Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность теоретических подходов вюридической психологии…4
2. Теоретические подходы в психологии………………………………7
2.1. Личностный и деятельностный подходы впсихологии…..……..7
2.2. Системный подход в юридическойпсихологии…………………9
2.3. Другие теоретические подходы вюридической психологии….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………...…………………….15
Введение
Юридическая психология, как наука изучаетпсихические закономерности психологических знаний, которые применяются в областиправового регулирования и юридической деятельности. В своей деятельности юридическаяпсихология ставит следующие задачи: осуществлять научный синтез знанийпсихологического и юридического плана; раскрывать в достаточной мерепсихолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; обеспечиватьдостаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональнойдеятельности — поведения человека; раскрывать деятельность различных субъектовправоотношений, их психических состояний в многочисленных ситуацияхправоприменения и правоохранения; а также выработку рекомендаций, направленныхна усовершенствование правового регулирования жизни общества. Здесь следуетзаметить, что все указанные задачи решаются с помощью применения некоторых теоретическихподходов.
Цель данной работы – исследовать основные теоретическиеподходы в юридической психологии с современной точки зрения. В соответствии сопределенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать сущностьтеоретических подходов в психологии;
▬ рассмотретьосновные теоретические подходы в психологии;
▬ сформулироватьвыводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектомисследования данной работы являются теоретические подходы в юридическойпсихологии. Предмет исследования работы – основные виды теоретических подходовв современной юридической психологии.
Теоретическойосновой представленной работы выступили научные труды российских авторов,рассматривающих теоретические и практические аспекты юридической психологии ссовременной точки зрения.
Работа состоит извведения, теоретической части и заключения, включает список использованнойлитературы. Данная работа изложена на 15 страницах, для написания использовано11 научных источников.
1. Сущность теоретических подходов вюридической психологии
В основе системы любого научного знания, втом числе и юридической психологии, лежат определенные принципы, то естьосновные положения, которые определяют методические и теоретические подходы кпроведению различных исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработкеи трактовке результатов и т.п. Юридическая психология опирается на принципы,установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей областизнания. Так, основными принципами, определяющими сущность теоретических подходовв юридической психологии, являются следующие.
Принцип объективности при исследованиипсихики в условиях правовых взаимоотношений — данный принцип требует, чтобы приизучении поведения людей в условиях законопослушного или противоправногоповедения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявленияпсихических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепеннуюроль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторногои натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств,экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты здесь играюттолько вспомогательную роль.[[1]]
Второй принцип — принцип детерминизма вобласти правовых отношений побуждает не только фиксировать определенное явление(поступок), но и обнаруживать причины, обусловившие его возникновение.Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексомпсихофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а такжеобъективных условий ее формирования в определенной социальной среде. Принципдетерминизма позволяет искать факторы, обусловившие противоправное поведениечеловека, а также прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости отметодов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, готовностик ресоциализации и реабилитации.
Что касается следующего принципа — принципаединства сознания и деятельности, то его становление в отечественной психологиисвязано с пониманием деятельности, как ведущего фактора формирования личности вобществе. Именно включенность конкретной личности в определенные видыдеятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливаетстановление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправногосознания человека в обществе.
Принцип развития гласит о том, чтоличность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающейсреды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чемусубъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества.Так, личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихсяобстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Следовательно,юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторовсознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимулпротивоправного поведения. Данный принцип развития утверждает также, что всякоевоспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производитопределенный развивающий эффект как положительного, так и отрицательногопорядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе(школа, училище, институт) может обусловить развитие агрессивности у подростка.[[2]]
Следующий принцип юридической психологии — принцип личностного подхода подразумевает под собой то, что юридическаяпсихология имеет своим объектом, прежде всего личность, как субъектаправопослушной или антиправовой деятельности, то есть это лицо, выражающееопределенное отношение к нормам права. Поэтому здесь юристу важно исследоватьто, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют ипреломляются через сознание конкретной определенной личности, обладающейопределенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а такжепереживающей определенные психические состояния, опосредующие формированиеасоциальных форм поведения.
Внедрение в психологию принципа системностипривело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельныхпроцессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которойвсе когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют ивзаимообусловливают друг друга. Согласно этому, деятельность человекапонимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс.Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всейизменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннегоравновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно,чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, то естьадаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актовповедения юридические работники должны учитывать всю систему свойств личности.При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучитьструктуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологическиесвойства.[[3]]
Итак, юридическая психология как наука,интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду собщепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы,лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства. Эти принципыхорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательновведены в область права: это соблюдение законности, равенства граждан перед законом,презумпции невиновности, справедливости, гуманности.
Таким образом, вышеуказанные принципыопределяют сущность применения определенных теоретических подходов вюридической психологии. Такими подходами, прежде всего являются – личностныйподход, системный подход, различные психологические подходы (иллюстративный,комментаторский, объяснительный, феноменологический), исторический подход ит.п.
2. Теоретические подходы в психологии
2.1. Личностный и деятельностный подходыв психологии
Одним из основных теоретических подходов вюридической психологии является личностный подход, потому как юридическаяпсихология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к нейадресована вся система правовых норм. Это позволяет построить структуру личностии выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенныхситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также приразработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.[[4]]
Личностный подход в юридической психологииреализует формулу «человек есть мера всех вещей», в том числе иправовых. Личность- ведь это не только объект правового воздействия, но иисточник, формирующий само право, сила, творящая и преобразующая посредствомправа социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ееинтересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях идействиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа всейотрасли права.
Следует отметить, что подлинно личностныйподход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объемасвойств личности, в частности обвиняемого, и включает в себя исследование еговнутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивовповедения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевойсферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности(восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, врамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологическиеособенности обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. Вбольшинстве же случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойстваличности обвиняемого, которые:
а) указывают на закономерность илислучайность принятия и реализации решения о преступлении;
б) влияют на способность управлятьповедением в конкретной ситуации;
в) значимы для прогноза опасности рецидиваи определения программы коррекционного воздействия.[[5]]
Одна из важных задач юридическойпсихологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые вовзаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для даннойличности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностныхкачеств и предпосылок. В этой связи особую ценность в психологии приобретает ещеодин теоретический подход – это подход теории деятельности. Принцип деятельностногоподхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание личностиформируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуетсятоже в ней. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана,способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится кдостижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленнойцели, и, наконец, результат деятельности.[6]
Многие теоретики – психологи полагают, чтоистинный предмет юридической психологии составляют психические закономерностидеятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определениесвязано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующихеще в советской психологии теоретических подхода: «деятельностный»,разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденныйленинградской школой психологии. Однако к середине 80-х годов ХХ века на первыйплан стал выходить, так называемый «системный» подход, культивируемый в академическойпсихологической науке. Системный подход в юридической психологии сталосновополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизмдетерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправноеповедение конкретного человека и определенных видов социальных групп.
2.2. Системный подход в юридическойпсихологии
Системный подход, возрастание ролисистемного знания были определены как новыми потребностями развития научногознания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление иуглубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к болееглубокому пониманию исследуемых явлений. Сущность системного подхода в изученииобъективной реальности заключается в том, что объекты познания рассматриваютсякак целостные образования. Системный подход исходит из того положения, чтоспецифика системы (греч. systema – целое, составленное из частей, объединение)не сводится к особенностям составляющих его элементов, а коренится, преждевсего в характере связей и отношений между ними.[[7]]
Целостность является результатоминтеграции частей целого, это понятие отражает процесс и механизм объединениячастей, приобретения комплекса интегральных совокупных качеств. Любая системаможет рассматриваться как часть другой более крупной системы, системногокомплекса.
Системный комплекс – это целостноесоставное явление, когда сама система состоит из нескольких самостоятельных, новзаимосвязанных систем. Так, личность можно рассматривать как систему, и каксистемный комплекс, в который входят такие системы — память, мышление,характер. Системный комплекс может быть представлен: личность руководителя –коллектив учреждения; потерпевший – группа правонарушителей – свидетели.
В системе предметом изучения оказываютсяее структура, законы соединения частей в целое, ее внутренние механизмы иинтегральные закономерности. В системном комплексе действуют иерархическиесвязи, взаимодействия и отношения двух или нескольких систем. Целостностькомплекса – это уже не органическая целостность, а только единствовзаимодействующих систем (например, водителя и автомобиля; личности и целойгруппы).[[8]]
Принцип иерархии систем в системномкомплексе является весьма продуктивным для юридической психологии. Системныйподход позволяет представить юридическую психологию как систему, входящую всистемы более высокого ранга – в психологию и правоведение, или как системныйкомплекс, включающий системы криминальной, судебной психологии.
Система психических явлений –многоуровневая, которая строится иерархически, она включает в себя рядподсистем, обладающих различными функциональными качествами. Так, можновыделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, вкоторой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляциюдеятельности и поведения; и коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся впроцессе общения между людьми. В свою очередь каждая из этих указанныхподсистем может быть расчленена далее на более мелкие подсистемы.[[9]]
Системный подход требует рассмотренияявлений в их развитии. Целостность системы формируется и разрушается в ходе ееразвития.
Объектом изучения юридической психологииявляется человек как субъект правоохранительной деятельности и участникопределенных правоотношений. Задача юридической психологии заключается, преждевсего, в исследовании и выделении психологических закономерностей деятельностиличности в области правового регулирования, а также разработке практическихрекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности.Системный подход в юридической психологии позволяет установить механизмдетерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправноеповедение человека и социальных групп.
Существенной характеристикой системнойдетерминации является ее нелинейность: – во-первых, произошел отход от поискаединственной детерминанты (причины); – во-вторых, произошел отказ от пониманиясвязи «причина-следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления,признание кумулятивной причины, предполагающей накопление некоторой критическоймассы изменений (например, накопление отрицательных переживаний, вследствиекоторого может в дальнейшем наступить стресс или аффект); – и в-третьих,произошло нарушение прямых привычных соотношений между некоторыми параметрами,возникновение «извращенных» отношений (например, обратные эффекты сверхзначимоймотивации – дезорганизациия, дезадаптация, «сползание» на низшие уровнирегуляции и т.д.).[[10]]
Общими задачами системных исследований вюридической психологии являются анализ и синтез систем, в процессе которогосистема выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции,интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи сосредой. В процессе синтеза создается модель реально существующей системы, повышаетсяуровень абстрактного описания данной системы, определяется полнота ее состава иструктур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системныйподход применяется к множествам объектов и их компонентам, а также к свойствамили интегральным характеристикам объектов.
Существуют следующие границы применениясистемного подхода:
1) системный подход не самоцель, плоды егочеткие теоретические и экспериментальные выводы;
2) системный подход применим только к темобъектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.
В настоящее время существует несколькотипов системного подхода:
1. Комплексный системный подход — когдаизучается только состав системы, нет отношений между ее элементами, элементамии целым;
2. Структурный системный подход – когдаизучается состав системы, отношения между элементами, но нет отношенияэлементов и целого;
3. Целостный системный подход – когдарассматриваются все отношения – и состав системы и все возможный отношения вданной системе.
Итак, системный подход в психологии – этоприменение системных методов для решения задач систематики, планирования и организациикомплексного и систематического эксперимента в юриспруденции.
2.3. Другие теоретические подходы вюридической психологии
При раскрытии «психологической составляющей»в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы:[11]
• Психолого-иллюстративный подход — наиболее древний и изначально единственный теоретический подход, характерентем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и деловкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используютсявыражения типа «психологи утверждают», «как показалипсихологические исследования» и т.п., но при этом приводятся абсолютноненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь неотражающего мнение юридической психологии как систематизированного ипроверенного научного знания;
• Психолого-комментаторский подход — характерен, как и вышеуказанный, построением юридической логики рассуждений, нос основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менееотвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы пообразованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся сосновами общей психологии, однако эти пояснения нередко страдают неточностями, «психологическойшколярностью»: фрагментарностью, разорванностью, а также слабостями психологическогомышления;
• Психолого-объяснительный подход – очень схожсо вторым подходом, но психологический комментарий более компетентен. Такой подходреализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеетполное право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычнообъяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую спецификуне всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подходанередко ограничены;
• Психолого-феноменологический подход — это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальностьглазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Данный подходв психологии ориентирован на выявление именно психологических феноменов и достаточноточное объяснение с помощью их юридической реальности.
Допустим, проведение допроса процессуальносвязано с выполнением около пятидесяти операций, например, в начальной стадиидопроса следует:
1) представиться,
2) объяснить гражданину цель вызова,
3) удостовериться в личности вызванного,
4) разъяснить вызванному егопроцессуальные права и обязанности,
5) использовать начальную стадию допросадля оценки личности допрашиваемого и т.д.
Используя два первых подхода, можно болееили менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можнопоступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменовего — психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана,формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установленияпсихологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слеженияза признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологическойпозиции и избранной линии поведения. Такой подход позволяет лучше понятьпсихологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрытьоригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервыулучшения дела.[[12]]
Существует в юридической психологии еще предметно-историческийподход, который представляет собой направление логического анализа, которое иногданазывают логикой развития психологии, как науки, понимая под ней и свойствапознания сами по себе, и их теоретическую реконструкцию.
В настоящее время существуют и другиетеоретические подходы в юридической психологии, но только сочетание различныхподходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубокоанализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процессадеятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точноеописание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.
Заключение
По результатам проведенных исследованийтемы – «Теоретические подходы в психологии» в заключении хотелось бы сказатьследующее.
Одним из основных теоретических подходов вюридической психологии является личностный подход, потому как юридическаяпсихология всегда имеет объектом исследования личность. Это позволяет построитьструктуру личности, выделить ее элементы, которые являются значимыми в криминогенныхситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также приразработке стратегии ресоциализации правонарушителей.
Особую ценность в психологии имеетдеятельностный подход, сущность которого состоит в том, что сознание личностиформируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуетсятоже в ней.
Системный подход в юридической психологии снедавнего времени стал основополагающим теоретическим подходом, которыйпозволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерноеили противоправное поведение конкретного человека и определенных видовсоциальных групп. Так, в системе предметом непосредственного изученияоказываются ее структура, законы соединения отдельных частей в целое, еевнутренние механизмы и иные интегральные закономерности.
При раскрытии «психологическойсоставляющей» в юридической психологии довольно часто реализуются и другиетеоретические подходы: это психолого-иллюстративный подход, психолого-комментаторскийподход, психолого-объяснительный подход, психолого-феноменологический подход,предметно-исторический подход и многие другие научные подходы.
Следует сказать, что только сочетаниеразличных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточноглубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерностипроцесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, даватьточное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов
Список использованной литературы
1. Баранов, П.П.Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений /П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. – 456 с.
2. Васильев, В.Л.Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л.Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 656 с.
3. Гоноболин, Ф.Н.Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Просвещение, 2004. – 389 с.
4. Еникеев, М.И.Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: ИздательствоНорма — М, 2006. — 512 с.
5. Казаков, В.Г.,Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. — М.:Высшая школа, 2005.- 414 с.
6. Общая психология:учебник для высших учебных заведений / под редакцией А.В. Петровского. — М.: Просвещение,1999. – 452 с.
7. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник для студентов вузов /А.В. Петровский. — М.: ГАЛА, 2005. — 528с
8. Общая психология:учебник / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 524 с.
9. Платонов, К.К.,Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших учебных заведений / К.К. Платонов.- М.: Высшая школа, 2005. – 393 с.
10.Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов/ Ю.В. Чуфаровский. — М.: Право и Закон, 2004. — 320 с.
11.Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебныхзаведений / Г.Г. Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 611 с.