Вопрос 1 Основываясь насодержании статей конституции, укажите порядок образования, структуру ипартийный состав правительств, пояснив, каким образом это связано с формойправления в США и Италии. Что собой представляет, в каких случаях и каксоздаются правительство меньшинства и правительство национального единства?
США,форма правления – президентская республика.
Структура правительства
ПРАВИТЕЛЬСТВО – высшийисполнительный орган государства, кабинет министров(секретарей), возглавляемый президентом.Президент – глава государства и верховный главнокомандующий. У президента естьзаместитель – вице-президент. Секретари — главы органовисполнительной власти Федерального правительства США. Основные политическиепартии – республиканская и демократическая.
Порядок образования. Дляосуществления исполнительной власти избираются на 4 года президент ивице-президент. Для этого каждый штат назначает выборщиков, которые голосуют за2-х лиц(один из которых точно должен быть жителем другого штата). Президент =лицо получившее > ½ общего числа выборщиков. Если за несколькихподали одинаковое количество голосов, то палата представителей выбирает из нихпрезидента. Если кандидаты наберут одинаковое количество голосов, то тогдавыборы производятся из 5 лиц, получивших наибольшее количество голосов.Голосование проводится по штатам. Представительство каждого штата имеет 1голос. Избирательный кворум составляет 2/3 голосов. Лицополучившее большинство голосов после президента, становится вице-президентом.
Партийный состав правительства. ВСоединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательствокак таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержитсяникаких намеков на создание и деятельность политических партий КонституцияСоединенных Штатов Америки 1787 г..
Италия, форма– правления демократическаяреспублика
Порядок образования правительства- ПрезидентРеспублики назначает председателя Совета министров и, по представлениюпредседателя назначает членов правительства, однако главную роль восуществлении контроля за образованием и деятельностью правительства играетпарламент. Не позднее, чем через 10 дней после сформирования правительстводолжно представиться палатам парламента, чтобы получить от них вотум доверия. Вотличие от других стран, одобрение парламента должен получить весь составправительства, а не только его председатель. Вместе с тем за каждой палатойпарламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся увласти правительству. Правда, такая форма парламентского давления направительство практически не нашла широкого применения из-за принадлежащегоправительству контрправа — роспуска парламента.
Структура правительстваПравительство Республики состоит из председателя совета и из министров, которыевместе образуют Совет министров. Президент Итальянской республикиофициально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседаниипарламента с участием представителей административных областей. Президентназначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, атакже пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда.Считается, что президенты, подобно королям, должны быть выше политическихпристрастий, но фактически они иногда вмешиваются в политические дела и играютрешающую роль в конфликтах между партиями, в формировании коалиционныхправительств, принятии и реализации политических решений. Пост президентаИталии с 29 мая 1999 занимает Карло Адзелио Чампи. Родившийся в 1920, он училсяв иезуитской школе, затем изучал языки, юриспруденцию и экономику в Пизе иЛейпциге. В период Второй мировой войны участвовал в антифашистском движенииСопротивления, входил в Партию действия. В последующем – беспартийный. С 1946работал в Банке Италии, в 1979 назначен его постоянным руководителем. Чамписчитается модернизатором валютно-финансовой системы Италии. В 1979 онспособствовал вступлению страны в Европейскую валютно-финансовую систему, в1981 добился отделения Эмиссионного банка от Казначейства, а в 1992 получилполномочия определять процент банковской учетной ставки. В 1993–1994 Чампизанимал пост премьер-министра, в 1996 – 1999 министра финансов. Советминистров. Исполнительная власть осуществляется правительством, т.е.советом министров, или кабинетом, возглавляемым премьер-министром.Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом и должноиметь доверие в обеих палатах. Оно формирует законодательную политику, а егочлены присутствуют на заседаниях любой из палат, участвуют в обсуждениях иподотчетны парламенту. Премьер-министр отвечает за административную координациюи формирование общего политического курса, а также осуществляет политическоеруководство. Премьер-министр Италии с 2001 Сильвио Берлускони. Родившийся в1936 сын банковского служащего, изучал право, затем занялся строительнымпредпринимательством, в частности возведением городов-спутников Милана в1970-х. Был близким другом лидера Итальянской социалистической партии БеттиноКракси. В 1979 переключился на область средств массовой информации, сталвладельцем влиятельного частного телевизионного «Пятого канала». В 1980-хБерлускони создал настоящую «империю СМИ» и контролировал холдинг «Фининвест»,под его контролем находились издательства, газеты, супермаркеты, строительныефирмы, объекты недвижимости, предприятия сферы услуг. Популярности Берлускониспособствовало то, что он стал президентом знаменитого футбольного клуба Милан.В декабре 1993 создал собственное политическое движение «Вперед, Италия»,получившее название по крику футбольных болельщиков. Возглавил правую коалицию,одержавшую победу на парламентских выборах 1994, с мая по декабрь 1994возглавлял правительство страны, но вынужден был уйти в отставку послемногочисленных финансовых скандалов, обвинений в коррупции, незаконномпредпринимательстве и из-за разногласий с партнерами по правящей коалиции. В1996–2001 лидер оппозиции. Вновь занял пост главы правительства после победывозглавляемой им коалиции на парламентских выборах 2001. Государственныйаппарат Италии организован на конкурсной основе: назначения на должность ипродвижения по службе в принципе проводятся на основе профессиональнойпригодности и беспристрастной и объективной оценки выполняемой работы. Решенияв аппарате правительства принимаются лидерами политической элиты. Дажевторостепенные вопросы направляются для решения в Рим.
«ПРАВИТЕЛЬСТВОМЕНЬШИНСТВА» -в парламентарных государствах правительство, формируемоепартией или коалицией партий, даже вместе не имеющих большинства в парламенте;при этом партии (или одна достаточно влиятельная партия) обещают поддерживатьэто правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотуманедоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционногоправительства.
Наиболееправительства меньшинства распространены в странах Вестминстерской системы.
Правительствонационального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентскойсистеме управления коалиционное правительство, сформированное при участиибольшинства политических партий(Чаще всего образуются в кризисные периоды).
Вопрос 2 Каким образомзакрепляется принцип государственного и национального суверенитета вконституциях ФРГ и Франции? Какие возможности его ограничения и в чью пользупредусмотрены в статьях Основного закона указанных стран. Объясните значениетерминов «разделение властей» и легитимность власти»
правительствоиталия сша франция
Определение:РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов конституционализма,согласно которому единая государственная власть подразделяется насамостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную исудебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательнуюи контрольную) власти. Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно былвоплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но иконтролируют одна другую через «систему сдержек и противовесов».Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, т.к.в них парламент имеет формальное верховенство над органами исполнительнойвласти. В РФ принцип Р.в. закреплен в ст. 10 Конституции.
Определение:
Легитимность власти (отлат. legitimus — законный) — признание сложившегося порядка осуществления политическойвласти в обществе как естественного, нормального,правильного, законного. В отличие от легальности, означающейсоответствие деятельности политических организаций, институтовдействующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населениемстраны, международным сообществом реально сложившегося в странеполитического порядка как соответствующего интересам народа даннойстраны.
Признакамилегитимной политической власти являются:
· возрастаниедоли тех, кто подчиняется властям, действует в соответствии с политическиминормами, но не из боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся у нихубеждений, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли такпоступать
· сокращениерепрессивного аппарата, обеспечивающего принуждение граждан кисполнению законов, к выполнению решений властей
· доминированиев массовом сознании представлений о естественности, необходимости ицелесообразности сложившегося политического порядка.
Почему массыв одних случаях признают, поддерживают политический порядок, а в др.- отвергаютего, борются с ним? Ответ на этот вопрос коренится, по мнению известногонемецкого социолога Вебера М., в некоторых особенностях социального поведениячеловека. Люди могут воспроизводить в своих действиях политические отношения,институциональные нормы, потому что:
· привыклик ним
· искренневерят лидерам, устанавливающим эти нормы
· уверены,что политический нормативный порядок соответствует их ценностнымориентациям, идеалам
· убеждены,что политические институты, политическая система в целом создают общиедля всех правила взаимодействия и, т.о., способствуют достижению каждымчеловеком своих личных целей.
В зависимостиот того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политическогонормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типылегитимности:
· традиционную
· харизматическую
· ценностную
· рациональную.
Главным следствиемлегитимности является то, что политические властные отношения начинаютвоспроизводиться членами общества в силу внутренних мотивов, без видимогонасилия и принуждения.
Вопрос 3 С учётомпоследних данных справочной, периодической и учебной литературы перечислите всеныне действующие политические партии в Японии и Польше, указав при этом, ккакому типу(виду) они относятся и какую степень имеют в каждой из названныхстран
Япония — конституционнаямонархия. Согласно Конституции, вступившей силу 3 мая 1947 года, императорЯпонии — «символ государства и единства народа», все государственные назначенияи решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несёт заних ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главыгосударства. С 1989 года императором Японии является Акихито, ему наследуетпринц Нарухито. К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметную рольиграют шесть крупных политических партий: Либерально-демократическая партия,Демократическая партия, Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партияЯпонии и Социал-демократическая партия.
/>
В 2009 году социал-либеральнаядемократическая партия Японии получила большинство в парламенте, сменивконсервативную либерально-демократическую партию, правившую 54 года.
Польша.
В Польше действуютсоциал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянскиеи популистские партии.
Крупнейшиеполитические группировки в Польше:
Право иСправедливость (ПиС) является партией правого толка и обращается к традициямборьбы за независимость. Ее политические истоки восходят к движению«Солидарность» периода 80-х гг. Партия ПиС представляет ту часть избирателей,которая придерживается правых взглядов и высказывается за традиционныйобщественный порядок, свободный рынок, сильное, обеспечивающее безопасность гражданамгосударство, борьбу с коррупцией, особенно среди политиков. ПиС была создана в2001 г.
Гражданскаяплатформа — это партия, которая нацелена на то, чтобы представлять избирателейс либеральными взглядами, частных предпринимателей и деловые круги, а такжевсех, кто хотел бы видеть польское государство здоровым и сильным, опирающимсяна принципы свободного рынка и честной конкуренции.
СамооборонаПольской Речи Посполитой — это партия, завоевывающая избирателей среди людей,критически настроенных к тем социально-политическим и экономическимпреобразованиям, которые произошли в Польше после 1989 г. (за Самооборонуголосовали, в основном, жители сельской местности и провинции, безработные,бывшие колхозники, неквалифицированные рабочие). Самооборона является популистскойпартией, провозглашающей лозунги, призывающие к свержению существующегопорядка. Деятели Самообороны, переносящие обычаи шумных и агрессивных уличныхдемонстраций в зал заседаний Сейма, нарушая работу парламента, стали символоманархии.
Союз левыхдемократов (СЛД) образовался в 1999 г. из нескольких социал-демократическихгруппировок и в большой степени опирается на структуры и деятелей партииСоциал-демократия Республики Польша. Часть ее членов в свое времясимпатизировала Польской объединенной рабочей партии (коммунистической партии),тем не менее, СЛД является социал-демократической партией современного образца,соединяющей в своих программных установках заботу о трудящихся с политикойответственности за состояние государственных финансов.
Лига польскихсемей (ЛПС) — партия, сплотившая в рядах своих деятелей и сторонников людейрадикально-правых, националистических взглядов. ЛПС одна из технемногочисленных польских политических группировок, которые являются ярымипротивниками интеграции Польши в Европейский Союз. Деятели ЛПС высказываются заактивное вмешательство государства в сферу экономики. Одновременно главнымизадачами своей партии они считают защиту таких традиционных ценностей, как:семья, патриотизм, религия, свобода и собственность.
Польскаякрестьянская партия (ПКП) — это современная партия, причисляющая себя кцентристским партиям. ПКП представляет интересы производителейсельскохозяйственной продукции, сельских жителей, а также жителей малыхнаселенных пунктов (в крупных городах эта партия не имеет большой поддержки).Деятели ПКП поддерживают довоенные традиции крестьянских партий и крестьянскогодвижения и Польской крестьянской партии Станислава Миколайчика (единственнойнезависимой политической партии, действовавшей в 1945 — 1947 гг.).