Кафедра Истории России
Контрольная работа
по дисциплине: Правоведение
на тему: «Финансовое право РоссийскойФедерации»
Содержание
Введение
1. Финансовая система и финансоваядеятельность государства
1.1 Понятие и звенья финансовойсистемы
1.2 Структура финансовой системы
1.3 Управление финансовой системойгосударства
1.4 Финансовая деятельностьгосударства
2. Финансовое право РФ: понятие,предмет, метод, система, принципы и источники
3. Понятие Бюджетного права РФ.Бюджетное устройство РФ
3.1 Бюджетное право РФ
3.2 Бюджетное устройство РФ
4. Понятие и этапы бюджетногоустройства
Заключение
Список литературных источников
Введение
Финансовое право — этоодна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих кконтинентальной системе права. Наибольшее развитие финансовое право получило воФранции и Германии.
В России финансовое правосейчас стало развиваться особенно активно. Начало этому процессу было положенов конце XX в. Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страныпо пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правовогорегулирования финансов. Это нашло отражение в принципиально новых источникахфинансового права, появившихся в последние годы. В их числе Налоговый кодексРФ, Бюджетный кодекс РФ, принятые в 1998 г. и вступившие в силу в последниегоды XX в. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из года в годувеличивается число законодательных актов, регулирующих различные сферыпубличных финансов. В результате к сегодняшнему дню существенно изменилась исистема финансового права. Это выразилось в том, что сфера финансово-правовогорегулирования заметно расширилась. Во-первых, в связи с созданием в начале 90-хгг. XX в. в России государственных внебюджетных фондов в системе финансовогоправа сформировался соответствующий правовой институт, что было сразу отраженов финансово-правовых учебных курсах. Во-вторых, в связи с переориентацией вусловиях рынка государственного управления экономикой на налогообложениеналоговое право стало доминантой финансового права. Соответственно, финансово-правовойинститут «налоговое право», существовавший в системе советского финансовогоправа, трансформировался сегодня в подотрасль «налоговое право». В-третьих, всвязи с поисками оптимальной модели бюджетного федерализма в России существеннорасширилось правовое регулирование бюджетных отношений. В результате заметноизменилось и бюджетное право как подотрасль финансового права.
Все вышеотмеченное, атакже многие другие изменения, происшедшие в финансовом праве, весьмаактуализировали эту отрасль права. Свидетельством этого является, прежде всего,повышенный интерес к науке финансового права. «Производительные силы» наукифинансового права из года в год растут. Сегодня активно защищаются каккандидатские, так и докторские диссертации в этой области.
Актуальность финансовогоправа проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболеевостребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникамналоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий,предпринимателям, физическим лицам, являющимся налогоплательщиками, и т.д. Всвязи с отмеченным интерес к учебной и научной финансово-правовой литературесегодня очень велик [4].
1. Финансовая системаи финансовая деятельность государства
1.1 Понятие и звеньяфинансовой системы
Финансы представляютсобой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гаммуразнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежныхпотоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы,которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансовприменяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, таки для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовыхотношений характеризует относительное обособление определенных составныхфинансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансоваясистема». Как и любая другая система, она является не простым набором, асовокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.
В настоящее времяфинансовая система РФ состоит из следующих относительно самостоятельныхзвеньев:
— бюджетные фонды;
— внебюджетные фонды;
— государственный имуниципальный кредит;
— страховые фонды;
— финансы предприятий иорганизаций (рис. 1) .
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Финансовая система РФ /> /> /> /> /> />
бюджетные фонды />
внебюджетныефонды
государственный и муниципальный кредит
страховые фонды
финансы предприятий и организаций
Рисунок 1 — Финансоваясистема России
Основу финансовой системысоставляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовымиактивами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг,которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направленияформирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченныенаправления использования. Финансовая система пронизывает всю национальнуюэкономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерскихпредприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством. [3]
1.2 Структурафинансовой системы
Финансовую систему можнорассматриватьпо внутреннему строению и по организационной структуре.
По внутреннему строениюфинансовая система представляет собой совокупность относительно обособленныхвзаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфическиеформы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии сорганизационной структурой финансовая система является совокупностью финансовыхорганов и институтов, руководящими денежным потоками.
Выделение составныхэлементов внутреннего строения финансовой системы производится по признакуканалов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов.Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежныхфондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньевфинансовой системы.
Внутренняя сторонафинансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений иявляется общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сферахарактеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовыхотношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономическойсистемы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектовхозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровеньмирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовыйрынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделениепроизводится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов,или специфических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансов субъектовхозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общиепринципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуютопределенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевойспецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделятьотдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений,но не меняют их сути.
Сфера государственныхфинансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такиезвенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения,финансы государственного сектора.
Сфера международныхфинансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынкеи включает три направления: международные расчеты; финансы международныхполитических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовыеинституты.
Сфера финансового рынкаохватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара.Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеномфинансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретнойсфере. [3]
1.3 Управлениефинансовой системой государства
Финансовая системагосударства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородныхэлементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость,устойчивость и др. Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могутбыть использованы типовые представления и, в частности, методфункционально-логического проектирования финансовой системы.
При проектированиифинансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объектапроектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управлениеосуществлять в реальном масштабе времени.
Управление финансамивключает в себя планирование финансов, организацию управления ими,стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансамиосуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
Начальной стадиейуправления финансами является составление финансовых планов, основной формойкоторых выступает бюджетирование. На макроуровне — это разработка проектовбюджетов (государственного, региональных), на микроуровне — это составлениеорганизациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов,балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точностисоциально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности запредыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процессих реализации.
Заключительной стадиейпроцесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансовогоконтроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Главныераспорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использованиебюджетных средств их получателями в части их целевого использования исвоевременного возвращения.
Финансы — это сфераобщественных отношений, которая является объектом политического воздействия.Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главнаязадача финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсамиреализации той или иной государственной программы экономического и социальногоразвития.
Финансовая политика — этосовокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государствомего функций.
Финансовая политика,прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объемафинансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. [4]
1.4 Финансоваядеятельность государства
Финансоваядеятельность/> государства представляет собой осуществление им функций пообразованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств вцелях реализации задач социально-экономического развития, обеспеченияобороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельностьгосударства основана на основополагающих правилах и требованиях - принципах, присущих всей деятельности Российского государства изакрепленных Конституцией Российской Федерации.
— Принципзаконностиявляется основополагающим общеправовым принципом российского права инеобходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Онзаключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулировананормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностьюприменения к правонарушителям мер государственного принуждения.
— Принципфедерализмазаключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации в области финансового, валютного,кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ/>).
— Принципединства финансовой политики является необходимым условием гарантированного КонституциейРФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещенияфинансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).
— Принципгласностигарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любыенормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально длявсеобщего сведения.
— Принципучастия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местногосамоуправленияобеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и черезсвоих представителей.
— Принципплановостиозначает, что деятельность государства по образованию, распределению ииспользованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов,разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами ипрограммами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Государство осуществляетфинансовую деятельность при помощи различных методов(способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений,условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществленияфинансовой деятельности делят на две группы:
1. Методысобирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:
— налоги, с помощьюкоторых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, вустановленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисленияих в бюджеты определенного уровня;
— добровольные взносы(вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
— страхование, чтопозволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
— иные.
2. Методыраспределения и использования:
— финансирование — заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средствразличным субъектам;
— кредитование — целевая,возвратная и возмездная передача денежных средств.
Формыфинансовой деятельности государства/> - это действия государственныхорганов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов насоответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми/>, которые выражаются в установлении или применении норм права,и неправовыми/>, опосредующимиорганизационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговыхорганов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
Органы,осуществляющие контрольв области финансовой деятельности:
Федеральноеказначейство Российской Федерации/> взаимодействует с органамигосударственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов ивзаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационнойбазы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит загосударственной казной;
Счетнаяпалата РФ/>, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контрольза своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета ибюджетов федеральных внебюджетных фондов;
МинистерствоРФ по налогам и сборам/> входит в систему центральных органов государственногоуправления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.[1]
2. Финансовое правоРФ: понятие, предмет, метод, система, принципы и источники
Финансовоеправо/> - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупностьнорм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессесоздания, распределения и использования государством определенных фондовденежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует сдругими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права сгражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита,расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличиезаключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенствосторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличиевластных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.
При отграничениифинансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу егопредмета, особенности метода правового регулирования и наличие системыфинансового права.
Предметомфинансового права/> являются общественные отношения, возникающие в процессеосуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности пообразованию, распределению и использованию фондов денежных средств.Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают впроцессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидностьимущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Этофинансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государствоили его орган.
Финансовое право,регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, илисубъектов этих отношений. Наделяет их юридическими правами и обязанностями.Носители этих прав и обязанностей и являются субъектами финансового права.Следует различать понятия: субъекты финансового права и субъект финансовогоправоотношения, хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права- лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное статьучастником правоотношения.
Субъект финансовогоправоотношения — реальный участник конкретных правоотношений.
Особенности круга субъектовфинансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:
— общественно-территориальные образования;
— коллективные субъекты;
— индивидуальныесубъекты.
Такой круг субъектовсвойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право нагосударственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не загосударственными органами, что выражает принцип народовластия, которыйзакреплен в Конституции РФ.
Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числукоторых относятся: органы государственной власти и управления, предприятия,организации, учреждения, которые основаны на различных формах собственности.
Органы государственнойвласти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участиекоторых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органыпредставительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектовфедерации.
Особую группу составляюторганы местного самоуправления, которые осуществляют самостоятельные решенияфинансовых вопросов местного значения.
К юридическим лицам,субъектам финансового права, относятся и индивидуальные частные предприятия,которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают вфинансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежейгосударству, использование дотаций из бюджета по поводу государственногокредита и других источников финансирования.
Индивидуальные субъектыфинансового права — это граждане. Их права и обязанности связаны, главнымобразом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые поступают враспоряжение государства. Законодательство в данном случае устанавливает вкачестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие унего дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенногоимущества, подлежащего налогообложению [6].
Методфинансового права/> - способ воздействия на общественные отношения с цельювыполнения норм права. В действующей системе права закреплены дваспособа:
1) административно-правовойспособ исходит из неравного положения сторон - отношения власти иподчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);
2) гражданско-правовойспособ основан на равенстве сторон, на экономических инструментахрегулирования.
Системафинансового права/> обусловлена системой финансовых правоотношений иподразделяется на две составляющие:
Общая часть/>. Нормы этойчасти имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные началафинансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления,устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов,участвующих в финансовой деятельности.
Особеннаячасть/> объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений врамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную частьвходят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы,внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов,государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютногорегулирования.
Источникамифинансового права/> являются различные нормативно-правовые акты представительныхи исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, вкоторых содержатся нормы финансового права.
Главный источникфинансового права - Конституция Российской Федерации/>. В ней закрепляются основы правовой организации финансовойдеятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственноиспользуемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционноезаконодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется рольюгосударственного бюджета как центрального звена финансовой системы.
Какого-либо источника поданной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансовогоправа немало таких, которые содержат нормы других отраслей права -государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях ипредпринимательской деятельности и др.
Нормы финансового правасодержатся также в указах Президента РФ, постановленияхПравительства РФ, в актах органов исполнительной власти субъектовФедерации и актах местной администрации.
Большую группу источниковфинансового права составляют акты финансово-кредитных органов -Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам исборам (приказы, инструкции и др.).
Финансово-правовые нормымогут содержаться в актах органов государственного управления (министерств,ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующейотрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемыхтрудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.
Совокупность нормативныхактов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. [5]
3. Понятие Бюджетногоправа РФ. Бюджетное устройство РФ
3.1 Бюджетное право РФ
Бюджет/> являетсяважнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных имуниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностьюприоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государстваи общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формацияхбюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.
В ст. 6 БК РФустановлено: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечении задач и функций государства иместного самоуправления» [2]
Субъектамибюджетных правоотношений/> являются:
государство,национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ иее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через своипредставительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ вцелом);
представительные иисполнительные органы государственной и местной власти;
организации -получатели бюджетных средств.
К бюджетнымправоотношениям/> относятся:
отношения, возникающиемежду субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов иосуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлениягосударственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного имуниципального долга;
отношения, возникающиемежду субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотренияпроектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации, контроля за их исполнением.
Бюджетвыполняет ряд функций. Основными являются:
1) перераспределениенационального дохода и ВВП;
2) государственноерегулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечениесоциальной политики;
4) контроль заобразованием и использованием денежных средств.
Инструментом обеспечениясоблюдения принципов бюджетной системы является бюджетнаяклассификация/> - установленная группировкадоходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннегои внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всехуровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Бюджетная классификацияпозволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, онаутверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетнойсистемы.
Бюджет как системаэкономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения поповоду образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводуего использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов ирасходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетногоплана, она определяет перспективные направления социально-экономическойполитики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходыбюджета/> формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например,от продажи и использования государственной собственности, отвнешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны,конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.
Целью бюджетныхрасходов/> является финансовое обеспечение деятельностигосударства по исполнению его экономических функций - распределенияресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, впервую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельностиорганов государственного управления по производству общественных благ (оборона,охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование ит.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственнойсобственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частымизменениям, чем его доходы.
Если запланированныедоходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетнымпрофицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджетапревышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом/> (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровеньдефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель,или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, топредставительный орган власти (на основе предложений органа исполнительнойвласти) принимает решение о введении установленного законом механизмауменьшения расходов.
При сбалансированномбюджете государственные доходы равняются расходам. [7]
Основнымисточникомбюджетного права является Конституция РФ/>, устанавливающаяформу государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федеральногоцентра и субъектов федерации (ст. 5). Гл. 3 Конституции РФ,посвященная федеративному устройству России, определяет предметы веденияРоссийской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Совокупность правовыхнорм, регулирующих бюджетные отношения, составляет бюджетноезаконодательство/>. В соответствии со ст. 2Бюджетного кодекса Российской Федерации/> бюджетноезаконодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятыхв соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете насоответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетахсубъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовыхактов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах насоответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РоссийскойФедерации и нормативных правовых актов представительных органов местногосамоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.
Указы ПрезидентаРоссийской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовыеакты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах общейкомпетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясьисточником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся вбюджетном законодательстве. [8]
3.2 Бюджетноеустройство РФ
Бюджетноеустройство/> - организация бюджетной системы Российской Федерации.Единство бюджетной системы/> обеспечивается единой правовойбазой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетнойдокументации, согласованными принципами бюджетного процесса, единойсоциально-экономической и налоговой политикой. В статье 28 Бюджетного кодексаРФ/> закреплены следующие принципыпостроения бюджетной системы:
единство;
самостоятельностьбюджетов;
полнота отражения доходови расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированностьбюджета;
эффективность иэкономность использования бюджетных средств;
общее (совокупное)покрытие расходов бюджетов;
гласность;
достоверность;
адресность и целевойхарактер бюджетных средств.
Бюджетнаясистема РФ/> представляет собой совокупность бюджетов различных уровней,основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст. 10Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы:
федеральный бюджет ибюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
бюджеты субъектов РФ итерриториальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в томчисле: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджетывнутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвыи Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений. [2]
Федеральный бюджет и сводбюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетныхтрансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов)образуют консолидированный бюджет/> РФ.Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования ипрогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующегоуровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности иобоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов.
Главное звено бюджетнойсистемы - федеральный бюджет России (республиканский бюджет/>), в котором концентрируется основная часть ресурсов бюджетнойсистемы страны. Республиканский бюджет утверждается Федеральным СобраниемРоссийской Федерации как закон.
Наиболее сложная проблемав бюджетном устройстве - бюджетный федерализм/>, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации доходнаячасть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов,дотаций и субвенций кредитных ресурсов.
Закрепленныедоходы/> — это доходы, полностью поступающие в соответствующиебюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектовФедерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом -налог на имущество физических лиц.
Регулирующиедоходы/> — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетнойсистемы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытияего расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местныхбюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.
Для регулирования бюджетаприменяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящегобюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмезднойоснове (межбюджетный трансфер). В настоящее время такаяподдержка предоставляется в виде дотаций, субвенций, иных межбюджетныхтрансфертов бюджетам.
Дотации/> -средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме длясбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции/> -средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам нафинансирование строго целевого мероприятия. Субвенции подразделяются на двавида: текущие (направленные на финансирование текущих расходов) иинвестиционные (направленные на финансирование инвестиционной, инновационнойдеятельности).
Бюджетныйкредит/> - форма финансирования бюджетных расходов, котораяпредусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету навозвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ). Можно выделить несколькоразновидностей бюджетных кредитов:
бюджетный кредитюридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарнымипредприятиями (ст. 76 БК РФ);
бюджетный кредит государственными муниципальным унитарным предприятиям (ст. 77 БК РФ);
бюджетный кредит бюджетудругого уровня.
Понятие «бюджетныйкредит» следует отличать от понятия «государственный кредит». Понятие «государственный кредит» гораздо шире и охватывает нескольковидов договорных отношений:
1) договоры, в которыхгосударство выступает в роли заемщика-должника:
договоры государственногозайма;
кредиты, предоставляемыекредитными организациями, иностранными государствами и международнымифинансовыми организациями;
2) договоры, в которыхгосударство выступает в качестве кредитора, предоставляющего бюджетные средствана возвратной основе:
договоры бюджетногокредита;
договоры налоговогокредита;
договоры предоставлениясредств иностранным государствам, их юридическим лицам, международныморганизациям.
Таким образом, бюджетныйкредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.
Вне федерального бюджетаи бюджетов субъектов РФ образуются государственные внебюджетныхфонды/>, создаваемые в целях эффективной реализациисоциальных задач, в том числе: финансирования выплаты пенсий, пособий,материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Основам правовогорегулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетномкодексе РФ (ст. 143-150).
Государственнымивнебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1) Пенсионный фондРоссийской Федерации;
2) Фонд социальногострахования Российской Федерации;
3) Федеральный фондобязательного медицинского страхования;
4) Государственный фондзанятости населения Российской Федерации. [2]
4. Понятие и этапыбюджетного процесса
финансовыйсистема бюджетный устройство
Бюджетныйпроцесс/> - это регламентируемая нормами права деятельностьорганов государственной власти, органов местного самоуправления и участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектовбюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за ихисполнением.
Организация бюджетногопроцесса построена на следующих принципах:
1) Принципединствавыражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единствеформ бюджетной документации, необходимой для составления консолидированногобюджета РФ и территорий, единстве денежной системы.
2) Принципсамостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной иисполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правомопределения направления их использования.
3) Балансовыйметод, которыйзаключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходамивсех бюджетов. Важное условие данного метода - соответствие расходовбюджета его доходам, создание финансовых резервов.
Деятельность государстваот начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об егоисполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом/>.
Бюджет/>действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый(бюджетный) год длится на территории России 12 месяцев. Затем в соответствии сзаконом для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, втечение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамкахисполнения бюджета. Таким образом, данный период включает срок с 1 января по 31декабря и плюс еще один льготный месяц.
Участникамибюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
Президент РФ;
органы законодательной(представительной) власти;
органы исполнительнойвласти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления,финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другиеуполномоченные органы);
органы денежно-кредитногорегулирования;
органы государственного имуниципального финансового контроля;
государственные внебюджетныефонды;
главные распорядители ираспорядители бюджетных средств;
иные органы, на которыезаконодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные,налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетногопроцесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальныеунитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитныеорганизации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Бюджетный процессвключает пять стадий:
1) составление проектабюджета;
2) рассмотрение иутверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета обисполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Каждая стадия имеет своеназначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательствомсроки.
Помимо стадий бюджетногопроцесса Бюджетный кодекс РФ/> определяет порядокосуществления государственного и муниципального финансового контроля заисполнением бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательстваРФ.
В ст. 151 Бюджетногокодекса РФ определена структура органов, обладающих бюджетнымиполномочиями, в которую входят финансовые органы, органыденежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального)финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует впределах своей компетенции. Структура федеральных финансовых органовопределяется указом Президента РФ.
Органомденежно-кредитного регулирования является Банк России/>.
Органамигосударственного (муниципального) финансового контроля являются:
1) счетная палатаРоссийской Федерации;
2) контрольные ифинансовые органы исполнительной власти;
3) контрольные органызаконодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации ипредставительных органов местного самоуправления.
Осуществление отдельныхбюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органыисполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты РФ в целяхосуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органыфинансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Муниципальные образованияв целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджетасоздают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) всоответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.
Заключение
Финансовое право имеетсвой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметомфинансового права являются общественные отношения, возникающие в процессеосуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности пообразованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Этиотношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу ихучастников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметомфинансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовойдеятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляютсобой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводуфинансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной изсторон в которых всегда выступает государство или его орган.
Своеобразие предметарегулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственногофинансовому праву.
Основным методомправового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения».
Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права,регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания,распределения и использования государством определенных фондов денежныхсредств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом«власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормыфинансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержаниетакой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественногоотношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся,например, в Гражданском кодексе РФ.
В зависимости отхарактера воздействия на участников финансового отношения нормы финансовогоправа подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Источниками финансовогоправа являются различные нормативные акты. Основополагающие нормы финансовогоправа содержатся в Конституции РФ. Например, в ст. 57 Конституции РФзакреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведениюРоссийской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка,финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; введении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет,федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведениюРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установлениеобщих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источникамифинансового права являются также многочисленные федеральные законы,регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количествофедеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормыфинансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовыеотношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях ПравительстваРоссийской Федерации.
Особое значение длярегулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т.д. Министерствафинансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулированиибанковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.
Совокупность нормативныхактов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовоезаконодательство.
Список литературныхисточников
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998.№ 145-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
3. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., БыляА.Б. Финансовое право: Учебник. — М.: Юристъ, 2008.
4. Химичева Н.И., Покачалова Е.В.,Финансовое право: Учебно-методический комплекс. — М.: Норма, 2007.
5. Соколова Э.Д. Правовые основыфинансовой системы России. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
6. Финансовое право России.Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. — М.: Норма, 2007.
7. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. — М.: Эксмо, 2007.
8. Бюджетное право РоссийскойФедерации. Ежегодник: Сборник научных статей / Под ред. С.В. Запольского, Д.М.Щекина. — М.: Статут, 2006.