Реферат по предмету "Государство и право"


Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок

Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть
Глава 1. Общие положения о таможенномконтроле:
1.1. Понятие таможенного контроля……………………………….4
1.2. Сущность таможенного контроля……………………………..6
Глава 2. Сущность нахождения товарови транспортных средств под таможенным контролем:
2.1. Нахождение товаров итранспортных средств под
таможенным контролем……………………………………………11
2.2. Периоды нахождения товаров итранспортных средств под
таможенным контролем……………………………………………19
Глава 3. Формы таможенного контролятоваров и транспортных
средств под таможенным контролем:
3.1. Таможенный осмотр товаров итранспортных средств под
таможенным контролем……………………………………………20
3.2. Таможенный досмотр товаров итранспортных средств под
таможенным контролем……………………………………………22
3.3. Проверка маркировки товаровспециальными марками……25
3.4. Таможенная ревизия…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...35

Введение
 
Актуальность темыработы.
Осуществлениетаможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы влюбом государстве. Составить верное представление о роли данного института вгосударственном регулировании внешнеторговой деятельности можно, исходя изстандартного правила 6.1 Киотской конвенции[1], предусматривающего, чтовсе товары, а также транспортные средства, которые ввозятся на таможеннуютерриторию или вывозятся с таможенной территории, в не независимости от того,облагаются ли они налогами и таможенными пошлинами, подлежат таможенномуконтролю.
В  Таможенномкодексе РФ вопросам таможенного контроля уделяется большое внимание.
Насегодняшний день таможенный контроль осуществляется исключительно с целямиобеспечить соблюдение таможенного законодательства. Стратегия развитияправового регулирования таможенного контроля определяют исходя из принципа, которыйоснован на использовании системы управления рисками. Вышеуказанное являетсяновеллой законодательства.
Расширениеобъема международной торговли и снижение количества нарушений таможенногозаконодательства можно назвать показателем эффективности таможенного контроля.В связи с тем, что больше всего данных нарушений совершают с целями сократитьразмеры уплачиваемых таможенных платежей, с помощью таможенного контролягосударство обеспечивает выполнение собственных фискальных задач.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении особенностей таможенного контролятоваров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.   рассмотреть общие положения отаможенном контроле;
2.   рассмотреть сущность нахождениятоваров и транспортных средств под таможенным контролем;
3.   рассмотреть формы таможенногоконтроля товаров и транспортных
средств под таможеннымконтролем.
Объект исследования – особенноститаможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международныхперевозок.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением особенностей таможенногоконтроля товаров и транспортных средств при осуществлении международныхперевозок.

Основная часть
 
Глава 1. Общиеположения о таможенном контроле
 
1.1. Понятиетаможенного контроля
Согласно основнымпринципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границуРФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу,подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях,которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ (пункт 1 ст. 14 ТК РФ)[2].
Требования данного принципараспространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства, иони также обязательны. Такая функция таможенных органов, как осуществлениетаможенного контроля, связана с этим принципом (подпункт 1 ст. 403 ТК РФ).
В соответствии с пп. 19п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер,осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенногозаконодательства Российской Федерации.
Под совокупностьюосуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средствапроведения таможенного контроля.
В рамках таможенногоконтроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительныхи фискальных мер. Широкое толкование, в свою очередь, обусловливает различиевзглядов специалистов на соотношение понятий «таможенный контроль» и«таможенное оформление». Одни специалисты не видят необходимости этипонятия различать; другие подчиняют таможенный контроль как вспомогательныедействия процедурам таможенного оформления; третьи считают таможенноеоформление лишь документальным закреплением процедур таможенного контроля;четвертые указывают на неразрывную связь таможенного оформления и таможенногоконтроля, но устанавливают обоснованные нормативно-процессуальные различия этихпонятий. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формыосуществления таможенного дела наряду с другими формами — нормативнымрегулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей[3].
Всоответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 и п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенныйконтроль реализует таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенноерегулирование устанавливается таможенным законодательством. Получается, чтособлюдение норм иного законодательства таможенным контролем не охватывается.
Посмыслу положений гл. 34 ТК РФ таможенный контроль в узком смысле — совокупностьпроверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечениясоблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательстваРоссийской Федерации (ч. 1 ст. 358, ст. 366 ТК РФ). Характеристика такихнарушений, выделяемых среди других противоправных действий, приводится в ч. 2ст. 358 ТК РФ. Наиболее часто таможенный контроль рассматривается специалистамив узком смысле.
 
1.2. Сущностьтаможенного контроля
Таможенныйконтроль представляет собой совокупность проверочных операций, проводимыхтаможенными органами, в целях определения и подтверждения статуса товаров,транспортных средств и лиц в таможенном деле, пресечения нарушений таможенныхправил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.
Таможенноеоформление — это таможенные операции, осуществляемые таможенными органами ииными лицами, направленные на сохранение или изменение статуса товаров иудостоверяемые таможенными органами документально.
Мерытаможенного контроля в узком смысле не только являются проверочными действиями,но и имеют принудительно-пресекательный характер. Кроме того, в ходетаможенного контроля таможенными органами реализуется система мерадминистративной ответственности за нарушение таможенных правил. Такимипринудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях и административные наказания, урегулированныеКодексом РФ об административных правонарушениях.
Следовательно,можно говорить о таможенном контроле как системе реализации государственногопринуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочнымимероприятиями, установленными ТК РФ. Такой подход к пониманию таможенногоконтроля до сих пор редко встречается в научной литературе, но находит своеобоснование в новом Таможенном кодексе РФ[4]. Так, исходя избуквального толкования п. 20 и 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ, следует заключить, чтоконтрольно-проверочные действия, строго говоря, не являются таможеннымиоперациями. Это таможенная деятельность принудительногопредупредительно-пресекательного характера, обеспечивающая особый правовойрежим, который распространяется на товары и транспортные средства в связи с ихперемещением через таможенную границу.
Всистеме таможенного контроля новый ТК РФ вводит базовую категорию риска. Приэтом под риском понимается вероятность несоблюдения участниками таможенныхправоотношений таможенного законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст.358). На основе этой категории строится система управления рисками и методованализа рисков.
Согласноабз. 2 ч. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается наэффективном использовании ресурсов таможенных органов, т.е. представляеткачественное содержание современного таможенного администрирования. Подресурсами таможенных органов следует понимать профессиональный кадровый составтаможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможеннуюинфраструктуру, информационные ресурсы[5].
Формы проведениятаможенного контроля представляют собой отдельные разновидности проверочныхмероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортныхсредств, таможенное наблюдение и другие формы, см. ст. 366 ТК РФ).
Способы проведениятаможенного контроля представляют собой меры, которые применяются таможеннымиорганами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенногоконтроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести такие, какидентификация товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК РФ), назначениеэкспертизы (пункт 1 ст. 378 ТК РФ), привлечение специалиста (пункт 1 ст. 384 ТКРФ), наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТКРФ), создание зон таможенного контроля (абзац 1 пункта 1 ст. 362 ТК РФ).
В качестве средств проведениятаможенного контроля следует рассматривать:
·         техническиесредства таможенного контроля (пункт 1 ст. 388 ТК РФ);
·         морские (речные)и воздушные суда таможенных органов (пункты 2, 3 ст. 388 ТК РФ);
·         информационныересурсы таможенных органов (ст. 425, 387, абзац 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ);
·         поисковых собак.
В соответствии с ТК РФ таможенныйконтроль может проводиться исключительно таможенными органами.
К средствам производстватаможенного контроля можно отнести и специальные средства, применяемыедолжностными лицами таможенных органов при выполнении служебных обязанностей«с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений» (ч. 5ст. 375). Согласно ч. 1 ст. 416 ТК РФ устройства для вскрытия помещенийотносятся к специальным средствам. В ходе таможенного контроля может быть примененаи физическая сила[6].
Объекты таможенногоконтроля обладают специфическим статусом. Прежде всего, это статус товаров итранспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст.11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихсяпод таможенным контролем, по ст. 360 ТК РФ точнее и шире, чем по п. 4 ч. 1 ст.11 Кодекса.
Другойстатус имеют товары, выпущенные в свободное обращение (ст. 361).
Следует сказать, чтокроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы,осуществляющие свои функции по отношению к перемещаемым через таможеннуюграницу РФ товарам. В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности»[7]ветеринарные, фармакологические, технические, санитарные и другие требования, атакже требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,которые происходят из другого иностранного государства, таким же образом, какимони и применяются к похожим товарам российского происхождения. Поэтому ТК РФобращено внимание на вопросы соотношения таможенного контроля и иных видовгосударственного контроля.
В соответствии с этимопределена и компетенция таможенных органов при осуществлении таможенногооформления и контроля товаров, подлежащих иным видам государственного контроля.К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ таможенные органы обеспечиваюткоординацию действий других государственных органов (по контролю за соблюдениемзапретов и ограничений на ввозимые товары) и их одновременное проведение[8].
Согласно п. 2 ст. 383 ТКРФ, пробы и образцы товаров, которые находятся под таможенным контролем, сотрудникидругих государственных органов берут с письменного разрешения таможенногооргана. Согласно п. 6 ст. 383 ТК РФ, сотрудниками других государственныхорганов при взятии проб и образцов товаров вправе присутствовать должностныелица таможенных органов. Таможенные органы должны быть извещены о результатахпроведенного исследования проб и образцов товаров, которые взяли другие государственныеорганы (пункт 9 ст. 383 ТК РФ).
По результатампроведенного таможенного контроля таможенный орган принимает окончательноерешение о выпуске товаров. При этом следует указать, что проверка документов исведений, а также разрешительных документов, которые оформляются другимигосударственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинногофитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенныхконтрольных действий является необходимой частью таможенного контроля.
Территориями зонтаможенного контроля ограничены самостоятельные полномочия таможенных органов вотношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, которые находятсяпод таможенным контролем. Органы внутренних дел, которые уполномочены в областиобеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии их стаможенными органами, осуществляют остановку транспортных средств в другихместах (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).
