Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский Государственный Университет Пищевых Производств Кафедра Технология общественного питания Курсовая работа Организация оперативного планирования производства на предприятиях общественного питания
Защищиено на отлично Москва 2006 Содержание Введение 1. Оперативное планирование производства 1.1 Виды планирования 1.2 Задачи и содержание оперативно производственного планирования 1.3 Факторы, определяющие особенности оперативно-производственного планирования 2. Оперативное планирование производства и технологическая документация 2.1
Оперативное планирование работы производства заготовочных предприятий 2.2 Оперативное планирование на предприятиях с полным циклом производства 2.3 Методика составления планов-графиков выпуска продукции 2.4 Организация диспетчирования 3. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опята оперативного планирования 3.1 Зарубежный опыт оперативного планирования 3.2
Недостатки отечественного опыта оперативного планирования 3.3 Выводы Заключение Список использованной литературы Введение Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами, в частности правильностью установления того, что, сколько, какого качества и к какому времени производить с учетом спроса и предложения выбором оптимальной технологии и организации производства своевременным и рациональным
ресурсным обеспечением величиной основного и оборотного капиталов формами и методами реализации продукции и т.д. В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно велик. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию, что, в свою очередь, предполагает необходимость внутренней увязки и применения соответствующих форм и методов одной из таких форм является планирование производственной деятельности предприятия.
Опыт многих преуспевающих компаний зарубежных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственной деятельности является важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализацией принятой стратегии развития предприятия. В самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей ее реализации, поскольку
в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия риска и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать
нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде. Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям Во-первых, планирование должно ответить на вопросы что, когда и как может произойти Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня. В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого
устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющие заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство
и т.д В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта, требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию,
воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. Реализация этих требований предполагает, что оно в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам 1. Гибкость предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Соблюдение этого принципа требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды. 2. Непрерывность предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического
пересмотра планов, сдвигая период планирования например, после завершения отчетного месяца, квартала, года. 3. Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий или принцип холизма по Р. Акофу все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо. 4. Участие предполагает важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия. 5. Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования,
предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия. 6. Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 7. Многовариантность позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.
8. Интеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана интеграции, это обусловливает творческий характер самого процесса планирования. I. Оперативное планирование производства 1.1 Виды планирования На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей.
Понятие стратегическое планирование по своему содержанию и функциям во многих трудах не имеет четкого определения. Его часто называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. К нему относят разработку общефирменной стратегии установление основных целей предприятия управление стратегически важными факторами деятельности определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и многое другое.
На базе стратегического осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3 5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3 5 лет. На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет.
Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде экономика, политика, техника, конкуренция и т.д. и в результате повышалась бы действенность составляемых планов. В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование.
Его результатом являются краткосрочные планы как правило, на год с учетом текущих тенденций развития спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства
и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. по сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в оперативном планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.
1.2 Задачи и содержание оперативно производственного планирования Под оперативно-производственным планированием понимается составление планов-графиков на отдельные, сравнительно небольшие, периоды времени например, месяц, декада или неделя, сутки смена, час и организация централизованного контроля и регулирования работы на основе этих графиков. Главной задачей оперативно-производственного планирования является достижение работы по графику, т.
е. ритмичной работы, позволяющей полнее использовать рабочую силу и оборудование, своевременно выполнять плановые обязательства по поставкам продукции в соответствии с договорами и заказами. Равномерность и своевременность выпуска и реализации требует пропорциональности в работе всех частей и подразделений предприятия основного и вспомогательного производств, отдельных машин и агрегатов, составляющих поточные линии. Обеспечение этой пропорциональности - важнейшая задача оперативно-производственного
планирования. Система взаимоувязанных графиков выпуска продукции, снабжения, сбыта, проведения ремонта при действенной системе ее контроля и регулирования позволяет решить эту сложную задачу, является одним из инструментов управления. Поскольку планы-графики рассчитываются по прогрессивным, напряженным нормативам использования оборудования, сырьевых и прочих ресурсов, выполнение их связано с мобилизацией резервов производства и приводит к высоким технико-экономическим показателям.
