Реферат по предмету "Государство и право"


Функции и структура Госдумы

Содержание
Введение. 3
Глава1. Функции Государственной Думы… 4
Глава2. Структура Государственной Дума. 20
§1. Председатель Думы, заместители председателя. 20
§2. Совет Думы… 26
§3. Депутатские объединения и группы… 30
§4. Комитеты и комиссии. 35
Заключение. 44
Списокиспользуемой литературы… 45
Введение
Воссозданиев России постоянно действующего представительного и законодательного органагосударственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнеговремени, важнейшее условие движения по пути создания демократического обществаи правового государства.
Российскийпарламент построен на основе принципа разделения государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическимиполномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральныхорганов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организациисистемы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.
ПарламентРоссийской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что онявляется федеральным органом государственной власти, который имеет правоиздавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридическойсилой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции РоссийскойФедерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которыене могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.
Ведущую роль взаконотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. Однако Думаосуществляет и иные функции, которые и станут предметом рассмотрения в даннойработе. Также в работе будут рассмотрены основные органы Государственной Думы,порядок их формирования и деятельности, их специфические функции.
Глава1. Функции Государственной Думы
Статья103 Конституции Российской Федерации[1]определяет компетенцию Государственной Думы и порядок принятия постановленийГосударственной Думы.
Следуетзаметить, что эта статья – не единственная статья Конституции РоссийскойФедерации, в которой закрепляется компетенция Государственной Думы. В этомможно убедиться путем системного толкования ст. 71, 72, 76, 104 и 105Конституции Российской Федерации. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерацииопределяет предметы ведения Российской Федерации. Статья 72 КонституцииРоссийской Федерации – предметы совместного ведения Российской Федерации исубъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции Российской Федерацииустановлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаютсяфедеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметамсовместного ведения – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ниминормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 104устанавливает: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу». Наконец, ст.105 констатирует: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». Такимобразом, в силу взаимосвязи перечисленных статей Конституции РоссийскойФедерации законодательную компетенцию Государственной Думы как федеральногозаконодательного органа составляют все вопросы, перечисленные в ст. 71 и 72Конституции Российской Федерации. Ст. 103 Конституции Российской Федерациипосвящена иной, незаконодательной компетенции Государственной Думы.
Сопоставляяст. 103 Конституции Российской Федерации с аналогичными статьями предыдущейКонституции, можно убедиться, что компетенция Государственной Думы существенноизменилась. В ней нет статей, закрепляющих «полновластие» представительныхорганов власти, исчезло право «направлять» деятельность нижестоящих органоввласти, нет статей, устанавливающих подотчетность и подконтрольностьисполнительных органов власти и т.д. Все эти изменения связаны с новой модельюфедерализма, новым пониманием разделения властей, реализованным в действующейКонституции Российской Федерации.
Однакоряд изменений вряд ли можно считать оправданными. Так, в Конституции РоссийскойФедерации не закреплено право парламента давать толкование принимаемых имзаконов, исчезло указание на контрольные полномочия законодательной ипредставительной власти. Ряд вопросов внутренней и внешней политики (принятиебюджета, ратификация международных договоров) оказались не отраженными вкомпетенции палат парламента или отраженными менее полно, чем это было ранее.Определение основных направлений внутренней и внешней политики государствановой Конституцией Российской Федерации передано из компетенции парламента вкомпетенцию Президента Российской Федерации, хотя и с оговоркой «в соответствиис Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Таким образом, посравнению с прежней Конституцией компетенция законодательного ипредставительного органа Российской Федерации существенно сузилась.[2]
Пункт«а» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к числу полномочийГосударственной Думы дачу согласия на назначение Председателя ПравительстваРоссийской Федерации. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации,предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерациивносится Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока послевступления в его должность или в такой же срок после отставки ПравительстваРоссийской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатурыПредседателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой.
ГосударственнаяДума обязана рассмотреть внесенную Президентом Российской Федерации кандидатуруПредседателя в течение недели. Регламентом Государственной Думы предусмотрено,что Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель вФедеральном Собрании официально представляет кандидатуру на заседанииГосударственной Думы. Кандидат на должность Председателя Правительства РоссийскойФедерации докладывает Государственной Думе программу основных направленийдеятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждениемкандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов.
Поокончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских группвысказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласияна назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается поусмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней илис применением электронной системы. 15 апреля 1998 г. Государственная Думавнесла поправку в свой Регламент, согласно которой большинством от общего числадепутатов может быть принято решение об открытом голосовании по данномувопросу. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерациисчитается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовалобольшинство от общего числа депутатов Государственной Думы. По результатамголосования о даче согласия на назначении Председателя Правительства РоссийскойФедерации принимается постановление.
ГосударственнаяДума вправе отклонить предложенную Президентом Российской Федерациикандидатуру, после чего Президент Российской Федерации вносит на рассмотрениеГосударственной Думы ту же самую или иную кандидатуру. Попытка ГосударственнойДумы оспорить право Президента Российской Федерации на повторное внесение ранееуже внесенной кандидатуры не получила поддержки Конституционного Суда. Впостановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П по данному вопросу КонституционныйСуд указал: «Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации отрехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства РоссийскойФедерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями даннойстатьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении вГосударственную Думу предложений о кандидатурах на должность ПредседателяПравительства Российской Федерации вправе представлять одного и того жекандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата».[3]
Послетрехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РоссийскойФедерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думуи назначает новые выборы. Процедура подтверждения полномочий назначенногоПрезидентом Председателя Правительства со стороны вновь избраннойГосударственной Думы в Конституции Российской Федерации не предусмотрена,однако у Государственной Думы в любом случае имеется право инициировать вопросо доверии Правительству Российской Федерации.
Решениевопроса о доверии Правительству Российской Федерации – еще одно самостоятельноеполномочие Государственной Думы, закрепленное в п. «б» ч. 1 ст. 103 КонституцииРоссийской Федерации. Порядок осуществления данного полномочие конкретизированст. 117 Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.Согласно ст. 117 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума можетвыразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление по этомувопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. В случае выражения недоверия Правительству РоссийскойФедерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставкеПравительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случаеесли Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недовериеПравительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет оботставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
ПредседательПравительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думойвопрос о доверии Правительству Российской Федерации по собственной инициативе.Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи днейпринимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспускеГосударственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки ПравительствоРоссийской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжаетдействовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Согласноп. «в» ч. 1 ст. 103 в компетенцию Государственной Думы входит назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Центрального банкаРоссийской Федерации. В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерациикандидатуру на эту должность представляет Президент Российской Федерации.
Кандидатурана должность Председателя Центрального банка Российской Федерациипредварительно рассматривается на заседании комитетов Государственной Думы побюджету и налогам, кредитным организациям и финансовым рынкам, которые выносятсвое заключение. Кандидат на должность Председателя Центрального банкаРоссийской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программойпредстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправезадавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложеннойкандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступлениепринадлежит представителям фракций, депутатских групп и комитетов палаты.Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным,если за него проголосовало большинство от общего числа депутатовГосударственной Думы.[4]
Вопрособ освобождении от должности Председателя Центрального банка РоссийскойФедерации решается Государственной Думой по представлению Президента РоссийскойФедерации. Как и в случае назначения, представление Президента РоссийскойФедерации предварительно рассматривается на заседании тех же КомитетовГосударственной Думы. Решение об освобождении от должности ПредседателяЦентрального банка принимается большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Если решение об освобождении не принято, освобождениесчитается несостоявшимся.
Практикапоказала, что достаточно широкие в данном случае полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации могут еще более расширяться за счет использованияинститута «исполняющих обязанности» («и.о. Председателя Центрального банка», «и.о.Генерального прокурора»), назначаемых на должность и освобождаемых от должностиуказами Президента Российской Федерации. Подобная практика вряд может бытьпризнана конституционной, поскольку ведет к фактическому ограничениюконституционной компетенции парламента.
Пункт«г» ч. 1 ст. 103 относит к компетенции Государственной Думы назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половинысостава ее аудиторов. В соответствии с Федеральным законом от 18 ноября 1994 г.«О Счетной палате Российской Федерации»[5],Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенныхдействующим законодательством, Счетная палата обладает организационной ифункциональной независимостью.
ПредседательСчетной палаты назначается Государственной Думой сроком на шесть лет.Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющийвысшее образование и опыт профессиональной деятельности в областигосударственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях сПрезидентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации иПредседателем Государственной Думы, Председателем Правительства РоссийскойФедерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации,Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем КонституционногоСуда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации иПредседателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Счетнойпалаты не может быть также депутатом Государственной Думы, членом ПравительстваРоссийской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой деятельности. Постановление оназначении Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов отобщего числа депутатов Государственной Думы.
АудиторамиСчетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенныенаправления деятельности Счетной палаты, охватывающие, как правило,совокупность доходных или расходных статей федерального бюджета. Аудиторамимогут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образованиеи опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля,экономики, финансов. Государственная Дума назначает шесть аудиторов сроком нашесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетнойпалаты принимается большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 103 к числу полномочийГосударственной думы относится назначение на должность и освобождение отдолжности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии сфедеральным конституционным законом.
Уполномоченныйпо правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственнойзащиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или иномвиде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторыхгосударствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, вРоссии) – как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.
Федеральныйконституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации»[6]был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этомузакону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерацииучреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свободграждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местногосамоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе,Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованиюзаконодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина иприведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права, развитию международного сотрудничества в области правчеловека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм иметодов их защиты.
ДеятельностьУполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан,не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Приосуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетенкаким-либо государственным органам и должностным лицам.
Уполномоченныйназначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. Надолжность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РоссийскойФедерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человекаи гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом ГосударственнойДумы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного(представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться нагосударственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемойдеятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческойдеятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью,быть членом политической партии или иного общественного объединения,преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено надолжность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Предложенияо кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься ПрезидентомРоссийской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскимиобъединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайноеголосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосовот общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайновысокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.
Уполномоченныйназначается на должность и освобождается от должности большинством голосов отобщего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. ХотяФедеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека вРоссийской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течениемесяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.
Привступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусьзащищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять своиобязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести».Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно посленазначения на должность. Уполномоченный назначается на должность сроком на пятьлет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с моментапринесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочийГосударственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочийУполномоченного.
Пункт «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерацииотносит к компетенции Государственной Думы объявление амнистии. Амнистия – этополное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или)наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенногосудом наказания более мягким.
Всоответствии со ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации[7],амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления,могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные засовершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенноеим наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания,либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Слиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Амнистиюне следует путать с помилованием, которое в соответствии с п. «в» ст. 89Конституции Российской Федерации находится в компетенции Президента РоссийскойФедерации. Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенноголица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может бытьосвобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказаниеможет быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание,помилованием может быть снята судимость.
Постановленияоб амнистии, принимаемые Государственной Думой, достаточно сложны поюридической технике и обычно подразделяются на два акта: собственнопостановление об амнистии, определяющее основания амнистии и круг лиц,подпадающих под амнистию, и постановление «о порядке применения амнистии»,уточняющее условия ее применения к отдельным категориям лиц.
Практикапринятия Государственной Думой актов об амнистии свидетельствует о высокомобщественно-политическом значении этого конституционного полномочия. Так,постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. № 65-I ГД «Обобъявлении политической и экономической амнистии» преследовало цельнационального примирения, достижения гражданского мира и согласия,постановление от 8 февраля 1995 г. № 515-I ГД «Об объявлении амнистии вотношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженнымиконфликтами на Северном Кавказе» было направлено на урегулированиеполитическими средствами чеченского конфликта и т.д.
Ксожалению, есть примеры и другого рода, когда федеральные органыгосударственной власти решали вопросы амнистии в обход Государственной Думы.Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. № 1211 «Оправовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченскойреспублике, добровольно прекративших противоправные действия» предусматривалосьобразование Комиссии по рассмотрению заявлений участников незаконныхвооруженных формирований на территории Чеченской Республики, добровольнопрекративших противоправные действия. При этом на комиссию возлагалосьрассмотрение заявлений о невозбуждении уголовных дел и принятие совместно справоохранительными органами Чеченской Республики соответствующего решения.Указ распространялся на граждан, незаконно владеющих оружием, и нераспространялся на лиц, совершивших тяжкие преступления. Очевидно, что в данномслучае фактически имела место амнистия, предпринятая Президентом РоссийскойФедерации в обход полномочий Государственной Думы.
Согласноп. «ж» ч. 1 ст. 103 к компетенции Государственной Думы относится выдвижениеобвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его отдолжности. Порядок реализации этого полномочия урегулирован ст. 93 КонституцииРоссийской Федерации и Регламентом Государственной Думы. ПостановлениемГосударственной Думы от 21 апреля 1999 г. № 3898-II ГД процедура рассмотрениявопроса о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации быласущественно уточнена и конкретизирована.
Предложениео выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения егоот должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общегочисла депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержатьконкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в винуПрезиденту Российской Федерации, а также обоснование его причастности к этомупреступлению.[8]
Предложениео выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой назаключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурныхправил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный СудРоссийской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях ПрезидентаРоссийской Федерации признаков преступления. Специальная комиссия избираетсяГосударственной Думой в составе Председателя, его заместителя и 10-12 членовкомиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путемоткрытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты.Члены комиссии избираются палатой по представлению фракций и депутатских группобщим списком большинством голосов от общего числа депутатов ГосударственнойДумы. Состав комиссии формируется с учетом равного представительства фракций идепутатских групп.
Специальнаякомиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента РоссийскойФедерации обвинения, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения,правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленныхРегламентом Государственной Думы. Специальная комиссия заслушивает на своихзаседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основупредложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, атакже представителя Президента Российской Федерации. Комиссия большинствомголосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных воснову предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижениятакого обвинения.[9]
Проектпостановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения противПрезидента Российской Федерации вместе со списком приглашаемых экспертов идругих лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы. Проектпостановления должен включать предложения о продолжительности доклада,содокладов, выступлений депутатов Государственной Думы; о времени, отводимом навопросы депутатов Государственной Думы к докладчику, содокладчикам и членам специальнойкомиссии; о списке приглашаемых экспертов и других лиц, а также опоследовательности и продолжительности их выступлений.
СоветГосударственной Думы направляет проект постановления не позднее чем за три днядо дня заседания Государственной Думы депутатам Государственной Думы,Президенту Российской Федерации и вносит проект постановления на рассмотрениеГосударственной Думы.
Далеепредложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации изаключение специальной комиссии рассматриваются на заседании ГосударственнойДумы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палатабольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы можетобратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляцииобсуждения данного вопроса. По решению палаты может быть установлена общаяпродолжительность обсуждения предложения о выдвижении обвинения противПрезидента Российской Федерации.
Послепринятия постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвиженииобвинения против Президента Российской Федерации с докладом выступаетпредседатель специальной комиссии; содоклады делают депутат ГосударственнойДумы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение о выдвиженииобвинения, а также Президент Российской Федерации или полномочный представительПрезидента Российской Федерации в Государственной Думе. Члены специальнойкомиссии, имеющие особое мнение по заключению специальной комиссии, вправевыступить с содокладами по вопросам, являющимся предметом их особого мнения. Поокончании доклада и содокладов депутаты Государственной Думы вправе задатьвопросы докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии в пределахотведенного палатой времени.
Вобсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РоссийскойФедерации принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенныедля этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеютпредставители фракций и депутатских групп. После прекращения обсуждения представителямфракций и депутатских групп предоставляется слово для выступления по мотивамголосования в течение не более пяти минут каждому.
Поитогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числадепутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения противПрезидента Российской Федерации в государственной измене или совершении иноготяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.Проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента РоссийскойФедерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления покаждому предложению о выдвижении обвинения готовятся специальной комиссией ивносятся на рассмотрение Государственной Думы. Постановления принимаются тайнымголосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием сиспользованием именных бюллетеней. Решение о способе проведения голосованияпринимается палатой большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы.
Время,место и продолжительность голосования, порядок его проведения устанавливаютсяГосударственной Думой большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы по рекомендации Счетной комиссии в соответствии сРегламентом Государственной Думы и объявляются председателем Счетной комиссии.
Орезультатах голосования Счетная комиссия составляет протокол, которыйподписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатахголосования палата принимает к сведению. На основании принятого палатой ксведению доклада Счетной комиссии о результатах голосованияпредседательствующий по каждому предложению о выдвижении обвинения объявляет,какое решение принято («за», положительное, или «против», отрицательное).Решение о выдвижении обвинения, за которое было подано две трети голосов отобщего числа депутатов палаты, оформляется постановлением Государственной Думыбез дополнительного голосования.
ПостановлениеГосударственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РоссийскойФедерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления впятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений вВерховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.
Попыткавыдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, инициированнаягруппой депутатов Государственной Думы в марте-мае 1999 г., показала, чтоконституционная процедура отрешения от должности Президента РоссийскойФедерации содержит множество скрытых правовых тупиков. Одновременно нельзя необратить внимание на последовательный отказ Государственной Думы второго созываот процедуры тайного голосования при решении кадровых и персональных вопросов.Подобная практика, расширяющаяся под влиянием лидеров фракций, желающихконтролировать ход и итоги голосования, может привести в конечном итоге ксущественному ограничению независимости депутатов, снижению уровня ихответственности перед избирателями.[10]
Повопросам, отнесенным ст. 103 Конституции Российской Федерации к ее ведению,Государственная Дума принимает постановления. Таким образом, постановленияГосударственной Думы имеют весьма узкую, строго определенную ст. 103Конституции Российской Федерации сферу применения.
Глава2. Структура Государственной Дума
Государственная Дума является палатой ФедеральногоСобрания – парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов. Порядокдеятельности Государственной Думы определяется Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами иРегламентом.[11]
Деятельность Государственной Думы основывается напринципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсужденияи коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единойпозиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутатыГосударственной Думы образуют фракции и депутатские группы в ГосударственнойДуме (далее – депутатские объединения) в порядке, установленном Регламентом.§ 1.Председатель Думы, заместители председателя
Председатель Государственной Думы, первые заместителиПредседателя Государственной Думы и заместители Председателя ГосударственнойДумы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием сиспользованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение опроведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя ГосударственнойДумы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы.
В ходе обсуждения, которое проводится по всемкандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность ПредседателяГосударственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают навопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатскогообъединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата,имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждениепрекращается.
В список для голосования вносятся все кандидаты,выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц,взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
Депутат считается избранным ПредседателемГосударственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числадепутатов Государственной Думы. В случае, если на должность ПредседателяГосударственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийсяруководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание науказанной должности и руководство депутатским объединением.
В случае, если на должность ПредседателяГосударственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них ненабрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосованияпо двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждыйдепутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
Избранным на должность Председателя ГосударственнойДумы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которогопроголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если во втором туре голосования ни один из двухкандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатовГосударственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы ПредседателяГосударственной Думы либо принимает решение о выборах первых заместителейПредседателя Государственной Думы и заместителей Председателя ГосударственнойДумы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся всоответствии со статьями 8 и 9 Регламента. При этом допускается выдвижениекандидатов, которые выдвигались ранее.
Если Государственная Дума принимает решение опереходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы изаместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайнеймере одного из заместителей Председателя Государственной Думы ГосударственнаяДума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение опереходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителейПредседателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общегочисла депутатов Государственной Думы.
Решение об избрании Председателя Государственной Думыоформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.
Решение об освобождении Председателя ГосударственнойДумы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителейПредседателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосовот общего числа депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума принимает решение о числезаместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должностизаместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатскиеобъединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод,включаются в список для тайного голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования,предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросыдепутатов Государственной Думы.
Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителейПредседателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотреныдепутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждениясписка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытоеголосование по списку в целом.[12]
Избранными на должности заместителей ПредседателяГосударственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинствоот общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по спискув целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за негопроголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Вслучае, если на должность заместителя Председателя Государственной Думы избрандепутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатскогообъединения, он вправе совмещать пребывание на указанной должности ируководство депутатским объединением.
Решение об избрании первых заместителей ПредседателяГосударственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думыоформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.[13]
Председатель Государственной Думы:
– ведет заседания палаты;
– ведает вопросами внутреннего распорядка палаты всоответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями,предоставленными ему настоящим Регламентом;
– организует работу Совета Государственной Думы;
– осуществляет общее руководство деятельностьюАппарата Государственной Думы;
– назначает на должность и освобождает от должностиРуководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета ГосударственнойДумы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту иорганизации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождаетот должности первого заместителя Руководителя Аппарата – управляющего деламиГосударственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думыпо представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
– представляет палату во взаимоотношениях сПрезидентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации (далее – Совет Федерации), Правительством РоссийскойФедерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом РоссийскойФедерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным СудомРоссийской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком РоссийскойФедерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетнойпалатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другимиорганизациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранныхгосударств, высшими должностными лицами иностранных государств и международнымиорганизациями;
– участвует в согласительных процедурах, используемыхПрезидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1)Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, а также между органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
– направляет поступивший в Государственную Думузаконопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и вкомитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее – профильныйкомитет);
– подписывает постановления Государственной Думы;
– направляет в Совет Федерации для рассмотренияодобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации опоправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционныезаконы и принятые федеральные законы;
– направляет Президенту Российской Федерациифедеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
– издает распоряжения и дает поручения по вопросам,отнесенным к его компетенции;
– направляет внесенный в Государственную Думу проектпостановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет длярассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановленияГосударственной Думы к рассмотрению палатой.
Государственная Дума вправе отменить любоераспоряжение, поручение Председателя Государственной Думы. ПредседательГосударственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проектпорядка работы Государственной Думы следующие вопросы:
– о выборах на вакантную должность заместителяПредседателя Государственной Думы;
– о замещении вакантных мест в комитетах и комиссияхГосударственной Думы.
Председатель Государственной Думы или по егопоручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады одеятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программызаконопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указаннымдокладам Государственная Дума может принимать постановления.
Заместители Председателя Государственной Думызамещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручениюПредседателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируютдеятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросывнутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящимРегламентом и распределением обязанностей между заместителями ПредседателяГосударственной Думы.
Распоряжение о распределении обязанностей междузаместителями Председателя Государственной Думы издается ПредседателемГосударственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределахсвоих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думывправе давать поручения руководителям структурных подразделений АппаратаГосударственной Думы.
Деятельность Председателя Государственной Думыобеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы, а деятельностьпервого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителейПредседателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.§ 2. Совет Думы
Совет Государственной Думы создается дляпредварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельностипалаты.
Членами Совета Государственной Думы с правомрешающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместителиПредседателя Государственной Думы и заместители Председателя ГосударственнойДумы. Заседание Совета Государственной Думы ведет Председатель ГосударственнойДумы. Председатель Государственной Думы вправе поручить вести заседание СоветаГосударственной Думы одному из своих заместителей. В работе СоветаГосударственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председателикомитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетовГосударственной Думы.
Если депутатское объединение имеет в СоветеГосударственной Думы не более одного представителя, то в отсутствие поуважительной причине такого представителя в заседании Совета ГосударственнойДумы может принимать участие с правом решающего голоса руководитель указанногодепутатского объединения. В случае отсутствия по уважительной причине ируководителя депутатского объединения по его письменному поручению в заседанииСовета Государственной Думы может принимать участие с правом решающего голосаего заместитель.[14]
Заседание Совета Государственной Думы правомочно,если число присутствующих на нем членов Совета Государственной Думы и лиц,наделенных правом решающего голоса, составляет более половины от общего числачленов Совета Государственной Думы. Решение Совета Государственной Думыпринимается большинством голосов от числа членов Совета Государственной Думы илиц, наделенных правом решающего голоса, присутствующих на заседании. В случае,если при принятии решения Совета Государственной Думы голоса разделилисьпоровну, принятым считается решение, за которое проголосовал ПредседательГосударственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседаниеСовета Государственной Думы.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправеучаствовать:
– полномочный представитель Президента РоссийскойФедерации в Государственной Думе;
– полномочный представитель Правительства РоссийскойФедерации в Государственной Думе;
– представители субъектов права законодательнойинициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматриваетсявопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательнойинициативы.
Депутат Государственной Думы вправе присутствовать назаседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядкаработы Государственной Думы.
Совет Государственной Думы:
– формирует проект примерной программызаконопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
– принимает решение о включении законопроекта впримерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущуюсессию;
– формирует проект календаря рассмотрения вопросовГосударственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков(государственное строительство и конституционные права граждан; экономическаяполитика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовоезаконодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоровРоссийской Федерации) только для законопроектов, рассматриваемых в первомчтении;
– формирует проект порядка работы очередногозаседания Государственной Думы;
– созывает по предложению Президента РоссийскойФедерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чемодной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или попредложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты иопределяет даты их проведения;
– назначает соответствующий комитет ГосударственнойДумы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГосударственнуюДуму субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению ГосударственнойДумой, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся кведению и другого комитета Государственной Думы, назначает данный комитетсоисполнителем по законопроекту (далее – комитет-соисполнитель), направляетзаконопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, принеобходимости другим субъектам права законодательной инициативы и устанавливаетсрок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
– направляет законопроект, подготовленный ответственнымкомитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к немуПрезиденту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы,внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство РоссийскойФедерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные Регламентом;
– по предложению комитетов Государственной Думыпринимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательнойинициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3)Конституции Российской Федерации или статьи 105 Регламента, а также в случае,установленном частью пятой статьи 108 Регламента;
– принимает решение о проведении парламентскихслушаний;
– принимает решение о награждении Почетной грамотойГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
– утверждает планы международных связейГосударственной Думы с парламентами других государств;
– одобряет проект сметы расходов на содержаниеГосударственной Думы на текущий финансовый год;
– рассматривает отчет Руководителя АппаратаГосударственной Думы об исполнении сметы расходов на содержание ГосударственнойДумы за истекший финансовый год;
– принимает решение о награждении почетным знакомГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги вразвитии парламентаризма»;
– решает иные вопросы организации работыГосударственной Думы в соответствии с Регламентом.
Решения Совета Государственной Думы оформляются ввиде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписываетсяпредседательствующим на заседании Совета Государственной Думы.
Материалы для рассмотрения на очередном заседанииСовета Государственной Думы и проекты решений Совета Государственной Думыпредставляются в Секретариат Совета Государственной Думы, как правило, до 16часов пятницы, предшествующей заседанию Совета Государственной Думы во вторник,и до 16 часов вторника, предшествующего заседанию Совета Государственной Думы вчетверг. Повестка заседания Совета Государственной Думы и материалы к ней направляютсяПредседателю Государственной Думы, руководителям депутатских объединений,заместителям Председателя Государственной Думы и председателям комитетовГосударственной Думы в день, предшествующий дню заседания СоветаГосударственной Думы. Государственная Дума вправе отменить решение СоветаГосударственной Думы.
На каждом очередном заседании Государственной Думыдепутатам Государственной Думы раздается информация об основных вопросах,рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы,которая подготавливается Секретариатом Совета Государственной Думы.[15]
Совет Государственной Думы направляет свои решения,документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, вдепутатские объединения и комитеты Государственной Думы. Решения, документы,материалы и иная информация Совета Государственной Думы размещаются также в Фондеэлектронных информационных ресурсов Государственной Думы.§ 3.Депутатские объединения и группы
Депутатскими объединениями являются фракции идепутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами,определенными Регламентом.
Депутатское объединение, сформированное на основеизбирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральномуизбирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных поодномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данногодепутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимоот числа ее членов.
Фракция, сформированная на основе политическойпартии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока,подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие вофракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежатдепутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одноиз депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатскогообъединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатскогообъединения.
Внутренняя деятельность депутатских объединенийорганизуется ими самостоятельно. Депутатские объединения информируютПредседателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы поРегламенту и организации работы Государственной Думы на основании:
а) сообщения Центральной избирательной комиссииРоссийской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы пофедеральному избирательному округу от соответствующих политической партии илиизбирательного блока;
б) письменного уведомления руководителя фракции обобразовании фракции;
в) протокола организационного собрания фракции,включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии,списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции ипредставлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественныхобъединениях;
г) письменных заявлений депутатов ГосударственнойДумы о вхождении во фракцию.
Фракция, сформированная на основе политической партиипрошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, в случаеиспользования в своем названии наименования данного избирательного блокаобязана указать в названии также свои отличительные признаки.
Регистрацию депутатской группы осуществляет Временнаякомиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работыГосударственной Думы на основании:
а) письменного уведомления руководителя депутатскойгруппы об образовании депутатской группы;
б) протокола организационного собрания депутатскойгруппы, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии,списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от именидепутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственныхорганах и общественных объединениях;
в) письменных заявлений депутатов ГосударственнойДумы о вхождении в депутатскую группу.
Регистрация депутатских объединений производится непозднее двух рабочих дней со дня подачи во Временную комиссию ГосударственнойДумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов,перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Указанные документы,за исключением письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождениив соответствующее депутатское объединение, рассылаются Временным секретариатомГосударственной Думы во все депутатские объединения для сведения и в АппаратГосударственной Думы для внесения в Фонд электронных информационных ресурсовГосударственной Думы.
После прекращения полномочий Временной комиссииГосударственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думырегистрацию вновь образуемых депутатских объединений, контроль за изменениями всоставах депутатских объединений, а также принятие решения о прекращениидеятельности депутатской группы в случае, предусмотренном частью третьей статьи18 Регламента, осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту иорганизации работы Государственной Думы. По поручению Комитета ГосударственнойДумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы АппаратГосударственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронныхинформационных ресурсов Государственной Думы.
Объединения депутатов Государственной Думы, незарегистрированные в соответствии с настоящей статьей, не пользуются правамидепутатского объединения, определенными Регламентом.
Депутаты, входящие в депутатские объединения, идепутаты, не входящие ни в одно из депутатских объединений, размещаются в залезаседаний Государственной Думы отдельно и компактно. В случае выхода депутатаиз депутатского объединения в соответствии с частью первой статьи 18 Регламентаместом его размещения в зале заседаний Государственной Думы является местокомпактного размещения депутатов, не входящих ни в одно из депутатскихобъединений.[16]
Депутат Государственной Думы вправе состоять только водном депутатском объединении. Депутат входит в состав депутатского объединенияна основании решения большинства от общего числа членов депутатскогообъединения по его письменному заявлению. Депутат выводится из составадепутатского объединения на основании решения большинства от общего числачленов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединениялибо в случае подачи им во Временную комиссию Государственной Думы поРегламенту и организации работы Государственной Думы или в КомитетГосударственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думыписьменного заявления:
а) о выходе из депутатского объединения;
б) о переходе в другое зарегистрированное депутатскоеобъединение;
в) о вхождении во вновь образуемую депутатскуюгруппу.
Датой выхода депутата из депутатского объединениясчитается дата регистрации заявления депутата или соответствующего решениядепутатского объединения во Временном секретариате Государственной Думы или вКомитете Государственной Думы по Регламенту и организации работыГосударственной Думы. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считаетсядень, следующий за днем регистрации документов во Временном секретариатеГосударственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту иорганизации работы Государственной Думы. По поручению Временного секретариатаГосударственной Думы или Комитета Государственной Думы по Регламенту иорганизации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вноситсоответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсовГосударственной Думы.
В случае досрочного выбытия депутата ГосударственнойДумы, избранного в результате распределения депутатских мандатов междуфедеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных,блоков, Государственная Дума в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Федеральногозакона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации»[17]принимает постановление о прекращении полномочий указанного депутата. Проектуказанного постановления вносится на рассмотрение Государственной ДумыКомиссией Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатскойэтики. На основании принятого постановления Аппарат Государственной Думы вноситсоответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсовГосударственной Думы.
В случае, если число членов депутатской группыстановится менее 55, то по истечении месяца со дня установления КомитетомГосударственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думыэтого факта деятельность соответствующей депутатской группы считаетсяпрекращенной, о чем Комитет Государственной Думы по Регламенту и организацииработы Государственной Думы принимает решение, направляемое ПредседателюГосударственной Думы, в Совет Государственной Думы, депутатские объединения длясведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения соответствующихизменений в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.§ 4. Комитеты икомиссии
В соответствии со статьей 101 (часть 3) КонституцииРоссийской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палатыкомитеты Государственной Думы (далее также – комитеты).
Комитеты Государственной Думы:
– вносят предложения по формированию проектапримерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очереднуюсессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой наочередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов впримерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущуюсессию;
– осуществляют предварительное рассмотрениезаконопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
– осуществляют подготовку проектов постановленийГосударственной Думы и проектов документов, которые принимаются илиутверждаются постановлениями Государственной Думы;
– осуществляют подготовку заключений позаконопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрениеГосударственной Думы;
– рассматривают и исполняют поручения СоветаГосударственной Думы;
– в соответствии с решением палаты подготавливаютзапросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
– в соответствии с решением Совета ГосударственнойДумы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовкупроектов постановлений Государственной Думы о направлении представителейГосударственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
– организуют проводимые Государственной Думойпарламентские слушания;
– дают заключения и предложения по соответствующимразделам проекта федерального бюджета;
– проводят анализ практики применениязаконодательства;
– вносят предложения о проведении мероприятий вГосударственной Думе;
– решают вопросы организации своей деятельности.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок, непревышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципапропорционального представительства депутатских объединений. Численный составкаждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, какправило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создаватьподкомитеты по основным направлениям своей деятельности.[18]
Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемыеим председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы,рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения пообсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.
Депутат Государственной Думы может быть членом толькоодного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседанииподкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе приниматьучастие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.
Председатели комитетов, их первые заместители изаместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избраниязаместителей Председателя Государственной Думы.
Председатели комитетов, их первые заместители изаместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы по представлению депутатских объединений. Голосованиеможет проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляетсяпостановлением палаты.
Общее число депутатов Государственной Думы, избранныхпо представлениям одного депутатского объединения на должности ПредседателяГосударственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и ихзаместителей, не может превышать 50 процентов от общего числа членов данногодепутатского объединения.
Решения об освобождении председателей комитетовГосударственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинствомголосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения об освобожденииоформляются постановлениями палаты.
Состав комитета утверждается Государственной Думойбольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение обутверждении состава комитета оформляется постановлением Государственной Думы.Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.
В состав комитета не может быть избран ПредседательГосударственной Думы. Каждый депутат Государственной Думы, за исключениемПредседателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетовГосударственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом толькоодного ее комитета.
Председатель комитета Государственной Думы:
– представляет комитет во взаимоотношениях ссубъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратуройРоссийской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации,Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека вРоссийской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественнымиобъединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентовиностранных государств, с международными организациями, а также с ПредседателемГосударственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетамии комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
– распределяет обязанности между своимизаместителями;
– вносит предложения о количестве и составахподкомитетов, рабочих групп и о порядке их работы;
– направляет своим заместителям законопроекты и иныедокументы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовкипредложений;
– уведомляет о месте и времени очередного заседаниякомитета не менее чем за двое суток членов данного комитета, а такжезаблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы ииных участников заседания;
– созывает внеочередное заседание комитета по своейинициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членовкомитета;
– ведет заседания комитета, подписывает протоколызаседаний и решения комитета;
– в случае своего отсутствия и отсутствия своегопервого заместителя поручает исполнение обязанностей председателя комитетаодному из своих заместителей;
– координирует деятельность подкомитетов и рабочихгрупп, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комитета всоответствии с Регламентом и распределением обязанностей между своимизаместителями;
– осуществляет общее руководство деятельностьюаппарата комитета;
– представляет к назначению на должность и косвобождению от должности руководителя и других работников аппарата комитета.[19]
Первый заместитель председателя комитета замещаетпредседателя комитета в его отсутствие.
Заседание комитета Государственной Думы правомочно,если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.Заседание проводит председатель комитета или его заместитель. Заседаниякомитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.Информация о работе комитета для депутатов Государственной Думы помещается надоске объявлений палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать назаседаниях комитета, членом которого он является. О невозможностиприсутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутатГосударственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета. Комитетсвоим решением вправе установить порядок передачи депутатом ГосударственнойДумы своего голоса другому депутату Государственной Думы – члену данногокомитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине.Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членовкомитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших своиголоса другим членам данного комитета, если иное не предусмотрено настоящимРегламентом. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколамизаседаний комитета.
Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют правовносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядкаработы Государственной Думы на очередное заседание.
Депутат – представитель комитета, комиссии попоручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты,заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам,относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.
В заседании комитета, комиссии Государственной Думымогут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты ГосударственнойДумы, не входящие в их состав. На заседании комитета, комиссии вправеприсутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации вГосударственной Думе, полномочный представитель Правительства РоссийскойФедерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательнойинициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета,комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари – заместители (первыезаместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти.
На заседание комитета, комиссии могут быть приглашеныэксперты, а также представители заинтересованных государственных органов иобщественных объединений, средств массовой информации.
Комитеты, комиссии вправе проводить совместныезаседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами,комиссиями раздельно.
Для выяснения фактического положения дел иобщественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другимвопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могуторганизовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглыестолы», семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанныхмероприятий в субъектах Российской Федерации командирование депутатовГосударственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется всоответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанныхмероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на днизаседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы попредставлению комитета, комиссии.
Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссияГосударственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данныхкомитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителейгосударственных органов и иных организаций.
Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работеэкспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и другихэкспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизызаконопроектов.
Деятельность комитета, комиссии Государственной Думыоснована на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета,комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документыи материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственныхорганов и иных организаций.
В соответствии со статьей 101 (часть 3) КонституцииРоссийской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палатыкомиссии Государственной Думы (далее – комиссии).
Государственная Дума образует комиссии в случаях ипорядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законамии настоящим Регламентом.
Комиссии образуются на срок, не превышающий срокаполномочий Государственной Думы данного созыва. Решения об образованиикомиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя изаместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, определениизадач комиссии, срока ее деятельности, о полномочиях, а также об установлениидаты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающегоинформацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинствомголосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениямипалаты.[20]
Председатель комиссии исполняет свои полномочия всоответствии с постановлением Государственной Думы о комиссии и положением окомиссии. Председатель комиссии осуществляет свою деятельность в порядке,установленном статьей 23 Регламента для председателя комитета ГосударственнойДумы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.
Первый заместитель председателя комиссии замещаетпредседателя комиссии в его отсутствие. Заседания комиссии проводятся впорядке, установленном статьей 24 Регламента для комитета Государственной Думы,если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.
Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов одосрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов олишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлениюГенерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениямидепутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думыданного созыва образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам ивопросам депутатской этики.
Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам ивопросам депутатской этики в части обеспечения своей деятельности имеет статускомитета Государственной Думы.
Государственная Дума образует КомиссиюГосударственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, какправило, на основе принципа пропорционального представительства депутатскихобъединений. Председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам ивопросам депутатской этики, его первый заместитель и заместитель избираются впорядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя ГосударственнойДумы. В состав Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросамдепутатской этики не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и егозаместители.
Заключение
Такимобразом, Парламент России является единственным законодательным органом властиРоссийской Федерации. Следовательно, никакой другой федеральный государственныйорган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающиеюридической силой закона. Законотворчество является основной функциейФедерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всехгосударственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральныхзаконов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральнымзаконам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Еслитакое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ этизаконы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.
Государственная Думаосуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функциюназначения должностных лиц, выработку рекомендаций. Для осуществления данныхфункций и образуются специальные органы Думы, правовое положение и функциикоторых были рассмотрены в данной работе.
Списокиспользуемой литературы
1.   Конституция Российской Федерации (сизм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст.4212.
2.   Федеральный конституционный закон «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ// СЗ РФ от 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
3.   Уголовный Кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст.2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
4.   Федеральный закон «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
5.   Федеральный закон «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003, с изм. от 18.05.2005) // СЗ РФ от23.12.2002, № 51, ст. 4982, СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
6.   Федеральный закон «О Счетной ПалатеРоссийской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 01.12.2004) // СЗ РФ от16.01.1995, № 3, ст. 167, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4844.
7.   Постановление ГД ФС РФ «О РегламентеГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998№ 2134-II ГД (ред. от 08.07.2005) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 801, СЗ РФот 18.07.2005, № 29, ст. 3006.
8.   Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов ифакультетов. – М.: Изд. группа «Инфра-М»-»Кодекс», 1996.
9.   Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. – М.: «Норма»,2001.
10.      Безуглов А.А.,Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полныйкурс). В 3 т. – М.: ООО «Профобразование», 2001.
11.      Зиновьев А.В.Конституционное право России: проблемы теории и практики. – М.; СПб.: Изд.Торг. Дом «Герда», 2000.
12.      Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2004.
13.      Комментарий кКонституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд«Правовая культура», 1996.
14.      Конституционноезаконодательство России / Под общей ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Городец:Формула права, 1999.
15.      Конституционноеправо Российской Федерации / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. –Екатеринбург, 2004.
16.      КонституцияРоссийской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит.статьей акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2003.
17.      Самигуллин В.К.Основы российского конституционного права: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-е Башкир.гос. ун-та, 2000.
18.      Стрекозов В.Г.,Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации:Учебник. 5-е изд. – М., 2002.
19.      Чиркин В.Е.Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История Нагорно-Карабахской Республики
Реферат Чрезвычайные ситуации природного происхождения
Реферат Windows NT
Реферат Развитие Черноморского экономического сотрудничества
Реферат Россия на мировом рынке услуг
Реферат Россия в глобализирующемся мире
Реферат Земельное право 7
Реферат Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Рекламное агентство"
Реферат Продуктивні сили Китаю
Реферат Принципи державного управління
Реферат Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота Роль выставки
Реферат Изготовление швейного изделия(Летние брюки)
Реферат Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг (на примере ВЦ "КраснодарЭКСПО")
Реферат Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции
Реферат Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим"