Реферат по предмету "Государство и право"


Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение

ФОРМИРОВАНИЕПОКАЗАНИЙ ДОПРАШИВАЕМОГО: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ЗНАЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1.Восприятие как первая стадия формированияпоказаний
§ 2.Запоминание
§ 3.Воспроизведение
§ 4.Роль психологических приемов в изучении
      личности допрашиваемого
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Раскрытие,расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных, возмещениевреда, причинённого преступлением, определяются тем, насколько научнообоснованно, тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех вборьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственныхдействий, центральное место, среди которых занимает допрос свидетелей.
Вкриминалистической литературе допросу свидетелей с давних пор уделялосьзначительное внимание. Такой интерес к проблеме был обусловлен, прежде всего,тем, что показания свидетелей являются наиболее распространённымидоказательствами по уголовным делам. Кроме того, допрос свидетелей висторическом плане предшествовал другим способам получения доказательств,например, экспертизе, следственному эксперименту, которые стали возможны толькопри наличии определённого уровня прикладных отраслей знания.
Бурноеразвитие криминалистики, судебной психологии, логики следствия, правовойкибернетики, социологии постоянно ставит на повестку дня задачу использованиядостижений этих наук в процессе производства допроса. Поэтому в данной работе,наряду с традиционными вопросами, представлены новые материалы, относящиеся кпроблемам тактического риска в допросе, рефлексивного мышления и управления,избрания тактических приёмов применительно к особенностям темпераментадопрашиваемого лица.

§ 1. Восприятиекак первая стадия формирования показаний.
Эффективномуприменению тактических приемов производства допроса, верной оценке показанийспособствует правильное понимание следователем таких психических процессов,происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание,воспроизведение.[1] Выделяюттакже и обратную связь, корректировку показаний.[2]
Воснове начального этапа формирования показании лежит субъективное восприятие,то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействияобъективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. При этом кчувственным ощущениям, отражающим внешние стороны предмета, присоединяетсямыслительная деятельность, способствующая осознанию и отражению данногопредмета или явления, как единого целого в словесной форме.
Отражениедействительности в сознании человека обусловлено различными моделирующимимеханизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью,профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненнымопытом и общекультурным уровнем.[3]
Отмечаяособенности восприятия, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отображая объективнуюдействительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно – зеркально,потому что в нем одновременно припоминается вся психическая жизнь конкретнойличности воспринимающего».[4]
Вэтом и состоит субъективность психического отражения. Однако, посколькуисходной базой является объективная действительность, эта база может бытьпроанализирована, если будут нейтрализованы соответствующие «личностные экраны»лиц дающих показания.
Полнотаи достоверность показаний зависят от определенных факторов, влияющих наособенности их формирования. Так, М.С.Строгович называет среди них несколькогрупп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты,присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в моментвосприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление;продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания;обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показанияхсвидетеля.[5]
Однакоизвестный украинский криминалист В.Е.Коновалова предлагает свою классификациюфакторов, влияющих на достоверность показаний.[6] Онаделит их на субъективные и объективные. Рассмотрим данную классификацию болеедетально. К субъективным факторам автор относит состояние органов чувств,психическое состояние лица, склонность к фантазированию и другие.
Так,нарушение функций какого-либо из органов чувств влечёт за собой искажениевосприятия (недостаточность слуха не позволяет отчётливо расслышать, плохоезрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторыхлиц может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать то,чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений).[7]
Ксубъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемогои его эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается егопреднамеренностью или непреднамеренностью. Непреднамеренное, илинепроизвольное, восприятие формируется в том случае, если человек заранее неготовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуетсяцеленаправленностью, и поэтому его результатом являются более правильныепоказания.
Преднамеренноевосприятие тесно связано с так называемым профессиональным вниманием привосприятии. Восприятие лицом предметов или явлений, связанных с его профессией,обычно является наиболее точным. Особенности профессионального восприятия,объясняются так называемой апперцепцией, т.е. обусловленностью содержания инаправленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями,сложившимися интересами, отношением человека к окружающей действительности. Кпримеру, инженер – строитель может дать более полные и правильные показания поделу о нарушении правил техники безопасности при строительстве; портной –запомнит платье; парикмахер – прическу; инспектор ГАИ без труда определитскорость автомобиля.
