Содержание
Введение
Российская Федерация как федеративное государство: понятие,признаки, компетенция
Конституционный статус Пермской области как субъектаРоссийской Федерации
Задача
Заключение
Список литературы
Введение
Даннаяработа посвящена рассмотрению двух вопросов: первый — российская Федерация какфедеративное государство, второй — конституционный статус Пермской области(края).
Рассматривая вопрос офедеративном устройстве Российской Федерации необходимо, для начала, пояснитьсуть самого понятия государственного устройства.
Под государственнымустройством понимается политико-территориальная организация власти,определяющая правовые положения частей государства и их взаимоотношения сцентральной властью. Исходя из этого, можно говорить о том, что государственноеустройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализациивласти в государстве. Также необходимо дать определение понятию «федерация».Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новоегосударство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложноегосударство, в состав которого входят другие государства. Государства,образующие новое федеративное государство, называются его субъектами.Особенностью федеративного устройства является то, входящие в нее государстваили государственные образования имеют возможность поддерживать какие-либомеждународно-правовые отношения с зарубежными государствами и международнымиорганизациями.
В своей работе я постараюсьраскрыть понятие и признаки федеративного государства, а также определить егокомпетенцию.
Края, области, городафедерального значения являются государственно-территориальными образованиями.Конституция РФ 1993 г. впервые признала их равноправными субъектами РоссийскойФедерации. Все права краев, областей и городов, как субъектов РоссийскойФедерации регламентируются Конституцией РФ./>
В этой работе будутопределены понятие, признаки федеративного государства и его компетенция,установлен конституционный статус Пермской области (края) как субъектаРоссийской Федерации.
При написании работы использоваласьКонституция РФ, труды следующих авторов: Михалевой Н., Саломаткина А.С. УмновойИ.А., также нормативные акты.
1. Российская Федерация как федеративное государство:понятие, признаки, компетенция
Территория каждогогосударства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру,территориальное устройство. В рамках территориального устройства государстваскладываются система территориальных единиц, на которые делится государство,система государственных связей между государством в целом и этимитерриториальными единицами, характер которых зависит от правового статуса какгосударства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Подобного рода устройствотерритории государства принято называть государственным устройством. Такимобразом, можно сказать, что государственное устройство — это территориальнаяорганизация государства, характеризующаяся определенной формой правовыхотношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.
С точки зрения формы своегогосударственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные ифедеративные.
Унитарным считаетсягосударство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре другихгосударств. Унитарное государство делится, как правило, лишь наадминистративно-территориальные единицы, из которых складывается егоадминистративно-территориальное устройство. Административно-территориальныеединицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющиеими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.
Поскольку унитарноегосударство не имеет в своем составе других государств, для него характерныодна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший органисполнительной власти, единая система высших судебных органов, единоегражданство.
Унитарное государство можетсуществовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно можеттакже входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняяопределенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
В современной РоссийскойФедерации унитарные государства — все республики в ее составе.
Федерация — это объединениедвух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом,федеративное государство представляет собой сложное государство, в составкоторого входят другие государства.
Но, объединяясь, государстване обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однаков отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е.международно-правовое объединение, федерация является союзным государством,т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственноеединство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определеннуюполитико-юридическую самостоятельность.
Вместе с тем утверждение, чтофедерация является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации,совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственноеобразование, исключает для входящих в нее государств или государственныхобразований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношенияс зарубежными государствами и международными организациями. Наоборот,конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ,допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральнойконституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательствовходящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органовгосударственной власти, собственное гражданство, свою территорию, которая, какправило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также своигосударственные символы.
Государства, образующие новоефедеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило,обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такиефедерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.
Между федерацией и еесубъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечитьнаиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединенияресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах, как самой федерации, таки ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъектыфедерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации,признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территориивысшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
Государственная властьфедерации является единственной суверенной властью на ее территории. Онаопирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитетасубъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такогопризнания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либоликвидацию федерации. В этом случае федерация утрачивает характер союзногогосударства и превращается в союз суверенных государств или распадается наотдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.
В мире в настоящее времясуществует немало различных федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ,Индия, Бразилия. Федеративным государством был СССР. Федеративным государствомявляется и Россия.
Однако Российская Федерацияимеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций.Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств вединое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем инымпутем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Онабыла образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств иавтономных национально-государственных образований народов, населяющих еетерриторию. Эти государства, а также национально-государственные образования ибыли признаны субъектами Российской Федерации.
Вот почему РоссийскаяФедерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальнымгосударством русского народа, составляющего подавляющее большинство еенаселения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией,объединившей в своем составе русский и многие другие народы.
Порядок образованияРоссийской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновенияэта Федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, какмногие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку быласоздана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основепровозглашения ее федерацией в Конституции Республики.
Не обладая классическимипризнаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немалоспоров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не теили иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желаниерассматривать свое государство в качестве федеративного.
В настоящее время субъектамиРоссийской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но иобласти, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее времяне часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерациискладывается из территорий ее субъектов.
Однако несмотря на изменениемногих ее черт Российская Федерация была и осталась конституционно-правовойфедерацией.
Как и любая другая федерация,Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтомунаходящиеся в ее составе государства не могут заключать с неймежгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежнымигосударствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения междуРоссийской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними.Именно таким соглашением является Федеративный договор — Договор оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республикв составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, непротиворечащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основеотношений России с республиками, подписавшими этот Договор.
Думается, что такие договорымогут быть заключены Российской Федерацией со всеми ее субъектами, какподписавшими Федеративный договор, так и не подписавшими его. Однако их цельсостоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этихгосударств, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы болееточно определить механизм реализации государственных полномочий, какФедерацией, так и ее субъектами. Договоры позволяют повысить уровеньвзаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в нихполитическую обстановку.
В настоящее время РоссийскаяФедерация имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составеРоссийской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономныхреспублик, государственно-территориальные образования — края, области и городафедерального значения, бывшие прежде наиболее крупнымиадминистративно-территориальными единицами Российской Федерации, инационально-государственные образования — автономная область и автономныеокруга. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчассохраняются традиционные автономные образования.
Автономия в РоссийскойФедерации — это самостоятельное осуществление государственной властинаходящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределахкомпетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти приучастии соответствующей автономной единицы.
Автономия в РоссийскойФедерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается сучетом национального состава населения, проживающего на ее территории. Взависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики идругих факторов образуются различные виды автономии — автономная область илиавтономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то илииное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.
В Российской Федерацииавтономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной,которая воплощалась в национальном государстве — автономной республике, иадминистративной, представленной автономными областями и автономными округами.
Государственная автономияхарактеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высшихорганов государственной власти, законодательства, гражданства. Административнаяавтономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, неимела.
В настоящее время вРоссийской Федерации автономия осуществляется только в одной форме — административной.
С учетом изложенного можносказать, что государственное устройство Российской Федерации — этотерриториальная организация Российской Федерации, характеризующаясяфедеративной формой ее государственных связей с республиками в составеРоссийской Федерации, краями, областями, городами федерального значения,автономной областью и автономными округами.
Государственное устройствоРоссийской Федерации — один из важнейших институтов конституционного праваРоссийской Федерации. Объединяемые им нормы регулируют широкий кругобщественных отношений, возникающих в процессе создания и функционированияРоссийской Федерации и ее субъектов. Они не только регулируют различные стороныгосударственного устройства Российской Федерации, но и оказывают существенноевлияние на содержание других конституционно-правовых институтов, посколькуименно государственным устройством Российской Федерации определяются взначительной мере порядок образования, система и компетенция государственныхорганов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.
Нормы институтагосударственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ«Федеративное устройство», определяющей правовые основы статусаФедерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов,устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенциюРоссийской Федерации.
Нормы институтагосударственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти РоссийскойФедерации; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов РФ.
Однако Конституция РФ рассматриваетфедерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но икак одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных вгл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основываетсяна принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм какгосударства.
В России федерализм — этопрежде всего государственная организация национальных отношений. Историческийопыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешениянационального вопроса в Республике, для осуществления суверенитета наций,составляющих многонациональный народ Российской Федерации.
Российский федерализмобеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации.Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросовсвоей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободноеволеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.
Российский федерализмозначает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территорииРоссии. Такое развитие выражается в создании различных форм национальнойгосударственности народов Российской Федерации — республик, автономной области,автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальнойгосударственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означаеттакже развитие национальных языков.
Однако российский федерализм- не только форма разрешения национального вопроса в многонациональнойРеспублике, но и форма демократизации управления государством.
Федерализм имеет существенныепреимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализациягосударственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантиядемократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишаетсямонополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, онаповсеместно встречается со «сдержками и противовесами». Открываетсябольше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с ихинтересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других.В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиесясвоими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создаетсяединство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.
Базирующаяся на принципефедерализма децентрализация государственной власти обеспечиваетсяразграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией,составляющими ее республиками, краями, областями, городами федеральногозначения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
В соответствии с принципомфедерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются игарантируются Конституцией РФ. Конституции республик, уставы краев, областей,городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могутпротиворечить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ееКонституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации иреспублик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области,автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городамифедерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельнов соответствии с Конституцией РФ.
Федеративное устройствоРоссийской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных еедемократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориальногоустройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласноКонституции РФ (ст. 5), относятся: государственная целостность РоссийскойФедерации; единство системы государственной власти; разграничение предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие исамоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектовРоссийской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти.
1. Государственнаяцелостность Российской Федерации. Российская Федерация состоит из государств,государственно-территориальных и национально-государственных образований,созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Этопредполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному,политическому и социально-экономическому единству, которое выражается вгосударственной целостности Российской Федерации.
Каждому подлиннофедеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало непротивоположно федерализму. Такой противоположностью является единоегосударство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которыедействуют внутри федеративного государства и определяют его действительныйоблик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этихсоставляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарноеначало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, инаоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государствопревращается в полностью единое.
Государственная целостностьРоссийской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью еетерритории; единством экономического пространства, которое не допускаетустановления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий длясвободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенствомКонституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов РоссийскойФедерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статусабез согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросовпредставляет угрозу государственной целостности России, единству системыгосударственной власти.
2. Единство системыгосударственной власти. Единство системы государственной власти — одна изгарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно этоединство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитетаРоссийской Федерации.
Единство системыгосударственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов,составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридическиепризнаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупнаякомпетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые дляосуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могутпредписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех жеобстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
В Российской Федерациигосударственная власть реализуется системой, в которую входят федеральныегосударственные органы — Президент, законодательные, исполнительные и судебныеорганы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
3. Разграничение предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Системаорганов государственной власти основана на принципе разделения властей нетолько по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебнойвластями, но и по вертикали, т.е. разграничении предметов ведения и полномочийразличных видов органов Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФустанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределыкоторых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органамивласти субъектов Федерации.
Реализуя принцип разделениявластей по вертикали, что свойственно сегодня практически всем демократическимгосударствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право насамостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация не толькозначительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и добиваетсяразграничения их полномочий. Тем самым создается система, в которой каждыйорган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругувопросов, и лишь вся система в своей совокупности реализует государственнуювласть в целом.
Необходимо подчеркнуть, чторазграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектовбазируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целейФедерации, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.
4. Равноправие исамоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерациипользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их правво всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в другихобластях.
Народы Российской Федерациипользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избраниеформы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерацииимеется: 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Всеони являются формой объединения многих народов. Это означает, что десяткинародов обрели в Российской Федерации свою государственность, а следовательно,реализовали на практике свое право на самоопределение.
Право народов насамоопределение может осуществляться в самых различных формах. СогласноДекларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношенийи сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятойГенеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются:создание суверенного независимого государства; свободное присоединение кнезависимому государству или объединение с ним; установление любого другогополитического статуса. Однако выбор народом одной из этих форм самоопределенияне может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав человека.Вместе с тем в Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок насамоопределение для подрыва государственного и национального единства. В нейуказывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковатьсякак санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы красчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостностиили политического единства суверенных и независимых государств, действующих ссоблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принципизложен выше; и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весьнарод, принадлежащий к данной территории без различий расы, вероисповедания илицвета кожи.
Каждое государство должновоздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полноенарушение национального единства и территориальной целостности любого другогогосударства или страны»[1].
Аналогичные положениясодержатся и в ряде других международно-правовых актов (например, вХельсинкском заключительном акте 1975 г., Конференции по человеческомуизмерению СБСЕ 1990 г.). Таким образом, все народы Российской Федерации имеютправо на самоопределение. Однако это право может быть реализовано либо только врамках Российской Федерации, либо в любой другой форме, но только с согласияРоссийской Федерации. Следует сказать, что новой формой самоопределения народовв Российской Федерации является национально-культурная автономия,представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя копределенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросовсохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-культурнаяавтономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан приотнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизациии самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурнойавтономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этническихобщностей; законности.
Образование и деятельностьнационально-культурной автономии регулируются Федеральным законом от 17 июня1996 г. «О национально-культурной автономии». Этот Закон определяетправовые основы национально-культурной автономии, создает правовые условиявзаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов гражданРоссийской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своегонационально-культурного развития[2].
5. Равноправие субъектовРоссийской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты РоссийскойФедерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти, что в составе Федерации не может бытьсубъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества посравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты,находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.
Однако это равноправие,разумеется, не означает, что все субъекты РФ вообще обладают одинаковымиправами. Республика в составе Российской Федерации является государством, иона, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом.Вместе с тем, бесспорно, равноправны все республики в составе РоссийскойФедерации, равноправны все области и края, равноправны все города федеральногозначения, равноправны все автономные округа.
Принципы государственногоустройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель ипрактическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственномустроительству в РФ.
Следует отметить, чтозакрепление в Конституции РФ федеративного устройства России не означает, чтоосновы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменнымдолжно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут бытьиными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами,однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации,так и ее субъектов./>
2. Конституционный статус Пермской области как субъектаРоссийской Федерации
Края, области, городафедерального значения Москва и Санкт-Петербург являютсягосударственно-территориальными образованиями. Конституция РФ 1993 г. (ст.5)впервые признала их равноправными субъектами Российской Федерации. В настоящеевремя в составе России имеется 6 краев, 49 областей и 2 города федеральногозначения.
Основы правового статусаПермского края (области) установлены в Конституции РФ; Договоре о разграничениипредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти Пермской области и органамигосударственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа (Пермь, 31 мая 1996г.); указе Президента РФ «Об основных началах организации государственнойвласти в субъектах Российской Федерации» от 22 октября 1993 г., вутвержденном этим указом «Положении об основных началах организации идеятельности органов государственной власти краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов РоссийскойФедерации на период поэтапной конституционной реформы» и другими правовымиактами.
Пермский край обладаетэлементами учредительной власти. Согласно ст. 5 Конституции РФ он имеет свойустав и законодательство. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ уставпринимается законодательным (представительным) органом Пермского края.Принципиально важным является закрепленное в Конституции РФ право изменениястатуса субъекта по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральнымконституционным законом (п. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Края, области, городафедерального значения как субъекты федерации обладают элементамитерриториального верховенства, так как границы между ними могут быть измененытолько с их взаимного согласия.
Как самостоятельное звеносубъектов Пермский край имеет систему органов государственной власти:законодательных, исполнительных и судебных.
Государственно-правовымпризнаком Пермского края является конституционно закрепленное правозаконодательной деятельности. Как установлено в ст. 76 п. 4 Конституции РФ, внепределов ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации исубъектов края, области, города федерального значения осуществляют собственноеправовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовыхактов. Пермский край наделен правом законодательной инициативы в федерации. Онимеет прямое представительство в Совете Федерации (2 представителя: по одномуот законодательной и исполнительной власти).
Будучи равноправнымисубъектами федерации, края, области и города федерального значения не являютсягосударствами. Они не имеют своих конституций, гражданства, на их территорииупотребляется общефедеральный государственный язык — русский.
КомпетенцияПермского края многообразна. Согласно ст. 73Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерациипо предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Пермскийкрай обладает всей полнотой государственной власти.
Органы государственной властиПермского края:
o обеспечивают соответствие уставов,законов и иных актов Конституции и законам Российской Федерации;
o осуществляют защиту прав и свободчеловека и гражданина, обеспечивают законность, правопорядок и общественнуюбезопасность;
o решают вопросы изменения своихграниц, устанавливают территориальное деление и организуют местноесамоуправление;
o распоряжаются собственностью, еслиона не имеет федерального статуса;
o организуют защиту исконной средыобитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
o проводят в жизнь положенияадминистративного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства,законодательства о недрах и охране окружающей среды;
o решают общие вопросы воспитания,образования, науки и культуры, физической культуры и спорта;
o руководят здравоохранением;
o осуществляют защиту семьи,материнства, отцовства и детства;
o социальную защиту, социальноеобеспечение;
o организуют рациональноеиспользование природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;
o организуют карантин, борьбу скатастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.
Пермский край может бытьсамостоятельным субъектом международных и внешнеэкономических связей,соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречитфедеральному законодательству.
Проекты федеральныхзаконодательных актов по предметам совместного ведения направляются длясогласования в края, области и города федерального значения.Задача
17 апреля ГосударственнаяДума приняла федеральный закон о снижении федерального налога на добавленнуюстоимость на 5%. Совет Федерации из-за майских праздником смог рассмотретьзакон на своем заседании только 6 мая, не одобрил закон и предложил Думесоздать согласительную комиссию. Председатель Думы, полагая, что СоветФедерации «молчанием» одобрил закон, направил закон Президенту РФ дляподписания и обнародования.
Оцените правомерность действийвсех субъектов.
Каким может быть продолжениезаконодательного процесса в отношении этого закона?
Решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 105Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Согласно п. б ст. 106Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросамфедеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в СоветеФедерации.
Как предписывает ч. 3 ст. 105Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пятидней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Первое предложение ч. 4 ст.105 Конституции РФ предусматривает необходимость выраженного или молчаливогоодобрения Советом Федерации федерального закона, принятого ГосударственнойДумой. Без этого дальнейшее его движение невозможно. Выраженное одобрениезаключается в соответствующем постановлении Совета, молчаливое — в отсутствииреакции Совета на федеральный закон в течение 14 дней по его поступлении.Возможность молчаливого одобрения предусмотрена с целью не допустить примененияСоветом задержки закона на неопределенное время, и, возможно, навсегда, чтобыобойти положение ч. 5 ст. 105 Конституции.
Регламент Совета Федерации,утвержденный постановлением Совета от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ «ОРегламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[3],впоследствии многократно измененным, урегулировал в гл. 10 порядок рассмотренияСоветом федеральных законов, принятых Думой.
Эти федеральные законынаправляются на имя Председателя Совета Федерации. К ним прилагаютсястенограмма заседания Государственной Думы и материалы, которые былипредставлены при внесении законопроекта в Думу. Если в документах и материалах,сопровождающих поступившие из Думы федеральные законы по вопросам введения илиотмены налогов, освобождения их от уплаты, выпуска государственных займов,изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета,отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации обязан запроситьзаключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствиезаключений Правительства может служить основанием для отклонения указанныхфедеральных законов.
Установленный ч. 4 ст. 105Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерациирассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон,исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в СоветеФедерации. Если первый и последний день срока приходятся на нерабочий день, тоднем поступления федерального закона в Совет Федерации или окончания срока егорассмотрения в Совете Федерации считается следующий за ним рабочий день.
Согласно ПостановлениюКонституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании части 4 статьи105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации рассмотрение в СоветеФедерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в этой палате,должно начаться согласно части 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации непозднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.
Если Совет Федерации втечение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого ГосударственнойДумой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации,этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается наследующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либоотклонении.
Таким образом, ПредседательДумы неправомерно направил закон Президенту РФ для подписания и обнародования.
Поэтому данный закон долженбыть отозван из канцелярии Президента.
Федеральный закон считаетсяодобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общегочисла членов Совета Федерации. Нерассмотренный Советом Федерации в срок законнаправляется Президенту для подписания и обнародования Государственной Думой, аодобренный — Советом Федерации.
Постановление об одобрениифедерального конституционного закона принимается большинством, не менее трехчетвертей, общего числа депутатов Совета Федерации. Если рассматриваемые законыне набрали установленной нормы голосов, они считаются не принятыми.
Получив от Совета Федерациипостановление об отклонении федерального закона, Совет Государственной Думыпередает материалы в ответственный комитет, который представляет Думе своипредложения по преодолению возникших разногласий.
По инициативе двух палатФедерального Собрания, Президента страны, субъекта, внесшего законопроект,может быть создана согласительная комиссия из числа депутатов ГосударственнойДумы и Совета членов Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
Согласительная комиссиярассматривает каждое возражение Совета Федерации, стремясь выработать единыйтекст федерального закона.
Предложения согласительнойкомиссии могут быть приняты Государственной Думой простым большинством голосов.Федеральный закон в данной редакции вновь направляется в Совет Федерации.
В случае несогласияГосударственной Думы с решением Совета Федерации и согласительной комиссиифедеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двухтретей общего числа депутатов Государственной Думы.
Заключение
Из вышеизложенного можно заключить,что федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новоегосударство, а федеративное государство представляет собой сложное государство,в состав которого входят другие государства. Автономия в Российской Федерациипостроена по национальному признаку, поэтому можно сказать, что государственноеустройство Российской Федерации — это территориальная организация РоссийскойФедерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей среспубликами в составе Российской Федерации. Федеративное устройство РоссийскойФедерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократическойсущностью. К ним относятся: государственная целостность Российской Федерации;единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие исамоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектовРоссийской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти. Государственная целостность Российской Федерацииобеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единствомэкономического пространства; верховенством Конституции РФ и федеральных законовна всей территории Российской Федерации; единым гражданством РоссийскойФедерации.
Основы же правового статуса Пермскогокрая установлены, прежде всего, в Конституции РФ. Пермский край обладаетэлементами учредительной власти, он имеет свой устав и законодательство. Всоответствии со статьей 66 Конституции РФ устав принимается законодательныморганом Пермского края. Важным является закрепленное в Конституции РФ правоизменения статуса субъекта по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствиис федеральным конституционным законом.
Как самостоятельное звеносубъектов Пермский край имеет систему органов государственной власти:законодательных, исполнительных и судебных. Государственно-правовым признакомПермского края является конституционно закрепленное право законодательнойдеятельности. Пермский край может быть самостоятельным субъектом международныхи внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РоссийскойФедерации, если это не противоречит федеральному законодательству.
Списоклитературы
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от25 декабря 1993 года.
2. Регламент Государственной ДумыФедерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
3. Регламент Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
4. Постановление КонституционногоСуда Российской Федерации по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда. 1995. № 2-3.
5. Устав Пермской области в ред. от22 мая 1997 г.
6. Михалева Н. Новое федеративноеустройство России.// Государство и право.-1992 № 11.
7. Саломаткин А.С. Территориальнаяорганизация Российского государства. Челябинск, 1996.
8. Умнова И.А. Конституционные основысовременного российского федерализма. М., 1998.