В условиях АСУП благодаря применению экономико-математических методов и ЭВМ создается возможность выбора экономически обоснованных вариантов графиков, оптимизации внутрипроизводственных пропорций, оперативного учета выполнения заданий и столь же оперативного определения показателя ритмичности работы. Это не только уменьшает трудоемкость расчетов по оперативно-производственному планированию, о и обеспечивает их комплексность и надежность. Оперативно-производственное планирование в соответствии
с его функциями делится на следующие виды оперативно-календарное планирование, т. е. разработка календарно-плановых нормативов, расчет графиков, доведение их до цехов, участков, рабочих мест диспетчирование, т.е. контроль за выполнением графиков и регулирование работы на основе заранее составленных графиков. 1.3 Факторы, определяющие особенности оперативно-производственного планирования Задачи и содержание оперативно-производственного планирования являются общими для всех предприятий,
однако организационные особенности оказывают влияние на вид графика, степень его постоянства, применяемые методы расчета. На пищевых предприятиях особенности оперативно-производственного планирования определяются организационным типом производства, формой организации основного производства и условиями сбыта готовой продукции. Тип производства определяет степень стабильности условий работы и в связи с этим степень стабильности графиков. Наиболее простыми являются расчет графиков и контроль их выполнения на предприятиях
или в цехах с массовым типом производства. Задание на сутки, смены и часы как по количеству, так и по виду продукции отличается постоянством. Это облегчает расчет заданий и позволяет разработать для каждого участка и рабочего места стандартный график. Отсутствие переходов или небольшое их число дает возможность при расчете графиков предусмотреть высокий уровень использования оборудования и рабочих. Стабильность заданий по выпуску продукции определяет постоянство потребности в сырье и вспомогательных
материалах, что позволяет организовать снабжение основного производства по стандартному графику. По такому же графику может быть организован и сбыт. Постоянство структуры производственного процесса, установившийся ритм работы позволяют организовать работу таких производств по часовому графику. В свою очередь, при наличии такого графика целесообразно организовать и учет выполнения заданий в почасовом разрезе, что позволит оперативно на протяжении смены
регулировать процесс в соответствии с графиком, добиваться ежесменного его выполнения. Изменение плана по объему производства, исходных нормативов, режима работы и прочих условий приводит к соответствующему изменению графиков, но стабильность графиков и сравнительная простота их расчета для производства данного типа остаются в силе. На предприятиях или поточных линиях серийного производства, имеющих широкое распространение в пищевой промышленности, задания на отдельные равные отрезки времени
могут быть различными как по объему, так и по ассортименту. Это объясняется неодинаковыми нормами производительности машин при выпуске отдельных изделий, большой номенклатурой планового задания и различными сочетаниями видов продукции, выпускаемых в равные периоды времени. На предприятиях серийного типа расчет графиков значительно усложнен. Для равномерного распределения планового задания по ассортименту необходимо календарное расписание
выпуска на все дни и смены месяца. Это расписание нужно для выявления потребности в отдельных видах сырья и материалов в календарном разрезе и организации своевременного снабжения ими, а также для планирования комплектного сбыта продукции Только в том случае, если график будет иметь такую степень подробности, он удовлетворит требованиям оперативно-производственного планирования для производства серийного типа. Должны быть установлены размеры серий и ритм их выпуска с учетом особенностей производства.
При установлении этих величин надо исходить из следующих требований равномерное выполнение плана по ассортименту на протяжении планового периода месяц, сутки рациональная загрузка оборудования уменьшение числа переходов удовлетворение требованиям сбыта учет условий снабжения. По условиям сбыта продукции различаются предприятия, работающие на склад к ним относится большинство пищевых предприятий, и предприятия, работающие по ежесуточно меняющемуся заказу.
