Тема контрольной работы: Характеристика производства по делам обадминистративных нарушениях.
План работы
Введение
1. Общая характеристика производства по делам обадминистративных правонарушениях в Российской Федерации
1.1 Понятие, задачи, принципы производства по делам обадминистративных правонарушениях
1.2 Участники производства по делам об административныхправонарушениях
2. Стадии производства по делам об административныхправонарушениях в Российской Федерации
2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении
Выводы
3. Практическая часть
Список использованной литературы
Введение
Задачами производства по деламоб административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективноеи своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его всоответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, атакже выявление причин и условий, способствовавших совершению административныхправонарушений.
Всесторонность и полнота иисследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы,имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В ст.28.7 КоАП РФ приведенисчерпывающий перечень правонарушений, по которым может проводитьсяадминистративное расследование.
Упоминание в КоАП РФ о фото — икиносъемке, видеозаписи и других способах фиксации вещественных доказательств,свидетельствует о стремлении законодателя более широко внедрить вадминистративный процесс современные средства криминалистической техники. Тактическимаспектам использования фотосъемки и видеозаписи посвящены многие работыкриминалистов, основные положения которых также с успехом могли бы бытьвнедрены в административное расследование.
Объектом исследования являютсяобщественные отношения, связанные с возбуждением, расследованиемадминистративных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливымвынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестованияпостановлений, а так же их исполнением.
Цель — охарактеризоватьпроизводства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из цели, вытекаютследующие задачи:
определить понятие, задачи ипринципы производства по делам об административных правонарушениях в системеадминистративно-процессуального права;
описать субъектов производствапо делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессепроизводства по делу;
рассмотреть методы возбуждениядела об административном правонарушении;
описать как проходит рассмотрениедела об административном правонарушении;
1. Общая характеристика производства по делам обадминистративных правонарушениях в Российской Федерации1.1 Понятие, задачи, принципы производства по деламоб административных правонарушениях
В теории права понятие «юридическийпроцесс» означает порядок осуществления деятельности государственныхорганов, осуществляющих применение права. Близким ему по значению являетсятермин «процедура», подразумевающий официально установленный порядокпри осуществлении юридически значимых действий и разрешении дел. Важнейшиеособенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулированпроцессуальными нормами и направлен на реализацию норм материального права.
«Производство по делам обадминистративных правонарушениях является одним из видов административныхпроизводств, составной частью административного процесса. Следовательно, подпроизводством по делам об административных правонарушениях следует пониматьособый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуруразрешения определённой группы дел. „[1]Производство по делам об административных правонарушениях является одной изсторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органамиисполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектамитакой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел обадминистративных правонарушениях. Процессуальный характер производства своёосновное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающихадминистративную ответственность физических и юридических лиц за совершаемыеими административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Разрешение делапредполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановленияо назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и егоисполнение.
Производство по делам обадминистративных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и являетсяадминистративно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органамиисполнительной власти, а также их должностными лицами.
К ведению РФ в областизаконодательства об административных правонарушениях относится установление:
порядка производства по делам обадминистративных правонарушениях, в том числе установление мер обеспеченияпроизводства по такого рода делам;
порядка исполнения постановленийо назначении административных наказаний.
Следовательно,административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется вобщефедеральном масштабе. В КоАП РФ законодательно закреплены правовые основы, т.е.те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органыи должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Прежде всего, в этом смыслеакцент сделан на задачах производства, каковыми являются: своевременное,всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Своевременное выяснениеобстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел обадминистративных правонарушениях, установленных ст.29.6 КоАП РФ. Срокирассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу вкратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправногодеяния. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено нанедопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения. Осуществлениеэтих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всехстадиях производства по делу об административном правонарушении. Толькоруководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие илиотсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основаниемдля принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные прирассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административномправонарушении.
Другой задачей являетсяразрешение его в точном соответствии с законом. Здесь следует особоподчеркнуть, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ порядок производствапо делам об административных правонарушениях устанавливается федеральнымзаконодательством. Постановление по делу должно иметь четкие и ясныенормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленныхобстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указанастатья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации,предусматривающая административную ответственность за совершениеадминистративного правонарушения, либо основания прекращения производства поделу.
