Работа на тему:
Формы государств взарубежных странах
2005 год/>/>План
План. 2
Введение. 3
Глава 1. Формы государства взарубежных странах. 4
Глава 2. Форма правления взарубежных государствах. 6
2.1. Монархия. 6
2.1.1. Монархияи её разновидности. 7
2.2. Республика и ееразновидности. 9
2.2.1. Президентская республика. 9
2.2.2. Парламентарная республика. 10
2.2.3. Полупрезидентскаяреспублика. 12
Глава 3. Форма государственногоустройства. 13
3.1. Унитарное государство. 13
3.1.1.Унитарные государства ипринципы их организации. 14
3.2. Федеративные государства, ихпризнаки и разновидности. 16
Глава 4. Государственный режим… 20
4.1. Понятие государственногорежима. 21
Заключение. 23
Список литературы… 25
/>Введение
Изучение зарубежного конституционного права — важное направлениеюридического и политологического образования.[1]Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста иполитолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых,для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, аво-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализеотечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала напуть демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянноприходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствиис меняющимися условиями.[2]
Изложение материала в данной курсовой свободно от каких-либоидеологических установок, и, прежде всего — методологии изучения государства сузкоклассовых позиций. Работа исходит из общедемократической концепцииобеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства икритического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственнойвласти. Такая методология не навязывает предвзятых догм, она оставляетвозможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые институты сточки зрения их целесообразности в конкретных исторических условиях. В то жевремя сохраняется общая доминанта сравнительно-правового анализа, позволяющаяоценивать конкретные нормы и институты под углом зрения наиболее передовых ираспространенных представлений о демократии.
В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств.[3]Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционногостроя каждого из них. Да в этом и нет необходимости.
Цель работы — приобрести общие понятия об основных институтахконституционного права в сравнительном плане, что позволит получитьсвоеобразный «ключ» к пониманию государственного строя любой страны.В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексногопредставления о государственном строе ведущих стран в работе введены понятия оСША, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР. />/>Глава 1. Формы государства взарубежных странах
В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколькопонятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления,форма государственно-территориального устройства, форма политического режима.[4]Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия«форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальноепроисхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституцияхне употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют отом, что форма государства как целостное явление становится предметомконституционного регулирования. В ряде конституций есть или были главы сназванием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезированныеформулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, КонституцияБразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовомгосударстве, Конституция Марокко 1972 г. об унитарной демократической исоциальной монархии, Конституция Франции 1958 г. о неделимой, светской,социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г. характеризуетгосударство как «партиципаторную республику.[5]
Таким образом, форма государства это комплексный институтконституционного права, представляющий собой внутренне согласованную системунорм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органовгосударства, политико-территориальное устройство, главные методы деятельностигосударственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Элементы,составляющие в теории государст-воведения форму государства, в конституционномправе служат пединститутами комплексного института «форма государства». В своюочередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации.
Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких принципахпостроена и как территориально организована государственная власть. Формагосударства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органовгосударства, деление государства на составные части и юридический статус этихчастей, а также методы деятельности государства и характер его прямых иобратных связей с гражданами.
Изучение формы государства может вестись под разными углами зрения.[6]Научно-познавательный подход к изучению формы государства позволяет выявитьвзаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этимзанимается главным образом теория государства и права. Инструментальный подходпредполагает исследование формы государства под углом зрения обеспеченияэффективности государственного руководства, действенности управления,стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т. п.Этим занимается наука конституционного права.
Формы зарубежных государств отличаются большим разнообразием. Онискладываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических,политических, социально-экономических и культурно-религиозных факторов.
На форму государства могут оказать влияние условия образованиягосударства (федеральная форма территориально-политического устройствагосударства в США), исторические традиции (монархия в Великобритании),перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы рядагосударств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозныхценностей (теократическая республика в Иране). Определенным образом можетвоздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспомнить о том, какоевлияние оказал генерал Де Голль на функционирование институтов Пятойреспублики во Франции.
Форма государства является объектом конституционного регулирования.Отдельные главы под названием «Форма государства» имеются лишь в немногихновейших конституциях (например, Конституция Турции 1982 г., КонституцияЭфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует,элементы, составляющие понятие «форма государства», закрепляютсялибо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо вотдельных конституционных законах (например, в Швеции).
В странах, где отсутствует писаная конституция, форма государстваопределяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами,которые складываются в процессе многовековой эволюции государственныхинститутов (например, правовой статус главы государства — монарха вВеликобритании и его взаимоотношения с Правительством).
Если в конституции отсутствует специальная глава о форме государства, тосоответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий основыконституционного строя. Как правило, эти нормы обеспечиваются повышеннойправовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской формы правленияв Италии). Отдельные положения могут быть включены в разделы, устанавливающиетерриториальную организацию государства и организацию органов государственнойвласти.
Понятие формы государства, охватывая наиболее существенные стороныорганизации государственной власти, является достаточно сложным по своему содержанию.Оно указывает, какие органы представляют государственную власть, каков порядокобразования этих органов, каков срок их полномочий, каковы взаимоотношениямежду-органами государства (в том числе центральных и местных), наконец, каковыметоды, способы приемы осуществления государственной власти.[7]/>/>Глава 2. Форма правления взарубежных государствах
Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, которыйраскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статусвысших органов государства, принципы взаимоотношений между ними, участиеграждан в избрании этих органов.
Различают основные формы правления зарубежных государств — монархия иреспублика, притом каждая из этих форм имеет разновидности./>/>2.1. Монархия
Монархия — это такая форма правления, где глава государства монархобладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный,непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, онприобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.
Та или иная форма правления складывается исторически под влияниемкомплекса факторов экономического, социального, политического,национально-этнического, культурного и религиозного характера. Оказывают своевлияние и природно-географические условия. Следует также иметь в виду, что тойили иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма правления.Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархическая форма правления,новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать,что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия, встепени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранениев ряде стран монархии отнюдь не свидетельствует об их меньшей демократичностипо сравнению с республиками. Это всего лишь свидетельство устойчивостиполитических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рассматриваетсякак элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.
В молодых государствах Азии и Африки, где общество в социальномотношении еще находится в процессе трансформации, и политические институтытолько складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться, вту или иную сторону./>/>2.1.1.Монархия и её разновидности
Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государствлибо как дань исторической традиции, либо в силу сохранения в обществезначительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации.
Имеется несколько разновидностей монархических форм правления. Различаютабсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия[8]характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх — источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах,которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как формаправления абсолютная монархия получила — наибольшее распространение в эпохупозднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь внекоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные ифеодальных формы общественной жизни. Есть, однако, страны с довольно высокимуровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых,тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как Своеобразная формаконсервации традиций родоплеменной патриархальной демократии доиндустриальнойэпохи.
Абсолютная монархия характеризуется обширными полномочиями монарха взаконодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от именимонарха, ему подчинен весь административный аппарат государства.
Конституционная монархия – это такая форма правления, при которойвласть монарха осуществляется на — основе и в рамках конституции. В зависимостиот степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименования,характеризуется разделением власти монарха с парламент том, однако разделениемеще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. ПолномочияМонарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ниодин закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на томонарха. Эта форма правления была довольно широко распространена в XIX иначале XX в… Сегодня в развитых государствах Запада эта форма правления невстречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока иМагриба(Иордания, Марокко).[9]
При дуалистической монархии существует выборный представительный орган-парламент. Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения)бюджета; Монарх является главой государства и обладает основными прерогативамив сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства который несетответственность только перед монархом. Института парламентской ответственностиправительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента,издания чрезвычайных декретов и введения в стране чрезвычайного положения. Онявляется главнокомандующим армией.
В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольнораспространенной формой правления. Она существует сегодня во многихгосударствах мира. Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх необладает, реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочияносят в основном представительный характер. Кроме того, он обладаетсвоеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью всеважнейшие государственные акты.
При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильностиоформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документамонарх, как правило, не может.
Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства — монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа,представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всегомира Папа является одновременно главой государства Ватикан.[10]Элементы теократической монархии присущи и Саудовской Аравии, где главагосударства — король не только выполняет религиозные функции хранителя главныхсвятынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направленияислама. Процедуре передачи власти королю предшествует согласие узкой группы высшихрелигиозных авторитетов — улемов, а лишь затем согласие членов королевскогоСовета, куда входят представители многочисленной семьи Саудитов. ФормальноВеликобритания также является теократической монархией, так как со времен ГенрихаVIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом даньтрадиции, поскольку фактическим главой англиканской церкви уже давно являетсяархиепископ Кентерберийский./>/>2.2. Республика и ее разновидности
Республиканская форма правления — самая распространенная в современноммире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такойуниверсальной международной организации, как ООН, являются республиками.
Известны три основные разновидности республиканской формы правления — президентская республика, парламентская республика, полупрезидентскаяреспублика./>/>2.2.1.Президентская республика
Президентскаяреспублика характеризуется следующими признаками:
1. Глава государства — президент избирается непосредственно населениемпутем либо прямых (в латиноамериканских странах), либо косвенных выборов (вСША, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особаяколлегия избирают Президента страны).
2. Президент обладает обширными полномочиями: он одновременно являетсяглавой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующимвооруженными силами.
3. В президентской республике правительство формируется внепарламентскимпутем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должностипрезидентом.
Отличительной чертой президентской республики является жесткая системаразделения властей.[11]Каждая ветвь власти — законодательная, исполнительная и судебная — обладаетзначительной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с темсуществует система «сдержек и противовесов». Парламент осуществляетзаконодательную функцию, принимает законы, обязательные для исполнительнойвласти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правомотлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользуется, какпоказывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованиюзаконодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизмауправления и стеснения самостоятельности других ветвей власти.
Система «сдержек и противовесов» проявляется в президентскойреспублике также в том, что парламент не может отправить правительство вотставку, но и президент не может распустить парламент./>/>2.2.2.Парламентарная республика
Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:[12]
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированиембюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностьюправительства. Главным из учредительных функций является формирование правительствана парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однакоделает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формированиикабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающихбольшинством мест в парламенте. Обычно президент предлагает парламентукандидатуру лидера победившей на выборах партии в качестве будущего главыправительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (илиправительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только послеэтого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству состороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующимформированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведениедосрочных парламентских выборов.
2. Глава государства — президент занимает в системе государственныхорганов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально онможет быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваютсяв основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью всеважнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительныйконтроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедурыпринятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент,однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержаниемпоступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должныбыть контрассигнованы главой правительства или ответственным министром.Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем впрезидентской республике, так как население не участвует в его выборах.Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательнойколлегией (как в ФРГ).[13]
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится вруках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, тоимеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всегона осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, чтобольшинство законопроектов, которые являются предметом парламентскогорассмотрения, исходят именно от правительства.
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индияи др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так какпредполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитойпартийной системы и высокой политической культуры населения.
/>/>2.2.3.Полупрезидентская республика
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубежной наукеконституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма правления,а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике.Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всегово Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в областиконституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельномсуществовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получилповсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:[14]
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов.Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительногобольшинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он являетсяглавой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительнойвласти, он является верховным главнокомандующим.
3. В полупрезидетской республике существует правительство каксамостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководствомпрезидента. Правительство назначается президентом, но нуждается в довериипарламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставкуправительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г.Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство государств,возникших после распада Советского Союза, — Украина, Казахстан, Грузия и др.[15]Особая разновидность республиканской формы правления — теократическаяреспублика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства нетолько в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.Так, конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду спостом Президента страны пост Факиха — духовного руководителя иранскогонарода, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решенияобязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведениегосударственных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главыгосударства и исполнительная власть осуществляются одним коллегиальным органом- федеральным правительством. Состав правительства постоянный; оно состоит изсеми федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом послеочередных парламентских выборов, и отражает партийный состав законодательногооргана. Из своего состава Федеральный совет избирает Федерального президента,обладающего чисто представительскими полномочиями и совмещающего постпрезидента и руководителя того или иного департамента./>/>Глава 3. Форма государственногоустройства
Под формой государственного (территориально-политического) устройствапонимаются внутренняя организация государственной власти, принцип делениягосударства на отдельные части, юридический статус этих составных частей,принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных)государственных органов.
