Р Е Ф Е Р А Т
по курсу «История политических и правовых учений»
Сущность юриспруденции в представлении философов июристов
Оглавление
Введение
Глава I. Развитие и становление юриспруденции в ДревнемМире.
§1. Развитие права в ДревнейГреции
§2. Становление юриспруденции вДревнем Риме
Глава II. Развитие юриспруденции в Средние Века
§1. Юридическая мысль средневековья
§2. Учение Фомы Аквинского огосударстве и праве
§3. Правовые учения МарсилияПадуанского
Глава III. Юридическая наука в XIX – XX веках
§1. Развитие юриспруденции вРоссии в первой половине XIX века
§2. Современное юридическоемышление в контексте сравнительного правоведения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Юриспруденция(правоведение) – это общественная наука, изучающая право как особую системусоциальных норм, правовые формы организации и деятельности государства иполитической системы общества в целом.
Это одна издревнейших общественных наук. Исторически её возникновение связано свозникновением и развитием права. Уже в древнегреческой философии былипоставлены важнейшие теоретические проблемы Юриспруденции, а римскими юристамивыработаны правовые понятия и конституции, сохранившие своё значение и всовременную эпоху.
Проблемы правазанимали центральное место, на всех этапах развития человечества. Эволюционныепроцессы в обществе сопровождались созданием многочисленных правовых систем,что стимулировало развитие Юридической науки.
Юриспруденцияструктурно подразделяется на ряд отраслей: государственное право, гражданскоеправо, уголовное право, международное право, история государства и права,история политических учений. Большое значение имеет общая теория государства иправа, изучающая сущность государства и права и другие важные вопросыЮриспруденции.
Особое место в системеюридических наук и юридического образования занимает история политических иправовых учений, которая является самостоятельной научной и учебной дисциплинойодновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенностьобусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещаетсяспецифический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний огосударстве, праве, политике и законодательстве, история политических иправовых теорий. Данный предмет прослеживает весь эволюционный путь становленияи последующих изменений правовых обычаев и законов у разных народов мира навсём протяжении истории – древней, средневековой и современной.
История политическихи правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительныйвклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иныхгуманитарных наук, и, прежде всего философы.
В данной работе будутрассмотрены вопросы становления и развития Юридической науки на разныхисторических этапах, а также роль истории политических и правовых учений вразвитии современного политико-правового знания, совершенствованиятеоретических и практических вопросов государства и права.
Глава I
Становлениеи развитие юриспруденции в Древнем мире
§1Развитие права в Древней Греции
В историивозникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют трипериода. Ранний период (IX – VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновениядревнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметнаярационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода иособенно знаменитых «семи мудрецов») формируется философский подход к проблемамгосударства и права.
Второй период (V – первая половина IV в. до н.э.) – это время расцветадревнегреческой философии и политико-правовой мысли (учения Демокрита,софистов, Сократа, Платона и Аристотеля).
Третий период (втораяполовина IV – II в. до н. э.) период эллинизма, время упадкадревнегреческой государственности, подпадания Греции под власть сперваМакедонии, а затем и Рима (учения Эпикура, стоиков и Полибия).
В процессе развитиядревнегреческой правовой мысли, ранние, во многом мифологические представления(Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскомуподходу («мудрецы, Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическиминтерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и,наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) иисторико-политического (Полибий) исследованиям государства и права.
Одной из самыхдревнейших в системе юридических наук является – Естественно-правоваяЮриспруденция. Она возникла одновременно с появлением общественной мысли,предметом её являлось общество, государство и право.
Первыми еёпредставителями стали софисты. Эта школа появилась в V веке до н.э., в Афинах и связана с установлением иукреплением демократического строя. Появилась необходимость в ораторскомискусстве, в развитии идеологии, в подготовке к политической деятельности.
Первымипредставителями были старшие софисты (Протагор, Гиппий, Горгий). По их понятиямнормы права и нравственности являются достижением богов. Право и справедливость– есть договор людей о том, что считать правом, что считать справедливостью.Если все люди данного общества соберутся и заключат договор оправе, то этоправо будет называться божественным, т.к. оно есть золотая середина всего.
Закон попредставлениям Гиппия – реализация справедливости и добродетели с точки зрениякаждого конкретного человека. Выделяются добродетели мужчины или женщины,мальчика или старика и соответственно выделяются разные обязанности.
По Демокриту законсоздаётся руководителем государства (царём), который как мудрый человек знает,что нужно его народу.
Особым этапом вразвитии Естественно-правовой Юриспруденции, является греческий идеализм трёхгреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ, как исофисты, различал Естественное право и закон полиса, но в отличие от них онсчитал, что и Естественное право и полисный закон восходят к разумному началу.Политический идеал Сократа можно выразить в виде принципа: «Править должнызнающие». Сам он говорил об этом так: «Цари и правители не те, которые носятскипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которыедостигли власти посредством жребия и насилия, обманом, но те, которые умеютправить».
Смысл философскогоучения Платона об идеях состоит в том, что «истинное бытиё – это некиеумопостигаемые и бестелесные идеи, а тела, вещи и явления – не истинны,поскольку относятся не к бытию, а чему-то подвижному».
Идеальное государствотрактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мираидей в земной общественно-политической жизни. Говоря об идеальном справедливомгосударстве, Платон исходит из того соответствия, которое, по егопредставлениям существует между космосом в целом, государством и отдельнойчеловеческой душой. По самой идее справедливости, подчёркивает Платон,справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, анапротив схож с ним.
Справедливость же поПлатону состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и невмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующейиерархической соподчинённости этих начал во имя целого.
Платон – противкрайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Главноесоциально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всехпрочих государств, Платон видит в том, что в нём преодолён раскол на богатых ибедных, тогда как каждое обычное государство представляет собой множествогосударств. В нём как бы заключены два враждебных между собой государства: одно– бедняков, другое – богачей.
Правление философов идействие справедливых законов для Платона – два взаимосвязанных аспекта единогоидеального проекта.
Демократию Платонрасценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должногоуправления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. СогласноПлатону демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из неёвырастает её продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свободаобращается в чрезмерное рабство. Платон рекомендует законодателю придерживатьсяумеренности, ограничив с одной стороны, власть правящих, с другой – свободууправляемых. Большое значение он придаёт разработке и изучению науки о законах.
Дальнейшее развитие иуглубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем егоученика и критика Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.), которому принадлежаткрылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг – истина».
Аристотель различаетдва вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающейсправедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этогопринципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания ит.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрическогоравенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладуи взносу того или иного члена общения.
Основным итогомэтических исследований, существенным для политики, является положение о том,что политическая справедливость возможна лишь между равными людьми,принадлежащими к одному сообществу.
Государство, поАристотелю – понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известногорода организацию и объединяет определённую совокупность граждан. Гражданин поАристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебнойвласти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющегосуществования совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовалтакже как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью вгосударстве.
Политическое праводелится им на естественное и условное. Существенным составным моментомполитического качества закона является его соответствие политическойсправедливости и праву. Политическое правление – это по Аристотелю, правлениезакона, а не людей, потому что правители, даже лучшие, подвержены чувствам иаффектам, закон же – «уравновешенный разум».
Политико-правоваямысль следующего периода – эллинизма (вторая половина IV – II в. до н.э.) нашла своё выражениев учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Для учения Эпикурахарактерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной иполитической жизни. Главная цель государственной власти и основаниеполитического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасностилюдей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. Стаким пониманием смысла и назначения политического общения связана иэпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей междусобой об их общей пользе – взаимной безопасности.
Основателем стоицизмабыл Зенон (336 – 264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму,управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного(общего) закона, который в тоже время имеет божественный характер и смысл.
В основе гражданскогообщежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу,их природная связь между собой. Государство, выступает у стоиков какестественное объединение, а не как искусственное, договорное, условноеобъединение.
Продолжателем ученийстоиков, стал видный греческий историк и политический деятель эллинистическогопериода – Полибий (210 – 123гг. до н.э.). Историю возникновениягосударственности и последующей смены государственных форм Полибий изображаеткак естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Согласно Полибиюимеется шесть основных форм государства, которые располагаются в порядкевозникновения и смены следующим образом: царство, тирания, аристократия, олигархия,демократия, охлократия.
Полибий отмечаетнеустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку онавоплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природесуждено вырождение в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, адемократии – необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает,что наиболее совершенной формой государства является та, в которой объединяютсяособенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главноепреимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечениинадлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённымформам правления.
Мыслители ДревнейГреции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, втеоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено ихзаметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политическихи правовых учений.
§2Становление юриспруденции в Древнем Риме
Знаменитый римскийоратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицеронопределяет государство как достояние народа. В его трактовке государствопредставляется как согласованное правовое общение всех членов общества.Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабостилюдей и их страхе, сколько в их врождённой потребности жить вместе.
Возникновениегосударства и права не, по мнению и произволу людей, а согласно требованиямприроды, означает, что они (государство и право) носят божественный характер иоснованы на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечалЦицерон, приводит к пониманию, что «всем этим миром правит разум». Разум –высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке(алчность, жажду власти и славы и т.д.). Поэтому писал Цицерон, «при господствемудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманныхпоступков.
Большое вниманиеЦицерон уделял анализу различных форм государственного устройства. Он различалтри простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Каждаяиз этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выборсреди них, предпочтение отдаётся царской власти, а на последнее место ставитсядемократия. «Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себецари, мудростью – оптиматы, свободой – народы. Идеального государственногоустройства, по мнению Цицерона можно достичь путём равномерного смешенияположительных свойств, всех трёх простых форм правления.
В качестве важнейшихдостоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государстваи правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицеронтрактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти ксенатской республике.
Много внимания втворчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственногодеятеля и идеального гражданина. Лицо, ведающее делами государства, должно бытьмудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того,быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знаниякоторых никто не может быть справедлив».
Цицерон различаетестественное и позитивное право. Он даёт следующее развёрнутое определениеестественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующееприроде, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, котороепризывает к исполнению долга. Он даёт следующее развёрнутое определениеестественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующееприроде, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, котороепризывает к исполнению долга.
Справедливость,согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления соответствовалисправедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает каккритерий и мерило их справедливости и несправедливости.
Своего расцветаримская юриспруденция достигает в последний период республики и, особенно впервые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручитьсяподдержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить. Из большогочисла известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай,Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана положениямэтих пяти юристов была придана законная сила. Источниками римского права были:обычай, закон, ответы знаменитых людей, постановления сената. Система римскогоправа состояла из трёх частей: право граждан, право магистратов и правонародов.
Сочинения римскихюристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала:
1)Институции, т.е.освещение основ римского права для начального обучения;
2)Дигесты, т.е.собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов;
3)Кодекс Юстиниана(собрание императорских конституций).
Руководил всей этойбольшой кодификационной работой. В том числе и составлением Дигест, выдающийсяюрист VI века Трибониан.
Деятельность римскихюристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовойпрактики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностямправового общения. К римским юристам относится разделение права на частное ипубличное. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое«относится к положению римского государства», а частное, как право, которое«относится к пользе отдельных лиц».
Данные идеи получаютсвою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристамиправилах и приёмах толкования норм права. В области публичного права римскиеюристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочиягосударственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и ряддругих институтов государственного и административного права. При переходе отреспублики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правовогооформления царского режима и обоснования претензий императоров назаконодательную власть.
Основное вниманиеримские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всегоцивильного права. В этой области права римские юристы особенно тщательноразработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовыхстатусов личности. Особой тщательностью отличается их освещение имущественныхотношений с позиций защиты частного собственника. Объектом собственности,наряду с животными и другими вещами, согласно римскому праву, являются также ирабы. Юрист Гай считал, что важнейшее правовое различие всех людей состоит втом, что одни из них свободные, другие рабы. Причём из свободных одни –свободно рожденные, другие – рабы. Такое же деление даёт Ульпиан, добавляя, чтооно возникло по праву народов, так как по естественному праву все рождаютсясвободными.
Право народов как егопонимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственныхотношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римскихграждан с не римлянами.
Римское право сталосамым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденциядостигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующееразвитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культуройримской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткостьформулировок, обширность разработанных проблем), так и той ролью, котораявыпала на долю римского права в дальнейшей истории права.
Глава II
Развитиеюриспруденции в Средние века
§1 Юридическаямысль средневековья
После стольблестящего расцвета в древней Греции и Риме, Юриспруденция возрождается в XII веке в Западной Европе. Началоэтому процессу положило основание Ирнерием (1065–1125г.) школы глоссаторов вБолонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам римского правабез наслоившихся иных юридических норм.
В западноевропейскомсредневековье кроме римского права действовало также право церковное и обычное.
Приверженцы римскогоправа не ограничивались одним только его изучением и комментированием, азанимались ещё и тем, что приспосабливали к новым экономическим и политическимизменениям, которые происходили в феодальном обществе. В своей поддержкегосударей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства насветскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправданияабсолютизма и признания воли монарха более сильной и авторитетной, нежелиправо.
Сторонники обычногоправа тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них не былонамерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению,долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же должнысоздаваться не единоличным повелением монарха. Английский правовед ГенриБрэктон писал: «…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено иодобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласования магнатов ис общего одобрения государства.
Приверженцы обычногоправа активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы,традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни,создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивныесоциально-политические требования. Так видный французский правовед Филипп деБомануар, протестовал против сохранения в современном ему обществекрепостничества, а поддерживал идею правового государства.
Правоведы, занимавшиепозиции церковного права, занимали другие позиции. Они старались выстроитьединый и эффективный правовой комплекс, объединяя в нём ряд предписаний Библии,решения церковных соборов, некоторые нормы римского и обычного права. Первыйсвод церковного права – «кодекс Грациана» – составил в XII веке монах Грациан. Теоретической посылкойканонического права служило представление о том, что церковь законно обладаетюрисдикцией вершить и судить дела, носящие не только нравственно-религиозный,но и чисто светский характер.
Западноевропейскаяюридическая мысль средневековья развивалась двумя путями. Первый, особоевнимание уделяет развитию естественного права. Проблемы, которого были поднятыещё в римской юриспруденции и осваивались преимущественно философскимиметодами. Второй проявляет интерес к нормам, принципам, системе позитивногоправа, изучаемого в основном посредством приёмов юридико-догматического иисторико-филологического анализа.
§2Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Большую роль вразвитии учения о государстве и праве в Средние века сыграл доминиканскиймонах, учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своегорода энциклопедией официальной церковной идеологии.
От Аристотеля ФомаАквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существообщительное, в нём изначально заложено стремление объединяться и жить вгосударстве, ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этойпричине и возникает государство. Цель государственности – общее благосостояние,обеспечение условий для достойной, разумной жизни.
Суть теории ФомыАквинского заключается в том, что правитель должен быть добродетельным, то естьправить в соответствии со справедливостью. В противном случае церковь указываетна не правильность управления. Однако у церкви нет реальной возможностизаставить правителя поменять свои взгляды, поэтому церковь обращается к народу,который в праве при помощи восстания свергнуть несправедливого правителя.
Сущность власти – этопорядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц находящихсянаверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядокзаведён богом и по своей сути власть есть установление божественное. Поэтомуона всегда несёт только добро, нечто хорошее и благое.
Насколько действияправителя отклоняются от воли божьей, и противоречат интересам церкви,настолько народ вправе оказывать сопротивление этим действиям. Правитель,который властвует вопреки законам бога и основам морали, который превышает своюкомпетенцию и делает жизнь народа чрезмерно тяжёлой, такой правительпревращается в тирана.
Тиранию Фома Аквинскийотграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Причёмон выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию имонархию политическую. По сравнению с первой, по мнению Аквината, вторая обладаетрядом преимуществ. Власть государя тут зависит от закона и не выходит за егорамки.
Фома Аквинский широкоприменял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственныхполитическому обществу. Он выделяет четыре вида закона:
1)Вечный закон (законМироздания) – основанный на общих принципах божественного разума управляющеговселенной;
2)Естественный закон– это решение людей отличающихся добродетелью о том, как правильно следуетпоступать в силу природных свойств человека;
3)Позитивный закон –закон созданный правителем, который должен быть добродетельным, заботиться освоём народе, не преследовать личной выгоды и направлять общество на правильныйестественный путь совместного бытия;
4)Божественный закон,то есть законы Библии и церкви
Также Фома Аквинскийпостроил и концепцию права. По его теории право – это состояние справедливости,это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает,оно уже существует, главным существенным признаком права являетсясправедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, правонародов, позитивное право и божественное право.
Как в своей теориизакона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль, чтоправовым человеческое общество является только тогда, когда оно не противоречитестественному праву и основано на справедливости.
§3Правовые учения Марсилия Падуанского
В XI – XIII веках в Западной Европе сталаскладываться общественная группа, которую образовала по преимуществу зажиточнаяверхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, состоятельныеремесленники и т.п. Эта группа нуждалась в устранении всякого рода междоусобиц,подрывавших порядок в государстве, в твёрдом централизованном управлении,которое могло бы защитить от своеволия и прихотей феодалов. Удовлетворениетаких нужд она связывала с королевской властью и поэтому начала тяготеть к ней,поддерживать её. Наиболее полную политико-юридическую оценку сложившейсяситуации дал Марсилий Падуанский.
В своём сочинении«Защитник мира», он возлагает на церковь ответственность за все беды инесчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматьсяисключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена отгосударства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющеееё государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессепостепенного усложнения форм человеческого общежития.
Марсилий Падуанскийотстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источниквсякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная,только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, поднародом этот мыслитель понимал не всё население государства, а лишь лучшую,достойнейшую его часть. В то время всё ещё оставалась убеждённость вестественности неравенства людей. Так и Марсилий Падуанский делил членовобщества на две категории: высшую и низшую. Высшая категория (чиновники,священники, военные) служит общему благу. Низшая категория (торговцы,земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.
Государственнаявласть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веленияподкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этимзаконы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемые посуламинаград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеетнарод, а законодательствовать должны наиболее достойные, выбираемые народомлюди.
Марсилий Падуанскийодним из первых стал проводить чёткое различие между законодательной иисполнительной властями государства. По его мнению, власть законодательнаяопределяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообщедействует благодаря тому авторитету, которым её наделяет законодатель и призванастрого держаться рамок закона.
Также большоезначение Марсилий Падуанский отводил выборности, как принципу наиболее лучшегоподбора должностных кадров. Даже в условиях монархии, которая казалась емунаилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип.Избираемый монарх, как правило, наиболее подходящий правитель, а потомуизбирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.
Марсилий Падуанскийдоказательно отстаивал самостоятельность государства (его независимость отцеркви) в вопросах связанных с отправлением публичной власти. Его мысли о правенарода издавать законы, о соотношении законодательной и исполнительной властей,об обязательности закона для всех лиц государства, в том числе и для правителейблаготворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое времяпредставлений о демократическом политическом строе общества.
Глава III
Юридическаянаука в XIX– XXвеках
§1Развитие юриспруденции в России в первой половине XIXвека
Россия вступила в XIX век – век коренныхпреобразований в государственно-правовой сфере с массой нерешённых проблем,связанных с юридической сферой деятельности государства. Именно эта сфера государственнойполитики, требовала серьёзной модернизации: управление на всех уровняхтребовало перестройки, законодательство пребывало в беспорядке и требовалосистематизации законов, суды погрязли в произволе и взятках, в странепрактически не имелось учреждений для подготовки госслужащих и юристов вчастности.
На юридическую сферудеятельности Российского государства оказали влияние изменения вправительственной национальной политике. В это время для неё были характернычерты терпимости и прагматизма, когда приоритет отдавался решениюгеополитических задач, обеспечению внешней и внутренней безопасности,стабильности социальных процессов в условиях изменения системы государственнойвласти. Это отразилось и на формировании государственно-управленческих изаконодательных систем страны.
На формированиеюридической политики Российского государства большое влияние оказывал иличностный фактор. Личность и роль императора, взгляды, убеждения и ценности,политические пристрастия и его ближайшее окружение, всё это накладывалоотпечаток на направление развития юридических наук. Для 1801 – 1825 годов(время царствования Александра I), были характерны либерализациявнутренней политики и поиск путей реформирования законодательства игосударственной системы в целом. В это время определяются юридическиесоставляющие государственной политики Российского государства на общеимперскоми региональном уровнях. Была проведена реформа центральных органов управления иреорганизация судебного ведомства, предприняты попытки упорядочения и созданиясистемы российского законодательства. Особое внимание было обращено наподготовку государственных служащих и юристов, развитие юридической науки.
Факторывнешнеполитического характера также оказали самое непосредственное влияние нахарактер юридической политики Российского государства, который отличалсянаправленностью на решение геополитических проблем – укрепление границ,обеспечение выхода в морское пространство, воспрепятствование захватуприграничных территорий государствами-соперниками. Расширение границ России отсеверного до южного направлений в европейской части, сочеталось сколонизационным освоением Сибири. В результате Россия стала могущественноймировой державой, игравшей важную роль на европейской политической арене.
Механизмыраспространения юрисдикции Российской империи на присоединённые территории и ихнаселение были различны. При наличии у присоединяемых народов своейгосударственности и добровольности вступления в состав России с ними либозаключался договор, либо при отсутствии государственности принималась лишьприсяга на верность русскому царю.
В этих условияхпереплетения различного рода политических проблем и факторов развития, дляРоссийского государства характерной чертой становится расширение использованияи совершенствование юридических механизмов, как важных элементовгосударственной деятельности.
Большим вкладом вразвитие юридической мысли рассматриваемого периода, стала кодификация русскогоправа и издание Свода законов в 1832 году под руководством видногогосударственного деятеля и юриста М.М. Сперанского.
России к томувремени накопился огромный объём нормативно- правового материала, однако весьэтот материал не был систематизирован. Общая кодификация не проводилась совремён издания Соборного Уложения 1649 гола. Многие законы противоречили другдругу, другие уже не отвечали новым общественно-политическим условиям. Эти идругие причины, привели к тому, что в России в начале XIX века остро назрел вопрос кодификации действующегоправа.
Систематизация праваи издание в последующем Свода законов имела важное историческое значение, онапослужила очередной эволюционной ступенью в развитии правового общества июридической науки в частности.
§2Современное юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения
Актуальные длясовременной науки и практики проблемы, несомненно, стимулируют обсуждениеразличных аспектов юридического мышления.
Современный методологВ.М. Розин отмечает,– «Методологическая позиция задаётся через рефлексиююридического мышления, направленную с одной стороны, на выявление различныхпроблем и противоречий, возникающих в юридическом мышлении, а с другой наспособы их разрешения. Обе эти установки, в конечном счёте, должныспособствовать развитию юридического мышления».
Юридическое(правовое) мышление – это особый вид интеллектуально-познавательной ипрактически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, которыйобуславливает понимание, что такое право, правопознание, закон, власть. Спомощью юридического мышления мы познаём характер аналитических средств иинструментария юридической логики, понимание юридической истины (лжи), а такжеправила, по которым в определённой социально-правовой системе принятоформировать и развивать правовой язык, строить суждения, рассуждения и теории,фиксировать, хранить, и передавать любую юридически значимую информацию.
Можно дать следующееопределение правового мышления: – это высшая аналитическая способность личностикак субъекта правоотношений, функционирующая и развивающаяся в ходедуховно-практического разрешения разнообразных социально-правовых противоречий».
Исследуя предметюридической деятельности, Д.Ю. Шапсугов пишет: «Особенностью предметаюридической деятельности как создания конкретных юридических отношений являетсявнешнее проявление воли субъекта в той форме и в том порядке, которыепредписаны юридической нормой. Разновидностью юридической деятельностивыступает также юридическое мышление, которым обосновывается данный её предмет,осуществляется её познание и практическое применение.
Компонентом любойправовой системы является не только само юридическое мышление как способ созданиясистемы логических по природе и юридических по содержанию категорий, понятий ииных результатов аналитической деятельности, а, прежде всего его неповторимыйстиль, манера мышления индивидов в правовой плоскости общественных отношений.Фактически именно способ юридического мышления определяет границы правовойрефлексии, предел осознания основ собственного политико-правового мира.
Юридическое мышлениевсегда оказывается связанным с типом цивилизации, особой логикой поведениясубъектов политики и права. Его нельзя подсмотреть у кого-то, а затем где-тоскопировать. Юридическое мышление – это всегда продукт одной цивилизации,вступающей в диалог с другой цивилизацией, при непременном условии сохранения вэтом диалоге собственной неповторимой позиции.
Авторы известнейшейработы «Логика в правовом сознании» В. Кнапп и А. Герлох в главе «Логика иправовое мышление» отмечают, что «мышление юриста – это определённый видпрофессионального мышления, это известная область мышления человека, которая неограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своимпредметом, то есть правом. Большое место правовое мышление занимает в юридическойпрактике, то есть, прежде всего, в процессе нормотворчества, толкования права,его применения и правоосуществления, а также в науке права, преподавании праваи в известной мере в правовом воспитании и правовой пропаганде.
«При анализемышления, – отмечает В.М. Розин, – необходимо учитывать развитие и культурныйконтекст мышления».
В самом юридическоммышлении необходимо различать:
1)способы рассужденияс идеальными объектами (в ходе расследования преступлений, в судебной изаконотворческой деятельности);
2)правила и нормыюридического мышления, которые чаще всего фиксируются в образцах работы юриста,некоторых нормах права;
3)социально-психологическиеобоснования деятельности юриста, то есть описание соответствующих способностей,процессов и структур индивидуального мышления последних;
4)социокультурныйаспект самой юридической деятельности, например, различные аспекты государства,права, властных отношений, способы разрешения конфликтов и т.д., интересующиеюристов, принадлежащих к той или иной исторической эпохе.
Вообще реконструкциююридического мышления вполне естественно начинать с подробного рассмотрения егокультурно-генетических аспектов. То, что мы сейчас понимаем под правовымзнанием, юридическим фактом, юридической истиной или квалификациейправонарушений, вряд ли правильно будет считать атрибутом всех эпох и культур.Очевидно, что каждая эпоха и цивилизационный этап по-своему определяют правилаи принципы оценочно-познавательной деятельности в правовой сфере. Поэтому стильюридического мышления чаще всего сохраняет свою специфику и передаётсяпрактически неизменным из поколения в поколение, до тех пор, пока не будетразрушен адекватный ему цивилизационный механизм, постоянно воспроизводящийформы и способы осмысления и понимания всего происходящего в правовом поле.Вместе с тем особенности юридического мышления являются важнейшим индикаторомразвития правовой и общей культуры конкретного общества на каждом этапе егоразвития.
Актуальные проблемыотечественного юридического мышления обсуждаются в работе В.Н. Синюкова,который делает весьма интересное замечание относительно особенностейотечественного правового сознания и, соответственно юридического мышления.«Отсутствие личностной суверенизации, противостоящей обществу, — специфическаячерта русского правового сознания, приводящая через прямолинейные сравнения спринципами западного права к иллюзии отсутствия у русских исходных элементовфеномена юридического. Российское право значительно более чем западноеопирается на духовные механизмы регуляции поведения.
Тем не менее, даже вусловиях утверждаемого в рамках отечественной правовой традиции преобладания«духовного» начала над «логическим», нельзя обойти ещё одну проблему – проблемуюридической истины.
Вообще понятие«истина» многозначно. В различных рассуждениях философских и юридических,исследователи вкладывают в него различное содержание, пытаются «приписать» емуопределённый смысл и значение. Так мы говорим об «истинном» друге, имея в видуего верность. Следователь, успешно закончивший дело, скажет, что ему удалосьвыявить «истинного» преступника. Любитель музыки может сказать о понравившемсяему музыкальном произведении как об «истинном» произведении искусства. Нельзяутверждать, что одни из упомянутых употреблений термина «истина» являютсяправильными, а другие нет. Скорее всего, все они правильны в том смысле, чтопредставляют собой продукты естественного развития мышления. В том числе июридического мышления как феномена многомерной (элитарной, фольклорной,профессиональной и др.), но в тоже время единой человеческой культуры.
В настоящее время вусловиях перехода отечественной правовой системы к иному типологическомусостоянию, связанного с известным стремлением членов общества к ощутимымкачественным изменениям в политической жизни страны, попытками адекватнооценить собственное юридико-государственное развитие, выявить основыотечественного правового мира. Проблемы юридической истины и юридическогопознания должны найти достойное место в общей исследовательской деятельностисовременного российского правоведения.
Заключение
Вопросы места и ролигосударства и права в политике государства всегда занимали ведущую позицию, какв Древнем Мире, так и в современную эпоху. Становление и развитиеЮриспруденции, как общественно-правовой науки, также происходило с самыхначальных этапов появления человеческого общества.
Как правило, она(Юриспруденция) особенно проявляется на переходных этапах человеческой истории,при переходе от одной формации к другой, от одного государственного строя кдругому. Именно в эти периоды, когда на смену старым приходят новыезаконопроекты, уставы, конституции и другие правовые акты, происходятэволюционные процессы в правовой системе государства.
Юриспруденциястановится именно тем каналом, который позволяет обеспечить правовуюоформленность общественно-политической деятельности государства. Позволяетюридически оформить соответствующие решения на всех уровнях (от государственныхдо личностных), а также обеспечить законную реализацию данных установок.
Очень важную роль вразвитии юридических наук играет изучение предмета истории государства и права,который позволяет нам делать историко-сравнительный анализ развития права.Именно история государства и права позволяет исследовать формирование иразвитие юридической политики, как одной из основных составляющихгосударственной деятельности, проследить на конкретном историко-юридическом материалетенденции её развития и воздействие на различные сферы жизнедеятельностиобщества.
Списокиспользуемой литературы
I. Учебная и специальнаялитература:
1. Историяполитических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф.В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
2. Историяполитических и правовых учений / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.
3. Научно-теоретическийжурнал «Правоведение» N2, 2006 г.
4. ПоздняковЭ.А. Философия государства и права. – М., 1995. – 312с.
5. Розин В.М.Юридическое мышление. Алматы, 2003. С. 9-10.
6. Синюков В.Н.Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.215-216.
II. Справочники и словари:
7. Бачинин В.А.,Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. СПб., 2000. С. 191.
8. Советскийэнциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов.Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.