“Еще одной задачей являетсяобеспечение исполнения вынесенного постановления. Производство по делам обадминистративных правонарушениях не может быть эффективным без исполненияпостановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V КоАП РФИсполнение постановлений по делам об административных правонарушениях». [2]
Производство по делам обадминистративных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оноставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершениюадминистративных правонарушений. Реализация этой задачи выражается ввозможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятиимер по устранению указанных причин и условий.
Задачи производства по делам обадминистративных правонарушениях: защита личности, охрана ее прав и свобод,здоровья граждан, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществлениягосударственной власти, общественного порядка и общественной безопасности,собственности, защита общественной нравственности, законных экономическихинтересов физических и юридических лиц, общества и государства отпротивоправных посягательств — определяют значение и содержание производства поделам об административных правонарушениях.
Статья 24.2 КоАП РФ определяет,что производство по делам об административных правонарушениях ведется нарусском языке — государственном языке Российской Федерации, или языкереспублики в составе Российской Федерации. «В то же время КоАП РФпредусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и невладеющих языком, на котором оно ведется. Эти гарантии обеспечиваютсявозможностью привлечения в качестве участника производства по делу обадминистративных правонарушениях переводчика». [3]
«В соответствии со ст.24.3КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытомурассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашениюгосударственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, аравно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц,участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членових семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц». [4]
Лица, участвующие в производствепо делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства,подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, впроизводстве которых находится данное дело.
«Производство по делу обадминистративном правонарушении не может быть начато, а начатое производствоподлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствиесобытия административного правонарушения;
2) отсутствиесостава административного правонарушения, в том числе не достижение физическимлицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста,предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административнойответственности, или невменяемость физического лица, совершившегопротивоправные действия (бездействие);
3) действиялица в состоянии крайней необходимости;
4) изданиеакта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отменазакона, установившего административную ответственность;
6) истечениесроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличиепо одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом,в отношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, постановления о назначении административного наказания, либопостановления о прекращении производства по делу об административномправонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смертьфизического лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении». [5]
Названные обстоятельстваотносятся как к физическим, так и к юридическим лицам.
Отсутствие составаадминистративного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административногоправонарушения как виновность. Отсутствие виновности означает, что неустановлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возрастанаступления административной ответственности либо оно на момент совершенияпротивоправных действий находилось в состоянии невменяемости.
Крайняя необходимость какоснование прекращения производства по делу об административном правонарушениисостоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устраненияопасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или другихлиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если этаопасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вредявляется менее значительным чем предотвращенный.
Надзор за точным и единообразнымисполнением законов при производстве по делам об административныхправонарушениях осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации иназначаемые им прокуроры в пределах своей компетенции (за исключением делнаходящихся в производстве суда), согласно ст.24.6 КоАП РФ.1.2 Участники производства по делам обадминистративных правонарушениях
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо вотношении которого ведётся производство по делу об административномправонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана впорядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законнуюсилу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Глава 25 КоАП РФ определяет круглиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях,их права и обязанности. По сравнению с аналогичной главой КоАП РСФСР переченьучастников производства расширился за счет законных представителей юридическоголица, понятого, специалиста и прокурора.
«К числу участниковпроизводства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ относит: лиц,в отношении которых ведется производство; законных представителей физических июридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых;специалистов; экспертов; переводчиков. Особое внимание обращено напроцессуальные права и обязанности участников производства». [6]
Лицо, в отношении котороговедется производство по делу об административном правонарушении, вправезнакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлятьдоказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощьюзащитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Физическоеили юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении котороговедется производство по делу об административных правонарушениях с моментасоставления протокола об административном правонарушении.