Различают две основные формы территориально-политического устройствагосударства: унитарную и федеративную.[16]/>/>3.1. Унитарное государство
Унитарное государство это единое, цельное, слитное государство,составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из несколькихгосударственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
От федерации как формы территориально-политического устройствагосударства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединениесуверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели:военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация можетперерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящеевремя в Объединенных Арабских Эмиратах, или распасться, как это произошло сСенегамбией.
Государства — члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжаютвыступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах.Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношениигосударств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративнымдоговором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративныеэлементы имеются у. ряда союзов, например Европейского Союза, БританскогоСодружества, СНГ. В 1997 году образован Союз России и Белоруссии, которыйпредусматривает создание общих органов, решения которых могут иметьобязательную силу для обоих государств.
На форму территориально-политического устройства оказывают влияниеусловия образования государства, его исторические традиции и национальныйсостав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В конечном счете,форма территориально-политического устройства отражает степень централизацииили, напротив, децентрализации государственных функций, распределениекомпетенции между центром и регионами.
В развитых демократиях Запада выбор формы территориально-политическогоустройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтомукак унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, имногонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализациягосударственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ./>/>3.1.1.Унитарныегосударства и принципы их организации
Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее времяформа государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинствугосударств, которые образовались после распада колониальной системы. Однакоунитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства(Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).[17]
Унитарной форме государственного устройства свойственны две основныечерты: во-первых, правовой статус административно-территориальных образований,составляющих унитарное государство, определяется центральной властью. Она жеопределяет, на какие административно-территориальные единицы делитсягосударство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколькоступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др.Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль задеятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительноредко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборныеместные органы государственной власти.[18]
Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию местного управления.Очень часто в одном унитарном государстве можно встретить достаточно гибкие иразнообразные системы местного управления. К тому же в унитарном государстве,как правило, гарантируются права населения на местное самоуправление. Вместе стем для унитарной формы государственного устройства характерно закрепленное взаконе право на вмешательство центральной власти в дела местного управления.
Все остальные признаки унитарного государства определяются приоритетомобщегосударственного начала в построении и деятельности этого государства.Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему;единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую судебнуюсистему.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а такжехарактера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарныегосударства можно подразделить на централизованные, относительнодецентрализованные и децентрализованные.
В централизованном унитарном государстве административно-территориальныеединицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборныеместные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезиичиновники, управляющие соответствующими административно-территориальнымиединицами, либо непосредственно назначаются «сверху», либоутверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительнымиорганами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областноезвено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, аадминистративное управление осуществляют назначенные правительством чиновники.
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуетсятем, что наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранныенаселением муниципальные органы Права выборных органов на местах существенноограничены, а правительственные агенты обладают не только обширнымиадминистративными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципальногоуправления.[19]
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенныхправительством администраторов, а местное управление осуществляют выборныеорганы местных административных единиц (например, советы графств в Англии).Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит болееопосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное ифинансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарномгосударстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральнойвластью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государствас федерациями./>/>3.2. Федеративные государства, их признаки иразновидности
Федеративное государство — более сложное государство, чем унитарное.[20]Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладаютизвестной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признакигосударства. Территориальная организация власти в федеративном государствезакрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношенийфедерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарнойраспространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее,в мире существует значительное число федераций, которое не только неуменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ниодно столетие «классическими» федерациями появились новые федерации встранах Европы и Африки (Нигерия).
Часто вместо термина «федеративное государство» употребляетсятермин «союзное государство». Именно так по официальной терминологииименуется «Союзная Республика Югославии». Федеративная РеспубликаГермании — в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, аназвания ее федеральных органов также буквально переводятся как президентСоюза, союзное собрание, союзный совет.
Федеративное государство по своей природе является более демократичным,чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую формуправления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической формойправления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. ВБельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются пореспубликанскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую формуправления, часть — монархическую.
Федеративное государство образуется:
1) в результате договора между независимыми субъектами о создании новогогосударственного объединения с превращением участников договора в субъектовфедерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающихнезависимость от британской короны, договорились о создании нового государства- Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения ихправами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединенТехас, путем покупки — Луизиана, в ходе освоения новых территорий — штаты на западеот реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на частитерритории прежде существовавшего государства (образование земли Северный Рейн- Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель натерритории прежней ГДР);
3) в результате повышения статуса прежних региональных образований ипревращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к КонституцииБельгии 1831 г., принятым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятсясубъектами Бельгийской федерации);
4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращениемпрежде независимых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданскойвойны 1847-1849 гг., в нашем веке — Объединенные Арабские Эмираты,первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения семикняжеств Персидского залива).
Федерация как форма государственного устройства обладает рядомспецифических признаков:[21]
1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США,Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны вШвейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственнымадминистративно-территориальным устройством и собственной организацией власти.Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации,как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются,например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США,Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случаес ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногдатерриториальный фактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим,как это имело место при формировании штатов в Индии.
2. В отличие от унитарного государства территория федеративногогосударства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, изтерриторий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее составмогут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации(так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являютсяфедеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральныеучреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторыедругие территории; территория Бразилии состоит из штатов — субъектовфедерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25штатами — субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).
3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смыслеслова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается внекоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишеныправа участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическаякомпетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США,Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных ккомпетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
Федеративный характер государственного устройства нередко используетсядля отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада нератифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций, МОТ,ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежеланиепоследних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.
4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральнойконституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законысубъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этомобеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. Вто же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеютсобственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации рядаафро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторыхфедеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественныхотношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификациизаконодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная ещев 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов.В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германскихземель, которая работает под руководством федерального министра юстиции.Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданствомсуществует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду,что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданстваодного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерацииявляется наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъектафедерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но вмеждународно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единыйстатус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства(Индия, Малайзия и др.).
6. Отличительным признаком федеративного государственного устройстваявляется двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатныепарламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистанепо Конституции 1962 г.).[22]
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структурапарламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатныйпарламент). При этом нижняя палата повсеместно — орган общенациональногопредставительства и формируется путем выборов по территориальным избирательнымокругам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, онаобеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах(США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равноепредставительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде,Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палатеопределяется в зависимости от численности населения в том или ином субъектесоюзного государства.
7. В федеративном государстве наряду с федеральной системойзаконодательной, исполнительной и судебной власти существуют системызаконодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядоких организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектовфедерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго врамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает болееширокой компетенцией. Она организует исполнение не только местногозаконодательства, но и федеральных законов на территории соответствующегосубъекта. Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектовфедерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судамисубъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральноематериальное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительнаявласть в ряде федераций имеет право федеральной интервенции, если субъектфедерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации(ФРГ, Индия, Аргентина)./>/>Глава 4. Государственный режим
Конституционное право зарубежных стран содержит регламентацию третьегоэлемента формы государства — государственного режима, хотя и в меньшем объеме,чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формытерриториально-политического устройства. Государственный режим характеризуетпорядок деятельности государства, который складывается в результатеиспользования различных форм, способов, приемов и методов осуществлениягосударственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяетответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действительноезначение тех или иных государственных институтов, определить соотношениеорганизационно-дозволительных и принудительных методов в деятельностигосударства.
Понятие «государственный режим» появилось в науке конституционногоправа сравнительно недавно, поэтому оно недостаточно разработано всодержательном плане.[23]В течение длительного времени третьим элементом формы государства признавалсяполитический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересовне признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие междугосударственным и политическим режимом стирается. Однако в демократическомобществе с его развитой политической системой понятие «государственныйрежим» отличается от понятия «политический режим». Последнееявляется более емким по содержанию и отражает практику функционирования всехполитических институтов, включая наряду с государством также политическиепартии, массовые общественные организации и движения и др. Изучениемполитических режимов занимается специальная наука — политология. В этомконтексте понятие «государственный режим» приобретаетсамостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками ииспользуется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельностисамого государства, что позволяет дать функциональную характеристикугосударства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государственнойвласти./>/>4.1. Понятие государственного режима
Можно дать следующее определение государственного режима как элементаформы государства. Государственный режим — это определенный, основанный нанормах права порядок деятельности (функционирования) государства, которыйскладывается как результат использования разнообразных приемов, способов, форми методов осуществления государственной власти.
Государственный режим — наиболее изменчивый, наиболее подвижный элементформы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов иприемов осуществления государственной власти не является произвольным. Онопределяется как совокупностью внешних по отношению к государству факторов(экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних фактороворганизации самого государства (его формы правления,территориально-политического устройства, особенностей построениягосударственного механизма и пр.).
Государственный режим отражает практику государственной деятельности,повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент формыгосударства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки вобществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация.[24]Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены вконституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти,принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровеньполитической свободы в обществе). Если деятельность государства, используемыеим формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование,такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен вглазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственныйрежим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционируетвопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режимосновывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие,обосновываемое не правовыми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать итакой государственный режим, при котором деятельность государства противоречитили выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актахположений. Легитимный государственный режим — это всегда правовой режим,поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия вочерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормамиправа формы и методы своей деятельности.
Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие правовойгосударственности.
Нелегитимный государственный режим — это, прежде всего неправовой режим.На практике это означает ничем не стесненный произвол государства и егоагентов. Нелегитимный государственный режим часто является узурпаторским, чтоподразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ееосуществление. Легитимный государственный режим может трансформироватьсявне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочийвысшими должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий.
/>Заключение
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельнаяи автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Этосвязано со спецификой и социальным предназначением конституционного права,которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможныхнеправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц.Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и темболее — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.[25]
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможностьформирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, былапочти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институтыконституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Онизнакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие«демократия», а также ряд других.
Становление конституционного права как отрасли национального права — этосравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложенияотдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовыеотношения. Тем не — менее, можно с большой долей уверенности говорить о том,что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодомутверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отраслинационального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципыи институты конституционного права возникали и складывались не на пустомместе. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественнойжизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активнаятворческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место ироль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появленияи существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком игосударством.
Именно в эпоху, предшествующую освободительным революциям складываютсяконцепции, существенно важные для формирования конституционного права. ВВеликобритании утверждение Хабеас корпус акта привело к возникновению одногоиз таких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантияличной свободы. Также в Великобритании сформировалась концепция верховенствапарламента как органа народного представительства, противостоящегоабсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формальнообладающего правом принимать решение по всем вопросам, которые затрагиваютинтересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепциягосподства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуетсяконцепцией верховенства закона.[26]
Подчеркивая, что формирование и становление конституционного права — этодлительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение некоторыхсобытий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, вутверждении конституционной законности как высшей формы законности вообще. Кчислу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний за своюнезависимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., иФранцузскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой сталаДекларация прав человека и гражданина 1789 г.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюциюконституционного права в исторической ретроспективе, то можно сразу жезаметить, что первоначальный круг полноправных субъектовконституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционногоправа были в значительной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие политическиеправа обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины,молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этогостолетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающеевозможность непосредственного участия в делах государства, действительно сталовсеобщим.
/>/>Список литературы
1. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999(гл. 1-4,8,9, 11, 12).
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общаячасть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..
3. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И.Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. — 4. Конституции государств Европейского Союза.М., 1997.
4. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.
5. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. №16.
6. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.
7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.М., 2002.
8. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.
9. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.
10. Конституциигосударств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
11. Михалева Н А.Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
12. Правительство,министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
13. Сахаров Н.А.Институт президентства в современном мире. М., 1994.
14. Сравнительноеконституционное право. М-., 1999.
15. Чиркин В.Е.Современное федеративное государство. М., 2001