СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ)
Содержание
Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебныхинстанциях
Основные этапы развития судебной системы в Белорусской ССР(Республике Беларусь)/>
Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
Судебная система любого государства — это совокупность судов- органов судебной власти, действующих на его территории и построенных в соответствиис выполняемыми задачами и полномочиями.
Суды, образующие судебную систему, связаны между собой установленнымив законе отношениями по осуществлению правосудия. Среди судов можно выделить ВысшийСуд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применениесудами законов. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципыорганизации и деятельности.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих ивышестоящих судов. Поэтому графически судебную систему можно изобразить в виде пирамиды,венчаемой высшим судебным органом, ее возглавляющим. Как правило, он называетсяВерховным Судом (СССР, Российская Федерация, Украина, Германия, США и т.д.). Такименуется высший суд системы общих судов и у нас, в Республике Беларусь.
Нижестоящие и вышестоящие суды образуют звенья судебной системы.Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающие определенное место,положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией,т.е. объемом прав и полномочий по осуществлению правосудия. Суды, имеющие одинаковыеполномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разныенаименования (например, областные и Минский городской суды, в Российской Федерации- областные, краевые, городские (в Москве и СПБ), суды автономных областей и автономныхокругов и т.д.).
Как правило, судебные системы многозвенны (двух, трех, четырехзвенные),чем обеспечивается вынесение законных и обоснованных судебных решений, своевременноеисправление судебных ошибок, защита прав и законных интересов граждан и юридическихлиц.
Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональнойсвязи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов).Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиямидвижения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса, судопроизводства.
Судебная инстанция отражает, таким образом, взаимоотношения судовмежду собой в процессе рассмотрения конкретного дела (один суд рассматривает делопо существу, т.е. с вынесением судебного решения, а другой, вышестоящий — проверяетправильность этого решения).
Итак, судебная инстанция — это такой суд, который осуществляетправосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебныеинстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующуюсудебную функцию. Словом, если звено судебной системы указывает на уровень, положениесуда в системе судебных учреждений, его место в системе органов судебной власти,то судебная инстанция — на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществленияправосудия по конкретному делу.
Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебныхфункций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций (например,областные суды, Верховный суд). В таком качестве выступают вышестоящие суды, а первичноезвено осуществляет одну судебную функцию. Отсюда вытекает, что звено судебной системы- понятие судоустройственное, а судебная инстанция — процессуальное.
Соответственно этапам движения дел в судах (видам судебной деятельности)различают суды первой, второй (кассационной), надзорной инстанции, а также судебныеинстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судами первой инстанции являются такие суды (или их структурныеподразделения), которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их ведению(подсудности) дела, исследуя доказательства и вынося решения, приговоры, разрешаядело по существу. Они удовлетворяют или отказывают в удовлетворении гражданскогоиска, признают лицо виновным в совершении преступления или оправдывают и т.д.
Судами второй (кассационной) инстанции признаются по действующемузаконодательству вышестоящие суды, проверяющие законность и обоснованность не вступившихв законную силу судебных актов (постановлений) по кассационным жалобам заинтересованныхучастников процесса (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя,гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей) и кассационным протестампрокурора.
Надзорные инстанции — это суды или их структурные подразделения,которые проверяют правильность, законность и обоснованность вступивших в законнуюсилу судебных решений по протестам уполномоченных законом председателей судов ипрокуроров, а также их заместителей.
Наконец, судебными инстанциями по возобновлению дел по вновьоткрывшимся обстоятельствам считаются суды или их структурные подразделения, которыев установленном законом порядке проверяют правильность вступивших в законную силусудебных постановлений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не былиизвестны суду первой инстанции при первичном рассмотрении дела (например, факт лжесвидетельства,заведомо ложного заключения или перевода, иные фактические обстоятельства, имеющиесущественное значение для дела, его правильного разрешения).
Кроме существующих судебных инстанций, Концепция судебно-правовойреформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию (апелляцияот латинского слова “appelatio” — обращение).
Апелляционные суды — это такие судебные учреждения или их структурныеподразделения, которые проверяют правильность вынесенных судебных решений первойинстанции путем повторного судебного разбирательства данного дела с исследованиемдоказательств (допросом свидетелей, потерпевших, проведения экспертиз и т.д.) ипостановления нового решения или приговора, которые являются окончательными, либоподтверждают правильность ранее вынесенного судебного акта.
В заключение следует отметить, что, проверяя судебные решенияв кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам,вышестоящие суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих, обеспечиваюттем самым единообразное понимание и применение судами закона при осуществлении правосудия,исправление судебных ошибок, повышение качества и эффективности судебной деятельности.К непроцессуальным формам надзора вышестоящих судов за судебной деятельностью нижестоящихотносятся изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дачасудам разъяснений по вопросам применения законодательства при осуществлении правосудия,контроль за их выполнением, оказание практической помощи судам в практике их работыи др.
Принципы построения судебной системы. Виды судов
Судебное разрешение споров и конфликтов — одна из древнейшихформ реализации властных полномочий. Человечеством накоплен огромный опыт организационныхформ судебной деятельности, принципов построения судебных систем.
В современном мире существуют три наиболее известные модели судебныхсистем:
1. Централизованная, в которой наличествуетединая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило,Верховным;
судебная система инстанция суд
2. Децентрализованная (полисистемная)судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем,как правило, со своими высшими судами;
3. Смешанная — наиболее распространеннаямодель организации судебной системы, при которой наряду с высшим — Верховным судоместь и автономные подсистемы судебных учреждений.
На вопрос о том, какая модель судебной организации являетсяоптимальной, следует ответить, что все зависит от условий конкретной страны. Какуже отмечалось, организация судебной системы определяется ее правовой системой,уровнем экономики, культуры, национальными традициями, развитием демократии и гражданскогообщества.
Неслучайно международно-правовые акты (Всеобщая декларация правчеловека, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод не предлагают определенную модельсудебной организации, а лишь рекомендуют государствам — членам ООН создать эффективные,доступные для населения национальные судебные системы, способные обеспечить рассмотрениедел в разумные сроки независимыми компетентными и беспристрастными судами. Надежная,цивилизованная судебная система — один из основных механизмов защиты прав человека.
Тем не менее представляется, что наиболее эффективной являетсясмешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляетсячеткое функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е.проводится узкая специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается болеекачественное и оперативное осуществление правосудия, надежнее защищаются права изаконные интересы физических и юридических лиц.
Более того, такая модель судебной организации в большей степениобеспечивает независимость судей и судебной власти в целом. Однако имеется немалосторонников централизованной судебной системы, считают ее перспективным путем дальнейшегоразвития.
Нужно также указать на то, что не следует отождествлять единствосудебной системы с ее централизацией. Это схожие, но не идентичные понятия. Единствосудебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности;применении единого законодательства, в основе которого лежит Конституция, законы,общепризнанные нормы и принципы международные права; общеобязательности вступившихв законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов изсредств государственного бюджета. Централизация судебной системы, как указывалось,предполагает наличие единого судебного центра, высшего суда для всех судов данногогосударства, отсутствие автономных образований (подсистем).
Судебная система может быть единой, но не централизованной (РеспубликаБеларусь, РФ и др.).
В основу классификации судов по видам могут быть положены различныекритерии.
Так, в федеративных государствах суды делятся на федеральные(союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальныхединиц, образующих федеральное государство (Российская Федерация, США, Германияи др.). Это первый вид судов. Ко второму виду судов надлежит отнести общие и специализированныеили, как их еще называют, суды общей и специальной юрисдикции, подсудности (общие
суды именуют и общегражданскими судами). Этот вид судов связанс характером рассматриваемых судами юридических дел; дел о преступлениях, по искам,вытекающим из гражданско-правовых отношений, хозяйственных споров между субъектамихозяйствования, о нарушениях налогового, таможенного законодательства, об административныхправонарушениях и т.п.
Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные- дела, требующие для правильного их разрешения узкой специализации, узкопрофильныхзнаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д.законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений(несовершеннолетних, военнослужащих и т.д.)
Третий вид судов — местные и высшие. Такое деление судов присущебыло дореволюционной России, современной Англии и др.
Четвертый вид — это деление судов на нижестоящие и вышестоящие.Это деление является достаточно условным, так как некоторые суды (к примеру, среднегозвена) являются одновременно нижестоящими по отношению к высшему звену и вышестоящимипо отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды неподчиняются в административном отношении вышестоящим (ст.110 Конституции).
В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образованиеи деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основномзаконе нашей страны (ст.109). Это объясняется тем, что создание и функционированиеуказанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципамдемократического правового государства.Основные этапы развития судебной системы в БелорусскойССР (Республике Беларусь)
Историко-правовые курсы знакомят студентов-юристов с происхождениеми развитием суда в Беларуси, начиная с древних времен и кончая его новейшей историей.В нашем небольшом по объему курсе прослеживаются основные этапы развития суда вБеларуси в последние десятилетия, в советский и постсоветский периоды с тем, чтобыболее глубоко и осмысленно изучить действующую судебную систему, ее реформированиев современных условиях общественного развития.
Судебная система Беларуси в указанные годы прошла сложный, противоречивыйпуть развития, тесно связанный с историей государства, частью которого она являласьи является. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый изкоторых охватывает 1917-1921 г. г. Это были годы революционного слома, упразднениястарой судебной системы и создания нового советского суда.
Нужно отметить, что в дореволюционной России действовала в товремя достаточно прогрессивная судебная система, введенная судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты как несменяемость судей, их независимостьот администрации, выборность мирового суда, учредили суд присяжных заседателей,институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относилисьволостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым — окружные суды,судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами.Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные,военные и т.д.).
Новая власть считала необходимым полностью упразднить старуюсудебную систему как составную часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.
В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах,процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых днейОктябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиковстали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советскойсудебной системы на новых пролетарских основах.
Исходным правовым документом Советской власти в области судебногостроительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Его значение заключалосьв том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрелорганизацию новых советских судов на таких демократических началах как выборностьсудей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласностьпроцесса и др.
Сразу же после обнародования Декрета началось создание местныхсудов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждалисьдля рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовныхпреступлениях, вторые — для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасныхдля Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными)судами.
Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918 г. были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшиеподсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народныесуды и Верховный судебный контроль созданы не были.
В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организацииобщих судов и революционных трибуналов.
Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение)о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателяи народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов длярассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавалсяСовет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.
Образование Белорусской ССР в области судебного строительствабыло отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердилоупразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о созданииорганов пролетарского правосудия.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получаютширокое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований.Неслучайно эти годы иногда называют годами “трибунальной юстиции”. Действовали следующиеосновные виды этой юстиции:
1) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационнымтрибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;
2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военнымтрибуналом при Революционном военном совете республики;
3) революционные военные железнодорожные трибуналы — с Главнымвоенным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.
После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционныетрибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.
Назначение революционных трибуналов заключалось в защите завоеванийОктября, борьбе с контрреволюционерами, спекулянтами, дезертирами. Это были чрезвычайные,исключительные суды, органы “классовой борьбы”, “классовой расправы” с политическимипротивниками. Их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которыепривели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческимижертвами. Изучение истории, организации и деятельности революционных трибуналовв Беларуси еще ждет своего исследователя.
Таким образом, для первого периода истории советского суда характернаорганизационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общимии чрезвычайные (исключительные) суды.
Второй период истории советского суда в Беларуси — это 1922-1935 г. г. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республикаприступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности иразвития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическоезначение.
1922 год был знаменательным годом в истории советской юстиции.Была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура.Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результатекоторой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационныйсуд.
30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР принял Положение о судоустройстве,в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования.Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления.
В БССР создается судебная система, которая в основных своих чертахдействовала затем многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствиереорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системойобщих судов предусматривалось действие: военных трибуналов — по делам о преступлениях,совершенных в армии; особых сессий народного суда — по трудовым делам; земельныхкомиссий — по земельным делам; арбитражная комиссия — по спорам между социалистическимипредприятиями (организациями).
Основным законом судебной системы был народный суд. Народныйсудья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельностьпо отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанциейдля народных судов являлся Высший суд, действовавший также в качестве суда первойинстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.
Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлялнадзор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов.
В 1924 и 1925 г. г. были приняты новые Положения о судоустройствеБССР, которые в полном соответствии с Основами судоустройства СССР и союзных республикот 29 октября 1924 г. — первым общесоюзным законом о судебной организации — сформулировализадачи правосудия, определили организацию судебных учреждений. В связи с укрупнениемБССР и введением нового административно-территориального деления вместо Высшегосуда были организованы окружные суды, а также расширены полномочия Верховного судареспублики.
Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд СоюзаССР. Он был учрежден 6 июля 1923 г. постановлением второй сессии ЦИК СССР в целяхобъединения судебных систем союзных республик, обеспечения единства судебной практикив масштабе страны. Высший судебный орган Союза ССР был наделен широкими полномочиями:действовал в качестве суда первой инстанции по делам, имевшим исключительное значение,затрагивавшим интересы двух или нескольких союзных республик, а также дела по обвинениювысших должностных лиц страны в преступлениях по должности; кассационной инстанциив отношении военных трибуналов; надзорной инстанции в отношении Верховных судовсоюзных республик; давал судам руководящие разъяснения и толкования общесоюзногозаконодательства. С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствиемКонституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик, а также постановленийСовета народных комиссаров СССР, центральных органов и отдельных общесоюзных наркоматов,кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума. В последствие эта функция перешлаПрокуратуре СССР. В 1934 г. Верховный Суд СССР получил право отменять незаконныеакты правосудия Верховных судов союзных республик.
