Формирование коллегии присяжных заседателей
План
Введение
Глава 1. Понятие и история формирования суда присяжных в Российской Федерации
Глава 2. Формирование коллегии присяжных заседателей
1) Общая характеристика производства в суде с участиемприсяжных заседателей
2)Права присяжных заседателей
3) Правовые основы участия граждан между профессиональнымсудьёй и коллегией
4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного делак судебному заседанию
Глава 3. Особенности отборакандидатов в присяжные заседатели
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность избранной темы заключается в том, чтопредоставленное Конституцией РФ и УПК РФ, обвиняемым право на рассмотрение ихдел с участием присяжных заседателей, является достаточно востребованным в нашидни. «В 2004г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершенииособо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всегов 2004г. указанные суды с участием присяжных заседателей рассмотрели по существус вынесением приговоров 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всехрассмотренных дел судами этого уровня»[1].
При выполнении работы я ставила перед собой цель ознакомитьсяс формированием коллегии присяжных заседателей в РФ.
Задачи моей курсовой работы заключаются в следующем:
Исследование истории формирования суда присяжных.
Изучение правовых основ участия граждан в качестве присяжныхзаседателей.
Рассмотрение особенностей судебного разбирательства с участиемприсяжных заседателей.
Суд присяжных заставил юристов-профессионалов — судей, прокуроров,адвокатов, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Иное процессуальноеповедение любого из перечисленных правоприменителей обречено на неудачу. Кроме того,многие действовавшие в суде присяжные нормы, по существу, были перенесены законодателемв статьи УПК РФ, регулирующие рассмотрение дел в общем порядке.
Естественно, все эти годы среди практиков и ученых велась дискуссияпо поводу необходимости существования такой формы судопроизводства. Высказывалисьмнения о ее полном непринятии и коренном изменении процедуры рассмотрения дел — решении вопросов о доказанности вины подсудимых в совещательной комнате присяжнымизаседателями и судьями-профессионалами совместно, а равно о необходимости рассмотрениядел, в том числе и районной подсудности.
Сторонники этой формы судопроизводства были, безусловно,правы в одном: независимо от того, будет ли принят закон о введении суда сучастием присяжных заседателей на всей территории РФ, этот суд сыграл своюположительную роль в повышении качества предварительного следствия и реализациипринципа состязательности сторон.
Глава 1. Понятие и история формирования судаприсяжных в Российской Федерации
Одной из процессуальных форм, наиболее характерных дляуголовного судопроизводства в демократическом государстве, являетсярассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных. Так, первоначальновозникнув в Великобритании, институты судов присяжных к концу XIXвека нашли свое отражение в уголовно-процессуальном законодательстве Франции,Германии, Австрии, США и других цивилизованных стран. В Российской империи судыприсяжных впервые были введены вследствие буржуазных реформ Александра II и вплоть до 1917 года оставались центральным звеномсудебной системы.
«Сразу после прихода к власти в октябре 1917г. правительствобольшевиков провело судебную реформу, и в соответствие с Декретом №1 „Осуде“, принятым Совнаркомом 22 ноября 1917года, суды присяжных былиупразднены. Вместо них на протяжении всего советского периода развитияуголовного судопроизводства в нашей стране существовал институт так называемыхнародных заседателей, который окончательно отменен новымуголовно-процессуальным законодательством.
Возрождение же суда присяжных было связано с распадом СССР,с переходом России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, атакже с тенденциями по укреплению тесных правовых и экономических связей сразвитыми странами Западной Европы и США»[2].
Так, в соответствии с Концепцией судебной реформы,утверждённой постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991г., однимиз важнейших направлений развития судопроизводства следовало считать признаниеза каждым лицом права на рассмотрения
его дела с установленных законом случаях судом с участиемприсяжных заседателей (п.3). Правовую основу возрождения судов присяжных вРоссии обусловили изменения, внесённые в законодательство РСФСР в июле 1993г. Принятая12 декабря 1993г. Конституция России в части 2 ст.20 закрепила право каждогообвиняемого в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания смертнуюказнь, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжныхзаседателей, что, несомненно, явилось одной из важнейших гарантий прав и свободчеловека и гражданина, в частности права на жизнь.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс определил производствов судах с участием присяжных заседателей как одну из форм осуществленияправосудия по уголовным делам в 1-й инстанции и в главе 42 регламентировалпроцедурные особенности такого производства. И, наконец, последним этапом напути к законодательному закреплению института присяжных заседателей вРоссийской Федерации стал специальный Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 113- ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции вРоссийской Федерации» (далее — Закон о присяжных заседателях).
