Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
Кафедра гражданского права
Контрольнаяработа № 1
покурсу: «Хозяйственное право»
Вариант4
Выполнил:
студент гр. 05-ЭПз
по специальности «Экономика управления на предприятии»
Устин Екатерина Александровна
адрес: г. Новополоцк, ул. Молодежная 199-81
шифр 0525010703
Проверил: преподаватель кафедры -
Новополоцк, 2008г.
Характеристикаосновных стадий процедуры признания банкротства (экономической несостоятельности)субъектов хозяйствования.
Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствованияв условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможностиоградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участниковхозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточнои не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянииисполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от такихдолжников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов«несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.
Прежде, чем дать понятие «экономической несостоятельности», следует обратитьвнимание, что этот термин сопровождается термином «банкротство». Ранее действующеезаконодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне ГК РеспубликиБеларусь оценивает их как тождественные и взаимозаменяемые понятия.
Однако, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г.№508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия«экономическая несостоятельность» и «банкротство» стали иметь различное содержаниеи особенности применения процедур банкротства (далее – Указ от 12 ноября 2003г.).П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. определяет «банкротство», как неплатежеспособность,имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственногосуда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А понятие «экономическаянесостоятельность» как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивыйхарактер, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельностис санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.
В ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»от 18 июля 2000г. содержится понятие экономической несостоятельности (банкротства)субъектов хозяйствования (далее – Закон о банкротстве). Под экономической несостоятельностью(банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленнаядолжником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности(банкротства):
· неспособность должникав полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам,а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатитькредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданскимзаконодательством);
· неспособность должникаисполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов,пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетныефонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).
Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедуройбанкротства субъектов хозяйственной деятельности осуществляется Министерством экономикиРеспублики Беларусь и непосредственно департаментом по санации и банкротству.
Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) осуществляетсяс помощью следующей нормативно-правовых актов:
· Гражданский кодексРеспублики Беларусь (ст.24 и ст.61);
· Закон Республики Беларусь«Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991г. (в новой редакцииЗакона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от18 июля 2000г.);
· Указ Президента РеспубликиБеларусь «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности ссубъектов хозяйствования» от 14 августа 2000г. №442;
· Указ Президента РеспубликиБеларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от12 ноября 2003 г. №508;
· постановление Министерстваэкономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по определению наличия признаковложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещенияубытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» от 16 декабря 2002г.№271;
· постановление Министерстваэкономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения об аттестации физическихлиц на их соответствие профессионально – квалификационным требованиям, предъявляемымк антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности(банкротстве)» от 27 октября 2003г. №206;
· постановление ПленумаВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке назначения хозяйственнымисудами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности приликвидации юридических лиц» от 22 июня 2000г. №9;
· постановление ПленумаВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применениязаконодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)»от 23 декабря 2004г. №11 и другие.
Процедуры банкротства:
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны суду(подп.15 ч.1 ст.27 ХПК) и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника(ст.33 ХПК).
Согласно ст.171 ХПК Республики Беларусь, дела об экономической несостоятельности(банкротстве) субъектов хозяйствования рассматриваются хозяйственным судом по правилампредусмотренным, кодексом с учетом особенностей законодательных актов об экономическойнесостоятельности (банкротстве). Процесс банкротства содержательно изложен в Законео банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой,предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий,направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. предусматриваются принимаемые в обязательномпорядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия,учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственнымиорганами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органамидо подачи заявления в суд меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной(экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. «досудебное оздоровление»должника.
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования,в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, кредитор,прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые ииные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физическиелица в порядке установленном законодательством.
Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве, приналичии обстоятельств очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состояниив установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающиеиз трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно,исходя из ст.7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника,имеющая устойчивый характер.
П.1.11 Указа от 12 ноября 2003г. наряду со статьями Закона о банкротстве устанавливаютоснования для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестветаких оснований выступают в совокупности следующие обстоятельства:
· наличие у кредиторадостоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника,имеющей или приобретающей устойчивый характер;
· применение к должникупринудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявлениев процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточногодля удовлетворения предъявленных к нему требований;
· наличие задолженностиперед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин иболее, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к нейорганизацией, государственной организацией, организацией с долей государственнойсобственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величини более.
