Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовные наказания за налоговые преступления: понятие, виды и правила их назначения

Содержание
Глава1. Понятие и соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушенийзаконодательства о налогах и сборах
1.1Понятие налогового преступления
1.2Соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушенийзаконодательства о налогах и сборах
Глава2. Виды уголовных наказаний за налоговые преступления
2.1 Штраф
2.2 Лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.3 Обязательные работы
2.4 Исправительные работы
2.5 Ограничение свободы
2.6 Лишение свободы на определенныйсрок
Глава3. Назначение наказания
3.1Правила назначения наказаний
3.2Верховный суд РФ о преступлениях и наказанияхв сференалогообложения
Заключение
Списоклитературы

Введение
Уголовный кодекс Российской Федерации1996 г., вступивший в действие 1 января 1997 г., впервые отдельную главупосвятил преступлениям в сфере экономической деятельности (гл. 22).
Проблемы уголовной ответственности заназванные преступления, включая налоговые, представляются наиболее сложными какдля ученых юристов, так и для правоприменителей. В связи с этим тема, избраннаядля написания курсовой работы, является актуальной и требует тщательнойразработки.
Основные причины и условия налоговойпреступности в значительной степени отличаются от общеуголовных. Условно ихсовокупность можно разделить на экономические, правовые инравственно-психологические.[1]
Возникновение современной налоговой преступности,прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлениемрыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной формесобственности, возникло определенное противоречие между интересами государстваи общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.
В современных условиях налогиявляются главным источником бюджетных доходов. Постоянное увеличение расходов,вызванное различными объективными причинами, побуждает государство повышатьуровень налогообложения. При этом налоговая политика практически не учитываетто обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятийиспользуют (но не всегда) устаревшее оборудование, технологии, испытываютострую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию,как на внутреннем, так и на внешнем рынке (особенно в условиях современногоэкономического кризиса). Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей ик снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между темдостаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которыхвыделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонениюот уплаты налогов.
Основной причиной налоговойпреступности все же является нравственно-психологическое состояниеотечественных налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением ксуществующей налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а такжекорыстной мотивацией.
Следует отметить, что негативноеотношение российских предпринимателей к налоговой системе в немалой степениобъясняется недостаточным уровнем их правовой культуры. Отсутствие должногоправового воспитания в первую очередь определяется тем, что российскаяналоговая система в более или менее цивилизованном виде сформировалась лишь вконце 1991 г., тогда как в большинстве зарубежных стран институтналогообложения существует сотни лет. В этих странах лица, уклоняющиеся отуплаты налогов, осуждаются государством и обществом. Опрос же представителейразличных категорий российских граждан показал, что 60% опрошенных не считаютсебя налогоплательщиками.
Руководитель существовавшей ранее ФСНПРоссии С.Н. Алмазов в этой связи отмечал: "… основная моральная причинаналоговой преступности заключается в качественном изменении составаналогоплательщиков при переходе к рынку. Многие из них стали собственниками.Соответственно изменилось и отношение к уплате налогов. Если раньше государствуперечислялись государственные же средства, то теперь каждый отдает как бы«свое». С одной стороны, это хорошо — хозяйственники считают каждыйрубль и рачительно используют его, а с другой — наблюдается всплеск налоговойпреступности. Подавляющая часть налогоплательщиков еще не прониклась сознаниемтого, что добровольная и полная уплата налогов «возвратится» к ним ввиде повышения зарплаты, создания новых рабочих мест, решения социальныхпроблем".
Определяющим фактором в нравственно — психологическом аспекте, безусловно, является корыстная мотивация. Лица,совершившие налоговые преступления, в большинстве своем характеризуютсяповышенным уровнем материальных запросов, стремлением к при обретению объектовнедвижимости и т.п. Уклонение от уплаты налогов рассматривается ими как один изспособов достижения указанных целей.
Однако для объективности следуетотметить, что не все налоговые преступления совершаются на основе личнойкорыстной заинтересованности. Имели место факты, когда сокрытые отналогообложения средства использовались руководителями предприятий для развитияпроизводства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается инаяличная заинтересованность, выражающаяся в стремлении улучшить финансовоесостояние своего предприятия.
В современном цивилизованном общественалоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используется для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, насостояние научно-технического прогресса.
Налоги представляют собойобязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и сграждан по ставке, установленной в законном порядке.[2]Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Во всех тонкостях налогового деласпособны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек долженреально представлять, как складываются его отношения с государством по поводуналогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономическойкультуры бизнеса.
Меняются ставки налогов, объектыналогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источникиуплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивныйи методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информациипо налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременнополучить. Незнание законов не освобождает от ответственности за ихневыполнение.
Процесс формирования норм налоговогозаконодательства выявил особую актуальность установления наказаний за налоговыепреступления. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговыхпоступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющихсистемы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовойрегламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений,многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человекаправовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитиеналогового законодательства невозможно без налоговых нарушений, налоговыхпреступлений.
Для понимания пределов полномочийналоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализироватьих правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.
Задачами курсовой работы является:
1.Рассмотреть, что представляют собойналоговые преступления в целом;
2.Определить соотношение налоговыхпреступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах;
3.Определить виды и правила назначенияуголовных наказаний за налоговые преступления;
4.Выявить особенности рассмотрения дело налоговых преступлениях и назначения наказаний.
Борьба с уклонениями от уплатыналогов в крупных размерах организована недостаточно. Поэтому следуетрассмотреть эту тему подробнее, что бы понять, в чем же слабые стороныорганизации наказаний за налоговые преступления.