Первоначально суды присяжных были образованы только внескольких субъектах Федерации (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской,Ростовской и Ульяновской областях, Алтайском, Ставропольском и Краснодарскомкраях). В соответствии с требованиями федерального законодательства судыприсяжных должны действуют во всех субъектах России с 1 января 2007г.
Глава 2. Формирование коллегии присяжныхзаседателей1) Общая характеристика производства в суде сучастием присяжных заседателей
Уголовные дела с участием присяжных могут рассматриватьсятолько судами субъектов Российской Федерации. Данная норма корреспондируется спунктом 2 ч.2ст.30 УПК РФ, который также допускает возможность слушанияприсяжными заседателями только уголовных дел, подсудных судам субъектовФедерации.
«Обязательным условием рассмотрения уголовного дела сучастием присяжных является свободное волеизъявление обвиняемого. Заявитьсоответствующее ходатайство обвиняемый имеет право в порядке пункта 1 ч.5 ст.217УПК РФ по окончании ознакомления с материалами уголовного дела на стадиипредварительного расследования. Поэтому, предъявляя материалы уголовного деладля ознакомления, следователь обязан разъяснить обвиняемому о его праве,заявить соответствующее ходатайство, а также особенности рассмотренияуголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве ипорядок обжалования судебного решения. При этом если один или несколькообвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, тоследователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих лиц вотдельное производство. А в случае невозможности такого выделения суд сучастием присяжных заседателей рассматривает всё уголовное дело в целом»[3]
«В соответствии со статьёй 324 УПК РФ производство всуде присяжных осуществляется на основании общих условий судебногоразбирательства и в общем процессуальном порядке, но с учётом некоторыхспецифических
особенностей, предусмотренных главой 42 УПК РФ. Такиеособенности обусловливаются рядом признаков, характеризующих рассматриваемуюформу уголовного судопроизводства, и сводятся к следующему:
1) производство в суде с участием присяжных заседателейможет иметь место только при производстве в суде 1-й инстанции;
2) суд присяжных характеризуется разграничением компетенциимежду профессиональным судьёй и коллегией присяжных заседателей. Присяжные (судьифакта) оценивают только фактические обстоятельства дела, не давая точнойюридической оценки действий подсудимого. В соответствии с частью 1 ст.334 в ихкомпетенцию входит только решение вопросов, указанных в пунктах 1, 2 и 4 ч.1 ст.299,а в случае признания подсудимого виновным — и вопроса о том, заслуживает ли оннисхождения. Что касается правовых нюансов, связанных с постановлением по делуприговора, то они подлежат разрешению председательствующим (судьёй права) единоличнопосле вынесения вердикта;
3) профессиональный судья и присяжные как процессуально, таки организационно отделены и независимы друг от друга;
4) коллегия присяжных формируется из лиц, не обладающихпрофессиональными юридическими знаниями и не имеющих опыта практическойсудебной деятельности;
5) присяжные заседатели не знакомятся с материаламиуголовного дела до судебного разбирательства и выносят своё решение (вердикт) лишьна основании тех доказательств, которые были исследованы в ходе судебногоследствия с их участием». [4]
Согласно ч.1 ст.328 УПК, формирование коллегии присяжныхзаседателей проходит в закрытом судебном заседании. Перед тем как приступить кформированию коллегии из числа прибывших в суд присяжных, председательствующийдолжен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежитрассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты вприсяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, — какпринципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую,связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам разъясняютлишь права и обязанности, связанные с отбором.
2)Права присяжных заседателей
В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч.1 ст.333УПК предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как икомплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполненияприсяжным своих обязанностей в случае, если он будет включён в основной состав.
Поскольку только присяжные вправе признавать доказанными илинедоказанными фактические обстоятельства, имеющие значение для признанияподсудимого виновным, председательствующий должен обеспечивать им возможностьучастия в исследовании доказательств. Присяжные вправе задавать вопросыдопрашиваемым лицам после того, как они будут допрошены сторонами. Свои вопросыони задают через председательствующего, поэтому должны сформулировать их вписьменном виде. Председательствующий вправе не задать вопрос присяжного, еслион не имеет отношение к делу. Если вопрос присяжного имеет отношение к делу,однако является наводящим либо оскорбительным, то председательствующий должензадать его в форме, которая соответствует судебной процедуре. При этом он можетсообщить присяжным, что вынужден задать вопрос в иной форме.
