Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих,изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет, являетсясамым дискуссионным и сложным. Для начала следует разграничить общественныеотношения вообще и правовые отношения в частности, а также дать трактовкуинформационным отношениям и интернет-отношениям.
Понашему мнению, общественные отношения — это присущие именно человеческомуобществу связи и зависимости, в которых осуществляется индивидуальная иколлективная деятельность. Категория «общественное отношение» всегдастояла в ряду таких понятий, как «связь», «взаимодействие»,«движение», и нередко получала через них свое определение. Многиеисследователи различают понятие связи и отношения вообще и общественногоотношения и общественной связи в частности. Дело в том, что всякая связьпредполагает отношение, но не всякое отношение есть только связь. Вместе с темв юридической литературе связь и отношение чаще всего отождествляются. Когдаговорят, что связь есть отношение, то имеют в виду, что отношение основываетсяна связи, включает связь. Однако науровне отношения появляется нечто дополнительное, позволяющее говорить именнооб отношении, а не только о связи.
Общественныеотношения как отношения между людьми по поводу тех или иных социальных благсостоят из нескольких элементов: субъектов, между которыми складываютсяопределенные отношения (участников отношений); объектов, т.е. тех социальныхблаг, по поводу которых возникает общественное отношение; и содержанияотношений, т.е. прав и обязанностей, которые определяют поведение конкретныхлюдей, индивидов.
Отношенияобъективны. Эта объективность носит специфический характер, ибо отношения немогут непосредственно восприниматься органами чувств. Общественные отношения несуществуют сами по себе, вне соотносящихся сторон. Взаимодействие,осуществляемое в рамках общественных отношений, всегда оказывается выраженнымвовне — в действиях и поступках людей. Различные исследователи указывают на ряднаиболее типичных разновидностей социального взаимодействия, многочисленныхсвязей субъектов. Например, можно выделить корпоративную деятельность;эпизодическое сотрудничество; косвенную взаимосвязь (через продукты труда);взаимное информирование и противодействие. В целом общественные отношенияпредставляют собой форму организации человеческой деятельности — практику.
Помнению А.Б. Венгерова, информационными отношениями («диагональными»)выступают социальные отношения, имеющие техническо-организационную сторону исоциальное содержание, которые выделяются на определенном этапе развитияобщества (для целей автоматизации управления); это отношения, которыескладываются в сфере управления народным хозяйством между работниками, ихколлективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработкиинформации. Они носят объективный характер, т.е. облекаются в объективнуюматериальную форму.
Информационноеотношение (по сути «реальное», или «фактическое»,отношение, входящее в предмет информационного права) можно также определить какволевое общественное отношение, в котором информация выступает благом, поповоду которого возникают права и обязанности субъектов. Поэтому информационноеотношение как объект правового регулирования появляется не сразу, а наопределенном этапе развития общества и технических средств обработкиинформации.
Правоотношение- это «возникающая на основе норм права индивидуализированная общественнаясвязь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав иобязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силойгосударства».
Исходяиз приведенных точек зрения, можно заключить, что информационное правоотношение- это собирательное понятие, включающее в себя урегулированные информационным законодательством различные по правовойприроде общественные отношения, объединенные связью с особым объектом — благомособого рода -информацией. Это благо особого рода состоит и проявляется внеразрывной связи (двуединстве) информации со своим носителем.
Т.А.Полякова среди особенностей информационных отношений называет следующие: этиотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере впроцессе обращения обособленной информации; они отражают особенности примененияпублично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществленииправ и свобод граждан с учетом специфических особенностей и юридических свойствинформации, информационных и иных объектов информационной среды; информационныеотношения определяют государственную политику в области защиты информационныхправ и свобод человека и гражданина. Автор считает, что многоотраслевойхарактер правовых отношений в информационной сфере предполагает их комплексноерегулирование при сбалансированном применении различных отраслевых норм.
Следуетособо отметить, что административные отношения в информационном праве носятглавным образом организационный характер. Они служат предпосылкой возникновениявсего комплекса отношений между субъектами по поводу оборота информации.Например, отношения по регистрации сетевых средств массовой информации;отношения по использованию технических средств, Интернета (например, выдачалицензии сервис-провайдеру), создание федеральных баз данных, архивов,электронных библиотек, каталогов и т.д.
Такимобразом, при регулировании информационных правоотношений в зависимости от иххарактера используются методы, применяемые гражданским и административнымправом. Однако они базируются на предусмотренных информационным правомпринципах. Поэтому в настоящее время сложились все предпосылки для признанияинформационного права одной из комплексных отраслей права.
Анализпоказал, что в первую очередь следует разобраться с интернет-отношениями ивыяснить их соотношение с информационными правоотношениями.
Следуетотметить, что из-за слабой разработанности теории Интернета и отношения,регулируемые интернет-правом, трактуются учеными в общем плане и довольнонеопределенно. Это отрицательно сказывается на формулировании общей концепцииинтернет-права и его особенностей на современном этапе, поэтому подробнееостановимся на этой непростой проблеме.
Вчастности, одни ученые (А.Б. Венгеров, М.М. Рассолов), говоря о необходимостиразработки доктрины информационного права, наряду с исследованиемзаконодательства, правоприменения и правосознания, рассуждают об информационныхотношениях или об отношениях в информационной сфере, которые регулируются спомощью законов и других нормативных правовых актов. Эти нормы регулируютповедение людей в информационной сфере, обусловливают образование специальныхинформационных отношений, складывающихся между людьми. Другие (Ю.Е. Булатецкий,В.А. Копылов) в ходе анализа взаимоотношений Интернета и права и проблемправового обеспечения электронной торговли специально выделяют понятия«правоотношения в Интернете» и «информационные отношения вИнтернете», под которыми понимают урегулированные нормами права отношенияв виртуальном пространстве Интернета. При этом они отмечают, что эти правоотношенияимеют в своем составе субъектов (разработчикисетей, провайдеры, потребители информации из Интернета и др.) и направлены наопределенные объекты (информационные права и свободы, доменные имена, сайты,информационные системы и др.). Реализация правоотношений предполагает здесьраспространение сведений, данных в реальности, в виртуальном пространстве, ихиспользование, информационную безопасность сетей, собственников техническихсредств и т.д. Отдельные же практикующие в области Интернета правоведы(например, М.В. Якушев) несколько отходят от традиционных понятий теории права(«отношение», «правоотношение» и др.) и вводят новоепонятие «интернет-отношение». Они по смыслу определяют его как виртуальныеотношения в Интернете, регламентированные нормами права и этики, и говорят онеобходимости правового регулирования отношений в сетях, в области электроннойторговли, при заключении внешнеэкономических сделок, в сфере сетевых СМИ,информационного обмена провайдеров, организаций.
Особыйинтерес представляет точка зрения И.Л. Бачило. Среди правоотношений винформационной сфере профессор выделяет «виртуальные связи вИнтернете» и «так называемые виртуальные отношения», которые отобычных правоотношений отличаются тем, что, «во-первых, формируются иреализуются на основе информационных технологий с минимальным потенциаломтрадиционных документированных ресурсов и, во-вторых, совершаются междувиртуальными субъектами».
На нашвзгляд, наиболее точной является позиция Д.В. Грибанова, который считает, чтообщественные отношения, возникающие с использованием глобальных компьютерныхсетей, выступают особыми информационными отношениями, направленными наорганизацию движения информации в обществе и обусловленными информационнойприродой самого общества. Эти особые отношения автор называетинформационно-кибернетическими. Он доказывает, что участвовать винформационно-кибернетических отношениях можно только посредством ЭВМ,подключенной к компьютерной сети.
Итак,можно выделить некоторые особенности исследуемых отношений: обязательноеналичие технической компоненты, информационное наполнение данного видаотношений и особый субъектный состав. Кроме того, они не всегда гарантируютсяили обеспечиваются принудительной силой какого-то одного государства, так какисследуемая сфера планетарная по своей сути. Таким образом, исследуемыеотношения характеризуются главным образом теми особенностями, которые вытекаютиз специфической среды их формирования и существования — информационной средывсемирной компьютерной сети Интернет. Поэтому это общественные отношения,существующие в электронной форме в киберпространстве.
Все это,естественно, заставляет задуматься: как сегодня все же необходимо трактоватьуказанные выше отношения, причем не вообще и не применительно к какой-то однойотрасли права, а применительно к интернет-праву? Тем более некоторые ученые(например, А.Б. Венгеров, М.М. Рассолов) говорят об информационных отношениях(правоотношениях) вообще, опираясь на понятие правоотношений, выведенное из теорииправа.
На нашвзгляд, в современных условиях все же логичнее говорить об интернет-отношениях,используя, естественно, научные наработки по трактовке понятий«правоотношения в Интернете» и «информационные отношения вИнтернете» (Ю.Е. Булатецкий, В.А. Копылов).
Основываясьна обозначенных научных определениях, в настоящее время интернет-отношенияможно определить таким образом: это часть отношений в виртуальном пространстве(включая моральные, этические и иные отношения), участники которых выступаюткак носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.
Надозаметить, что интернет-отношения — это особые отношения, возникающие врезультате воздействия норм международного и других отраслей права,международных договоров, решений судов на поведение людей и организаций(субъектов).
Спецификаинтернет-отношений состоит в том, что для тех или иных управомоченных субъектоввозникают права (т.е. открывается предусмотренная правовыми нормами,международными договорами, соглашениями, решениями судов, обычаями и обеспечиваемаяразличными государствами возможность действовать определенным образом ввиртуальном пространстве Интернета) и вместе с тем на других субъектоввозлагаются обязанности, подразумевающие необходимое поведение, зафиксированноев источниках интернет-права и обеспеченное доброй волей сторон либогосударственным принуждением.
Следовательно,интернет-отношения часто носят волевой характер. В них выражается сознательнаяволя субъектов этих отношений, той или иной группы лиц, а также государства иобщества в целом. Например, согласно действующему в Швеции Закону обответственности владельцев досок объявлений содержание отношений в Интернетемежду провайдером и пользователем-клиентом на информационное обслуживание(скажем, видеоматериалами) оформляется договором. И обе стороны, исходя изсобственной воли, фиксируют в этом договоре свои права и обязанности, оплатууслуг, срок действия договора, ответственность за нарушение взятыхобязательств. Согласно принятым обязательствам провайдер обеспечивает своевременныйи качественный доступ клиента в Интернет, поставляет ему видеоматериалы, клиентвступает в Интернет опосредованно, оплачивает услуги, провайдер несетответственность за действия, нарушающие международное и национальноезаконодательство, наносящее ущерб клиенту, третьим лицам, если иное не указанопо воле сторон в договоре. Аналогичные положения заложены в проектахФедеральных законов «О сделках, совершаемых при помощи электронныхсредств» и «Об электронной торговле».
Отношения,регулируемые интернет-правом, это не только фактические, но и правовые,этические и др. И этому есть свое объяснение, которое вытекает из содержанияинформационно-правовой деятельности в целом. При соблюдении указаннымисубъектами норм права (в нашем случае при исполнении провайдерами и ихклиентами условий договора на обслуживание видеоматериалами) правовые,фактические и иные отношения «не сталкиваются», а взаимодействуют.Коллизии между ними возникают тогда, когда кто-то из участников договора(допустим, провайдер в соответствии с вышеназванными актами) не выполняет своихобязательств (скажем, с опозданием осуществил доступ клиента к Интернету,поставил некачественные видеоматериалы). В этом случае договор (соответственно,соглашение и др.) и норма права не соблюдаются, и между сторонамиинтернет-отношений возникает спор, который меняет направление ихвзаимоотношений.
На нашвзгляд, интернет-отношения — это новый тип общественных отношений, которыевозникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Это не правовые вчистом виде и не фактические отношения. Это социальные связи особой правовой,информационной и технической природы (энергетические «сгустки»материи).
Анализправоприменительной практики разных стран показывает, что отношения,регулируемые интернет-правом, как и правоотношения в строгом смысле слова,возникают, изменяются и прекращаются при наличии следующих предпосылок:во-первых, если существует необходимая норма информационного, гражданского,международного и иного права, которая распространяет свое действие насоответствующих субъектов (причем здесь речь идет о нормах как национального,так и зарубежного законодательства, например международные соглашения,договоры); во-вторых, когда субъекты выступают в качестве носителей необходимыхправ и обязанностей (например, физические лица должны обладать всеми качествамиполноценной личности, правоспособностью и дееспособностью; это особенно важнопри заключении внешнеэкономических сделок в виртуальном пространствеИнтернета); в-третьих, когда возникают юридические факты (скажем, имело местозаключение договора купли-продажи через Интернет, открытие сайта, совершениесубъектом компьютерного правонарушения и др.), т.е. конкретные обстоятельства,с которыми субъекты могут связывать возникновение, изменение или прекращениеинтернет-отношений.
Инымисловами, сама структура рассматриваемых отношений включает следующие элементы:1) субъекты; 2) объекты; 3) субъективное право; 4) обязанность субъекта; 5)информацию; 6) технические средства.
Рассмотримподробнее состав отношений, регулируемых интернет-правом.
Субъектыявляются участниками интернет-отношений. Под субъектами «понимаются люди иих объединения, выступающие в качестве носителей… прав и обязанностей».Их состав, количество, характер зависят от воли сторон, участниковинтернет-отношений.
Надоотметить, что среди ученых нет единства относительно состава и определениясубъектов интернет-отношений.
Например,по мнению В.А. Копылова, в настоящее время можно выделить три группы субъектов,которые действуют в Интернете. Первая группа — это разработчики трансграничныхинформационных сетей, иных технических средств, которые составляютинфраструктуру Интернета. Во вторую группу входят специалисты, производящие ираспространяющие информацию в Интернете и предоставляющие различные услуги. Итретья группа — это разнообразные потребители (граждане, организации, фирмы идр.).
Ю.Е.Булатецкий применительно к отношениям российского сегмента Интернета (Рунета)выделяет в качестве субъектов, с одной стороны, провайдера (оператора), т.е. юридическоелицо (физическое лицо — предприниматель), имеющее лицензию Министерства связи имассовых коммуникаций РФ на оказание соответствующих онлайновых услуг, включаяпочтовое обслуживание, хранение файловой информации и др. С другой стороны,пользователя-клиента, т.е. физическое или юридическое лицо, использующееИнтернет для собственных нужд (рекламы, заключения сделок, поиска партнеров,заказов и т.д.). Эти субъекты могут находиться в разных частях света.
С нашейточки зрения, это разные подходы, но они не противоречат друг другу и общейтеории права. Поэтому их легко объединить, выделив главное. Оно состоит в том,что все указанные субъекты интернет-отношений (разработчики сетей, специалисты,провайдеры, клиенты и др.) — это обладатели или носители определенных прав иобязанностей в виртуальном пространстве Интернета. И субъектами здесь могутвыступать как юридические лица (провайдеры, имеющие лицензии на оказаниеонлайновых услуг), так и физические лица (граждане — потребители информации:россияне, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и др.).Причем указанные лица должны отвечать требованиям международного инационального законодательства в части правоспособности, дееспособности,деликтоспособности. Таким образом, основными участниками сети Интернетвыступают: пользователи; операторы связи; сервис-провайдеры, обеспечивающиедоступ к Сети; хост-провайдеры, предоставляющие за плату дисковое пространствона своем сервере клиентам, а также другие базовые услуги Интернета; разработчикитрансграничных информационных сетей и сетевых технологий; специалисты.
Понятиеправоспособности в интернет-праве несколько отличается от общепринятого.Конечно, правоспособность здесь — это тоже способность лица иметь юридическиеправа (только в виртуальном пространстве) и нести соответствующие юридическиеобязанности. Но здесь, надо подчеркнуть, мы имеем дело не только сюридическими, но и с моральными, этическими и иными правами и обязанностямисубъектов, т.е. с так называемой способностью последних. И этой способностью(как и правоспособностью) субъекты интернет-отношений теоретически обладают смомента рождения и до смерти. Вместе с тем правосубъектность в Интернете имеетсвои особенности. Например, лишь с момента получения тем или иным провайдером лицензииМинистерства связи и массовых коммуникаций РФ у него появляется право работы вэлектронной среде. В этом случае все три способности — правоспособность,дееспособность и деликтоспособность у данного субъекта могут возникать ипрекращаться одновременно. Поэтому правосубъектность провайдера может считатьсяспециальной, что вытекает из его целей и задач. В некоторых случаяхправосубъектность в Интернете возникает по достиженииопределенного возраста. Например, право заниматься предпринимательской деятельностью,право заключать через Интернет внешнеэкономические сделки, учреждать сетевоесредство массовой информации и т.д.
Дееспособностьв рассматриваемой области, в отличие от правоспособности, почти всегдавозникает по достижении определенного возраста, который находит закрепление внормах права.
Дееспособностьв интернет-праве — это способность субъекта (физического лица, клиента — потребителя информации) как участника интернет-отношений своими действиямиприобретать и осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности. Вотраслях права, с которыми взаимодействует интернет-право, вопрос о моментенаступления дееспособности субъекта (того же клиента — потребителя информации)решается по-разному. Например, в российском гражданском праве, нормы которогоиспользуются субъектами в Интернете, дееспособность субъекта (гражданина) вполном объеме наступает по достижении совершеннолетия. Наряду с этим законфиксирует и ограниченную дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до18 лет (ст. 26 ГК РФ). К сожалению, на практике в интернет-отношения частовступают через компьютерные сети и недееспособные, и психически больные, и т.д.
Исследованиепоказывает, что способность отвечать за совершенные правонарушения ввиртуальном пространстве (деликтоспособность) определяется на основе тяжестипоследствий и охватывается понятием «правонарушения в Интернете». Вроссийском уголовном праве ответственность за любые преступления, в том числе ив Интернете, совершенные нашими гражданами, наступает по достижении 16 лет, аза наиболее тяжкие — с 14. Вопрос о деликтоспособности субъектов в Интернетеявляется нерешенным. Во многих странах он решается по-разному. Однако наиболеедетально виды такой ответственности представлены в Конвенции окиберпреступности, подписанной в 2001 г. в Будапеште, по которой каждая сторонаимеет право принимать любые ограничительные меры к преступникам вплоть долишения свободы (см. подразд. 5 Конвенции о дополнительных видахответственности и санкций).
На нашвзгляд, правоспособность и дееспособность субъектов интернет-отношенийхарактеризует отношение того или иного государства к правам человека ипрогрессивным идеям Интернета. Надо заметить, что права участниковинтернет-отношений могут быть ограничены только судом или по воле самих участников.При этом данные ограничения допустимы лишь с учетом международногозаконодательства, регулирующего права человека.
Вкачестве объектов интернет-отношений выступают любые явления, испытывающие насебе воздействие со стороны субъектов в Интернете. Иначе говоря, здесь«объектом отношения выступает то, на что направлены субъективные праваи… обязанности его участников».
Правда,В.А. Копылов в свое время сделал попытку привести строгий перечень объектов, поповоду которых возникают информационные отношения в Интернете. При этом онвключил в число этих объектов: информационные права и свободы; интересыличности, общества и государства в информационной сфере; информационные целостность и суверенитет государства; информацию,информационные ресурсы, информационные продукты и услуги; доменные имена,сайты, порталы; программно-технические комплексы; информационную безопасность.
Думается,что сегодня здесь трудно четко определить круг объектов интернет-отношений.Более того, если учесть, что через Интернет могут реализовываться все видыобщественных отношений, то, скорее всего, необходимо признать правильнымплюралистический подход к понятию объектов правовых отношений в Интернете.Поэтому в зависимости от характера и видов интернет-отношений их объектамимогут выступать: поведение различных субъектов, разного рода информационныеуслуги и их результаты, продукты духовного творчества, включая произведениялитературы, искусства, музыки и др., ценные бумаги, договоры, официальныедокументы, честь, достоинство, безопасность человека, вещи, предметы и иныеценности.
В то жевремя необходимо провести строгий анализ отношений, касающихся особых объектовв Интернете, в роли которых выступают доменные имена, сайты, информационныеуслуги, поведение субъектов и многое другое.
Однакосубъекты и объекты будут «мертвы», если не будут здесь приведены вдействие субъективные права и обязанности субъектов интернет-отношений.Социальное регулирование в виртуальном пространстве, включая нормы морали,этики и проч., как показывает опыт, осуществляется через механизм реализациисубъективных прав и обязанностей. Указанные права и обязанности взаимодействуютдруг с другом в рамках интернет-отношений, выступают содержанием этогомеханизма.
Субъективноеправо в рассматриваемой области — это гарантируемые нормами права вид и меравозможного или дозволенного поведения участника интернет-отношения. Аобязанность есть вид или мера должного или требуемого поведения. В содержанииназванного права отражается обеспеченная указанными выше источниками интернет-прававозможность, а в содержании обязанности — закрепленная этими источникаминеобходимость. Носитель возможности уполномочен на совершение определенныхдействий, а носитель обязанности выполняет конкретные поставленные задачи,функции.
Следовательно,субъективное право выступает в качестве определенной возможности в Интернете,которая разноаспектна и может включать в себя возможность положительногоповедения субъекта в Интернете (например, провайдера при заключении договорапоставки); возможность субъекта требовать необходимого поведения от своегопартнера (например, от провайдера к клиенту — покупателю по договору),прибегнуть к определенным мерам воздействия (например, предусмотренныммеждународным договором, соглашением, хартией в случае неисполненияпротивостоящей стороной — тем же клиентом — своей обязанности исполнять условиядоговора), пользоваться на основе своего права, моральных установокопределенным благом, поощрением, преимуществом.
Иначеговоря, субъективное право в виртуальном пространстве может выступать в форме:права-поведения, права-пользования, права-требования и права-притязания.
Взависимости от ситуации в Интернете и вне его на первый план при реализациисубъективного права может выходить одна из обозначенных форм. В общем все указанныеаспекты составляют единое целое и саму структуру субъективного права висследуемой сфере. Оно служит средством удовлетворения интересов субъектовинтернет-отношений, и прежде всего уполномоченных лиц. Поэтому субъективноеправо может быть нами рассмотрено как определенный порядок реализации своихдействий в рамках интернет-отношений.
Подстать субъективным правам выстраиваются и обязанности субъектовинтернет-отношений, которые тоже включают в себя разные компоненты. Это преждевсего необходимость совершать в Интернете определенные действия (скажем, состороны покупателя во внешнеэкономическойсделке) либо воздержаться от их совершения; необходимость одного субъекта(например, поставщика в указанной сделке) отреагировать на обращенные к немусправедливые требования другой стороны (например, продавца, который требуетсоблюдения условий договора); необходимость нести ответственность занеисполнение взятых обязательств; необходимость не препятствовать другойстороне пользоваться преимуществами и благами, на которые та имеет право. Такимобразом, в этой сфере можно выделить обязанность активного поведения;обязанность пассивного поведения (воздержания от определенных действий);обязанность претерпевания определенных мер воздействия, исходящих от государства.Обязанность устанавливается в интересах всех субъектов, участвующих винтернет-отношениях. Это непременное условие и гарант их эффективнойреализации.
Всесказанное, по существу, укладывается в понятия «правоотношение»,«отношения в сфере морали, этики» и другие, применяемые вклассической теории права и государства.
С нашейточки зрения, такой подход нельзя признать совершенным в области отношений,регулируемых интернет-правом. Он должен быть дополнен еще двумя важнымикомпонентами — информацией и техническими средствами. Без этих элементовинтернет-отношение невозможно.
Винтернет-праве информация рассматривается как некоторая совокупность различныхсообщений о событиях, происходящих в виртуальном пространстве и во внешней поотношению к нему среде, а также изменениях характеристик виртуальногопространства и внешней среды или как «мера организации материальных,энергетических, пространственных и временных факторов объекта». Информацияздесь рассматривается в процессе движения, передачи, она устраняет ввиртуальном пространстве неопределенность и, как правило, связана с новыми,ранее неизвестными нам явлениями и фактами.
Информация,циркулирующая в Интернете, разнообразна и разнородна. Она может бытьпредставлена в виде закона, иных нормативных актов, решений, договоров,изданий, документов, сайтов и т.д.
Информациюв виртуальном пространстве можно классифицировать по следующим основаниям ипризнакам: функциональное назначение и характер информационных систем(информация правового регулирования интернет-отношений, правотворчества,организации борьбы с преступностью в Интернете, правосознания субъектов(участников) и т.п.); отношение сообщения к данному объекту (выделениевнутренней, внешней и независимой информации в ходе обмена между субъектами);тип связи субъекта интернет-отношений и внешней среды (выделение информации,циркулирующей в прямой и обратной связи); отношение к целевой функции(выделение сообщений относительно заключения внешнеэкономической сделки исообщений о средствах ее выполнения); физическая форма представления информации(текст закона, нормативный акт, документ, сайт, карта, таблицы, графики и др.);логическое содержание правовой и иной информации (информация об объектах, освойствах, об отношениях); процедура преобразования информации в компьютерныхсетях (моделирующие, вычислительные, эвристические, нравственные и др.);степень преобразования информации в информационных системах (основная информация,которая характеризует понятие показателя;совокупная информация, характеризующая понятие статистической совокупности);время и периодичность возникновения и обработки информации (оперативная итекущая правовая информация, информация о прошлых, настоящих, будущихюридических событиях и др.).
В сфереинтернет-отношений могут быть найдены и другие основания и признакиклассификации информации. Среди них можно назвать способ передачи информации(телефон, телеграф, человек, почта), вид преобразователя информации (человек,машина, человек-машина), степень достоверности информации (достоверные сообщения,недостоверные сообщения), участие в вычислительном процессе (исходная,постоянная, переменная, промежуточная, конечная и др.), алфавит информации(буквенная, цифровая, буквенно-цифровая) и др.
Приведеннаяклассификация информации в общем-то проста. Но, вероятно, эта классификацияинформации в будущем будет достаточно сложной, поскольку она может иметьмногоступенчатое строение, при котором отдельные группы информации, выделенныев пределах основного классификационного признака, дополнительно разбиваются наподгруппы по частным основаниям и признакам. Кроме того, не всегда мы будемиметь возможность четко дифференцировать сообщения по тем или иным основаниям ипризнакам, а затем сводить их в отдельные классы.
Классификацияинформации в сфере интернет-отношений очень важная научно-исследовательскаязадача. Ее реализация позволяет получить весьма ценные сведения о тойинформации, которая содержится в виртуальном пространстве; дает данные, безкоторых невозможно решение многих принципиальных вопросов внутреннего ивнешнего проектирования механизмов правового воздействия и без которыхневозможен также анализ информационных потоков в Интернете. Не располагаяисчерпывающими сведениями о важнейших свойствах и характеристиках информации винформационно-правовых комплексах, нельзя найти их оптимальные структуры,обеспечить заданную точность, надежность и эффективность их работы.
Техническиесредства тоже важнейший компонент интернет-отношений. Они включают в себяглобальное объединение компьютерных сетей (региональных, опорных,ведомственных, корпоративных, локальных) и информационных ресурсов (сайтов,служб электронной почты, поисковых систем). И главной здесь является сетьсамого Интернета. Она выросла из сети «Арпанет», созданной десяткилет назад для обмена информацией между рядом исследовательских центров военнойпромышленности США. В настоящее время Сеть насчитывает многие миллионыкомпьютеров и средств доставки информации. Она может предложить потребителяммногочисленные базы данных, включая базы юридической информации.
Сегодняк сети Интернет подсоединены все развитые страны мира. Активно начинаютподсоединяться к Интернету и все государственные органы и учреждения России.Информация, которая может в таких случаях использоваться, — это данные,документы, хранящиеся в центрах информации, в библиотеках других стран.
Важнымивехами в развитии мировой инфраструктуры информации Интернета можно считатьследующие исторические события:
-  создание в 1945 г. ученымиПенсильванского университета Дж. Мокли и Д. Эккертом первой ЭВМ;
-  появление в 1950 — 1960-е гг. большихвычислительных машин, ориентированных на решение оборонных проблем;
-  производственный выпуск в 1974 г.американской фирмой MITS портативногоэлектронного устройства «Altair8800», которое может считаться образцом первого персонального компьютера;
-  массовая продажа компьютеров фирмы«Apple» и IBM в 1980-е гг.;
— начало1990-х гг. ознаменовалось этапом глобальных информационных коммуникаций исетей. В 1993 г. корпорация «Intel» выпускает процессор Intel(R) Pentium(R),число пользователей Интернета в США достигает 3 млн.;
-  в 1994 г. была создана доменная зона.ru;
-  в 1997 г. корпорация «Intel» выпускает первый процессор Intel Pentium II, число пользователей Интернета в мире превышает 100 млн.;
-  в 1999 г. корпорация «Intel» представляет процессор Intel(R) Pentium(R) III. Количество пользователей Интернета в мире превышает201 млн.;
-  в 2000 г. корпорация «Intel» представляет процессор Pentium 4, разработанный специально дляподдержки потоковой передачи звука и изображения в Интернете, обработкиизображений, создания видеоматериалов, обработки речи, трехмерных игр,мультимедийных приложений и работы в многозадачных средах;
-  в 2001 г. персональным компьютерамболее 20 лет. В период с 1981 по 2000 г. продано 835 млн. компьютеров;
-  к 2006 г. во Всемирной паутинезарегистрировано более 100 млн. сайтов (для сравнения: в 2004 г. их былопримерно 50 млн., а в 1996 г. — всего 20 тыс.);
-  в сентябре 2007 г. на всей планетеболее 1 млрд. 200 тыс. пользователей Интернета, в этом же году в российскойзоне зарегистрирован миллионный домен (активно работает 800 тыс. сайтов),суммарный оборот российской торговли в Интернете превышает 5 млрд. долл. в год,более 60% российских пользователей выходят в Интернет из дома;
-  в 2008 — 2009 гг. к Интернетуподключены 80 тыс. российских школ, активно подключаются региональныебиблиотеки.
Надозаметить, что структура интернет-отношений будет неполной, если не упомянуть оюридических, этических, моральных и других фактах, которые имеют место ввиртуальном пространстве.
Думается,что юридические, этические, моральные и другие факты — это важнейшие компонентыинтернет-отношений, связанные с их возникновением, изменением или прекращением.Это те конкретные жизненные обстоятельства, которые приводят в действие(движение) интернет-отношения.
Иногдадля возникновения интернет-отношения необходимо наличие не одного юридическогофакта, а целого юридического состава, т.е. определенной совокупностиюридических фактов (получение лицензии на осуществление онлайн деятельности,регистрация сетевого СМИ и т.д.). Указанныефакты отражаются обычно в нормах права, морали, этики и т.д. Наступление данныхфактов вызывает предусмотренные той или иной нормой правовые, информационные,социальные и другие последствия. Поэтому для юриста, работающего в Интернете,всегда будет важен вопрос о наличии или отсутствии юридических, этических,моральных и иных фактов. Мнение и убежденность субъектов интернет-отношений поэтому поводу может базироваться на: 1) бесспорности и очевидности существованияили отсутствия данного факта в виртуальном пространстве; 2) доказанностиналичия или отсутствия рассматриваемого факта; 3) презумпции наличия илиотсутствия этого факта.
Почтибесспорными можно считать факты, которые признаются почти всеми субъектамиинтернет-отношений и воспринимаются ими единообразно. Например, сегодня таквоспринимаются понятия электронного документа, электронной цифровой подписи иее средств, пользователя сертификата ключа подписи и др., охарактеризованные вст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».
Однакомногие факты, с которыми юристы в настоящее время сталкиваются в виртуальномпространстве, нуждаются в специальном выделении и доказывании. Причем этивыделения и доказывания часто произвольные, «самостийные», хотяиногда, когда возникает спор в суде, они и регулируются законами,международными договорами, пактами и т.д. В этом смысле выделение и доказываниерассматриваемых фактов — это сложная аналитическая деятельность и многоступенчатыйпроцесс. Перед субъектами интернет-отношений ставится задача: выделить факт;очертить рамки его действия, влияния и добиться истины по возникшему спору.Например, в случае совершения в Интернете противозаконного перехвата (ст. 3Конвенции о киберпреступности) стороны (субъекты) квалифицируют правонарушениеи в ходе доказывания вины принимают такие меры к правонарушителю, которыесоответствуют их внутригосударственному праву.
Личныйопыт работы в виртуальном пространстве показывает, что многие рассматриваемыефакты нуждаются в презюмировании. Презумпция в этом случае приобретает функциюдоказывания, и в этом смысле она требует обоснования утверждения, имеет местотот или иной факт или нет. И здесь, как и в теории права, целесообразновыделять такие виды презумпций, как знание норм права, морали, этики иневиновности. Например, если субъект, допустивший противозаконный перехват, незнал о норме, содержащейся в ст. 3 Конвенции о киберпреступности, он неосвобождается от ответственности по закону конкретного государства.
Или,скажем, мы имеем дело с презумпцией невиновности субъекта интернет-отношений. Вэтом случае суд призван доказать вину субъекта (в соответствии с той же ст. 3или другой), и пока суд этого не сделает, субъект не будет считаться виновным.
Другоедело, что незнание субъектом норм морали, этики и проч. не освобождает его отморальной, этической ответственности и т.д.