Наличие таких оснований следует рассматривать как специальное условие реализациикредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Вопросо принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственнымсудом не позднее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствиисовокупности таких оснований хозяйственный суд отказывает в принятии этого заявления.Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в законе (ст.ст. 23-27).Установив наличие предпосылок для признания права на подачу заявления о банкротстве,суд возбуждает производство по делу о банкротстве. Дальнейшие процессуальные действияосуществляются в соответствии со следующей схемой установленной Законом о банкротстве:
· при рассмотрении делао банкротстве юридического лица:
- защитный период;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение;
· при рассмотрении делао банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитногопериода.
С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитныйпериод и назначается временный управляющий. Следовательно, собственник имуществадолжника и уполномоченный им орган в этот период ограничиваются в правах по распоряжениюимуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления деламипредприятия, эти полномочия переходят к управляющему, назначенному в установленномпорядке. Защитный период представляет собой стадию проверки хозяйственным судомналичия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве,продолжительность его не может превышать трех месяцев. Хозяйственный суд по ходатайствудолжника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправеустановить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления(п.1.16 Указа от 12 ноября 2003г.).
В течение защитного периода временный управляющий обязан принимать меры пообеспечению сохранности имущества должника; устанавливать кредиторов должника иопределять размеры их требований; проводить анализ финансового состояния должникаи платежеспособности должника; оказывать содействие в организации хозяйственнойдеятельности должника, заключении мирового соглашения; определять наличие признаковложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; выполнять требованияхозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственныйсуд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособностидолжника. В защитный период выясняются и возможные неправомерные действия со сторонысобственника имущества или руководителя должника, либо иных лиц, имеющих право даватьобязательные для должника указания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренногобанкротства. Порядок определения ложного и преднамеренного банкротства содержитсяв «Правилах по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства,сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключенияпо данным вопросам» утвержденных постановлением Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 16 декабря 2002г. №271.
Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный судпри наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будетвозместить кредиторам ущерб (в том числе моральный), причиненный подачей заявленияв суд.
Под преднамеренным банкротством Закон о банкротстве понимает банкротство должникапо вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в томчисле руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указаниялибо иным образом определять его действия. Последствием в данном случае являетсявозложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной)ответственности по его обязательствам.
На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленногоотчета временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о возбужденииконкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательствув соответствии с нормами ХПК Республики Беларусь, освобождает временного управляющегоот обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу обанкротстве должника.
Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику,признанному банкротом, осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворениятребований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересовдолжника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможностипроведения санации, в процессе ликвидационного производства и освобождения должникаот долгов. Следовательно, конкурсное производство состоит из санации и ликвидационногопроизводства.
Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требованийкредиторов в установленные сроки и восстановление платежеспособности должника путемоказания ему финансовой помощи. Санация вводится хозяйственным судом на основаниирешения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок установленныйзаконодательством, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, этотсрок может быть продлен. План санации разрабатывается с участием собрания кредиторови утверждается судом.
Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваютсяследующие способы:
· ликвидация дебиторскойзадолженности;
· исполнение обязательствдолжника собственником имущества должника;
· предоставление должникуфинансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управленияпо делам о банкротстве;
· перепрофилированиепроизводства;
· закрытия нерентабельныхпроизводств;
· продажа части имуществадолжника;
· уступка требованиядолжника;
· предоставление должникув установленном порядке дотаций и субсидий;
· продажа предприятиядолжника;
· иные способы.
В период санации суд совместно с кредиторами следят за выполнением плана санациии любой их кредиторов, собственников имущества предприятия или членов трудовогоколлектива может обратиться с заявлением о неэффективности санации, и по рассмотрениюрезультатов санации, суд может вынести решение о прекращении ее. По итогам проведеннойсанации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одноиз следующих предложений на собрание кредиторов о:
· прекращении санациив связи с восстановлением платежеспособности должника;
· заключении мировогосоглашения;
· продления установленногосрока санации;
· прекращении санациии заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производствав связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием основанийдля ее продолжения.
