Содержание
Введение
1. Понятие иосновные признаки судебной власти РФ
2. Конституционные принципы организации деятельностисудов и осуществление правосудия
3. Система органовсудебной власти РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Важнейшим критерием перемен, происходящихв России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним изпервых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебнаяреформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР ещев 1991 году.
Как сказано в ней, одна из главныхзадач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизмекак самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности отвластей законодательной и исполнительной.
Для России в современных условиях судебная власть крайневажна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью иприменимостью в реальной жизни нашего общества.
К сожалению, все еще традиционнослабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституциейпринципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данномслучае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.
Именно эта актуальная тема являетсяпредметом настоящего исследования, название которому «Конституционныеосновы Судебной власти РФ».
Исходя из темы, основной целью даннойработы является рассмотрение судебной власти во всей ее полноте, для чегонеобходимо решить следующие задачи – содержание судебной власти на современномэтапе, перечень и полномочия органов, осуществляющих судебную власть иконституционные основы их организации, а также анализ понятия правосудия.
1. Понятие и основные признакисудебной власти РФ
Согласно ст.ст.10 и 11 Конституции РФсудебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) являетсяразновидностью государственной власти и осуществляется судами РоссийскойФедерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своемуназванию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительноепредназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, котороевозложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть отзаконодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также отнормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органовисполнительной власти.
Суды, как органы судебной власти,осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2, КонституцииРФ). Это означает, что правосудие является способом реализации судебной властипри решении любых отнесенных к ее полномочиям вопросов, независимо от ихразличного правового характера.
Из ст.118 Конституции (часть 3)вытекает также, что судами как органами судебной власти, осуществляющимиправосудие, признаются только такие органы, которые согласно Конституции ифедеральным конституционным законам входят в судебную систему РФ. Полномочия поосуществлению правосудия не могут быть делегированы никаким другим органам внесудебной системы. Более того – Конституция ограничивает полномочия властей,прежде всего законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайныхсудов. Это значит, что суды не могут подменяться органами, уполномочиваемыми наразрешение отдельных дел, в т.ч. в отношении отдельных лиц или на временноерассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любыедела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из веденияординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральнымконституционным законом. Иначе не было бы обеспечено осуществление судебнойвласти только судом, и законодательная и исполнительная власть, выбирая каждыйраз по своему усмотрению органы для разрешения конкретных конфликтов, получилибы возможность творить произвол.
Исключительные полномочия судебнойвласти и монополия на осуществление правосудия судами вытекают из основконституционного строя в демократическом правовом государстве и обусловленырядом причин.
В системе присущего правовомугосударству разделения властей судебная власть призвана обеспечивать судебныйконтроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как непосредственнодействующих, т.е. обязывающих законодательную и исполнительную властьпризнавать, учитывать, не нарушать и защищать эти права. Именно защите прав исвобод как высшей ценности (ст.2 Конституции) служат и принцип разделениявластей, и самостоятельность судебной власти. Последняя, будучи противовесомвластным полномочиям других, осуществляет судебный контроль за ними, чтобы былиисключены узурпация власти (ст.3, часть 4) и ее использование в нарушение общихпринципов права, Конституции и закона.
При отсутствии таких ограничений итакого уравновешивания судебной властью властных полномочий других органов,т.е. при существовании у них неограниченной власти, нет механизма защиты прав исвобод.
В то же время судебная властьпризнается наиболее эффективным средством защиты потому, что способом ееосуществления является правосудие. Присущие ему процедуры обеспечивают, что вслучае любого правового конфликта его участники могут передать определениесвоих прав и обязанностей беспристрастному, объективному и компетентному суду,с тем, чтобы дело было рассмотрено в открытом судебном заседании припредоставлении каждому возможности на равных основаниях отстаивать свои права,в том числе не менее, чем в двух судебных инстанциях, и чтобы исполнениевынесенного судом решения обеспечивалось принудительной силой государства.
Такие черты присущи правосудиюсогласно стандартам, признанным в международном демократическом сообществе. Этистандарты, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политическихправах и в Европейской конвенции о защите прав и свобод, признаются иподтверждаются Конституцией РФ, что предусмотрено в ее статьях 15 (часть 4) и17 (часть 1).
В Конституции РФ содержатся и другиеположения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиесяпринципами правосудия.
2.Конституционные принципы организации деятельности судов и осуществление правосудия
Основные принципы, определяющиеструктуру, методы организации, приемы деятельности судебной власти, закрепленыв Конституции РФ.
1. Принцип независимости (ст. 120Конституции РФ)
Согласно ст.120 Конституции судьинезависимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Это значит,что судьи не подчиняются никакому постороннему влиянию. В своих решениях онидолжны следовать только Конституции и закону. Поскольку законы и иные правовыеакты не должны противоречить Конституции (ст.15, часть 1), то судьи вправе иобязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции. Вэтом выражается независимость судебной власти от законодательной и правомочиесудов по осуществлению судебного контроля за содержанием законов. Прежде, чемприменить закон для разрешения конкретного дела, судья должен убедиться, что онне противоречит конституционному регулированию.
В то же время подчинение судейКонституции и закону является гарантией независимости судей от противозаконныхвлияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи приосуществлении правосудия.
Конституция закрепляет и другиегарантии независимости судей, которые конкретизируются в Федеральномконституционном законе «О судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996 г.) и в Федеральном законе «О статусе судей в РФ» (от 26 июня 1992 г. в редакции от 15 декабря 2001 г.).
Среди конституционных гарантийнезависимости судей можно выделить а) статусные, определяющиеконституционно-правовой статус судьи; б) организационные, касающиесяорганизации судебной системы и создания судов; в) финансовые и г) процедурные,т.е. определяющие правила осуществления правосудия. Важно, что все виды гарантийнезависимости судей находят закрепление в тексте Конституции РФ.
К статусным гарантиям независимостисудей относятся несменяемость и неприкосновенность судей, требования ккандидатам на судейскую должность и порядок назначения судей.
Согласно ст.121 Конституции судьинесменяемы. Это означает, что судья не может быть удален с должности судьи,назначен на другую должность или даже на должность судьи в другой суд без егосогласия. При этом по российскому законодательству судья исполняет своиполномочия до достижения им 70-летнего возраста. Они могут быть прекращеныдосрочно не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом(ст.121, часть 2, Конституции). Такое стабильное правовое положение судьинеобходимо для независимого осуществления правосудия.
Закон «О статусе судей»предусматривает следующие основания досрочного прекращения полномочий судьи:заявление судьи об отставке (независимо от возраста) или о прекращенииполномочий по собственному желанию в связи с переходом на другую работу; прекращениероссийского гражданства; занятие деятельностью, не совместимой с должностьюсудьи; осуждение судьи за совершение преступления вступившим в законную силуприговором или признание его недееспособным на основании судебного решения;совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющегоавторитет судебной власти; отказ при упразднении суда от перевода в другой суд.
Согласно ст.122 Конституции судьинеприкосновенны. Это означает, что судья не может быть привлечен к какой-либоответственности за свое мнение или решение по делу при осуществленииправосудия. Если же в его действиях имеются основания для привлечения куголовной ответственности, то вопрос об этом решается в особой процедуре.Уголовное дело против судьи может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ наосновании заключения трех судей Верховного Суда РФ или иного суда, вышестоящегопо отношению к судье, о наличии в действиях судьи признаков преступления и лишьпосле получения согласия на возбуждение дела у квалификационной коллегии судей.Только с согласия такой коллегии судья может быть подвергнут и аресту, – приналичии предварительного решения об этом также трех судей вышестоящего суда,вынесенного по ходатайству Генерального прокурора.
Квалификационная коллегия судей вовсех случаях должна мотивировать свое согласие. Если же она установит, чтовозбуждение дела против судьи обусловлено позицией, которую судья занимал илизанимает при осуществлении им правосудия по конкретным делам, коллегия должнаотказать в даче согласия на производство действий по привлечению судьи кответственности.
Кроме того, неприкосновенность судей(или иммунитет) включает в себя не только его личную неприкосновенность отограничений свободы, но и неприкосновенность его жилых и служебных помещений,транспортных средств, документов, корреспонденции, имущества. Под особойзащитой государства находятся также члены его семьи – их безопасность так же,как безопасность судьи, должны обеспечивать по заявлению судьи органывнутренних дел. Судья может также иметь табельное оружие.
Судейская неприкосновенность неявляется личной привилегией. Она необходима в качестве средства для защитыпубличного интереса в функционировании независимого правосудия. Государстводолжно ограждать судей от риска стать объектом давления и тем болеепосягательства со стороны тех, кто хотел бы вынудить судью принятьнеправосудное решение или тех, кто его решениями недоволен.
Сама Конституция определяеттребования к кандидатам на судейские должности и к действующим судьям.Естественно, они должны быть внутренне способны к самостоятельному решению ивыработке независимой позиции. Поэтому в качестве минимальных стандартов длякандидата установлены достижение 25-летнего возраста, наличие высшегоюридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пятилет. Эти требования к возрасту и стажу работы повышаются для судей вышестоящихи высших судов. Согласно Конституции такие дополнительные критерииустанавливает только федеральный закон.
Процедура назначения судьиобеспечивает, чтобы он не попадал в зависимость от других органов власти наместах. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе квалификационнымиколлегиями, две трети членов которых являются судьями, одна треть –представители юридической общественности, назначенные органом законодательнойвласти субъекта федерации, и одно лицо является представителем Президента РФ.Последнее связано с тем, что Конституция предусматривает назначение всех судейПрезидентом РФ, а судей высших судов – Советом Федерации Федерального СобранияРФ по представлению Президента РФ (ст.83 п. «е» Конституции РФ). Приэтом ни Президент, ни какие-либо другие органы не наделены полномочиями поудалению судьи с должности. Это возможно только по решению самого судейскогосообщества, а именно по решению избираемых в основном судьями квалификационныхколлегий судей субъектов федерации и Высшей квалификационной коллегии РФ приналичии названных выше установленных законом оснований.
Именно поэтому назначение судейПрезидентом рассматривается как гарантия их независимости – Президент нераспоряжается далее судейской карьерой.
К статусным гарантиям независимостисудей следует отнести также запрет для них заниматься – наряду с судейской – икакой-либо другой оплачиваемой работой, кроме научной преподавательской либотворческой деятельности. Судья не вправе также быть депутатом, третейскимсудьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, заниматьсяпредпринимательством. Очевидно, что подобный запрет имеет целью исключитьконфликт интересов при осуществлении правосудия, который ставит под угрозунезависимое и объективное рассмотрение дел судом. Поэтому перечисленные взаконе, запрещенные для судьи виды иной деятельности являются функциями,несовместимыми со статусом судьи. Таким образом, независимость судейгарантируется как определенными преимуществами (иммунитетами), так иограничениями, устанавливаемыми для судей по сравнению с общим конституционнымстатусом личности.
Организационные гарантиинезависимости судей выражаются в том, что система судов в РФ отделена отсистемы других конституционных органов власти и определяется самой Конституциейи федеральным конституционным законом (ст.118 и 128 Конституции РФ). Такиезаконы имеют самый высокий ранг в системе законодательства и, исходя изконституционного текста, именно они должны устанавливать все элементы судебнойсистемы. Поэтому какие-либо изменения в судебной системе возможны только путемусложненной законодательной процедуры, предусмотренной для принятия федеральныхконституционных законов. Это соответствует потребностям общества в стабильностиорганизации судов. Возможность их легкой реорганизации могла бы ущемлятьнезависимость судей, поскольку в случае реорганизации судов судья не вправенастаивать на том, чтобы остаться на своей прежней должности.
Финансовые гарантии независимостисудей и самостоятельности судебной власти провозглашены в ст.124 Конституции,согласно которой финансирование судов производится только из федеральногобюджета. При этом сформулировано также требование о его достаточном уровне, таккак Конституция указывает на то, что финансирование судов должно обеспечивать вполном объеме возможность осуществления независимого правосудия в соответствиис федеральным законом.
Суды таким образом не должны попадатьв финансовую зависимость от местных властей, от органов власти субъектовфедерации. А федеральный бюджет должен предусматривать финансирование,достаточное для того, чтобы суды не были вынуждены отказываться из-за нехваткибюджетных средств от рассмотрения каких-либо обращений и дел, от соблюдениявсех процедурных правил и обеспечения процессуальных прав всех участниковсудебных процессов.
Суды самостоятельно распоряжаютсясредствами, выделенными на обеспечение их деятельности. Согласно Федеральномузакону от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов» ипостановлениям Конституционного Суда РФ уменьшение размера финансирования судовне допускается.
Процессуальные гарантии независимостисудей включают в себя правила, закрепленные как в конституционных нормах, так ив законах, регулирующих осуществление всех перечисленных в ст.118 Конституциивидов судопроизводства. К таким законам относятся Федеральный конституционныйзакон о Конституционном Суде, Гражданский процессуальный,Уголовно-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Можно сказать, что вся процедураправосудия имеет целью ограждение независимости судей, иначе суд не будет ниобъективным, ни справедливым – именно для этого необходимы независимость судейи ее гарантии.
Обеспечению независимого,объективного и справедливого правосудия служат все процессуальные принципы,которые провозглашены на конституционном уровне.
Статья 123 Конституции требует, чтобыразбирательство дел во всех судах проводилось открыто, т.е. в присутствиипублики, на основе состязательности и равноправия сторон. Заочноеразбирательство уголовных дел в судах не допускается.
Ясно, что в присутствии публики изаинтересованных участников процесса попытки вмешательства в деятельность судьибыли бы затруднены. Открытое разбирательство дел обеспечивает возможностьсоциального контроля за правосудием, в том числе за тем, не нарушается линезависимость суда. Иные же формы внешнего контроля за судом со сторонывнесудебных инстанций недопустимы.
Состязательность согласно общепризнаннымпредставлениям состоит в том, что функции суда по разрешению дела отделены отфункций сторон, в уголовном процессе – от функций по обвинению и защите. Этообеспечивает суду внутреннюю независимую позицию и является предпосылкой дляравноправия сторон. Если суд способствует одной из них, то равноправиенедостижимо, а суд не может исполнять свою роль независимого арбитра в споре.
В соответствии со ст.ст.47, часть 2,и 123, часть 4, Конституции предусмотрено участие в судопроизводстве присяжныхзаседателей, что также укрепляет независимость суда. Привлекаемые крассмотрению уголовного дела 12 присяжных заседателей вызываются в суд путемслучайной выборки из списков присяжных, составляемых на основе списковизбирателей с учетом необходимых дополнительных требований к ним. Например, всписки присяжных не могут включаться судимые, присяжными не могут бытьподозреваемые или обвиняемые в преступлении, лица, не владеющие языком, накотором ведется судопроизводство. От участия в судопроизводстве в качестве присяжныхосвобождаются лица, замещающие государственные должности, имеющие юридическуюпрофессию. Этим обеспечивается независимость и равный статус присяжных.Присяжные в суде должны решить только один вопрос: подтверждают липредставленные в суд доказательства, что обвиняемое лицо действительносовершило действия, за которые его привлекают к ответственности. Оказатьнезаконное давление на 12 присяжных, конечно, труднее, чем на одного судью.Рассматривая дело с участием присяжных, судья также защищен от постороннеговлияния – оно лишено смысла, раз вопрос о виновности решает не он, а присяжные.Судья же обеспечивает качество их деятельности, формулирует вопросы присяжным,разъясняет, какие доказательства являются по закону недопустимыми, а затем всоответствии с решением присяжных (вердиктом) выносит приговор, применяетнадлежащую норму уголовного закона и назначает наказание или оправдываетнеосновательно обвинявшееся лицо.
Процессуальный закон (ГПК, УПК, АПК),основываясь на положениях Конституции о правосудии, также предусматриваетпроцедурные правила, гарантирующие независимость судей: суд выносит решение всовещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, никто не можетнарушать тайну совещания судей; никто не может затребовать у судьи материалырассматриваемого им дела; судья подлежит отводу и заменяется другим судьей,если имеются данные, вызывающие сомнение в его независимости и объективности, ит.д.
2. Принцип законности (ст. 15 Конституции). Онозначает, что все без исключения органы, общественные организации, должностные лицаи граждане должны строго и неукоснительно соблюдать законы и основанные на нихправовые акты. Законность распространяется не только на законодательство, но ина применение права иего использование. Важнейшими элементамизаконности являются наличие обоснованного законодательства, конституционноезакрепление верховенства закона, существование единого законодательного органа,обязательных стадий законотворческого процесса, а также предоставление права толкованиязакона только высшим органам государства. Прочие элементы законности —уважение, исполнение, соблюдение законов и других правовых актов всемигосударственными органами, должностными лицами, организациями, а такжегражданами. Этим целям и подчинена деятельность судебных органов, призванныхслужить утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.
Вместе с тем законностьне только принцип деятельности самого суда, но и цель судебногоразбирательства, так как перед судом ставится задача восстановления и упрочениянарушенной законности. Осуществляя правосудие в соответствии с законом, судвыносит обоснованный и законный приговор (решение), чем достигается охрана правграждан. Суд должен предупреждать, устранять нарушения закона участникамисудебного разбирательства, другими органами и лицами.
3. Принцип гласности (ч. 1 ст. 123 КонституцииРФ). Установлено, чторазбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, чтопри слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал свободен длявсех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они неявляются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход ирезультаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации.Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограниченотолько в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства. В техслучаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количествомместв зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального ходасудебного процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебногозаседания, если это не отразится на судебном процессе.
Каждое отраслевое процессуальноезаконодательство также предусматривает гласность судебного разбирательства.Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства.Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесениясправедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и другихучастников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности,затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость иподчинение только закону.
Закрепляя как общее правило гласностьсудебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает ислучаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123Конституции РФ, которая допускает закрытое заседание в случаях, установленныхфедеральным законом.
Слушание дел в закрытом заседанииосуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решениясудов в любом случае провозглашаются публично.
4. Принцип осуществление правосудиятолько судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может бытьникаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали быправом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудиятолько судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересовграждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении вКонституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, котораяреализуется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы РоссийскойФедерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная система Российской Федерациивключает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектовФедерации.
К федеральным судам относятся:Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации,верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федеральногозначения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военныеспециализированные суды, составляющие систему федеральных судов общейюрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральныеарбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации,составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РоссийскойФедерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиесясудьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Отсюда следует, что действующие внашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренныеКонституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражныесуды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебнаяпалата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебнуюсистему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особоустанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайныхсудов.
Носителями судебной власти в РоссийскойФедерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционномпорядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности напрофессиональной основе.
Согласно Конституции (ст. 119),судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющиевысшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менеепяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требованияк судьям судов Российской Федерации.
Эти дополнительные требования ксудьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «Остатусе суде в Российской Федерации», согласно которым судьей может бытьгражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавшийквалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегиисудей.
При этом судьей вышестоящего судаможет быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьейВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии неменее 10 лет.
Судья обязан неукоснительно соблюдатьКонституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а такжево внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалитьавторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в егообъективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе бытьдепутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям;судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещатьработу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,литературной и иной творческой деятельности.
Согласно Конституции (ст. 128), судьиКонституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РоссийскойФедерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке,установленном федеральным законом.
3. Система органовсудебной власти РФ
ВРоссии сложиласьразветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов,объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности,руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством иобладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учрежденияпреследуют одну цель — осуществление правосудия, их можно разделить на трисамостоятельных системы:
1)система общих судов (включая подсистему военных судов);
2)система арбитражных судов;
3) конституционнаяюстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.
В Федеральномконституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системеРоссийской Федерации» все судебные учреждения делятся еще и по территориидействия. По этому критерию различают:
1) федеральные суды —Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областныесуды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономныхокругов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ,федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектовФедерации;
2) суды субъектов Федерации— конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
Конституционный Суд РФ,суды общей юрисдикции, арбитражные суды — это три самостоятельных подсистемысудебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционногостроя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан).Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять КонституциюРФ и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательноезначение. Вместе с тем каждый вид судеб ных органов наделяется собственнойкомпетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.
Некоторые авторыкритически комментируют разделение судебной власти на три самостоятельные, несвязанные друг с другом структуры'. Однако представляется, что при большомобъеме и разнообразии правоотношений, на которые распространяется судебнаявласть, рассредоточение полномочий между специализированными органами простонеобходимо.
Говоря о структуресудебной власти, следует отметить, что сама Конституция учреждает только высшиезвенья федеральной судебной системы. Конституционный Суд, Верховный Суд, ВысшийАрбитражный Суд. Кроме того, Конституция РФ не характеризует компетенциюсудебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключениемКонституционного Суда). Конституция РФ предоставляет право устанавливатьполномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судовпарламенту России путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128).Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судамнепосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в нее, говорит отом, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) урегулировать в Конституции.
Система судов общейюрисдикции. Основным звеном в структуре судов общей юрисдикции являетсярайонный суд, наделенный широким объемом полномочий. Так, районный суд впределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второйинстанции, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией поотношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к его компетенции, районный судрассматривает материалы о подведомственных ему административныхправонарушениях.
Вышестоящими для районныхсудов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектовФедерации. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве судапервой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимсяобстоятельствам. Структура судов субъектов более сложна, нежели районных судов,которые имеют в своем составе председателя суда, его заместителей,председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей. Суды субъектовФедерации включают президиум суда, судебную коллегию по уголовным делам,судебную коллегию по гражданским делам. Президиум формируется в составе председателя,заместителей председателя и членов суда. Судебные коллегии возглавляютсяпредседателями, являющимися заместителями председателя суда.
Завершающее звено вструктуре судов обшей юрисдикции — Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебныморганом по гражданским, уголовным и административным делам, выполняя особыезадачи, Верховный Суд имеет систему структурных подразделений: Пленум;Президиум; Судебную коллегию по гражданским делам; судебную коллегию поуголовным делам; военную коллегию. Судебные коллегии утверждаются ПленумомВерховного Суда из числа его судей. Распределение судей по коллегиям производитПленум по представлению председателя Суда. Руководят работой коллегий ихпредседатели, которые являются заместителями председателя Верховного Суда РФ.
Коллегии выполняютосновной объем работы Верховного Суда РФ. Они рассматривают дела: как судыпервой инстанции;
в качестве судов второй(кассационной) инстанции; в порядке судебного надзора и по вновь открывшимсяобстоятельствам.
В 1999 г. в ВерховномСуде РФ была сформирована Кассационная коллегия, в состав которой входятпредседатель коллегии и 12 судей. Президиум Верховного Суда состоит из 13судей: председатель, его заместители, судьи. Кроме судебных полномочий онвыполняет организационные функции: рассматривает вопросы организации работысудебных коллегий, обсуждает материалы изучения судебной статистики,анализирует состояние законности и преступности в государстве и др. СоставПрезидиума утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанномуна представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационнойколлегии судей Верховного Суда.
В отличие от другихструктурных подразделений Верховного Суда его Пленум не обладает никакимисудебными полномочиями. Этот внутренний орган работает в составе председателяВерховного Суда, его заместителей и всех членов Суда.К участию в егоработе приглашаются Генеральный прокурор, министр юстиции, председатель ВысшегоАрбитражного Суда и другие лица. Пленум решает некоторые организационные вопросы(выступает с законодательной инициативой, направляет запросы в КонституционныйСуд; утверждает по представлению председателя Суда состав судебных коллегий).Основным полномочием Пленума является дача на основе обобщений судебнойпрактики и анализа судебной статистики разъяснений судам общей юрисдикции повопросам применения правовых норм при рассмотрении ими уголовных, гражданских иадминистративных дел. Разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума. Всоответствии с действующей Конституцией разъяснения Верховного Суда РФ более неназываются руководящими и обязательными для судей (ст. 126). Однако фактическиони остаются таковыми и исполняют роль своеобразного источника права.
В целях укреплениясамостоятельности и независимости судов общей юрисдикции при Верховном Судеучрежден Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечениедеятельности судов (финансирование, кадровое и ресурсное обеспечение).
Мировые судьи. Институт мировых судейзародился в Англии в XIV в. Наименование это они получили в связи с тем,что, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи былиобязаны стремиться к примирению сторон. В России система мировых судов быласформирована в 1862 г., когда Александр II утвердил «Основныеположения преобразований судебной части в России». Однако в 1917 г. былаупразднена вся царская судебная система, а вместе с ней и мировые суды.
17 декабря 1998 г.вступил в силу Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»,возродивший институт мировых судей. Законом определены требования,предъявляемые к мировым судьям, гарантии их статуса, компетенция, некоторыеусловия деятельности, в том числе финансовое и материально-техническоеобеспечение. К подсудности мировых судов отошли дела частного обвинения, уголовныедела, по которым предусмотрена мера наказания до трех лет лишения свободы,большая часть гражданских дел, практически все дела об административныхправонарушениях. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределахсудебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектовФедерации.
Общее число мировых судейи количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральнымзаконом по законодательной инициативе субъекта, согласованной с Верховным СудомРФ, или по иниииативе последнего, согласованной с субъектом Федерации. Практикапошла по пути первого варианта, поскольку органам государственной властисубъектов Федерации лучше известны местные условия и возможности для введенияинститута мировых судей. Безусловно, создание мировых судов поможетсосредоточить усилия федеральных судов на делах, имеющих повышенноеобщественное значение, сократит сроки и улучшит качество их рассмотрения.
Система арбитражныхсудов. С1991 г. в России начала создаваться система арбитражной юстиции, которая внастоящее время включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражныесуды округов {арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды,арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к местунахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся илипроживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел вотдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составеарбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могутобразовываться постоянные судебные присутствия, расположенные вне местапостоянного пребывания названных судов.
Арбитражные судырассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административныхправоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющимипредпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуальногопредпринимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самимисубъектами Федерации.
Арбитражно-процессуальныйпорядок рассмотрения споров существенно отличается от общего судопроизводства,особенно для граждан:
во-первых, большая частьдел может быть рассмотрена единолично судьей, т.е. имеет место более упрощеннаясистема судопроизводства;
во-вторых, арбитражнымзаконодательством установлены жесткие сроки рассмотрения дел — в течение двухмесяцев;
в-третьих, законодательособо относится к исполнению решений арбитражного суда. Так, решения опризнании недействительными актов государственных органов, органов местногосамоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению. Более того,лица, виновные в неисполнении решений суда, могут быть подвергнуты судебномуштрафу;
в-четвертых, возможенполный пересмотр дела по апелляции без повторного возврата его в суд первойинстанции.
Арбитражный суд субъектаФедерации действует в составе председателя, его заместителей и членов суда. Всоставе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрениюспоров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрениюспоров, возникающих из административных правоотношений. По решению ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ в составе названного суда могут быть образованыиные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формируетпрезидиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда попредставлению председателя суда субъекта Федерации.
В пределах своейкомпетенции арбитражный суд субъекта Федерации вправе рассматривать дела вкачестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причемколлегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числасудей-профессионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.
Вторым звеном названнойсистемы являются арбитражные апелляционные суды, являющиеся судами по проверкев апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актоварбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральнымконституционным законом от 4 июля 2003 г. предусмотрено образование в 10судебных округах 20 арбитражных апелляционных судов. Арбитражный апелляционныйсуд действует в составе президиума суда, судебной коллегии порассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебнойколлегии по рассмотрению споров, возникающих из административныхправоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных категорий дел.
Третьим звеном системыарбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (онисозданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку).Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационнойинстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судовсубъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражныйсуд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации,арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составенечетного числа судей — трех или более.
Возглавляет системуарбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебнаяколлегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иныхправоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих изадминистративных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данногоСуда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотренияотдельных категорий дел. Если судебные коллегии рассматривают дела в первойинстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения посовершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматриваетдела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иныхнормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебнойпрактики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и обобращении в Конституционный Суд РФ.
Существуют специальныеарбитражные суды, являющиеся самостоятельными третейскими судами: Международныйкоммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия приТоргово-промышленной палате РФ. Они рассматривают споры, касающиеся внешнейторговли и иных внешнеэкономических связей, если коммерческое предприятие хотябы одной из сторон находится за границей, а также споры в области торговогомореплавания. Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственныеарбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе такжепередать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общейюрисдикции, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений.Однако перечисленные специальные арбитражные суды имеют статус «квазисудов»и непосредственно в судебную систему страны не входят.
Конституционные(уставные) суды
Ведущее место в системеразличных механизмов защиты прав и свобод человека в современном мирепринадлежит институту конституционного контроля. Основополагающие нормы оКонституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционныйзакон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Являясь частьюсудебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципысудопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд РФ отличается отдругих судебных органов особым правовым положением, а конституционноесудопроизводство — от уголовного, административного и гражданского. Сказанноекасается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства,мер ответственности и т. д.
Конституция достаточноподробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенциюКонституционного Суда РФ, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения ворган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе иправовых последствиях решений этого органа.
Целями КонституционногоСуда РФ являются: охрана суверенитета народов России; зашита конституционногостроя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина;обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории гооуапаромм.среда полномочия Суда осооая роль отводится праву разрешать дела по жалобамна нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверкиконституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб,которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных вКонституции.
Жалоба в КонституционныйСуд РФ должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправеобратиться в Суд только в случае нарушения его основных прав и свобод.Во-вторых, неконституционная, по мнению заявителя, норма должна быть примененав конкретном деле. Суд по жалобе может проверить не только содержание закона(отдельной нормы), но и порядок его принятия, подписания и опубликования. Посодержанию проверяются только те законы, которые были приняты до вступления всилу Конституции РФ 1993 г.
Федеральный законодательнаделил Суд следующими полномочиями:
1) решать дела осоответствии Конституции РФ:
а) федеральныхзаконов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы,Правительства РФ;
б) конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовФедерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственнойвласти Российской Федерации и совместному ведению органов государственнойвласти Федерации и органов государственной власти ее субъектов;
в) договоров междуорганами государственной власти Федерации и органами государственной власти еесубъектов, договоров между органами государственной власти субъектов;
г) не вступивших всилу международных договоров РоссийскойФедерации;
2) разрешать споры окомпетенции:
а) междуфедеральными органами государственной власти;
б) между органамигосударственной власти Федерации и органами государственной власти еесубъектов;
в) между высшимигосударственными органами субъектов Феде рации;
3)давать толкование Конституции РФ;
4)давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления;
5)выступать с законодательной инициативой по вопросам своеговедения.
Суд может осуществлять иныеполномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором ифедеральными конституционными законами. Суд такжеможет пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов,если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению вкачестве судебного органа конституционного контроля. В качестве иногополномочия, не установленного специальным законодательством о Конституционном СудеРФ, можно назвать право Суда по запросу Президента РФ проверять до назначенияреферендума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. Суд, каквысший орган конституционной юстиции, решает исключительно вопросыконституционного права и не должен решать вопросы, входящие в компетенциюдругих судов и иных органов.
Конституционноесудопроизводство состоит из нескольких стадий. Первая стадия начинается смомента внесения обращения (запроса, ходатайства, жалобы) в Суд, котороерегистрируется Секретариатом Суда. Секретариат организует предварительноерассмотрение обращения и дает заключение, после чего председатель Суда одномуили нескольким судьям поручает предварительное изучение обращения. На основаниидоклада на пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии или отказе впринятии обращения к рассмотрению и в случае принятия дело готовится кслушанию.
Основной стадиейконституционного судопроизводства является судебное разбирательство, которое всвою очередь состоит из подготовительной части (проверяется правомочностьсостава Суда, явка сторон и др.), рассмотрения дела по существу (выступлениесудьи-докладчика, исследование необходимых документов, выступления сторон и т.д.), вынесения решения. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарныхзаседаниях (в них участвуют все судьи Суда) и заседаниях двух палат,персональный состав которых определяется жеребьевкой. В пленарных заседанияхрассматриваются особо важные вопросы: проверка конституционности конституций иуставов субъектов Федерации; толкование Конституции РФ; дача заключения особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждениепослания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательнойинициативой по вопросам ведения Суда. Кроме того, в пленарных заседанияхКонституционный Суд РФ разрешает организационные вопросы (избраниеПредседателя, его заместителей, секретаря, распределение дел между палатами идр.).
В заседаниях палатрешаются вопросы, не подлежащие обязательному рассмотрению в пленарныхзаседаниях. Однако Суд вправе любой вопрос, отнесенный к его ведению,рассмотреть в пленарном заседании. Руководит деятельностью Суда егопредседатель, который избирается на три года из числа судей Суда на пленарномзаседании.
Конституционный Суд РФпринимает два вида решений.
Во-первых, итоговыерешения, выносимые по результатам рассмотрения конкретного дела, емуподведомственного. Они принимаются в форме постановлений — по вопросамсоответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов,разграничения полномочий государственных органов, толкования Конституции, атакже заключений — о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления. Все названные решения принимаются на закрытом совещании судейбольшинством голосов. Голосование проводится открыто и поименно, причемпредседательствующий голосует последним. Судья не имеет права воздерживаться отголосования. При несогласии с принятым решением он вправе изложить особоемнение, которое публикуется вместе с решением. Решения Суда являютсяокончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после ихпровозглашения. Признанные неконституционными акты или их отдельные положенияутрачивают силу, а признанные не соответствующими Конституции международныедоговоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению натерритории России.
Во-вторых, Суд принимаетрешения по организационным вопросам деятельности или по вопросам толкованияранее принятых итоговых решений. Эти решения принимаются в форме определений ичасто не оформляются в виде отдельного документа, а излагаются в протоколезаседания (например, по вопросам избрания председателя, его заместителя,судьи-секретаря, утверждения регламента, принятия к производству конкретныхдел).
Закон предусматриваетответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либовоспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда РФ. Исполнениерешений Суда относится к компетенции государственных органов законодательной иисполнительной власти, органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции,других правоприменительных органов. Механизм исполнения решений Суда установленст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации».
Исходя из федеральныхначал государственного устройства России, конституционный контрольосуществляется на уровне как Федерации, так и ее субъектов.
Конституционные(уставные) суды субъектов РФ являются судебными органами конституционного(уставного) контроля. Эти суды признаны федеральным законодателем судамисубъектов РФ. В то же время они входят в единую судебную систему страны.
Конституционные(уставные) суды учреждаются и упраздняются законами субъектов Федерации. Онирассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в порядке, законодательноустановленном самими субъектами Федерации. Финансируются они за счет средствсубъектов Федерации.
Решения конституционных(уставных) судов принимаются в пределах их компетенции и не могутпересматриваться иными судами.
Конституционные(уставные) суды рассматривают вопросы соответствия законов субъектов Федерации,нормативных актов их органов государственной власти, органов местногосамоуправления конституциям (уставам) субъектов. Они также дают толкованиеконституций (уставов) соответствующих субъектов. Кроме того, они могутнаделяться и иными полномочиями в пределах ведения субъектов Федерации.
Заключение
Проанализировав основные правовые принципы и основыдеятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что насовременном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеминеобходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенныхзадач — защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
Для России в современных условиях судебная власть крайневажна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью иприменимостью в реальной жизни нашего общества.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражныесуды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общейсудебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя,политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка,защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ»говорится, что единство судебной системы достигается путем установлениясудебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленныхправил производства, применения всеми судами Конституции РФ и другихфедеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силусудебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единствастатуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средствфедерального бюджета.
К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом вРоссии. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводствареализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление состороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальныегарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д.,они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия техническойи материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия всегодняшнее время стала коррумпированность судей.
Кроме того, проблема эффективности работы судов вРоссии заключается в обеспечении исполнения решений Суда, которые поройигнорируются. Неисполнение судебных решений — характерная черта всегороссийского правопорядка. Законность же в государстве должны обеспечивать неСуд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд — это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действиелишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти.
Решением этой проблемы видится не искоренениеуказанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественногосознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лицаили гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда.Это станет лучшей гарантией выполнения судебных решений в полном объеме и вкороткие сроки.
В заключение хотелось бы подчеркнуть тот момент, что темаданной работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительныеперемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новойКонституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый УголовныйКодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др.судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки отсовершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества»работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальнуюнезависимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющихправосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованияминормативно-правовую базу, основой которой и послужит Конституция РоссийскойФедерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебнойвласти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Дляэтого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов,регламентирующих осуществление правосудия в наше время.
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2. Федеральныйконституционный закон «О Конституционном суде РФ».
3. Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
4. Федеральныйконституционный закон «Об Арбитражных судах в Российской Федерации».
5. Федеральныйзакон «О статусе судей РФ»
6. Баглай М.ВКонституционное право Российской Федерации: учебник. Юрист, М., 1999.
7. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. Юрист, М., 2000.
8. Кокотов А.Н.,М.И. Кукушкин Конституционное право Росси: учебник. Норма, М., 2008.
Приложение № 1
Схема: судебная система РФ
/>
Приложение № 2
/>
Приложение № 3
/>