Исследованияпоказали, что все факты в Интернете можно классифицировать на события идействия. События происходят в виртуальном пространстве обычно помимо желания иволи субъектов (допустим, землетрясение, разрушившее сети, сооружения связи идр.). Действия же, напротив, связаны с желанием и волей субъектовинтернет-отношений (допустим, мошенничество с использованием компьютерныхтехнологий (ст. 8 Конвенции о киберпреступности)). Иногда событие возникает ввиде действия (субъект взломал через Интернет систему управления сейсмическимипроцессами в опасном регионе) и перерастает в плохо управляемое событие (вземлетрясение). События в Интернете трудно контролируемы, и они часто вызываютконфликты между субъектами интернет-отношений.
Действиясубъектов в Интернете можно дифференцировать на правомерные (например, оказаниемаркетинговых услуг по договору), неправомерные (противозаконный доступ ксайту), высоконравственные (оказание через Интернет помощи матери в поиске пропавшегоребенка), безнравственные (оскорбление в Интернетепартнера), этические (отправление поздравления партнеру) или нарушающие правилаэтики (умалчивание этической информации) и т.д.
Имеетместо в виртуальном пространстве и бездействие разных видов, напримербезнравственное (неоказание врачом помощи умирающему больному несообщением емуо нужном лекарстве), противоречащее нормам этики.
Действияв Интернете могут делиться также на правовые, моральные и другие акты ипоступки. Акты здесь связаны с достижением определенных юридических и другихпоследствий (скажем, обращение провайдеров в третейский суд). Поступки вИнтернете обусловлены активными действиями субъектов интернет-отношений ивлекут за собой новые отношения, изменяют их характер либо предупреждают их(например, обнародование в Интернете автором своего научного труда).
Вразвитие этой темы следует отметить, что необходимо учитывать также рядсущественных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на роль самогоинтернет-права в формировании и регулировании исследуемых отношений.
Во-первых,из сказанного видно, что свое регулятивное воздействие интернет-право оказываетна отношения в сфере виртуального пространства, придавая им тем самымупорядоченность, т.е. соответствующий интересам всех субъектов характер. Вцентре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые возникаютв связи с практическим выполнением задач и функций информационно-правовойдеятельности.
Во-вторых,интернет-право регулирует отношения с участием разнообразных субъектов(национальных, зарубежных), которые складываются в результате реализации имисвоих информационных и иных задач.
В-третьих,следует особо подчеркнуть, что интернет-отношениями могут быть отношения,входящие в предмет, по существу, многочисленных отраслей права, и прежде всегомеждународного частного, публичного и информационного права. Однако это неисключает их из механизма социального регулирования.
Такимобразом, интернет-отношения — это особые отношения, возникающие в результатевоздействия норм информационного, международного и других отраслей права наповедение людей в этой среде. Особенность этих отношений заключается в том, чтоони могут быть как правовыми, так и неправовыми, т.е. фактическими отношениями(моральными, этическими и др.). В зависимости от ситуации в Интернете исобственно характера информационного воздействия на эти отношения они могутбыть информационными правоотношениями, а могут быть морально-этическими. Вболее узком смысле можно считать, что это информационные отношения, которыевозникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Их спецификазаключается в следующем.
1.      Онимогут возникать между особыми субъектами (например, операторами связи, провайдерами, разработчиками сетей, международнымиорганизациями, отвечающими за развитиепротоколов Интернета).
2.      Этисубъекты могут находиться в разных странах, их деятельность может регулироваться законодательствами разных стран.
3. Интернет-отношенияневозможны без использования информационно- телекоммуникационных технологий исетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете.
4.      Онивыделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А.Б. Венгеров, дляавтоматизации управления.
Отношения,регулируемые интернет-правом, многообразны. Так, в зависимости от субъектов можно выделить следующие видыотношений:
1)  между разработчиками трансграничныхинформационных сетей и их партнерами, которые находятся в договорныхотношениях;
2)  между специалистами, производящими ираспространяющими информацию в Интернете;
3)      междупоследними и специалистами, предоставляющими различные услуги;
4)      междуперечисленными выше субъектами и потребителями информации в Интернете;
5)      междугражданами, организациями, фирмами и иными потребителями;
6)      междупровайдерами (операторами) и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, выдающим лицензии на оказание онлайновыхуслуг;
7)      междупровайдерами (операторами) и пользователями (клиентами) сетями для своих собственных нужд.
Очевидно,что почти во всех видах названных отношений (кроме п. 6) не участвуютгосударственные органы. Значит, интернет-отношения могут обходиться и без ихучастия (т.е. будут частными), хотя известно, что определенные действиясубъекты рассматриваемых отношений должны осуществлять на основе лицензий,которые выдаются органами государства (например, мы уже отмечали, что в нашейстране Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выдает лицензииюридическим лицам на оказание онлайновых услуг). В этом случае без лицензииинтернет-отношения возникать и развиваться не могут. Кроме того, сами органыгосударственной власти могут выступать инициаторами разработки сетей общегопользования.
Многиеже отношения в сфере Интернета возникают на основе договоров, в которыхфиксируются права и обязанности сторон, условия заключения договора, порядокего исполнения, оплата за услуги, ответственность сторон и др. Вместе с темопределенный круг отношений регулируется на основе установившихся традиций,обычаев, симпатий сторон.
Всовременных условиях отношения, регулируемые интернет-правом, могут бытьклассифицированы с учетом государственной принадлежности физических июридических лиц. Основным критерием в данном случае служит принадлежность тогоили иного субъекта к определенному государству и то, что эта принадлежностьзакреплена в законодательных актах. По этому критерию можно выделить довольноширокий круг отношений: между отечественными и зарубежными юридическими лицами(провайдерами); между последними и отечественными пользователями Интернета;между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; междунашими гражданами и лицами без гражданства; между отечественными и зарубежнымиразработчиками сетей; между специалистами и др.
