КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА/>
Смоленск2005
ПЛАН
1. Унитарноегосударство: современные черты и пути развития
2. Отличиенормативных актов от актов применения
3. Структура нормправа
1. Унитарноегосударство: современные черты и пути развития.
Термин «государственноеустройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. Вшироком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихсягосударственного строя в целом, устройство всего государства(социально-экономической и политической основы государства, основы правовогостатуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственныхорганов).
В узком смысле слова –для характеристики территориальной (национально-территориальной) организациигосударственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства нате или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения междугосударством в целом и его составными частями).
При характеристикегосударственного устройства как одной из форм государства имеется ввиду второе(узкое) значение этого термина.
Таким образом, формагосударственного устройства – это внутреннее строение государства, деление егона составные части и их взаимоотношение между собой.
В отличие от формыправления здесь организация государства рассматривается с точки зренияраспределения государственной власти и государственного суверенитета в центре ина местах, их «разделения» между частями государства.
Такое понимание даннойформы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, изкаких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края,республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.д.). Во-вторых, каков правовойстатус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесьвозможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность,относительная самостоятельность, полная несостоятельность. В-третьих, какимобразом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурныхобразований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частейгосударства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько системвысших органов государственной власти существует в данном государстве: одно илинесколько. По форме государственного устройства государства подразделяются надве группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).
Простое (унитарное)государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различныхадминистративно-территориальных единиц (округов, дисткритов, областей, краев ит.п.) и не имеющие в своем составе других государств или государственныхобразований.
Унитарное государствохарактеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любыхсложных государств.
1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другиеадминистративно-территориальные образования. Степень их зависимости отцентральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяютсяна централизованные и децентрализованные. В централизованных существуетдостаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К такимгосударствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованныхструктурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (кругвопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти),однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония идр.). Следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарныхгосударств допускается существование административной автономии. Так, вВеликобритании в качестве административных автономий входят Шотландия иСеверная Ирландия. Испания, кроме национальных автономий (страна Басков иКаталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличиеадминистративных автономий в унитарных государствах порождает определенныетрудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объемполномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше,чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.
2. Существованиеединой и единственной для всей страны системы высших представительных,исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости отстепени централизованности унитарного государства органыадминистративно-территориальных образований в большей или меньшей степениподконтрольны органам центральной власти.
3. Наличие единой территории, единойконституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебнойсистемы, единых вооруженных сил. Это означает то, чтоадминистративно0территориальные образования не имеют своей собственнойтерритории, не вправе принимать конституцию и иные законы, вводить собственноегражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативныесудебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправепринимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконныйхарактер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органамигосударственной власти.
Унитаризм пришел на сменуфеодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную рольпо отношению у прогрессу развития государственности. В научной литературе онрассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная формагосударственной организации. Для наиболее эффективной реализации основнойфункции государства – управления обществом, унитарная форма государственногоустройства является оптимальной. Не случайно большая часть современныхгосударств являются унитарными.
2. Отличиенормативных актов от актов применения
Среди многочисленных форм(источников) права важное место занимают нормативно-правовые актыгосударственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативными актамипонимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственныхорганов, в которых содержатся нормы права. Это – акты правотворчества, спомощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовыенормы.
Все без исключениянормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами.Они издаются и санкционируются только органами государства. Имеют волевойхарактер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. Снарушением, велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связываетсянаступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридическихпоследствий.
В числе нормативныхактов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты,указы, постановления правительства, приказы министров, председателейгосударственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местнымиорганами государственной власти и управления.
Нормативно-правовые актыкак формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющихнормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права.
Нормативно-правовые актыи акты применения являются юридическими по своему характеру актами. Помимовсего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенныеюридические последствия. Однако принципиальные отличие их друг от другазаключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде нормправа и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат всебе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера.Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее – неопределенному кругуюридических и физических лиц, в то время как акты применения обращены строгоопределенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу(установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсиюи т.д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкийкруг общественных отношений, а акты применения рассчитаны лишь на строгоопределенный вид общественных отношений. Действие акта применения прекращаетсяс прекращением существования конкретных общественных отношений. В то время какнормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуютли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такогоакта применения, как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращаетсяпо мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ,тюремного заключения и т.д.). Однако это вовсе не означает прекращения действиязакона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершениеподобного преступления.
Аналогичным образомобстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и другихотраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договораотнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтовтрудового права.
Следует отметить, чтоодни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или поразным вопросам как нормативно-правовые, так и акты применения. Например,согласно Конституции РФ, Федеральное собрание принимает не только законы –нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальныйхарактер.
3. Структуранорм права
Нормы права,устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, т.е.являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структурегипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотезаюридической нормы – часть юридической нормы, указывающая на жизненныеобстоятельства, при наличие или отсутствии которых реализуется норма.
С помощью гипотезыабстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю,к определенному человеку, времени, месту. Обобщение социальных ситуацийприводит к формированию модели поведения, выраженной абстрактно в норме, акаждая из ситуаций, закрепленная в гипотезе, «вдыхает в жизнь» в правилоповедения, переводит его на уровень отдельного случая.
Если в гипотезе указаноодно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действиеюридической нормы, то такая гипотеза называется простой.
Если гипотеза действиянорм ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или болееобстоятельств, то она называется сложной.
Альтернативной называютгипотезу, ставящую действие юридических норм в зависимость от одного из несколькихперечисленных в законе обстоятельств.
Диспозицияюридической нормы – часть юридической нормы, содержащая правило поведения,которому должны следовать участники правовых отношений.
В зависимости от того,как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:
а) простая – диспозиция,называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его;
б) описательная –диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения;
в) ссылочная –диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления сним к другой норме закона.
СТРУКТУРАНОРМА ПРАВА
ГИПОТЕЗА
ДИСПОЗИЦИЯ
САНКЦИЯ