Глава1. Понятие и соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушенийзаконодательства о налогах и сборах 1.1 Понятие налогового преступления
Понятие налогового преступления в УКРФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей,такое понятие можно сформулировать.
Налоговое преступление — это виновно совершенное общественноопасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, засовершение которого Уголовным кодексом РФ (УК РФ) предусмотрено наказание.
Налоговую преступность какобщественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотясуществовавшее долгое время господство государственной собственности вэкономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговойсистемы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступленияносили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядкауплаты налогов гражданами. Начавшиеся позже социально-экономическиепреобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому вконце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, принятыосновные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.
Становление налоговой системы вРоссии сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. Пооценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговыхпоступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкоераспространение, носит массовый характер и является главной причинойнепоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокуюдинамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.
Статистика свидетельствует, чтопреступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядкомисчисления и уплаты налога на прибыль — 43% от общего числа налоговыхпреступлений, налога на добавленную стоимость — 28,4%, налогов, уплачиваемых вдорожные фонды — 6,7%, подоходного налога — 3,7%, акцизов — 1,2%. Приведенныецифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены науклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления вбюджет.
Налоговые преступления совершаются наразличных предприятиях независимо от форм собственности, однако следуетотметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности,выявляется около 80% таких преступлений.
Распределение выявленных налоговыхправонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующихпредприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ итовариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальныхпредприятий — 12,8%, индивидуально-частных — 3,9%. Такая закономерностьопределяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннегоконтроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило,принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическимивладельцами, а должный контроль отсутствует.
Определенный интерес представляеттакже распределение нарушений налогового законодательства по сферамдеятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлюпродуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народногопотребления — 16%, занимающихся оказанием услуг — 12%, осуществляющих финансово-кредитныеоперации — 9%, торгующих недвижимостью — 8%, производящих продукциюметаллообработки и машиностроения — 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку- 6%.
Таким образом, приведенные данныепозволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушенийсовершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплатуналичными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использоватьденежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительнозатрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанныхсредств от налогообложения.
В связи с принятием первой частиНалогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налоговогоправонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий «налоговоепреступление» и «налоговое правонарушение».
Любое преступление представляет собойправонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. Всвязи с этим преступление должно обладать всеми основными признакамиправонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.
Обратимся к понятию налоговогоправонарушения. Оно определятся в Налоговом кодексе следующим образом:«Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное(в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за котороенастоящим Кодексом установлена ответственность».
Существенным отличием налоговогопреступления является его общественная опасность. Такого свойства лишеноналоговое правонарушение.
Имеется отличие и в форме реализацииответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговоеправонарушение — «налоговую санкцию» (ст. 114 Налогового кодекса).
Важной особенностью налоговогопреступления является то, что ответственность за его совершение может бытьвозложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налоговогоправонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации(ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организациик ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению кответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108).Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины еедолжностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которыхобусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ). 1.2 Соотношение налоговых преступлений с иными видаминарушений законодательства о налогах и сборах
За нарушение законодательства оналогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но иналоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), атакже административная ответственность за правонарушения в сференалогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). Поэтому вполне естественновозникает вопрос о соотношении указанных разновидностей нарушенийзаконодательства о налогах и сборах между собой.
Налоговым правонарушением всоответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (внарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФустановлена ответственность. В соответствии со ст 2.1 КоАП РФ административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законамисубъектов РФ об административных правонарушениях установлена административнаяответственность.
Таким образом, можно сказать, тоналоговые и административные правонарушения, как и преступления, такжепредставляют собой виновно совершаемые противоправные деяния (действия илибездействия), за которые законом устанавливается ответственность. При этом,данные правонарушения также совершаются в противоречие с нормами законодательствао налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений предусмотрены в ст. 116,129.1, 132, 135.1 НК РФ. Виды административных правонарушений, совершаемых всфере налогообложения предусмотрены ст. 15.3 — 15.11 КоАП РФ; кроме того,предусматривается ответственность за ряд правонарушений, совершаемых в смежныхс налогообложением областях, в частности, связанных с выпуском и продажейподлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП РФ), снарушениями при банкротстве (ст.14.12, 14.13 КоАП РФ), с нарушением сроковуплаты таможенных платежей (ст.16.22 КоАП РФ), и других случаях (осуществлениекассовых операций, нарушение применения контрольно-кассовой техники и т.д.)
Соответственно, уголовнаяответственность предусматривается в УК РФ, налоговая ответственность в НК РФ иадминистративная — в КоАП РФ. Традиционным критерием для отграниченияпреступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению слюбым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасностьналогового и административного правонарушения менее значительна. Но ксожалению, данный критерий на является достаточным, он не объясняет соотношенияналоговых преступлений с налоговыми право нарушениями организаций.
Таким образом, отдельные нормы НК РФи КоАП РФ устанавливают ответственность за неисполнение (ненадлежащееисполнение) налогоплательщиком (налоговым агентом, иным обязанным лицом или ихпредставителем) обязанностей, непосредственно не связанных с уплатой(перечислением) налога (сбора) в бюджет. Следовательно, налоговая иадминистративная ответственность наступает в таких случаях независимо от того,привели ли соответствующие нарушения к неуплате (неперечислению) налога илинет.
