Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика дисциплины "Юриспруденция"

1. Общаяхарактеристика специальности «Юриспруденция»
Юриспруденцияв современном мире – это разновидность соц. Деятельности, направленное на регулирование,поддержание и охрану общественных отношений присущи ей правовыми методами исредствами.
Термин«юриспруденция» означает правоведение, совокупность юридических наук, а такжепрактическую деятельность юристов.
Другимважнейшим понятием, необходимым юристу является право: субъективные права,естественные права, правовая норма.
Отраслиправа. Под отраслью права понимают совокупность норм права, регулирующиходнородные общественные отношения.
К числуосновополагающих отраслей права относятся:
– гражданское;
– уголовное;
– административное;
– гражданско-процессуальное;
– уголовно-процессуальное;
– административно-процессуальное.
Источникироссийского права. Основными источниками российского права является конституцияРФ. Она закрепляет основы конституционного строя: форму правления, форму госстрояи тип политического режима.
Место права всовременной жизни. Право было не всегда. Становление и развитие права процессдолгий и сложный. Оно было вызвано к жизни потребностью в эффективномрегуляторе всё более усложнившихся общественных отношений в процессе ихразвития
Право игосударство взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Законность иправопорядок. Роль права заключается в упорядочении жизни. Законы создаются длятого, чтобы они, регулируя те или иные общественные отношения, действовали вреальных жизненных ситуациях. Законность-это политико-правовой режим, прикотором человек чувствует безопасность со стороны государства, в том числе и отпроизвола со стороны властей, чиновников. Правопорядок-это правовая организацияобщественной жизни, которая предполагает экономическую и политическуюстабильность, безопасность, защищённость государством.
Правовыесистемы. Основные правовые системы:
– романо-германскую;
– англосаксонскую;
– мусульманскую.
2.Основные юридические профессии
Профессияюриста многоплановая, с этой профессией связывались понятия: «закон», «право»,«юридическая помощь». Содержание деятельности юриста зависит от видаюридической работы, осуществляемой им.
Профессияюрист даёт возможность работать в разных сферах деятельности: осуществлятьоказание юридической помощи гражданам и организациям, осуществлять правосудие,правовую работу в организациях, на предприятиях, в учреждениях. Юридическуюпомощь оказывают адвокаты и нотариусы, правовая работа в организациях иучреждениях возлагается на юристконсулов.
Юрист-понятиевсеобщее. Специалист с дипломом юриста работает в законодательных органах, ворганах исполнительной власти, в прокуратуре, в органах милиции, в адвокатуре,нотариате, в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях.

3. Требования к юристам: морально-этические;физические; психологические; профессиональные
Юридическая деятельность требует высокогоинтеллекта, эрудиции, глубоких знаний, особенно знаний законов и иныхнормативных актов, регулирующих те или иные общественные отношения. Работаюриста нередко связанна с вторжением в частную жизнь граждан, их права исвободы. Это возлагает на юриста особую ответственность.
Значимое место в работе юриста занимает общениес людьми, это требует безусловного знания психологии общения, умения говоритьюридически грамотно, доходчиво объяснять закон, его отдельные положения. Юристдолжен обладать высокими нравственными качествами, уметь уважать мнениесобеседника, обладать тактом и высокой порядочностью.
Вся жизнь юриста связана с постояннымстремлением к знаниям, поскольку жизнь не стоит на месте, она порождает новыевопросы и ответы, ответить на которые не просто.
5. Общаяхарактеристика института государства и права ТюмГУ
В 1985 г. по решению Ученого совета ТГУ и приактивном участии ректора Г.Ф. Куцева на историческом факультете ТюмГУ былооткрыто отделение правоведения («правоведение» – так раньше называласьспециальность «Юрист»). В том же году произведён первый набор студентов. В 1987в ТюмГУ был открыт самостоятельный юридический факультет, первым деканом стал Г.Н. Чеботаев.Для преподавания юридических дисциплин были приглашены высококвалифицированныепреподаватели из ведущих вузов Советского Союза.
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «ТюмГУ» сегодня предоставляет широкийвыбор форм получения высшего юридического образования.
Срок обучения специальности «Юриспруденция»зависит от наличия и от характера базового образования. ТюмГУ сегодня являетсяодним из ведущих вузов РФ, в том числе и в сфере юридического образования.
6. Общая характеристика специализацийспециальностей «Юриспруденция» в ИгиП ТюмГУ
Полное и точное название юридическойспециальности, которую получают выпускники ТюмГУ:021100 «Юриспруденция»(специальность-юрист), на старших курсах студенты могут выбрать одно из болееузких направлений подготовки высококвалифицированных юристов, так называемую специализацию.Выбор специализации не означает, чтовыпускник сможет работатьтолько в данной узкой сфере, ведь присваемоя квалификация (юрист) неизменяется. Выбор специализации означает, что студент, прослушает спецкурсы поопределённому направлению юридической деятельности и приобретет более глубокиезнания именно в этом направление. Студенту, выбравшему определённуюспециализацию, предоставляется: 1) возможность прослушать спецкурсы по даннойспециализации; 2) написать курсовую работу по дисциплине специализации; 3) поокончанию обучения студент сдаёт гос. экзамен, соответствующий специализации ивыполняет выпускную квалификационную работу.
В настоящее время в институте государства иправа студенты могут выбрать одну из 4-х специализаций: 1. Государственно-правоваяспециализация. Студенты получают более глубокие знания в сфереконституционного, муниципального и административного права. Выпускники вузамогут работать в законодательных и исполнительных органов госвласти,исполнительных и представительных органах местного самоуправления, визбирательных комиссиях различного уровня. 2. Гражданско-правоваяспециализация. Студенты получают знания в сфере частного права. Выпускникивуза могут работать юрисконсультами в учреждениях и на предприятиях различныхформ собственности, юристами в юридических и консалтинговых фирмах. 3. Международно-правоваяспециализация. Направлена на подготовку квалифицированных юристов,имеющих широкие познания в вопросах международно-публичного имеждународно-частного права. 4. Уголовно-правовая специализация. Обучение врамках данной специализации направлена на подготовку высококвалифицированныхкадров для судов, прокуратуры и др. правоохранительных органов и адвокатуры.
7. Формызанятий в юридическом вузе
 
В вузе существует несколько форм работыстудентов: аудиторные занятия (лекции, семинарские, практические и лабораторныезанятия); самостоятельная работа (работа с источниками); курсовые работы(подготовка рефератов, докладов и др.); практика. По итогам изучениякакого-либо учебного курса, прохождения практики студенты сдают экзамены или зачёты,курсовые работы студенты защищают. Также защищают и контрольные работы,выполняемые студентами-заочниками.
8. Лекциипо юридическим дисциплинам
 
Лекция-это одна из основных форм занятийстудентов в вузе, представляет собой устное изложение учебной дисциплиныпреподавателем (лектором). Лектор не просто механически воспроизводитсодержание какого-либо курса, но и размышляет вслух, выражает свои мысли,отношения к различным явлениям, рассуждает о различных точках зрения порассматриваемой теме. Лекции читаются почти по всем учебным дисциплинамстудентам всех форм обучения (очной, заочной), кроме сугубо прикладных.
В практике можно выделить несколько видовлекции: 1. Тематические лекции, посвящены рассмотрению какой-либо узкойтеме, одной из целого ряда, например: в курсе «правоохранительные органы РФ»можно прочитать лекцию на тему «прокуратура РФ». 2. Обзорные лекции,посвящены обзору нескольких тем учебного курса.
Бывают лекции-консультации, когда студенты нетолько записывают или слушают сведения, но и активно общаются с лектором,задают вопросы в ходе лекции. Таким образом формируя направление, в которомразвивается лекция. Лекция начинается с оглашением темы, далее лектор называетисточники, после чего устно излагает материал, в конце лекции лектор задаётвопросы.
9. Семинарскиеи практические занятия по юридическим дисциплинам
Семинарские занятия — это вторая форма обучения(после лекций) студентов вузов. Семинарское занятие-это форма обучения,основанная на активном общении студентов и преподавателя, которая служит дляосмысления и более глубокого изучения теоретических проблем.
Семинарское занятие по любой юридическойдисциплине даёт студенту возможность проверить, уточнить, систематизироватьзнания, овладеть терминологией, научиться точно излагать свои мысли, свою точкузрения.
С семинарскими занятиями схожи практическиезанятия по юридическим дисциплинам. У будущих юристов должны быть умения инавыки разрешения практических ситуаций, навык составления юридическихдокументов, умение находить выход из запутанных ситуаций, юридическихконфликтов. Поэтому очень часто семинарские занятия имеют практическийхарактер, результатом такого семинара является то, что в учебных планахспециальность «юриспруденция» не разграничивают на самостоятельные виды практическиеи семинарские занятия, и семинары носят смешанные характер(теоретико-практический) характер. На таких семинарах студенту не толькорассматривают теоретические вопросы, но и решают задачи, составляют макетыюридических документов.
10. Порядок сдачи экзаменов по юридическимдисциплинам
Экзамен-это форма оценки теоретических знаний,полученных студентом в процессе обучения дисциплины, навыков самостоятельнойработы, способности их применять в решении практических задач.
11. Порядоксдачи зачётов по юридическим дисциплинам
 
Зачёт-это форма контроля знаний студента в ходеизучения курсовой дисциплины или промежуточной оценки знаний по работам,практикам различного вида.
Формы проведения зачётов и экзаменов: устная,письменная, в форме рефератов, контрольных работ, тестирование и др.
Студент, не явившийся на экзамен или зачёт вположенные сроки, считаются имеющимиакадемическую задолженность. Пересдачаэкзамена с неудовлетворительной оценкой допускается не более двух раз.
12. Формыконтроля знаний студентов по юридическим причинам
 
Контроль знаний студентов, обучающихся поспециальности «юриспруденция» в зависимости от своего характера подразумеваетсяна текущую, промежуточную (по итогам семестра) и итоговой (по итогам всегообучения).
Текущий контроль успеваемости студентов — это объективная оценка степени освоения студентами программучебных курсов, их усилий, настойчивости, результатов в приобретении знаний,соблюдение учебной дисциплины.
Согласно положению о текущем контролеуспеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ от 20.01.03, цельютакого контроля являются:
– обеспечение максимальной эффективностиучебного процесса;
– повышение мотивации к учёбе и сознательнойучебной дисциплины;
– предупреждений отчисления.
Текущий контроль осуществляется в периодпроведения «контрольных недель», путем выставления преподавателем по каждойизучаемой дисциплине оценок.
При каждом контроле учитывается:
– выполнение всех видов работ, предусмотренныхпрограммой курса;
– посещаемость студентов;
– исследовательская работа студентов.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется по окончанию семестра и являетсякомплексной и объективной оценкой качества усвоения ими теоретических знаний,умения синтезировать полученные знания и применять их к решению практическихзадач при освоении основной образовательной программы высшего профессиональногообразования за определённый период.
Промежуточная аттестация студентов включаетсдачу экзаменов, зачётов, защиту курсовых и контрольных работ по дисциплинам,предусмотренным учебным планом специальности «юриспруденция», а так же отчётыпо практикам.

13.Итоговаягосударственная аттестация студентов по юридическим дисциплинам
 
Целью итоговой гос. аттестации являетсяустановление уровня подготовки выпускника вуза к выполнению профессиональныхобязанностей и соответствия его подготовки требованиям обязательного стандарта«юриспруденция».
Виды итоговой аттестации:
1) защита выпускной квалифицированной работы;
2) гос. экзамен;
Все студенты ТюмГУ «юриспруденция» сдают гос. экзаменпо теории государства и права, второй экзамен определяется специализацией,которую выбрал студент.
Темы выпускных работ определяются вузом.Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работ,вплоть до предложения своей тематики. Для подготовки выпускной работы студентыстуденту назначается руководитель.
Для проведения итоговой гос. аттестации поспециальности «юриспруденция» ректор ТюмГУ формирует гос. аттестационнуюкомиссию (ГАК), председатель ГАК утверждается приказом министерством науки иобразования РФ.
При условии успешного прохождения всехустановленных видом итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую гос.аттестацию, выпускнику вуза присваивается соответствующая квалификация (юрист)или степень (бакалавр, магистр) и выдаётся диплом гос. образца о высшемпрофессиональном образовании.