Председательствующий должен передать присяжным черезстаршину все исследуемые в суде документы и вещественные доказательства. Документыи вещественные доказательства должны осматриваться и изучаться присяжнымитолько в ходе судебного следствия. В совещательную комнату они передаваться немогут.
Если председательствующий примет решение о проведении тогоили иного действия, то оно должно проводиться с участием присяжных, которыевправе обращать внимание председательствующего на любые обстоятельства,связанные с проводимым действием, и задавать ему вопросы.
Присяжные вправе обратиться к председательствующему спросьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановлениявердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющихзначение для дела обстоятельств.
Присяжные через старшину вправе обращаться кпредседательствующему за любыми разъяснениями. Если председательствующийсочтёт, что такое разъяснение несвоевременно, он должен сказать присяжным, чтодаст необходимые разъяснения позже.
Записи, которые вправе вести присяжные, не должны статьдостоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания иголосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснитьприсяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончаниисовещания присяжных должны быть уничтожены.
Кроме обязанностей, связанных с необходимостью соблюдатьпроцедуру и установленные в суде порядки, к специфическим обязанностямприсяжных относятся такие, как запрет общаться по вопросам, связанным срассматриваемым делом, с кем-либо из участников процесса, кромепредседательствующего, а также с посторонними лицами. Присяжным запрещаетсясамостоятельно собирать какие-либо сведения, имеющие отношение к делу, внесудебного заседания. Оба указанных запрета направлены на то, чтобы присяжныеосновывали свой вердикт только на той информации, которую они получили врезультате судебного разбирательства, и чтобы на них не было оказано какое-либодавление.
Таким образом, производство в суде с участием присяжныхзаседателей — это свойственная для состязательного или смешанного уголовногопроцесса особая форма рассмотрения уголовного дела в суде 1-й инстанции вразрешении дела по существу между профессиональным судьёй (председательствующим)и коллегией процессуально и организационно отдельных от него лиц (присяжныхзаседателей), которые, не обладая специальными правовыми знаниями, дают оценкулишь фактическим обстоятельствам уголовного дела, основываясь при этом толькона доказательствах, исследованных с их участием.
3) Правовые основы участия граждан междупрофессиональным судьёй и коллегией
"Любой гражданин Российской Федерации имеетправо участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качествеприсяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только наотдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так,присяжными заседателями не могут быть лица:
не достигшие 25-летнего возраста;
имеющие не погашённую или не снятую судимость, а такжеподозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
недееспособные или ограниченные в дееспособности;
состоящие на учёте в наркологическом илипсихоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании,токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
имеющие иные физические или психические недостатки,препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;
не владеющие языком уголовного судопроизводства"[5].
Вместе с тем участие граждан в осуществлении правосудия вкачестве присяжных заседателей является не только их правом, но и обязанностью,сопряжённой с выполнением своего гражданского дела.
«Отбор граждан для участия в качестве присяжныхзаседателей осуществляется высшим органом исполнительной власти субъектаФедерации, который каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатовв присяжные заседатели.
Порядок составления таких списков установлен Законом оприсяжных заседателях. Так, общий список составляется органами исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации по представлению председателясоответствующего суда. С этой целью от органов местного самоуправлениятребуются списки граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов вприсяжные. Причём число граждан, подлежащих включению в общий список от каждогомуниципального образования, должно быть примерно пропорционально его населению.Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются органами местногосамоуправления на основе персональных данных об избирателях, входящих винформационные ресурсы системы ГАС „Выборы“, путём случайной выборки.Запасной список кандидатов в присяжные заседатели составляются непосредственноорганами исполнительной власти субъекта Федерации. В него включаются толькограждане, постоянно проживающие в населённом пункте по месту нахождениясоответствующего уда. Число граждан, подлежащих включению в этот список,определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъектаФедерации, и не может превышать 25% от числа кандидатов, внесённых в общийсписок»[6].
Как из общего, так и из запасного списков подлежатисключению следующие категории граждан:
граждане, которые по названным выше причинам не могутявляться присяжными заседателями;
граждане, которые подали письменное заявление о наличиеобстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя, вслучаях, если они являются:
лицами, не владеющими языком уголовного судопроизводства;
лицами не способными исполнять обязанности присяжногозаседателя по состоянию здоровья, подтверждённому медицинскими документами;
лицами старше 65 — летнего возраста;
лицами, замещающими государственные должности или выборныедолжности в органах местного самоуправления;
военнослужащим;
сотрудниками правоохранительных органов, а также нотариусамиили частными детективами;
священнослужителями.
Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжныезаседатели направляются в соответствующий суд не позднее, чем за 1 месяц доистечения срока полномочий прежних кандидатов в присяжные заседатели, аизменения, внесённые в эти писки, — в течение 1 недели.
Кандидаты в присяжные заседатели призываются к участию восуществлении правосудия не более одного раза в год на 10 рабочих дней, а еслирассмотрение головного дело к моменту истечения указанного срока не окончено,то на всё время его рассмотрения. Кандидаты, вызванные в суд, но не отобранныев состав коллегии присяжных заседателей и не освобождённые от исполнения этихобязанностей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжныхзаседателей в другом судебном заседании.
4) Особенности стадии подготовки материаловуголовного дела к судебному заседанию
В соответствии с пунктом 5.2 ст.229 УПК РФ досудебнаяпроверка материалов уголовного дела при наличии ходатайства о егоразбирательстве в суде с участием присяжных заседателей всегда проводится впорядке предварительного слушания. По его результатам судья принимает решение оназначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Этопостановление является окончательным, и никакие последующие отказы подсудимогоот рассмотрения уголовного дела таким составом суда не принимаются.
«В постановлении о назначении уголовного дела кслушанию судом присяжных, помимо общих требований, предусмотренных статьёй 213УПК РФ, должно быть указано точное количество подлежащих вызову кандидатов вприсяжные заседатели, которых должно быть не менее двадцати человек.
После назначения судебного заседания судья даёт распоряжениесекретарю судебного заседания или своему помощнику о составлениипредварительного списка кандидатов в присяжные заседатели в следующем порядке:
отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего, азапасного списков путём случайной выборки;
проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц вкачестве присяжных заседателей;
непосредственное составление предварительного спискакандидатов с указанием их фамилий, имён, отчеств и домашних адресов. Фамилиикандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в какомпроходила случайная выборка. При этом лица, в отношении которых установленыобстоятельства, препятствующие их участию в присяжных, занесению в данныйсписок не подлежат;
включённым в предварительный список кандидатам не позднее,чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения суказанием даты и времени прибытия в суд. При этом законодатель наделяетнекоторые категории лиц правом заявления в суд устного или письменногоходатайства об их освобождении от выполнения обязанностей присяжных заседателей.Так, согласно части 7 ст.326 к таким лицам относятся: а) лица старше 60 лет; б)женщины, имеющие ребёнка в возрасте до 3 лет; в) лица, которые в силурелигиозных убеждений считают для себя не возможным участие в отправленииправосудия; г) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностейможет нанести существенный вред интересам общества или государства; д) иныелица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании;
в соответствии с частью 1 ст.232 УПК РФ рассмотрениеуголовного дела в судебном заседании с участием присяжных заседателей должнобыть начато не позднее 30 суток со дня вынесения постановления о его назначении»[7].
Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжныезаседатели
"Подготовительная часть судебного заседания сучастием присяжных заседателей проводится в общем порядке, установленном главой36 УПК РФ, но вместе с тем характеризуется проведением дополнительныхмероприятий, обусловленных спецификой данной формы уголовного судопроизводства.Эти дополнительные мероприятия связаны в первую очередь с необходимостьюформирования коллегии присяжных заседателей из явившихся в судебное заседаниекандидатов. Так, после проверки явки в суд сторон и иных вызванных лицсекретарь судебного заседания (помощник судьи) докладывает о присутствиикандидатов в присяжные заседатели. Списки явившихся кандидатов без указания ихдомашних адресов вручаются сторонам. Причём если количество явившихсякандидатов составляет менее 20 человек, то председательствующий в порядкестатьи 272 УПК РФ откладывает рассмотрение уголовного дела и даёт распоряжениео дополнительном вызове таких кандидатов"[8].
Помимо этого председательствующий обязан разъяснитьпроцессуальные права, обусловленные рассмотрения уголовного дела судом с участиемприсяжных заседателей, а именно: а) право на мотивированный отвод присяжного; б)право на немотивированный отвод присяжного; в) иные права, а также последствияих неиспользования (ч.5 ст.327 УПК РФ).
После завершения всех подготовительных мероприятийпредседательствующий приглашает кандидатов в зал судебного заседания, и судприступает к непосредственному формированию коллегии. Эта процессуальнаяпроцедура (ст.328, 330 — 332 УПК РФ) проводится в закрытом судебном заседании иструктурно может быть разделена на несколько этапов:
1 Вступительное слово председательствующего кандидатам вприсяжные заседатели. Согласно части 2 ст.328 судья в своём вступительном слове:
а) представляется сам и представляет стороны;
б) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
в) сообщает предполагаемую продолжительность судебногоразбирательства;
г) разъясняет стоящие перед присяжными задачи и условия ихучастия в рассмотрении дела;
д) разъясняет обязанность правдиво отвечать на задаваемые имвопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другимиучастниками уголовного судопроизводства.
Заявление и разрешение самоотводов кандидатов в присяжные. Так,каждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие исполнению имобязанностей присяжного заседателя, и заявить самоотвод. Самоотвод кандидатаразрешается судом с учётом мнения сторон, и в случае его удовлетворениясоответствующий кандидат исключается из предварительного списка и удаляется иззала судебного заседания (ч.4 — 6 ст.328 УПК РФ).
Заявление и разрешение самоотводов кандидатов в присяжные. Таккаждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие исполнению имобязанностей присяжного заседателя, и заявить самоотвод. Самоотвод кандидатаразрешается судом с учетом мнения сторон, и в случае его удовлетворениясоответствующий кандидат исключается из предварительного списка и удаляется иззала судебного заседания.
Заявление и разрешение мотивированных отводов кандидатов вприсяжные. С целью выяснения обстоятельств, для отвода сторонам предоставляетсявозможность задать каждому кандидату необходимые опросы. При этом стороназащиты проводит такой опрос первой. А если сторону представляют несколькоучастников, то очерёдность задаваемых вопросов устанавливается по их взаимнойдоговорённости. После этого председательствующий обсуждает со сторонами каждогокандидата в последовательности, определённой предварительным списком. Мотивированныеходатайства об отводах кандидатов в присяжные передаются судье в письменнойформе и оглашению в зале судебного заседания не подлежат. Отведённые кандидатытакже подлежат исключению из предварительного списка (ч.7 — 1 ст.328 УПК РФ).
Заявление немотивированных отводов кандидатов в присяжные. Каждаясторона имеет право дважды заявить немотивированный отвод, поэтому даннаяпроцессуальная процедура может быть проведена, если только в результатеудовлетворения самоотводов и мотивированных отводов остаётся восемнадцать илиболее кандидатов. В противном случае председательствующий даёт распоряжение обих дополнительном вызове. Государственный обвинитель, а затем подсудимый,защитник отводят кандидатов тайно путём вычёркивания их фамилий из полученногопредварительного списка. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых,то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а приотсутствии такового — путём разделения между ними количества отводимыхприсяжных заседателей поровну, либо по большинству голосов, либо по жребию. Председательствующийтакже вправе предоставить сторонам право на равное число дополнительныхнемотивированных отводов, если это позволяет количество кандидатов (ч.12 — 16ст.328 УПК РФ).
Составление окончательного списка присяжных заседателей. Такойсписок составляется в той же последовательности, в которой кандидаты включалисьв первоначальный список. В него включается четырнадцать человек (двенадцать — основная коллегия и двое запасных). Поэтому если число не отведённых кандидатовпревышает указанное количество, то в протокол судебного заседания включаетсяпервые четырнадцать по списку. Вместе с тем с учётом характера и сложностиуголовного дела по решению председательствующего в порядке исключения можетбыть избрано и большое количество запасных присяжных (ч.17 — 19 УПК РФ).
Оглашение списка присяжных. Председательствующий оглашаетфамилии, имена и отчества присяжных заседателей. При этом первые двенадцать посписку образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних являютсязапасными. Запасные присяжные заменяют основных в случае невозможностипродолжения ими участия в судебном разбирательстве или в случае отстранения ихот участия председательствующим. Если же количество выбывших присяжныхзаседателей превышает количество запасных, то в соответствии со статьёй 242 УПКРФ состоявшееся судебное разбирательство признаётся недействительным иначинается заново. По завершении формирования коллегии как основные, так изапасные присяжные по предложению председательствующего занимают свои места наскамье присяжных заседателей, которая, как правило, располагается напротив скамьиподсудимых.
Избрание присяжных заседателей. Старшина в соответствии счастью 1 ст.331 УПК РФ избирается присяжными в совещательной комнатебольшинством голосов при открытом голосовании. Старшина руководит ходомсовещания присяжных; по их поручению обращается к председательствующему свопросами и просьбами; оглашает поставленные судом вопросы и записывает ответына них; подводит итоги голосования; оформляет вердикт и по указаниюпредседательствующего провозглашает его в судебном заседании. Если в ходе судебногоразбирательства старшина выбывает, то его замена производится путём повторныхвыборов (ст.331 УПК РФ).
Принятие присяжными заседателями присяги. Так,председательствующий оглашает сформулированный в части 1 ст.332 УПК РФ текстприсяги и последовательно по списку называет фамилии присяжных заседателей, втом числе и запасных. Каждый из них, в свою очередь, отвечает: «Я клянусь».Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и её принятие стоя.
Разъяснение присяжными заседателями их прав и обязанностей. Всоответствии со статьёй 333 УПК РФ присяжные заседатели, в том числе изапасные, вправе: а) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовногодела;
б) задавать через председательствующего вопросыдопрашиваемым лицам;
в) участвовать в производстве судебных действий;
г) просить председательствующего разъяснить нормы закона,относящиеся к уголовному делу, содержание оглашённых в суде документов и другиенеясные для них вопросы и понятия;
д) вести собственные записи и пользоваться ими приподготовке в совещательной комнате ответов на поставленные вопросы.
Вместе с тем присяжные заседатели не вправе:
а) отлучаться из зала судебного заседания во время слушанияуголовного дела; б) высказывать своё мнение по рассматриваемому делу дообсуждения вопросов при вынесении вердикта;
в) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводуобстоятельств уголовного дела;
г) собирать сведения по уголовному делу вне судебногозаседания;
д) нарушать тайну совещания и голосования присяжныхзаседателей по поставленным перед ними вопросам. За неявку уважительной причиныприсяжный заседатель, может быть подвергнут денежному взысканию.
Роспуск коллегии присяжных заседателей ввидутенденциозности ее состава:
Сомнения в способности уже отобранных присяжных вынестиобъективный вердикт могут возникнуть по самым различным мотивам. Например, поделам об изнасиловании в коллегии могут оказаться либо одни женщины, либо однимужчины. В регионах с напряженной ситуацией, связанной с обострениеммежнациональных и религиозных отношений, сомнения в объективности ибеспристрастности коллегии могут возникнуть в связи с преобладанием в ее составепредставителей иной национальности или иных религиозных убеждений, чем подсудимый.И тогда у какой-либо из сторон могут возникнуть обоснованные сомнения вспособности коллегии в целом постановить объективный вердикт.
Ходатайство о роспуске сформированной коллегии ввиду еетенденциозности нужно заявлять крайне аккуратно, поскольку это может незаслуженнообидеть присяжных. Нужно корректно объяснить присяжным, что им, возможно, будетсложно оставаться объективными и беспристрастными, и риск при этом очень большой.
Если председательствующий примет решение о роспуске коллегии,то он также должен объяснить присяжным, что эта вынужденная мера ни в коем случаене ставит под сомнение их личные качества. Решение принимается в совещательной комнатеи оформляется мотивированным постановлением.
Если коллегия будет распущенна, то необходимо заново провестиподготовку к судебному заседанию и процедуру формирования скамьи присяжных, объявлениемвердикта, законодатель как бы подчёркивает, что вопрос о виновности или невиновности подсудимого является.
Заключение
Таким образом, при написании данной курсовой работы, явыполнила все поставленные задачи. В связи с проделанной работой можно сделатьследующий вывод. Сущность суда присяжных состоит в неразрушающем слияниинародной совести и формального права. Такое слияние и делает судпрофессиональным и народным одновременно. Многие юристы — практики выступаютпротив него, как изжившего себя института, дорогого и излишне эмоционального. Всуде присяжных я вижу две группы основных недостатков — это либо относительнаянеэффективность, высокая стоимость процессов с участием присяжных, громоздкостьи медлительность, либо это недостатки, ставящие под сомнение способностьприсяжных — группы непрофессиональных судей — принимать должны решения по делам.
Коллегия присяжных создаётся искусственно нанепродолжительное время из незнакомых друг другу людей. Цель этой группы — принятие социально справедливого, морально безупречного решения по конкретномууголовному делу, но коллективная выработка решения осуществляется в условияхповышенной моральной ответственности, часто под значительным прессом общественныхнастроений, конкретных лиц. Психологическая устойчивость, способность присяжныхк самостоятельным суждениям в этих условиях — немаловажный фактор ихдеятельности.
Введение этого нового института правосудия решает проблемуискоренения судебных ошибок. В современном уголовном судопроизводстве по многимуголовным делам предмет доказывания настолько сложен, что требует не толькоспециальных познаний в области права, но и немалого опыта правоприменительнойдеятельности. А присяжные, как правило, люди некомпетентные в таких вопросах,поэтому их решение не может быть грамотным.
На мой взгляд, недопустима полная передача решения основноговопроса уголовного дела людям, не обладающим не профессиональным опытом, ничувством служебного долга. Ведь никто не спрашивает совета у не медиков, каклечить тяжело больного человека, а некоторые хотят допустить решение судьбычеловека исключительно судьями — непрофессионалами. А, принимая во вниманиеуровень правовой культуры нашего населения можно предложить, что в решенияхсуда присяжных скорее будет сказываться «не знаю», чем «невиновен». Да, и на мой взгляд, осуществить такой важный процесс, какправосудие, то есть решать судьбы людей, должны не дилетанты, а профессионалы.
Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению страдиционными для нас формами правосудия. Это и большая коллегиальность, инезависимость, объективность, беспристрастность присяжных, и большаясостязательность процесса. Он дополнительно гарантирует независимость судей отразличных органов и лиц, увеличивает доверие народа к суду, подчёркивает егобеспристрастность, способствует более возвышенному, детальному исследованиюобстоятельств дела, стимулирует состязательность судебного процесса, а значит,и вынесение более объективного судебного решения, отвечает широкому подходу кпониманию права, которое не обязательно совпадает с законами, соответствуетобщемировым и русским традициям.
Суд присяжных является ярко выраженным показателем принциповдемократии, при которой права и свободы человека являются высшей ценностью длягосударства. И при введении этого института правосудие будет наиболеесправедливым.
Из всего сказанного можно сделать выводы:
Суд присяжных способствует преодолению корпоративнойзамкнутости судебной власти, изменению отношения судей к непрофессиональномуэлементу в правосудии не только в самом суде присяжных, но и в иных правовыхформах.
Особое место суда присяжных в системе сочетания единоличныхи коллегиальных начал в отправлении правосудия по уголовным делам определяетсяего потенциальной способностью оказывать влияние на всю систему правосудия.
Споры о суде присяжных не только не смолкают, но иприобретают иное звучание, несмотря на то, что возможность осуществленияправосудия в суде присяжных установлена в Конституции РФ, нельзя считатьположения Основного Закона раз и навсегда данными и не подлежащими какой-либокоррекции.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12декабря 1993 года // РГ — 1993г. — 25.12.1993г.
2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РоссийскойФедерации: Федеральный Закон от 20 августа 2004г. №113-ФЗ // СобраниеЗаконодательства РФ. — 2004г. — №113 Ст.1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Законот 18 декабря 2001г. №174 // Собрание Законодательства РФ. — 2001г. — №174 Ст.30,42, 213, 217, 232, 242, 252, 272, 293, 299, 324, 328, 331, 333, 334, 335, 338,339, 347.
Литература:
4. Боботов С.В. Суд присяжных: история и современность. / С.В. Боботов., Н.Ф.Чистяков. — М.: Манускрипт, 1992г. — 432с.
5. Демичев А.А. Российский суд присяжных: история и современность: Учебноепособие. / А.А. Демичев. — Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2000г. — 351с.
6. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие / Ю.А. Дмитриев,М.А. Шапкин. — М.: Академия, 2003г. — 304с.
7. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций / С.Б. Россинский.- М.: Эксмо, 2007г. — 576с.