Важной особенностью налоговогопреступления является также то, что ответственность за его совершение можетбыть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налоговогоправонарушения ответственность могут нести как физические лица, так иорганизации (ст. 107 НК РФ). При этом организации могут нести ответственность иза те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностнымлицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными посравнению с преступлениями). Согласно ст.108 НК РФ привлечение организации кответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с неуплатойналога или неисполнением обязанности налогового агента (в частности,предусмотренного ст. 119, 120, 122 или 123 НК РФ), не освобождает должностныхлиц организации при наличии соответствующих оснований (а именно — признаковсоставов преступлений, предусмотренных ст. 194, 199 — 199-2 УК РФ) от уголовнойответственности. В данном случае речь идет о привлечении к ответственностиразных субъектов, а потому нельзя говорить о повторном привлечении к ответственностиза совершение одного и того же правонарушения.[3]
КоАП РФ также предусматриваетвозможность привлечения к административной ответственности юридических лиц. Вто же время, субъектами правонарушения в сфере налогообложения являются толькодолжностные лица организации (лица, выполняющие управленческие функции), Т.к. впротивном случае такие правонарушения было бы невозможно отграничить отналоговых правонарушений. Организации могут быть субъектами административных правонарушений,косвенно затрагивающих сферу налогообложения, например, предусмотренных сто15.12 и 16.22 КоАП РФ
Предусмотренная законодательством оналогах и сборах ответственность за деяние, совершенное физическим лицом (всоответствии с п.3 cт. l08 НК РФ), наступает если это деяние не содержитпризнаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательствомРФ. Хотя это прямо не закреплено в КоАП РФ, фактически таким же правиломследует руководствоваться и при привлечении физических лиц к административнойответственности.
Из этого следует, что иныеправонарушения физических лиц являются менее опасными видами нарушенийзаконодательства о налогах и сборах, нежели налоговые преступления.
Соотношение налоговой ответственностифизических лиц с их уголовной ответственностью вызывает немало спорых вопросов:
а) в некоторых случаях санкции заналоговые правонарушения могут превосходить санкции за преступления,предусмотренные конкурирующими с НК РФ нормами (например, ст. 119 и 122 НК РФ всовокупности относительно ст. 198 УК РФ; ст. 125 НК РФ относительно ч.1 ст. 312УК РФ);
б) в случае перерастания налоговогоправонарушения в преступление, законодательство не исключает последовательногопривлечения лица к налоговой, а затем к уголовной ответственности, несмотря навнутреннее единство такого деяния; с этой позиции правильным будет подход,согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за уклонение отуплаты налога физического лица не должны учитываться те налоги и сборы, за неуплатукоторых лицо привлекалось к налоговой ответственности;[4]
в) не соответствует принципусоотношения между уголовной и налоговой физических лиц регулирование в НК РФдавности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения(установленный п.1 ст.113 НК РФ срок давности в три года превышаетустановленный ч.1 ст. 78 УК РФ срок давности при совершении преступленийнебольшой тяжести, к которым, в частности, относятся деяния, предусмотренные ч.1ст.194, ч.1 ст. 198, ч.1 ст.199-1 УК РФ).
Физическое лицо, совершившеепреступление (например, ст. 198 НК РФ), может быть освобождено от уголовной ответственностипо нереабилитирующим основаниям, т.е. не связанным с отсутствием составапреступления или невиновностью лица (например, в соответствии со ст.78, 84, 90УК РФ). Поскольку данное деяние все равно считается преступлением, то согласноуказанию п.3 ст.108 УК РФ такое лицо не должно привлекаться к ответственности.
Таким образом, мы видим, в чемсходство и различие налоговых преступлений и иных видов нарушенийзаконодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.
Глава2. Виды уголовных наказаний за налоговые преступления
На основании Уголовного кодекса РФ (УКРФ) ст. 43: уголовное наказание — это мера государственного принуждения,заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свободлица, назначаемая и применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновнымв совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановлениясоциальной справедливости, а также в целях исправления осужденного ипредупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так идругими лицами. От мер ответственности (взысканий, санкций, наказаний),предусмотренных другими отраслями права (в частности, от мер налоговой иадминистративной ответственности), уголовное наказание отличается, в первуюочередь, более высокой степенью карательного воздействия (более серьезнымилишениями и правоограничениями). Уголовные наказания гораздо чаще связаны своздействием собственно на личность виновного. Налоговые санкции носят исключительноимущественный (денежный) характер (штрафы). Административные наказания заправонарушения, связанные со сферой налогообложения, также чаще всегозаключаются в штрафах (за правонарушение, предусмотренное СТ. 15.12 КоАП РФ,установлена также конфискация предметов или орудий правонарушений, а заправонарушения, связанные с банкротством, — дисквалификация).
Виды уголовных наказанийпредусмотрены в ст. 44 УК РФ. При этом уголовные наказания могут назначаться вкачестве основных или в качестве дополнительных (последние назначаются несамостоятельно, а только вместе с основным наказанием). В качестведополнительных наказаний за налоговые преступления могут назначаться штраф илишение права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью. Дополнительные наказания могут предусматриваться в нормеОсобенной части УК РФ как обязательные (они могут не назначаться в таком случаетолько при наличии исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 УК РФ)и как не обязательные (применяются по усмотрению суда). За налоговыепреступления могут быть назначены следующие наказания: штраф, лишение правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительныеработы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы наопределенный срок.
2.1 Штраф
Штраф в соответствии со ст. 46 УК РФ- денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере,выраженном в рублях, либо в размере заработной платы или иного доходаосужденного за определенный период. Штраф предусмотрен в качестве основногонаказания за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 198,ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199.1, ст. 199.2, 170, 173, ч. 1-3 ст. 183, ч. 1и 2 ст. 171.1, ч. 3 ст. 325, ч. 1 и 2 ст. 327.1, ст. 196, 197 УК РФ (т. е.практически за все налоговые преступления). Назначение данного вида наказания вкачестве основного за преступление, предусмотренное ст. 195 УК РФ, также неисключается, в случае, если в соответствии со ст. 64 УК РФ суд сочтет возможнымв силу исключительных обстоятельств назначить наказание более мягкое, чемпредусмотрено за совершенное преступление. В качестве дополнительного наказанияштраф может назначаться только в случаях, прямо указанных в нормах Особеннойчасти УК РФ (если в качестве основного наказания суд назначит другой виднаказания). Штраф в качестве дополнительного наказания предусмотрен запреступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 171.1, ч. 1 и 2 ст. 195, ст. 173,196 и 197 УК РФ (в качестве обязательного — в ч. 1 ст. 171.1 и в ч. 1 ст. 195УК РФ).
Штраф представляет собойединовременное размерное взыскание. При этом уголовный штраф в отличие отналоговых санкций (а в отдельных случаях — и от административных штрафов)исчисляется не в процентном отношении от суммы неуплаченных (неперечисленных)налогов, полученных доходов, причиненного ущерба и иных подобных показателей.Он может быть установлен в двух единицах:
— в рублях (в твердой сумме); штрафустанавливается в размере от 2,5 тысяч (данный минимальный критерий используется,если в норме Особенной части УК РФ минимальный размер штрафа прямо не указан)до 1 миллиона рублей (однако в размере свыше 500 тысяч рублей штраф можетустанавливаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления). Для лиц,совершивших преступления в возрасте до 18 лет, штраф назначается в размере от 1до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 88 УК РФ).
— в размере заработной платы илииного дохода осужденного за определенный период. Штраф устанавливается вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недельдо пяти лет (свыше трех лет — только за тяжкие или особо тяжкие преступления),а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, — за период от двухнедель до шести месяцев (ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 88 УК РФ). Во внимание принимаетсязаработная плата или иной доход осужденного, имевшиеся у него на моментвынесения приговора суда (п. 3 ПП ВС от 11.06.99 № 40), в т. ч. средний занесколько последних месяцев; под заработной платой понимается вознаграждение,получаемое осужденным от работы по трудовому договору (в т. ч. посовместительству); под иным доходом понимается экономическая выгода лица (вденежной, натуральной или иной форме), определяемая в соответствии с главой 23НК РФ, в т. ч. доходы от занятия предпринимательской или иной самостоятельнойдеятельностью. При этом при исчислении штрафа используется либо заработнаяплата, либо иной доход, но не в совокупности.
В приговоре суд должен указать размерштрафа как в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенныйпериод, так и в исчисленной судом твердой денежной сумме (п. 15 ПП ВС от04.07.97 № 8; БВС. 2000, № 10, С. 19).
Применительно к отдельным видамналоговых преступлений УК РФ устанавливает следующие размеры штрафов:
до 80 тыс. руб. или до 6-месячного дохода- за преступления, предусмотренные ст. 170, ч. 1 ст. 171.1 (в качестведополнительного наказания), ст. 173 (в качестве дополнительного наказания), ч.1 ст. 183, ч. 2 ст. 195 (в качестве дополнительного наказания), ст. 197 (вкачестве дополнительного наказания) УК РФ;
до 120 тыс. руб. или до 12-месячногодохода — за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 183 УК РФ;
до 200 тыс. руб. пли до 18-месячногодохода — за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1 (в качестве основногонаказания), ст. 173 (в качестве основного наказания), ч. 3 ст. 183, ч. 1 ст.195 (в качестве дополнительного наказания), ч. 3 ст. 325 УК РФ;
до 300 тыс. руб. или до 24-месячногодохода — за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171-1 (в качестве основногонаказания), ч. 1 ст. 194, ст. 197 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст.198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч, 1 ст.327.1 УК РФ;
до 500 тыс. руб. или до 36-месячногодохода — за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст.199, ст. 199-2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
до 500 тыс. руб. или до 60-месячногодохода — за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
до 1 млн. руб. или до 60-месячногодохода — за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171.1 УК РФ (в качестведополнительного наказания).
2.2 Лишение права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью
Лишение права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) — состоит взапрещении занимать должности на государственной службе, в органах местногосамоуправления либо заниматься определенной профессиональной или инойдеятельностью в течение определенного срока. В ст. 47 УК РФ речь идет о запретезанимать должности только на государственной службе, в органах местногосамоуправления; применительно к должностям в других организациях, речь можетидти только о лишении права заниматься определенной деятельностью (п. 16 ППВСот 04.07.97 № 8). В приговор е должны быть указаны определенные должности (кругдолжностей), которые запрещается занимать лицу (непосредственно наименованиядолжностей либо какие-либо специальные критерии, например, должности, связанныес распоряжением денежными или материальными ценностями, с осуществлениембухгалтерского или иного учета, с допуском к охраняемой законом тайной и т.п.). Что касается лишения права заниматься определенной деятельностью, то речьможет идти о любой профессиональной деятельности; при этом, в приговоре должнобыть указано наименование соответствующей профессии (например, бухгалтерской).Речь может идти также и об иной деятельности, но очевидно связанной снеобходимостью получения на ее осуществление специального разрешения (например,осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, арбитражногоуправляющего, аудитора и т. п.).
Лишение права может назначаться как вкачестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качествеосновного данный вид наказания может быть назначен в случаях, предусмотренных внормах Особенной части УК РФ (применительно к налоговым" преступлениямлишение права предусмотрено только в ст. 170 УК РФ), а также в порядкеназначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление(ст. 64 УК РФ), в этом случае оно может быть назначено за большинство налоговыхпреступлений. В качестве дополнительного наказания лишение права можетприменяться как в случаях, предусмотренных в Особенной части УК РФ(применительно к налоговым преступлениям — ч. ч. 2 и 3 ст. 183 (в качествеобязательного), ч. 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199-1, ст. 199-2УК РФ), так и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьейОсобенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление,если с учетом характера и степени общественной опасности совершенногопреступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за нимправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью(ч. 3 ст. 47 УК РФ). Речь идет о случаях, когда совершение налоговогопреступления было связано с соответствующей должностью, профессией или инойдеятельностью виновного (п. 21 ППВС от 05.11.98 N2 9, п. 25 ППВС от 11.06.99 N240): например, такое наказание может быть назначено должностным лицам налоговыхорганов, аудиторам, которые содействовали физическому лицу в уклонении отуплаты налогов и т. п.
Лишение права является срочным видомнаказания. В качестве основного вида наказания лишение права устанавливается насрок от 1 до 5 лет (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 3 года). Вкачестве дополнительного вида наказания лишение права устанавливается на срокот 6 месяцев до 3 лет (именно 3 года предусмотрены в качестве максимальногосрока лишения права как дополнительного наказания во всех перечисленныхналоговых преступлениях).
2.3 Обязательные работы
Обязательные работы в соответствии сост. 49 УК РФ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работыили учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты,на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления посогласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работыназначаются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работымогут назначаться в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (срединалоговых преступлений они предусмотрены только в ст. 170 и в ч. 1 ст. 194 УК РФв порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данноепреступление (ст. 64 УК РФ). Данный вид наказания не может назначаться лицам,перечисленным в ч. 4 ст. 49 УК РФ (речь идет о нетрудоспособных лицах, а такжео лицах, которых с учетом специфики их службы невозможно привлечь кдополнительной работе). Обязательные работы представляют собой срочноенаказание (исчисляются в часах) и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (вст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 180 часов), а для лиц, совершившихпреступления в возрасте до 18 лет, — на срок от 40 до 160 часов.
2.4 Исправительные работы
Исправительныеработы предусмотрены ст. 50 УК РФ. При данном виде наказания, осужденныйнаправляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе.Однако при этом из заработка осужденного производятся удержания в доходгосударства от 5% до 20%.
Данныйвид наказания применяется лишь к лицам, не имеющим основного места работы. Внормах Уголовного кодекса, касающихся налоговых преступлений, данный виднаказания прямо не предусмотрен. Исправительные работы могут применяться вместолишения свободы в порядке ст. 64 УК РФ. Срок, на который может быть назначенотакое наказание может быть от 2 месяцев до 2 лет.
2.5Ограничение свободы
Ограничение свободы на основании ст.53 УК РФ заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: неуходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, непосещать определенные места, расположенные в пределах территориисоответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этого муниципальногообразования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и неучаствовать в таких мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания,место работы, учебы без согласия специализированного государственного органа(уголовно-исполнительной инспекции). При этом суд возлагает на осужденногообязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от 1 до 4 раз в месяцдля регистрации. Ограничение свободы может назначаться в качестве основноговида наказания в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (вчастности, при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст.195 УК РФ), а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы.Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицамбез гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания натерритории Российской Федерации (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Ограничение свободыисчисляется в годах и месяцах и назначается лицам, осужденным за совершениеумышленных преступлений, на срок от 1 до 3 лет (по ч. 2 ст. 195 УК РФ — до 2лет, по ч. 1 ст. 195 УК РФ — до 3 лет).
2.6 Лишение свободы на определенный срок
Лишение свободы на определенный срокна основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путемнаправления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колониюобщего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму.Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказаниемза налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание непредусмотрено только за занижение размеров платежей за землю — ст. 170 УК РФ).В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено вкачестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потомусогласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менеестрогий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Приосуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, несвязанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решениедолжно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).
Лишение свободы назначается только вкачестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормахОсобенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любымлицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним,осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание ввиде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляетсобой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальныйсрок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц,совершивших преступления в возрасте до 18 лет, — 10 лет. Вместе с тем, УК РФобычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговыхпреступлений:
• до 1 года — за преступления,предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;
• до 2 лет — за преступления,предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;
• до 3 лет — за преступления,предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УКРФ;
• до 4 лет — за преступление,предусмотренное ст. 173 УК РФ;
• до 5 лет — за преступления,предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
• до б лет — за преступления,предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
• до 10 лет — за преступление,предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.
Глава3. Назначение наказания 3.1. Правила назначения наказаний
Правила назначения лицам, осужденнымк лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.
При совершении тяжких преступлений вкачестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального,воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено засовершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания забольшинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы;могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 изсистемы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматриваеттак называемую «специальную конфискацию» как средство восстановлениянарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовнымнаказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доходгосударства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления,принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньгии иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитыепреступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовномуделу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). Вчастности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары ипродукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1УК РФ).
При назначении наказания за налоговыепреступления применяются все общие правила назначения наказания, установленныеУК РФ, в т. ч. учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст. 61 и63 УК РФ), возможность назначения наказания 64 УК РФ), особые правиланазначения наказания при деятельном раскаянии (ст. 62 УК РФ), не оконченномпреступлении (ст. 66 УК РФ), рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), совокупностипреступлений и совокупности приговоров (ст. 69-71 УК РФ).
К налоговым преступлениям на общихоснованиях могут применяться все разновидности освобождения и смягчениянаказания: освобождение от наказания в виде штрафа или лишения права с учетомсрока содержания по стражей (ч. 5 ст. 72 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УКРФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК РФ),замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ),освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (за исключениемтяжких преступлений — ст. 80-1 УК РФ), освобождение от наказания в связи спсихическим расстройством или в связи с иной тяжелой болезнью (ст. 81 УК РФ),отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей ввозрасте до 14 лет (ст. 82 УК РФ), освобождение от отбывания наказания в связис истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83, 94 УК РФ),амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), освобождение несовершеннолетнегоот наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (заисключением тяжких преступлений — ч. 1 ст. 92 УК РФ) или с помещением его вспециальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УКРФ).
После вступления в отношении лица,совершившего налоговое преступление, обвинительного приговора суда, которымэтому лицу назначено уголовное наказание, у лица возникает судимость, т.е.особое правовое положение, наличие которого связывается с определеннымиправоограничениями, установленными как в уголовном законе, так и другихфедеральных законах. Судимость прекращается путем ее снятия (актом амнистии,актом помилования или специальным судебным решением) либо погашения ее поистечении сроков, предусмотренных ст. ст. 86 и 95 УК РФ.

3.2 Верховный суд РФ о преступлениях и наказанияхв сференалогообложения
Разъясненияпо вопросу уголовной ответственности за налоговые преступления высшая судебнаяинстанция дала в принятом Постановлении Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64«О практике применения судами уголовного законодательства обответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление).
Судотметил, что уголовная ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФ наступает вслучае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налоговсубъектов Российской Федерации и местных налогов. Кроме того, уголовнаяответственность распространяется на не перечисленные прямо в части первой НК РФфедеральные налоги, которые в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаютсяи взимаются при применении спец.режимов (п. 1 Постановления).
Дляприменения ст. ст. 198 и 199 УК РФ суд привел определение понятия«уклонение физического лица и организации от уплаты налогов и (или) сборов».Под ним следует понимать умышленные деяния, направленные на неуплату налогов и(или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное иличастичное непоступление соответствующих сумм в бюджетную систему РФ. Способамиуклонения могут быть как умышленные действия (включение в налоговую декларациюи иные налоговые документы заведомо ложных сведений), так и умышленноебездействие (непредставление указанных документов) (п. 3 Постановления).
Судразъяснил также, что понимается под иными документами, указанными в ст. ст. 198и 199 УК РФ. К ним относятся любые предусмотренные НК РФ и принятыми всоответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием дляисчисления и уплаты налогов и (или) сборов. В качестве примеров судьи назваливыписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственныхопераций, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты поавансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога,годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5Постановления). Указанные документы, а также акты (материалы) проверок,заключения экспертов, вступившие в законную силу судебные акты арбитража или судовобщей юрисдикции суд будет рассматривать в качестве доказательств по уголовномуделу, возбужденному по ст. ст. 198, 199 УК РФ и по ст. ст. 199.1, 199.2 УК РФ(п. 23 Постановления), к которым мы обратимся позже.
Обратитевнимание на то, как суд определил момент окончания «налоговых»преступлений, указанных в ст. ст. 198, 199 УК РФ. Дело в том, что срокипредставления деклараций и сроки уплаты налогов (сборов) могут не совпадать.Поэтому моментом окончания нарушения в виде уклонения от уплаты налогов (сборов)считается фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговымзаконодательством (п. 3 Постановления).
Помимолиц, обязанных платить налоги (сборы) и представлять документы для налоговогоконтроля, суд назвал в качестве субъектов преступления по ст. 198 УК РФ(уклонение от уплаты налогов и сборов с граждан) «иных физическихлиц», которые на основании ст. ст. 26, 27, 29 НК РФ осуществляют функцииуполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сборов).
Всостав возможных субъектов преступления также включены подставные лица, черезкоторых осуществлялась предпринимательская деятельность. В этом случаеисполнителем преступления является физическое лицо — уклонист. А подставноелицо может быть признано его пособником, если оно сознавало, в чем участвует, иимело аналогичный преступный умысел (п. 6 Постановления).
Судуказал, что для квалификации преступления «уклонистов» нужно доказатьих прямой умысел. При этом суд может учесть обстоятельства, указанные в ст. 111НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении (п. 8 Постановления).
Напомним,что с 1 января 2007 г. ст. 111 НК РФ действует в новой редакции (утв.Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Несомненным плюсом новой редакцииэтой статьи является вновь введенный пп. 4 п. 1, в связи с которым переченьобстоятельств, исключающих вину, стал открытым. То есть теперь суд илиналоговики могут учесть иные обстоятельства, которые в ст. 111 НК РФ конкретноне поименованы.
Сдругой стороны, спасительный пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, который раньшепредполагал освобождение от налоговой ответственности в случае выполненияписьменных разъяснений уполномоченных лиц, теперь звучит слишком смутно. Он неприменяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны нанеполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком(плательщиком сбора, налоговым агентом).
Вместоиспользованного в старых разъяснениях мягкого выражения «искаженныесведения» в новом Постановлении суд применил жесткий термин «заведомоложные сведения». К таковым относятся, во-первых, любые не соответствующиедействительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы,наличии налоговых льгот или вычетов, а также любая иная информация, влияющая направильное исчисление и уплату налогов и сборов. Во-вторых, к заведомо ложнымсведениям относится умышленное неотражение в представленной проверяющимдокументации данных для исчисления налогов (п. 9 Постановления). Также какложные могут быть расценены сведения, отраженные в уточненной декларации (п. 14Постановления).
Обязательнымпризнаком составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ,является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов. Судподчеркнул, что расчет параметров крупного и особо крупного размеровосуществляется за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом моментсовершения преступления может наступить и в более короткие сроки, еслиустановленный срок уплаты прошел, а «уклонист» «уложился» влимиты, определенные примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ (п. 11 Постановления).
Верховныесудьи отметили, что при исчислении крупного или особо крупного размерауклонения от уплаты налогов и (или) сборов указанные неуплаченные суммыплатежей надлежит складывать. Причем в расчет принимаются непогашенныебюджетные долги за период в пределах трех финансовых лет подряд и в техслучаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода иэти сроки истекли (п. 12 Постановления).
Ответственностьза неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ст. 199.1 УК РФ.
Судразъяснил, что к ответственности по этой статье могут быть привлеченыиндивидуальные предприниматели, а также руководитель или главный (старший)бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный насовершение действий по исчислению, удержанию или перечислению налогов, либолицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего)бухгалтера.
Важноотметить следующее. Окончанием преступления по ст. 199.1 УК РФ является моментнеперечисления сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере,которые налоговый агент должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.При этом суд обязан установить в качестве мотива преступления личный интересобвиняемого. В противном случае состав преступления отсутствует независимо отнеуплаченной суммы.
Личныйинтерес — категория оценочная, следовательно, она отдана на усмотрение суда.Пленум ВС РФ пояснил, что личный интерес может выражаться в стремлении извлечьвыгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такимипобуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желаниеприукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручитьсяподдержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Еслибудет доказано, что налоговый агент к тому же действовал из корыстныхпобуждений и совершал незаконное изъятие денежных средств и другого имущества всвою пользу или в пользу других лиц, то ему будет дополнительно вменено хищениечужого имущества (п. 17 Постановления). А в случае одновременного уклонения отуплаты «собственных» налогов, его будут судить по совокупности ст.ст. 199.1, 198 или 199 УК РФ (п. 18 Постановления).
Статьей199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие денежных средств либоимущества, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и (или)сборов, т.е. взыскание недоимки. Иными словами, преступление заключается ввоспрепятствовании принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам вкрупном размере.
ВПостановлении подчеркнуто, что под состав ст. 199.2 УК РФ подпадает такжесокрытие денежных средств и прочего имущества, в отношении которых примененыспособы обеспечения по уплате обязательных взносов в виде приостановленияопераций по счетам и (или) ареста имущества.
Напомним,что с 1 января 2007 г. в новой редакции ст. 76 НК РФ по-прежнему предусмотрено,что арест банковского счета не распространяется на расходные операции в частиперевода обязательных платежей, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ, а такжев части осуществления платежей более ранней очередности по гражданскомузаконодательству. Однако теперь ограничение расходных операций производитсятолько в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Новаяформа решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика(плательщика сборов) или налогового агента в банке, действующая с 1 января 2007 г., установлена Приложением 4 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.
ПленумВС РФ отметил, что неправомерные умышленные действия сотрудников кредитнойорганизации, осуществляющих операции по арестованным счетам (вкладам), могутбыть квалифицированы по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Данная норма предусматриваетуголовную ответственность, в частности, за осуществление банковских операций сденежными средствами (вкладами), на которые наложен арест. При этоммаксимальным наказанием является лишение свободы на срок до двух лет.
Вп. 20 Постановления разъяснено, что преступление по ст. 199.2 УК РФ считаетсясовершенным и в случае, если задолженность, подлежащая погашению за счетимущества недоимщика, превышает стоимость сокрытого им в крупном размереимущества. Уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ может наступить послеистечения срока, установленного в полученном от проверяющих требовании обуплате налога и (или) сбора.
Заметим,что квалифицируемые по «налогово-уголовным» статьям преступления взависимости от их тяжести могут иметь значительные сроки исковой давности. Так,например, ст. 78 УК РФ сроки исковой давности установлены в следующих пределах:
— шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
— десять лет после совершения тяжкого преступления.
Асроки для взыскания недоимки по налогам и сборам, по мнению некоторых судей,гораздо короче. Так, например ФАС Уральского округа постановил, что срокдавности взыскания налоговых платежей ограничивается тремя годами(Постановление от 09.08.2006 N Ф09-6776/06-С1). Кроме того, существуют иограничения периода, подлежащего контролю (три календарных года, предшествующихгоду, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ)).
Некоторыеспециалисты полагают, что гражданский иск в уголовном деле рассматривается поправилам гражданского судопроизводства, в том числе и в отношении сроковисковой давности.
Вп. 22 Постановления суд отметил, что в качестве соучастников по «налогово-уголовным»делам могут быть привлечены также должностные лица органов государственнойвласти и органов местного самоуправления. А если они участвовали в преступлениипо корыстным или личным соображениям, то к ним могут быть применены и другиестатьи УК РФ.
Крометого, верховные судьи обратили внимание на значимость для принятия судебных решенийпо поводу уклонения от уплаты налогов (сборов) положений ст. 5 НК РФ. С учетомнорм указанной статьи суды должны принимать во внимание только те налоги(сборы), налоговые ставки и их размеры, которые были установленызаконодательством для конкретного налогового периода. При этом ухудшающиеположение налогоплательщиков или плательщиков сборов новые нормы обратной силыне имеют, а «улучшающие» нормы могут быть использованы задним числом,если соответствующему акту придана обратная сила.
Заключение
Законодательство о налоговой системе,налоговых правонарушениях и преступлениях и её законодательная и ведомственнаянормативная база проходят достаточно сложный путь, когда далеко не всем ясны ипонятны вопросы оптимального правового регулирования, правоприменения иуправления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговымиправонарушениями и преступлениями.
Уклонение от подачи деклараций одоходах приобретает яркий характер. Сокрытие доходов, противодействиетребованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов инеуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей,коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.
Налоговые преступления иправонарушения латентны, чему в немалой степени способствует не стольэффективная пока деятельность налоговых и правоохранительных органов, которыене обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимостинаказания.
Имеют место безответственность,равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степениспособствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.
Мнения по вопросу уголовных наказанийв сфере налогообложения резко различаются. Одни считают, что уголовноенаказание за уклонение от налогов должно быть отменено или остаться только ввиде высоких штрафов без лишения свободы, равно как и за незаконноепредпринимательство, преднамеренное банкротство, незаконное получение кредита.
Их оппоненты неоднократно выступализа ужесточение санкций по налоговым преступлениям. К примеру, за введение болеежестких наказаний в налоговой сфере выступало МВД. Силовиков заставил пойти наэтот шаг анализ судебный практики, который показал резкий рост количествапреступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
«У такой позиции был свой резон, — отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, — Носвязи с кризисом (сложившимся в стране), подобные правонарушения можноограничить наказаниями в виде штрафов, деньги от которых пойдут вгосударственную казну. Более того, надо дать возможность провинившемусяпредпринимателю исправить свои ошибки на месте».
В период кризиса мнениязаконодательных органов сходились в том, что необходимо всё же предоставлятькомпаниям налоговые кредиты и различные отсрочки и рассрочки по уплате налогов.Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков.Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногдавызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то, чтострогость санкций за налоговые преступления в России и других государствахвполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет рядособенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениямив хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.
По моему мнению, нельзяполностью исключать уголовную ответственность за нарушение налоговогозаконодательства, поскольку утрачивается воспитательная функция уголовного закона.
Хочется также отметить,что применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные мерыуголовно — правового воздействия должны соответствовать характеру и степениобщественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.
Новое уголовноезаконодательство последовательно проводит принципы демократизации игуманизации. Целью принятого Налогового кодекса было обеспечить планомерноепополнение бюджета. Однако, стоит заметить, что делать это все же стоит врамках существующего законодательства, а не путем изобретения новых положений иприменения сомнительных методов со стороны уполномоченных государственныхорганов.
Списоклитературы
Нормативно-правовыеакты:
1.        КонституцияРоссийской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
2.        ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 27 мая 2003 года № 9-П по делу о проверке конституционностиположения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации… // СЗ. 2003, №24, ст.2431.
3.        Уголовныйкодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года (вредакции Федерального закона от 5 апреля 2010 года №48-ФЗ с изм. и доп.,вступающими в силу с 18.04.2010).
4.        Налоговыйкодекс Российской Федерации. Часть первая. Принята Государственной Думой 16июля 1998 года (в редакции Федерального закона от 9 марта 2010 №20-ФЗ).
5.        Налоговыйкодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принята Государственной Думой 19июля 2000 года (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 №41-ФЗ).
6.        КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях. ПринятГосударственной Думой 20 декабря 2001 года (в редакции Федерального закона от05.04.2010 №47-ФЗ и Федерального от 05.04.2010 №55-ФЗ).
7.        Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года(в редакции Федерального закона от 29 марта 2010 №32-ФЗ с изм. и доп.,вступающими в силу с 11.04.2010).
Учебная литература:
1.        БабаевМ.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. С. 11;
2.        БазаровР.А. Преступление. Состав преступления. Челябинск, 1997. С. 6 – 7;
3.        ВолженкинБ.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономическиепреступления). СПб., 2002;
4.        ГаухманЛ.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998;
5.        ЗреловА.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. М., 2004;
6.        КузнецоваН.Ф. Значение преступных последствий для уголовной ответственности. М., 1958.С. 4;
7.        Курсуголовного права: Учебник: В 5-ти томах. М.: Зерцало, 2002. Т. 4: Особеннаячасть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова;
8.        КучеровИ.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР”,2001;
9.        КучеровИ.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М.,2004;
10.     ЛопашенкоН.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Ростов-на-Дону, 1999;
11.     МайбуровИ.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов/ под ред. И.А.Майбурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 221 с.;
12.     МальцевВ.В. Проблема уголовно-правовой оценки общественно опасных последствий.Саратов, 1989. С. 9;
13.     МихлинА.С. Последствия преступления. М., 1969. С. 6;
14.     Налогии налоговое право. Под ред. А.В. Брызгалина. Учебное пособие. М.:Аналитика-Пресс, 2000;
15.     Налоговоеправо: Учебное пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК ПРЕСС, 2000;
16.     Научно-практическийкомментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2-х томах. Под ред.П.Н.Панченко. Нижний Новгород: Номос, 1996;
17.     НовоселовГ.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М., 2001. С. 92– 93;
18.     Основыналогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. М.:Инвест-Фонд, 1999;
19.     ШишкоИ.В. Экономические правонарушения: Вопросы юридической оценки иответственности. СПб., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.