Исходя из целей и задачтаможенного контроля можно обозначить его объект и предметы[9].
В качестве объекта таможенногоконтроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможеннымиорганами, а именно:
·         перемещениетоваров и транспортных средств через таможенную границу РФ (подпункты 7, 8, 9пункта 1 ст. 11 ТК РФ), а также последующие операции с условно выпущеннымитоварами;
·         деятельность вобласти таможенного дела (глава 3 ТК РФ);
·         действия,предшествующие осуществлению операций по перемещению товаров и (или) транспортныхсредств через таможенную границу (например, подача предварительной таможеннойдекларации — ст. 130 ТК РФ; обращение в таможенный орган с заявлением оприменении таможенных режимов переработки на (вне) таможенной территории —пункт 6 ст. 179, пункт 1 ст. 203 ТК РФ);
·         совершениеопераций с товарами и транспортными средствами, ввезенными в РФ с нарушениемтаможенных правил (например, оптовая или розничная торговля товарами,ввезёнными на таможенную территорию РФ с нарушением таможенных правил, — пункт2 ст. 375 ТК РФ, пункт 3 ст. 376 ТК РФ; приобретение товаров, ввезенных натаможенную территорию с нарушением таможенных правил — пункт 1 ст. 391 ТК РФ).
Глава 2. Сущностьнахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
2.1. Нахождениетоваров и транспортных средств под таможенным контролем
Длятаможенных целей как находящиеся под таможенным контролем рассматриваютсятовары, незаконно перемещенные через таможенную границу России и обнаруженные улиц, приобретших товары на территории России (ч. 1 ст. 391).
Приопределенном разнообразии статусов товаров и транспортных средств,подвергающихся таможенному контролю, необходимо утверждать, что в своейсовокупности они образуют обобщенный статус товарного объекта таможенногоконтроля. Положения ТК РФ устанавливают принципиально временный характеруказанного статуса с возможностью выделения периодов нахождения товаров в сферетаможенного контроля: например, основной (или обязательный) период, в основномсоответствующий периоду таможенного оформления товаров, и факультативный (иливозможный), определяемый таможенным режимом, специальной таможенной процедуройили условным выпуском товара (ч. 3 ст. 151), что определяет актуальностьпрофиля риска на стадии таможенного процесса[10].
Вкачестве самостоятельной формы таможенного контроля можно рассматриватьпроверку автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся подтаможенным контролем, в соответствии с порядком, установленным ст. 410 ТК РФ.
Проверке подлежат товарыи транспортные средства, как перемещаемые, так и перемещенные через таможеннуюграницу РФ. Такая проверка предусмотрена статьями:
·         370 ТК РФ«Таможенное наблюдение»;
·         371 ТК РФ«Таможенный осмотр товаров и транспортных средств»;
·         372 ТК РФ«Таможенный досмотр товаров и транспортных средств»;
·         373 ТК РФ «Личныйдосмотр»;
·         374 ТК РФ«Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на нихидентификационных знаков».
Согласно ст. 360 ТК РФ, российскиетовары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролемпри вывозе их с таможенной территории РФ с момента принятия таможеннойдекларации или совершения таких действий, которые непосредственно направлены навывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможеннойграницы[11].
Обычно таможенныйконтроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершениятаможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа насоответствующих документах штампа «выпуск разрешен» и личной номернойпечати. Вместе с тем таможенные органы наделены правом проводить проверкудостоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска,а также вправе запрашивать и получать информацию, относящуюся квнешнеэкономическим операциям с товарами. Такая проверка может производиться втечение одного года со дня принятия решения о выпуске (ст. 361 ТК).
Зоны таможенного контролясоздаются с целями проведения таможенного контроля в формах таможенногодосмотра товаров и транспортных средств, хранения их и перемещения подтаможенным наблюдением.
Зоны таможенного контролясоздаются:
·         вдоль таможеннойграницы РФ;
·         в местахпроизводства таможенного оформления;
·         в местахперегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
·         в местахвременного хранения;
·         в местах стоянкитранспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
·         в других местах, которыеопределяются ТК РФ (например местах нахождения арестованных товаров -пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлиннойторговли - пункт 4 ст. 260 ТК РФ).
Зоны таможенного контролямогут быть следующие: постоянные и временные.
Постоянные зонытаможенного контроля создают в случае непосредственно регулярного нахождения вних товаров, которые подлежат таможенному контролю[12].
Временные зонытаможенного контроля могут создаваться на основании письменного решенияначальника таможенного органа (лица, его замещающего):
·         при производстветаможенного оформления вне установленных для этого мест (на период временисовершения таможенных операций);
·         если существуетнеобходимость осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортныхсредств, которые таможенными органами были обнаружены вне постоянной зонытаможенного контроля.
Пределы постоянной зоны таможенногоконтроля обозначают специальными знаками прямоугольной формы с надписью назеленом фоне «Зона таможенного контроля» на русском и английскомязыке «Customs control zone»[13]. Пределы временной зонытаможенного контроля могут быть обозначены оградительной лентой, а также указательнымищитами, табло или же другими информационными указателями.
Таким образом, зонатаможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четкоограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортныхсредств, которые подлежат таможенному контролю. Следовательно, перемещение товарови транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в пределах зоныдопустимо только по специальному разрешению таможенного органа и непосредственнопод его надзором.
Таможенный контроль товарови транспортных средств раскрывает важную сторону таможенного контроля какправового статуса товаров (транспортных средств). К примеру, в соответствии сабзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарамии транспортными средствами, которые находятся под таможенным контролем,допустимо только в порядке и на условиях, которые определены в ТК РФ.
Согласно п. 1  ст. 15 ТКРФ, никто не имеет право пользоваться и распоряжаться товарами до выпускаданных товаров (например, нельзя продавать товары, хранящиеся на СВХ и незадекларированные), когда такие товары находятся в процессе таможенногооформления.