Отношения,регулируемые интернет-правом, можно дифференцировать также в зависимости отконкретных целей их возникновения и, соответственно, информационноговоздействия. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:
1)   внутренние или внутрисистемные,внутриорганизационные. Такие отношения осуществляются в самом киберпространстве(например, купля-продажа при помощи сети Интернет программного обеспечения,обновление с использованием сети программного продукта);
2)   внешние — это отношения, связанные снепосредственным воздействием на объекты, входящие в виртуальное пространствоИнтернета извне (например, на результаты действий субъектов, доменные адреса,сайты и др.). В принципе сюда входят и отношения, связанные с оказанием внешнихинформационных услуг. Скажем, в соответствии с проектом федерального закона опредоставлении электронных финансовых услуг это банковские операции и сделки вИнтернете; договоры страхования, сделки с ценными бумагами, договоры финансовойаренды (лизинга), доверительного управления денежными кредитами и др. (ст. 1,2).
Изложеннаяточка зрения относительно общей характеристики интернет-отношений нуждается ещев определенных дополнениях.
Во-первых,в зафиксированных законодательными и иными актами отношениях, регулируемыхинтернет-правом, орган государства часто отсутствует и вместо него или от егоимени действуют рядовые субъекты. В ряде других случаев этот орган есть и онрешает многие проблемы международного сотрудничества, правового режима объектовв информационно-технической сфере (включая Интернет).
Так, всоответствии с Федеральным законом «О связи» в международнойдеятельности федеральный орган исполнительной власти в области связи выступаетв качестве администрации связи в пределах полномочий, предусмотренныхмеждународным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации.Иностранные граждане и организации, осуществляющие деятельность в области связина территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленнымдля физических и юридических лиц Российской Федерации, в той мере, в какойданный режим предоставляется государством соответствующим российским физическими юридическим лицам (ст. 69 Закона «О связи»).
Во-вторых,особо следует выделить интернет-отношения, которые возможны между различнымизвеньями системы исполнительной власти разных государств, включая ихправительства. Например, в соответствии с Соглашением между ПравительствомРоссийской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь об обменеправовой информацией от 17 февраля 1995 г. возможен регулярный обменинформацией между ними и их информационными центрами (НЦПИ) через Интернет. Иэти правительства будут в этом случае выступать в роли субъектовинтернет-отношений.
В-третьих,интернет-отношения имеют место не только между органами государства, но и междусамими государствами. Так, согласно Соглашению о межгосударственном обмененаучно-технической информацией от 26 июня 1992 г. государства черезсвои координационные советы (используя сети Интернета) обеспечивают доступ ксовместно созданным информационным ресурсам, способствуют развитию правовых,технических, технологических элементов информационной инфраструктуры,информационных систем и т.д. (ст. 1 — 3).
Очевидно,что подобного рода отношения также могут регулироваться интернет-правомсовместно с другими отраслями. При этом важно различать два видаинтернет-отношений, в которых участвуют государства: 1) интернет-отношения,возникающие между государствами; 2) интернет-отношения, в которых государствовыступает только в качестве одной стороны, другой стороной в этих отношенияхмогут быть иностранные юридические лица, международные организации и отдельныеграждане.
Отношенияпервого вида регулируются нормами международного публичного права иинтернет-права, хотя они и связаны с отношениями второго вида. Что касаетсяинтернет-отношений второго вида, то ими могут быть отношения в Интернете позаключению договоров поставки товаров, оказания услуг, обмена информацией и др.Они могут регулироваться интернет-правом совместно с гражданским, коммерческимправом. Следовательно, интернет-правоохватывает довольно широкий круг отношений, причем многие из них разноплановы ичетко не определены. Однако все они в известной мере характеризуют этотмежотраслевой институт как совокупность норм, взятых из различных отраслейправа и регулирующих конкретные отношения в киберпространстве.

Литература
1.        Ефремов А.А.Правовые аспекты применения информационных технологий при осуществленииправосудия в Российской Федерации // Третья Всероссийская конференция«Право и Интернет: теория и практика», 28 — 29 ноября 2000 г. Сб.докладов. М.: РАГС, 2000. С. 55 — 58.
2.        Керимов Д.А.Кибернетика и право // Советское государство и право. 1962. N 11. С. 98 — 104.
3.        Кнапп В.О.Возможности использования кибернетических методов в праве. Пер. с чешск. М.:Прогресс, 1965.
4.        Комментарий кГражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Подред. О.Н. Садикова. 2-е изд. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М,2003.
5.        Кутафин О.Е.,Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // НТИ(Теоретические проблемы информационного права). 1999. N 8. С. 16 — 26.
6.        Леанович Е.Б.Проблемы правового регулирования интернет-отношений с иностранным элементом //Право и Интернет (http://www.russianlaw.net/law/doc/a102.htm).
7.        Лессиг Л.Свободная культура. Пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2007.
8.        Лукьянов А.А.Основные концепции интернет-права // Информационное право. 2007. N 3.
9.        Правоваякибернетика / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1970.
10.     Преступления всфере компьютерной информации: квалификация и доказывание: Учеб. пособие / Подред. Ю.В. Таврилина. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 2003.
11.     Рейман Л.Д.Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросыфилософии. 2001. N 3. С. 3 — 9.
12.     Трофимова Г.Н.Как обозначить принадлежность к Интернету // Мир русского слова. 2001. N 4. С. 73 — 75.
13.     Трунк А.Использование современных коммуникационных технологий в юриспруденции //Государство и право. 2001. N 3.С. 108 — 111.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.