К обстоятельствам, усложняющим составление графиков на предприятиях серийного типа, добавляется сложность своевременного выполнения плана по ассортименту в соответствии с суточным заказом. Изменение заказов как по общему объему, так и по ассортименту создает трудности в обеспечении полного и равномерного использования оборудования и рабочих. Однако рациональное оперативное планирование способствует улучшению использования производственных
ресурсов. Формы организации основного производства также оказывают влияние на оперативно-производственное планирование. Основное производство всех пищевых предприятий имеет поточную форму организации, но виды потока по степени непрерывности различны. При наличии непрерывного ритмичного потока с высокой степенью механизации процессов расчет графиков может быть ограничен составлением расписания работы ведущих машин и определением начала приготовления основного полуфабриката в соответствии с этим расписанием например,
теста. В силу непрерывности и синхронности процессов необходимость расчета заданий отдельным участкам в линиях такого типа отпадает. Наоборот, на линиях прерывных, где отсутствует полная синхронность между отдельными участками, наличие графиков работы отдельных рабочих мест является обязательным элементом оперативно-производственного планирования. Так, например, при порционном способе приготовления теста в дежах должен быть составлен график работы отдельных тестомесильных машин в соответствии с графиком
работы печи. Отсутствие непрерывности потока на участках делает необходимым составление согласованных графиков работы этих машин. 2. Оперативное планирование производства и технологическая документация 2.1 Оперативное планирование работы производства заготовочных предприятий Для составления производственной программы заготовочного предприятия необходимы следующие данные ассортимент выпускаемой продукции полуфабрикатов, кулинарных изделий, мучных кондитерских изделий техническая оснащенность
предприятия сеть предприятий общественного питания и розничной сети, заключивших договоры с заготовочным предприятием или специализированными заготовочными цехами ассортимент и количество продукции, необходимые для этих предприятий объем полуфабрикатов, вырабатываемых предприятиями пищевой промышленности для доготовочных предприятий. Оперативное планирование производства осуществляется в определенной последовательности, поэтому на каждой стадии необходимо создавать определенные организационные условия, способствующие
правильной организации технологического процесса, рациональной организации труда, четкому выполнению каждым работником своих обязанностей. Важное место в оперативном планировании работы производства занимает диспетчерская служба. Оперативное планирование производства заготовочного предприятия и специализированных заготовочных цехов осуществляется в такой последовательности. Предприятия, с которыми заключен договор, составляют дневные заказы на полуфабрикаты, кулинарные и
мучные кондитерские изделия и передают их в заготовочные предприятия в диспетчерские службы отделы. Полученные заказы в диспетчерской службе обобщаются по всем видам продукции и передаются в цеха в виде дневного производственного плана. Один экземпляр заказа поступает в экспедицию для последующей комплектации заказа. Заявки принимаются за день до их выполнения. Это объясняется тем, что производственному цеху необходимо заранее получить нужный ассортимент и количество
сырья, продуктов для осуществления технологического процесса производства продукции по заявкам. Полуфабрикаты и кулинарные изделия выпускаются в соответствии с ТУ, ОСТами, а также данными Сборника норм отходов и потерь при холодной и тепловой обработках сырья. Для расчета выхода овощных полуфабрикатов используют формулу масса нетто овощных полуфабрикатов, кг Ро масса овощного сырья брутто N норма отходов в зависимости от вида сырья и сезона по
Сборнику рецептур блюд Для расчета выхода мясных полуфабрикатов из заданной массы сырья используют формулу где QMП - количество мясных полуфабрикатов данного вида шт порций, кг QM - масса мяса брутто, из которого выпускаются полуфабрикаты, кг учитывающий удельный вес соответствующих частей мяса в зачищенном виде при кулинарном разрубе gH масса порции полуфабриката, кг по Сборнику рецептур. На заготовочном предприятии для осуществления контроля за правильностью использования
сырья и количеством вырабатываемых полуфабрикатов начальник цеха составляет акт на разделку массы сырья на крупнокусковые полуфабрикаты по форме 61. В акте указываются наименование и количество поступившего в цех сырья в натуральном и стоимостном выражении, нормы выхода крупнокусковых полуфабрикатов по Сборнику рецептур в процентах и килограммах. Акт подписывает начальник цеха, проверяют в бухгалтерии и утверждает директор предприятия. Работа кондитерских цехов осуществляется в соответствии с плановым
заданием по выпуску продукции. Исходя из имеющихся в кладовой предприятия сырья и заказов начальник или бригадир кондитерского цеха составляет наряд-заказ по форме 76. Наряд-заказ это документ для расчета производственного задания по изготовлению продукции по заказу определение потребности в сырье. Наряд-заказ служит основанием для отпуска сырья из кладовой на производство. 2.2 Оперативное планирование на предприятиях с полным циклом производства
У каждого предприятия общественного питания должен быть утвержден план товарооборота на месяц, на основании этого плана составляется производственная программа на день. В ресторанах, где ассортимент блюд очень большой, в меню в основном включаются заказные порционные блюда, поэтому заранее планировать количество выпущенных блюд трудно, но, учитывая прошедший опыт, и в ресторане можно планировать выпуск количества полуфабрикатов при обработке мяса, птицы, рыбы и сколько
необходимо получить продуктов на день из складских помещений. На предприятиях общественного питания с определенным контингентом потребителей столовые при производственных предприятиях, учебных заведениях, детских учреждениях, домах отдыха и т.д. можно более четко планировать работу производства на каждый день. Оперативное планирование работы производства включает в себя следующие элементы составление планового меню на неделю, декаду цикличное меню, на его основе разработку плана-
меню, отражающего дневную производственную программу предприятия, составление и утверждение меню расчет потребности в продуктах для приготовления блюд, предусмотренных планом меню, и составление требования на сырье оформление требования-накладной на отпуск продуктов из кладовой на производство и получение сырья распределение сырья между цехами и определение заданий поварам в соответствии с планом-меню. Первым этапом оперативного планирования является составление планового меню.
Наличие планового меню дает возможность обеспечить разнообразие блюд по дням недели, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, своевременно направляя заявки на оптовые базы, промышленные предприятия, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства. В плановом меню указывается ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могут быть
приготовлены на данном предприятии по дням недели или декады. При составлении планового меню учитываются квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьем и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия. Вторым и основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется заведующим производством накануне планируемого дня не позднее 15 ч и утверждается
директором предприятия. В нем приводятся наименования блюд, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления их отдельными партиями с учетом потребительского спроса. К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для предприятий общественного питания в зависимости от его типа и вида предоставляемого рациона, наличие сырья и его сезонность.
Примерный ассортимент блюд ассортиментный минимум это определенное количество наименований холодных блюд, горячих блюд, напитков, характерных для различных предприятий общественного питания ресторанов, столовых, кафе и т. д При составлении плана-меню необходимо учитывать наличие сырья в кладовых и его сезонность. Блюда и закуски, включаемые в меню, должны быть разнообразными как по видам сырья, так и по способам тепловой обработки вареные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные учитываются также
квалификационный состав работников, мощность производства и оснащенность его торгово-технологическим оборудованием, а также трудоемкость блюд, т. е. затраты времени на приготовление единицы продукции. Утверждая план-меню, директор и заведующий производством несут ответственность за то, чтобы блюда, включаемые в меню, были в продаже в течение всего дня торговли предприятия. На предприятиях общественного питания со свободным выбором блюд оперативное планирование начинается
с составления плана-меню на один день в соответствии с товарооборотом. 2.3 Методика составления планов графиков выпуска продукции В системе графиков работы отдельных частей предприятия важнейшим является график работы основных производственных цехов. С этим графиком должны быть согласованы графики работы вспомогательных цехов и служб предприятия тарных, литографических и ремонтных цехов, отделов снабжения и сбыта.
В свою очередь, в системе графиков работы отдельных участков основного производства главным является график работы ведущих машин потока, с которым увязываются графики других рабочих мест. Поэтому работа по оперативно-производственному планированию начинается с составления графиков оборудования основного производства. Общие требования, предъявляемые к графикам выпуска продукции, следующие - график должен быть рациональным с точки зрения использования оборудования и рабочих.
Рациональность графика определяется прогрессивностью нормативов, применяемых при его расчете нормы использования оборудования, выработки, времени, длительности технологических процессов и перемещающих операций, и наиболее целесообразной специализацией поточных линий. Распределение планового задания по отдельным суткам и сменам должно быть сделано с таким расчетом, чтобы избежать потерь или уменьшить их при переходе с выработки одного вида изделий на выработку другого
вида. Это способствует планомерному использованию резервов производства и достижению высоких показателей по выпуску продукции, прибыли, производительности труда - график должен содержать задания на отдельные календарные отрезки времени по ассортименту, а не в среднем по количеству. Выполнение этого требования делает график основой контроля и регулирования выполнения плана по ассортименту, способствует достижению равномерного выпуска продукции и ее реализации, позволяет организовать планомерное
снабжение основного производства всеми видами сырья, основных и вспомогательных материалов. Составление графиков работы основного производства состоит из следующих операций 1. Расчет календарно-плановых нормативов - планового фонда времени работы цехов, участков, поточных линий в календарный период, принятый для составления графика месяц, неделя, сутки - норм времени производительной работы оборудования в течение смены суток и норм времени на остановки при переходе с выпуска одного
вида продукции на другой - технико-экономических норм использования оборудования часовых, сменных, суточных на все виды изделий, планируемые к выпуску - технологических нормативов длительности стадий и операций, а также размеров порций сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Эти виды нормативов нужны для расчета графиков движения производства. 2. Специализация поточных линий, т. е. наиболее рациональное в условиях данного предприятия закрепление
выпуска определенной продукции за оборудованием. 3. Расчет графиков работы ведущих машин, который складывается из таких этапов определение ассортиментного цикла расчет графика загрузки ведущих машин распределение планового задания по календарным отрезкам ассортиментного цикла. 4. Составление графиков движения производства для увязки во времени работы всех участков основного производства с работой оборудования.
Рассмотрим методику расчета графика ведущего оборудования. Прежде всего необходимо установить ассортиментный цикл, т. е. промежуток времени, в течение которого выпускаются все виды изделий в заданном соотношении. В каждый последующий одинаковый интервал выпуск повторяется в той же последовательности по объему и ассортименту. При этом выпуск в каждый отрезок цикла смена, сутки повторяется, что приводит к стандартному
графику. Период, расчета такого графика может быть ограничен ассортиментным циклом. Такое содержание ассортиментного цикла и использование его в качестве расчетного периода применимы главным образом для предприятий, имеющих сравнительно-стабильный план выпуска работающих на склад. На предприятиях, работающих по изменяющемуся суточному заказу, применять понятие ассортиментный цикл можно только при значительной стабильности заказов.
Цель расчета графика загрузки ведущих машин - уточнение возможности равномерного выполнения исходного задания и обеспечение полного использования оборудования в соответствии с установленными календарно-плановыми нормативами. Расчет ведется следующим образом - по каждому виду продукции, закрепленному за поточной линией, определяется фонд времени, необходимый для выполнения задания, при этом исходную величину намечаемого выпуска делят на технико-экономическую норму использования машины - суммарный потребный
фонд времени сравнивают с плановым, величина отклонений позволяет уточнить плановое задание как по общему количеству, так и по ассортименту - распределение уточненного задания по выпуску между отдельными календарными отрезками расчетного периода производят с учетом обеспечения их стандартной повторяемости при наличии ассортиментного цикла или с учетом непосредственных требований сбыта на предприятиях, работающих по изменяющемуся заказу. Основой для увязки работы ведущей машины потока с работой других его машин служит
график движения производства. Графики должны быть удобными для осуществления контроля выполнения суточных, сменных и часовых заданий. В связи с этим следует выражать задание в количестве порций, принятых на каждом рабочем месте. 2.4 Организация диспетчирования Диспетчированием называется централизованный контроль и регулирование производственного процесса на основе заранее разработанного календарного плана-графика.
Диспетчерская служба на предприятии призвана решать следующие основные задачи - систематически контролировать фактический ход работы на всех участках производства - осуществлять руководство оперативной подготовкой к выполнению часовых, сменных и суточных графиков производства - принимать оперативные меры по устранению отклонений от плана и регулировать фактический ход работы в целях обеспечения комплектного равномерного изготовления продукции по установленному графику осуществлять текущую увязку работы отдельных звеньев
производства, чтобы обеспечить наилучшие качественные показатели выполнения плана повышение производительности труда, лучшее использование основных фондов, сокращение продолжительности производственного цикла. Диспетчерская служба носит профилактический предупредительный характер, т. е. заблаговременно выявляет и своевременно устраняет намечающиеся отклонения от плана. При простой фиксации отступлений от графика, регистрации неполадок без приложения сил для их устранения
диспетчерский контроль является пассивным и не выполняет в полной мере своих задач по обеспечению равномерной работы предприятия. Необходимыми условиями для нормальной работы диспетчерского аппарата являются - рациональная организация оперативного планирования - наличие оперативного учета производства - быстрая информация о выполнении графика и доведение до - исполнителей текущих распоряжений диспетчера - наличие контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей в любой момент определять использование оборудования
по времени и интенсивности нагрузки, а также параметры технологического процесса температура, влажность, толщина слоя и др Быстрая информация о ходе производственного процесса и отдача оперативных распоряжений диспетчера невозможны без специальных технических средств диспетчеризации. Эти средства делятся на три основных вида. 1. Диспетчерская связь телефонная, телеграфная, радиосвязь, телевизионная. Особенно большое распространение имеет телефонная связь диспетчерские коммутаторы, с
помощью которых устанавливается прямая связь с исполнителями и отделами управления. Помимо индивидуальных переговоров такие коммутаторы позволяют осуществлять вызов всех или нескольких абонентов для передачи распоряжений. 2. Диспетчерская сигнализация световая или звуковая, которая бывает поисковой, вызывной, контрольной и аварийной. Цель поисковой сигнализации быстро найти на территории предприятия или цеха должностное лицо дежурного электрика, слесаря, мастера с помощью сигналов, посылаемых
диспетчером. Для этого на всех участках устанавливаются устройства, включаемые на пульте управления диспетчером, светофоры или громкоговорители. Вызывная сигнализация приводится в действие непосредственно рабочим, который сигнализирует мастеру, дежурному слесарю, наладчику о необходимости обслуживания рабочего места. Контрольная сигнализация предназначается в основном для контроля со стороны диспетчера за использованием оборудования. Она может быть дистанционной, когда при включении машины или прекращении ее работы на
табло диспетчерского пульта зажигаются соответствующие сигнальные лампы. Аварийная сигнализация автоматически оповещает о нарушении заданного режима или неисправности оборудования. 3. Диспетчерский автоматический учет и контроль автоматический учет выработки с помощью электроконтактных систем, приводящих в действие счетчики, находящиеся в помещении диспетчера автоматический учет времени работы оборудования по датчикам машинного времени.
Кроме всякого рода технических средств для контроля выполнения графиков широко применяются различные таблицы и диаграммы. На ряде пищевых предприятий, имеющих разработанную систему оперативно-производственного планирования, есть диспетчерское управление, на многих предприятиях элементы диспетчерского контроля. Наличие автоматических средств контроля и регулирования процессов лишь облегчает организацию диспетчирования. Основой для организации диспетчирования является рациональная система оперативно-календарного планирования.
3. 3.1 Зарубежный опыт оперативного планирования В 70-90-х гг. большинство ведущих фирм пошли по пути децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. Так, в США 97 фирм в Японии 86 передали своим структурным единицам отделениям, филиалам, научно-производственным комплексам планирование производства, а 91-95 - сбыта продукции, 90 в Японии 83 маркетинг, 62 75 - управление прикладными исследованиями,
77 53 -закупками сырья и материалов. В США 82 - 84 фирм передали своим подразделениям управление персоналом и контроль за исполнением решений в Японии на это пошли лишь 38-40 компаний. В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование научно-технической фундаментальные исследования разработка новых поколений техники и базовых технологий и финансовой политики инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах.
Эти функции стратегического управления централизует в США 62-80, а в Японии - 72-88 фирм. Таким образом, объект прогнозирования и планирования, который до 90-х годов был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально различается на макро микро- и первичном уровне. В первом случае прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или крупного региона, во втором - научно-технический уровень производства и конкурентоспособность
фирмы в целом, ее инвестиции и их окупаемость, прибыль и ее распределение, в третьем - процесс производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых изделий и услуг. Существенно меняется и роль планирования в управлении предприятием. Выполнение плана - не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и должен корректироваться с учетом ситуации на рынке.
Работа цехов и участков оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков производства, качеству продукции число дефектов на 100 изделий, использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т.д Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей - в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений
и распределение ресурсов - в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов - в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений. Для того, чтобы деятельность организации была высокопроизводительной, руководитель должен иметь возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности работников. Это достижимо только в случае справедливого к ним отношения.
Одной из составных частей такого отношения является справедливое денежное вознаграждение, важнейшим и решающим элементом которого является заработная плата. Помимо зарплаты планируются дополнительные льготы, и эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, состав семьи и т.д.
Некоторые зарубежные фирмы разработали систему, которую иногда называют системой вознаграждения по принципу кафетерия, когда работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает. При явных достоинствах эта система имеет следующие недостатки общая стоимость предоставляемых льгот при этом повышается, так как влечет за собой дополнительные накладные расходы, а также потому, что некоторые льготы, например страхование персонала, обходятся дешевле, если
их приобретают в больших объемах. Также необходима работа по просвещению работников в вопросах выбора и потенциального значения этих льгот. Но, несомненно, большинство работников приветствуют гибкие программы предоставления льгот. Универсальным регулятором, с помощью которого возможно объективно измерять, а, следовательно, возмещать общественно необходимые затраты труда, является тарифная система. Она призвана обеспечить оптимальное сочетание государственных социальных гарантий с широкими правами
предприятий в вопросах оплаты труда. В рыночных экономиках действуют жесткие системы тарифов. В одних странах, как, например, Германия, разряды и оклады устанавливаются отраслевым тарифным соглашением, в других, например, США и Япония - на уровне предприятий. Тарифная система не может не существовать - ведь она является большим стимулом к производительному труду. Если нет оплаты за высокую квалификацию, пропадает стремление ее повышать.
Однако уровень тарифов и система их утверждения должны ориентироваться на изменения в экономике. Управление имуществом включает контроль за стоимостью имущества, активами и распределением прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления производства. При этом функция стратегического управления выполняется в штаб-квартире корпорации, а оперативного управления - остается на предприятии, передается в низовые ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие
подразделения. В этом нет различия между американскими и японскими фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать материалы, производить и отгружать продукцию. В результате в США, например, корпорации сократили 25 управленческого персонала. 3.2 Недостатки отечественного опыта оперативного планирования Проводимая в России экономическая реформа предоставила экономическую свободу предприятиям, и многие
руководители попытались частично или даже полностью главным образом это относится к средним и малым предприятиям освободиться от планирования, считая его оковами для себя. Неустойчивость сегодняшней российской экономики часто не позволяет осуществлять нормальное планирование. Такая экономическая ситуация используется многими производителями особенно малого и среднего бизнеса для оправдания отсутствия четкой системы планирования, отсутствия производственного внутреннего бизнес-
плана предприятия. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования. Конечно, внешняя среда очень изменчива, множество таких факторов, как инфляция, спад производства, налоги, льготы делают экономическую ситуацию на предприятии в значительной мере неопределенной.
Все это, действительно, существенно усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее необходимость. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве.
Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств.
Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы оперативного планирования, притом, что технология планирования процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия. Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства.
Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее важные из которых заключаются в следующем. Во-первых, в рамках стратегического планирования постановка целей на многих предприятиях излишне формализована. Процесс оказывается недостаточно прозрачным в отношении базовых идей и интуитивно выдвигаемых целевых
установок. Попытки разработок оригинальной стратегии с помощью бюрократических структур, как правило, не дают желаемого результата. Во-вторых, отсутствует необходимая связь между стратегическим и оперативным планированием. Одна из главных причин этого состоит в недостаточной коммуникации стратегических целей в направлении оперативной сферы деятельности. В результате эти цели оказываются не охваченными оперативным планированием, что затрудняет их реализацию в дальнейшем.
В-третьих, в рамках оперативного планирования постановка целей в собственном смысле слова фактически не производится. Оперативные цели базируются, как правило, на показателях предшествующего периода. И, наоборот, слишком много внимания уделяется бюджетным вопросам, польза от решения которых весьма сомнительна из-за отсутствия достаточно четких целеустановок. 3.3 Выводы Внутрифирменное планирование в западных корпорациях прошло долгий и трудный путь.
Главная задача была в том, чтобы приспособить фирмы к условиям экономической конъюнктуры, состоянию товарных, фондовых рынков, рынка технологии и рынка рабочей силы. Адаптация компаний и фирм к окружающей среде шла сложно. Корпоративное планирование оказалось достаточно дорогим удовольствием в условиях его слабой предсказуемости. Однако крупные корпорации от него не отступились.
Велся активный поиск тех форм, которые отвечали бы особенностям корпоративной организации. Парадоксально, но Россия, по всей видимости, является единственным среди развитых стран мира государством, не обеспечивающим свои экономические субъекты эффективными ориентирами будущего развития. И это происходит в стране, которая дала миру систему планирования при всех дефектах ее реализации в СССР. Опыт многих преуспевающих компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жестокой
конкуренцией планирование производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением. Оперативное планирование производства, как свидетельствует передовой опыт, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных
экономических ресурсов в текущем периоде времени. Оперативное планирование производства продукции в рыночных условиях является ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. При внедрении того или иного метода оперативного планирования необходимо принимать во внимание характер выпускаемой продукции, тип производства, особенности технологии, оборудования, производственную структуру. Особое внимание при применении методов следует уделять человеческому фактору, так как от
него в конечном итоге зависит жизнеспособность и эффективность системы. Дальнейшее развитие оперативного планирования на отечественных предприятиях будет способствовать решению следующих организационно-экономических задач - достижение согласованной работы всех звеньев производства на основе единой рыночной цели, предусматривающей равномерный выпуск и потребление товаров - совершенствование всей системы внутрифирменного планирования за счет повышения надежности календарно-плановых расчетов
и снижения трудоемкости - повышение гибкости и оперативности планирования на основе более полного учета требований потребителей - обеспечение непрерывности в процессе производственного планирования и достижение более тесного взаимодействия стратегических, тактических и оперативных планов - создание на каждом предприятии системы оперативного планирования производства, соответствующей современным требованиям рынка и уровню развития конкретного предприятия. Совершенствование оперативно-производственного планирования на отечественных
предприятиях будет способствовать подъему производства и росту эффективности в условиях действующих рыночных отношений. Совершенствование системы внутрифирменного планирования в современных условиях требует широкого применения экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники, средств организационной техники и связи. Использование их позволит ускорить сбор, обработку и анализ информации и найти оптимальные решения задач, связанных с планированием производства.