14. Порядок выполнения курсовых работ поюридическим дисциплинам
 
Курсовая работа это самостоятельная разработкаконкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающаяприобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, уменияработать с литературой, анализировать источники, делать выводы.
После выбора темы студенты самостоятельно илипод руководством преподавателя составляет план работы, подбирает источники поданной теме. Курсовая работа по какой-либо юридической дисциплине считаетсяплохо подготовленной, если в списке использованных источников содержится: 1) тольконормативные акты; 2) только учебники или учебные пособия; 3) источники, количествокоторых не превышает 15–20 наименований.
Объем должен составлять около 20–30машинописных листов.
Курсовая работа подлежит защите. Оценивается попятибалльной системе. Обычно она состоит краткого доклада по рассматриваемойтеме и ответов на вопросы по данной теме.
15. Работа с научными источниками и снормативными источниками задачи и основные правила
Учение любой учебной дисциплины требуетознакомление с учебной программой данной дисциплины. Программа учебного курсасодержит перечень тем и полный набор вопросов по каждой теме, список основной идополнительной литературы, необходимой для изучения.
Изучение нормативного материала, необходимоначать с усвоения его точного названия и уточнения времени его принятия. Еслитексту нормативного акта предшествует преамбула, необходимо ознакомиться с ней.Это даст возможность понять причины принятия закона, его назначение, задачи.Затем необходимо ознакомиться со структурой закона в целом: его разделамиглавами.
Первый раздел нормативного акта содержит общиеположения, их усвоения даёт возможность получить представление о том, какиеотношения регулирует данный закон, как он действует, каковы основные принципыего действия. Последующие разделы и главы изучаются последовательно, всоответствии с программой научного курса.
Если проанализировать процесс обучения правовойнормы, то можно предположить, что процесс усвоения её содержания разделён наэтапы:
1 этап.Назовём его общим усвоением содержания правовой нормы. Норма права — этоимперативная модель поведения.
2 этап. Необходимоусвоить содержание нормы, уяснить её назначение. Классическое построение нормыпредполагает трёхчленную структуру: одна включает гипотезу, диспозицию исанкцию. Однако такое построение правовой нормы имеет место не всегда.Необходимо уяснить, как построена норма права, понять содержание каждой еёструктурной части, понять взаимосвязь этих частей, уловить смысловой подтекст.Каждого положения, содержащегося в каждой её части.
Но усвоить нормы, запомнить её содержание,недостаточно. Необходимо научиться применять её на конкретной ситуации. Дляприобретения навыка применения нормы права следует решать юридические задачи.Их решение требует:
– анализа обстоятельств;
– выбора соответствующей нормы права;
– собственно принятия соответствующего решения.
Анализ обстоятельств или представленныхматериалов предполагает их тщательное изучение, осмысления, уточнения деталей,возможную классификацию обстоятельств деталей событий, уяснения связи междуотдельными событиями и др.
В предполагаемой студентам к решению задаче,как правило, заложена юридическая ошибка. Выбор нормы права основывается назнании закона и обстоятельств дела или имеющихся материалов. Возможные ошибки ввыборе не должны пугать, процесс мышления сложен. Ошибка в ответе означает необходимостьдополнительного изучения предлагаемого преподавателем материала.
Приобретение навыка принятия решения на основевыбранной нормы предполагает анализ содержания нормы права применительно кзаданной ситуации. Безошибочный выбор правовой нормы, даёт правильное решение,но могут быть и иные ситуации: возможны неточности, неполнота ответа, невернаятрактовка, ошибка в выборе. Студент, обладающий знаниями, в ходе анализаситуации найдет нужное решение.
Уясняя содержание и особенности контрольнойнормы, уместно найти пример из практики, обратившись к литературе, юридическимжурналам.
Не редко педагоги-юристы предъявляют жёсткиетребования. И всё же эти требования не означают запрета попытки поисканетрадиционного решения, возможно связанного с необходимостью совершенствованиядействующего закона.
Роль преподаватель-это дать студентамопределённые рекомендации (варианты), облегчающие отыскивание направленийпоиска, углублений полученных знаний. Задача студунта — воспринять информацию,усвоить её.
18. Самостоятельная работа студентов:понятия задачи и способы
 
Самостоятельная работа студентов — это время,которое студент посвящает изучению определённой дисциплины в отсутствиипостоянного контроля со стороны преподавателя.
Существуют различные виды самостоятельнойработы: изучение литературы, изучение нормативных источников, написаниерефератов и подготовка докладов, выполнение контрольных работ, коллоквиум,написание курсовых работ, подготовка выпускной квалификационной работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.