Шофер,очевидец наезда автомобиля «Волга» на пешехода, при допросе показал, что наездбыл совершен при интенсивном непрерывном торможении автомобиля. Он обратилвнимание, что стоп-сигналы автомашины зажглись и ни разу не гасли. Напродолжительность свечения стоп-сигналов шофер обратил внимание, как на сигналтревоги.
Определенноезначение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатовимеет учет фактора эмоциональности в восприятии. Эмоции, испытываемыесвидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к следователю надопрос, иногда настолько отрицательно влияют на память, что мешаютсосредоточиться и вспомнить обстоятельства, которые в другой обстановке онвспомнил бы без особого труда. А.Ф.Кони, отмечаяэмоциональное отношение к воспринимаемому у свидетелей, писал: «Им кажетсяпростая палка – дубинкой; угроза пальцем – подъемом кулака; повышенный голос –криком; первый шаг вперед – нападением; всхлипывание – рыданием».[8]Эту особенность важно знать следователю для того, чтобы иметь возможностьправильно оценить в показаниях то, что может быть гиперболизировано илиприуменьшено под влиянием эмоционального отношения к воспринимаемому.
Воценке правильности показаний немалое значение имеет учет склонности лица кфантазированию, которая рассматривается как произвольное заполнение пробеловвосприятия. В практике расследования преступлений «чистая фантазия» впоказаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый дополняетфантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей события, дат, чисел.Выявление таких фантастических наслоений возможно только в результатетщательного анализа показаний, сопоставления их с имеющимися в делематериалами.
Вотделение милиции поступило заявление от К. о том, что неизвестный мужчинакаждый вечер приходит к пруду с мальчиками и, купаясь с ними, топит их. Вподтверждение изложенного заявитель описывал место преступления и добавлял, чтотрупы детей еще в воде.
Следователь,прибывший на место, указанное заявителем, в присутствии К. и понятых приступилк осмотру. Были обнаружены две коряги, по форме сходные с телом ребенка. Впоследствии выяснилось, что К., наблюдая приход неизвестного мужчины и егокупание с мальчиками, из любопытства пошел к месту купания и здесь, глядя сберега в воду, увидел эти коряги. Наблюдая только приход купающихся и не видяухода, К. пришел к выводу, что является свидетелем преступления. Причудливаяформа коряг, возникшие подозрения облекли вымысел в законченную формувосприятия.
Кобъективным факторам, влияющим на полноту и правильность восприятия, относятсятакие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на которомвоспринимается объект или событие; погодные условия.
Освещенностьвоспринимаемого объекта, если она достаточна, помогает не только восприниматьего форму, но и различить детали.
Прирасследовании разбойного нападения на С. важно было установить, угрожал липреступник ножом потерпевшему. Условия восприятия (ярко освещенная улица)позволили очевидцу происшествия рассмотреть нож и сообщить его признакиследователю. Обнаруженный у преступника нож был предъявлен в числе других ножейи опознан свидетелем по всем ранее названным признакам.
Направильность и остроту восприятия влияет и такой объективный фактор, какрасстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играютзаконы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близкорасположенные, маленькие – как удаленные. Тени от предметов, близкорасположенных, обычно видны отчетливо; тени от предметов, расположенных далеко,практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать возможныеискажения. Расстояние следует учитывать не только в отношении зрительноговосприятия, но и слухового.
Правильностьи полнота восприятия зависит от быстротечности события, иными словами, отвремени наблюдения события. Большая часть преступлений (убийства, разбой и др.)– события быстротечные и наблюдаются человеком на протяжении секунд или дажедолей секунды. Они воспринимаются менее полно и всесторонне, чем те, которыенаблюдаются в течение более длительного времени. Объясняется это тем, чтоанализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишьчасть события.[9]
Погодныеусловия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представлениео воспринимаемом. Так, туман и дождь влияют на восприятие формы, цвета,удаленности объектов. Снегопад может искажать форму и величину воспринимаемого.
§ 2. Запоминание
Чрезвычайноважным фактором, влияющим на объективность показаний, является память. Памятьпредполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого.Память – это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлятьследы этих условных связей.[10] Всевоспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временныесвязи.
Памятьчеловека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человекзапоминает то из воспринятого, что вызывает глубокие переживания или имеетсущественное значение.
Всеследы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтомуобщим правилом допроса является необходимость его производства при минимальномистечении времени после расследуемого события.
Всвязи с расстройством функции мышления встречается патология памяти. Расстройствапамяти включают ее:
–   частичное усиление (гипермнезия),
–   ослабление (гипомнезия),
–   отсутствие (амнезия),
–   искажение (парамнезия).[11]
Этоважно знать следователю для правильной оценки показаний.
Взависимости от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участияв работе памяти того или иного анализатора, память подразделяется на нескольковидов.
Восприятиюдействий, движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятиюзрительному соответствует зрительная память; слуховому – слуховая;осязательному совместно со зрительным и слуховым – наглядно-образная память;запоминанию логических связей – словесно-логическая; переживаниям, чувствам –эмоциональная память. Все перечисленные виды памяти редко встречаются учеловека в их чистом виде. Однако, способность к запоминанию, сила памяти улюдей различна. У одних лучше развита зрительная память, причем до такойстепени детально, что человек может, например, автоматически назвать страницу истрочку книги, где изложено то или иное положение; у других – слуховая, утретьих – словесно-логическая и так далее. Например, математик запоминает лучшецифры, художник – цвета, а музыкант – ноты, звуки. Такая память называется профессиональной.
Всякоезапоминание предполагает установление соответствующих нервных связей илиассоциаций.[12] Впсихологии различают несколько видов ассоциаций или ассоциативных связей:ассоциации по смежности, сходству, контрасту, однозначные и многозначные.
Ассоциациипо смежности предполагают запоминание последовательно идущих событий илидействий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные процессы,связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных сдругим.
Ассоциациипо сходству имеют место тогда, когда восприятие какого-либо объекта вызывает впамяти воспоминание сходного с ним объекта, даже если он никогда невоспринимался с ним совместно или в какой-либо временной связи. Ассоциации поконтрасту по своей природе близки к ассоциации по сходству, однако, их сущностьсостоит в том, что восприятие какого-либо объекта вызывает в памятивоспоминание о другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.
Определеннуюроль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, аименно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь призапечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактомили действием, многозначная – предполагает связь с несколькими фактами.[13]
Запоминаниеразличается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминаниеявляется целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием.Произвольное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорныхпунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований,их группировкой, систематизацией.[14]Непроизвольное запоминание происходит без какого-либо желания запомнить, иносит случайный характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.
Впрактике расследования наиболее часты показания, не являющиеся результатомпреднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством и объясняетсяотрывочность, неполнота сообщаемых сведений, забывание одних деталей и яркоевоспроизведение других и тому подобное.
Однакопри производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что непроизвольнозапоминается значительно больше того, то воспроизводится впоследствии.Экспериментальные исследования психологов в области определения границнепроизвольного запоминания также приводят к данному выводу.[15]
Большоезначение для использования в допросе закономерностей непроизвольногозапоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольноговнимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаяхможет способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, посколькуспособствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности привосприятии.
Такимобразом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памятизапечатленного.

§ 3.Воспроизведение.
Основнымпсихическим процессом во время допроса является воспроизведение – умственноедействие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания,сохранившегося в памяти человека.
Воспроизведениевоспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического ипсихического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильновыразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли у каждого человекаиндивидуальна и находится в прямой зависимости от его культурного уровня, отуровня развития его интеллекта. Мысленное воспроизведение и его словесноевыражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс воспроизведениясистематизирует и координирует последнее (изменяет план, влияет наумозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенныйматериал). Взаимосвязь словесного выражения воспроизводимого и мысленноговоспроизведения отмечает С.Л.Рубинштейн: «Необходимость при воспроизведенииоформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания вречи содержания, припоминается то, что казалось забытым».[16]
Значительнуюроль в воспроизведении играет также лексика, употребляемая следователем придопросе, то, как он формирует вопросы.
Так,в случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятыхявлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать лексическуюпомощь, несводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающеговоздействия.
Иногдаполезно напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбратьнаиболее, с его точки зрения, подходящие.
Начистоту воспроизводимой информации немалое влияние оказывает ихарактерологические свойства личности допрашиваемого.
Дляхарактеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, какотнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера,– пишет А.Ф.Кони, – представить себе отношение обладателей разных темпераментовк одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую через рельсыженщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть –вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или,что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Эта былаужасная картина – раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь, мне послышалсядаже треск сломанных костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследуетменя, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавилнесчастную женщину, и вот людская судьба: быть может она спешила к любящемумужу, к любимым детям, под семейный кров — и все разбито, уничтожено, осталисьслезы и скорбь о невозвратной потере, – и картина осиротевшей семьи с больювозникает в моей душе. Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давноговорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей:можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеютсвоевременно нажать звонок. И вот результат. Судить надо за эти упущения, истрого наказывать». А флегматик расскажет: «Ехаля наизвозчике ивижу: стоит трамвай, вокруг него толпа народа, на что-то смотрят; япривстал и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, – вероятно, наехали ираздавили. Я сел на свое место, и сказал извозчику: «Пошел скорее».[17]
Такимобразом, в процессе допроса важно учитывать психологические особенностидопрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, здесьсущественны и темп допроса, и мера возрастания сложности выдвигаемыхинтеллектуально-перцептивных задач.
Показаниялиц, особенно свидетелей, по своей природе в большинстве случаев, являютсярезультатом так называемого непроизвольного запоминания, поэтому ихвоспроизведение обладает определенной спецификой. В частности, привоспроизведении свидетель сообщает только основное, опуская большое количестводеталей нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем являетсятолько общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в такихслучаях, технически наиболее целесообразна постановка дополняющих инапоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а такжепредъявление в ходе допроса вещественных доказательств и допрос на местепроисшествия.
Дополняющиевопросы преследуют цель уточнения фактов, пропущенных допрашиваемым в свободномрассказе. Такие вопросы должны основываться на анализе показаний лица, а такжена использовании возможных ассоциаций, возникших у допрашиваемого привосприятии. Это вопросы о том, в связи с чем свидетель оказался на местепроисшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала унего картина, которую он наблюдал, и так далее. Такие беседы, казалось бы, наотвлеченные темы дают положительный эффект.
Приосмотре места разбойного нападения не был обнаружен нож, который, поутверждению некоторых свидетелей, выглядел как «обыкновенная финка». Допрашиваясвидетеля Л., следователь разговаривал с ним на отвлеченные темы: какой былапогода в то утро, как свидетель оказался на месте преступления. Свидетель,рассказывая о том, что был густой туман, неожиданно вспомнил, что нож был сярко красной ручкой. Впоследствии нож был обнаружен у приятеля преступника.Ассоциация по контрасту (серый туман и красная ручка ножа) помогла вспомнитьважную деталь.[18]
Постановканапоминающих вопросов преследует единственную цель – оживить в памятиобстоятельства события. Психологическим основанием постановки напоминающихвопросов является возможность возбудить ассоциативные связи путем напоминания отдельных моментов, способствующих образованию таких связей. Так, напоминаниесвидетелю о том, что неподалеку от места происшествия он встретил приятеля,способствовало тому, что он вспомнил, в котором часу заметил пожар, так какспрашивал у товарища о времени.
Предъявление(показ) в ходе допроса вещественных доказательств также способствует оживлениюзабытого в памяти допрашиваемого. Данное действие способствует более полномувоспроизведению и является толчком для вспоминания забытого или первоначальноне отмеченного вниманием, но непроизвольно запечатленного.
Полнотеи точности показаний свидетелей способствует и допрос на месте происшествия.
Еслипредъявление отдельного предмета вызывает ассоциацию, позволяющую припомнитьзабытое или даже воспроизвести то, что свидетель, практически считал незапечатленным, то своеобразное предъявление комплекса объектов, связанных ссобытием преступления, несомненно, способствует более детальному и полномувоспроизведению. Наиболее эффективно использование данного приема в техслучаях, когда необходимо установитьсущественные детали событияпреступления (при железнодорожных авариях, наездах и тому подобном).
§ 4. Рольпсихологических приемов в изучении личности допрашиваемого.
Посколькуцелью дознания при допросе является получение информации, способствующейустановлению истины по делу, знание и использование психологическихособенностей допрашиваемого помогает следователю установить с нимпсихологический контакт и определить применение каких приемов наиболееэффективно для получения показаний. Это сложный процесс, требующий определеннойподготовки следователя в области психологии, когда необходимо учитывать,насколько применимы к допрашиваемому приемы, с помощью которых изучаются его психологическиеособенности. Именно поэтому ознакомление с данными о личности допрашиваемогопомогает следователю выработать определенную тактику допроса и дать правильнуюоценку показаний.
