Реферат по предмету "Государство и право"


Ученический договор

План 
 
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Понятие ученическогодоговора 
2.2 Содержаниеученического договора 
3. Заключение
Список используемойлитературы 

1.        Введение
 
         Ученическийдоговор является одним из институтов трудового права. Это соглашение междуработодателем и работником, предусматривающее их обязанности. В нем должно бытьзакреплены обязательные условий, также могут включаться дополнительные условия.
         Ученическийдоговор – это особый вид договора в сфере труда и подготовки к труду.
         Нормыо трудовом договоре закреплены в Трудовом Кодексе Российской Федерации, которыйвступил в силу 1 февраля 2002 года.
         ТрудовойКодекс РФ восстановил традицию, которая была утрачена в 90-х гг. 20 века, когдашло массовое сокращение квалифицированных работников и фактически былиликвидированы система профессионально-технического образования, а также ранеесуществовавшие формы профессиональной подготовки работников непосредственно напроизводстве (курсовое, индивидуальное обучение и т. д.).         «Специальная глава об ученическомдоговоре является безусловной новеллой Трудового Кодекса Российской Федерации»1,– отмечает Куренной А. М.
         Нормы об ученическомдоговоре содержались в КзоТе 1922 года. В КзоТе 1971 года они отсутствовали. Впериод действия КзоТа 1971 года отношения ученичества регулировались (и сейчасво многом регулируются) нормами подзаконных актов.
Задачамиданной контрольной работы являются определение />понятия «ученический договор», а такжерассмотрение содержания трудового договора.
1 Куренной А. М. Трудовой кодексРоссийской Федерации: преемственность и новизна // Законодательство. Москва,2002, № 2.
        

2.1 Понятие ученическогодоговора
 
         В соответствии со ст. 198 ТрудовогоКодекса (ТК) РФ, работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу,ученический договор на профессиональное обучение, а с работником даннойорганизации – ученический договор на переобучение без отрыва от работы.
         Данная статьяпредоставляет право работодателю заключать два вида ученических договоров.
         Вид ученическогодоговора определяет его отраслевую принадлежность. Ученический договор с лицом,ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданскимзаконодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.
         «Однакогражданским законодательством такой договор не предусмотрен. Кроме того, этахарактеристика данного договора находится в прямом противоречии с последующиминормами главы 32 ТК. Статьи этой главы свидетельствуют о трудоправовой природеученического договора»1. Статья 205 ТК РФ прямо указывает, что научеников распространяется трудовое законодательство. А статья 206 ТК РФобъявляет недействительными и не подлежащими применению условия ученическогодоговора, если они противоречат Трудовому Кодексу РФ, коллективному договору,соглашению.
         Ученическийдоговор с работником данной организации является дополнительным к трудовомудоговору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащиминормы трудового договора.
         Такоеразграничение отраслевой принадлежности ученического
/>        
1 Комментарий к ТрудовомуКодексу РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2004.
договора проведеновпервые и позволит избежать малопродуктивных дискуссий об отраслевойпринадлежности конкретного ученического договора. В качестве критерияразграничения ученического договора на два вида избран субъектный составстороны, поступающей на обучение.
         Ученическийдоговор (вне зависимости от разновидности) оформляет отношения, непосредственносвязанные с трудовыми и регулируемые нормами Трудового Кодекса РФ, другихнормативных актов, содержащих нормы трудового права, например, ФЗ от 17.07.1999№181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
         Термин«профессиональное обучение» расшифровывается в Рекомендации МеждународнойОрганизации Труда (МОТ) № 88.
         Выражение«профессиональное обучение» означает любой вид обучения занятию, дающийвозможность приобрести или развить знания и мастерство либо технического илипрофессионального характера, либо необходимые для выполнения функций младшегоруководящего персонала, независимо от того, преподаются ли они на предприятииили вне его, и включает профессиональное переобучение (подп. «а» п. 1 ст. 1 МОТ).
         Рекомендация МОТ№ 88 содержит положения о принципах профессионального обучения, сфере егоприменения, а также методах, организации и управления, международномсотрудничестве в области профессионального обучения взрослых.
         Стороныученического договора совпадают со сторонами трудового договора. Это – работники работодатель.
         С помощьюученического договора, дополняющего трудовой договор, работник реализует своёправо на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
         Работодатель обязанобеспечить:
·         обучениебезопасным методам и приёмам выполнения работ,
инструктаж поохране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знанийтребований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленномпорядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требованийохраны труда (ст. 14 ФЗ)1.
         Работникобязан:
·         проходитьобучение безопасным методам и приёмам выполнения
работ,инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знанийтребований охраны труда (ст. 15 ФЗ)2.
        
1 ФЗ от 17.07.1999 №181 «Об основахохраны труда в Российской Федерации».
2 ФЗ от 17.07.1999 №181 «Об основахохраны труда в Российской Федерации».
         2.2 Содержание ученического договора
         В соответствии со ст.199 ТК РФ, ученический договор должен содержать:
·         наименование сторон;
·         указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию,приобретаемую учеником;
·         обязанность работодателя обеспечить работнику возможностьобучения в соответствии с ученическим договором;
·         обязанность работника пройти обучение и в соответствии сполученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовомудоговору с работодателем в течение срока, установленного в ученическомдоговоре;
·         срок ученичества;
·         размер оплаты в период ученичества.
         Ученическийдоговор может содержать иные условия, определённые соглашением сторон.
         Содержаниеученического договора составляют его условия. Анализ статьи 199 ТК РФ позволяетвыделить две группы условий данного договора: обязательные (существенные) идополнительные условия.
         Обязательными(существенными) условиями ученического договора являются такие, без которых егозаключение невозможно.
         Тесную связьуказанного договора с трудовым договором подчёркивает условие, устанавливающеенеобходимость после его окончания отработать по трудовому договору в течениеопределённого срока. Срок определяется в ученическом договоре. При невыполненииэтой обязанности работодатель вправе требовать возмещения затрат, понесённых импри обучении: «Работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем принаправлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнениябез уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договоромили соглашением об обучении работника за счет средств работодателя» (ст. 249 ТКРФ).
         Требованиеработодателя о возмещении затрат может быть удовлетворено лишь в том случае,если он докажет, что обучение производилось за счёт его средств, и представитдоказательства произведённых затрат.
         Ученический договорзаключается на срок, необходимый для обучения данной профессии,специальности, квалификации (ст. 200 ТК РФ). Срок ученического договораопределяет срок его обучения по избранной профессии, специальности иквалификации. Поэтому данный договор всегда является срочным договором, номинимальный и максимальный сроки законом не устанавливаются.
         В соответствии с п.11 Рекомендации МОТ № 88 продолжительность обучения должна определяться сучётом:
·         либо уровня квалификации, которая должна быть приобретена поокончании обучения;
·         либо необходимости подготовить взрослых как можно быстрее дляиспользования их на производственной работе;
·         либо обоих вышеназванных факторов.
При разработке планов ипрограмм обучения и переобучения
Работников организации,включаемых в коллективный договор или прилагаемых к нему, целесообразноопределять сроки обучения по каждой профессии, специальности, квалификации. Принеобходимости они могут быть уточнены (увеличены или сокращены) ученическимдоговором.
         Ученический договорзаключается в письменной форме в двух экземплярах (ст. 200 ТК РФ). Одиниз них остаётся у работодателя, а другой передаётся работнику.
         Письменныйученический договор должен быть подписан руководителем, полномочным заключатьтакой договор, и работником. Подпись руководителя удостоверяется печатьюорганизации.
         На основаниизаключённого ученического договора работодатель издаёт соответствующиё приказ(распоряжение).
         Ученический договор действуетсо дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.Дата начала действия ученического договора должна быть указана в самомдоговоре. Если этого не сделано, то следует считать, что действие ученическогодоговора начинается с даты, следующей за днём его подписания (за исключениемвыходных и праздничных дней).
         Действиеученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения имвоенных сборов и в других случаях, предусмотренных законами и иныминормативными правовыми актами. Речь идёт о таких случаях, когда ученик не могпосещать занятия по уважительным причинам, например, вызывался в качествесвидетеля, эксперта для выполнения государственных обязанностей и т. д.
                В течение срока действия ученическогодоговора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон (ст.201 ТК РФ). Так, может быть изменён (уточнён) профиль профессиональнойподготовки, срок действия договора.
         Ученичествоорганизуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иныхформах (ст. 202 ТК РФ). Данная статья содержит примерный перечень организационныхформ ученичества.
         Рекомендация МОТ №88 предусматривает, что обучение должно осуществляться, в частности:
·         либо в процессе работы;
·         либо на обычном рабочем месте;
·         либо в отдельных мастерских;
·         либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всегосоответствует потребностям обучения;
·         либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом ицелью обучения и техническими возможностями предприятия (подп. 2 п. 13).
Если обучение осуществляетсянепосредственно в процессе работы:
·         производственная работа, полученная обучающимися, должна иметьдействительную учебную ценность;
·         обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руководящегоперсонала или квалифицированных сотрудников, способных обучать их (п. 14 той жеРекомендации).
Если обучение производится нев процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода,осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям,существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно,выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичногохарактера (п. 15 той же Рекомендации).
         При индивидуальномобучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включаютв производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокойквалификации – член данной бригады.
         Необходимыйтеоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующимиспециалистами организации.
         Групповая(бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников вспециальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации,мастера. 
         Курсовая формаподготовки применяется при обучении работников сложным профессиям иосуществляется в два этапа:
1.        в учебной группе под руководством мастера производственного
обучения на специальносозданной для этого учебно-производственной базе организации или учебногокомбината (пункта);
         2. на рабочих местахорганизации в учебной группе под руководством не освобождённого от основнойработы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения.
         Теоретическоеобучение работников при курсовой и групповой (бригадной) подготовкеосуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и наиных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).
         Порядок подготовкиработников отдельных профессий, специальностей регулируется особо.
         Подготовка новыхработников – это первоначально профессиональное обучение ранее не имеющихпрофессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии сцелью последующего их трудоустройства в данной организации.
         Подготовка новыхрабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только поопределённым профессиям и для тех производств, в которых разрешается применениеих труда.
         При заключенииученического договора работодатель должен учитывать противопоказания навыполнение определённых работ по состоянию здоровья, требованиезаконодательства о прохождении предварительных медицинских осмотров и обязательногопсихиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, гдетакие осмотры и освидетельствования обязательны. Например, нормы, содержащиесяв Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «Опрохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками,осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность,связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ илинеблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условияхповышенной опасности».
         Переподготовка(переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемымиработниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям,специальностям, работниками, пожелавшими сменить профессию с учётомпотребностей производства или по состоянию здоровья.
         Повышениеквалификации работников – это обучение, направленное на последовательноесовершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерствапо имеющимся профессиям.
         Для повышенияквалификации работников организуются курсы, школы передовых приёмов и методовтруда и т. д.
         При необходимостиработодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институтповышения квалификации или другое образовательное учреждение. Способомквалификации служит прохождение аспирантуры, ординатуры, соискательства,докторантуры.
         Время ученичествав течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной дляработников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнениисоответствующих работ.
         Работники,проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могутполностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять этуработу на условиях неполного рабочего времени.
         В период действияученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам,направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТКРФ).
         Данная статьяустанавливает гарантии для прохождения соответствующего курса обучения.
         Посколькуученический договор является дополнительным к трудовому договору, обучениеосуществляется параллельно с выполнением работы по трудовому договору. Однакоданная статья предусматривает возможность освобождения от работы по трудовомудоговору полностью либо выполнение этой работы на условиях неполного рабочеговремени по соглашению с работодателем.
         Существеннойгарантией является запрещение привлекать к сверхурочным работам, направлять вслужебные командировки, не связанные с ученичеством, работника, проходящегообучение по ученическому договору.
         Так, сокращениерабочего времени для работников в возрасте до 18 лет гарантируется тем, что ихзапрещено привлекать к сверхурочным работам.
         Основная цель этихгарантий: не отвлекать обучающихся от их основной задачи в период действияученического договора.
         Ученикам в периодученичества выплачивается стипендия, размер которой определяетсяученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности,квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда.
                Работа, выполняемая учеником напрактических занятиях, оплачивается по установленным расценкам (ст. 204 ТК РФ).
         Стипендия являетсяопределённым стимулом к заключению ученического договора на переобучение.
         Конкретный размерстипендии определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии,специальности, квалификации. Размер стипендии может устанавливаться в процентахот будущего заработка с постепенным поэтапным её повышением и приближением к минимальнойоплате труда по приобретаемой профессии, специальности, квалификации.
         Следует такжерассмотреть права и обязанности учеников по окончании ученичества.      
         Лицам, успешнозавершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, подоговору с которым они проходили обучение, испытательный срок неустанавливается.
         В случае если ученикпо окончании ученичества без уважительных причин не выполняет своиобязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованиюработодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а такжевозмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ст.207 ТК РФ).
         В ст. 70 ТКсодержится перечень работников, которым не может быть установлен испытательныйсрок при приеме на работу.
         Часть 1 ст. 207дополняет этот перечень указанием на то, что испытательный срок неустанавливается лицам, успешно завершившим ученичество, при заключениитрудового договора с работодателем, по договору с которым он проходил обучение.
         Это правилоотносится к лицам, ищущим работу, заключившим ученический договор дляприобретения профессии, специальности, квалификации и после успешного окончанияобучения заключающим трудовой договор с тем же работодателем, у которого онипроходили обучение.
         К работникам,прошедшим переобучение, повышение квалификации на основании ученическогодоговора, ч. 1 ст. 207 не относится.
         В таких случаях речьидёт не о приёме работника на работу по окончании обучения, а о переводе (с егосогласия, по его просьбе) на другую работу по сравнению с той, которую онвыполнял до обучения.
Другой работой, как правило,является та, которая по профессии, специальности и квалификации соответствуеттой, по которой работник проходил обучение.
         Как известно, припереводах на другую работу испытательный срок не устанавливается.
         В содержаниеученического договора включается обязательство ученика проработать по трудовомудоговору с работодателем в течение обусловленного этим договором срока попрофессии, специальности, квалификации, полученной при обучении.
         Без уважительныхпричин ученик не вправе отказаться от выполнения этой обязанности. Уважительнойпричиной, в частности, является невыполнение работодателем условий ученическогодоговора.
         Отсутствие у ученикауважительных причин, препятствующих заключению с ним трудового договора пополученной профессии, специальности, квалификации, влечет для учениканегативные последствия – он будет нести перед работодателем материальнуюответственность с целью возместить ему затраченные на обучение средства(стипендию, оплату обучающего персонала и т. д.).
         Возмещение расходовна обучение может быть добровольным. В иных случаях возникает спор междуработодателем и бывшим учеником, который не имеет признаков индивидуальноготрудового спора, а потому должен

2.   Заключение
 
         Итак, мы определилипонятие«ученический договор», а также рассмотрели содержание трудового договора.
         Извсего вышесказанного можно сделать вывод, что каждое из условий ученическогодоговора является его важнейшей составляющей и не включение в него каких-либообязательных условий делает ученический договор недействительным.
         Условияученического договора, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации,коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и неприменяются.
         Заключив ученическийдоговор, работник вправе требовать от своего работодателя соблюдения егоусловий, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить иобеспечить условия для реализации работником своих прав.
         Ученическийдоговор является возмездным договором. За приобретение знаний и навыков,впоследствии используемых работодателем, не ученик платит работодателю, аработодатель выплачивает ученику стипендию.
         Практикапоказывает, что многие работодатели направляют своих работников в высшие исредние профессиональные учебные заведения, выплачивая за время их обучениястипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В такихслучаях Кодекс не запрещает использовать ученический договор, так как его ранееуказанное содержание отвечает интересам как работника, так и работодателя.

     Список используемой литературы:
 
     Нормативные акты:
1.   Конституция РФ, 1993г.
2.   Трудовой Кодекс РФ,2002г.
3.   ФЗ от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основахохраны труда в Российской Федерации».
4.   ПостановленииПравительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательногопсихиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельныевиды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышеннойопасности (с влиянием вредных веществ или неблагоприятных производственныхфакторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
5.  Рекомендация МОТ № 88.
Литература:
1.   Акопова Е. М. Трудовойдоговор: становление и развитие. Р.-н-Д., 2001, с. 350.
2.   Комментарий к ТрудовомуКодексу РФ (постатейный, научно-практический) / Под ред. К. Я. Ананьевой. М.,2002.
3.   Комментарий к ТрудовомуКодексу РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2004.
4.   Куренной А. М. Трудовой кодексРоссийской Федерации: 
     преемственность и новизна //Законодательство. М., 2002, № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нидерланды во Второй мировой войне
Реферат Rise Of Sociology Essay Research Paper The
Реферат Возможности и пути повышения эффективности логистических систем
Реферат The Two Towers Essay Research Paper The
Реферат Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта
Реферат Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося
Реферат Форд Мотор Компани и Дженерал Моторс конкуренция принципов управления и менеджмента
Реферат Цветопись в лирике Игоря Северянина
Реферат Women Work On Factories Essay Research Paper
Реферат §ґ§Ц§а§в§Ъ§с §Ь§а§Я§Ь§е§в§Ц§Я§д§Я§н§з §б§в§Ц§Ю§е§л§Ц§г§д§У §ж§Ъ§в§Ю§н
Реферат Genetics Essay Research Paper Over the past
Реферат Первобытно-общинный строй
Реферат Технология приготовления котлеты мясные гарнир капуста тушеная соус сметанный ватрушка с
Реферат Кредит как основной источник привлечения финансовых ресурсов
Реферат Особенности анестезии при неотложных вмешательствах