Введение.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла вформе государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, формунационально-государственного и административно-территориального устройства,политический режим.
И если форма правленияотвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную властьв государственно-организованном обществе, как устроены, организованы идействуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то политическийрежим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная властьв конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняетсвоё социальное назначение — обеспечивает экономическую жизнь, общественныйпорядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовыезадачи, форма же национально-государственного иадминистративно-территориального устройства раскрывает способы объединениянаселения на определенной территории, связь этого населения через различныетерриториальные и политические образования с государством в целом.
Изучая формыгосударства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия“ устройство государства” в теории государства и права. Говорится об устройствегосударства как форме государства, об устройстве — как форме правления, обустройстве — как территориальной организации. Во всех этих случаях речь идетименно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разныхаспектах: политическом, структурном, территориальном.
Форма государственногоустройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннююструктуру государства, способ его политического и территориального деления,обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства сорганами его составных частей.
Форма государственногоустройства показывает:
· из какихчастей состоит внутренняя структура государства;
· каковоправовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;
· как строятсяотношения между центральными и местными органами;
· в какойгосударственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей натерритории данного государства.
В теории государства иправа государственное устройство подразделяется на простое (унитарное) исложное (федерация).
Цель курсовой работыраскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимостьэтой формы государственного устройства на примере отдельных государств.
Форма государственногоустройства
История существования государства свидетельствует о том, что во всех векахразные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способомтерриториального деления (административно-территориальные единицы, автономныеполитические образования, государственные образования, обладающиесуверенитетом), а также степенью централизации государственной власти(централизованные, децентрализованные, организованные по принципудемократического централизма). Это уясняется под термином формагосударственного устройства, под которой понимается территориальная организациягосударственной власти, соотношение государства как целого с его составнымичастями[1].
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основнымисреди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственногоустройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумяпервыми.
Также нужно добавить,что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние имежгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную ифедеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным –конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя формагосударственного устройства, потому что является союзом государств,объединением международно-правового характера с международным договором.
Унитарное государство– простое, единое государство, части которого являютсяадминистративно-территориальными единицами и не обладают признакамигосударственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов иединая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии,Италии.[2]
В унитарномгосударстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральныеорганы, которые официально представляют страну на международной арене.Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория.Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства.Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрениюустанавливать и взимать налоги.
Унитарные государствабывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., идецентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионыпользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведениецентральными органами вопросы.
Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственнымиобразованиями и обладают в той или мере государственным суверенитетом и другимипризнаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами ифедеральным законодательством существуют высшие органы и законодательствосубъектов федерации (например в Германии, Индии, Мексике, Канаде); федерациимогут быть построены по территориальному (США) либо по национально –территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами ицентром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть измененатолько с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий являетсяисключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации;третья – совместной компетенцией союзов и его членов. В настоящее время в миресуществует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия,Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики – Сербиюи Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско – хорватско –мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, ОбъединенныеАрабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада,Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия,Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные ШтатыМикронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализмаприсущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достиженияполитических, военных, экономических и прочих целей.[3]Конфедерация не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий дляобъединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствуетединая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаватьсясоюзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых ониобъединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования исуществует сравнительно не долго: они либо распадаются (как это произошло сСенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 гг.), либопреобразуются в федеративные государства (как это, например, было соШвейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 –1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являютсяосновными, но еще существует особая форма ассоциированного государственногообъединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государствавыступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников».
Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в видеЕвропейского сообщества. При существовании экономических предпосылок (общегорынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге).Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться впереходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративномугосударственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамкахЕвропейского сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаютсяк уровню государственной интеграции характерной для федерации).[4]
Итак, проведем болееподробное исследование первой из трех видов формы государственного устройства:унитарное государство.
Унитарная формагосударственного устройства.
Подавляющее большинствостран мира (около 85 %) избрало унитарную форму своегополитико-территориального устройства. Это – Китай и Япония, Великобритания иФранция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина иБеларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды,Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия,Турция и Ливия, Казахстан и Узбекистан, Дания и др. В большинстве из них ни вофициальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя ихунитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях такихгосударств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится. Так, например,в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш,Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об ихунитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга,Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. – о единстве и/илинеделимости этих государств, их территории.
Понятие ихарактеристика унитарного государства.
«Унитарное государствообычно называют простым государством, оно делитсяадминистративно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степеньцентрализованного руководства и регулирования жизни государства в целом имногих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органовадминистративно-территориальных единиц государства в местных делах степеньсамостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменятьместные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе.И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизньотдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органовпредставительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органыадминистративно-территориальных единиц и имеют возможности обращения вцентральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов вцентре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, какправило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательныхдля центральных органов.»[5]
Унитарное государствохарактеризуется следующими признаками:
· Унитарноегосударство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные,исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководствосоответствующими местными органами.
· На территорииунитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная длявсех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитнаяполитика.
· Составныечасти унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции,графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своихзаконодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитическихорганов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы вунитарном государстве обладают известной, а иногда и значительнойсамостоятельностью.
· Унитарноегосударство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности,широко допускают национальную и законодательную автономию.
· Все внешниемежгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официальнопредставляют страну на международной арене.
· Унитарноегосударство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляютсяцентральными органами государственной власти.
Унитарноегосударство.
Унитарное государствоимеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую системуорганов государственной власти и управления, одну судебную систему, единыйбюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное государство нередконазывают единым слитным, простым по своей структуре государством, в отличие отфедеративного государства как сложного, составного, союзного, объединенного.Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого вреальной жизни имеют более или менее существенные отклонения, сближающие иногдатакие разновидности унитарного государства с федеративным.[6]
Простые унитарныегосударства по своей территориальной структуре включают в себя только обычныеадминистративно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет насвоей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматриваетсякак сложное. Административно-территориальное деление имеют практически всегосударства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науруили Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшойтерритории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деленияунитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции –муниципалитеты в Нидерландах или области – общины в Армении и Болгарии),трехзвенными (например, область – провинция – коммуна а Италии) и дажечетырехзвенными (например, регион – департамент – район – община во Франции).
По характерувзаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственнойвласти и управления и его структурными частями, их органами власти, управленияи самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованныеи децентрализованные.
В свою очередьцентрализованные государства по степени своей централизации могутразграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные,характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные илидемократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарныхгосударств может быть достаточно высокой и относительно слабой. Всверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечиваетсявертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориальногозвена управления центру, который назначает или утверждает своих представителейдля управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария идр.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менееширокая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либовообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и наместах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, нарядус действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местнымсамоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).
Административно-территориальноеделение унитарной страны может прямо закрепляться в ее конституции, а можетнаходить в ней косвенное отражение или о нем может вовсе не идти речь вконституции. Так, в конституции Испании содержится целый раздел «Отерриториальном устройстве государства», где подробно излагаются общиепринципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ.В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республикапризнает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самуюширокую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своегозаконодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. Вспециальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четкоопределяются права и полномочия областей как автономных образований, ихперечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальныхединиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций наокруга «с исключительно административными функциями для последующейдецентрализации (ст. 128, 129 и др.). В Конституции Греции (ст. 101)указывается, что административное деление страны производится, исходя изгеоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственнаяадминистрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях имуниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123-132). ВКонституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает всвоей организации принципы автономии местных органов власти и демократическойдецентрализации государственного управления ( ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этойКонституции закрепляет статус автономных областей и организацию местной власти.
Примерами простых унитарныхгосударств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия,Египет и Польша.
Административно-территориальноеустройство Индонезии включает 27 провинций и особую столичную территорию г.Джакарты. Во главе провинций находятся назначаемые Президентом губернаторы иместные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (ихоколо 300) во главе с главами областей. В число областей включаются и рядкрупных городов, возглавляемые мэрами. Области в свою очередь разделяются нарайоны (их более 3200) во главе с назначаемым правительством чиновниками(чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе состаростами, назначаемые чаматом.[7]
Административно-территориальноеустройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется наокруга, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентомгубернатор – представитель исполнительной власти страны, который в провинциивозглавляет ее административный орган – исполнительный совет. Главы округов ирайонов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах вкачестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхигородских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министрубезопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в странеимеется и система органов местного самоуправления, представленная местнымипредставительными органами – народными советами провинций, районов, городов,деревень, избираемыми населением соответствующихадминистративно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлениине только страной в целом, но и на местах принадлежит государственномууправлению.
В Польше ст. 3Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализациюпубличной власти». Её политико-территориальная структура включает 49 воеводств,включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организациигосударственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеютпредставительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателемправительства и являющимися органами правительственной администрации ипредставителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляетсятерриториальное самоуправление, основной единицей которого является община(гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иныхпубличных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воеводаосуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.
Автономия вунитарном государстве.
Хотя большинство унитарныхгосударств включают только те или иные административно-территориальные единицы,и не имеют каких-либо автономных образований, немало и таких унитарныхгосударств, которые обладают автономиями. Это, несомненно, усложняет ихполитико-территориальную организацию, вносит в неё известную асимметрию. Носамо по себе наличие на территории данной страны одной, двух и даже несколькихавтономий не выводит её за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию.«Автономность и суверенность – это качественно различные уровнисамостоятельности политико-территориальных единиц, субъектов. Общая тенденциядемократизации устройства государств в современном мире определяет общуютенденцию роста децентрализации политико-территориального устройства различныхстран, расширения автономии и местного самоуправления.»[8]Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в«государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономныхединиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающимив определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративнымгосударствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма.
Автономия.
Автономия – особыйстатус территории в государстве (или сама территориальная единица ссоответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможностисамостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочийгосударства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.
Автономия (Autonomy)
«Точное значение этогопонятия – самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета инезависимости. В традиционной международной теории все государства считаютсяавтономными, т.е. неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее времяэта концепция носит более относительный характер. Сейчас автономиярассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости,т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятиеавтономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитетараспространяется только на государства, идея автономии распространяется натерриторию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства.»[9]
В данном случае речьидет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и вболее широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономностьв партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная инационально-культурная автономия и др.).
Сама территориальнаяавтономия может носить общий, не специфический, национально-территориальныйхарактер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так инационально-территориальные начала.
Национально-территориальнаяавтономия – это одна из разновидностей (форм) политико-территориальнойорганизации многонационального государства, обеспечивающая более или менеесамостоятельное осуществление публичной власти на какой-либо его части,отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры,языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение исамоуправление этносов и компактно проживающих этнических меньшинств даннойстраны.
Автономии различногопорядка, уровня и характера имеются сегодня во многих унитарных странах. Это –Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции;Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии;Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия иФарерские острова а Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию,Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеютсяи во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии;Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане;Горный Бадахшан в Таджикистане.
Рассмотрим далееполитико-территориальное устройство сложных унитарных государств на конкретномпримере трех крупных стран мира – Китая, Италии и Испании, каждая из которыхвключает многочисленные, иногда и разнохарактерные автономные образования.
Китай.
В Китае, где 92% всегонаселения страны составляют этнические китайцы (хань) и только 8% иноэтническоенаселение в рамках унитарного государства используетсянационально-территориальная автономия в административной форме. На территории страныв этом отношении образованы: пять автономных районов (Синьцзян-Уйгурский, Тибетский,Внутренней Монголии, Гаунси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский), представляющих собойвысший уровень административной автономии; три десятка автономных округов,олицетворяющих средний уровень такой автономии; и более ста двадцати автономныхуездов как нижнего уровня административной национально-территориальнойавтономии. Все автономии рассматриваются как неотъемлемые части унитарногогосударства, которым вменяется в обязанность сохранять единство страны. Они неявляются ни государствами, ни государственными образованиями, обладающими темили иным признаком государства.
В целом же Китай –сильно централизованное унитарное государство, в котором даже крупныенациональные районы обладают ограниченной, не государственной, аадминистративной автономией, находятся в прямом подчинении и под достаточножестким контролем высших и других государственных органов. В обычных уездах иволостях осуществляется прежде всего не самоуправление, а государственноеуправлении на основе единой иерархической исполнительной вертикали во главе сГосударственным советом КНР, в то время как общественное самоуправление (комитеты городского и сельского населения0 создаются на самом низовом уровне(деревня, городской квартал) и выполняет весьма ограниченные функции.
Италия.
Италия, как ужеотмечалось, относится сегодня к числу весьма децентрализованных по своемуполитико-территориальному устройству стран, что исторически во многом явилосьрезультатом реакции на тот сверхцентрализм, который более двух десятилетийсуществовал в ней в годы фашистской диктатуры (1922-1943). Наиболее рельефноэто проявляется в подразделении территории страны на 20 автономных областей,среди которых особо выделяются пять, имеющих в той или иной мере относительноболее широкую автономию.
В Конституции Италииговорится, что страна делится на области, создаваемые как «автономныеобразования с собственными правами и функциями согласно принципам,установленным в Конституции» (ст. 115), а такие автономные области, как«Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле-д’Аостаимеют особые формы и условия автономии согласно специальным статусам,установленным конституционным законом» (ст. 116). Особая автономность Сицилии иСардинии была обусловлена их островным положением, относительной социально-экономическойотсталостью, серьезными особенностями быта и жизненных традиций, а такжепроявлениями сепаратизма; а в трех других – проживанием в них этническихменьшинств (немецкоязычных, франкоязычных и иных).
Все автономные областиобладают достаточно высоким статусом и широкой компетенцией в рамках унитарнойформы политико-территориального устройства, основанного на автономии идецентрализации. Их автономии носит не только административный, но изаконодательный характер, поскольку область (ст. 117) имеет право издаватьзаконодательные нормы и многим вопросам (организация собственных органов,территория коммун, местная полиция, сельское хозяйство и леса и др.). Областипользуются установленной законом республики финансовой автономией (ст. 119).Область имеет областной совет (законодательный орган) и джунту во главе с еепредседателем (исполнительный орган). Каждая область имеет свой статут, которыйв соответствии с конституцией и законами страны определяет е внутреннююорганизацию, принимается областным советом абсолютным большинством голосов егочленов и утверждается законом республики.
В области находитсяправительственный комиссар, который руководит деятельностью государственнойадминистрации и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью; он жевизирует принятые областным советом законы, если они не вызывают возражения состороны правительства.
Провинции и коммуны,служащие территориальным единицам государственного и областного деления, такжеявляются автономными образованиями в установленных законом рамках (ст. 128 и129 Конституции Италии).
Испания.
В Испании, как и вИталии, все ее территориальные единицы – автономные сообщества, провинции имуниципалитеты – являются автономными образованиями различных уровней в рамкахобщей высокой децентрализации политико-территориальной системы страны. Как и вИталии, автономизм современной Испании был противопоставлен франкистскойполитике жесткой унификации, полного отрицании автономии национальных районов иабсолютного унитаризма. Сильно подчеркнув нерушимое единство испанской нациикак единого и неделимого отечества для всех испанцев, конституция Испании (ст.2) в тоже время признает и гарантирует право на автономию для национальностей ирегионов, ее составляющих, и солидарность между ними. В стане в ещё большеймере осуществлено демократическое сочетание общетерриториальной инационально-территориальной автономии в ее политико-территориальнойорганизации.
Всего в Испанииимеется 17 автономных сообществ, из которых три (Каталония, Галисия и СтранаБасков) образованы на территории исторического компактного проживаниясоответствующих коренных народов Испания – полиэтническая страна, в которойпочти 73% населения составляют кастильцы, или собственно испанцы, свыше 16%каталонцы, более 8% — галисийцы и свыше 2% — баски. Испанский унитаризмхарактеризуется не только высокой децентрализацией, но и асимметрией. Этонаходит свое выражение, в частности, в том, что автономные сообщества имеют неодинаковый статус, поскольку одни (Каталония, Галисия, Страна Басков и Андалузия)обладают полной автономией (Канарские острова, Наварра и др.); а третьи –сравнительно ограниченной автономией.
Согласно Конституции,различия в статусах разных автономных сообществ ни в коем случае не могутдавать ни экономических, ни специальных преимуществ, а государство гарантируетэффективное осуществление принципа солидарности, заботясь об установленииадекватного и справедливого экономического равновесия между различными частямииспанской территории, уделяя особое внимание специфическим обстоятельствамостровных территорий (ст. 138). Важно то, что все испанцы имеют одни и те жеправа и обязанности на всей территории страны; что никакие органы власти немогут принимать меры, которые прямо или косвенно препятствуют свободепередвижения и выбора место пребывания лиц и свободному перемещению имуществапо всей испанской территории. Ни в коем случае не допускается созданиефедераций автономных сообществ, а соглашения между ними могут заключаться лишьс разрешения парламента страны при уведомлении его о характере и целях такогосоглашения.
Автономные сообществаимеют собственные статуты (уставы), принимаемые парламентом страны путемиздания органического (конституционного) закона.
Своеобразие испанскогоавтономизма состоит в том, что в рамках его конституционных основ вопросыразграничения предметов ведения и полномочий автономных сообществ и государствав целом решаются в каждом конкретном случае отдельно, что порождает еще большуюасимметрию внутри системы самих автономных сообществ.
По Конституции Испанииавтономные сообщества обладают достаточно широким полномочиями. К их ведениюотносятся: организация своих органов самоуправления; изменение границ ихмуниципалитетов; территориальное, городское городское жилищноеблагоустройство; транспорт; общественные работы и дороги на их территории;земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды;развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство;гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местныеярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта идосуга; местная полиция и др.
Вместе с тем вусловиях длительного и постоянного противоборства тенденций единения,унитаризации и децентрализации, автономизации в вопросахполитико-территориальной организации страны Испании приходится обеспечивать ихтрудный баланс в рамках унитарного «государства автономий». Во-первых,Конституция закрепляет исключительную компетенцию государства в таких областяхкак: международные отношения; оборона и вооруженные силы; регулированиеосновных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении имисвоих конституционных прав и обязанностей; гражданство, миграция, положениеиностранцев, право убежища; отправления правосудия; денежная система и основыкредитной, банковской и страховой системы; государственные финансы игосударственный заем; внешняя торговля, таможенный режим и таможенные тарифы;торговое, уголовное, гражданское и иное право; трудовое законодательство,законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности, о системемер и весов; основы и координация общего планирования экономическойдеятельности; развитие и общая координация научно-технических исследований;основы и общая координация здравоохранения; общий порядок функционированияпечати и средств массовой информации; охрана общественного порядка др. Закрепляяэти полномочия за государством в целом, Конституция при их определении вомногих случаях подчеркивает, что это не должно наносить ущерб самостоятельностиавтономных сообществ в соответствующих областях.
Во-вторых, при всейвысокой децентрализации и автономности государство сохраняет за собой строгий иширокий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, вчастности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаютсяпарламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормамиавтономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительномуведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающиенеобходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономныхсообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если тоготребуют общие интересы (ч. 3 ст. 150)
В-третьих, еслиавтономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституциейили другими законами, либо его действия наносят серьёзный ущербобщегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателяавтономного сообщества и при отсутствии ответа с его стороны может с согласия абсолютногобольшинства Сената принять необходимые меры для выполнения автономнымсообществом указанных обязательств в принудительном порядке или для защитыобщегосударственных интересов.
Конечно, автоматизацияи децентрализация политико-территориального устройства современной Испании несмогла за сравнительно короткий исторический срок решить все этнонациональные ирегиональные проблемы и тем более устранить экстремистские проявления нанационалистической и сепаратистской почве. Предстоит пойти ещё долгий инелегкий путь. Но бесспорно и то, что демократическое применение принциповавтономизма и децентрализма в этой многонациональной стране позволило закороткий период снять былую остроту сепаратистских тенденций, укрепить единствостраны, во многом преодолеть острейшие межнациональные и межрегиональныенапряженности и конфликты. Опыт Испании, сумевшей в кратчайший историческийсрок в целом успешно перейти от тоталитаризма к демократии, имеет не тольконациональное, но и международное значение, особенно для полиэтничныхпостсоветских и постсоциалистических стран.
Заключение.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное
государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции»[10]. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.
Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжатся на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.
С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д[11].
Список используемой литературы.
1. Венгеров А.Б.“Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега – Л,2002.0-608 с.
2. Матузов Н. И.,Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004 – 512 с.
3. Современноеконституционное право зарубежных стран. Сборник ч. 1, 2. М.: 1995 г.
4. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторскогоколлектива – доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян – М.:Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.
5. Енгибарян Р. В.,Тадевосян Э. В. Конституционное прво: Учебник. – 2- изд., перераб. И доп. М.:Юристъ, 2002. – 554 с.
6. Словарь по правамчеловека.
7. Общая теориягосударства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.
8. Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие.- М.: Проспект,
1995 г.
9. Хропанюк В. Н. ТГП.: учебноепособие для вузов / под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. – М.:2002 – 337 с.
10. Апсалямов Р. Г. лекционный материал 2004.