Такимобразом, криминалистический аспект изучения личности допрашиваемогопредполагает получение информации, которая может быть использована для выборанаиболее эффективных приемов ведения допроса и способов воздействия надопрашиваемого с целью получения от него полных и объективных показаний.[19]
Приступаяк допросу, следователю необходимо знать, в каких отношениях находится свидетельс обвиняемым, с другими свидетелями по делу, какова заинтересованностьсвидетеля в исходе дела. Не менее важно располагать данными, характеризующимиморальный облик допрашиваемого. В необходимых случаях можно истребовать изучреждений или предприятий, где работает свидетель, сведения о его личности,изучить анкетные данные, истребовать сведения о физических и психическихнедостатках, изучить привычки, выяснить наклонности.
Объеми пределы изучения личности свидетеля зависят от целей допроса, обстоятельстврасследуемого преступления и реальных возможностей следователя. Некоторыекриминалисты рекомендуют глубокое изучение данных о личности, простирающиеся доуровня исследования.[20] Такогорода рекомендации имеют, безусловно, положительное значение. Однако важноустановить разумный объем и пределы изучения личности допрашиваемого. В этомплане справедливо замечание И.И. Карпеца о том, что вряд ли кто-нибудь похвалитследователя, если он потратит много времени на доскональное и всестороннееизучение особенностей воспитания и психологии двух-трех допрашиваемых, и в тоже время плохо расследует уголовное дело, результатом чего будетнеосновательное привлечение невинных к ответственности и поверхностноерасследование преступной деятельности лиц, действительно виновных.[21]
Изучениеличности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.
Во-первых,оно должно отвечать принципу объективности, то есть необходимо выявить нетолько отрицательные, но и положительные качества свидетеля.
Во-вторых,исследование личности должно быть целенаправленным, задачи и цели его конкретносформулированы и заранее определенны.
В-третьих,оно должно быть проведено с помощью научно обоснованных методов, учитывающихтакие особенности дознания и предварительного следствия, как специфика объектаисследования, локальный характер исследования, дефицит времени, возможностьконфликтной ситуации, процессуальная форма исследования.
В-четвертых,изучение личности предполагает комплексное использование нескольких методов, стем, чтобы результаты одного могли быть перепроверены показаниями другого.[22]
Этодает гарантию правильности полученных данных, обеспечивает их полноту иобъективность, позволяет следователю познать личность во всем ее многообразии.
Однако,специфика допроса, как следственного действия заключается в том, что допроспроводится в короткий промежуток времени. Это обстоятельство диктуетнеобходимость строгого отбора психологических методов для достижения стоящихперед допросом целей.
Однимиз таких методов является наблюдение. Это специально организованное,систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с цельюизучения разнообразных проявлений ее психики. Наблюдая, следователь изучаетчерты характера и признаки темперамента допрашиваемого, его манеры,коммуникабельность, реакцию на поставленные вопросы, внешний вид, жесты. Всовременной юридической литературе невербальные элементы допроса стали объектомповышенного внимания.[23] Однакоделать выводы о личности в целом только по отдельным мимическим показателямошибочно. Не следует забывать также о том, что наблюдаемый находится внепривычной обстановке. Данные, полученные в результате наблюдения, могутдополняться и корректироваться в процессе дальнейшего допроса.
Кроменаблюдения за допрашиваемым следователь может прибегнуть к такому методу, какбеседа, которая не предполагает строго регламентируемого процессуальногорежима. В процессе допроса, предмет которого ограничен, беседа с допрашиваемымпреследует цель свободного обмена отвлеченной информацией для установленияпсихологического контакта. В беседе выясняются демографические данные о лице,уровень развития, отношение к фактам, представляющим интерес для расследования,определяется мировоззрение, понимание моральных и этических норм, антиобщественныевзгляды, волевые качества личности, состояние органов чувств, психики, памяти идругие сведения о лице. Беседа дает возможность получить сведениянепосредственно от их обладателей, влиять на полноту информации, уточнять икорректировать отдельные обстоятельства.
Взависимости от возраста допрашиваемого, направленность выявления названныхданных будет различной. Так, в беседе с несовершеннолетним, следовательвыясняет его способность к конкретному восприятию, фантазированию и их роль вформировании его показаний. Установление даже немногих психологическиххарактеристик будет способствовать выработке наиболее эффективной тактическойлинии и правильной оценке показаний, поможет обнаружить наслоения в показаниях,которые возникли под влиянием страха, сильного эмоционального возбуждения и ненесут в себе объективной информации о событии преступления.[24]
Хорошиерезультаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становитсяболее откровенным и в ходе беседы можно установить какие-либо детали,особенности воспринятого им ранее обстоятельства.
Дляизучения психических особенностей допрашиваемого может быть использован такжеметод обобщения независимых характеристик, который заключается в обобщениивозможно большего числа сведений об изучаемой личности, полученных от лиц,которые с ней общались, наблюдали ее в разное время и при осуществленииразнообразных видов деятельности.
Данныйметод может проявляться в трех формах: получение сведений о личности путемзапросов, из показаний иных лиц, оперативным путем.
Сведения,полученные в результате применения метода независимых характеристик, имеятолько ориентирующее значение, должны быть сопоставлены следователем снепосредственным наблюдением и критически оценены.
Нарядус названными методами изучение личности возможно и при помощи такогопсихологического метода, как анализ результатов деятельности. Так, например,анализ следов преступления позволяет сделать вывод о психических качествахличности преступника (циничный, хладнокровный, садист). Многое можно извлечь ииз анализа документов.
Применениеуказанных методов содействует установлению психологического контакта,определению тактических приемов допроса и наиболее эффективногопсихологического воздействия, а также правильной оценке полученной информации.
Впроцессе допроса в зависимости от его психической напряжённости характерпсихических проявлений может быть различным. Поэтому важно установить, какие израздражителей побуждают лицо к даче показаний, а какие, напротив, действуюнегативно. И.А.Матусевич отмечает, что если учитывать психические особенностиличности, можно предвидеть, как будет вести себя индивидуум в такойситуации,как допрос, как будет реагировать на вопросы и какие тактические приемы следуетприменить в процессе допроса.[25]
Всвязи с этим известный интерес для теории и практики допроса приобретаетсоотношение наблюдения за допрашиваемым и избрания тактики допроса. Гибкость иразнообразие последней в значительной мере определяется наблюдением задопрашиваемым и экспресс-оценкой проявлений его внешнего и внутреннегосостояния. Изменения в поведении допрашиваемого (грубость, вежливость,конфликтность, угодливость), его настроении (веселое, грустное), его внешности,мимике, пантомимике (побледнел, гримаса испуга, гнева, удивления, задрожалируки) позволят следователю делать определенные выводы и перестраивать тактикудопроса. Как отмечает Г.Г.Доспулов, такое управление достигается благодарядействию механизма обратной связи, обеспечивающей следователя информацией орезультатах своего воздействия, о тактической ситуации. Для следователя такаяинформирующая обратная связь имеет большое практическое значение. Он всоответствии с реакцией корректирует свое поведение. При непониманииследователем такой обратной связи, его управляющее воздействие не достигаетцели.[26]
Вевропейской психологической и криминалистической литературе существует рядрекомендаций, связанных с предварительной диагностикой личности допрашиваемогов плане психологических характеристик.
Так,В.Е. Коновалова в своей последней работе «Допрос: тактика и психология»подвергает критике физиономический метод, рекомендуемый Ф.Майкснером. Данныйметод предполагает учет данных о физических характеристиках внешности (носа,бровей, глаз) и их соотношение с качеством и чертами характера, причем критерииопределения последнего даны произвольно и содержат в себе обывательскиепредставления о типичных зависимостях. Наряду с использованием данныхфизиономики европейская криминалистика рекомендует многочисленные методыдиагностики личности в плане ее характера, волевых черт, энергии сопротивлениятестовым исследованиям (экспериментам), проводимым в ходе допроса. К даннымтестам применяют так называемые, графологические пробы, предполагающиедиагностику психологических показаний личности на основании исследованияпочерковых проб, отбираемых в самом начале производства допроса. Рекомендацииавторов об отобрании графологических проб не имеют в своей основе каких-либоновых показателей почерка, позволяющих судить о личности человека, а основанына обветшалых графологических домыслах, произвольно характеризующих признакипочерка и соотношениях их с теми или иными проявлениями человеческой психики.Из того факта, что в почерке отображаются некоторые психические состоянияписавшего, что по почерку пытаются определить пол человека, еще не следует, чтопо нему можно определить характерологические особенности личности писавшего, –пишет Л.Е. Ароцкер.[27] Поэтомуиспользование подобных «научных» сентенций в ходе подготовки к допросу непринесет ожидаемой пользы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненноеисследование по проблеме тактики допроса свидетелей позволило прийти кследующим выводам.