Потерпевшимявляется физическое лицо или юридическое лицо, которым административнымправонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевшийвправе знакомиться со всеми материалами дела об административномправонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлятьходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя,обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальнымиправами в соответствии с настоящим Кодексом. Потерпевший обладает правом научастие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что являетсяважной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. ПленумВерховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административномправонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является линаступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Защиту прав и законных интересовфизического лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, или потерпевшего, являющихсянесовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состояниюлишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют ихзаконные представители. Законными представителями физического лица являются егородители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела обадминистративном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцатилет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административномправонарушении, вправе признать обязательным присутствие законногопредставителя указанного лица. «Объем правового статуса законногопредставителя физического лица равен статусу представляемого им лица, вотношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении или потерпевшего». [7]
Законные представителиюридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если вотношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В такомкачестве выступает руководитель юридического лица, а также иное лицо,признанное в соответствии с законом и учредительными документами органомюридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаютсядокументами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административномправонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием егозаконного представителя или защитника. «В отсутствие указанных лиц деломожет быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащемизвещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступилоходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайствооставлено без удовлетворения». [8]
Для оказания юридической помощилицу, в отношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении можетучаствовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении и потерпевший выбирают своих защитников и представителейсамостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями. Защитники представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу обадминистративном правонарушении с момента установления лица, в отношениикоторого ведется производство по делу об административном правонарушении ипотерпевшего, то есть с момента составления протокола об административномправонарушении.
В качестве свидетеля по делу обадминистративном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут бытьизвестны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обладаетустановленным законом объемом прав и обязанностей. Свидетель обязан явиться повызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находиться делооб административном правонарушении и дать правдивые показания.
Статья 51 Конституции РФустанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своегосупруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.Данное положение отражено в части 3 статьи 25.6. КоАП РФ. Установлен кругблизких родственников (родители и их дети, усыновители, усыновленные, родныебратья и сестры, дедушка, бабушка и внуки). Кроме того свидетель имеет праводавать показания на родном языке или на языке которым владеет, пользоватьсябесплатной помощью переводчика, делать замечания по поводу правильностизанесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля,не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога илипсихолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законногопредставителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается обадминистративной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В случаях, предусмотренных КоАПРФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело обадминистративном правонарушении, в качестве понятого может быть привлеченолюбое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятыхдолжно быть не менее двух. Понятые подписывают протокол совершенного при нихпроцессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемыхпроцессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. Понятыеприглашаются, для участия в производстве по делу об административныхправонарушениях, на добровольной основе. Им возмещаются расходы, связанные с ихучастием в деле.
«В качестве специалиста,для участия в производстве по делу об административном правонарушении, можетбыть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо,обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении,закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств».[9]Участие в производстве по делу об административном правонарушении являетсяобязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей,предусмотренных комментируемой статьей специалист несет административнуюответственность. Специалист под расписку предупреждается об административнойответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
В качестве эксперта может бытьпривлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо,обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле,достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Вопределении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права иобязанности, он также должен быть предупрежден об административнойответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Прокурор в пределах своихполномочий вправе:
возбуждатьпроизводство по делу об административном правонарушении;
участвоватьв рассмотрении дела об административном правонарушении, представлятьдоказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам,возникающим во время рассмотрения дела;
приноситьпротест на постановление по делу об административном правонарушении независимоот участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным закономдействия.
«Поскольку органы идолжностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, неявляются участниками производства по делам об административных правонарушениях,они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условияхвозрастает значение прокурора как субъекта обладающего правом приносить протестна постановление по делу об административном правонарушении, независимо отучастия в деле». [10]
При наличии предусмотренных ст.25.12КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качествезащитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производствепо делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.«Правом инициативы отвода должен обладать и судья, орган, должностноелицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу,в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотревзаявление о самоотводе или об отводе, судья, орган или должностное лицо,выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в егоудовлетворении». [11]
Исходя из выше перечисленныхпризнаков, под производством по делам об административных правонарушенияхследует понимать основанную на законе и облечённую в форму правовых отношенийдеятельность судей, органов и должностных лиц по возбуждению и рассмотрению делоб административных правонарушениях. Это применение к виновным мерадминистративной ответственности, осуществляемое в особомадминистративно-процессуальном порядке. Оно производится в целях всестороннего,полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его всоответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, атакже выявления причин и условий, способствовавших совершению административныхправонарушений.
Согласно КоАП производство поделам об административных правонарушениях включает в себя возбуждение дела обадминистративном правонарушении, административное расследование, рассмотрениедела об административном правонарушении, сбор и оценку доказательств по делу обадминистративном правонарушении, применение мер обеспечения производства поделам об административных правонарушениях, принятие решения по делу, пересмотрпостановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
2. Стадии производства по делам об административныхправонарушениях в Российской Федерации2.1 Возбуждение дела об административномправонарушении
Возбуждение дела обадминистративном правонарушении является первой стадией административногопроизводства и представляет собой совокупность действий, направленных наустановление факта административного правонарушения и определенияподведомственности дела. Поводами к возбуждению дела являются:
непосредственноеобнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы обадминистративных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличиесобытия административного правонарушения;
поступившиеиз правоохранительных органов, а также из других государственных органов,органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы,содержащие данные, указывающие на наличие события административногоправонарушения;
сообщения изаявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовойинформации, содержащие данные, указывающие на наличие события административногоправонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренныхч.2 ст.5.27, ст.14.2, 14.13 КоАП РФ).
фиксация административногоправонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режимеспециальными техническими средствами, имеющими функции фото — и киносъемки,видеозаписи;
подтверждение содержащихся всообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данныхо том, что в случаях, предусмотренных п.4, транспортное средство находилось вовладении или в пользовании другого лица.
Дело об административномправонарушении может быть возбуждено с момента:
1. составления первого протоколао применении мер обеспечения административного производства, предусмотренныхКоАП РФ;
2. составления протокола обадминистративном правонарушении или вынесения прокурором постановления овозбуждении дела об административном правонарушении;
3. вынесения определения овозбуждении дела об административном правонарушении при необходимостипроведения административного расследования;
4. оформления предупреждения илиналожения административного штрафа на месте совершения административногоправонарушения в случае, если протокол не составляется. [12]
Возбуждение дела по своемуюридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуальногодействия, являющегося юридическим фактом; оно влечёт за собой возникновениеконкретного административно-процессуального отношения.
О совершении административногоправонарушения составляется протокол. Частью 2 ст.28.2 КоАП РФ законодательноопределяется содержание протокола об административном правонарушении, он долженсодержать сведения, необходимые для квалификации административногоправонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе обадминистративном правонарушении указываются: дата и место его составления,должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии иадреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д.«Существенное значение имеет указание должности лица, составившегопротокол об административном правонарушении, поскольку в случае составленияпротокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным». [13]
Статья 28.3. КоАП РФ определяетперечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иныхвидах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничныхорганов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии сданной статьей протоколы об административных правонарушениях составляютсядолжностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела обадминистративных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующегооргана.
В ст.28.4 КоАП РФ предусмотренперечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаютсяпрокурором согласно Закону " О Прокуратуре РФ". В установленные срокио возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выноситсямотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурордолжен выяснить: образует ли действие характер административногоправонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения кадминистративной ответственности, установлено ли лицо, совершившееадминистративное правонарушение и т.д. Если производство по делу обадминистративном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, топротокол не составляется.
Протокол об административномправонарушении составляется немедленно после выявления совершенияадминистративного правонарушения. В случае если требуется дополнительноевыяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений оюридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административномправонарушении, протокол об административном правонарушении составляется втечение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Должностное лицо, можетсамостоятельно принять решение о наложении административного наказания иисполнить его немедленно. Важным условием при назначении административногонаказания без составления протокола является совершение малозначительногонарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспариваетназначенное ему административное наказание. В противном случае составляетсяпротокол об административном правонарушении.
Нововведением КоАП РФ являетсяназначение административного расследования при выявлении административныхправонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства орекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов,таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности,дорожного движения и на транспорте. Главным условием для принятия решения опроведении административного расследования является необходимость осуществленияэкспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временныхзатрат. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждениядела.
Протокол (постановлениепрокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган,должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административномправонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесенияпостановления) об административном правонарушении.