В соответствии с п. 2 ст.15 ТК РФ после выпуска товаров или транспортных средств пользование и распоряжениетакими товарами или транспортными средствами может быть осуществлено всоответствии с заявленным таможенным режимом (извлечение полезных свойств врежиме временного ввоза, транспортировка в режиме международного таможенноготранзита, продажа физическим лицам в режиме беспошлинной торговли и другиедозволенные иными таможенными режимами действия)[14].
При ввозе на таможеннуютерриторию Российской Федерации товары и транспортные средства должны считатьсянаходящимися под таможенным контролем  непосредственно с момента пересечениятаможенной границы и только до момента:
·         выпуска длясвободного обращения;
·         уничтожения;
·         обращения вфедеральную собственность (например, в результате конфискации — подпункт 1пункта 1 ст. 428 ТК РФ; отказа в пользу государства — подпункт 3 пункта 1 ст.428 ТК РФ; изъятых при проведении специальной таможенной ревизии и невостребованныхпо истечении установленных сроков хранения — п. 9 ст. 377 ТК РФ; изъятых какнезаконно ввезенные в РФ и запрещенные к ввозу в РФ, запрещенные в обороте натерритории РФ, а также в отношении которых применяются количественные ограниченияв соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационныхмерах при импорте товаров» — пункты 3, 5 ст. 391 ТКРФ);
·         реализации какневостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на СВХ или натаможенном складе — ст. 352,429, 431 ТКРФ);
·         реализации какнезаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (согласно п. 5 ст. 391 ТК РФ, вслучае отказа лиц, которые приобрели товары, которые были незаконно ввезены натаможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенныхопераций);
·         фактическоговывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ —пункт 1 ст. 13 ТК РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимомреэкспорта — ст. 239 ТК РФ).
С момента принятиятаможенной декларации или же с момента совершения действий, которые непосредственнонаправлены на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и непосредственно до пересечениятаможенной границы, то есть фактического вывоза за пределы таможеннойтерритории РФ, российские товары и транспортные средства считают находящимисяпод таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации[15].
Таким образом, товар или транспортноесредство, находящиеся под таможенным контролем, — это всегда иностранный товар,а в отдельных случаях и российский товар, заявленный к вывозу (перемещаемый) запределы таможенной территории РФ.
Следует отметить, что всоответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ на товары налагают арест или товары изымаютсяи помещаются на временное хранение, если таможенные органы обнаружат товары, которыебыли незаконно перемещены через таможенную границу. При этом указанное вышедолжно повлечь за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдениезапретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательствомРФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, которые приобрелитовары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением ими предпринимательскойдеятельности. Для таможенных целей указанные товары рассматриваются какнаходящиеся под таможенным контролем.
Таким образом, нахождениепод таможенным контролем товаров и транспортных средств представляет собой определенныйустановленный ТК РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортныесредства должны быть подвергнуты или могут быть подвержены определеннымпроверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими.
Режим нахожденияроссийских товаров под таможенным контролем во многом отличен от аналогичногостатуса находящихся под таможенным контролем иностранных товаров.
Это объясняетсявозможностью фактического невывоза части или всей партии товара за пределытаможенной территории РФ[16]. Так, например, всоответствии с пунктом 3 ст. 122 ТК РФ российские товары могут быть вывезены вменьшем количестве, чем количество, которое заявлено при их помещении под конкретныйтаможенный режим, независимо от причин, по которым и произошло уменьшение количестватоваров.
Следует отметить, что таможенныеорганы продолжают осуществлять контроль за исполнением обязательств лиц обобратном ввозе вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств или обобратном ввозе продуктов их переработки при вывозе товаров и транспортныхсредств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенными режимами,к примеру, временного вывоза либо переработки вне таможенной территории (пункт3 ст. 360 ТК РФ).
Кроме отмеченного необходимоподчеркнуть еще одну важную особенность таможенного контроля, а именно,возможность его проведения после выпуска таких товаров в свободное обращение.
В соответствии с пунктом2 ст. 361 ТК РФ таможенные органы в течение одного года со дня утраты товарамистатуса находящихся под таможенным контролем могут осуществить проверкудостоверности сведений после выпуска товаров или транспортных средств. При этомтаможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля, как,например, таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ).
Таможенные органы вправепроводить таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены натаможенную территорию Российской Федерации, с помощью проверки сведений, которыедолжны подтвердить выпуск таких товаров, а также с помощью проверки наличия натоварах маркировки или других идентификационных знаков, которые с целямиподтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации используются (пункт 3 ст. 361 ТК РФ). Какими-либо сроками возможностьпроведения данных проверок уже не ограничивается.
При проведениитаможенного контроля таможенные органы могут временно ограничить правасобственности на товары с помощью их ареста или изъятия[17].
ТК РФ позволяеттаможенным органам применять данные меры и после утраты товарами статусанаходящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), и втаких случаях, как:
·         обнаружение товаров,которые были ввезены в РФ с нарушением таможенных правил (к примеру, если наних отсутствуют специальные марки, идентификационных знаков — пп. 1 п. 1 ст.377 ТК РФ; если не были уплачены таможенные пошлины, налоги или не былисоблюдены запреты и ограничения, которые предусмотрены законодательством РФ огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности, — п. 1 ст. 391 ТКРФ);
·         обнаружениеотсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров илинедостоверность таких сведений, а также отсутствия на товары конкретныхкоммерческих документов, в которых должны быть указаны данные сведения (пп. 2п. 1 ст. 377 ТК РФ);
·         обнаружение такихфактов, как пользование или распоряжение условно выпущенными товарами в другихцелях, но не в тех, в связи с которыми предоставлено полное или частичноеосвобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (пп.3 п. 1 ст. 377 ТКРФ).
 
2.2. Периодынахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
Анализ положений ТК РФ,относящихся к таможенному контролю, позволяет выделить несколько периодовнахождения под таможенным контролем товаров и транспортных средств[18].
Среди таких периодовнеобходимо выделить такие, как:
·         основной илиобязательный, который в основном соответствует периоду таможенного оформлениятоваров, то есть с момента пересечения границы при ввозе и до момента выпускатоваров или с момента подачи таможенной декларации и до вывоза товаров запределы таможенной территории РФ);
·         факультативныйили возможный, который зависит, к примеру, от заявленного таможенного режима,специальной таможенной процедуры или предоставляемых льгот по таможенным платежам,другими словами, в случае условного выпуска товаров последние продолжаютнаходиться под таможенным контролем — пункт 3 ст. 151 ТК РФ).

Глава 3. Формытаможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем
 
3.1. Таможенный осмотртоваров и транспортных средств под таможенным контролем
Визуальным исследованием,которое проводится должностными лицами таможенных органов, но исследуется ужене деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретныепредметы, является таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
Товары и транспортныесредства могут быть предметами осмотра.
Особенность таможенногоосмотра товаров, а также транспортных средств состоит в том, что указанноеисследование всегда является внешним исследованием. Также данное исследование несвязано со вскрытием упаковки товаров, а также транспортного средства или же грузовогопомещения транспортного средства[19].
Таможенный осмотр товарови транспортных средств должен быть проведен в присутствии декларанта, а такжедругих лиц, которые обладают полномочиями в отношении осматриваемых предметов.Исключения составляют такие случаи, как применение указанной выше формытаможенного контроля при нахождении товаров, а также транспортных средств взоне таможенного контроля. При этом следует отметить, что заинтересованные вэтом лица не должны изъявлять желание присутствия при производстве такой формытаможенного контроля, как таможенный осмотр.
В итоге результатытаможенного осмотра товаров, а также транспортных средств оформляются в видеакта, который составляется в двух экземплярах.
Обязательностьписьменного оформления указанных выше результатов зависит от одного изследующих условий:
·         дальнейшееиспользование результатов осмотра;
·         требование лица, котороеобладает полномочиями в отношении осматриваемых товаров, а также транспортныхсредств[20].
 
3.2. Таможенный досмотртоваров и транспортных средств под таможенным контролем
Таможенный досмотр представляетсобой визуальное (непосредственное или опосредованное) исследование товаров итранспортных средств, связанное со снятием печатей, пломб, а также других средствидентификации товаров, со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортногосредства или же емкостей, контейнеров и других мест, в которых находятся или жемогут находиться товары[21].
Согласно п. 3 ст. 132 ТКРФ, таможенный досмотр должен быть проведен после принятия таможеннойдекларации на товары, когда они приобретает статус документа, имеющегоюридическое значение.
Исключения составляют следующиеслучаи:
·         проведениетаможенного досмотра до момента подачи таможенной декларации с такими целями,как идентификация товаров, которые ввозятся на таможенную территорию РФ;
·         проведениетаможенного досмотра с такими целями, как проверка информации о нарушениитаможенного законодательства Российской Федерации;
·         проведениятаможенного контроля на основании выборочной проверки.
Возможно проведениетаможенного досмотра при участии понятых. При этом должен отсутствоватьдекларант, а также другие лиц, которые обладают полномочиями в отношениитоваров и (или) транспортных средств, и их представителей. Указанное вышепроведение таможенного досмотра возможно непосредственно в следующих случаях:
·         неявка указанныхлиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
·         если существуетугроза государственной безопасности, общественному порядку, а также угроза жизнии здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде,сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящихотлагательства. В том числе должны присутствовать признаки, которые быуказывали на то, что указанные товары имеют признаки взрывоопасного предмета, легковоспламеняющегосявещества, взрывчатого, отравляющего, а также опасного химически и биологическивещества, признаки психотропного, сильнодействующего, ядовитого, токсичного,радиоактивного вещества, ядерного материала, наркотического средства, а такжедругих похожих товаров, если такие товары распространяют зловоние;
·         пересылка указанныхвыше товаров в международных почтовых отправлениях;
·         оставление товарови транспортных средств на таможенной территории РФ в нарушение таможенногорежима, который предусматривает вывоз товаров или транспортных средств.
По результатам таможенногодосмотра товаров и транспортных средств должен быть составлен в двухэкземплярах акт[22].
В зависимости от рисковпроведения таможенного досмотра он может быть следующих видов:
·         основной – обычныйдосмотр, который обусловлен технологией проверки таможенной декларации;
·         повторный — проводится с целями проверки результатов основного таможенного досмотра, которыйбыл проведен в ходе таможенного декларирования товаров;
·         направленный –проводится с целью проверки таких сведений, как перемещение товаров итранспортных средств в нарушение запретов и ограничений, которые установленныхзаконодательством РФ, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенногоконтроля;
·         идентификационный.
По степени таможенногодосмотра товаров, а также транспортных средств необходимо выделить следующиеего виды:
·         досмотр свыборочным вскрытием грузовых мест;
·         досмотр спересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
·         досмотр совскрытием всех грузовых мест;
·         досмотр спересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенные органыподвергли таможенному досмотру часть товаров, которые были указаны в таможеннойдекларации как товары одного наименования, то в таком случае результаты указанногодосмотра распространяются на товары, которые указаны в таможенной декларации[23].
Таможенный досмотртоваров, а также транспортных средств могут применять и как самостоятельнуюформу таможенного контроля, а также в качестве производной формы контроля.

