на имущество династии (королевскийдомен). Король получает от государственного бюджета общую сумму на содержаниесвоей семьи и Двора и свободно распоряжается ей.
Таким образом, Король Испании, являясь Главой государства,обладает соответствующими полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательнойвласти со специфическими особенностями, обусловленными конституционно-правовымстатусом монарха.2. Структура, полномочия и порядок избраниягенеральных кортесов
Парламент представляет собой коллегиальный представительныйорган государственной власти. Обобщенная характеристика парламента содержитследующие его отличительные свойства:
1) всякий парламент наделен властными полномочиями;
2) каждый парламент представляет собой собраниегосударственных деятелей, которые принимают только коллегиальные решения инесут за них коллективную ответственность;
3) парламент — представительный орган. Это предполагает, чтохотя бы часть входящих в него членов облечена доверием избирателей,представляет интересы территориальных, сословных общностей или народа в целом[6].
Парламент Испании называется Генеральными кортесами иявляется бикамеральным, то есть состоит из двух палат. Генеральные кортесы представляютиспанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената. Генеральные кортесыосуществляют законодательную власть государства, принимают государственныйбюджет, контролируют деятельность государства и, кроме того, обладаютполномочиями, предусмотренными для них Конституцией.
Статья 68 Конституции Испании определяет состав и порядокизбрания Конгресса депутатов. Так, минимальное количество депутатов Конгресса — 300 человек, максимальное — 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим,равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом[7].
Избирательным округом является провинция. Города Сеута иМелилья избирают в Конгресс по одному депутату. Закон распределяет общее числодепутатов, устанавливая предварительный минимум представительства от каждогоизбирательного округа и распределяя остальное число мест пропорциональноколичеству населения. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основепропорционального представительства.
Конгресс избирается сроком на четыре года. Действиедепутатского мандата истекает через четыре года после его избрания или смомента роспуска Палаты.
Выборы могут состояться не ранее тридцати и не позднеешестидесяти дней с момента истечения действия мандата. Вновь избранный Конгресссозывается не позднее двадцати пяти дней с момента проведения выборов.
В соответствии со статьей 69 Конституции Сенат являетсяпалатой территориального представительства. От каждой провинции избирается почетыре сенатора всеобщим свободным равным прямым и тайным голосованием ееизбирателей на условиях, предусмотренных законом.
В островных провинциях каждый остров или объединениеостровов, имеющие Кабильдо или островной Совет, образуют избирательный округдля избрания сенаторов. По три сенатора избираются от каждого из большихостровов — Гран Канариа, Майорка и Тенерифе, — и по одному от следующихостровов или групп островов: Ивиса, Форментера, Менорка, Фуертевентура, Гомера,Иерро, Лансароте и Ла-Пальма. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора.
Автономные сообщества назначают по одному сенатору и еще поодному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначениеосуществляется соответствующим законодательным Собранием, а при его отсутствиивысшим коллегиальным органом автономного сообщества в соответствии с егоуставом, который должен обеспечивать в любом случае адекватное пропорциональноепредставительство.
Сенат избирается сроком на четыре года. Действиесенаторского мандата истекает через четыре года после избрания сенатора или смомента роспуска Палаты.
Сенаторами и депутатами не могут быть
а) члены Конституционного Суда,
б) высшие должностные лица государственной администрации, указанныев законе, за исключением членов Правительства,
в) защитники народа,
г) члены судов, судьи и прокуроры,
д) профессиональные военные и лица, находящиеся надействительной службе в органах национальной безопасности и в полиции,
е) члены избирательных комиссий.
Депутаты и сенаторы обладают неприкосновенностью. Недопускается преследование за мнения, высказанные при исполнении своихобязанностей.
В течение срока действия своего мандата депутаты и сенаторыпользуются также неприкосновенностью и не могут быть задержаны, за исключениемслучаев, когда они застигнуты на месте преступления. Им не может бытьпредъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду без согласиясоответствующей палаты. Уголовное дело против депутатов и сенаторов можетрассматриваться лишь Уголовной Палатой Верховного суда.
Палаты устанавливают свои регламенты, утверждаютсамостоятельно свои бюджеты и по взаимному соглашению определяют статустехнического персонала Генеральных кортесов. Регламенты и их изменениявыносятся в целом на заключительное голосование. Для их принятия требуетсяабсолютное большинство голосов. Каждая из Палат избирает из своего состава председателяпалаты и остальных членов Президиума. Совместные заседания проводятся подпредседательством председателя Конгресса и в соответствии с регламентомГенеральных кортесов, принятым абсолютным большинством каждой палаты.Председатели палат осуществляют от их имени все административные полномочия ивыполняют функции полиции внутри здания Палаты.
Палаты собираются на очередные сессии дважды в год: первая — с сентября по декабрь, вторая — с февраля по июнь.
Палаты могут собираться на внеочередные сессии по просьбеПравительства, постоянной депутатской Комиссии или по решению абсолютногобольшинства общего числа членов любой Палаты. Внеочередные сессии созываютсядля обсуждения определенной повестки дня и завершают свою работу по окончанииобсуждений по повестке.
Палаты осуществляют свою деятельность на пленарныхзаседаниях и в комиссиях. Палаты могут делегировать постоянным законодательнымкомиссиям право принятия законопроектов и законодательных предложений. Однакопалата может в любой момент потребовать обсуждения на ее заседании и принятиялюбого законопроекта или законодательного предложения, направленного нарассмотрение в комиссии[8].
Конгресс и Сенат, а в ряде случаев обе палаты совместно,могут образовать комиссии по расследованию любого вопроса, представляющего общественныйинтерес. Заключения комиссий не являются обязательными для следов, незатрагивают также решения судебных органов, однако результаты расследованиямогут быть переданы прокуратуре для использования в соответствующих случаях.
В каждой палате работает постоянная депутатская комиссия,которая состоит не менее чем из двадцати одного члена, представляющих парламентскиефракции пропорционально их численности.
Для принятия решений палаты должны собираться по регламенту,при этом необходимо присутствие большинства их членов. Решения признаютсядействительными, если за них проголосовало большинство присутствующих членов,за исключением тех случаев, когда в соответствии с Конституцией илиорганическими законами требуется иное большинство голосов, или случаев,связанных с избранием должностных лиц, в порядке, предусмотренном регламентамипалат. Голосование осуществляется сенаторами и депутатами персонально и неможет быть поручено другим лицам.
Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключениемслучаев, когда каждая палата принимает решение абсолютным большинством голосовили когда это предусмотрено регламентом.
Рассмотрим более подробно процесс реализации палатамииспанского парламента законодательных полномочий.
Прежде всего, необходимо отметить, что испанский парламентможет принимать два вида законов: органические, обычные и базовые. Органическимизаконами являются законы, связанные с развитием основных прав и свобод, законы,одобряющие Уставы автономии и основы избирательной системы, а также иныезаконы, предусмотренные Конституцией. Для принятия, изменения или отменыорганического закона требуется абсолютное большинство голосов Конгресса приокончательном голосовании проекта в целом.
Генеральные кортесы могут делегировать Правительству правопринятия норм, имеющих силу закона, по вопросам, не указанным выше. Делегированиезаконодательных полномочий осуществляется посредством базового закона, еслиречь идет о выработке статей текста, или же посредством обыкновенного закона,когда речь идет об объединении различных законодательных текстов в один.
Законодательные полномочия предоставляются Правительству вопределенной форме, на определенный предмет и с указанием срока их действия.Переданные полномочия считаются исчерпанными с момента обнародованияПравительством соответствующего нормативного акта. Они не могут бытьпредоставлены в неопределенной форме или на неопределенный срок. Законодательныеполномочия не могут быть переданы иным, кроме Правительства, властям.
Базовые законы четко определяют цель и объем передаваемыхзаконодательных полномочий, также как и принципы и критерии, которые должныбыть соблюдены при их осуществлении. При предоставлении полномочий напереработку законодательных текстов устанавливаются пределы нормотворчества всоответствии с законодательными полномочиями и указывается, следует лиограничиться выработкой одного текста, или предусматривается возможностьупорядочения, классификации и согласования нескольких законодательных текстов.
Базовые законы ни в коем случае не могут:
а) разрешать изменение самого базового закона;
б) предоставлять право устанавливать нормы, имеющие обратнуюсилу.
Право законодательной инициативы принадлежит Правительству,Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами палат. Собранияавтономных Сообществ могут обращаться к Правительству с просьбой о принятиизаконопроектов, как и представлять в Президиум Конгресса законодательныепредложения, уполномочивая в упомянутую Палату для их защиты не более трехчленов Собрания[9].