В случае наложенияадминистративного ареста, протокол передается на рассмотрение судье немедленнопосле его составления.
Уполномоченные лица вправеприменять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства.К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр,досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотрпринадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей идокументов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортнымсредством соответствующего вида и т.п.2.2 Рассмотрение дела об административномправонарушении
Эта стадия является центральнойв производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ееосуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи,органа, должностного лица, именуемые этапами. Традиционно выделяются этапы: а) подготовкидела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятияи объявления постановления по делу.
Судья, орган, должностное лицопри подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняютследующие вопросы:
1) относитсяли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеютсяли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей,членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильноли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы,предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеютсяли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточноли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеютсяли ходатайства и отводы.
Задачи: всестороннее, полное,объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешениеего в соответствии с законом, а также выявление причин и условий,способствовавших совершению административного правонарушения.
При подготовке к рассмотрениюдела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, покоторым в случае необходимости выносится определение:
1) оназначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызовелиц, указанных в ст.25.1, 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимыхдополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) оботложении рассмотрения дела;
4) овозвращении протокола об административном правонарушении и других материаловдела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случаесоставления протокола и оформления других материалов дела неправомочнымилицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов делалибо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена прирассмотрении дела;
5) опередаче протокола об административном правонарушении и других материалов делана рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится ккомпетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол обадминистративном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение,либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа,должностного лица.
«Дело об административномправонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, вотношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица».[14]
Дело об административномправонарушении, по которому было проведено административное расследование,рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административноерасследование. Например, дело о правонарушении, влекущем лишение правауправления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учетатранспортного средства. Частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ также предусмотрено, чтопри рассмотрении дела об административном правонарушении заслушиваютсяобъяснения физического лица или законного представителя юридического лица, вотношении которых ведется производство по делу, показания других лиц,участвующих в производстве по делу об административном правонарушении,пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. Срокрассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным нарассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом,должностным лицом протокола об административном правонарушении и другихматериалов. КоАП РФ установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленныйсрок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступленияходатайств от участников производства по делу об административномправонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительномвыяснении обстоятельств дела. «Решение о продлении установленного срокапринимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в формемотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц».[15]
Порядок рассмотрения дела обадминистративном правонарушении представляет собой определеннуюпоследовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав изаконных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административномправонарушении и установление объективной истины. Прежде чем перейти крассмотрению дела по существу, субъект уполномоченный рассматривать дело долженустановить наличие всех условий необходимых для рассмотрения дела обадминистративном правонарушении.
На стадии анализа обстоятельстви собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствамипо делу об административном правонарушении являются любые фактические данные,на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которыхнаходится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административногоправонарушения, виновность лица, привлекаемого к административнойответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильногоразрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административномправонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении котороговедется производство по делу об административном правонарушении, показаниямипотерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а такжепоказаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объяснения лица, в отношениикоторого ведется производство по делу об административном правонарушении,показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющиеотношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В случаях, если при производствепо делу об административном правонарушении возникает необходимость виспользовании специальных познаний в науке, технике или искусстве, судья,орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносятопределение о назначении экспертизы. Заключение эксперта не являетсяобязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которыхнаходится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, чтозаключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст.26.11КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своемувнутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранееустановленную силу.
Однако заключение эксперта, какодно из важных доказательств по делу об административном правонарушении, неможет быть произвольно проигнорировано и, в силу этого, несогласие сзаключением должно быть мотивировано.
Существуют и вещественныедоказательства. Вещественными доказательствами являются объекты материальногомира. Орудиями совершения правонарушения являются предметы, с помощью которыхоно было совершено (например, при нарушении правил пользования объектами животногомира — рыболовная сеть и др.). Предметами совершения правонарушения являютсяобъекты, на которых непосредственно было направлено правонарушение (например, выловленнаярыба). Вещественные доказательства должны приобщаться к делу обадминистративном правонарушении. Фотографирование или иная фиксациявещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение илисохранение их в неизменном виде являются невозможными.
Документы признаютсядоказательствами, если сведения, изложенные в них должностными лицами и гражданами,имеют значение для производства по делу об административном правонарушении
При необходимости получениякаких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу обадминистративном правонарушении, орган или должностное лицо, в производствекоторых находится данное дело вправе направить определение об истребованиисведений.
В отличие от запроса,предусмотренного ст.26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные органыорганов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может бытьнаправлено в любую организацию, независимо от форм собственности. Судья, членыколлегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу обадминистративном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннемуубеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всехобстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметьзаранее установленную силу.
Статья 29.8 КоАП РФ обязываетсоставлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении,когда оно рассматривается коллегиальным органом. По результатам рассмотрениядела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) оназначении административного наказания;
2) опрекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращениипроизводства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличияхотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу,предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ;
2) объявленияустного замечания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ;
3) прекращенияпроизводства по делу и передачи материалов дела прокурору, в органпредварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии)содержатся признаки преступления.
"Порезультатам рассмотрения дела об административном правонарушении выноситсяопределение:
1) опередаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначатьадминистративные наказания иного вида или размера либо применять иные мерывоздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) опередаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, чторассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа,должностного лица". [16]
Постановлением по делу обадминистративном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенныйсудьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного делаоб административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта,рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информацииявляется подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их правана рассмотрение дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно чтоне истекли сроки давности привлечения к административной ответственности поданному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административномправонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
Постановление по делу обадминистративном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полномобъеме по окончании рассмотрения дела.
Следует сказать, что введение вКоАП РФ нормы, предусматривающей административное расследование, направлено наупорядочение осуществления административно-юрисдикционных полномочий органамигосударственной власти и должностными лицами и ликвидацию поверхностногоподхода к производству по наиболее сложным делам об административныхправонарушениях.
Выводы
Содержание Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадиипроизводства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела,его рассмотрение, вынесение постановления по делу, исполнение принятогорешения, обжалование и опротестование постановления.
Возбуждение дела обадминистративном правонарушении — начальная стадия производства. Применительнок производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеетспецифическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особогопроцессуального документа, а именно — протокола об административномправонарушении (ст.28.2).
На стадии возбуждения дела внеобходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производствапо делам об административных правонарушениях (ст.27.1). Их цель — пресечениеадминистративного правонарушения, установление личности нарушителя, составлениепротокола. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ст.28.1)являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченнымисоставлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных,указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие изправоохранительных органов, других государственных органов, органов местногосамоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие событияправонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения всредствах массовой информации, содержащие такие данные.
Составлению протокола можетпредшествовать административное расследование на основании определения,вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. Административноерасследование проводится, если осуществляется экспертиза или иныепроцессуальные действия, требующие значительных временных затрат; его срок неможет превышать один месяц с момента возбуждения дела.
Рассмотрение дела обадминистративном правонарушении — центральная стадия производства, в рамкахкоторой наиболее отчётливо проявляются многие важные черты, свойственныеюрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание можетбыть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, средикоторых, прежде всего — вопрос об органах и должностных лицах, уполномоченныхрассматривать дела об административных правонарушениях. К этим органам идолжностным лицам относятся: лицо, в отношении которого ведётся производство поделу об административном правонарушении; законные представители физического июридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт;переводчик; прокурор. Естественно, что участником является судья или орган (должностноелицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а так же должностноелицо, возбудившее данное дело.
Дальнейший этап работы — выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно: было лисовершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит лионо административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие илиотягчающие ответственность; причинён ли правонарушением имущественный ущерб; нетли обстоятельств, исключающих производство по делу.
Постановление по делу обадминистративном правонарушении должно содержать следующие данные: наименованиеоргана (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, вотношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленныхпри рассмотрении дела; указание на статью нормативного акта, предусматривающегоответственность за данное правонарушение; принятое по делу мотивированноерешение; срок и порядок обжалования постановления.
Исполнение постановлений оналожении административных наказаний — заключительная обязательная стадияпроизводства. Обжалование постановлений считают факультативной стадиейпроизводства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в процессеисследования данной темы были решены следующие задачи: определены понятие,задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях,рассмотрены участники производства и определена их роль, исследован порядоквозбуждения дела, определена процедура его рассмотрения.
3. Практическая часть
1. Проживающие в общежитиитреста «Архангельскпромстрой» студенты вечером 21 февраля играли вхолле в настольный теннис. Они обратили внимание на вошедших в общежитие двухсержантов милиции с табельным оружием и резиновыми дубинками. Было видно, чтооба работника милиции находились в нетрезвом состоянии, развязно вели себя,стали требовать, чтобы студенты прекратили игру. Когда те не подчинились,работники милиции потребовали от них встать в шеренгу, на что студентыотреагировали шутками, пытаясь закончить инцидент компромиссом. После этогоодин из работников милиции вытащил резиновую дубинку и ударил студента Шаламовапо спине, пытался повторить то же самое, но ему помешали другие студенты.Применив силу, они отобрали дубинку, табельное оружие, удостоверение уработника милиции и пошли в Октябрьский ОВД г. Архангельска, чтобы доложить ослучившемся.
Какие правовые последствия могутнаступить для работников милиции и для студентов?
Работники милиции повели себя встуденческом общежитии аморально (были в нетрезвом состоянии при исполнениисвоих служебных обязанностей, применили необоснованно служебные дубинки). Этоадминистративное правонарушение (КоАП ст.4.3).
Статья 4.3 Обстоятельства,отягчающие административную ответственность
1.Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжениепротивоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лицпрекратить его;
2) повторное совершениеоднородного административного правонарушения, если за совершение первогоадминистративного правонарушения лицо уже подвергалось административномунаказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящегоКодекса;
3) вовлечениенесовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершениеадминистративного правонарушения группой лиц;
5) совершениеадминистративного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при другихчрезвычайных обстоятельствах;
6) совершениеадминистративного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо,назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенногоадминистративного правонарушения могут не признать данное обстоятельствоотягчающим.
Состояние опьянения выступаетсамым распространенным отягчающим обстоятельством при совершенииадминистративного правонарушения.
Руководствуясь УК РФ сотрудникаммилиции за превышение должностных полномочий может грозить уголовное наказаниепо ст.286. П
Статья 286. Превышениедолжностных полномочий
1.Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочийи повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан илиорганизаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказываетсяштрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либолишением свободы на срок до четырех лет.
2. То жедеяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РоссийскойФедерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равноглавой органа местного самоуправления,— наказывается штрафом вразмере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишениемсвободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния,предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия илис угрозой его применения;
б) с применением оружия илиспециальных средств;
в) с причинением тяжкихпоследствий, -
наказываются лишением свободына срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В «Законе о милиции», разделIV ст.12 за неправомерное применение специальных средств (в данном случае этобыли дубинки) милиционерам тоже грозит наказание, т. к они не предупредилистудентов о том, что будут применять дубинки. Применение дубинок в данномслучае было безосновательно, т.к студенты не совершили никаких противоправныхдействий. В ст.13 и 14 сказано в каких случаях милиционеры могут применятьфизическую силу и специальные средства.
Статья 12.Условия и пределы применения физической силы, специальных средств иогнестрельного оружия
Милиция имеет право применятьфизическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях ипорядке, предусмотренных настоящим Законом
При применении физическойсилы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:
предупредить о намерении ихиспользовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требованийсотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применениифизической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создаетнепосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции,может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение всоздавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости отхарактера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силыоказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом,был минимальным;
обеспечить лицам, получившимтелесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление ввозможно короткий срок их родственников;
уведомить прокурора о всехслучаях смерти или ранения.
Применение физической силы,специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет засобой ответственность, установленную законом.
Статья 13.Применение физической силы
Сотрудники милиции имеютправо применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, дляпресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, ихсовершивших, преодоления противодействия законным требованиям, еслиненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милициюобязанностей.
