Реферат по предмету "Государство и право"


Формы осуществления местного самоуправления

1. Выполнить задание: Формы осуществления местногосамоуправления.
Местное самоуправление — система организации и деятельностиграждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местногозначения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всехжителей данной территории.
В широком смысле местное самоуправление осуществляетсянаселением или более точно, поскольку речь идет об управлении в границахмуниципального образования, жителями конкретной локальной территории. Дляобозначения населения, проживающего в границах муниципального образования иобъединенного общими интересами, используется термин «местное сообщество»,получивший некоторое устойчивое распространение.
Реализация населением права на местное самоуправлениевозможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществоморганы местного самоуправления и должностных лиц.
В первом случае процедура принятия решений в формах прямоговолеизъявления (местный референдум, сход и т.п.) может быть довольно устойчивойи систематически применяемой для небольших сельских поселений. В крупныхпоселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях,объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативномуправлении муниципальным хозяйством практически невозможно.
Поэтому, оставляя за непосредственными формами прямоговолеизъявления населения право на принятие решений по принципиальным, наиболеесущественным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение иперепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной собственности,принятие планов и программ развития муниципального образования), необходимопризнать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местногосамоуправления практически невозможна вне системы органов местногосамоуправления.
Конституция РФ (статья 130) предусматривает осуществлениеместного самоуправления в различных организационных формах, населениюпредоставлено право самостоятельно определять структуру органов местногосамоуправления. Для реализации представительных, исполнительных ираспорядительных функций, население образует выборные и другие органы местногосамоуправления и наделяет их в соответствии с законодательствомсоответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.
Выборными органами местного самоуправления в городах,районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские(поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителеймуниципального образования (дума, муниципальный комитет и т.п.) обладает правомпредставлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующиена территории муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления состоит издепутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Наименование, численный состав и полномочияпредставительного органа местного самоуправления устанавливаются уставоммуниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Висключительном ведении представительных органов местного самоуправлениянаходятся:
— принятие общеобязательных правил по предметам ведениямуниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
— утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
— принятие планов (программ) развития муниципальногообразования, утверждение отчетов об их исполнении;
— установление местных налогов и сборов;
— установление порядка управления и распоряжениямуниципальной собственностью;
— контроль за деятельностью органов местного самоуправленияи должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образования, впределах своих полномочий;
— внесение законопроектов в органы государственной власти.
Постоянно действующим исполнительным органом местногосамоуправления является, как правило, администрация муниципального образования(местная администрация). На нее, прежде всего, возлагается текущее, оперативноеуправление муниципальным хозяйством.
Местная администрация является юридическим лицом, поэтому:
— имеет обособленное имущество, собственные источникифинансирования из местного бюджета;
— может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и неимущественные права и обязанности;
— может быть истцом и ответчиком в суде;
— имеет гербовые и иные печати, штампы, бланки, расчетные ииные счета в банковских учреждениях.
Возглавляет администрацию муниципального образования главаадминистрации. Глава администрации (глава местного самоуправления) являетсявысшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местногосамоуправления на территории муниципального образования. Глава местнойадминистрации на принципах единоначалия осуществляет общее руководстводеятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всехвопросов, отнесенных к его компетенции.
Глава администрации подотчетен населению и представительномуоргану местного самоуправления. Функции главы местной администрации следующие:
— организует разработку и исполнение местного бюджета,осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;
— организует подготовку и исполнение генерального планаразвития территории муниципального образования, программы экологическойбезопасности;
— представляет, в пределах своих полномочий, муниципальноеобразование в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органамиместного самоуправления, органами государственной власти субъекта Федерации,общественными организациями;
— определяет структуру, штатное расписание администрации ивносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления;
— не реже одного раза в год предоставляет населению ипредставительному органу местного самоуправления отчет о деятельностиадминистрации;
— принимает меры по обеспечению правопорядка, координируетмеры по борьбе с преступностью;
— руководит гражданской обороной на территориимуниципального образования, осуществляет мероприятия по защите населения итерритории от чрезвычайных ситуаций;
— назначает и освобождает руководителей предприятий,учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
— осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции впределах своей компетенции.
Исполнительно-распорядительныефункции глава местной администрации осуществляет путем издания постановлений ираспоряжений. Порядок подготовки постановлений и распоряжений и их исполнениеопределяются регламентом работы администрации.
Особое место в осуществлении местного самоуправлениязанимает территориальное общественное самоуправление. Под территориальнымобщественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту ихжительства на части территории муниципального образования для самостоятельногои под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросахместного значения через создаваемые ими органы территориального общественногосамоуправления. Оно является одной из важнейших форм участия населения восуществлении местного самоуправления.
Как часть общей системы местного самоуправления РоссийскойФедерации территориальное общественное самоуправление включает в себя уже указанныеранее общие собрания (сходы), конференции граждан и иные территориальные формынепосредственной демократии, а также органы территориального самоуправления —советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельскихнаселенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.
Территориальное общественное самоуправление способствуетвыявлению общественного мнения, позволяет соответствующим органам приниматьрешения с учетом мнения и интересов большинства населения.
Органы территориального общественного самоуправлениядействуют исключительно в пределах части территории муниципального образования,населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной работы пообслуживанию общественных потребностей граждан, удовлетворению ихкультурно-бытовых и иных запросов, охране их прав и интересов.
Порядок организации и осуществления территориальногообщественного самоуправления определяется уставом муниципального образования всоответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовымиактами органов местного самоуправления.
Формирование органов территориального общественногосамоуправления происходит путем выборов на общих собраниях (сходах) иликонференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительногооргана местного самоуправления.
Приближенность органов территориального общественногосамоуправления к населению, простой порядок формирования, тесная связь ихдеятельности с повседневными жизненными интересами граждан обеспечиваютмассовость этих органов, определяют необходимость повышения их роли в системеместного самоуправления. Однако, низкая политическая и социальная активностьнаселения сдерживает развитие общественных форм самоуправления. Передпредставительными и исполнительными органами самоуправления стоит задачаинициировать развитие территориального общественного самоуправления.
В системе местного самоуправления используются и формы,служащие выявлению общественного мнения и позволяющие органам общественногосамоуправления принимать решения с учетом мнения и интересов большинстванаселения. К ним относятся: обсуждение населением вопросов местногосамоуправления, проектов решений органов местного самоуправления, опросыобщественного мнения. Важную роль играют и такие общественные инициативыграждан, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также проявлениесамодеятельности в различных сферах местной жизни.
В соответствии с Федеральным законом «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.27) наряду с такими формами участия населения в осуществлении местногосамоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы)граждан, территориальное общественное самоуправление граждан, законотворческаяинициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, граждане вправеосуществлять местное самоуправление и в других формах, которые не противоречатКонституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектовРоссийской Федерации.
Таким образом, организационные формы, посредством которыхосуществляется местное самоуправление в стране можно разбить на следующиегруппы:
Первая из них включает формы непосредственной демократии,используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия всистеме местного самоуправления осуществляется посредством различных формпрямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих вграницах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, вкоторых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в егореализации.
Эта роль определяется, прежде всего, тем, что посредствомтаких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда другихобеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системыместного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что впрактике местного самоуправления формы непосредственной и представительнойдемократии переплетаются, дополняя друг друга.
Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществленииместного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы(местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в системуместного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
Другую группу организационных форм местного самоуправлениясоставляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которыевозлагается основная повседневная работа по осуществлению местногосамоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления выступают одной из основдемократической системы управления обществом, позволяющей демократизироватьаппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью посравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересовмалых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетатьинтересы и права человека и интересы регионов и государства в целом.
Отдельную группу составляют организационные формы участиянаселения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которойзанимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные,разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправленияслужат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением.В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициативанаселения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Онитрансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение,практическую работу.
В определении организационных форм, как основы, на которуюнанизываются права, полномочия, собственность, финансы, населениюпредоставляется полная свобода.
Закон предусматривает право муниципального образованиясамостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляютсяконкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядокформирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантиинепосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления,наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления.