3.3. Проверкамаркировки товаров специальными марками
Проверка маркировкитоваров специальными марками применяется в отношении товаров, которые не находятсяпод таможенным контролем. В частности, согласно п. 3 ст. 361 ТК РФ, в случаях ив порядке, которые предусмотрены в ТК РФ и других правовых актах РФ, таможенныеорганы производят таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезенына таможенную территорию РФ:
·         с помощьюпроверки сведений, которые бы подтвердили выпуск таможенными органами указанныхтоваров согласно требованиям и условиям, которые установлены в ТК РФ;
·         с помощьюпроверки наличия на товарах маркировки или же других идентификационных знаков, которыеиспользуются для подтверждения законности ввоза товаров на таможеннуютерриторию РФ.
Следовательно, целью проведениятакой формы таможенного контроля, как проверка маркировки товаров специальнымимарками, наличия на них идентификационных знаков или других способовобозначения товаров можно назвать подтверждение легальности ввоза таких товаровна таможенную территорию РФ.
В частности, маркировкеакцизными марками с целями контроля за их оборотом подлежат алкогольнаяпродукция, табак, а также табачные изделия, которые ввозятся на таможенную территориюРФ и выпускаются для свободного обращения[24].
Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требованияобязательного подтверждения соответствия должны применяться к товарам, которые происходятиз иностранного государства, так же, каким они применяются к похожим товарамроссийского происхождения. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническомрегулировании»[25] маркируется знакомобращения на рынке продукция, соответствие которой требованиям техническихрегламентов подтверждено в порядке, который предусмотрен указанным выше Законом.
Правительство РФустанавливает изображение знака обращения на рынке. Продукцию не могутмаркировать знаком обращения на рынке, если не подтверждено соответствие такойпродукции определенным требованиям технических регламентов.
Если таможенные органыобнаружили в ходе применения данной формы контроля факты отсутствие требуемыхмарок, идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров,то на лицо, у которого указанные товары были обнаружены (п. 2 ст. 374 ТК РФ),возлагается бремя опровержения таких выявленных фактов.
Следует отметить, что еслитаможенные органы обнаружили товары, которые были незаконно перемещен черезтаможенную границу, а также если это повлекло за собой неуплату таможенныхпошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены всоответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности, у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ всвязи с осуществлением предпринимательской деятельности, то в таком случае на данныетовары может быть наложен арест или данные товары должны быть изъяты и помещенына временное хранение.
 