Органический закон определяет условия и способыосуществления народом инициативы по представлению законодательных предложений.В любом случае требуется сбор не менее 500000 заверенных подписей. Такая инициативане может иметь места по вопросам, относящимся к органическим законам, вопросам,связанным с налогообложением, международным отношениям и праву помилования.
Совет министров принимает законопроекты, которые потомвносит на рассмотрение Конгресса с изложением мотивов и предпосылок, необходимыхдля их рассмотрения.
После принятия обычного или органического законопроекта в Конгресседепутатов председатель Конгресса сообщает немедленно об этом председателюСената, который, в свою очередь, выносит законопроект на рассмотрение своейпалаты. Сенат в течение двух месяцев с момента получения текста можетмотивированным посланием наложить вето или вносить поправки в текст. Ветопринимается абсолютным большинством голосов. В случае применения вето дляпередачи проекта на подпись Королю, требуется утверждение первоначальноготекста абсолютным большинством голосов в Конгрессе, либо утверждение простымбольшинством по прошествии двух месяцев со дня его предложения, либо принятиеили отклонение Конгрессом поправок простым большинством голосов.
Двухмесячный срок, предоставляемый Сенату для осуществленияправа на вето или внесения поправок, сокращается до двадцати календарных днейдля законопроектов, объявленных Правительством или Конгрессом депутатовсрочными.
Король подписывает в пятнадцатидневный срок законы, принятыеГенеральными кортесами, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании.
Таким образом, парламент Испании — Генеральные кортесы, — являясь законодательным органом государственной власти, обладает достаточно широкимиполномочиями.
3. ПравительствоИспании
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системегосударственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. Навысшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государстваили премьер-министром.
Правительство — это коллегиальный орган государственной властиобщей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной(то есть административной) деятельностью в стране. В его состав входятруководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногдаи представители нижестоящей администрации[10].
Правительство формально занимает третье место в иерархиивысших органов государственной власти Испании. Правовое положение ПравительстваИспании закрепляется, прежде всего, в Конституции. Конституция определяет местоПравительства в системе государственных органов Испании, его состав, порядокобразования, основные направления деятельности, задачи и полномочия, отношенияс другими государственными органами, организационные формы деятельности.Конституция Испании предоставляет Правительству широкие полномочия,одновременно ограничивая их исполнение Конституцией и законами.
В 1997 году был принят Закон о Правительстве, где болеедетально закрепляется правовое положение Правительства. С принятием данногозакона произошли значительные изменения как в порядке формирования и отставкиПравительства, так и в самой структуре органа. Правительство получает большуюнезависимость и полномочия, количественно и качественно изменяется составМинистерств и департаментов.
Правительство осуществляет руководство внутренней и внешнейполитикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оноосуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии сКонституцией и законами.
В соответствии со статьей 98 Конституции ИспанииПравительство состоит из председателя, его заместителей, министров и другихчленов Правительства, предусмотренных законом. Если Конституция определяет основныхчленов Правительства и допускает расширение состава Правительства законодательнымпутем, то Закон о Правительстве содержит закрытый перечень членовПравительства: Председатель, Вице-председатель или Вице-председатели иминистры. Таким образом, вопрос о включении Государственного Секретаря в составПравительства — вопрос, вызывавший ранее острую полемику, — решаетсяотрицательно.
Испания, являясь парламентской монархией, предоставляетПредседателю Правительства доминирующую роль. По этому поводу известный испанскийгосударствовед Р.Ф. Карвахаль еще в 1972 году, то есть за три года до смертиФранко, писал о том, что личность Председателя Совета Министров должна получитьв стране особый вес и престиж[11].
Давая детальный анализ полномочиям ПредседателяПравительства, можно выделить компетенцию, которую тот осуществляет в качествеПредседателя (например, полномочие формировать политическую программуПравительства и вносить ее на рассмотрение Конгресса Депутатов), и полномочия,которые он выполняет в качестве члена Правительства (например, руководствовнешней и внутренней политикой, гражданской и военной администрацией и оборонойгосударства).
В науке сравнительного конституционного права выделяют трипринципа, на основании которых может действовать правительство:
1) принцип канцлера, в соответствии с которым председательсоставляет высшую единицу, которая руководит, координирует, формирует иперсонализирует ответственность органа;
2) министерский или департаментский принцип, в соответствиис которым министры руководят и несут ответственность за деятельностьсоответствующих департаментов;
3) принцип кабинета, в соответствии с которым правительствофункционирует в качестве целостного органа, солидарно ответственного за свою деятельность[12].
Функционирование Правительства Испании обусловливаетсяименно принципом канцлера.
Председатель руководит деятельностью Правительства,координирует функции остальных его членов, независимо от полномочий и прямойответственности за осуществление своей деятельности каждого из них.
Члены Правительства не могут осуществлять другиепредставительные функции, кроме предусмотренных парламентским мандатом, а такжелюбые другие общественные функции, не относящиеся к их должности, а также немогут заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью. Статус инесовместимость должностей членов Правительства определяется законом.
Таким образом, Председатель Правительства Испании, как идругие его члены, не может осуществлять никаких иных представительских функций,кроме функций, связанных с обладанием парламентским мандатом, а также не можетзаниматься деятельностью, не совпадающей с его работой как члена Правительства.Такое положение испанского законодательства весьма специфично. В отличие отмногих других государств, где члены правительства могут заниматься медицинской,научной, художественной, юридической или религиозной деятельностью, членыПравительства Испании — непременно профессиональные политики илиадминистраторы, обязанные посвящать работе все свое время и силы[13].
После каждого обновления состава Конгресса депутатов и впредусмотренных Конституцией случаях Король после предварительных консультацийс представителями политических групп, представленных в Парламенте, предлагаетчерез председателя Конгресса кандидатуру на пост председателя Правительства.
Кандидат на должность председателя Правительствапредставляет перед Конгрессом депутатов политическую программу Правительства впредлагаемом составе и запрашивает вотум доверия Палаты.
Если Конгресс депутатов абсолютным большинством голосов егочленов выражает вотум доверия предложенному кандидату, Король назначает его напост председателя Правительства. Если же указанное большинство не будетполучено, та же кандидатура ставится на голосование через 48 часов послепервого, причем вотум доверия признается полученным при простом большинствеголосов.
Если при повторном голосовании не получен необходимый вотумдоверия, вносятся новые предложения в порядке, предусмотренном в предыдущихпунктах.
Если по истечении двухмесячного срока с момента первого голосованияо назначении председателя Правительства ни один из кандидатов не получит вотумадоверия, Король распускает обе палаты и назначает новые выборы с согласияпредседателя Конгресса.
По представлению председателя Правительства Король назначаетна должность и освобождает от должности остальных членов Правительства.
Правительство подает в отставку после проведения всеобщихвыборов, в предусмотренных Конституцией случаях отказа в парламентском доверии,а также в случае отставки или кончины председателя. Правительство в отставкепродолжает осуществлять свои функции, пока не будет сформировано новоеПравительство.
Председатель и другие члены Правительства, в соответствующихслучаях, подлежат уголовной ответственности перед Уголовной Палатой ВерховногоСуда. Обвинение в измене или в любом преступлении против безопасностигосударства во время осуществления членами Правительства своих полномочий можетбыть предъявлено лишь по инициативе одной четверти части членов Конгресса и ссогласия абсолютного большинства голосов его членов.
За свою политическую деятельность Правительство несетсолидарную ответственность перед Конгрессом депутатов.
Палаты и их Комиссии могут затребовать через своихпредседателей любую необходимую информацию и содействие от Правительства и еговедомств, как и от любых должностных лиц Государства и автономных Сообществ.
Согласно статье 111 Конституции Правительство и каждый изего членов обязаны отвечать на запросы и вопросы, обращенные в их адрес в Палатах.Регламенты предусматривают для таких целей определенное еженедельноеминимальное время.
Конгресс депутатов может поставить вопрос о политическойответственности Правительства посредством принятия постановления о недоверииабсолютным большинством голосов.
Постановление о недоверии должно быть предложено по меньшеймере одной десятой частью депутатов и должно включать в себя предложение окандидатуре на должность председателя Правительства.
Постановление о недоверии не должно ставиться на голосованиеранее, чем через пять дней со дня его внесения. В течение двух первых дней упомянутогосрока могут быть внесены альтернативные постановления.
Если Конгресс отказывает в доверии Правительству, оно подаетКоролю заявление об отставке, после чего назначается новый председатель Правительства.
Если Конгресс принимает постановление о недоверии,Правительство подает Королю заявление об отставке, а кандидат, представленныйпостановлением, рассматривается как получивший доверие Палаты. Король назначаетего председателем Правительства.
Председатель Правительства после предварительного обсужденияв Совете министров и под свою исключительную ответственность может предложитьроспуск Конгресса, Сената или Генеральных Кортесов, который должен бытьобъявлен декретом Короля. В декрете о роспуске называется дата проведения выборов.
Данное предложение о роспуске не может быть представлено вовремя рассмотрения постановления о недоверии.
Таким образом, Конституция Испании предоставляетПравительству широкие полномочия, одновременно ограничивая их исполнениеКонституцией и законами.
4. Судебная властьИспании
Система судебных органов Испании включает в себя Конституционныйсуд, Верховный суд, Национальный верховный суд и иные нижестоящие суды.
Учреждение Конституционного суда — указание на одну изпримечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры. ЭтотСуд воссоздает одну из традиций испанского государства — в период Второйреспублики в 1931-1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий. УчреждениеКонституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработкеосновного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовалипротив этого института. Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет[14].
Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов,третья — Сенатом, шестая — правительством и шестая — Генеральным советом судебнойвласти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированнымбольшинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большойконсенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, котороеподдерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на однутреть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, аобновление по частям — предохраняет его состав и практику его работы отвнезапных переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременнойсмене состава.
Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем,поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов,должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентнымиюристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.
Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когдазаседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей.В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либовице-председатель, либо назначенный старший по возрасту член Суда. Во второмслучае одной из палат руководит председатель Суда, а второй — вице-председатель.Возможно образование секций по два судьи в каждой. На пленуме Сударассматриваются ходатайства о неконституционности актов, споры о компетенциимежду государством в целом и автономными сообществами, между самими автономнымисообществами, между конституционными органами государства, проверяются условиядля назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палатСуда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочийчленов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы окомпетенции Суда по предложению его председателя или трех судей. Палаты Суда рассматриваютжалобы в порядке процедуры ампаро (применяемая главным образом в испаноязычныхстранах система рассмотрения споров в связи с действиями властей, нарушающихправа и свободы граждан, имеет различные формы. Конституционное ампароведет к рассмотрению соответствия основному законустраны изданного акта.). Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленумеили в палатах могут разрешаться в секциях, включающих председателя иливице-председателя и двух судей.
Процедура в Суде построена на началах состязательности,стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть такжепредставлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решениепринимается большинством голосе, при равенстве голосов голос председателя даетперевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение, котороетакже публикуется в официальном органе государства. Однако подробностиголосования в Суде не подлежат огласке.
Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовыхнорм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договорсодержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силудо того, как не будет пересмотрен основной закон. Законно заключенные иофициально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть еевнутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного договораосновному закону Конституционный суд может быть запрошен любой из палатГенеральных кортесов и правительством. Возможен запрос и в отношенииорганического закона, разрешающего ратификацию международного договора.
Свою основную функцию контроля за конституционностью законовСуд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль законституционностью был упразднен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится позапросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и,в необходимых случаях, их ассамблеей. Запрос подается в трехмесячный срок,считая со дня опубликования закона[15].
В деятельности Суда возможен и конкретный контроль заправовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган вовремя процесса установит, что применяемая им норма, от законности которойзависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот органимеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органаопределяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государствадают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса всуде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний.Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практикеуказанные сроки не выдерживаются.
Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебныхорганов в Конституционный суд. Конституционному суду принадлежит заметная рольв обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро.Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан врезультате принятия норм судебных юридических актовили распоряжений публичных служб государства, автономныхсообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедураампаро в отношении законов не применяется.
Иски ампаро в отношении актов идействий административных органов рассматриваются только по исчерпаниивозможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган. Ампаро такжевозможно и в отношении актов судебной власти, еслиэти акты прямо и непосредственно нарушают права и свободы, указанные в статьях14-30 конституции и при условии, что обычные путиобжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаютсяв 20-дневный срок со времени последнего решения.
При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный судможет обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены,Народный защитник и прокуратура. Свои полномочия Конституционный суд распространяетна всю территорию страны.Его решения имеют обязательную силу.
В своей деятельности судьи и магистраты подчиняютсяследующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость,ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическомзаконе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судейи адвокатов.
Управление судебной системой возложено на Генеральный советсудебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаютсяКонгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судейсреди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров идругих юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. Вобязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должностисудей и магистратов, регулирование их административного статуса идисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначениякандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются всоответствии с политико-административным делением территории; каждый округвключает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающийвсей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведениюКонституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственногражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а такжедела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая)- судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационномпорядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судом болеенизкого уровня является Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Егоуголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лицгосударства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной,административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуютпровинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идутсуды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждойпровинции учреждены: административныйсуд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.
Заключение
Проведенные исследования в данной курсовой работе позволяютсформулировать следующие основные выводы.
Во-первых, Король Испании, являясь Главой государства,обладает соответствующими полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательнойвласти со специфическими особенностями, обусловленными конституционно-правовымстатусом монарха.
Во-вторых, парламент Испании — Генеральные кортесы, — являясь законодательным органом государственной власти, обладает достаточно широкимиполномочиями. Процедура принятия законов парламентом Испании являетсясложившейся и сбалансированной, что обусловлено его двухпалатностью.
В-третьих, Конституция Испании предоставляет Правительствуширокие полномочия, одновременно ограничивая их исполнение Конституцией изаконами. Являясь центральным органом исполнительной власти, ПравительствоИспании подотчетно за результаты своей деятельности перед Генеральнымикортесами Испании.
В-четвертых, одной из отличительных особенностей судебнойсистемы Испании является наличие процедуры конституционного ампаро, применяемойКонституционным судом и состоящей в рассмотрении нарушения прав и свобод гражданв результате принятия норм судебных юридических актов или распоряженийпубличных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, атакже их агентов и чиновников.
Список использованных источников
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежныхстран: Учебник. — М.: Проспект, 2005. — 548 с.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебноепособие. — М.: Юрайт, 2001. — 639 с.
3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебноепособие. — М.: Издательская группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М»,1999. — 488 с.
4. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебноепособие. — М.: Юристъ, 2004. — 665 с.
5. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учеб.для студ. вузов / Под ред. И.П. Ильинского. — М: Международные отношения, 1988.- 479 с.
6. Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 414 с.
7. Ивашкевич Е.Ф. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. — метод.пособ. — Витебск: Витебский гос. ун-т, 2002. — 110 с.
8. Иностранное конституционное право / Под ред В.В. Маклакова. — М.:Юристъ, 1996. — 509 с.
9. Испания: Конституция и законодательные акты: Пер. с исп. — М.:Прогресс, 1982. — 352 с.
10. Карпец В.И. Высшие органы государственной власти Испании: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. к. ю. н. — М.: МГУ, 1981. — 22 с.
11. Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция.Германия. Италия. Испания. Швейцария / Сост., введ. и вступ. ст. Маклакова В.В.- М.: БЕК, 2002. — 564 с.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-хтт. Учебник для студ. юр. вузов. Т.3. Особенная часть. Страны Европы. — М.:БЕК, 1997. — 744 с.
13. Конституционное право государств Европы: Учебное пособие. /Отв. ред. Д.А. Ковачев. — М.: Волтерс-Клювер, 2005. — 310 с.
14. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Подобщ. ред. М.В. Баглая — М: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. — 832 с.
15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. / Под ред. М.В.Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: НОРМА, 2005. — 1043 с.
16. Медведев С.Н. История государства и права Испании, — М.: Наука,1992. — 315 с.
17. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — М:Белые альвы, 1999. — 456 с.
18. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник /Отв. ред. докт. юрид. наук, проф.А.Я. Сухарев. — М.: «НОРМА», 2003. — 986 с.
19. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. — М.: Юридическаялитература, 1993. — 345 с.
20. Савин В.А. Система органов власти и управления Испании. — М.:Юридическая литература, 1982. — 89 с.
21. Трещенкова Н.Ю. Конгресс депутатов и Сенат Генеральных кортесовИспании // Институты конституционного права иностранных государств /Отв. ред. Д.А.Ковачев. — М.: Городец-издат, 2002. — С.210-218.
22. Чиркин В.Е. Пути развития современного парламента: «Мини- парламенты»// Правоведение. — 2002. — № 2. — С.24 — 33.
23. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — М.:Юристъ, 2005. — 669 с.
24. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежныхстран: Учебное пособие. — Мн.: ООО «Новое знание», 2001. — 572 с.
25. Шашкова А.В. Полномочия испанского Сената в области контроля задеятельностью правительства // Латинская Америка. — 2003. — № 4. — С.50-57.
26. Шашкова А.В. Статус Председателя Правительства Испании // Конституционноеи муниципальное право. — 1999. — № 2. — С.36 — 38.