Необходимо обязательное разделение функций стратегического и оперативного управления производством. Первые осуществляет руководитель совет директоров и штаб консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям, вторые - правление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д подчиненные им отделы управления. К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов и программ,
структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР, разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной что и как выпускать политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование неприемлемо в рыночной экономике.
Конкурентная борьба, при умелом ее использовании, является важным инструментом стратегического планирования фирмы. Оградить себя от конкуренции других фирм предприятие может, разработав свою уникальную технологию планирования материальных ресурсов, производства и сбыта. Поиск технологии состоит в выборе более доступного, дешевого и качественного сырья, нежели сырье, используемое другими фирмами. Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией,
планирование экономической деятельности предприятия является одним из самых важных показателей конкурентоспособности. Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением. Заключение Впринципе, не существует такого понятия, как идеальная или универсальная система планирования, безоговорочно подходящая всем без исключения предприятиям. Каждая компания в свом роде уникальна. Без сомнения, при изучении практического опыта других фирм определнную
пользу извлечь можно, но было бы серьзной ошибкой полагать, что любая функционирующая система, как бы отточена и эффективна она не была, может быть элементарно скопирована и без каких-либо изменений применена на другом предприятии. Более мелкие компании несомненно нуждаются в упрощнных и менее бюрократизированных планирующих системах, чем крупные предприятия. Требования исполнительного руководителя являются определяющими в формировании системы планирования, поскольку последняя должна отражать стиль руководства для достижения
максимальной эффективности. Эффективная система планирования может быть создана и применена только после того, как высшее руководство будет иметь чткое представление о том, что есть стратегическое планирование, что оно может принести компании и самому руководству, и какие функции это руководство собирается возложить на систему, какие требования оно к ней предъявит. Подобных функций может быть довольно много. После выполнения предыдущего условия перед компанией встанет задача разработки плана для выполнения
плана. В небольших компаниях подобная задача может быть реализована в устной форме, для крупных предприятий видится необходимым документальное оформление руководства по подготовке плана, основанное на углублнных дискуссиях с непосредственными исполнителями. Люди, занятые в программе непосредственно, должны иметь исчерпывающее представление о том, что от них ожидают, какая роль будет отведена каждому в отдельности, и что произойдт с результатами их труда. Будет ошибкой урезать временные и бюджетные ресурсы, отведнные
на приготовление плана к плану, равно как и чрезмерное увеличение длительности подготовительного процесса в ущерб собственно планированию. У компании есть довольно широкий выбор ключевых факторов, определяющих характеристики будущей системы планирования, в зависимости от выбранного подхода к е построению, среди которых можно назвать целостность системы, глубина анализа, степень формальности, качество связей, временные горизонты, наличие или отсутствие сотрудника или отдела, занимающегося исключительно планированием,
и их функции, степень участия персонала в процессе, роль координирующего руководителя и пр. В каждой компании существуют определнные жизненные циклы, и система планирования должна иметь достаточную гибкость для отражения действительности, соответствующей текущей ступени. Обычно в компании не исключены всякого рода предубеждения, направленные против планирования, и необходимо приложение усилий либо на нейтрализацию их значимости, либо на их устранение.
Ключевая роль в процессе отводится рядовым менеджерам, но не рядовым работникам, хотя помощь последних нельзя недооценивать. Планировать и воплощать планы в реальность - части одного дела, но не разные дела. Одним словом, вс решают кадры. Одной из основных задач менеджеров является постоянный контроль за отношением стоимость - прибыль, дабы первая не превышала последнюю. И разумеется, система должна иметь адекватное техническое и информационное обеспечение, как для претворения
планов в жизнь, так и для контроля над процессом и оценки достигнутых результатов. Список использованной литературы 1. Организация производства на предприятиях общественного питания. 2003 г. Л.А.Радченко. 2. Организация, планирование и управление производством на предприятиях пищевой промышленности. Р.В.Кружкова, В.А.Даеничева, С.С.Елагина и др. Под ред. Р.В.Кружковой. 3. Экономика предприятия Учебник для вузов.
2-е изд перераб. и доп. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. 4. Планирование на пищевых предприятиях Учебное пособие МГУПП. М 1997. Тульская Н.С Старостина И.Л Белолипецкая Е.С. и др.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |