Содержание
Введение
1. Субъектыземельных правоотношений
2. Объекты земельныхотношений
Список использованной литературы
Заключение
Введение
Субъектамиземельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация,субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ). В то жевремя ограничиваются права иностранных граждан, лиц без гражданства ииностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков.
Субъектыземельных правоотношений по общему правилу могут совершать любые сделки сземлей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК ПрезидентомРФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особоезначение: стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они немогут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести наиных основаниях в собственность.
В ЗК РФопределен четкий порядок разграничения участников земельных отношений насобственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельныхучастков.
Давая общееопределение объектам земельных отношений, ЗК РФ исходит из подразделения такихобъектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки,расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также частиземельных участков (ст.6 ЗК).
Цель работырассмотреть объекты и субъекты земельных правоотношений.
Длядостижения цели служат следующие задачи.
1. Раскрытьсубъектов земельных правоотношений.
2. Рассмотретьобъекты земельных правоотношений.
1. Субъектыземельных правоотношений
Земельным кодексом РФ установлено, что участникамиземельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российскиеюридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации имуниципальные образования (ст.5 ЗК РФ).[2]
Норма п. 1 ст. 5 ЗК является императивной. Онаосновывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля можетнаходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).[1]
Следует полагать, что граждане, юридические лица,Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образованияявляются субъектами не только земельных, основанных на властном подчиненииодной стороны другой (п. п. 1, 2 ст. 3 ЗК РФ), но и гражданско-правовыхотношений (подп. 11 ст. 1, п. 3 ст. 3 ЗК РФ) [2]. Поэтому можно предположить,что используемое понятие «земельные отношения» является собирательным(т.е. подразумеваются как публичные, так и гражданско-правовые отношения).
Во-первых, субъектами указанных отношений могут бытьграждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью в соответствии сгражданским законодательством (ст. ст. 17, 18, 21, 27 ГК РФ).[3] Граждане последостижения дееспособности в полном объеме (ст. ст. 21, 27 ГК РФ) самостоятельнореализуют свою правоспособность. Они вправе использовать земельные участки дляудовлетворения личных потребностей, а также в целях осуществленияпредпринимательской деятельности в соответствии со ст. 23 ГК РФ.[3]
Следует обратить внимание на отдельные категорииграждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельныхотношений.
Так, на основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние ввозрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками списьменного согласия родителей, усыновителей или попечителя.
В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельнымиучастками за малолетних могут совершать от их имени их родители, усыновителиили опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанномусудом недееспособным, вправе совершить опекун данного гражданина (ст. 29 ГКРФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделкус принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (ст. 30 ГКРФ).[3]
Во-вторых, субъектами названных отношений могут бытьюридические лица всех организационно-правовых форм и видов, предусмотренных гл.4 ГК РФ, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся принадлежащими им земельнымиучастками с целью извлечения прибыли (коммерческие организации) либо длядостижения иных целей, ради которых они созданы (некоммерческие организации).
Таким образом, в имущественных отношениях повладению, пользованию и распоряжению земельными участками граждане июридические лица выступают как субъекты гражданско-правовых отношений, а ввопросах охраны земель, использования земельных участков в соответствии с ихцелевым назначением и иных подобных отношениях указанные лица являютсяучастниками властных отношений (см., например, ст. ст. 13, 42 ЗК РФ).
В-третьих, субъектами указанных отношений являютсяРоссийская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.Это особые субъекты. С одной стороны, органы государственной власти, органыместного самоуправления осуществляют властные полномочия (например, ст. ст. 9,10, 11ЗК РФ). С другой стороны, в соответствии со ст. ст. 124 — 125 ГК РФРоссийская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образованиявправе выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,соответственно через органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Это означает, что указанные органы участвуют вгражданско-правовых сделках, например, аренды (ст. 22 Кодекса) на равныхначалах с гражданами и юридическими лицами. Иначе говоря, в данном случаедействуют основные начала гражданского законодательства, установленные ст. 1 ГКРФ.[3]
Пункт 2 ст. 5 ЗК основывается на нормах ч. 3 ст. 62Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных граждан,лиц без гражданства и иностранных юридических лиц национальный режим, который вотдельных случаях может быть ограничен федеральным законом.
Норма п. 2 предусматривает определение прав(касается и ограничений прав) указанных лиц не только Кодексом, но ифедеральными законами, которые могут быть приняты.
Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц безгражданства и иностранных юридических лиц содержатся в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22,п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК.
Используемые в п. 3 ст. 5 ЗК понятия (собственникиземельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельныхучастков), как известно, традиционно применяются в земельном законодательстве.[6,67]
Указанные в данном пункте вещные права на земельныеучастки, принадлежащие вышеназванным субъектам, являются институтамидействующего гражданского законодательства. Так, содержание права собственности- основополагающего вещного права — установлено общими нормами ст. 209 ГК РФ.Норма п. 1 ст. 216 ГК РФ к вещным правам относит, в частности, правопожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользованиячужим земельным участком (сервитут). Положения о всех перечисленных правахсодержатся в гл. 17 ГК РФ (в частности, ст. ст. 260 — 261, 264 — 270, 274 — 276). В п. 1 ст. 216 ГК РФ не указано право безвозмездного срочногопользования, право аренды, однако, полагаем, что они относятся к вещным правам,так как данная норма не устанавливает закрытый перечень таких прав (ст. ст.267, 270, гл. 34 ГК РФ).
Все указанные в п. 3 ст. 5 ЗК права различаются пообъему правомочий, предоставляемых соответствующим субъектам.
Рассматриваемые правоотношения регулируются всоответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей иограничений, установленных (п. 3 ст. 3ЗК, п. 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
2. Объекты земельных отношений
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земляиспользуется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ земля рассматривается какприродный объект — составная часть природы — и одновременно как природныйресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) вцелях удовлетворения различных потребностей человека (ст. 1ЗК РФ).
В подп. 2 п. 1 земельный участок рассматривается какнедвижимое имущество, являющееся объектом гражданских прав (ст. ст. 128 — 130,260 ГК РФ). Соответственно, объектом гражданского оборота может быть и частьземельного участка (подп. 3 п. 1).
Земельный участок — недвижимая вещь, а вещи согласност. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают какделимыми, так и неделимыми — это зависит от их размера, конфигурации, целевогоназначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет разделаземельного участка установлен законом — например, в отношении земельныхучастков крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 6 ЗК РФ конкретизирует иразвивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которойпризнается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ееназначения.
В настоящеевремя немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земельпо своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в РоссийскойФедерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; землипоселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; землиобороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особоохраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда;земли запаса.
ЗК РФпредусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актахфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления,регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также вдоговорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, вдокументах государственного земельного кадастра и документах о государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает наПравительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральнойсобственности, к определенным категориям, а также по их переводу из однойкатегории в другую. За органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входитотнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся всобственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственногоназначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местногосамоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся вмуниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственногоназначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории вдругую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на землисельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли ккатегориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землямсельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органыместного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земельиного целевого назначения, находящихся также в частной собственности[1].
Границы земельного участка описываются иудостоверяются в соответствии с законодательством по ведению государственногоземельного кадастра и использованию его сведений.
земельное правоотношение имущественное
Заключение
В заключении хочу сказать, что земельный кодекс РФустанавливает, что участниками земельных отношений могут быть только гражданеРоссийской Федерации и российские юридические лица, а также РоссийскаяФедерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗКРФ).
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельныхотношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Земля сама по себе не является объектомимущественных прав, она является природным ресурсом, источником формированияземельных участков — объектов гражданских прав. Земельный участок как объектземельных отношений и гражданских прав — это часть поверхности земли (в томчисле почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленномпорядке. Земельные участки не создаются трудом человека, они выделяются,формируются из земли как не создаваемого и не потребляемого природного ресурса.Формирование земельного участка осуществляется посредством землеустройства икадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 — 70 ЗК РФ.Принципиальное значение государственного кадастрового учета для имущественногооборота заключается в том, что без кадастрового учета нет участка как объектанедвижимости. Земельный участок как объект гражданских прав таков, каким онописан и учтен в государственном земельном кадастре.
Правовой режим земельных участков определяется:оборотоспособностью участка; категорией земли (целевым назначением);разрешенным использованием участка; территориальной зоной и градостроительнымрегламентом (для земель поселений).
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция РФ. М., 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ. — М., 2007г.
3. Земельныйкодекс РФ. М.,2007г.
4. Федеральныйзакон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельномкадастре» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 30 июня 2006 г.)
Использованная литература
1. Земельноеправо. // Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект 2006г.
2. Земляи право. Пособие для российских землевладельцев// Под ред. С.А. Боголюбова. М.,2005г.
3. ТихомировМ.Ю, Чубуков Г.В. Коммментарий к земельному кодексу РФ. М., 2007г.