По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственныйсуд выносит одно из выше перечисленных решений. Таким образом, санация может закончитьсяили прекращением производства по делу, или возбуждением ликвидационного производства,или ее продлением.
В случае принятия решения о возбуждении ликвидационного производства, котороеимеет целью ликвидацию должника и освобождения его от долгов путем продажи имуществадолжника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, должником совместнос кредиторами разрабатывается план ликвидации должника, который утверждается хозяйственнымсудом.
Хозяйственный суд, принявший решение о признании юридического лица банкротомили о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации,а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее двухмесяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством(ч.1 п.1 ст.59 ГК). Согласно ст.141 Закона о банкротстве срок ликвидационного производстване может превышать одного года, но может быть продлен еще на шесть месяцев по решениюсуда.
Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа: первыйиз них включает формирование имущества банкрота, продажу имущества банкрота, выявлениетребований кредиторов, подлежащих удовлетворению; второй состоит из раздела имуществабанкрота между кредиторами.
Имущество банкрота обычно учтено на балансе предприятия. Продажа имуществадолжника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи,а также на торги могут быть выставлены и требования должника. Имущество должникане проданное на первых торгах выставляется на последующие торги. Состав и размерплатежных требований кредиторов определяются обычно на момент подачи заявления вхозяйственный суд о банкротстве должника и затем выявляются временным управляющимв процессе защитного периода.
Заключительной стадией ликвидационного процесса является раздел имуществабанкрота между его кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы,связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты закоммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требованиякредиторов по денежным обязательствам должник, возникшим в процессе конкурсногопроизводства в следующей очередности, установленной ст.60 ГК Республики Беларусь:
1) требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственностьза причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременныхплатежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников предприятия,работающим по трудовому контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) требования по обязательным платежам;
4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имуществадолжника;
5) расчеты с другими кредиторами.
Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требованийкредиторов. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются послеполного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточностиденежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующейочереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования,заявленные после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имуществадолжника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленныхв установленный срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имуществадолжника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов,так же считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственныйсуд отчет по итогам ликвидационного производства. Имущество предприятия, оставшеесяпосле полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этогоимущества или учредителям юридического лица. После рассмотрения хозяйственным судомотчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационногопроизводства. Управляющий в течение десяти дней со дня вынесения судом решения,должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, длявнесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей.
Задача1.
19.02.2001 между ООО «П» и ОАО «В» был заключен договор аренды.Государственная регистрация договора не производилась. Срок действия договора –с 22.02.2001 года по 22.02.2006 года. 25.03.2001 ООО обратилось в суд с исковымзаявлением о расторжении договора аренды на том основании, что в нарушение его условийОАО не вносит своевременно арендную плату, не организовало открытие магазина наарендуемых площадях. ОАО отказалось признавать иск, мотивируя это тем, что ООО непередало здание в аренду, то есть, не выселило находящееся там ОАО «А», которомупередана во временное пользование часть первого этажа для организации торговогообслуживания населения.
Какое решение должен вынести суд?
В случае заключения договора аренды на объект недвижимости насрок более одного года, такой договор согласно п. 2 ст. 622 ГК РБ подлежит обязательнойгосударственной регистрации органами регистрации и технической инвентаризации административно-территориальныхединиц РБ в соответствии с Временным положением о порядке государственной регистрациидоговоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, утвержденным постановлениемСовета Министров РБ от 20.09.2000 № 1452.
Поскольку соглашение об изменении договора совершается сторонамив той же форме, что и сам договор аренды (п. 1 ст. 422 ГК РБ), то соглашение обизменении договора аренды, подлежащего регистрации, также подлежит регистрации.Так, согласно п. 6 названного Временного положения договор аренды считается заключенным,изменения в него считаются внесенными с момента их государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 580 и п. 2 ст. 622 Гражданского кодекса РБ(далее – ГК РБ) если договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок болееодного года, или внесенные в него изменения не были в установленном порядке зарегистрированы,то такое несоблюдение требований о государственной регистрации влечет недействительностьсделки.
Сделки, которые признаются законом недействительными вследствиенесоблюдения требования к их регистрации, являются ничтожными в соответствии с п.1 ст. 166 ГК РБ. К таким сделкам применяются последствия, установленные ст. 168ГК РБ.
Во-вторых, наличие акта приемки-передачи, т.е. передача предметадоговора аренды (объекта недвижимости) от арендодателя к арендатору производитсяна основании передаточного акта (акта приемки-передачи) недвижимого имущества (ст.626 ГК РБ), который составляется, подписывается сторонами (арендодателем и арендатором)в двустороннем порядке и скрепляется печатями. В передаточном акте должны быть отраженытехнические характеристики передаваемого объекта недвижимости, целевое назначениеимущества, недостатки сданного в аренду имущества (если таковые имеются). Площадьсдаваемых в аренду помещений, зданий, сооружений определяется по данным техническогопаспорта, а при его отсутствии – комиссией арендодателя путем проведения обмерасдаваемых в аренду площадей.
Согласно ст. 582 ГК РБ имущество должно быть предоставлено арендаторув состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, в установленныйсрок. Арендодатель несет ответственность за явные и скрытые недостатки, проявляющиесяв ходе эксплуатации имущества, за исключением тех, которые были оговорены и известныарендатору при заключении договора аренды или должны были быть им обнаружены вовремя осмотра имущества.
Обязательство арендодателя по передаче объекта недвижимостипризнается исполненным после предоставления арендатору во владение и пользованиеданного имущества путем составления и подписания сторонами документа о передаче.Таков же порядок возврата сданного в аренду недвижимого имущества от арендаторак арендодателю при прекращении (расторжении) договора аренды.
Наличие передаточного акта (акта приемки-передачи сдаваемогов аренду недвижимого имущества) имеет существенное значение для сторон по договоруаренды, поскольку влияет на взимание арендных платежей.
Согласно п. 18 Положения о порядке определения размеров аренднойплаты при сдаче в аренду производственных зданий, сооружений и помещений, находящихсяв республиканской собственности, утвержденного постановлением Минэкономики, Минфинаи МНС РБ от 29.07.2002 № 165/104/78, взимание арендной платы производится с датыпередачи арендатору объекта недвижимости согласно передаточному акту. />
В соответствии с постановлением Пленума ВХС РБ от 16.12.1999№ 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующихзаключение, изменение и расторжение договоров » (/>вред. постановления Пленума ВХС РБ от 23.12.2003 № 12) при рассмотрении хозяйственнымисудами спора, вытекающего из договора, в котором сторонами не согласованы все существенные,предусмотренные законом условия договора, хозяйственный суд считает договор не согласованныммежду сторонами и в мотивировочной части решения признает такой договор незаключеннымна основании п. 3 ст. 578 ГК РБ.
Закон РБ от 12.12.1990 № 460-XII «Об аренде » (/>в ред. Законов РБ от 23.04.1992, 17.06.1993, 18.01.1994, 07.09.1995,07.07.1997, 04.01.1999) и ГК РБ определяют />договор аренды,как наем имущества, т.е. передача одним лицом (арендодателем) другому лицу (арендатору)имущества во временное владение и пользование (или только пользование) за определеннуюплату.
Основным документом, устанавливающим отношения арендодателяс арендатором, является договор аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, которыйзаключается только в письменной форме путем составления одного документа. Несоблюдениеформы договора аренды здания и сооружения влечет его недействительность (часть втораяп. 1 ст. 622 ГК РБ). Вносимые в договор аренды изменения и дополнения также совершаютсясторонами в письменной форме (п. 1 ст. 422 ГК РБ).
Согласно части четвертой ст. 6 Закона РБ «О бухгалтерскомучете и отчетности» (/>в ред. Закона РБ от 25.06.2001№ 42-З, с изменениями и дополнениями) факт совершения хозяйственной операции подтверждаетсяпервичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется исполнителемсовместно с другими участниками операции. Только при наличии надлежащим образомоформленного договора аренды и первичных учетных документов субъект предпринимательскойдеятельности вправе на основании п. 2.10.16 Основных положений по составу затрат,включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (утверждены Минфином 30.01.1998№ 3, Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и МинтрудомРБ 30.01.1998 № 03-02-07/300) (далее – Основные положения), в элементе «прочиезатраты» в себестоимость продукции (работ, услуг) включать затраты по аренднойплате.