Статья 14.Применение специальных средств
Сотрудники милиции имеютправо применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, вследующих случаях:
1) для отражения нападения награждан и сотрудников милиции;
2) для пресеченияоказываемого сотруднику милиции сопротивления;
3) для задержания лица,застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья илисобственности и пытающегося скрыться;
4) для задержания лиц, вотношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намереныоказать вооруженное сопротивление; …
По всем перечисленным вышестатьям милиционерам грозит ответственность, но приговор им может вынеститолько суд.
Студенты не нарушали общественныйпорядок. Они играли в теннис не мешая при этом никому. Требования милиционеровбыли незаконны, они сами спровоцировали студентов к подобным действиям (забралиудостоверение у милиционера). Поэтому студенты, в случае если им будетпредъявлено какое-либо обвинение могут руководствоваться ст.39 «Закона омилиции».
Статья 39. Право обжалованиянеправомерных действий сотрудников милиции
Гражданин, считающий, чтодействие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав,свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействиевышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
2. Катков обратился в РОВД дляполучения лицензии на деятельность в качестве частного охранника. Инспекторразрешительной системы потребовал у него заявление, анкету, копию свидетельствао рождении, справки о составе семьи, о наличии или отсутствии судимости, осостоянии здоровья, характеристику с места работы. Через четыре месяца Катковполучил устный ответ инспектора о том, что ему отказано в получении лицензии,так как он ранее дважды привлекался к административной ответственности по ст.20.1 и 14.15 КоАП. Кроме того, по месту работы он характеризуется отрицательно.
Ответ инспектора был обжалованКатковым начальнику РОВД. Какое решение должен принять последний?
ЗАКОН О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ИОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 06.06.2005N 59-ФЗ,
от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 24.07.2007N 214-ФЗ,
от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Частная детективная иохранная деятельность
Настоящим Законом частнаядетективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмезднойдоговорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющимиспециальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защитызаконных прав и интересов своих клиентов.
Инспектор разрешительной системыобязан дать ответ Каткову в письменной форме (Ст.6 «Закон о частнойдетективной и охранной деятельности), а он дал устный отказ. Устный отказ неимеет юридической силы и его можно обжаловать в вышестоящем органе.
Статья 6
В случае отказа в выдачелицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этомгражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение илинарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящийорган внутренних дел или суд.
Статья 11.1 Правовой статусчастного охранника
(введена Федеральным законом от06.06.2005 N 59-ФЗ)
Право на приобретение правовогостатуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшимпрофессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, иподтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачиквалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранникаустанавливается Правительством Российской Федерации.
Удостоверение частного охранникааннулируется в случае:
1) неоднократного привлечения втечение года частного охранника к административной ответственности засовершение административных правонарушений, посягающих на институтыгосударственной власти, административных правонарушений против порядкауправления и административных правонарушений, посягающих на общественныйпорядок и общественную безопасность;
Начальник РОВД должен датьписьменный ответ Каткову, где необходимо обосновать отказ в выдаче ему лицензиина частную охранную деятельность. Обоснованием к отказу послужат статьи 20.1, 14.15и отрицательная характеристика с работы Каткова.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Юристъ,2007.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ в ред.10.01.2008 г. (с изменениями и дополнениями).
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Закон от24.07.2002 г. N 95-ФЗ в ред.02.10 2007 г. // Справочно-правовая система „Гарант“:[Электронный ресурс] / Компания „Гарант“.
Научная литература:
1. Административное право: учебное пособие / А.Б. Агапов — М.: Эксмо,2006. — 398с.
2. Административное право: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ,2005. — 697с.
3. Административное право: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко,Г.В. Матвиенко и др. — М.: Экзамен, 2006. — 509с.
4. Административное право: учебное пособие для вузов / Е.М. Аникин идр. — СПб: Питер, 2005. — 252с.
5. Административное право России: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачёв,С.В. Тихомиров; отв. ред.Л. Л. Попов. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 688с.
6. Бахрах Д.Н. Административное право России. — М.: 2006.
7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право:Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004.
8. Дмитриев, Ю.А. Административное право: учебник для юридических вузов/ Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. — М.: Эксмо, 2005.
9. Колесникова Е.А. Административное право. – Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2005г.
10. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Подред.В. В. Черникова и Ю.П. Соловья. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 774с.