Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

КафедраУголовного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «Уголовное право России»
на тему:Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств
Автор работы
Специальность юриспруденция
Группа
Руководитель работы
Работа защищена_______________________оценка________________
Члены комиссии:                                              __________________
 __________________
 __________________
 __________________

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……………………………………….
2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатациижелезнодорожного, воздушного или водного транспорта……………….
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств……………………………………………………....
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА………………………………………………………………
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуских в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………...
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путейсообщения…………………………………………………………………...
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работутранспорта…………………………………………………………………...
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...

ВВЕДЕНИЕ
Под транспортомпонимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей игрузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К назем­ным видамтранспорта относится железнодорожный, автомобиль­ный и трубопроводный транспорт.К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному —авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и не общегопользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесспроизводственного обращения и население. К транспорту не общегопользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводскогоперемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспортличного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют напассажирский и грузовой.
Транспорти его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительнобольшое значение в жизни обще­ства, оказывая огромное влияние на эффективностьнародного хо­зяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и другихнаселенных пунктов, на темпы и успехи предпринима­тельской и инойдеятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническимиустройствами, облегча­ющими жизнь и деятельность людей, но и наиболеераспростра­ненным источником повышенной опасности.
 Увеличивающиеся с каждымгодом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средстввыдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасностидвижения и эксплуатации транспорта.
Таким образом, темаданной курсовой работы: «Уголовная ответственность за нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств» является актуальной ипредставляет большой интерес для изучения.
Цель курсовой работы:рассмотреть и проанализировать виды дорожно – транспортных преступлений
В курсовойработе были использованы следующие источники литературы:
1.        Уголовный кодексРФ
2.        Различныезаконодательные акты РФ
3.        Учебные пособия иучебники.

1 История развития законодательства опреступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
 
Нормы, обеспечивающиебезопасность движения и эксплуатации транспорта, существовали и вдореволюционном уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовномуложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30«Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаковили иных предметов» устанавливалась ответственность лиц, виновных «вповреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов,водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства,предупреждения наводнений» (ст. 557)
Советская власть с первыхдней существования решительно боролась с организаторами и участникамиконтрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В обстановкехозяйственной разрухи и тяжелого экономического положения борьбе странспортными преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы ссаботажем и вредительством. В первую очередь нуждался в охране железнодорожныйтранспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаяхрасстреливать на месте лиц «за злоумышленное разрушение железнодорожныхсооружений», т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движенияжелезнодорожного транспорта.
В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта небыло. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривалиответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом илиобязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам иводным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием навоздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированиюуголовного законодательства о транспортных преступлениях.
Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правилбезопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм обответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иныхпутей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного составаи судов с целью вызвать крушение поезда или судна.
Впоследствии Уголовныйкодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работникамигражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или моглоповлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетовили несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнеговозраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда.
 И только в постановленииПленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. «О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения наавтотранспорте», разъяснялось, что при авариях автотранспорта счеловеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работникамитранспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины постатьям о преступлениях против личности.
Такое решение вопросапроблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности запосягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств,однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.
 Статьи отответственности за такие деяния содержались в разных главах Кодекса. В гл. I«Государственные преступления» в подразделе «Иныегосударственные преступления» предусматривалась ответственность занарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасностидвижения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст.85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86).
На момент вступления всилу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи обответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатациимеханического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушениялицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушениядействующих на транспорте правил (ст. 213).
 В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1),самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).
 В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничениеответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатациимеханических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта нитеоретически, ни практически не оправдано.
 В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений быладополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством всостоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию техническинеисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодексаисключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствамиводителей, находящихся в состоянии опьянения).
 В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 «Угон воздушногосудна».
Примерно с середины 60-хгодов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортныхпреступлений как подсистема «преступлений против общественнойбезопасности, общественного порядка и здоровья населения».
Таким образом, к моментупринятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного правасложилась довольно стройная система транспортных преступлений.

2Преступления,связанные с нарушением правил безопасностидвижения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Нарушение правил безопасности движения иэксплуатации железнодорожного,воздушного или водного транспорта
Общественная опасность нарушения правил безопасности дви­жения иэксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспортазаключается в том, что в результате этого про­исходят крушения поездов, в томчисле пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водномтранспорте, влеку­щие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но ипри­чинение особокрупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нор­мальное функционирование соответствующего видатранспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемымтранс­портными организациями.[1]
Объектом рассматриваемого состава преступленияявляется за­щищенность личности, общества и государства от угроз в связи сэксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или реч­ного транспорта.
Предметомданного преступленияявляются самодвижущиеся техническиесредства, относящиеся к железнодорожному подвиж­ному составу, воздушному иливодному (морскому и речному) транспорту[2].
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локо­мотивы, грузовыевагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав,а также иной подвижной со­став, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожногоподвижно­го состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда,электрички как совокупностьлокомотива (электровоза) и системы вагонов, соответ­ствующим образом взаимосвязанных определеннойсистемой тормоз­ных узлов и средствсигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следуетотносить отдельно функционирую­щие маневровые локомотивы пристанционногоиспользования, ава­рийные иснегоочистительные поезда, дрезины ограниченного дви­жения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горнойпромышленности, а также трамваи (в том числе скоростное) кжелезнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются само­леты, вертолеты,мотодельтапланы, дирижабли и иные летатель­ные аппараты (кроме воздушных шаров,зондов, управляемых че­ловеком космических ракет), используемые для перевозкипасса­жиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ(например, для монтажа высотных строительных кон­струкций, для тушения лесныхпожаров, для подкормки сельско­хозяйственных посевов или для борьбы ссельскохозяйственными вредителями и т. п.).[3]
Кводным транспортным средствам относятся надводные кораб­ли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы,атомоходы, ры­боловные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные иморские катера и другие плавучие средства. Водные транс­портные средства подразделяются наречные и морские. Под морс­кими транспортными средствами понимаются различныевиды вод­ного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза поморским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные икитобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства).Реч­ными транспортными средствами считаютсятакие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажирови грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохра­нилища) водным путям либо производят на водныхпутях иные виды работ (например,монтаж магистральных трубопроводов через судо­ходные реки и озера). Водные пути— это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса иливедения других ра­бот. По смыслу ст.263 не относятся к водным транспортным сред­ствам военные корабли всехтипов и видов, подводные лодки воен­ногоназначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожностисмерть либо иныетяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами непризнаются так­же подводные морскиеаппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины висследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыража­ется в нарушенииправил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязаннымсоблюдать эти специальные правила.[4]
Под безопасностьюдвижения и эксплуатации железнодорожного транспортапонимаетсясостояние защищенности процесса движе­ния железнодорожного подвижного состава и самого железнодо­рожного подвижного состава, при которомотсутствует недопусти­мый рисквозникновения транспортных происшествий и их по­следствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществуфизичес­ких и юридических лиц.[5] Правила безопасностидвижения и экс­плуатации того или иного видатранспорта устанавливаются феде­ральными законами о соответствующем видетранспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например,правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транс­портаустанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»,Уставом железнодорожного транспортаРФ от 10 января 2003г., Инструк­цией по сигнализации на железных дорогахРоссийской Федера­ции, утвержденнойМинистром путей сообщения РФ 26 апреля 1993г.,Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами техническойэксплуатации же­лезных дорог и др.
Правилабезопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движениемРоссийской Федерации от 6 октября 1994г., Положе­нием о федеральнойсистеме обеспечения защиты деятельности гражданскойавиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994г., а такжедругими нормативными правовыми акта­ми,издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиаци­онной службой России.
Соответствующиеправила безопасности движения и эксплуа­тацииморского и речного транспорта устанавливаются федераль­ными законами либо постановлениями Правительства РФили нормативными правовыми актамисоответствующих федеральных ведомств(например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном мореи прилежащей зоне Российской Фе­дерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и манев­ровойработе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии,особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновенияпас­сажирскихили грузовых поездов с другими поездами или подвиж­ным составом,сходы подвижного состава впассажирских или гру­зовых поездах наперегонах и станциях, в результате которых погиб­ли или получили тяжкий вредздоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их изинвентаря.
Обязательнымпризнаком объективной стороны состава пре­ступления,предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех илииных правил безо­пасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкоговреда здоровью человека.Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названнымивыше пре­ступными последствиями и нарушением правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортного средствадолжна быть уста­новлена причиннаясвязь.[6]
С субъективной стороны рассматриваемоепреступление характе­ризуется неосторожностью в виде легкомыслия илинебрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Еслинару­шение правилбезопасности движения и эксплуатации транспорт­ного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжко­го вредаздоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст.111).[7]
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьтолько лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой дол­жности лежалаобязанность соблюдать правила безопасности дви­жения и эксплуатации железнодорожного, воздушного,морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средствобыло незаконно захваченопосторонним лицом, допустившим при этом нарушениеправил безопасности движения и эксплуатации транс­порта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3ст. 263, уголов­ная ответственностьнаступает по совокупности преступлений, пре­дусмотренных ст. 211 и 263.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих призна­ков (ч. 1 ст. 263) относится ккатегории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за дан­ное деяние,повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующегопризнака данно­го преступления предусматривается причинение понеосторожности смертидвум или более лицам. При наличии этого квалифицирую­щего признака содеянноерассматривается как тяжкое преступле­ние.
2.2          Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации
транспортныхсредств
Общественнаяопасность данного преступления заключается в том,что в результате нарушения правил дорожного движения и эк­сплуатации транспортных средств гибнут люди или импричиняется различный по степенитяжести вред здоровью, при этом причиняет­ся тот или иной имущественныйвред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступлениявыступает состояниезащищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектомэтого преступле­ния является жизньили здоровье граждан, а также имуществен­ные интересы граждан, государственных и коммерческих органи­заций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи идругие механическиетранспортные средства. Как указывается в примечаниик ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящейстатье понимаются троллейбусы, а также трактораи иные самоходные машины, мотоциклы и иные механи­ческие транспортные средства.В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлениемПравитель­ства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспорт­ным средством понимаетсятранспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст.264, выражаетсяв нарушении правил дорожного движения и эксплу­атации транспортных средствлицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическимтранспортным средством.
Вперечне неисправностей и условий, при которых запрещает­ся эксплуатация транспортных средств, среди других неисправно­стей вПравилах дорожного движения названы нарушение герме­тичности системы питания (п. 6.2), отсутствиепредусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида,стекла (п. 7.1), неисправностьзвукового сигнала (п. 7.2), отсутствие рем­ней безопасности, если их установкапредусмотрена конструкцией транспортногосредства (п. 7.9), и др.
Согласноп. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых неисполнена установ­ленная федеральным законом обязанность по страхованиюсвоей гражданской ответственности.[8]
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октяб­ря 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасностидвижения и эксплуатации транс­портных средств, а также с их неправомернымзавладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УКРСФСР)» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается,что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения иэксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах,какие именно правила им на­рушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны составапреступ­ления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в резуль­татенарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровьючеловека определяется судебно-медицинскойэкспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причине­нии вреда лицу, не имеющемуотношения к управлению транспор­тным средством. Эти последствия должнынаходиться в причинной связи с допущеннымнарушением правил. Рассматриваемое пре­ступлениесчитается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.[9]
С субъективной стороны данное преступлениехарактеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.Нару­шение правилдорожного движения или эксплуатации транспортно­го средства может быть сознательным, однако отношение к насту­пившимпоследствиям этого нарушения всегда неосторожное. Со­деянное следуетквалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья,если будет установлено, что лицо, управ­лявшеетранспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортногосредства в ка­честве орудия этого преступления.
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьлюбое вменяемое лицо,достигшее 16-летнего возраста, независимо от на­личия у него удостоверения (сертификата) на право управления дан­ным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится ккатегории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс­портных средствпризнается совершенным при квалифицирующем признаке, если врезультате этих действий наступила по неосторож­ности смерть человека (ч. 2 ст. 264).
Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264, если деяние,предус­мотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особоквалифицирующем признаке преступление рас­ценивается как тяжкое.[10]
 2.3 Нарушение правил международных полетов
Общественная опасность нарушения правил международных полетовзаключается в том, что в результате таких действий наруша­ется полный иисключительный суверенитет Российской Федера­ции над ее воздушным пространством, а также создаетсяугроза подрыва обороноспособности страны,столкновения и гибели граж­данских и военных воздушных судов, ихэкипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновениямежгосудар­ственных конфликтов.
Основным объектом рассматриваемого преступленияявляется состояниезащищенности личности, общества и государства от уг­роз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имуществогосударственных и коммерческихорганизаций, в том числе иностранных.
С объективной стороны это преступление выражается внесоблю­дении командиром воздушного судна и его экипажем во время меж­дународного полета указанных вразрешении маршрутов, мест по­садки, воздушных ворот, высоты полета или иномнарушении пра­вил международных полетов. Винтересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защитысуверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военнойбезопасности разработаны определенные правила международных полетов.
Вчастности, в ст. 6Конвенции о международной гражданской авиации от 7декабря 1944г.[11] указывается, что никакиерегулярные международные воздушныесообщения не могут осуществляться над территорией или на территориидоговаривающегося государства, кроме как поспециальному разрешению или с иной санкции этого государства и всоответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каж­дое государство вправе по соображениям военнойнеобходимости илиобщественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств надопределенными зонами своей территориипри условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярныхмеждународных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых ваналогичных со­общениях. Такиезапретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы безнеобходимости не создавать препятствийдля аэронавигации.
В Российской Федерации такие участки воздушных трасс длямеждународных полетовопределены постановлением Правитель­ства РФот 15 мая 1998 г. № 515-р.[12]
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международнымполетом считается полет воздушного судна в воздушном простран­стве более чемодного государства. Правила международных поле­тов в воздушном пространствеРоссийской Федерации определяют­ся в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ.Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительномеждуна­родных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых длямеждународных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая дляосуществления международ­ных полетоввоздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилахопределены регламенты полетов и маневрирования воз­душных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страныпассажиров, эки­пажа или грузавоздушных судов, паспортного и таможенного кон­троля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальнымсоставом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соот­ветствующихправил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороны данноепреступление может совер­шатьсякак умышленно, так и по неосторожности. При умышлен­ном нарушении правил международных полетов мотивами соде­янногомогут быть хулиганские побуждения, соображения коры­стного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другиесоображе­ния.
Субъектом этого преступления может быть каккомандир воз­душного судна иностранного государства, так и командир воздуш­ного суднанашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном,достигшее 16-летнего возраста и обла­дающее вменяемостью. Это может бытьгражданин России, иност­ранногогосударства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к катего­рии преступлений небольшой тяжести.

3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
 3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств ивыпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Общественная опасность недоброкачественного ремонта транс­портных средств ивыпуск их в эксплуатацию с техническими неис­правностями заключается в том, чтотакого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожноготранспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом вод­ном пути суднаморского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди илипричиняется вред их здоровью, наносится круп­ный материальный ущерб гражданам,государственным и коммер­ческим организациям.
Подобные преступления в нашей стране не являютсяредкостью.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыражает­ся в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путейсообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортногооборудования или в выпуске соответствующих транс­портных средств в эксплуатацию стехническими неисправностями. Ремонт транспортных средств, путей сообщения, средствсигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следуетсчитать недоброкаче­ственным, если он осуществлен с нарушением установленныхтех­нических условий или стандартов.
Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства стехничес­кими неисправностями понимается разрешение наиспользование транспортного средства по его технико-производственному назна­чению.
Обязательным признаком объективной стороны данного соста­ва преступленияявляется причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека врезультате названных выше действий. Эти последствия должны находиться впричинной связи с недобро­качественным ремонтом транспортных средств, путейсообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного обору­дования, а равнос выпуском транспортного средства в эксплуата­цию с техническиминеисправностями. Рассматриваемое преступ­ление относится к материальнымсоставам и считается оконченным с момента наступления указанных в законепоследствий.
Ссубъективной стороныданное преступление характеризуется неосторожнойвиной в виде легкомыслия либо небрежности.[13]
Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несетответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения,средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а такжелицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и завыпуск таких транспортных средств в эксплуатацию.
Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266)относится к преступлениям небольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком этогопреступления (ч. 2 ст. 266) является наступление в результате совершенияуказанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случаеданное деяние относится к категории преступлений средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступ­ления (ч. 3 ст. 266) является причинение по неосторожности смерти двум или болеелицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкоепреступление.
 3.2 Приведениев негодность транспортных средств или путей сообщения
Общественная опасность рассматриваемого преступления зак­лючается в том,что такими действиями создается угроза безопасно­сти движения и эксплуатациитранспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а такжепричиняется имуществен­ный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациямлибо иным собственникам. Кроме того, указанные выше действия дезорганизуютнормальное функционирование же­лезнодорожного, воздушного, водного,автомобильного транспорта и городского электротранспорта, что влечет за собойпричинение огромных убытков государству, а также хозяйствующим субъектам. Основнымобъектом рассматриваемого преступления является защищенность личности, общества игосударства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств,путей сообщения, а равно блокированием транспортных коммуникаций. Дополнитель­нымобъектом этого преступления являются жизнь и здоровье лю­дей, чужаясобственность, порядок управления и др.
Предметом данного преступления являются транспортныесред­стваназемного, воздушного и водного транспорта, пути сообще­ния, средствасигнализации или связи, другое транспортное обору­дование.[14]
С объективной стороны состав приведения в негодностьтранс­портных средств или путей сообщения выражается в следующих альтернативныхдействиях — в разрушении, повреждении или в приведении иным способом в негодное дляэксплуатации состоя­ние транспортного средства, путей сообщения, средствсигнализа­ции или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокированиитранспортных коммуникаций.
Под разрушением транспортного средства, путей сообщенияили иныхтехнических устройств, о которых говорится в ч. 1 ст. 267, по­нимаетсяприведение их в полную непригодность для функциональ­ногоиспользования.
Под повреждением транспортного средства, путей сообщенияили иных устройств понимается частичное приведение их в непри­годное дляэксплуатации состояние, однако при этом сохраняется возможность ихвосстановления путем ремонта и дальнейшей эксп­луатации.
Подиным способом приведения в негодное состояние транспор­тного средства,путей сообщения, средств сигнализации или свя­зи, другого транспортногооборудования понимается использова­ние виновным для этого веществ,материалов и жидкостей, уста­новка технических устройств, которые делаютневозможным нормальное функционирование транспортного средства, путей со­общения, средствсигнализации или связи и т. п. (например, сма­зывание на подъеме рельсовсмазочными материалами, введение в средства сигнализации или связи жидких или сыпучих веществ, блокирующих нормальное функционированиесоответствующих устройств, и т. п.).
Под блокированием транспортных коммуникаций понимается пе­рекрытиежелезной дороги или автомагистрали, подъездов к опреде­ленным объектампутем устройства заграждений, скопления боль­шого числа людей.
Примерами блокирования железной дороги могут служитьакции шах­теров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в по­рядкепротеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие желез­нодорожныхподъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женамивоеннослужащих на одном из военных аэродромов. Обязательным признаком объективнойстороны рассматривае­мого состава преступления является наступление понеосторожнос­ти общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вредаздоровью человека либо причинения крупного ущерба госу­дарству, иномусобственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовнаяответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствиянаходятся в причин­ной связи с разрушением, повреждением или приведениеминым способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путейсообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортногооборудования, а равно в связи с блокирова­нием транспортных коммуникаций.
Под крупным ущербом следует понимать материальный вред, превышающий 500тыс. рублей.
С субъективной стороны данное преступлениехарактеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Вина можетбыть ввиде легкомыслия или небрежности. Если лицо указанные выше действия совершилоумышленно, имея цель подрыва экономичес­кой безопасности и обороноспособностиРоссийской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).
Субъектом рассматриваемого преступления может бытьлюбое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а состава блокиро­ваниятранспортных коммуникаций — 16-летнего возраста. Это де­яние при отсутствииквалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) от­носится к категории преступлений среднейтяжести.
Квалифицирующим признаком рассматриваемогодеяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как иприменительно к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причиннообусловлено действиями виновного, связанными с при­ведением внепригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличииэтого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.
Особоквалифицирующим признаком состава приведения в не­годность транспортных средств или путей сообщения(ч. 3 ст. 267) являетсяпричинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случаесодеянное считается тяжким преступлением.
 3.3 Нарушениеправил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Общественнаяопасность нарушения правил, обеспечивающих безопаснуюработу транспорта, заключается в том, что в результате наступаютпоследствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности иобщества от угроз, связанных с нарушениямиправил, обеспечивающих безопасную работу транс­порта, дополнительным —жизнь и здоровье людей.
С объективной стороны это деяние при отсутствииквалифициру­ющих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом илидругим участником движения (кроме лиц, указан­ных в ст. 263 и 264) правилбезопасности движения или эксплуата­ции транспортных средств.
Такое нарушение, например, может заключаться в неразрешен­ном вхождениипассажира в кабину пилотов самолета и вмешатель­стве в управление им во времявзлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морскогосудна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы накрасный сиг­нал светофора, если это повлекло необходимость экстренного тормо­женияавтомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которыхнаходились пострадавшие в результате этого люди.
Обязательным признаком объективной стороны состава пре­ступления,предусмотренного ч. 1 ст. 268, является причинение по неосторожноститяжкого вреда здоровью человека. По смыслу ст. 268 речь идет о причинении такоговреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, адругим участни­кам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил,обеспечивающих безопас­ную работутранспорта. Это преступление считается оконченным с моментанаступления указанных в ч. 1 ст. 268 последствий.
С субъективной стороны нарушение правил, обеспечивающих безопаснуюработу транспорта, характеризуется неосторожной ви­ной при наличиилегкомыслия или небрежности.
Субъектом этого преступления может быть любоевменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, указанных вст. 263 и 264.
Подпадающее под признаки ч. 1 ст. 268 деяние относится ккате­гории преступленийнебольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступления является наступление по неосторожности смерти человека в резуль­тате нарушенияправил, обеспечивающих безопасную работу транс­порта. Содеянное в этом случаеквалифицируется по ч. 2 ст. 268 и расценивается как преступление средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемогопреступ­ления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц(ч. 3 ст. 268). Содеянное при таком квалифицирующем признакепризнается тяжким преступлением.
 3. 4 Неоказаниекапитаном судна помощи терпящим бедствие
Данный состав преступления по УК 1996 г. существенно рекон­струирован по сравнению с составом неоказания помощи при стол­кновении судов или несообщенияназвания судна, предусмотрен­ным ст. 204 УК 1960 г. Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет вобязанность капитану любого судна, плаваю­щего под его флагом, в той мере, вкакой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно,экипаж или пассажиров:
•    оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угро­жает гибель;
•    следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие,
еслиему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое
действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
•    после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его
пассажирами, когда это возможно, сообщить этому другому судну наи­менование своегосудна, порт его регистрации и ближайший порт, в
которыйоно зайдет.[15]
Основным объектом рассматриваемого преступления являют­ся защищенностьличности, общества и государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского иречного транспорта. До­полнительным объектом является жизньи здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческихоргани­заций.
С объективной стороны рассматриваемое преступлениевыража­ется в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности пооказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озереили реке) при наличии в создавшей­ся обстановке реальной возможностиоказания помощи людям, тер­пящим бедствие, без серьезной опасности для своегосудна, его эки­пажа и пассажиров.
Рассматриваемое преступление относится к формальнымсоста­вам и считается оконченным с момента бездействия капитана вус­ловияхнеобходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или иномводном пути.
С субъективной стороны этопреступление совершается с пря­мым либо косвенным умыслом, когда капитан суднасознает нали­чие обстановки, в которой на море или ином водном пути терпятбедствие люди, и возможность без серьезной опасности для своего судна, экипажа ипассажиров оказать терпящим бедствие необходи­мую помощь, однако не желаетэтого делать или безразлично отно­сится к своей обязанности.
Мотивами такого поведения капитана могут быть враждебное отношение кэкипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы,карьеристские соображения и другие побуждения.
Субъектом данного преступления может быть толькокапитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана во время его болезниили в связи с его отдыхом. По смыслу ст. 270 речь идет о капитане судна,плавающего под флагом Российской Федерации. Если рассматриваемое преступлениесовершено в открытом море в отношении российского судна, его экипажа ипассажиров капита­ном судна, плавающего под флагом иностранногогосударства, то в соответствии с ч. 3 ст. 12 он может быть признан субъектомсостава преступления, предусмотренного ст. 270, и быть привлечен к уго­ловнойответственности.
Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бед­ствиеотносится к преступлениям небольшой тяжести.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В даннойкурсовой работе «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств» мы рассмотрели и проанализировалиразличные виды дорожно – транспортных преступлений.
Родовымобъектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектомтранспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества игосударства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Обеспечениебезопасного функционирования всех видов транспорта в современных условияхрассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, егоспециальных ведомств и общества в целом.
Впоследние годы в нашей стране принят ряд важных законодательных и иныхнормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого ибезопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе назовемФедеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»,Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и обответственности за нарушение порядка их выполнения» и многие другие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.        Уголовный кодексРоссийской Федерации. Издательство «Экзамен». Москва, 2008;
2.        Международноепубличное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. с. 413;
3.        Уголовное правоРоссии. Особенная часть: учебник под ред. Л.Л. Кругликова. – М.: ВолтерсКлувер, 2005. 840 с.;
4.        Уголовное правоРоссии. Общая и Особенная часть: учебник под ред. А.И.Рарога.- М.:, 2005. 693с.;
5.         Уголовное правоРоссийской Федерации. Особенная часть: учебник под ред. А.С. Михлина. – М.:Юристъ, 2005. 608 с.;
6.        Коробеев А.И.Транспортные преступления: квалификация. СПб., 2003;
7.        Коробеев А.И.Транспортные преступления. СПб., 2003;
8.        Чучаев А.И.Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: Уголовно –правовые проблемы. Саратов, 1988;
9.        Касынюк В.И.Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортныхсредств. Харьков, 1979;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оцінка перспектив і умов створення єдиної валютної зони на території СНД
Реферат Психічний стрес у спорті
Реферат Развитие специальной выносливости боксеров
Реферат Некоторые проблемы рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей
Реферат Аналитическая записка «методы и правовые основы оценки качества муниципальных услуг в г. Калуге»
Реферат Развитие физической культуры в Средневековье
Реферат Развитие физической культуры в России
Реферат Анализ внутренней и внешней политики государства
Реферат Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса
Реферат Засоби і оцінка конкурентоспроможності товару
Реферат Адміністрування екологічних податків и платежів в Україні
Реферат Методика анализа доходности коммерческого банка
Реферат Family Essay Research Paper Scholarship EssaySince the
Реферат Гражданство в Республике Беларусь
Реферат Содержание художественного произведения