По первой инстанции Верховный Суд СССР рассмотрел за эти годымного дел, имевших особое общественно-политическое значение: дело провокатора
Малиновского, дело об убийстве 26 бакинских комиссаров, дело“Промпартии”, Шахтинское, право-троцкистского блока и др. Многие из этих процессовбыли сфальсифицированы в целях расправы с политическими противниками, с оппозициейсталинскому руководству.
В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы:народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено.В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В результате в странеустановилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящеговремени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именнотрехзвенная система судов общей юрисдикции.
В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальныекамеры народных судов. Они были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССРот 15 июля 1924 г. “О практических мероприятиях по проведению национальной политики”,которым намечался комплекс мер по развитию белорусского языка и национальной культуры,выдвижению кадров из коренного населения.
Организацией этих камер ставилась задача обеспечить национальныеменьшинства, компактно проживающие на территории республики, реальной возможностьюучаствовать в осуществлении правосудия, приблизить суд к местному населению, сделатьего максимально доступным и понятным для трудящихся. Поскольку в республике в товремя наиболее многочисленными компактными национальными меньшинствами были евреи,поляки и латыши, для их обслуживания в сфере правосудия были созданы шесть еврейских,три польских и одна латышская национальные камеры.31 марта 1934 г. они были упразднены, что было вызвано определенными достижениями в области национальной политики,ростом культуры и образования, миграцией населения, обеспечением лиц, не владевшихязыком судопроизводства, переводчиком и правом выступать в суде на родном языке.
В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортныесуды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд. Немного позже (в 1934 г.) — водный транспортный суд. Это способствовало усилению борьбы с преступностью на транспорте,его нормальной работе. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. — водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы введение Верховного Суда СССР, который стал для них кассационной и надзорной инстанцией.Иначе говоря, транспортные суды стали общесоюзными судами и в судебную систему БССР,как и остальных союзных республик, не входили. В годы Великой отечественной войныони были реорганизованы в военно-транспортные трибуналы, а в послевоенный период- в единые транспортные суды (линейные и окружные). В 1957 г. были упразднены, а дела, отнесенные к их подсудности, были переданы на рассмотрение судов общейюрисдикции. Жизнь подтвердила правильность такого решения.
Третий период в истории советского суда в Беларуси — это 1936-1957 г. г., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствийкульта личности Сталина.
Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическомуровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народныхзаседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимостьсудей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемогона защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от КонституцииСССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве.16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла закон “О судоустройстве СССР, союзных и автономныхреспублик”, на длительное время определивший задачи и организацию советского суда.Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели право приниматьсвои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизацияпо всем направлениям государственного строительства.
Принятый общесоюзный закон о судоустройстве нельзя оцениватьоднозначно. С одной стороны, он проводил демократизацию судебной системы на основеразвития конституционных принципов, а, с другой стороны, — ограничивал полномочиясудов союзных республик. В частности, Верховный суд БССР, как и верховные суды другихсоюзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящиеразъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорныеполномочия вышестоящих судов.
По Закону о судоустройстве 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного ижелезнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесеныВерховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые,областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономныхокругов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областныеи народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся ВерховныйСуд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделеннеограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любымсудом страны. По-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорнымвопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношенииспециальных судов, рассматривал дела по первой инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что 20-50 годы в Беларуси, каки по всей стране, были годами массовых политических репрессий. Была репрессированалучшая, передовая часть нашей белорусской интеллигенции, тысячи ни в чем не повинныхрядовых граждан. Произвол и беззаконие продолжались в течение нескольких десятилетий.Лишь после смерти Сталина были приняты меры к ликвидации последствий культа личности“вождя”, восстановлению прав всех жертв политических репрессий. В попрании правчеловека принимали участие правоохранительные органы и суды. Это позорная страницав истории советской юстиции. Об этом следует помнить, чтобы подобное никогда неповторилось в нашей стране. Преодоление и недопущение политических преступленийна почве злоупотребления властью необходимо всему обществу, вставшему на путь моральноговозрождения, демократии и законности.
Четвертый период истории развития суда в БССР — это 1958-1976 г. г. В эти годы в соответствии с законом “Об отнесении к ведению союзных республик законодательстваоб устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальныхкодексов” от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройствеСССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г. На основе общесоюзного закона о судебной организации союзные республики,в том числе и БССР, приняли свои законодательные акты по судоустройству. В частности,20ноября 1959 г. Верховный Совет БССР — закон о судоустройстве БССР, а затем и другиеакты нормативного характера. Следует отметить, что указанные законодательные актыхарактеризовались большей демократичностью по сравнению с предыдущими. Особенноэто касалось полномочий судов союзных республик, а полномочия Верховного Суда СоюзаССР, наоборот, существенно сужались. Это соответствовало взятой установке на расширениесуверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя по-прежнемувсю систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядкенадзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, еслиони противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзныхреспублик.
Верховный Суд БССР, как и Верховные суды других союзных республик,был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом давать судам республикиразъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрениигражданских и уголовных дел. Совершенствование организационных форм судебной системывыразилось в организации районных (городских) народных судов вместо ранее действовавшихучастковых.
Одним из важных направлений деятельности вышестоящих судов вэто время являлось реабилитация жертв политических репрессий, восстановлении ихправ и возмещение ущерба.
Новый рубеж в развитии суда, как и всех правоохранительных органов,знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели впервые специальные статьи, посвященныеадвокатуре и государственному арбитражу. Было обновлено и приведено в соответствиес конституционными актами все ранее действовавшее законодательство о судоустройствеи судопроизводстве, прокурорском надзоре, адвокатуре и др.
30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о ВерховномСуде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже,а летом 1980 г. — Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из КонституцииСССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах.На основе названных общесоюзных законов 8 ноября 1981 г. в БССР были приняты Закон о судоустройстве, Закон о выборах районных (городских) народных судов,Закон о порядке отзыва народных судей и народных заседателей народных судов.
Следующий этап в развитии суда в БССР охватывает 1986-1991 годы,когда в условиях взятого партией курса на перестройку, расширения демократии и гласности,создания правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы,повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельностивсей системы юстиции.
Укреплению судейской независимости способствовало внесение измененийи дополнений в Конституцию СССР и Конституцию БССР, которые предусматривали избраниесудей судов первого и второго звена судебной системы вышестоящими Советами народныхдепутатов, более продолжительный срок их полномочий (вместо пяти десять лет), отменуподотчетности судей избирателям и органам, их избравшим.
Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятыев 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважениек суду, а также Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройствеи ряд других нормативных актов, касающихся судебной организации. В соответствиис ними в БССР в1990 г. были утверждены Положение о квалификационной аттестации судей,о квалификационных коллегиях судей, о дисциплинарной ответственности судей, отзывеи досрочном освобождении судей и народных заседателей, о принесении ими присягии др.
В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.
Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматриватьгоды после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности.Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения,трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-команднойсистемы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новымпотребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением РеспубликойБеларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия,являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудииполитические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности,оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики,как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязаннаяк административно-территориальному делению судебная организация.
С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовалатрехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, каки всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовалина ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства.Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую системусудов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Ощущаласьострая необходимость в модернизации судебной системы, ее обновлении и реформированиис тем, чтобы она отвечала новым реалиям жизни, не тормозила, а способствовала решениюновых задач развития общества, социальному прогрессу.
Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежнозащищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие,Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформироватьсудебную систему на следующих исходных началах:
1. децентрализация за счет функциональногоразделения организационных форм судебной власти;
2. максимальное приближение суда к населению,экстерриториальность основного звена судебной организации;
3. обеспечение компетентности и профессионализмав судебной деятельности;
4. сочетание единоличного и коллегиальногопорядка рассмотрения дел;
5. участие народа в отправлении правосудияв качестве присяжных заседателей;
6. образование специализированных судови судебных коллегий;
7. учреждение избираемого народом мировогосуда как низшего звена судебной системы;
8. восстановление апелляционного судапри сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.
Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, осоздании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотрадел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройствеи статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационныхформ судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укрепленииих независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформированиясуда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлениисделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовыезатраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судейи предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективнойвсю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной иисполнительной властям, обеспечить свободу личности квалифицированной и беспристрастнойсудебной защитой.
Историческое значение для укрепления и развития национальнойсудебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частностиего резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судовпо осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплениюсудебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформированияотечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претвореныв жизнь, некоторые из них — еще ждут своей реализации.