КафедраУголовного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «Уголовное право России»
на тему:Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств
Автор работы
Специальность юриспруденция
Группа
Руководитель работы
Работа защищена_______________________оценка________________
Члены комиссии: __________________
__________________
__________________
__________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……………………………………….
2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатациижелезнодорожного, воздушного или водного транспорта……………….
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств……………………………………………………....
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА………………………………………………………………
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуских в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………...
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путейсообщения…………………………………………………………………...
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работутранспорта…………………………………………………………………...
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Под транспортомпонимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей игрузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видамтранспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт.К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному —авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и не общегопользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесспроизводственного обращения и население. К транспорту не общегопользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводскогоперемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспортличного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют напассажирский и грузовой.
Транспорти его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительнобольшое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективностьнародного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и другихнаселенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и инойдеятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническимиустройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболеераспространенным источником повышенной опасности.
Увеличивающиеся с каждымгодом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средстввыдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасностидвижения и эксплуатации транспорта.
Таким образом, темаданной курсовой работы: «Уголовная ответственность за нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств» является актуальной ипредставляет большой интерес для изучения.
Цель курсовой работы:рассмотреть и проанализировать виды дорожно – транспортных преступлений
В курсовойработе были использованы следующие источники литературы:
1. Уголовный кодексРФ
2. Различныезаконодательные акты РФ
3. Учебные пособия иучебники.
1 История развития законодательства опреступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Нормы, обеспечивающиебезопасность движения и эксплуатации транспорта, существовали и вдореволюционном уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовномуложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30«Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаковили иных предметов» устанавливалась ответственность лиц, виновных «вповреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов,водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства,предупреждения наводнений» (ст. 557)
Советская власть с первыхдней существования решительно боролась с организаторами и участникамиконтрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В обстановкехозяйственной разрухи и тяжелого экономического положения борьбе странспортными преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы ссаботажем и вредительством. В первую очередь нуждался в охране железнодорожныйтранспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаяхрасстреливать на месте лиц «за злоумышленное разрушение железнодорожныхсооружений», т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движенияжелезнодорожного транспорта.
В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта небыло. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривалиответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом илиобязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам иводным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием навоздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированиюуголовного законодательства о транспортных преступлениях.
Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правилбезопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм обответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иныхпутей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного составаи судов с целью вызвать крушение поезда или судна.
Впоследствии Уголовныйкодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работникамигражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или моглоповлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетовили несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнеговозраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда.
И только в постановленииПленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. «О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения наавтотранспорте», разъяснялось, что при авариях автотранспорта счеловеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работникамитранспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины постатьям о преступлениях против личности.
Такое решение вопросапроблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности запосягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств,однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.
Статьи отответственности за такие деяния содержались в разных главах Кодекса. В гл. I«Государственные преступления» в подразделе «Иныегосударственные преступления» предусматривалась ответственность занарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасностидвижения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст.85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86).
На момент вступления всилу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи обответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатациимеханического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушениялицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушениядействующих на транспорте правил (ст. 213).
В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1),самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).
В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничениеответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатациимеханических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта нитеоретически, ни практически не оправдано.
В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений быладополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством всостоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию техническинеисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодексаисключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствамиводителей, находящихся в состоянии опьянения).
В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 «Угон воздушногосудна».
Примерно с середины 60-хгодов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортныхпреступлений как подсистема «преступлений против общественнойбезопасности, общественного порядка и здоровья населения».
Таким образом, к моментупринятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного правасложилась довольно стройная система транспортных преступлений.
2Преступления,связанные с нарушением правил безопасностидвижения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Нарушение правил безопасности движения иэксплуатации железнодорожного,воздушного или водного транспорта
Общественная опасность нарушения правил безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспортазаключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в томчисле пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водномтранспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но ипричинение особокрупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего видатранспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемымтранспортными организациями.[1]
Объектом рассматриваемого состава преступленияявляется защищенность личности, общества и государства от угроз в связи сэксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
Предметомданного преступленияявляются самодвижущиеся техническиесредства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному иливодному (морскому и речному) транспорту[2].
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовыевагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав,а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожногоподвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда,электрички как совокупностьлокомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определеннойсистемой тормозных узлов и средствсигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следуетотносить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционногоиспользования, аварийные иснегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горнойпромышленности, а также трамваи (в том числе скоростное) кжелезнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты,мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров,зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозкипассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ(например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесныхпожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы ссельскохозяйственными вредителями и т. п.).[3]
Кводным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы,атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные иморские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются наречные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различныевиды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза поморским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные икитобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства).Речными транспортными средствами считаютсятакие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажирови грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водныхпутях иные виды работ (например,монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути— это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса иливедения других работ. По смыслу ст.263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всехтипов и видов, подводные лодки военногоназначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожностисмерть либо иныетяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами непризнаются также подводные морскиеаппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины висследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыражается в нарушенииправил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязаннымсоблюдать эти специальные правила.[4]
Под безопасностьюдвижения и эксплуатации железнодорожного транспортапонимаетсясостояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при которомотсутствует недопустимый рисквозникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществуфизических и юридических лиц.[5] Правила безопасностидвижения и эксплуатации того или иного видатранспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем видетранспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например,правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспортаустанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»,Уставом железнодорожного транспортаРФ от 10 января 2003г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогахРоссийской Федерации, утвержденнойМинистром путей сообщения РФ 26 апреля 1993г.,Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами техническойэксплуатации железных дорог и др.
Правилабезопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движениемРоссийской Федерации от 6 октября 1994г., Положением о федеральнойсистеме обеспечения защиты деятельности гражданскойавиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994г., а такжедругими нормативными правовыми актами,издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.
Соответствующиеправила безопасности движения и эксплуатацииморского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФили нормативными правовыми актамисоответствующих федеральных ведомств(например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном мореи прилежащей зоне Российской Федерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровойработе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии,особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновенияпассажирскихили грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом,сходы подвижного состава впассажирских или грузовых поездах наперегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вредздоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их изинвентаря.
Обязательнымпризнаком объективной стороны состава преступления,предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех илииных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкоговреда здоровью человека.Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названнымивыше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средствадолжна быть установлена причиннаясвязь.[6]
С субъективной стороны рассматриваемоепреступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия илинебрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Еслинарушение правилбезопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вредаздоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст.111).[7]
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьтолько лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежалаобязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного,морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средствобыло незаконно захваченопосторонним лицом, допустившим при этом нарушениеправил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3ст. 263, уголовная ответственностьнаступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263) относится ккатегории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние,повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующегопризнака данного преступления предусматривается причинение понеосторожности смертидвум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянноерассматривается как тяжкое преступление.
2.2 Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации
транспортныхсредств
Общественнаяопасность данного преступления заключается в том,что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или импричиняется различный по степенитяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественныйвред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступлениявыступает состояниезащищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектомэтого преступления является жизньили здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи идругие механическиетранспортные средства. Как указывается в примечаниик ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящейстатье понимаются троллейбусы, а также трактораи иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлениемПравительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспортным средством понимаетсятранспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст.264, выражаетсяв нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствлицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическимтранспортным средством.
Вперечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей вПравилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствиепредусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида,стекла (п. 7.1), неисправностьзвукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установкапредусмотрена конструкцией транспортногосредства (п. 7.9), и др.
Согласноп. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых неисполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованиюсвоей гражданской ответственности.[8]
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасностидвижения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомернымзавладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УКРСФСР)» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается,что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения иэксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах,какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны составапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в результатенарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровьючеловека определяется судебно-медицинскойэкспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющемуотношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должнынаходиться в причинной связи с допущеннымнарушением правил. Рассматриваемое преступлениесчитается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.[9]
С субъективной стороны данное преступлениехарактеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.Нарушение правилдорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако отношение к наступившимпоследствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следуетквалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья,если будет установлено, что лицо, управлявшеетранспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортногосредства в качестве орудия этого преступления.
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьлюбое вменяемое лицо,достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится ккатегории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствпризнается совершенным при квалифицирующем признаке, если врезультате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264).
Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264, если деяние,предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особоквалифицирующем признаке преступление расценивается как тяжкое.[10]
2.3 Нарушение правил международных полетов
Общественная опасность нарушения правил международных полетовзаключается в том, что в результате таких действий нарушается полный иисключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создаетсяугроза подрыва обороноспособности страны,столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, ихэкипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновениямежгосударственных конфликтов.
Основным объектом рассматриваемого преступленияявляется состояниезащищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имуществогосударственных и коммерческихорганизаций, в том числе иностранных.
С объективной стороны это преступление выражается внесоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных вразрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иномнарушении правил международных полетов. Винтересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защитысуверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военнойбезопасности разработаны определенные правила международных полетов.
Вчастности, в ст. 6Конвенции о международной гражданской авиации от 7декабря 1944г.[11] указывается, что никакиерегулярные международные воздушныесообщения не могут осуществляться над территорией или на территориидоговаривающегося государства, кроме как поспециальному разрешению или с иной санкции этого государства и всоответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военнойнеобходимости илиобщественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств надопределенными зонами своей территориипри условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярныхмеждународных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых ваналогичных сообщениях. Такиезапретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы безнеобходимости не создавать препятствийдля аэронавигации.
В Российской Федерации такие участки воздушных трасс длямеждународных полетовопределены постановлением Правительства РФот 15 мая 1998 г. № 515-р.[12]
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международнымполетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чемодного государства. Правила международных полетов в воздушном пространствеРоссийской Федерации определяются в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ.Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительномеждународных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых длямеждународных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая дляосуществления международных полетоввоздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилахопределены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страныпассажиров, экипажа или грузавоздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальнымсоставом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующихправил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороны данноепреступление может совершатьсякак умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянногомогут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другиесоображения.
Субъектом этого преступления может быть каккомандир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного суднанашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном,достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может бытьгражданин России, иностранногогосударства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств ивыпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств ивыпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, чтотакого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожноготранспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути суднаморского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди илипричиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам,государственным и коммерческим организациям.
Подобные преступления в нашей стране не являютсяредкостью.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыражается в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путейсообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортногооборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию стехническими неисправностями. Ремонт транспортных средств, путей сообщения, средствсигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следуетсчитать недоброкачественным, если он осуществлен с нарушением установленныхтехнических условий или стандартов.
Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства стехническими неисправностями понимается разрешение наиспользование транспортного средства по его технико-производственному назначению.
Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступленияявляется причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека врезультате названных выше действий. Эти последствия должны находиться впричинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путейсообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равнос выпуском транспортного средства в эксплуатацию с техническиминеисправностями. Рассматриваемое преступление относится к материальнымсоставам и считается оконченным с момента наступления указанных в законепоследствий.
Ссубъективной стороныданное преступление характеризуется неосторожнойвиной в виде легкомыслия либо небрежности.[13]
Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несетответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения,средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а такжелицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и завыпуск таких транспортных средств в эксплуатацию.
Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266)относится к преступлениям небольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком этогопреступления (ч. 2 ст. 266) является наступление в результате совершенияуказанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случаеданное деяние относится к категории преступлений средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступления (ч. 3 ст. 266) является причинение по неосторожности смерти двум или болеелицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкоепреступление.
3.2 Приведениев негодность транспортных средств или путей сообщения
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том,что такими действиями создается угроза безопасности движения и эксплуатациитранспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а такжепричиняется имущественный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациямлибо иным собственникам. Кроме того, указанные выше действия дезорганизуютнормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного,автомобильного транспорта и городского электротранспорта, что влечет за собойпричинение огромных убытков государству, а также хозяйствующим субъектам. Основнымобъектом рассматриваемого преступления является защищенность личности, общества игосударства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств,путей сообщения, а равно блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительнымобъектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей, чужаясобственность, порядок управления и др.
Предметом данного преступления являются транспортныесредстваназемного, воздушного и водного транспорта, пути сообщения, средствасигнализации или связи, другое транспортное оборудование.[14]
С объективной стороны состав приведения в негодностьтранспортных средств или путей сообщения выражается в следующих альтернативныхдействиях — в разрушении, повреждении или в приведении иным способом в негодное дляэксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средствсигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокированиитранспортных коммуникаций.
Под разрушением транспортного средства, путей сообщенияили иныхтехнических устройств, о которых говорится в ч. 1 ст. 267, понимаетсяприведение их в полную непригодность для функциональногоиспользования.
Под повреждением транспортного средства, путей сообщенияили иных устройств понимается частичное приведение их в непригодное дляэксплуатации состояние, однако при этом сохраняется возможность ихвосстановления путем ремонта и дальнейшей эксплуатации.
Подиным способом приведения в негодное состояние транспортного средства,путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортногооборудования понимается использование виновным для этого веществ,материалов и жидкостей, установка технических устройств, которые делаютневозможным нормальное функционирование транспортного средства, путей сообщения, средствсигнализации или связи и т. п. (например, смазывание на подъеме рельсовсмазочными материалами, введение в средства сигнализации или связи жидких или сыпучих веществ, блокирующих нормальное функционированиесоответствующих устройств, и т. п.).
Под блокированием транспортных коммуникаций понимается перекрытиежелезной дороги или автомагистрали, подъездов к определенным объектампутем устройства заграждений, скопления большого числа людей.
Примерами блокирования железной дороги могут служитьакции шахтеров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в порядкепротеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие железнодорожныхподъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женамивоеннослужащих на одном из военных аэродромов. Обязательным признаком объективнойстороны рассматриваемого состава преступления является наступление понеосторожности общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вредаздоровью человека либо причинения крупного ущерба государству, иномусобственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовнаяответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствиянаходятся в причинной связи с разрушением, повреждением или приведениеминым способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путейсообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортногооборудования, а равно в связи с блокированием транспортных коммуникаций.
Под крупным ущербом следует понимать материальный вред, превышающий 500тыс. рублей.
С субъективной стороны данное преступлениехарактеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Вина можетбыть ввиде легкомыслия или небрежности. Если лицо указанные выше действия совершилоумышленно, имея цель подрыва экономической безопасности и обороноспособностиРоссийской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьлюбое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а состава блокированиятранспортных коммуникаций — 16-летнего возраста. Это деяние при отсутствииквалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) относится к категории преступлений среднейтяжести.
Квалифицирующим признаком рассматриваемогодеяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как иприменительно к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причиннообусловлено действиями виновного, связанными с приведением внепригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличииэтого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.
Особоквалифицирующим признаком состава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения(ч. 3 ст. 267) являетсяпричинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случаесодеянное считается тяжким преступлением.
3.3 Нарушениеправил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Общественнаяопасность нарушения правил, обеспечивающих безопаснуюработу транспорта, заключается в том, что в результате наступаютпоследствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности иобщества от угроз, связанных с нарушениямиправил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, дополнительным —жизнь и здоровье людей.
С объективной стороны это деяние при отсутствииквалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом илидругим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264) правилбезопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Такое нарушение, например, может заключаться в неразрешенном вхождениипассажира в кабину пилотов самолета и вмешательстве в управление им во времявзлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морскогосудна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы накрасный сигнал светофора, если это повлекло необходимость экстренного торможенияавтомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которыхнаходились пострадавшие в результате этого люди.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления,предусмотренного ч. 1 ст. 268, является причинение по неосторожноститяжкого вреда здоровью человека. По смыслу ст. 268 речь идет о причинении такоговреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, адругим участникам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил,обеспечивающих безопасную работутранспорта. Это преступление считается оконченным с моментанаступления указанных в ч. 1 ст. 268 последствий.
С субъективной стороны нарушение правил, обеспечивающих безопаснуюработу транспорта, характеризуется неосторожной виной при наличиилегкомыслия или небрежности.
Субъектом этого преступления может быть любоевменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, указанных вст. 263 и 264.
Подпадающее под признаки ч. 1 ст. 268 деяние относится ккатегории преступленийнебольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступления является наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушенияправил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Содеянное в этом случаеквалифицируется по ч. 2 ст. 268 и расценивается как преступление средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц(ч. 3 ст. 268). Содеянное при таком квалифицирующем признакепризнается тяжким преступлением.
3. 4 Неоказаниекапитаном судна помощи терпящим бедствие
Данный состав преступления по УК 1996 г. существенно реконструирован по сравнению с составом неоказания помощи при столкновении судов или несообщенияназвания судна, предусмотренным ст. 204 УК 1960 г. Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет вобязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, вкакой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно,экипаж или пассажиров:
• оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
• следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие,
еслиему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое
действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
• после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его
пассажирами, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своегосудна, порт его регистрации и ближайший порт, в
которыйоно зайдет.[15]
Основным объектом рассматриваемого преступления являются защищенностьличности, общества и государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского иречного транспорта. Дополнительным объектом является жизньи здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческихорганизаций.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности пооказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озереили реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможностиоказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своегосудна, его экипажа и пассажиров.
Рассматриваемое преступление относится к формальнымсоставам и считается оконченным с момента бездействия капитана вусловияхнеобходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или иномводном пути.
С субъективной стороны этопреступление совершается с прямым либо косвенным умыслом, когда капитан суднасознает наличие обстановки, в которой на море или ином водном пути терпятбедствие люди, и возможность без серьезной опасности для своего судна, экипажа ипассажиров оказать терпящим бедствие необходимую помощь, однако не желаетэтого делать или безразлично относится к своей обязанности.
Мотивами такого поведения капитана могут быть враждебное отношение кэкипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы,карьеристские соображения и другие побуждения.
Субъектом данного преступления может быть толькокапитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана во время его болезниили в связи с его отдыхом. По смыслу ст. 270 речь идет о капитане судна,плавающего под флагом Российской Федерации. Если рассматриваемое преступлениесовершено в открытом море в отношении российского судна, его экипажа ипассажиров капитаном судна, плавающего под флагом иностранногогосударства, то в соответствии с ч. 3 ст. 12 он может быть признан субъектомсостава преступления, предусмотренного ст. 270, и быть привлечен к уголовнойответственности.
Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствиеотносится к преступлениям небольшой тяжести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В даннойкурсовой работе «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств» мы рассмотрели и проанализировалиразличные виды дорожно – транспортных преступлений.
Родовымобъектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектомтранспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества игосударства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Обеспечениебезопасного функционирования всех видов транспорта в современных условияхрассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, егоспециальных ведомств и общества в целом.
Впоследние годы в нашей стране принят ряд важных законодательных и иныхнормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого ибезопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе назовемФедеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»,Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и обответственности за нарушение порядка их выполнения» и многие другие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Уголовный кодексРоссийской Федерации. Издательство «Экзамен». Москва, 2008;
2. Международноепубличное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. с. 413;
3. Уголовное правоРоссии. Особенная часть: учебник под ред. Л.Л. Кругликова. – М.: ВолтерсКлувер, 2005. 840 с.;
4. Уголовное правоРоссии. Общая и Особенная часть: учебник под ред. А.И.Рарога.- М.:, 2005. 693с.;
5. Уголовное правоРоссийской Федерации. Особенная часть: учебник под ред. А.С. Михлина. – М.:Юристъ, 2005. 608 с.;
6. Коробеев А.И.Транспортные преступления: квалификация. СПб., 2003;
7. Коробеев А.И.Транспортные преступления. СПб., 2003;
8. Чучаев А.И.Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: Уголовно –правовые проблемы. Саратов, 1988;
9. Касынюк В.И.Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортныхсредств. Харьков, 1979;