Существенныеи обязательные условия />договора аренды:
В соответствии с нормами ст. 391 ГК РБ граждане и юридическиелица свободны в заключение договора, условия которого определяются по усмотрениюсторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. />
Договор аренды – консенсуальный, взаимный и возмездный договор,заключаемый на началах добровольности и полного равноправия сторон в соответствиис законодательством, устанавливающим обязательные для сторон правила согласно ст.392 ГК РБ. Договор аренды считается заключенным, если между сторонами в требуемойзаконом форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям (ст. 402 ГК РБ).
Действующее законодательство Республики Беларусь признает существеннымии обязательными следующие условия договора аренды.
Во-первых, указание общей площади сдаваемого в аренду имущества,его месторасположение, планировка и состав (перечень, нумерация) арендуемых площадей.
Во-вторых, размер арендной платы (п. 1 ст. 625 ГК РБ). При отсутствиисогласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договораренды объекта недвижимости считается незаключенным. />
Договор аренды зданий, сооружений и помещений – возмездный договор,где основной обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платыза пользование имуществом. />
В соответствии с п. 1 ст. 625 Гражданского кодекса РБ условиео размере арендной платы является существенным для />договорааренды зданий и сооружений. В противном случае при отсутствии согласованного сторонамив письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды зданий, сооруженийи помещений считается незаключенным.
Размер арендной платы определяется по усмотрению сторон, заисключением договоров аренды общественных, административных и переоборудованныхпроизводственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности(установленные базовые ставки арендной платы являются обязательными для всех арендодателейперечисленных зданий, сооружений и помещений, регулируются Указом Президента РБот 30.09.2002 № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров аренднойплаты и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованныхпроизводственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности»(далее – Указ № 495) и применяются для арендаторов всех форм собственности).
Действие Указа № 495 распространяется на отношения по аренде,передаче в безвозмездное пользование объектов, находящихся в коммунальной собственности,в той части, в которой это не противоречит порядку управления и распоряжения объектамикоммунальной собственности, определенному местными Советами депутатов. />
В соответствии с п. 3 ст. 585 ГК РБ изменение размера аренднойплаты возможно по согласованию сторон в сроки, установленные договором, но не чащеодного раза в год.
Вместе с тем в отношении договоров аренды действует ст. 392ГК РБ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам,установленным законодательством.
Так, если после заключения и до прекращения действия договорапринят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные,чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договорадолжны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотренозаконодательством. />
В случае если договор аренды не будет приведен в соответствиес законодательством, он может быть признан в установленном порядке недействительнымсогласно ст. 168 ГК РБ как полностью, так и в части. />
В соответствии со ст. 181 ГК РБ сделка, содержащая отдельныенезаконные условия, может быть признана недействительной в части. В этом случаев договор вводится в обязательном порядке условие, предписанное законом, и одновременноисключается то условие, которое противоречит предписаниям закона.
Размер арендной платы (денежное обязательство) должен быть выраженв белорусских рублях в силу части первой п. 1 ст. 298 ГК РБ, поскольку белорусскийрубль является законным платежным средством на всей территории Республики Беларусь(часть первая п. 1 ст. 141 ГК РБ).
Нередко на практике в договоре аренды стороны определяют суммудоговора (размер арендных платежей), подлежащую выплате в белорусских рублях, всумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте либо в условных денежныхединицах. Такая позиция сторон не противоречит нормам части второй п. 1 ст. 298ГК РБ, поскольку соглашением сторон предусматривается способ расчетов по денежномуобязательству, который не влияет на свойства денег или на вид платежа. Определяятакой способ расчетов по денежному обязательству, стороны, как правило, преследуютцель устранения неблагоприятных последствий инфляции. В случае если стороны в договореуказали денежное обязательство, выраженное в иностранной валюте или в условных единицах,не предусмотрев при этом способ расчетов в белорусских рублях, то такой договорпо иску заинтересованной стороны может быть признан хозяйственным судом недействительным,как договор, не соответствующий требованиям законодательства (ст. 169 ГК РБ).
Следует отметить, что в данных случаях стороны обязаны устанавливатьв договоре способ расчета в белорусских рублях, т.е. указывать оплату в белорусскихрублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (условныхединицах), подлежащей уплате по официальному курсу (Нацбанка РБ, Межбанковской валютнойбиржи и т.п.) на день платежа или иную дату. />
Последствиянесоблюдения условий и порядка заключения договора аренды.
При признании хозяйственным судом договора аренды незаключенным,недействительным или при установлении факта ничтожности сделки (договора аренды)по иску заинтересованной стороны по сделке применяются нормы главы 59 ГК РБ, установленныепо обязательствам, вытекающим из неосновательного обогащения. При этом сторона посделке – договору аренды вправе предъявить иск о возмещении убытков, понесенныхв результате признания сделки недействительной или установления факта ничтожностисделки, а также убытков в результате ненадлежащего исполнения обязательств другойстороной.
Установление факта наличия либо отсутствия сделки относитсятолько к компетенции суда.
Требования, заявленные в рамках искового производства, о взысканииарендных и иных платежей в случае признания договора аренды незаключенным (ничтожными т.п.) подлежат удовлетворению хозяйственным судом на основании п. 1 ст. 971 ГКРБ. В соответствии с данным пунктом лицо, которое без установленных законодательствомили сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другоголица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенноеили сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст. 973 ГК имущество, составляющее неосновательноеобогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. Лицо, неосновательновременно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужимиуслугами, должно возместить потерпевшему то, что сберегло вследствие такого пользования,по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте,где оно происходило (ст. 974 ГК РБ).
Хозяйственные суды при определении стоимости неосновательногопользования чужим имуществом вправе применить нормы, установленные п. 3 ст. 394ГК о применении цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается зааналогичные товары, работы, услуги.
Законодательством Республики Беларусь предоставлено право однойиз сторон на обращение с иском в суд с целью понуждения стороны по сделке к выполнениюобязанностей по регистрации сделки, возложенных на него актами законодательства.
Так, при уклонении одной стороны от государственной регистрациидругой заинтересованной (добросовестной) стороне при наличии определенных условийпредоставлено право на обращение с иском в суд с требованием о признании договорааренды зарегистрированным, если другая сторона уклоняется от регистрации.
Основными условиями для вынесения хозяйственным судом решенияо регистрации сделки являются:
– сделка, совершенная в надлежащей форме, т.е. сторонами соблюденывсе требования, установленные к простой письменной форме сделки, а в случаях, установленныхзаконом или соглашением сторон, – и к ее нотариальному удостоверению;
– факт уклонения одной из сторон от регистрации сделки.
Основанием для регистрации сделки – договора аренды недвижимогоимущества является вступившее в законную силу решение хозяйственного суда.
Наряду с требованием о признании договора аренды зарегистрированнымзаинтересованная (добросовестная) сторона также вправе обратиться в суд с требованиемо взыскании убытков в соответствии с п. 4 ст. 166 ГК РБ, согласно которому в случаенеобоснованного уклонения одной из сторон от государственной регистрации сделкина второй стороне лежит обязанность по возмещению другой стороне убытков, причиненныхзадержкой в регистрации сделки, поскольку уклонение стороны от регистрации сделкиявляется неисполнением требования закона.
Сдача в аренду объектов недвижимости без согласия собственникав соответствии с частью первой п. 3 ст. 276 ГК РБ и ст. 579 ГК РБ влечет признаниедоговора аренды недействительным или установление факта ничтожности сделки по основаниямст. 175 ГК РБ, как заключение договора неправомочным лицом, с применением последствийтакой недействительности.
При отсутствии договора аренды по разным основаниям (либо признаниеего незаключенным, либо признание факта ничтожности договора) в случае пользованиянедвижимым имуществом взимается соответствующая плата (как за неосновательное пользованиеимуществом), аналогичная арендной плате, поскольку идет речь о плате за пользованиеимуществом.
Обязанность арендатора по возмещению арендодателю затрат закоммунальные услуги, иные расходы по эксплуатации недвижимого имущества связанас фактическим потреблением определенных благ. Оплата их стоимости относится на себестоимостьпродукции (работ, услуг) в соответствии с п. 2.10.16 Основных положений только приналичии надлежащим образом оформленных первичных учетных документов.
Задача2.
Республиканским унитарным предприятием (РУП) был предъявленв хозяйственный суд иск о внесении изменений в договор, заключенный с унитарнымпредприятием (УП), в связи с изменением законодательства в части порядка возмещениязатрат на транспортировку тепловой энергии. Свои доводы истец обосновал тем, чтодоговор на возмещение затрат на транспортировку тепловой энергии был заключен междусторонами 03.01.2000. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусьот 15.03.2000 №43 утверждена Инструкция о порядке возмещения затрат на транспортировкутепловой энергии, устанавливающая иные правила, нежели указанные в договоре.
Какие решения может вынести по данному делу суд?
Какие действия РУП и УП должны совершить, чтобы суд удовлетворилтребования РУП?
Если после заключения и до прекращения действия договора принятакт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чемте, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должныбыть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством(п.2 ст.392 Гражданского кодекса РБ).
По требованию РУП договор может быть изменен или расторгнутпо решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и инымиактами законодательства или договором (п.2 ст.420 Гражданского кодекса РБ).
Статья 421. Изменение и расторжение договора в связи с существеннымизменением обстоятельств
1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороныисходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения,если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменилисьнастолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще небыл бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договорав соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении,договор, может быть, расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящейстатьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременноследующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, чтотакого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованнаясторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестностии осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданскогооборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушилобы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлеклобы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишиласьбы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельствнесет заинтересованная сторона.
3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихсяобстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжениядоговора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов,понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельствдопускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договорапротиворечит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительнопревышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Статья 422. Порядок изменения и расторжения договора
1. Соглашение об изменении или расторжении договора совершаетсяв той же форме, что и договор, если из законодательства, договора не вытекает иное.
2. Требование об изменении или расторжении договора может бытьзаявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложениеизменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложенииили установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневныйсрок. Настоящим Кодексом, иными законами и актами Президента Республики Беларусьможет быть установлен иной порядок расторжения договора.
Списокиспользованных источников литературы
1.Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18июля 2000г. (С измен. и дополн. от 4 января 2003г.) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2000. №73. 2/198; 2003. №8. 2/932.
2.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (С измен. и дополн. от14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 4 января 2002г.; 25 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 17июля 2002г.; 4 января 2003г.; 26 июня 2003г; 8 января 2004г.) //Ведомости Национальногособрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст.101; Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. №46. 2/750; 2002. №7. 2/828; №62. 2/853;№75. 2/862; №84. 2/877; №128. 2/897;2003. №8. 2/932; №74. 2/961; 2004. №4. 2/1016.
3. О Программе государственной поддержки малого предпринимательствав Республике Беларусь на 2004 год: постановление Совета Министров Республики Беларусьот 12 июля 2004г. №846 // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2004. №110. 5/14532.
4.Онекоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от
12 ноября 2003г. №508 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2003. №127. 1/5085.
5.Осовершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования: Указ Президента Республики Беларусь от 14 августа2000г. №442 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №80.1/1525.
6.Об утверждении Правила по определениюналичия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства илисрыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам: ПостановлениеМинистерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002г. №271 (С измен. и дополн. от 16 апреля 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №4. 8/8908; 2004.№74. 8/10936.
7.Об утверждении Положения об аттестациифизических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям,предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономическойнесостоятельности (банкротстве): Постановление Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 27 октября 2003г. №206 // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2003. №123. 8/10152.
8.Опорядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторови их деятельности при ликвидации юридических лиц: Постановление Пленума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000г. №9 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2000. №67. 6/253.
9.О некоторых вопросах практики применениязаконодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства):Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря2004г. №11 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №103.6/409.