3.4. Таможеннаяревизия
Пунктом1 ст. 361 Таможенного кодекса РФ установлено, что после выпуска товаровтаможенные органы вправе осуществлять проверку заявленных при таможенномоформлении сведений в порядке и форме, предусмотренных главой 35 ТК РФ.
Пункт2 ст. 361 ТК РФ устанавливает срок проверки достоверности сведений послевыпуска товаров и (или) транспортных средств. Такой срок составляет 1 год смомента утраты этими товарами статуса товаров, находящихся под таможеннымконтролем. Перечень моментов, с которыми законодатель связывает случаи утратыэтого статуса, установлен п. 1 ст. 360 ТК РФ. Согласно ее положениям срок 1 годможет применяться после выпуска только к тем товарам, в отношении которыхтаможенные платежи уплачены полностью.
Пунктом3 ст. 361 ТК РФ установлены исключения в отношении сроков проведения провероктаких товаров. Оговаривается право таможенных органов проводить проверкитоваров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся вобороте на территории РФ. Пресекательный срок в данном случае не установлен.Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранениядокументов для таможенных целей, в течение 3 лет с момента утратывышеуказанного статуса.
Новыйпо продолжительности срок таможенного контроля после выпуска товаров(пост-контроль) является новеллой Кодекса[26].
Еслинезаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а упокупателя, то возникают проблемы юридического, а также этического порядка.Сегодня проверка покупателей товаров на внутреннем рынке весьма сомнительна.Следует отметить, что это абсолютно нормальная форма проведения таможенного контроля.Она может быть применена к лицам, занимающимся предпринимательскойдеятельностью в области оптовой и розничной торговли импортными товарами.
Здесьвозникает проблема так называемого «добросовестного приобретателя»,которая до сих пор не решена.
То,что сделка незаконна, не означает, что таможенные органы имеют право отобратьтакой товар у добросовестного приобретателя или потребовать от него уплатитьтаможенные платежи за этот товар.
Товаруже продан, и имущественные права добросовестного приобретателя защищаются (какпоказывает судебная практика) в том же объеме и на тех же основаниях, как иправа собственника.
Применитьк добросовестному приобретателю какие-либо санкции или ограничения по владению,пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товаром,находившимся в обороте (пусть даже и незаконном) на территории РФ, таможенныеорганы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель незаконноввезенного на территорию РФ товара знал о незаконности его ввоза.
В ТКРФ данная проблема разрешена следующим образом: если это коммерческаяорганизация или предприниматель, то по гражданскому законодательству они несутопределенный предпринимательский риск. Заранее презюмируется, что если лицоработает на устойчивое получение прибыли, то оно должно знать всеобстоятельства, связанные с ввозом товара. Согласно логике законодателя,предприниматель и коммерческая организация, непосредственно не участвовавшие воввозе товаров, для таможенных органов являются участниками таможенных правоотношенийнаряду с импортером, и таможенные органы имеют право проводить у них проверки[27].
Думается,что окончательно эта проблема будет разрешена высшими судебными инстанциями,когда сформируется судебная практика по данному вопросу.
Основнойформой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров являетсяпроведение таможенной ревизии.
Пунктом1 ст. 376 ТК РФ установлено, что таможенные органы проводят таможенную ревизию.В ходе таможенной ревизии таможенные органы проверяют факт выпуска товаров, атакже достоверность сведений, которые указаны в таможенной декларации и другихдокументах. Таким образом, таможенная ревизия — это не что иное, как старый,известный пост-контроль, то есть таможенный контроль, осуществляемый послевыпуска товаров, предусмотренный ранее ст. 193 ТК РФ образца 1993 г.
Статьей376 ТК РФ установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая испециальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решениюначальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизиятакже может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящеготаможенного органа. Копия данного решения перед началом проведения таможеннойревизии вручается лицу, у которого данная ревизия должна производиться.
Общая,а также специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный составпроверяемых лиц.
Общаятаможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношениидекларантов, а также лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ. То есть в отношениироссийских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещениепроизводилось вне рамок сделки, совершенной российским лицом, у лиц, которыеобладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такогоперемещения и после него, срок проведения общей таможенной ревизии ограничентремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческойдеятельности проверяемого лица. Данная норма явно декларативна[28].
Таможенныеорганы в ходе проведения общей ревизии имеют право на получение доступа впределах своей компетенции к базам и банкам данных, информационных системпроверяемого лица, а также ко всем его документам.
Цельюобщей ревизии является сопоставление данных, которые указаны в таможенныхдекларациях, а также других документах, которые были представлены притаможенном оформлении, с данными, которые есть в информационных системах ибанках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческихдокументах.
Согласноп. 3 ст. 376 ТК РФ специальная таможенная ревизия может проводиться таможеннымиорганами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общейревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временногохранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц,осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами.
Вотношении таможенных брокеров, а также владельцев складов временного хранения,владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков специальную таможеннуюревизию могут назначить только при обнаружении данных, которые могутсвидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по нимотчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований иусловий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ[29].
Основаниемдля проведения специальной таможенной ревизии в отношении лиц, которыеосуществляют розничную или оптовую торговлю, является обнаружение данных,свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможеннуютерриторию с нарушением требований и условий, которые установлены в ТК РФ иличто в отношении данных товаров не уплачены или не доплачены таможенные пошлиныи налоги, или в отношении этих товаров не соблюдены запреты и ограничения, которыеустановлены в соответствии с законодательством РФ о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности[30].
Следуетобратить внимание на то, что основанием для назначения специальной ревизииявляется обнаружение данных, свидетельствующих о нарушении таможенных правилпри ввозе товаров.
Сдругой стороны, п. 9 ст. 376 ТК РФ установлено, что при обнаружении в ходетаможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушенияревизия прекращается. Одновременно составляется акт по ее результатам ипроизводятся соответствующие процессуальные действия в соответствии сзаконодательством РФ. Следовательно, в данном случае таможенная ревизия фактическиявляется формой проверки данных, которые могут свидетельствовать о нарушениитаможенных правил при ввозе товаров.
Пунктом5 ст. 376 ТК РФ установлены сроки для проведения специальной таможеннойревизии. Она должна проводиться в минимальный период времени, необходимый дляее проведения. Максимальный срок установлен — 2 месяца. Вышестоящий таможенныйорган вправе продлить продолжительность специальной таможенной ревизии на 1месяц. Таким образом, предельный срок такой ревизии не может превышать 3-х месяцев.Однако это не означает, что таможенный орган обязан уложиться в 3 месяца.
В 5-мпункте имеется одна существенная оговорка: в указанный 3-месячный срок или2-месячный по общему правилу не включается период времени между вручением лицутребований о представлении документов и сведений и представлением указанныхдокументов и сведений. В течение проведения специальной таможенной ревизииможет быть несколько раз вручено требование о представлении документов, и сэтого момента 3-месячный предельный срок приостанавливается. Он начинаетотсчитываться заново только после вручения истребованных документов.
Такимобразом, в течение проведения ревизии в отношении вашего предприятия, фирмы илиорганизации таможенный орган может затребовать от вас представление дополнительныхдокументов и приостановить на это время срок ревизии. Такое действие может бытьповторено неоднократно.
Следовательно,при «особо тщательном» отношении должностных лиц таможенного органа,проводящих ревизию, к проверке вашей фирмы, предприятия или организации срокпроведения у вас таможенной ревизии может затянуться на неопределенное время[31].
Как вотношении общей, так и в отношении специальной таможенной ревизии установленаоговорка о невозможности проведения повторной таможенной ревизии у одного итого же лица в отношении одних и тех же товаров. Но поскольку любое лицо,которое занимается импортом товаров, перемещает эти товары регулярно, этоозначает, что таможенная ревизия может быть назначена и проведена таможенныморганом по каждой поставке товаров, производимой данным лицом, или по каждойпартии товаров, получаемых этим лицом. Теоретически таможенный орган может с помощьютакого инструмента, как таможенная ревизия, парализовать коммерческую ипроизводственную деятельность любого лица.
Пунктом7 ст. 376 ТК РФ установлена возможность при проведении таможенной ревизиииспользовать результаты инвентаризации, аудиторского заключения либо проверокдругих государственных органов лица, в отношении которого проводится таможеннаяревизия. Поэтому, если у лица в наличии имеются указанные акты, он можеттребовать у должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, приобщитьих к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении в итоговом акте порезультатам таможенной ревизии.
Отказдолжностных лиц таможенного органа приобщить их к материалам ревизии, а такжесделать запись о приобщении этих актов в итоговом акте следует обжаловать вустановленном порядке вышестоящему должностному лицу таможенного органа,проводящего ревизию, или в суд.
Можноссылаться на эти акты при обжаловании результатов таможенной ревизии в случаенесогласия с ними. В случае приобщения этих актов к материалам ревизиитаможенный орган в итоговом акте должен будет указать, принимает ли он сведенияи выводы, содержащиеся в этих актах, и как он их использует либо отклоняет, собязательным указанием мотивов отклонения.
Пунктом8 ст. 376 ТК РФ установлено, что результаты проведенной ревизии оформляютсяактом по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным в области таможенного дела.
Срокисоставления указанных актов: для общей ревизии — день, следующий за днемокончания ревизии. В отношении специальной ревизии — 10 дней после окончанияревизии[32].
Впроцессе ревизии товары могут быть изъяты или на них может быть наложен арест.

Заключение
Итак, мы рассмотрелиобщие положения о таможенном контроле, сущность нахождения товаров итранспортных средств под таможенным контролем, формы таможенного контролятоваров и транспортных средств под таможенным контролем.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Таможенный контроль вшироком понимании представляет собой разновидность государственного контроляввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этойтерритории. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложенафункция координации различных видов государственного контроля при импорте иэкспорте товаров.
Таможенный контроль представляетсобой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечениясоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В широком пониманиитаможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенныхорганов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроляреализуется система организационно-управленческих, правоохранительных ифискальных мер.
Таким образом, таможенныйконтроль представляет собой совокупность производств контрольно-надзорноготипа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которыеосуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров итранспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдениятаможенного законодательства, а также законодательства и международныхдоговоров Российской Федерации.
Контроль над их исполнениемвозложен на таможенные органы путем определения и подтверждения статусатоваров, транспортных средств и лиц, пресечения нарушений таможенных правил иреализации ответственности в сфере таможенного дела.
Список используемойлитературы
Нормативные правовыеакты:
1.        «Международнаяконвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)»(Заключена в г. Киото 18.05.1973).
2.        «Таможенныйкодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2008, с изм.от 24.11.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066.
3.        Федеральныйзакон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006) // «Собрание законодательстваРФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
4.        Федеральныйзакон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007)// «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
Литература:
1.        Андриашин X. А.,Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 368.
2.        Бакаева О. Ю.,Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 272.
3.        Блинов И.Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса //«Бизнес-адвокат», № 24, 2003.
4.        Завражных М. Л. Таможенноеправо России. М., 2007. С. 208.
5.                                                              Кизлык А.Таможенное право России. М., 2008. С. 224.
6.        Косаренко Н. Н. Таможенноеправо. М., 2006. С 320.
7.        Новиков А. Б.Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела //«Законодательство и экономика», 2005, №12.
8.        Ноздрачев А. Ф. Таможенноеправо. М., 2007. С. 688.
9.        Самойлов А.В.Цепкая таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля //«Административное право и процесс», 2007, № 2.
10.     Свинухов В.Г.Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.
11.     Тимошенко И. В. Таможенноеправо. М., 2008. С. 464.
12.     Халипов С. В.Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 136.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.