2. Решить ситуацию
Жители некоторых населенных пунктов Лесного района решили войтив состав Степного района, поскольку эти населенные пункты были расположены внепосредственной близости от границы Степного района, многие из них работали врайонном центре — поселке Степное, а сами эти населенные пункты и по профилюхозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поседениямиСтепного района. Инициативная группа жителей обратилась с заявлением по данномувопросу в администрацию Лесного района. Глава администрации проинформировал обинициативе жителей районный Совет. Однако депутаты представительного органаЛесного района приняли решение о своем категорическом несогласии с подобнымизменением границ территории района, поскольку в этом случае существенноуменьшается налогооблагаемая база Лесного района, и решение вопросов местногозначения, отнесенных законодательством к компетенции муниципального района,станет невозможным.
На основании решения районного Совета глава администрацииЛесного района отказал в регистрации инициативной группы граждан по вопросуизменения границ района.
Каков порядок изменения территорий муниципальныхобразований?
Возможен ли переход части населенных пунктов из одногорайона в другой в указанной ситуации?
Решение
Порядок изменения территорий муниципальных образованийопределён в ст. 12 Федеральный закон Российской Федерации „Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ".
Процесс изменения границ муниципального образования включаетв себя, как правило, следующие этапы:
а) выдвижение инициативы об изменении границ муниципальногообразования;
б) выявление мнения населения;
в) проведение голосования;
г) принятие закона субъекта Российской Федерации обизменении границ муниципального образования;
д) внесение изменений в устав муниципального образования;
е) внесение изменений в государственный реестр муниципальныхобразований Российской Федерации.
В указанной ситуации переход части населенных пунктов изодного района в другой возможен при выполнении требований ч.2 ст.12 Закона, всоответствии с которой обязательно должно быть учтено мнение всего населенияэтих населённых пунктов, выраженное либо в форме голосования, либо на сходахграждан.
В данном случае также обязательно учитывать мнение районногоСовета Лесного района, который в соответствии с ч.3-6 ст.24 Закона передназначением голосования или схода граждан по вопросу изменения границ района,направляет в представительный орган субъекта РФ наряду с другими документамисвоё решение, отражающее его мнение по вопросу об изменении границ района.Поэтому решение главы администрации Лесного района является неправомерным.

3. Дать ответ (ответы) на контрольные вопросы
3.1 Южногерманская модель местного самоуправленияпредполагает
а) представительный орган местного самоуправления (совет) и бургомистрраздельно избираются населением, после чего бургомистр становится председателемсовета и единолично решает важнейшие вопросы местного значения:
б) представительный орган местного самоуправления (совет) ибургомистр раздельно избираются населением, после чего бургомистр становитсяпредседателем совета, но ведущая роль сохраняется за советом;
в) в муниципальном образовании формируется представительныйорган местного самоуправления (совет) и исполнительный орган –магистратура, которуювозглавляет нанимаемый бургомистр;
г) все варианты неверны.
Для южногерманской модели характерно слияние верхушкипредставительной корпорации и администрации. Суть этой системы заключается втом, что бургомистр общины возглавляет одновременно и местный представительныйорган (совет общины), и местную администрацию. Таким образом, избранныйнаселением на основе прямых выборов бургомистр работает на принципахединоначалия и имеет обычно очень большой вес в своей общине. Однакочрезвычайно широкие полномочия бургомистра уравновешиваются системоймуниципального надзора.
3.2 Что представляет собой муниципальный заказ
а) совокупность муниципальных контрактов на поставкутоваров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета;
б) совокупность договоров, заключенных с бюджетнымиорганизациями на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счетместного бюджета;
в) перечень товаров и услуг для муниципальных нужд;
г) перечень товаров и услуг для населения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ч. 4 ст. 72)определяет муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальныхконтрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счетсредств соответствующего бюджета.
Федеральный закон «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» (ст. 1) также под муниципальнымзаказом понимает соглашение между органами местного самоуправления и подряднымиорганизациями о выполнении работ (оказании услуг), финансируемых за счетсредств местного бюджета.

Литература
волеизъявление управлениемуниципальный право
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ />(ред. от03.11.2010) />«Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»
3. Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местногосамоуправления. //«Журнал российского права». – 2002. — №4. — С. 16
4. Ивашкин В. А. Компетенция органов местного самоуправления. // Журнал «Местнаявласть». –2003. — №4. — С. 22-24.
5. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации.»/ под ред.В.И. Шкатуллы. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
6. Уваров А.А. О государственныхполномочиях в компетенции органов местного самоуправления. // Государство иправо. — 2004. — № 10.- С. 15.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.