Важное значение для получения полных и объективных показаний имеет анализпроцесса формирования свидетельский показаний. В этой связи выделяют такиестадии их формирования: восприятие, запоминание, воспроизведение.
Настадии восприятия одни факторы могут способствовать правильному восприятиюувиденного и услышанного, а другие – препятствовать этому. Такие факторы делятна объективные и субъективные. К первым относятся: расстояние до объектавосприятия, время суток, степень освещенности, динамика происходящего и др. Ксубъективным относятся: состояние органов чувств свидетеля, его возраст,интеллектуальное развитие, физическое и психическое состояние и т.п.Следователю надлежит выяснить все эти факторы с тем, чтобы дать объективнуюоценку показаниям свидетеля.
Основнымпсихическим процессом на допросе является воспроизведение свидетелем имеющейсяу него информации путем восстановления, актуализации ранее воспринятого. Здесьважную роль играют характерологические свойства (интеллект, эрудированность,темперамент, возраст и др.). Для более полного и точного воспроизведения рекомендуютсяуточняющие, дополняющие, напоминающие вопросы, использование вещественныхдоказательств, допрос на месте происшествия.
Важнымэтапом проведения допроса является его подготовка, имеющая следующие задачи:
–   определение предмета допроса;
–   изучение личности допрашиваемого;
–   составление примерного планадопроса;
–   определение других участниковдопроса;
–   подготовка необходимых материаловдела и вещественных доказательств;
–   определение тактическойнеобходимости использования звуко- и видеотехники для фиксации допроса.
Успехдопроса во многом зависит от умения следователя установить психологическийконтакт с допрашиваемым, что предполагает готовность свидетеля общаться соследователем и давать правдивые показания. Для установления такого контакта нужноиспользовать разработанные криминалистикой тактические приемы, направленные насоздание благоприятных условий для общения и стимуляцию установки нанеобходимость общения:
–   разъяснение важности сообщенияправдивых показаний;
–   убеждение в необходимости оказанияпомощи органам расследования;
–   разъяснение сути последствийсовершённого преступления или возможности их возникновения в будущем;
–   показ фотоснимков (предметов),связанных с совершённым преступлением и его последствиями;
–   использование положительной оценкиличности допрашиваемого, её отдельных качеств.
Списокиспользованной литературы
1.        Ароцкер Л.Е. Тактика и этикасудебного допроса. – М., 1969
2.        Бочарова С.П. Память в процессахобучения и профессиональной деятельности. – Тернополь, 1997
3.        Доспулов Г.Г. Психология допросана предварительном следствии. – М., 1976
4.        Еникеев М.И. Основы общей июридической психологии. – М., 1996
5.        Зинченко П.И. Непроизвольноезапоминание. – М., 1961
6.        Зорин Г.А. Руководство по тактикедопроса. – М., 2001
7.        Идашкин Ю.В. К вопросу онепроизвольном запоминании. //Вопросы психологии. – 1969. – №2. – С.27-35
8.        Карпец И.И. Проблема преступности.– М., 1969
9.        Комиссарова Я.В., Семенов В.В.Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. – М.,2004
10.      Кони А.Ф. На жизненном пути. – М.,1913. – Т.1
11.      Кони А.Ф. Память и внимание. //Извоспоминаний судебного деятеля. – М., 1922. – С.33
12.      Коновалова В.Е. Допрос: Тактика ипсихология. – Харьков, 1999
13.      Лебедев И.Б., Цветков В.А.Психология в правоохранительной деятельности. – М., 2003
14.      Матусевич И.А. Изучение личностиобвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. – М., 1975
15.      Моховиков А.Н. Судебнаяпсихиатрия. – Одесса, 1998
16.      Образцов В.А., Богомолова С.Н.Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. – М., 2003
17.      Платонов К.К., Голубев Г.Г.Психология. – М., 1973
18.      Порубов Н.И. Тактика допроса напредварительном следствии. – М., 1998
19.      Психология. /Под ред. П.А.Рудика.– М., 1974
20.      Романов В.В. Юридическаяпсихология. – М., 1998
21.      Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. – М., 1946
22.      Строгович М.С. Курс советскогоуголовного процесса. – М., 1958
23.      Цветков П.И. Исследование личностиобвиняемого. – Л., 1973


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.